Вопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык»


Скачать 351.55 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык»
страница1/4
Дата публикации21.03.2013
Размер351.55 Kb.
ТипВопросы к экзамену
userdocs.ru > Культура > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4
Ответы на вопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык»
Вопрос: феномен старославянского языка как общеславянского литературного языка эпохи Средневековья. Задачи его изучения.

Ответ: старославянский язык – язык первых переводов церковных книг византийской эпохи. Также называется древнеболгарским. Эти переводы были сделаны во второй половине IX века, начиная с 863 г. Переводы были сделаны «славянскими первоучителями» Константином (Кириллом) и Мефодием и их последователями в целях христианизации славянских народов. С самого начала старославянский язык был церковно-литературным языком, письменным языком славянского православия. Хотя в основе старославянского языка лежит южнославянский диалект, старославянский язык был искусственным культурным образованием.

Уже через несколько столетий после своего создания старославянский превратился в мёртвый язык. В Киевской Руси он претерпел ряд реформ. После реформ Никона он получил название церковнославянского.

У старославянского языка существуют собственные лингвистические аспекты. Целый ряд языковых и привнесённых культурных качеств, обстоятельства его создания и роль в славянском литературном мире делает обязательным его изучение.

Главной и конечной целью лингвистических курсов является глубокое изучение родного языка, глубокое понимание двух последних веков, сравнительно-историческое изучение.

Применительно к современному русскому языку старославянский выполняет две функции: он является родственным языком и самой первой письменной фиксацией славянской речи вообще.

Культурная история старославянского языка сложилась так, что он очень рано оторвался от болгарской культурной почвы. Он стал «не только символом самостоятельного вступления славянства на широкую арену мировой культуры, но и ярким выражением братства славянских народов, общности их геополитических интересов и единства их культуры» (Виноградов).

Как общеславянский литературный язык, старославянский включился в европейский культурно-исторический процесс. Постепенно старославянский язык утратил своё единство, распавшись на несколько самостоятельных церковнославянских языков. При отсутствии широких языковых контактов старославянский приобретал черты славянских языков.

Старославянский период – 863 г. – конец XI века. В конце XI века произошло мощное языковое изменение в славянских языках (падение сверхкратких). Впоследствии старославянский язык дал начало нескольким самостоятельным церковным языкам.

Несмотря на элемент искусственности старославянского языка, в основе старославянского языка лежит естественный солунский диалект македонского наречия древнеболгарского языка. В Солуни родились Константин и Мефодий. Их отец был болгарином, наместником в Солуни, а мать – греческая аристократка. Братья учились в Константинопольском университете вместе с будущим византийским императором Михаилом III. В 863 г. моравский князь попросил крестить его княжество на основе славянского языка. Император отправил Константина, бывшего дипломатом и философом, и Мефодия.
Принципы и способы обработки солунского диалекта до старославянского языка:


  1. Создание азбуки. В основу азбуки (глаголицы) был положен один из вариантов арабского письма. Азбука отражала особенности славянской фонетики. Ученики Кирилла создали азбуку-кириллицу на основе уставного греческого письма;

  2. Составление грамматики. Грамматическая матрица древнегреческого языка была внедрена в систему фактов древнеславянских языков;

  3. Создание словаря: значительная часть слов была переведена с греческого языка. Многие слова были калькированы, а многие просто заимствованы.


В процессе христианизации Киевской Руси старославянский был перенесён на её историческую и культурную почву.
Этапы взаимодействия старославянского и древнерусского языков:


  1. XI – XVIII века – ситуация двуязычия. Старославянский и древнерусский языки существуют, выполняя разные функции. Старославянский – язык православия, а древнерусский – делового письма и политических актов. На древнерусском языке писалась светская художественная литература;

  2. С XVIII века – мощное влияние старославянского языка на русский литературный язык. В.И. Тредиаковский отстаивал влияние старославянского языка, А.П. Сумароков выступал за собственно русский. Исход этой борьбы – сложный синтез старославянской и собственно русской языковых систем.


Старославянский вклад в структуру современного русского языка

Фонетика:


  1. Неполногласие;

  2. Ю- в начале слова;

  3. Е- в начале слова;


Синтаксис:


  1. Модели словосочетаний со связью «управление»;

  2. Модель сложноподчинённого предложения.


Фразеологический фонд:


  1. Камень преткновения;

  2. Поставить во главу угла;

  3. Блудный сын;

  4. Вавилонское столпотворение;

  5. Глас вопиющего в пустыне.


Вопрос: теоретические и методические основы исторической фонологии старославянского языка.

Ответ:

Строение науки:


  1. Задачи, цели – прогнозируемый результат;

  2. Объект исследования – крупный фрагмент объективной действительности, на который направлены цели и задачи;

  3. Предмет исследования – часть объекта, ограниченная задачей и средствами фактического материала;

  4. Средства науки – теории, понятия, методы, схемы, модели;

  5. Знания – продукт исследования.


Методика – учение о структуре объекта исследования.
Предмет исследования и задачи исторической фонологии:


  1. Объект исследования – весь старославянский язык в целом, рассматриваемый в развитии и на широком индоевропейском языковом фоне;

  2. Предмет исследования – звуковая материя этого языка в фонетическом и фонологическом аспектах и в отношениях со звуковой материей родственных индоевропейских языков;

  3. Фактический материал – отдельные слова и словоформы всех этих языков;

  4. Задачи – решение всей цепочки задач описательной фонологии; изучение качественного и количественного состава гласных и согласных фонем; выявление строения каждой отдельной фонемы и всех систем фонем в целом; выявление связи звуков как речевых вариантов фонем в составе фонетического слова; выявление слоговой структуры слова; происхождение и дальнейшее развитие отдельных фонем, слогов, слов и всей фонологической системы старославянского языка.


Глобальными причинами изменений звуковой материи является постоянный конфликт фонологической системы с морфологической структурой слов в условиях убыстрения потока речи. Историческая фонология не только фиксирует исторические изменения фонем, слогов, но и объясняет их, выявляя причины, вскрывает звуковой механизм, выявляет прямой результат этих изменений и их косвенные последствия.

Фонология пользуется сравнительно-историческим методом. Сравнительно-исторический метод был разработан немецкими лингвистами в XIX – начале XX веков. В основе процедуры сравнительно-исторического метода исследования славянских языков лежит праславянский язык.

Праславянский язык – язык-гипотеза о древнейшем дописьменном составе славянских языков, их общность между собой, но и отделённость от других индоевропейских языков (включая балтийские). Праславянский язык – результат специальной лингвистической работы – реконструкции его единиц на основе сопоставления фактов реальных индоевропейских языков. Единицы праславянского языка рассматриваются как начальная фаза в дальнейшем развитии славянских языков.

Праславянский язык не был монолитным образованием. Ближними соседями славян были германцы, балтийцы, иранцы. В славянских языках было много заимствований из других языков.

Фонема – кратчайшая единица звуковой системы языка, с помощью которой различаются различные и отождествляются тождественные морфемы и слова. Фонема противопоставлена звуку, хотя в материальном плане они часто совпадают. Звук – строительная единица звуковой материальной оболочки конкретных морфем слов.
Функции фонемы:


  1. Строительная: из отдельных фонем строят фонемные формы;

  2. Отождествляющая;

  3. Различительная;

  4. Выразительная: делает доступной звуковые формы слова.


Одна отдельная фонема – ряд физически (артикуляционно и акустически) различных звуков как вариантов фонемы; звуки по отношению к фонеме находятся в дополнительных отношениях чередования в одной и той же позиции к одной и той же фонеме. Появление того или иного звука как варианта фонемы зависит от его фонетического окружения и общего положения в слове (в конце или начале слова и под ударением/без ударения). Различаются основные и дополнительные варианты фонем. Основной вариант фонемы находится в наименьшей зависимости от своей позиции, как бы совпадая с фонемой.
Условия наименьшей зависимости:


  1. Изолированное произношение;

  2. Сильная позиция (для гласных – после твёрдых согласных или в абсолютном начале слова под ударением; для согласных – перед гласными непереднего ряда).


Дополнительные варианты фонем появляются в слабых позициях, которые бывают комбинаторными и позиционными в зависимости от того, чем обусловлено отклонение от основного варианта. Фонемы состоят из отдельных частиц и различительных признаков. Различительные признаки получаются путём сопоставления каждого варианта фонемы с другим.

Каждая фонема – устойчивый пучок различных признаков. В современном русском литературном языке у гласных и согласных специфические, непересекающиеся, различные признаки. Различительные признаки в составе фонемы могут быть постоянными, и тогда они способствуют различительной и отождествляющей функциям; переменными, при увязке звуков между собой в реальных словах для слитности, плавности речевого потока, за счёт чего достигается необходимая скорость речевого потока.

В истории звукового строя славянских языков большую роль играли слоги. Слог – фрагмент фонетического слова, состоящий из одного варианта фонемы повышенной звучности (гласного или слогообразующего согласного) и сопутствующих, менее звучных вариантов фонем. Многие исторические изменения звуковой материи языка происходили либо в слоге, либо на стыке слогов.
Особенности исторических изменений звуков:


  1. Протекают закономерно, в виде законов, реализованных принципов и тенденций. Эти изменения протекают в виде некоторых причин, либо для достижения каких-либо целей. Главная цель – достаточная для каждой эпохи скорость речевого потока при сохранении различительных способностей фонемы;

  2. Имеют нежёсткий, вероятностный характер: при равных условиях в разных языках одно и то же изменение может протекать по-разному;

  3. Начинаясь в речевом потоке, с течением времени новые варианты фонем становятся самостоятельными фонемами;

  4. Различают два хронологических типа изменений: дописьменные процессы (до 863 г.) и письменные процессы.


Суть сравнительно-исторического подхода составляют два противоположных метода: реконструкция (восстановление формы) и выведение. Реконструкция форм праславянского языка происходит путём сопоставления фактов из индоевропейских языков. Второй метод – выведение форм реальных языков из праформ – известен и в науке, и в учебных занятиях. При этом фонемы разных языков в процедуре реконструкции и выведения рассматриваются не изолированно, а в составе соответственных слов. Соответственные слова – слова, тождественные или сходные по значению, а также по составу согласных фонем как более стабильных.
Символический язык исторической фонологии:



  1. Праславянские формы записываются латиницей с добавлением надстрочных или подстрочных знаков. * - символ праформы;

  2. Существуют значки долготы или краткости;

  3. соответствие форм;

  4. происхождение.


Вопрос: система гласных фонем старославянского языка.

Ответ: в старославянском языке 11 гласных букв


Фонема

Буква

[i]

Ν

[y:]

Ы

[u:]

ΟΥ

[e:]

Ять

[e]

Ε

[o]

Ο

[ъ]

Ъ

[ь]

Ь

[ę]

Юс-м.

[o,]

Юс-б.

[a:]

Α

Комплект различительных признаков:


  1. Ряд: передний, средний, задний;

  2. Подъём: верхний, средний, нижний;

  3. Лабиализация: нулевая, средняя, высокая;

  4. Наличие/отсутствие носового призвука: чистые, назальные;

  5. Долгота: долгие, нормальные, сверхкраткие.


Старославянский вокализм не был механическим набором отдельных фонем. Он обладал чертами системной организации. ^ Система (лингв.) – множество таким образом отдельных упорядоченных фактов, что не только место каждого факта, но и его сущностные свойства обусловлены фактом вхождения в эту систему.
Матричная схема старославянского вокализма:


Старославянские гласные

Передний ряд

Средний ряд

Задний ряд

Верхний подъём

[i]

[y:]

[u:]

Средний подъём

[e] [ь] [ę]




[o] [ъ] [o,]

Нижний подъём

[e:]




[a:]
  1   2   3   4

Похожие:

Вопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык» iconПеречень вопросов к экзамену по старославянскому языку
Старославянский язык как общий для славян древнейший письменный литературный язык. Понятие об общеиндоевропейском языке-основе, о...
Вопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык» iconВопросы к экзамену по курсу «Современный русский язык»
Происхождение современного русского литературного языка (теория и история вопроса)
Вопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык» iconВопросы к экзамену по курсу "Криминалистика"
Примерные вопросы к экзамену по курсу "Криминалистика" специальность 021100 "Юриспруденция"
Вопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык» iconВопросы по курсу «Русский язык и культура речи»

Вопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык» iconТесты по курсу «Криминология» Контрольные вопросы к экзамену
Примерный перечень тем и методические рекомендации для выполнения курсовых и дипломных работ по курсу «Криминология»
Вопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык» iconВопросы для подготовки к зачету
Современный русский литературный язык. Факторы формирования и развития. Литературный язык и разговорный язык. Язык художественной...
Вопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык» iconВопросы к экзамену по курсу «Социология»

Вопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык» iconВопросы к экзамену по курсу «Экономика»

Вопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык» iconВопросы к экзамену по курсу «Общая психология»
...
Вопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык» iconВопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство...
Язык и речь. Инвентарь и грамматика языка. Структура коммуникативного акта. Основные антиномии языка/речи
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница