Учебник «Социология. Основы общей теории»


Скачать 203.71 Kb.
НазваниеУчебник «Социология. Основы общей теории»
Дата публикации24.07.2013
Размер203.71 Kb.
ТипУчебник
userdocs.ru > Культура > Учебник
Кафедра социологии – А-340.

Киселева Татьяна Валерьевна.

Журнал «Социологические исследования»

Учебник «Социология. Основы общей теории» под ред. Мягкова – 2003 год.
Социология как наука.

План:

  1. предпосылки возникновения социологии

  2. предмет и объект изучения социологии

  3. структура социологии

  4. функции социологии


Социология возникла лишь в середине 19 века. Основатель – Конт. Именно он в своем трактате заявил о создании социологии. Социология происходит от слов: societa – общество, logos –наука. Французская буржуазная революция явилась толчком начала социологии.

  1. социально-экономические и политические предпосылки. Новый общественный строй – капитализм. Происходит резкое расслоение общества. Появляется пролетариат и буржуазия. 19 век – это период быстрого экономического роста, но с другой стороны наблюдается расслоение населения. Это влечет за собой повышение социальной напряженности, которое происходило на фоне социального хаоса. Возникновение социологии было результатом переосмысления старой эпохи и осмысления итогов и уроков французской буржуазной революции, с другой стороны возникновение социологии стало ответом на вызовы Нового времени, требовавшего решения новых сложных задач.

  2. общецивилизационные предпосылки. В 19 веке отметилась тенденция к интеграции и универсализации мира. Начинает складываться единый социальный мир: формируется мировой рынок, единая система мирового хозяйства, эпоха ВГО, все тесней становится связь между культурами, складывается интерес к социальному устройству жизни других народов.

  3. общенаучные предпосылки. В 19 веке был накоплен большой материал о жизни общества: работала статистика, проводились переписи, проводились этнографические исследования.

Социология возникает не потому что появляется новый объект для изучения, а потому что новые задачи и проблемы, появившиеся в обществе, невозможно было решить методами данных наук. У истоков развития науки стоят Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.
Объектом социологии является общество как социальная реальность. Предмет социологии – это связь отношений и взаимодействий людей, объединенных в различные группы. Неоднозначная трактовка предмета привела к появлению макро и микросоциологии. Макросоциология изучает общество в целом: глобальные массовые общественные системы (феодальное, капиталистическое общество); глобальные общественные процессы; большие социальные структуры – слои и классы; социальные институты как формы организованной совместной деятельности людей; различные типы культур и их взаимодействия. Микросоциология – наука поведенческая, наука о повседневном поведении людей: малые социальные группы; групповое сознание и поведение; вопросы взаимодействия личности и группы, межличностное общение. Появляется теория среднего ранга (1947 год, Р. Мертон) – третий уровень социологии, который объединяет макро и микросоциологию. К нему относятся отраслевые социологии.

Сорокин определяет социологию как науку о взаимодействии внутри общества. Наиболее полным и точным определением является определение: социология – наука об общности.
Структура социологии:

  1. содержательный критерий

  2. формальный критерий

  3. функциональный критерий.

Согласно первому критерию выделяют:

  1. общая социология

  2. частные социологические теории

  3. социография

  4. метасоциология.

Общая социология – это абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности в её целостности, сущности и истории развития. В ней фиксируются основные закономерности. Частные социологические теории дают описание и анализ отдельного вида социальных явлений и структур. Социография – это изучение частных явлений, описание единичных ситуаций, проведение конкретных социологических исследований. Метасоциология изучает историю, методологию социологии.

Согласно второму критерию:

  1. теоретическая социология

  2. эмпирическая социология.

Задача теоретических исследований – понять суть вещей и явлений, эмпирической науки – ориентирована на точные описания внешних проявлений реальности.

Согласно третьему критерию:

  1. фундаментальная социология

  2. прикладная социология.

Первая из них ориентирована на приращение научного знания, на развитие самой науки, прикладная ставит своей задачей решение каких-то насущных проблем, разработку рекомендаций, выполнение социального заказа.

Общество как социальная система.

План:

  1. основы социальной жизни

  2. современные концепции общества

  3. признаки общества как социальной реальности

  4. типология общества.


Биологические предпосылки формирования общества: прямохождение, противопоставление большого пальца на руках, длительная зависимость ребенка от родителей, у человека отсутствует жесткий механизм инстинктов.

Социальные предпосылки: потребности, сознание. Сознание является основой социальной регуляции, в основе которой лежит эффект ожидания, проявляющийся в ожидании определенного типа поведения от окружающих. Сознание – способ ориентации человека в социальной среде. Данные ожидания отражают степень обязательности и необходимости для индивида предписанной формы поведения. Ожидание формируется на основе предвосхищения, и именно это дает возможность прогнозировать поведение людей.

Концепции, объясняющие причины объединения человека в общество:

  1. научные

  2. ненаучные.

Из научных:

  1. инструментальная – приоритет отдается человеческой сообразительности, позволившей создать орудия труда. Возникает неравенство в трудовой и экономической сферах.

  2. сексуальная – для людей характерен несезонный характер размножения. Упорядочивание происходит в результате создания семей.

  3. кратическая – сила, ум распределяются неравномерно, формируется элита, которая формирует правила поведения, почитания, обеспечивает защиту другим людям.

  4. гендорная – формируется в рамках феминисткой социологии: женщина имеет монополии на рождение и воспитание ребенка, а мужчина играет второстепенную роль.

  5. семантическая – строится на признании слабости человека как биологического существа.


Основные теории общества:

  1. функционализм, который включает культурную и функциональную систему

  2. конфликтологическое направление

  3. интеракционисткое направление.

Функционализм. Основоположники – Талкотт Парсонс, Роберт Мертон, Кингсли Дэвис. В рамках этого подхода происходит отождествление понятий «социальная система» и «общество». Социальная система отличается тем, что складывается на базе той или иной социальной общности, а её элементами являются люди, чье поведение определяется социальными статусами и социальными ролями (функциями), а также ценностями и нормами. Системные качества: целостность, структурность, иерархичность (общество состоит из частей, каждая из которых представляет собой системой), зависимость элементов от их места и от функций, взаимосвязь с внешней средой. Согласно этому подходу, общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный характер, и общество рассматривается как субстанция самостоятельная, первичная по отношению к личности. Общество анализируется как совокупность взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции и вносит тем самым вклад в поддержание устойчивости и стабильности системы.

Постулаты функционализма:

  • общество – это система интегрированных частей

  • социальная система характеризуется стабильностью, так как у ней имеются встроенные механизмы контроля

  • социальная система имеет не только функции, но и дисфункции. Данные отклонения преодолеваются сами собой, либо укореняются

  • изменения происходят постепенно, а не революционным путем и общественная целостность достигается благодаря согласию большинства.

^ Конфликтологическое направление. Основоположники – Чарльз Райт Миллс, Ральф Дарендорф. Сторонники направления отрицают сплоченность и не признают сотрудничество в качестве способа социальных изменений, общество – система, но характер отношений складывается на основе конфликтов и противостояний. Любое общество характеризуется неравенством, каждая группа борется за получение привилегий. Дарендорф видел основу развития общества в политической сфере: одни имеют власть и стремятся её сохранить, а другие стараются её забрать. Без конфликтов общество невозможно. Современные конфликтологи говорят о том, что конфликты в экономической сфере также развивают общество. С точки зрения марксизма общество – сложившаяся в процессе исторического развития, относительно устойчивая система социальных связей как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычаев, традиций, законов, социальных институтов, которая строится на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Дарендорф сформулировал ряд постулатов, которые легли в основу этой теории:

  • главной отличительной особенностью общества является господство, конфликт и подавление

  • общественная структура основана на власти одних людей над другими

  • у каждой социальной группы существуют свои интересы

  • когда люди осознают свои интересы, они могут создавать общественный класс (профсоюзы)

  • классовый конфликт обостряется, если вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а другие её лишены; те, кто лишен власти, не могут её получить; люди могут свободно организовывать политические группы.

^ Интеракционисткое направление. Данное направление изучает не макросистемы и структуры, а те способы, посредством которых индивиды связаны в небольшие группы и общества. Анализу подлежит роль конкретных межличностных взаимодействий в создании и функционировании структур социального мира. Наиболее известные теории: теория обмена (Джордж Хоманс, Питер Блау), теория символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид и Герберт Блумер), феноменологическая теория (Г. Гарфинкель, Альфред Шюц). Общество – это совокупность действий личностей и отношений между ними.
Признаки общества как социальной реальности (Эмиль Дюркгейм).

  1. общность территории. Территория – основа социальной реальности.

  2. целостность и устойчивость. Общество способно воспроизводить и поддерживать высокую интенсивность внутренних связей. Устойчивость достигается благодаря наличию социальной структуры.

  3. относительная автономность появляется в трех видах: самодостаточность, саморегулируемость, самовоспроизводство.

  4. интегративность. Новые поколения приобщаются к сложившейся системе норм, правил поведения. Существуют особые механизмы социализации, за которые отвечает культура.

Общество – это совокупность индивидов, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия в целях удовлетворения потребностей, и которая характеризуется устойчивостью и целостностью, скоординированностью и самодостаточностью, а также достижением такого уровня развития культуры, при котором появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи.

Типологии общества.

  1. марксистская: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое общество. В основе классификации лежит способ и отношение к производству.

  2. Герберт и Джон Ленски. В основе лежит способ получения средств к существованию. 4 типа общества: общества, живущие охотой и собирательством (кочевой образ жизни, сбор плодов, нет орудий); садоводческие (примитивные орудия труда, социальная структура основана на семье); аграрное (сельское хозяйство); промышленное (современны технологии, экономический рост, развитие мирового рынка). Данная типология легла в основу следующей

  3. Фердинанд Тённис. В 1887 году провел исследование по сравнению 2 обществ: типа община и само общество – Gemeinschaft (община), Gesellschaft (общество). Общество общинного типа: естественное разделение труда, персонализация межличностных отношений, то есть отношения имеют личностный характер, неформальный контроль над поведением, социальная структура основана на семейно-родственных связях, примитивная система управления, данный тип стимулирует у людей жить в соответствии с общинными принципами, важную роль играют религиозные ценности. Сложное общество: в данном обществе доминируют ролевые и статусные взаимодействия, профессиональное разделение труда, формальная система регуляции отношений на основе формального права, формируется сложная система управления, появляются институты управления, секуляризация религии, данное общество ориентировано на рациональное осуществление личных интересов, формируется множество социальных институтов, которые отвечают за регуляцию взаимоотношений.

  4. теория постиндустриального общества (70 года ХХ века). Даниил Белл. Общество проходит 3 стадии развития: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Традиционное общество основано на аграрном укладе, развивается сельское хозяйство, рыболовство, работники находятся в личной зависимости от работодателя, продукты производятся небольшими партиями, в основе социальное регуляции лежат традиции, образование является уделом лишь небольшой части общества. Индустриальное общество: развивается машинное производство, обрабатывающая промышленность, банковское дело, продукты производятся большими партиями, работники получают личную свободу и становятся наемными рабочими, разрушаются традиционные привилегии, образование общедоступно, наблюдается урбанизация. Постиндустриальное общество: основные ресурсы – знания и информация, производство основано на новых технологиях (нано), изменяется структура хозяйства, развивается сфера услуг, собственность теряет свое значение, на первый план выходят знания, информированность, доступ к информации, на смену классам приходит стратификация, наблюдается отток жителей из городов в пригороды, хозяйственная деятельность ориентирована на работу со структурами знания, на обработку и интерпретацию информации, на научное прогнозирование, центрами становятся институты и университеты. Тоффлер называет постиндустриальное общество цивилизацией третьего уровня, информационным обществом, надиндустриальным, общество риска.

  5. массовое общество – это общество, в котором происходит стандартизация всех форм общественной жизни: массовое производство и потребление, массовое производство связано с запуском на конвейер одинаковых вещей, а потребление ведет за собой массовое удовлетворение одинаковых потребностей, формируется массовая культура со стандартизацией привычек, вкуса, образа мышления, стереотипов, происходит усреднение образа жизни множества людей, формирование универсальной публики, специфические массовые способы социальной деятельности, развивается бюрократический аппарат. Массовое общество – совокупность средних людей, в основе взаимодействия которых лежат первичные потребности и феномен массовой культуры. Минусы – духовная деградация и появление человека-массы, сознание подвергается манипулированию. Одной из разновидностей массового является глобальное общество. Признаки: оно основано на том, что формируется сеть коммуникаций, основанная на новейших технологиях, а значит, в масштабе целого мира начинают перемещаться блоки информации; общества становятся все теснее связанными сетью экономических, политических, культурных, стратегических связей, события в одной части мира сказываются в другой; появляются новые формы организации наднационального характера, не связанные с какой-либо страной, формируется наднациональные телевизионные компании, журналы, а также футбольные клубы; появляются социальные группы, жизнь и трудовая деятельность которых совершенно оторвана от конкретного места. Результатом такого изменения является универформизация.

  6. закрытое и открытое общество. Карл Поппер.

На семинар: тема «Общество», «закрытое и открытое общество».
Социальные действия, связи, взаимодействия.

План:

  1. сущность и виды социального действия

  2. социальная связь и её виды

  3. теории межличностного взаимодействия.

Макс Вебер. Теория социального действия. Социальное действие – действие, которое по субъективно подразумеваемому смыслу соотносится с действия других людей или ориентируется на них. Свойства действия: осознанность, ориентация на другого человека или группы. Субъект действия – индивид. Если действие не осознанно или не направлено на других людей, то оно не социально. Классификация социальных действий:

  1. целерациональное – индивид ясно осознает цели, которые хочет достигнуть, просчитывает все возможные реакции окружающих, соотносит их со своей целью и выбирает наиболее эффективные для себя средства достижения цели. В основе этого действия лежит принцип: для достижения цели хороши любые средства. Оно всегда ориентировано на успех. Этот тип является идеальной конструкцией, которая в жизни редко встречается.

  2. ценностнорациональное – ценностнорационально действует тот субъект, который, не считаясь с предвиденными последствиями, поступает так, как ему кажется, требует от него долг, честь, совесть и т.д. Это действие на основе убеждений, в результате цель может быть не достигнута. Формируется в рамках общей системы ценностей.

  3. традиционное – это действие через традицию, привычку. Оно формируется на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным традициями культуры. К нему относятся ритуалы, рукопожатия, поздравления и т.д.

  4. аффективное – действие находится на грани того, что является осознанным, основа – эмоциональное состояние субъекта и стремление его к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом. В этом действии нет цели, в основе – эмоции.

Структурно-фунциональная теория Парсонса. Эта теория строится не вокруг самого действия, а вокруг ориентации действующего субъекта на ситуацию. Виды ситуаций:

  1. выбор между действием в исключительно собственных интересах или необходимостью учета в своем поведении потребностей коллектива.

  2. выбор между стремлением удовлетворения сиюминутных потребностей или отказ от них ради перспективы.

  3. выбор между ориентацией на социальные характеристики индивида или на внутренне присущие ему свойства.

  4. подчинение индивидом своего поведения какому-либо общему правилу или поведение с учетом специфики ситуации.

Все ориентации субъекта на ситуацию рассматриваются с точки зрения их функционального значения для системы. Анализу подлежит система действия: деятель и ситуация. Единичный акт – одно действие. Субъектом является любая социальная структура: личность, группа, институт. Любое действие социально.
Социальная связь. Действия, взаимодействия.

Социальная связь – это зависимость людей друг от друга, выражающаяся в различный сочетаниях социальных действий. Типы связи:

  1. социальный контакт – это единичный акт связи, соучастие, поскольку в нем отсутствует система сопряженных действий партнеров по отношению друг к другу. Любой социальный контакт имеет 3 черты: поверхностный мимолетный характер, субъекты могут меняться, ожидания или ориентации на другого не распространяются далее ситуацию контакта. Виды контактов: устойчивые и преходящие (по времени), частные и публичные (по потребности), личные и вещественные (по предмету заинтересованности), опосредованные и непосредственные (по способу совершения контакта).

  2. социальное взаимодействие (интеракция) – это систематические достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать вполне определенную реакцию. Ответная реакция порождает новую реакцию действующего, то есть речь идет об обмене социальными действиями. Свойства: сопряженность с социальным действием партнера, возобновляемость и координация, устойчивый интерес к ответным действиям. Социальные взаимодействия осуществляются между знакомыми людьми. Взаимодействия могут быть устойчивыми.

  3. социальные отношения – это наиболее устойчивые самовозобновляющиеся и чувственно переживаемые социальные взаимодействия.

Любые связи могут осуществляться как на микро так и на макроуровне. Они могут иметь характер сотрудничества или конкуренции, конфликта.
Теории межличностного общения:

  1. теория обмена. Джордж Хоманс и Питер Блау. Люди взаимодействуют друг с другом на основе опыта, взвешивая возможные затраты и вознаграждения. Поведение в настоящий момент обусловлено тем, как вознаграждалось оно в прошлом. Основные принципы: чем больше вознаграждение, тем чаще поведение повторяется; если вознаграждение зависит от условий, то человек стремится воссоздать эти условия; если вознаграждение велико, то человек стремится затратить больше усилий; когда потребности близки к насыщению, то он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

  2. символический интеракционизм. Джордж Мид и Герберт Блумер. Идея: поведение людей по отношению друг к другу и предметом окружающего мира обусловлено тем значением, которое они им придают. Поведение людей не является пассивной реакцией на наказание и поощрение, а имеет социальный характер и основывается на коммуникации. Взаимодействие – это непрерывный диалог, в процессе которого люди осмысляют, наблюдают и реагируют не только на поведение других, но и на их намерения. В основе коммуникации лежат символы. Значимый жест – жест, в который вложен смысл, незначимый жест – автоматически выполняемый. Эта теория научно субъективна.

  3. управление впечатлениями (драматургический подход). Эрвин Гоффман. Любое общение – спектакль. В процессе общения человек стремится создать о себе благоприятное впечатление.

  4. психоаналитическая концепция. Зигмунд Фрейд. На межличностное взаимодействие оказывают влияние понятия, усвоенные в раннем детстве и конфликты, пережитые в тот период, то есть, в процессе общения воспроизводится детский комплекс.


Социальные группы и общности.

План:

  1. понятие социальной общности. Виды общности

  2. сущность социальных групп

  3. квазигруппы и их виды

  4. классификация социальных групп.


Общность – это реально существующая и эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия. Существует 2 класса социальных общностей:

  1. массовые – им присущи: аморфный характер (общности равны сумме входящих индивидов), структурная нерасчлененность (некая определенность качественного и количественного состава), ситуативный способ существования (они существуют в рамках и по поводу одного вида деятельности), разнородность состава (межгрупповая природа), они не могут выступать в качестве структурных единиц больших по размеру социальных систем. Примеры: ассоциации по интересам. Массовые общности делятся на 2 вида:

    1. социальная агрегация – это совокупность индивидов, объединенных в некотором физическом пространстве и не осуществляющих взаимодействие друг с другом, их объединяет территориальный признак. Примеры: пассажиры, покупатели, люди на остановке, площади и т.д.

    2. социальная категория – это совокупность индивидов, имеющих одну или несколько взаимосвязанных общих характеристик. Примеры: рабочие, студенты, пенсионеры; молодежь.

  2. групповые. Им характерны: органический характер (они целостны, в основе – взаимодействие), определенность границ, качественного и количественного состава, они способны осуществлять разнообразные виды деятельности, они имеют выраженный однородный состав, могут входить в качестве структурных единиц в социальные системы. Примеры: трудовые коллективы, политические партии, факультеты и потоки в институте.

Социальные общности – это такие объединения людей, которые: во-первых, возникают и формируются на основе их культурно-исторической самобытности (нации, народности), родственных связей или сходства стадий жизненного цикла (семейные общности); во-вторых, различаются по профессионально-квалификационным и территориально-региональным признакам.

^ Социальная группа.

Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей.

Группа – это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанные системой отношений, которая регулируется формальными и неформальными институтами. При этом члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления.

Группа – это совокупность индивидов, тем или иным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к этой группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Это определение было сформулировано Робертом Мертоном.

Для всех социальных групп характерен определенный уровень сплоченности.

Квазигруппы.

Имеют отличительные черты: спонтанность, случайность образования; неустойчивость; отсутствие разнообразия в взаимодействиях, однонаправленность связей. Виды квазигрупп: аудитория, толпа, социальный круг. Аудитория – это совокупность индивидов, объединенная взаимодействием с коммуникатором, владеющим информацией и доводящим её до этой общности. Для аудитории характерен односторонний характер связи. Информацию аудитория получает непосредственно и опосредованно. Получая информацию, люди по-разному её воспринимают, анализируют. На базе аудитории формируются социальные круги. Социальные круги – это совокупность людей, объединенная для обсуждения информации, присутствует двусторонняя связь. Социальные круги имеют лидеров мнения, которые подводят итог обсуждению. Виды социальных кругов: контактный круг – формируется из людей, которые периодически встречаются в транспорте, на улице, наличие общей заинтересованности в теме дискуссии позволяет людям завязывать мимолетные контакты, они легко создаются и легко распадаются; профессиональный круг – общности людей для обмена информацией по профессиональному признаку (семинары, конференции, совещания); дружеский круг – образуются из людей, связанных дружбой; статусный круг – формируется из людей, имеющих одинаковые или близкие социальные статусы, статусный круг является более закрытым объединением. Толпа – совокупность людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов и эмоциональным настроем. Все толпы имеют схожие черты: внушаемость – лица, попадая в толпу, быстрее принимают веру толпы; неотделенность личности от толпы. Виды толпы: случайная – неопределенная структура, людей объединяет либо незначительная цель, либо бесцельное времяпрепровождение, индивиды слабо эмоционально включены в толпу; обусловленная – собрание людей, заранее планируемого и относительно структурированное, эта толпа обусловлена в том смысле, что поведение её членов находится под воздействием определенных, заранее установленных правил; экспрессивная – образуется для личного удовольствия её членов, а поэтому активность людей в толпе является целью её создания и результатом её действия; действующая – есть 2 вида: сборище и восставшая. Сборище – это эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к агрессивным, насильственным действиям. Сборище может иметь лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих от остальных членов толпы конформного поведения. Сборище имеет кратковременный характер и после воздействий распадается. Например, действия фанатов. Восставшая толпа в отличие от сборища имеет менее структурированное поведение, оно менее целенаправленно и менее устойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп людей, преследующих свои цели, но в критический момент действующих сходным образом. Этот вид толпы неустойчив и подвержен воздействию случайных фактов. Например, демонстрации, шествия.

^ Классификация социальных групп.

Наиболее распространенная:

  1. большие

  2. малые.

Эти группы отличаются друг от друга не только по численности, но и по качественным признакам. Малые – от 2 до 15-20 человек, характерно: непосредственное межличностное общение, неформальный контроль за поведением, высокая степень совпадения ценностных ориентаций, цель деятельности складывается из целей её членов. В больших группах доминирует общая цель, характерно: опосредованный характер общения, доминируют формальные санкции, группа более разнородна.

Следующая классификация – по характеру взаимоотношений:

  1. первичные.

  2. вторичные.

Это понятие было введено Ч.Х. Кули. Первичная группа создается для межличностного общения людей, члены группы выступают как личности и индивидуальности (дружеские группы, семьи). Вторичная группа – это группа функциональная, создается для выполнения определенных функций решения задач, достижения целей, а значит, отношения внутри группы имеют статусный, безличный характер.

Большая группа первичной быть не может!

Третья классификация:

  1. ингруппа

  2. аутгруппа.

Ингруппа – это та группа, которая по отношению к индивиду является его группой (семья, команда), аутгруппа – чужая.

Последний тип: референтная группа – группа, которую индивид считает для себя эталонной.
Личность и общество.

План:

  1. понятие личности в социологии

  2. основные направления, стадии и факторы социализации

  3. социальные статусы и их роли

  4. отклоняющееся поведение, виды социальных отклонений и причины возникновения.

Понятие личности. Существует 3 близких понятия: человек – биологическое понятие, индивид – обозначает отдельно взятого представителя человечества и личность – индивид, взятый в социальном контексте. Личность – конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально-значимых черт и качеств данного общества. Личность – это индивид, который в отношениях с другими людьми выполняет определенные функции и реализует в своей деятельности социально-значимые качества. Социально-значимые качества:

  1. социально определяемая цель деятельности

  2. ожидания в отношении социальных позиций, занимаемых индивидом

  3. ролевые функции, выполняемые для достижения конкретных целей

  4. ценностные ориентации и нормы, а также наличие личностного самосознания

  5. совокупность знаний, уровень образования и специальной подготовки

  6. социально-психологические особенности

  7. активность и степень самостоятельности в принятии решений.

Социология изучает личность с точки зрения ее социально-типических качеств и как субъекта социального действия.

^ Формирование личности. В самом общем смысле социализация понимается как процесс общественного формирования личности. Она включает в себя социальное познание, общение, овладение навыками практической деятельности, активное переустройство окружающего мира, изменение свойств самой личности. Выделяют 2 стадии:

  1. социальная адаптация

  2. интериоризация – формирование внутреннего мира личности включением в него социальных норм. Как результат формирование внутреннего Я, духовного мира личности, её индивидуальности. Результат – формирование специфики социального поведения.

Эти 2 стадии существуют параллельно.

Социализация также рассматривается как усвоение индивидом культурной системы того общества, в котором он живет. Усваиваются, прежде всего, общезначимые нормы, причем усваиваются до такой степени, что становятся частью личности и уже автоматически управляют её деятельностью. Социализация также выражается в процессе идентификации с социальными группами. Принадлежность к различным группам проявляется через признание и личное восприятие групповых ценностей и норм. Освоение черт, присущих общностям, с одной стороны выражается в социально-типических проявлениях поведения данной личности, а с другой стороны придает личности индивидуальность.

Выделяют 3 этапа социализации:

  1. дотрудовая

  2. трудовая

  3. посттрудовая.

Основные факторы формирования:

  • Биологическая наследственность – играет важную роль в процессе формирования способностей, склонностей, характер взаимоотношений.

  • Физическое окружение – формирует свойства-характеристики личности.

  • Культура. Каждое общество предоставляет своим членам особенный опыт и особенные культурные черты, которые не может предоставить другое общество. Из этого возникает личностная конфигурация, типичная для многих членов общества. В обществе существует модальный тип личности.

  • Групповой опыт. Накапливая социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и сопоставляя себя с другими, формирует собственный образ Я. Ч. Х. Кули – «теория зеркального Я». Суть – наблюдается эффект зеркального отражения у людей представлений о том, как их оценивают. Человек оценивает то, как его воспринимают, реагирует на это и ведет себя в соответствии с этой реакцией. Джордж Гербер Мид – «обобщенный другой» – ценности, нормы, стандарты группы, которые в дальнейшем личность воспроизводит в поведении.

  • Индивидуальный опыт.

Социальный статус и роли.

Похожие:

Учебник «Социология. Основы общей теории» iconЛитература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов
Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ под ред. Г. В. Осипова. М., 2003, гл. 9,14
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconЛитература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов
Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ под ред. Г. В. Осипова. М., 2003, гл. 9,14
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconЛитература: Источники Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов
Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ под ред. Г. В. Осипова. М., 2003, гл. 9,14
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconТема: Социология культуры и социология религии
Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. / Отв редактор Осипов Г. В. М., 2002
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconУчебник «Социология. Основы общей теории»
Социология возникла лишь в середине 19 века. Основатель – Конт. Именно он в своем трактате заявил о создании социологии. Социология...
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconУчебник «Социология. Основы общей теории»
Социология возникла лишь в середине 19 века. Основатель – Конт. Именно он в своем трактате заявил о создании социологии. Социология...
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconКурс экономической теории учебник Издание 4-е, дополненное и переработанное...
Иппк мгу им. М. В. Ломоносова; доктор экономических наук, профессор Пороховский А. А
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Проблемы современной экономической теории», посвященной 65-летию кафедры общей экономической теории БашГУ, которая состоится 16-17...
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconКравченко С. А. Социология: парадигмы через призму социологического...
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15т. Т. 4: Общество: статика и динамика. М.: Инфра-м
Учебник «Социология. Основы общей теории» iconОсновы общей
С 29 Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений / Под ред. В. А. Сластенина....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница