Кафедра философии и методологии науки концепции


НазваниеКафедра философии и методологии науки концепции
страница1/4
Дата публикации26.07.2013
Размер0.7 Mb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4



СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ




Концепции
современного

естествознания

Ростов-на-Дону

2010

Северо-Кавказская академия государственной службы

Кафедра философии и методологии науки




Авторы-составители: д.ф.н., проф. Стрюковский В.И., (отв. редактор), д.п.н., проф. Старостин А.М., д.г.-м.н., проф. Кокин А.В., к.ф.н., доц. Белолипецкий В.К., к.ф.н., доц. Островский С.В.

ПРОГРАММА

курса «Концепции современного естествознания»

Тема 1. Предмет, социальные функции и задачи курса

«Концепции современного естествознания»

Понятие естествознания. Место естествознания в системе наук, его взаимосвязь и взаимодействие с социально-гуманитарными и техническими науками.

Социальные функции естествознания: познавательная, мировоззренческая, социально-ориентационная, предметно-практическая, прогностическая.

Задачи курса: воспитание общей и естественнонаучной культуры, формирование научного мировоззрения, выработка культуры мышления, интеллектуального освоения мира, умение рационально относиться к природе и практически реализовать знания об окружающем мире, выработка принципов реалистического, объективно- научного, творческого и гуманного отношения к окружающей природе и действительности в целом.
Тема 2. Структура, методы и методология естествознания.

Особенности развития естествознания

и его место в культуре, тенденции развития

Естествознание как феномен познания. Понятие науки и место в ней наук о природе. Формы познавательной деятельности и место в ней науки в целом, в том числе естествознания. Специфика науки. Непосредственные цели науки.

Две культуры: естественнонаучная и гуманитарная. Взаимосвязь, интеграция и дифференциация естественных, гуманитарных и технических наук.

Наука и техника. Естествознание, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, человек.

Наука, религия и философия. Естественнонаучное, религиозное и философское мировоззрение.

Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Структура естественнонаучного познания,

его уровни и научный метод.

Структура естествознания, классификация наук.

Естествознание как социальный институт.

Общие особенности методологии и методов естествознания. Естественнонаучная и философская методология. Идея союза философии и естествознания, ее содержание, смысл и методологическое и мировоззренческое значение. Метафизика и диалектика в естествознании, их историческое место и значение.

Основные принципы естественнонаучного познания: принцип объективности, детерминизма (в т.ч. причинности), рациональности, доказательности, системности, конкретности, всесторонности, предметности.

Эмпирический и теоретический уровни естественнонаучного познания, их специфика, роль в научном познании и взаимосвязь. Чувственное и рациональное в естественнонаучном познании. Науки экспериментальные и теоретические.

Эмпиризм, сенсуализм, рационализм, релятивизм, скептицизм, агностицизм, догматизм, иррационализм, приборный идеализм и их проявление в естествознании. Истина и заблуждение в познании природы.

Метод и методология, классификация методов естествознания.

Формы естественнонаучного познания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория, закон, аксиома, парадигма.

Логика как элемент и средство научного познания.

Математика – язык науки. Математизация науки.

Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
Тема 3. История и логика развития естествознания.
Созерцательно-натуралистическая модель природы.

Предпосылки становления науки и научной модели природы.

Объективные общие и специфические предпосылки возникновения и развития представлений о природе в архаическом и раннетрадиционном обществе.

Сознание и этапы его становления, проясняющееся, пробуждающееся сознание и познание, язык, речь как важнейшее средство коммуникации и мышления в первобытной общине.

Непосредственные действительные предпосылки формирования стихийно-натуралистического познания: мифология, магия, фетишизм, анимизм, древние религии и искусство.

Мифологическая картина мира.

Возникновение и развитие философии как праматери наук и в ее лоне естествознания (в форме преднауки).

Возникновение натурфилософии. Понятие натурфилософии. Типы натурфилософских концепций: античная натурфилософия, натурфилософия эпохи Возрождения, натурфилософия Ф.Шеллинга (учение о субстанции); космологические представления; механизм, химизм, организм, дух – качественно различные ступени развития природы.

Механистическая картина мира

Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира. Историческая эпоха формирования механистической картины мира. Предпосылки создания механистической картины мира — эпоха Возрождения, ее мировоззренческая революция; деятельность Коперника и создание им гелиоцентрической системы мира, мировоззренческие выводы Д. Бруно из учения Н. Коперника.

Возникновение классической механики как основание научной революции ХVII в. Рождение науки как социального явления, деятельность Галилео Галилея: разработка понятий и принципов механики. Эксперимент и экспериментальный метод, их значение для создания науки и экспериментального естествознания. Открытие законов движения Г. Галилеем. Законы движения планет Иоганна Кеплера.

Деятельность И. Ньютона и создание им классической механики. Законы движения, открытие И.Ньютоном и значение его закона всемирного тяготения для естественных наук. Ньютоновская космология.

Принципы механики и методы анализа и синтеза, дифференциальное и интегральное исчисления. Р. Декарт и Г. Лейбниц: значение их философских и математических идей для создания новых принципов научного мышления.

Идеи Лапласа и Канта о создании космогонической гипотезы происхождения Вселенной.

Методологические установки механистической картины мира: атомизм, континуальность, сохранение движения, единство и гармония явлений, структурность материи,
прерывность процессов, принцип дальнодействия и др. Теории и гипотезы механистической картины мира: корпускулярная теория света, теория теплорода, проблемы эфира.
Создание геометрий - Лобачевского и Римана.

Формулировка основных альтернативных теорий классического естествознания — эмпиризм и рационализм. Значение философских идей Бэкона, Локка, Гоббса, Дидро, Гельвеций и др. для создания методологических установок классического естествознания.

Историческое место, значение и ограниченность механистической картины природы.

Предпосылки неклассического естествознания.

Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.

Предпосылки и становление идей и методов неклассической науки. Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XIX – начала XX вв.

Социокультурные и философско-методологические предпосылки революции в естествознании на рубеже XIX – XX вв.

Содержание революции в естествознании конца XIX – начала XX вв. – естественнонаучные и теоретико-методологические факторы ломки классической, механистической картины мира: начало ломки схем познавательной деятельности, норм и идеалов науки, понимания опорных категорий и смены парадигм.

Гносеологические и социальные корни «кризиса» в физике, его сущность и пути выхода из него. «Физический» идеализм, субъективный идеализм и агностицизм эмпириокритицизма и диалектический материализм как идейное отражение ломки старой, метафизически-механистической картины мира. Диалектический смысл новой электромагнитной картины мира.

Социокультурное и общенаучное значение последствий революции в естествознании конца XIX – начала XX вв. Научная революция на рубеже XIX – XX вв. как предтеча и предпосылка научно-технической революции второй половины XX – начала XXI вв. и новой, неклассической модели мира.

Неклассическая картина мира

Социокультурные основания неклассической картины мира.

Философско-методологические основы неклассической картины природы, роль диалектики Гегеля (принцип соответствия, идея «снятия») и материалистической диалектики в выработке нового мировоззрения в естествознании XX – начала XXI вв.

Естественнонаучные основы неклассической картины природы. Научно-техническая революция и ее место и роль в естествознании.

Основное содержание и принципы неклассической модели природы:

- смена «жесткого» детерминизма доминированием непредсказуемости, неопределенности сложных органических, динамических систем, возникновение синергетики и кибернетики;

- изменение понимания взаимодействия субъекта и объекта познания;

- изменение понимания категории истины, реальности, факта, соотношения теории и практики, форм научного объяснения;

- нетождественность понятий «физическая реальность» и «объективная реальность», возникновение понятия виртуальной реальности;

- изменение понимания наглядности, строгости и точности научного знания, степени надежности результатов исследований, доминирование вероятностного знания;

- изменение роли эксперимента, опора теоретических исследований на сверхэмпирические результаты, метод аналогий, усиление математизации науки и роли математических методов.

Постмодерн в науке и формы его проявления.

Взаимосвязь неклассической и классической картин природы, значение принципа дополнительности Нильса Бора.

Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного знания. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Тема 4. Современные естественнонаучные представления

о материальных основах природы
Структурные уровни, способы и формы

бытия материального мира

Понятие материи как объективной реальности, соотношение понятий «объективная реальность», «физическая реальность», «виртуальная реальность». Философское и естественнонаучное понимание материи, их эволюция, взаимосвязь и мировоззренческое значение.

Структурные уровни материи: микромир, мезомир, макромир, мегамир, супермир; неживая и живая природа; виды материи – вещество, поле, плазма, виды полей.

Движение – способ бытия материи; формы движения материи и их взаимосвязь, механицизм и редукционизм.

Пространство и время – формы бытия материального мира. Свойства пространства и времени. Пространственно-временной континуум. Четырехмерность мира. Коечное и бесконечное. Шкала расстояний. Пространство и время в свете классической модели мира и теории относительности. Гипотеза расширяющейся Вселенной.

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

Единство (континуальность) материи, движения, пространства и времени.
Космологическая и космогоническая модели описания природы

Современные науки о космосе, их характеристика, проблемы и функции.

Проблемы возникновения и вечности Вселенной. Модель Большого взрыва. Структура Вселенной. Концепции и взгляды на структуру и эволюцию метагалактики. Звездная стадия эволюции галактик, синтез элементов в звездах.

Эволюция звезд (карлики, нейтронные звезды, черные дыры).

Планетарные системы.

Концепции происхождения и эволюции Солнечной системы и Солнца.

Концепции происхождения и эволюции планеты Земля, ее место в планетарной системе, специфика.
Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и

асимметрия, эволюция материального мира

Единство и многообразие, взаимосвязь и взаимозависимость материального мира. Основные типы взаимодействия. Возможность объединения типов взаимодействия в гипотезе Великого Объединения, в рамках единой теории поля (суперобъединения).

Порядок и хаос (беспорядок) в материальном мире. Хаос, динамические и статистические (стохастические) системы. Симметрия и асимметрия Вселенной.

Самоорганизация и эволюция материального мира. Синергетика, понятие сложных систем, флуктуации, специфика эволюции неравновесных систем. Кибернетика и понятие обратной связи. Синергетика, кибернетика и диалектика природы.
Всеобщие законы природы и принципы естествознания

Понятие и специфика закономерностей природы. Объективные законы природы и законы науки. Гносеологические функции законов науки.

Естествознание как система знаний о законах природы.

Понятие научного принципа. Принцип – закон в гносеологической функции. Гносеологические, логические и регулятивные функции научных принципов.

Динамические и статистические закономерности в природе.

Законы сохранения и превращения. Принцип возрастания энтропии.

Законы близкодействия, дальнодействия, состояния, функционирования и развития.

Принципы: относительности, симметрии, неопределенности, дополнительности, соответствия, универсального эволюционизма, суперпозиции.
Тема 5. Учение о жизни
Понятие жизни. Отличие живого от неживого. Концепции происхождения жизни. Космос и жизнь.

Вещественная основа жизни.

Эволюция форм жизни.

Многогранность жизни. Механика и физика жизни. Химия жизни. Физиология и биология жизни. Социобиология жизни. Современная экология и жизнь.

Генетика и воспроизводство жизни.

Отражение на уровне живого и его формы. Сознание и жизнь. Нейрофизиология, отражение, сознание.
Тема 6. Учение о человеке
Человек в свете естественнонаучного познания, как его объект и предмет.

Концепции происхождения человека.

Проблемы расселения человека. Митохондральная и мультирегиональная концепции. Современные проблемы миграции человека.

Биосоциальная природа и социальная сущность человека. Антропология и этнология.

Сознание и разум, интеллект. Этология.

Концепция ноосферы. Ноосфера и биосфера.

Социобиологические концепции человека.

Естественнонаучные концепции человеческого общества. Человек – общество – природа. Современные экологические проблемы.

Человек в свете синергетики, кибернетики и физики. Проблема моделирования человека и его сознания. Человек и техномир.

Современные глобальные проблемы человека.
Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития

современной российской науки
Общие особенности и внутренние закономерности развития современной науки.

Современная наука как социальный институт. Наука и мировая политика.

Постнеклассический этап развития науки (опорные принципы, специфические формы организации и управления, научное общение и связи, изменение социальной ориентации).

Метод и методология современных наук.

Наука как непосредственная производительная и социальная сила общества. Сциентизм и антисциентизм.

Интеграция естественных, технических и гуманитарных наук.

Научные революции XX столетия, наука и научно-техническая революция второй половины XX - начала XXI вв. Проблемы, трудности и парадоксы развития современной науки. Наука и общественный прогресс (плюсы и минусы).

Место российской науки в системе мировой науки, ее современные проблемы.
Личность современного ученого и этика науки

Понятие личности ученого, специфика. Ученый как человек, индивид, индивидуальность, личность.

Типология личностей в науке. Ординарные и выдающиеся личности в науке. Проблема научных школ, преемственности и новаторства в деятельности ученого как личности.

Качества и социальный портрет ученого.

Мотивы и стимулы научного творчества ученых.

Роль ценностей в науке. Научая объективность, необъективность, объективизм и субъективизм в науке. Проблемы идеологизации и деидеологизации науки (естествознания).

Научная этика. Биоэтика и нравственность и их влияние на деятельность ученых.

Проблема свободы творчества, гражданской и научной ответственности научной личности.
^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса «Концепции современного естествознания»


^ Темы занятий

Лекции

Семинары

Тема 1. Предмет, социальные функции и задачи курса КСЕ.

2




Тема 2. Структура, методы и методология естествознания.

- Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития

- Наука как социальный институт

- Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод.

- Динамика науки как процесс порождения нового знания

2


2

2

2

Тема 3. История и логика развития естествознания.

- Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы.

- Механистическая картина природы.

- Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца 19-начала 20 вв.

- Неклассическая картина природы.

- Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

4


2


2
2


2

2

Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы.

- Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира.

- Космологическая и космогоническая концепции.

- Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция окружающего мира.

- Всеобщие законы природы и принципы естествознания.

2


4

2

2


2

Тема 5. Учение о жизни.

2

2

Тема 6. Учение о человеке.

2

2

Тема 7. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества.

2

2

Тема 8. Современное развитие науки: проблемы развития современной российской науки. Личность современного ученого и этика науки

2

4


ВСЕГО

18

36

ИТОГО

54


^ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
- Аистов И. Концепции современного естествознания. (Краткий курс). СПб, 2005.

- Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. Курс лекций. СПб – М.- Краснодар, 2004.

- Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. М., 2005.

- Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., 2005, 2007.

- Гранатов Г.Г. Концепции современного естествознания. (Система основных понятий). М., 2005.

- Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. М., 2005.

- Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 2005.

- Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2004.

- Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Краткий курс. М., 2004.

- Кокин А.В., Кокин А.А. Мировоззрение. –СПб.: Алкон, 2000.

- Кокин А.В. Концепции современного естествознания. - М.: Приор, 1998.

- Концепции современного естествознания. Под ред. Борщова А.С. М., 2005.

- Концепции современного естествознания. Вопросы и ответы. Под ред. Самыгина С.И. Ростов н/Д., 2007, 2008.

- Кохановский В.П. и др. Философия науки. Ростов-н/Д, 2005.

- Лозовский В. Концепции современного естествознания. М., 2004.

- Микешина А.А. Философия науки. М., 2005, 2007.

- Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005, 2006.

- Свиридов В. Концепции современного естествознания. СПб, 2005.

- Философия науки: вопросы и ответы. Под ред. Старостина А.М., Стрюковского В.И. Ростов-н/Д., 2007; М.: Академ-Центр, 2009.
^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Особенности развития естествознания

и его место в культуре
Методические рекомендации: при изучении данной темы следует усвоить понятие естествознания как системы знаний о природе и ее законах, определить место естествознания в культуре общества, соотнести естественнонаучную и гуманитарную культуры, а также сравнить различные типы мировоззрения. Важное место в изучении данной темы занимает проблема внутренних закономерностей развития естествознания.
1. Предмет и социальные функции курса «Концепции современного естествознания».

2. Две культуры: естественнонаучная и гуманитарная.

3. Естествознание в системе науки, специфика естественнонаучного познания.

4. Внутренние закономерности развития естествознания.

5. Наука, религия и философия. Естественнонаучное, религиозное и философское мировоззрение.

6. Наука как социальный институт.
Доклады:

- Специфика и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур.

- Социальные функции естествознания в современных условиях.

- Естествознание и научно-технический прогресс.
Базовые понятия

Естествознание. Мировоззрение. Типы мировоззрения: естественнонаучное, философское, религиозное. Внутренняя логика развития науки.


ЛИТЕРАТУРА
- Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. Курс лекций. СПб – М.- Краснодар, 2004. Лекция 1.

- Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

- Карпинская Р.С. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

- Кокин А.В., Кокин А.А. Мировоззрение. –СПб.: Алкон, 2000.

- Кун Т. Структура научных революций. М., 1981.

- Наука в культуре. М., 1988.

- Основы философии. Под ред. В.И. Стрюковского. Ростов-н/Д, 2005. Гл. 11.

- Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957.

- Сноу Ч. Две культуры. М., 1978.

- Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

- Традиции и революции в развитии науки. М., 1999.

Семинар 2. Структура естественнонаучного познания,

его уровни и научный метод
Методические рекомендации: при изучении данной темы рекомендуется обратить внимание на следующее: какова структура естественнонаучного знания и каковы основания для классификации естественных наук; особенности методологии современного естествознания; соотношение и роль двух уровней естествознания; каковы основные общенаучные формы познания.


  1. Структура естественно-научного познания и классификация наук.

  2. Особенности методологии и методов естественнонаучного познания. Естественнонаучная и философская методология.

  3. Эмпирический и теоретический уровни естествознания, их специфика, роль в научном познании и взаимосвязь.

  4. Классификация методов естествознания.

  5. Формы естественнонаучного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, теория, закон, аксиома, парадигма.

  6. Математика – язык науки.

  7. Естественнонаучные картины мира и стиль научного мышления.


Базовые понятия.

Уровень научного познания. Научная картина мира. Стиль научного мышления. Факт. Проблема. Идея. Гипотеза. Теория. Закон. Принцип. Парадигма.

Доклады:

- Соотношение естественнонаучной и философской методологии.

- Специфика естественнонаучного факта.

- Соотношение понятий закон, принцип, парадигма.

- Типы стилей научного мышления и их роль в познании.
ЛИТЕРАТУРА

- Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

- Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., 2005. Гл. 4, 5.

- Основы философии. Под ред. В.И. Стрюковского. Ростов-н/Д, 2005. Гл. 6 § 7, гл. 11.

- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

- Структура и развитие науки. М., 1975.

Семинар 3. Динамика науки

как процесс порождения нового знания
Методические рекомендации: при изучении данной темы следует обратить внимание на изменчивость оснований науки и процессы получения нового знания в связи с развитием исторический практики, осмыслить роль методов аналогии и обоснования, фактов, проблемных ситуаций в науке, развитие оснований науки под влиянием новых теорий.


  1. Историческая изменчивость механизмов порождения нового знания; влияние опыта и фактов на основания науки.

  2. Способы формирования первичных теоретических моделей и законов.

  3. Проблемные ситуации в науке.

  4. Проблемы включения новых теоретических представлений в культуру.


Доклады:

- Научный факт и его влияние на основания науки.

- Методы обоснования новых знаний.

- Научная проблема.

Базовые понятия

Основание науки. Аналогия. Научный факт, проблема, теория. Классический и неклассический варианты формирования теорий.
ЛИТЕРАТУРА

- Горелов А.А.Концепции современного естествознания. Курс лекций. М., 2005.

- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

- Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2004.

- Философия науки / Под ред. А.М. Старостина, В.И. Стрюковского. Ростов-н/Д., 2007; М., 2009.

- Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. М., 2008.
Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель

природы; предпосылки становления науки

и научной модели природы
Методические рекомендации: главная цель изучения данной темы осмыслить объективную необходимость, потребность возникновения науки в ее архаической, «преднаучной» форме, предпосылки и причины этого, влияние на развитие общества на ранних его стадиях и в процессе дальнейшей эволюции.


  1. Объективные общие и специфические предпосылки возникновения и развития представлений о природе в архаическом и раннетрадиционном обществе.

  2. Сознание и его этапы: «проясняющееся», «пробуждающееся» сознание и познание; язык, речь как важнейшее средство коммуникации и мышления в первобытной общине.

  3. Непосредственные предпосылки и процесс формирования стихийно-натуралистического знания: мифология, магия, фетишизм, анимизм, древние религии и искусство.

  4. Мифологическая картина мира.

  5. Возникновение и развитие философии как праматери науки (Китай, Индия, Вавилон, Египет, Греция, Рим) и создание натуралистической картины мира.

  6. Типы натурфилософских концепций: античная натурфилософия, натурфилософия эпохи Возрождения, натурфилософия Ф. Шеллинга.


Базовые понятия.

Общие и специфические предпосылки и причины возникновения науки. Стихийный натурализм. Мифология. Магия. Фетишизм. Анимизм. Стихийные наивный материализм.
Доклады:

- Роль разделений труда и потребностей практики в возникновении науки.

- Натурализм, его истоки и особенности.

- Значение мифологической картины мира.

- Натурфилософия эпохи Возрождения.
ЛИТЕРАТУРА

- Андреев И.Д. Происхождение человека и общества. М., 1982.
- Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. Пермь, 1993.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1968.
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Семинар 5. Механистическая картина природы
Методические рекомендации: при изучении данной темы важно усвоить почему механистическая картина мира пришла на смену натуралистической, в чем ее суть, содержание, специфика, каковы ее принципы, в силу которых она приобрела статус первой научной картины мира.


  1. Предпосылки становления классической науки и научной модели природы.

  2. Понятие «научная картина мира». Основные этапы, особенности и принципы первой научной картины мира – механистической.

  3. Логико-методологические и философские установки научной механистической картины мира: атомизм, континуальность материи, сохранение движения, молекулярный беспорядок; эксперимент, анализ и синтез; математизация науки.

  4. Деятельность Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, П. Лапласа по созданию науки и научной картины мира.

  5. Механистическая картина мира и стиль мышления (познания).

  6. Значение первой научной картины мира для развития науки как социального института и системы знаний о законах природы.


Доклады:

- Роль механики как науки в системе механической картины природы.

- Лапласовский детерминизм.

- Понимание и роль эксперимента в системе механистического естествознания.

- Принцип абсолютности свойств и состояний материи, его значение и историческая ограниченность.
Базовые понятия.

Механицизм. Механика. Лапласовский детерминизм. Атомизм. Континуальность. Молекулярный беспорядок. Математизация науки. Эксперимент. Механическое движение.
ЛИТЕРАТУРА

- Ахиезер А.И., Рекало М.П. Современная физическая картина мира. М., 1980.

- Концепции современного естествознания. Под ред. Борщова А.С. М., 2005.

- Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. М., 1997.

- Концепции современного естествознания. Под ред. Самыгина С.И. Ростов-н/Д, 2004. Разд. II, гл. 6, 7.

- Кузнецов В.И. и др. Естествознание. М., 1996.

- Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-н/Д, 1999.

- Кохановский В.П. и др. Философия науки. Ростов-н/Д, 2005.

- Основы философии. Под ред. В.И. Стрюковского. Ростов-н/Д, 2005. Гл. 11.

- Пахомов В.Я. Становление физической картины мира. М., 1985.

- Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005.

- Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционные учения. М., 1989.


Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания.

Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
Методические рекомендации: изучение данной темы должно помочь осмыслению коренной ломки, произошедшей в естествознании на рубеже XIX – XX вв. и тех трудностей, которые сопровождали эту ломку. Изучающий данную тему должен понять, что «кризис» в физике (прежде всего) носил гносеологический характер и не должен пониматься как неспособность науки далее успешно развиваться. Напротив, процессы в науке были подлинной революцией прогрессивного характера и привели к становлению качественно новой – неклассической картины мира, взамен старой – механистической.


  1. Социокультурные и философско-методологические предпосылки революции в естествознании на рубеже XIX и XX вв.

  2. Естественнонаучные предпосылки «кризиса» в естествознании на рубеже XIX и XX вв.

  3. Содержание революции в естествознании конца XIX - начала XX вв.

  4. Гносеологические и социальные корни, сущность и пути выхода из «кризиса» в естествознании конца XIX - начала XX вв.

  5. Социокультурное и научное значение последствий революции в естествознании конца XIX - начала XX вв.


Доклады:

- Гносеологические и социальные корни «кризиса» в физике и пути выхода из него.

- Суть революции в естествознании на рубеже XIX – XX вв.

- Научные открытия как предпосылка новой, неклассической модели мира.
Базовые понятия.

Научная революция. «Кризис» и кризис в науке. Физический идеализм. Энергетизм. Солипсизм. Махизм.
ЛИТЕРАТУРА

- Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2005. Гл. 1, 6.

- Кедров Б.М. Ленин и научные революции. М., 1980.

- Концепции современного естествознания. Под ред. Самыгина С.И. Ростов-н/Д, 2004. Разд. II, гл. 8.

- Кун Т. Структура научных революций. М., 1981.

- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС, т. 18.

- Стрюковский В.И. История и логика развития научно-технической деятельности. М., 1985.


Семинар 7. Неклассическая картина природы

Методические рекомендации: при изучении данной темы следует обратить внимание на осмысление объективных оснований и принципов неклассической картины мира, на то кардинально новое, что появилось в науке XX столетия в отличие от привычной, классической модели природы, как это способствовало увеличению творческого потенциала науки.


  1. Социокультурные основания неклассической картины природы.

  2. Философско-методологические основы неклассической картины природы.

  3. Естественно-научные основы неклассической картины природы.

  4. Основные принципы неклассической модели природы.

  5. Постмодерн в науке и формы его проявления.

  6. Взаимосвязь классической и неклассической картин природы в современных условиях.


Доклады:

- Субъект и объект в неклассической науке.

- Модерн и постмодерн.

- Изменение понимания и роли эксперимента в неклассической науке.

- Виртуальная реальность.

- Физическая реальность и объективная реальность.
Базовые понятия.

Классический и неклассический, модерн и постмодерн. Неопределенность. Органическая динамическая система. Корпускулярно-волновой дуализм. Электрон. Относительность. Квант. Релятивизм. Физическая реальность. Объективная реальность. Виртуальная реальность. Наглядность, строгость и точность научного знания. Метод аналогий. Сверхэмпирический результат.
ЛИТЕРАТУРА

- Ахиезер А.И., Рекало М.П. Современная физическая картина мира. М., 1980.

- Концепции современного естествознания. Под ред. Самыгина С.И. Ростов-н/Д, 2004. Разд. II, гл. 6, 7.

- Кохановский В.П. и др. Философия науки. Ростов-н/Д, 2005.

- Кузнецов В.И. и др. Естествознание. М., 1996.

- Кун Т. Структура научных революций. М., 1981.

- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1994.

Семинар 8. Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности

Методические рекомендации: при изучении данной темы следует осмыслить место и роль научных революций, их типы, понять историческое место глобальных научных революций, особенно в современную эпоху.

  1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.

  2. Понятие и типы научных революций.

  3. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания и культуры.

  4. Глобальные научные революции. НТР как современный тип глобальной революции.

  5. Типы научной рациональности.


Доклады:

- Проблема типологий научных революций.

- Сущность современной научно-технической революции.

- Характеристика основных типов рациональности.

Базовые понятия.

Научная революция. Глобальная (общенаучная революция). Научно-техническая революция. Рациональность. Тип рациональности.
ЛИТЕРАТУРА

- Философия / Под ред. А.М. Старостина, В.И. Стрюковского. Ростов-н/Д., 2007, 2008.

- Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2004.

- Философия науки / Под ред. А.М. Старостина, В.И. Стрюковского. Ростов-н/Д., 2007; М., 2009.
  1   2   3   4

Похожие:

Кафедра философии и методологии науки концепции iconФгбоу впо «башкирский государственный университет» факультет философии...
Приглашаем Вас принять участие в студенческой конференции «Наука. Философия. Социология. Политология. Общество», которая состоится...
Кафедра философии и методологии науки концепции iconКафедра философии гуманитарных факультетов
Развитие науки в Новое время (17-18 вв.). Взаимоотношение философии и науки. Проблема метода. Проблема идеала знания
Кафедра философии и методологии науки концепции iconВопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки раздел...
Постмодернистская философия науки. Работа Ж. Лиотара «Состояние постмодерна». (4)
Кафедра философии и методологии науки концепции iconНаправления развития методологии сравнительного правоведения
«…Науки, вынужденные заниматься собственной методологией, — больные науки». Густав Радбрух
Кафедра философии и методологии науки концепции iconВопросы к экзамену по философии
Социально-политические концепции в западноевропейской философии 16-18 вв. Макиавелли, Томас Мор, Гоббс
Кафедра философии и методологии науки концепции iconИстория науки и ее рациональные реконструкции введение «Философия...
Действительно, в силу автономии внутренней (но не внешней) истории внешняя история не имеет существенного значения для понимания...
Кафедра философии и методологии науки концепции iconИстория и философия науки вопросы кандидатского экзамена (апрель май 2012)
Связь истории и философии науки. Классификация наук: естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки
Кафедра философии и методологии науки концепции iconПримерный перечень вопросов к зачёту (экзамену) по всему курсу
...
Кафедра философии и методологии науки концепции iconПедагогическая практика Терехина Т. В. доцент кафедры методологии...
Терехина Т. В. – доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук
Кафедра философии и методологии науки концепции iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница