Учебник «Социология. Основы общей теории»


Скачать 284.42 Kb.
НазваниеУчебник «Социология. Основы общей теории»
страница1/3
Дата публикации24.07.2013
Размер284.42 Kb.
ТипУчебник
userdocs.ru > Культура > Учебник
  1   2   3
Кафедра социологии – А-340.

Киселева Татьяна Валерьевна.

Журнал «Социологические исследования»

Учебник «Социология. Основы общей теории» под ред. Мягкова – 2003 год.
Социология как наука.

План:

  1. предпосылки возникновения социологии

  2. предмет и объект изучения социологии

  3. структура социологии

  4. функции социологии


Социология возникла лишь в середине 19 века. Основатель – Конт. Именно он в своем трактате заявил о создании социологии. Социология происходит от слов: societa – общество, logos –наука. Французская буржуазная революция явилась толчком начала социологии.

  1. социально-экономические и политические предпосылки. Новый общественный строй – капитализм. Происходит резкое расслоение общества. Появляется пролетариат и буржуазия. 19 век – это период быстрого экономического роста, но с другой стороны наблюдается расслоение населения. Это влечет за собой повышение социальной напряженности, которое происходило на фоне социального хаоса. Возникновение социологии было результатом переосмысления старой эпохи и осмысления итогов и уроков французской буржуазной революции, с другой стороны возникновение социологии стало ответом на вызовы Нового времени, требовавшего решения новых сложных задач.

  2. общецивилизационные предпосылки. В 19 веке отметилась тенденция к интеграции и универсализации мира. Начинает складываться единый социальный мир: формируется мировой рынок, единая система мирового хозяйства, эпоха ВГО, все тесней становится связь между культурами, складывается интерес к социальному устройству жизни других народов.

  3. общенаучные предпосылки. В 19 веке был накоплен большой материал о жизни общества: работала статистика, проводились переписи, проводились этнографические исследования.

Социология возникает не потому что появляется новый объект для изучения, а потому что новые задачи и проблемы, появившиеся в обществе, невозможно было решить методами данных наук. У истоков развития науки стоят Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.
Объектом социологии является общество как социальная реальность. Предмет социологии – это связь отношений и взаимодействий людей, объединенных в различные группы. Неоднозначная трактовка предмета привела к появлению макро и микросоциологии. Макросоциология изучает общество в целом: глобальные массовые общественные системы (феодальное, капиталистическое общество); глобальные общественные процессы; большие социальные структуры – слои и классы; социальные институты как формы организованной совместной деятельности людей; различные типы культур и их взаимодействия. Микросоциология – наука поведенческая, наука о повседневном поведении людей: малые социальные группы; групповое сознание и поведение; вопросы взаимодействия личности и группы, межличностное общение. Появляется теория среднего ранга (1947 год, Р. Мертон) – третий уровень социологии, который объединяет макро и микросоциологию. К нему относятся отраслевые социологии.

Сорокин определяет социологию как науку о взаимодействии внутри общества. Наиболее полным и точным определением является определение: социология – наука об общности.
Структура социологии:

  1. содержательный критерий

  2. формальный критерий

  3. функциональный критерий.

Согласно первому критерию выделяют:

  1. общая социология

  2. частные социологические теории

  3. социография

  4. метасоциология.

Общая социология – это абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности в её целостности, сущности и истории развития. В ней фиксируются основные закономерности. Частные социологические теории дают описание и анализ отдельного вида социальных явлений и структур. Социография – это изучение частных явлений, описание единичных ситуаций, проведение конкретных социологических исследований. Метасоциология изучает историю, методологию социологии.

Согласно второму критерию:

  1. теоретическая социология

  2. эмпирическая социология.

Задача теоретических исследований – понять суть вещей и явлений, эмпирической науки – ориентирована на точные описания внешних проявлений реальности.

Согласно третьему критерию:

  1. фундаментальная социология

  2. прикладная социология.

Первая из них ориентирована на приращение научного знания, на развитие самой науки, прикладная ставит своей задачей решение каких-то насущных проблем, разработку рекомендаций, выполнение социального заказа.

Общество как социальная система.

План:

  1. основы социальной жизни

  2. современные концепции общества

  3. признаки общества как социальной реальности

  4. типология общества.


Биологические предпосылки формирования общества: прямохождение, противопоставление большого пальца на руках, длительная зависимость ребенка от родителей, у человека отсутствует жесткий механизм инстинктов.

Социальные предпосылки: потребности, сознание. Сознание является основой социальной регуляции, в основе которой лежит эффект ожидания, проявляющийся в ожидании определенного типа поведения от окружающих. Сознание – способ ориентации человека в социальной среде. Данные ожидания отражают степень обязательности и необходимости для индивида предписанной формы поведения. Ожидание формируется на основе предвосхищения, и именно это дает возможность прогнозировать поведение людей.

Концепции, объясняющие причины объединения человека в общество:

  1. научные

  2. ненаучные.

Из научных:

  1. инструментальная – приоритет отдается человеческой сообразительности, позволившей создать орудия труда. Возникает неравенство в трудовой и экономической сферах.

  2. сексуальная – для людей характерен несезонный характер размножения. Упорядочивание происходит в результате создания семей.

  3. кратическая – сила, ум распределяются неравномерно, формируется элита, которая формирует правила поведения, почитания, обеспечивает защиту другим людям.

  4. гендорная – формируется в рамках феминисткой социологии: женщина имеет монополии на рождение и воспитание ребенка, а мужчина играет второстепенную роль.

  5. семантическая – строится на признании слабости человека как биологического существа.


Основные теории общества:

  1. функционализм, который включает культурную и функциональную систему

  2. конфликтологическое направление

  3. интеракционисткое направление.

Функционализм. Основоположники – Талкотт Парсонс, Роберт Мертон, Кингсли Дэвис. В рамках этого подхода происходит отождествление понятий «социальная система» и «общество». Социальная система отличается тем, что складывается на базе той или иной социальной общности, а её элементами являются люди, чье поведение определяется социальными статусами и социальными ролями (функциями), а также ценностями и нормами. Системные качества: целостность, структурность, иерархичность (общество состоит из частей, каждая из которых представляет собой системой), зависимость элементов от их места и от функций, взаимосвязь с внешней средой. Согласно этому подходу, общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный характер, и общество рассматривается как субстанция самостоятельная, первичная по отношению к личности. Общество анализируется как совокупность взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции и вносит тем самым вклад в поддержание устойчивости и стабильности системы.

Постулаты функционализма:

  • общество – это система интегрированных частей

  • социальная система характеризуется стабильностью, так как у ней имеются встроенные механизмы контроля

  • социальная система имеет не только функции, но и дисфункции. Данные отклонения преодолеваются сами собой, либо укореняются

  • изменения происходят постепенно, а не революционным путем и общественная целостность достигается благодаря согласию большинства.

^ Конфликтологическое направление. Основоположники – Чарльз Райт Миллс, Ральф Дарендорф. Сторонники направления отрицают сплоченность и не признают сотрудничество в качестве способа социальных изменений, общество – система, но характер отношений складывается на основе конфликтов и противостояний. Любое общество характеризуется неравенством, каждая группа борется за получение привилегий. Дарендорф видел основу развития общества в политической сфере: одни имеют власть и стремятся её сохранить, а другие стараются её забрать. Без конфликтов общество невозможно. Современные конфликтологи говорят о том, что конфликты в экономической сфере также развивают общество. С точки зрения марксизма общество – сложившаяся в процессе исторического развития, относительно устойчивая система социальных связей как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычаев, традиций, законов, социальных институтов, которая строится на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Дарендорф сформулировал ряд постулатов, которые легли в основу этой теории:

  • главной отличительной особенностью общества является господство, конфликт и подавление

  • общественная структура основана на власти одних людей над другими

  • у каждой социальной группы существуют свои интересы

  • когда люди осознают свои интересы, они могут создавать общественный класс (профсоюзы)

  • классовый конфликт обостряется, если вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а другие её лишены; те, кто лишен власти, не могут её получить; люди могут свободно организовывать политические группы.

^ Интеракционисткое направление. Данное направление изучает не макросистемы и структуры, а те способы, посредством которых индивиды связаны в небольшие группы и общества. Анализу подлежит роль конкретных межличностных взаимодействий в создании и функционировании структур социального мира. Наиболее известные теории: теория обмена (Джордж Хоманс, Питер Блау), теория символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид и Герберт Блумер), феноменологическая теория (Г. Гарфинкель, Альфред Шюц). Общество – это совокупность действий личностей и отношений между ними.
Признаки общества как социальной реальности (Эмиль Дюркгейм).

  1. общность территории. Территория – основа социальной реальности.

  2. целостность и устойчивость. Общество способно воспроизводить и поддерживать высокую интенсивность внутренних связей. Устойчивость достигается благодаря наличию социальной структуры.

  3. относительная автономность появляется в трех видах: самодостаточность, саморегулируемость, самовоспроизводство.

  4. интегративность. Новые поколения приобщаются к сложившейся системе норм, правил поведения. Существуют особые механизмы социализации, за которые отвечает культура.

Общество – это совокупность индивидов, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия в целях удовлетворения потребностей, и которая характеризуется устойчивостью и целостностью, скоординированностью и самодостаточностью, а также достижением такого уровня развития культуры, при котором появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи.

Типологии общества.

  1. марксистская: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое общество. В основе классификации лежит способ и отношение к производству.

  2. Герберт и Джон Ленски. В основе лежит способ получения средств к существованию. 4 типа общества: общества, живущие охотой и собирательством (кочевой образ жизни, сбор плодов, нет орудий); садоводческие (примитивные орудия труда, социальная структура основана на семье); аграрное (сельское хозяйство); промышленное (современны технологии, экономический рост, развитие мирового рынка). Данная типология легла в основу следующей

  3. Фердинанд Тённис. В 1887 году провел исследование по сравнению 2 обществ: типа община и само общество – Gemeinschaft (община), Gesellschaft (общество). Общество общинного типа: естественное разделение труда, персонализация межличностных отношений, то есть отношения имеют личностный характер, неформальный контроль над поведением, социальная структура основана на семейно-родственных связях, примитивная система управления, данный тип стимулирует у людей жить в соответствии с общинными принципами, важную роль играют религиозные ценности. Сложное общество: в данном обществе доминируют ролевые и статусные взаимодействия, профессиональное разделение труда, формальная система регуляции отношений на основе формального права, формируется сложная система управления, появляются институты управления, секуляризация религии, данное общество ориентировано на рациональное осуществление личных интересов, формируется множество социальных институтов, которые отвечают за регуляцию взаимоотношений.

  4. теория постиндустриального общества (70 года ХХ века). Даниил Белл. Общество проходит 3 стадии развития: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Традиционное общество основано на аграрном укладе, развивается сельское хозяйство, рыболовство, работники находятся в личной зависимости от работодателя, продукты производятся небольшими партиями, в основе социальное регуляции лежат традиции, образование является уделом лишь небольшой части общества. Индустриальное общество: развивается машинное производство, обрабатывающая промышленность, банковское дело, продукты производятся большими партиями, работники получают личную свободу и становятся наемными рабочими, разрушаются традиционные привилегии, образование общедоступно, наблюдается урбанизация. Постиндустриальное общество: основные ресурсы – знания и информация, производство основано на новых технологиях (нано), изменяется структура хозяйства, развивается сфера услуг, собственность теряет свое значение, на первый план выходят знания, информированность, доступ к информации, на смену классам приходит стратификация, наблюдается отток жителей из городов в пригороды, хозяйственная деятельность ориентирована на работу со структурами знания, на обработку и интерпретацию информации, на научное прогнозирование, центрами становятся институты и университеты. Тоффлер называет постиндустриальное общество цивилизацией третьего уровня, информационным обществом, надиндустриальным, общество риска.

  5. массовое общество – это общество, в котором происходит стандартизация всех форм общественной жизни: массовое производство и потребление, массовое производство связано с запуском на конвейер одинаковых вещей, а потребление ведет за собой массовое удовлетворение одинаковых потребностей, формируется массовая культура со стандартизацией привычек, вкуса, образа мышления, стереотипов, происходит усреднение образа жизни множества людей, формирование универсальной публики, специфические массовые способы социальной деятельности, развивается бюрократический аппарат. Массовое общество – совокупность средних людей, в основе взаимодействия которых лежат первичные потребности и феномен массовой культуры. Минусы – духовная деградация и появление человека-массы, сознание подвергается манипулированию. Одной из разновидностей массового является глобальное общество. Признаки: оно основано на том, что формируется сеть коммуникаций, основанная на новейших технологиях, а значит, в масштабе целого мира начинают перемещаться блоки информации; общества становятся все теснее связанными сетью экономических, политических, культурных, стратегических связей, события в одной части мира сказываются в другой; появляются новые формы организации наднационального характера, не связанные с какой-либо страной, формируется наднациональные телевизионные компании, журналы, а также футбольные клубы; появляются социальные группы, жизнь и трудовая деятельность которых совершенно оторвана от конкретного места. Результатом такого изменения является универформизация.

  6. закрытое и открытое общество. Карл Поппер.

На семинар: тема «Общество», «закрытое и открытое общество».
  1   2   3

Похожие:

Учебник «Социология. Основы общей теории» iconЛитература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов
Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ под ред. Г. В. Осипова. М., 2003, гл. 9,14
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconЛитература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов
Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ под ред. Г. В. Осипова. М., 2003, гл. 9,14
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconЛитература: Источники Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов
Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ под ред. Г. В. Осипова. М., 2003, гл. 9,14
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconТема: Социология культуры и социология религии
Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. / Отв редактор Осипов Г. В. М., 2002
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconУчебник «Социология. Основы общей теории»
Социология возникла лишь в середине 19 века. Основатель – Конт. Именно он в своем трактате заявил о создании социологии. Социология...
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconУчебник «Социология. Основы общей теории»
Социология возникла лишь в середине 19 века. Основатель – Конт. Именно он в своем трактате заявил о создании социологии. Социология...
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconКурс экономической теории учебник Издание 4-е, дополненное и переработанное...
Иппк мгу им. М. В. Ломоносова; доктор экономических наук, профессор Пороховский А. А
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Проблемы современной экономической теории», посвященной 65-летию кафедры общей экономической теории БашГУ, которая состоится 16-17...
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconКравченко С. А. Социология: парадигмы через призму социологического...
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15т. Т. 4: Общество: статика и динамика. М.: Инфра-м
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconОсновы общей
С 29 Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений / Под ред. В. А. Сластенина....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница