Контроль за поведением и социальные отклонения


Скачать 122.2 Kb.
НазваниеКонтроль за поведением и социальные отклонения
Дата публикации22.03.2013
Размер122.2 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Культура > Литература
ТЕМА 12

КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

План

1. Социальное поведение.

2. Отклоняющееся поведение.

3. Социальный контроль.

Литература

I .ГилинскиЙ Я. И., Афанасьев B.C. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Уч. пособие. — СПб., 1993.

2. Афанасьев В., ГилинскиЙ Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса общества. — СПб., 1995.

3. Социальный контроль над девиантностью в современной России.— СПб., 1998.

4. Шапмнскмй В. А., Марив В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Уч. пособие. - Ростов н/Д, 1997.

5. Рывкина Р. В. Социальные корни криминализации российского общества //Социс. — 1997.—№4.

6. Горин Г. Русское пьянство как социально-культурный феномен //Власть. — 1998. — № 3.

7. Орлова И. Б. Самоубийство — явление социальное //Социс — 1998. — № 8.

8. Попов В. А., Кондратьева О. Ю. Наркотизация России — шаг до национальной катастрофы //Социс. — 1998. _№ 8.
1. Социальное поведение

Социальное поведение — это совокупность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей, так или иначе затрагивающих интересы других людей, общностей, всего общества, их определённая направленность.

Сейчас человеческое поведение исследуется рядом направлений. Бихевиористский подход (Б. Скиннер, К. Лешли, Д. Уотсон...) рассматривает поведение как систему реакций на различные стимулы. Концепция Скиннера по сути является биологизаторской. Скиннер выделяет три типа поведения: безусловно рефлекторное, условно рефлекторное (оба вызываются воздействием соответствующих стимулов) и оперантное (форма адаптации организма к окружающей среде). В данной концепции человек предстаёт как существо, вся внутренняя жизнь которого сводится к реакциям на внешние обстоятельства. Изменения подкреплений механически вызывают изменения поведения. Мышление, высшие психические функции человека, культура, искусство трактуются как сложная система подкреплений, призванных вызывать определённые поведенческие реакции.

В социологической теории обмена, разработанной Дж. Хоман-сом, социальное поведение рассматривается в качестве системы обменов поведенческими актами, посредством которых индивиды санкционируют друг друга. Теория обмена Хомансом сформулирована в следующих постулатах:

— постулат успеха (воспроизводство действий, встречающих социальное одобрение);

— постулат стимула (стимулы, связанные с вознаграждением, с большей вероятностью вызовут сходное поведение);

— постулат ценности (воспроизведение действий зависит от того, насколько ценным представляется человеку результат этого действия);

— постулат депривации — пресыщения (чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем меньше ценится последующее вознаграждение);

— двойной постулат агрессии — одобрения (отсутствие ожидаемого вознаграждения или неожиданное наказание делает вероятным агрессивное поведение, а неожиданное вознаграждение или отсутствие ожидаемого наказания приводит к повышению ценности вознаграждаемого поступка и повышает вероятность его воспроизведения).

Ч. Кули в процессе исследования социального поведения предложил специфический термин «зеркальное Я», согласно которому в процессе поведения люди смотрят на себя как бы со стороны глазами другого человека. В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому представление о себе зависит от отношений с другими людьми.

Дж. Г. Мид считал необходимым, чтобы в процессе поведения у партнёров возникала возможность «принять роль другого» (чтобы поведение стало адекватным ситуации, индивид должен приобрести определённые навыки и умения, научиться понимать и использовать жесты, мимику, слова...).

Согласно психологической теории 3. Фрейда, поведение индивида формируется в результате сложного взаимодействия трёх уровней его личности; низший уровень образуют бессознательные импульсы и побуждения, которые определяются врождёнными биологическими потребностями и комплексами; средний уровень — сознательный — включает в себя рациональное целеполагание, ответственность за свои действия; высший уровень — «Сверх-Я» — совокупность интериори-зованных индивидом социальных норм и ценностей, оказывающая на него внутреннее давление с тем, чтобы вытеснить из сознания нежелательные для общества импульсы. По мнению 3. Фрейда, в личности человека постоянно идёт борьба «Оно» и «Сверх-Я», индивидуальное поведение всецело обусловлено этой борьбой и полностью ею объясняется, так как представляет собой всего лишь её символическое отражение. Этими символами могут быть образы сновидений, навязчивые состояния и страхи.

Концепцию коллективного бессознательного разработал К. Юнг. Человек рождается с определённым характером и набором инстинктов, основой которых является коллективное бессознательное. Затем каждый индивид постигает свои цели и стремления. Все поступки человека обусловлены желанием осознать эти цели, преодолеть внутренние конфликты в соответствии с коллективным бессознательным (хранилищем культурных идей, воспоминаний, получаемых в наследство от предков). Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы, которые образуют идеалы, образцы, символы. Таким образом, в качестве мотивов поведения могут выступать индивидуальное бессознательное (отражает в психике субъективный опыт) и коллективное бессознательное (опыт предшествующих поколений).

Т. Парсонс исследовал поведение как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий». В процессе поведения он выделил два компонента:

1) поведенческие акты;

2) ситуационное окружение, в котором совершается поведение и от которого оно зависит.

По мнению Т. Парсонса, на поведение человека оказывают влияние типы ролей в социальной системе, нормы и ценности культуры, а также система ожиданий партнёров, вступающих во взаимодействие.

Данные теоретические подходы к определению социального поведения позволяют заключить, что поведение индивида определяется прежде всего его социализацией. Поведенческие различия зависят от приобретённых в процессе социализации качеств и в какой-то степени от врождённых и приобретённых психологических особенностей, а также регламентируются социальной структурой.

^ 2. Отклоняющееся поведение

Виды поведения, соответствующие общепринятым в обществе нормам, характеризуются как «нормальные» — нормативные. Способы поведения, которые в той или иной мере расходятся с ними, называются отклоняющимся (от норм) — девиантным поведением. Девиации имеют два вектора своего проявления: конструктивный и деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой вид деятельности, при которой носитель девиации, как бы обгоняя своё время, продуцирует идеи будущей культуры. Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных типов личности. Типы девиантного поведения


Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии




Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. е. наличие у человека психопатин







Алкоголизм, наркомания, проституция, преступность.

Астеники, шизофреники, люди, страдающие психическими отклонениями «в пределах нормы»

Социальные отклонения могут принимать следующие формы:

— индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

— групповые — рассматриваются как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре;

— первичные — отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Совершаемые индивидом отклонения незначительны и социально не квалифицируются девиантом, так как выглядят для него как маленькая шалость;

— вторичные — отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом квалифицируется как девиант.

Какова причина отклоняющегося поведения? Можно выделить следующие точки зрения на ответ на данный вопрос. Исследователи, придерживающиеся первой, биологической, точки зрения, склонны считать более важными биологические факторы. Основная причина девиантного поведения видится в наследственности, возрастных особенностях, особенностях организма человека и т. д. Так, итальянский врач Ц. Ломброзо читал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким чертам, как выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли.

Уильям X. Шелдон, американский психолог, считал, что у людей определённое строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Человеку умеренной полноты с несколько округлым телом свойственны общительность, потворство своим желаниям (эн-доморф). Человек стройный и сильный (мезоморф) проявляет склонность к беспокойству, он активен, не слишком чувствителен. Человек, отличающийся хрупкостью тела (эктоморф), склонен к самоанализу, нервозен и чувствителен. По мнению Шелдона, преступники, алкоголики принадлежат к мезоморфному типу.

Сторонники социальной точки зрения исходят из того, что любое нарушение норм имеет корни в воспитании и влиянии окружения. Если ребёнок в детстве не имел положительных примеров, если его родители склонны к отклоняющемуся поведению, можно предположить, что он будет склонен к нарушению норм и дезадаптивным действиям.

В рамках данной теории Э. Дюркгейм предлагает теорию аномии (состояния дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми). Всё, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей и порождает нарушения общественного порядка, в результате приводит к появлению различных девиаций.

Э. Лемерт предложил «теорию наклеивания ярлыков», согласно которой девиантное поведение не существует само по себе, а то, что некоторые индивиды определяются обществом как девианты, имеет последствия в виде непредсказуемых реакций со стороны лиц, определяемых таким образом. В основе данной теории лежат следующие положения:

— девиантное поведение является не просто девиантным, а определяемым как девиантное. Это означает, что само действие не может быть отклоняющимся; оно становится таким, только когда его кто-то так оценивает;

— если человека определили как девианта, у него возникает определённый образ себя, который включает в себя и девиантность как обязательный признак, таким образом общество в определённом смысле вынуждает такого человека нарушать нормы.

Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивость психики, нарушение психологического равновесия). При этом не отрицается влияние на психику биологической компоненты, например, некоторые умственные расстройства объяснялись генетической предрасположенностью. Психологическое объяснение девиантного поведения дал 3. Фрейд. Согласно его точке зрения, может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между «супер-Я» и бессознательным («оно») разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Согласно культурологическим теориям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Согласно данной точке зрения, девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. В. Миллер утверждает, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, проявлением которой является групповая преступность. Эта субкультура придаёт огромное значение таким качествам, как готовность к риску, стремление к острым ощущениям. Так как члены банды руководствуются этими ценностями в жизни, представители других слоев относятся к ним как к девиантам.

Единую теорию девиантного поведения выработать трудно, так как девиация — это понятие, охватывающее самые разнообразные явления, которые не одобряются обществом.

3. ^ Социальный контроль

Для того, чтобы общество нормально функционировало, индивиды должны поступать согласно установленным социальным нормам. Для обеспечения соответствующего поведения индивидов у общества есть механизм — социальный контроль. Данный термин был введён в научный оборот французским социологом Г.Тардом и понимался как средство возвращения преступника к нормальной жизни, т. е. соответствующему нормам общества поведению.

Социальный контроль — это система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов.

Можно выделить три типа процессов социального контроля:

1) процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм (например, процессы социализации, семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит усвоение позитивных требований и запретов, существующих в обществе);

2) процессы, организующие социальный опыт индивидов (процессы, организуемые преимущественно обществом и государством, предпринимающими усилия для борьбы с социальными явлениями, способными дестабилизировать их поведение);

3) процессы применения различных формальных и неформальных социальных санкций: формализованных, применение которых регламентировано законами, и неформализованных, реализуемых в ходе неформального общения людей в виде морального осуждения или похвалы.

Традиционно социологи выделяют следующие методы социального контроля:

— убеждение - метод, направленный на интернализацию и предполагающий направленное влияние на личность, апеллирующее к мышлению, чувству человеческого достоинства;

— принуждение — метод, основанный на подчинении свободной воли индивида, как правило, воздействующий только на внешние проявления отклонений в поведении, не затрагивая их глубинных социально-психологических корней;

— социальный контроль через групповое давление, реализуемый непосредственным окружением человека — коллективом, в который он включён. Будучи членом группы, индивид воспринимает социальные требования через требования своей группы и знает, за что подвергнется групповым санкциям и за что может быть поощрён повышением статуса в группе;

— социальный контроль через социализацию осуществляется таким образом, что люди в обществе выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек, предпочтений. Культивируя у людей те чувства, желания и стремления, которые приведут к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если законы будут нарушаться, общество заставляет людей со свободной волей подчиняться законам и нравственным нормам.

По мнению ряда современных социологов, в этот перечень нужно включить также внушение (направленное воздействие на глубинные слои психики) и информирование.

Известный американский социолог Т. Парсонс выделял три метода социального контроля:

1) изоляция — отлучение лица, нарушившего социальную норму, от других;

2) обособление — предусматривает ограничение контактов лица, допустившего отклонение от нормы;

3) реабилитация — подготовка лица, допустившего отклонение, к возвращению в нормальную жизнь, к исполнению своих социальных обязанностей.

Санкции социального контроля подразделяют на формальные, неформальные, позитивные и негативные.

Все функционирующие в обществе социальные институты: семья, государство, система образования, СМИ и т. д. — в той или иной мере осуществляют социальный контроль. Такие социальные институты, как уголовное право, милиция, суд, прокуратура, тюрьма, психиатрические лечебные учреждения, социальная работа, созданы в обществе для выполнения функций формального контроля .

Уголовное право как социальный институт представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих уголовную ответственность, способы и меры применения наказаний за совершённые преступления.


Санкции социального контроля


Формальные


Неформальные

Негативные

Позитивные

Официально предписанные обществом или организацией

одобрение, негодование

общественное порицание, осуждение» штраф

общественное признание заслуг, присвоение почетного звания

Повышение или понижение должностного статуса, награда, наказание...











Функция милиции — обеспечение охраны общественного порядка, прав и законных интересов граждан, социальных общностей от действий, нарушающих общепринятые нормы.

Суд — специализированный институт, рассматривающий преступления правонарушения и применяющий установленные законом меры уголовного наказания в случае необходимости.

Прокуратура осуществляет высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, учреждениями, гражданами, а также привлекает к уголовной ответственности тех лиц, которые совершили преступления.

Тюрьма — специализированное учреждение, в котором отбывают наказание лица, осужденные за свои преступления к лишению свободы.

Психиатрические лечебные учреждения осуществляют лечение больных, страдающих психическими заболеваниями, способных совершить нарушение общепринятых норм в силу своей невменяемости.

Социальная работа проводится государственными органами социального обеспечения и различными общественными организациями, которые ориентированы не на меры пресечения преступности, а на социально-психологические, медицинские, перевоспитательные меры, направленные на оказание социальной помощи личности, на её социально-психологическую реабилитацию.

Темы докладов и рефератов

1. Девиантное поведение в современной России.

2. Преступность как форма девиантного поведения.

3. Алкоголизм и наркомания как формы девиантного поведения.

4. Суицид как форма девиантного поведения.

5. Сущность и типы социального контроля.


Похожие:

Контроль за поведением и социальные отклонения icon2. Структура социологического знания
Объектами социологии являются: общество как целостная социальная реальность; социальные организации; социальные институты; социальные...
Контроль за поведением и социальные отклонения iconЗадания
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции...
Контроль за поведением и социальные отклонения iconФедеральный закон
Безнадзорный несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения...
Контроль за поведением и социальные отклонения iconПес, который не видит мира и людей, но искренне их любит!
Архангельск. Этот пес привлек внимание своим поведением… поведением обреченного одинокого существа… Стоял в сугробе, никуда не спешил,...
Контроль за поведением и социальные отклонения iconКровь представляет собой единое, строго координированное гармоническое...
К для того чтобы определить эту зависимость, рассмотрим новую случайную величину — произведение отклонения значений x от его среднего Mx и...
Контроль за поведением и социальные отклонения iconСоциальные институты и социальные организации
Социальный институт (лат. – установление) – совокупность правил поведения, принципов, установок, которые регламентируют определенную...
Контроль за поведением и социальные отклонения icon6.  Социальные отношения и социальные вопросы 18
Трудовые отношения. Обеспечение занятости. Повышение квалификации. Условия высвобождения работников 05
Контроль за поведением и социальные отклонения iconТема Сущность судебного контроля
Б. Специальный контроль (экстраординарный) т е контроль в рамках конкретной стадии. Например прокурорский надзор
Контроль за поведением и социальные отклонения iconТемы докладов к семинару 4 «Социальные общности. Малые социальные группы»
Макротеории социального взаимодействия о формировании социальных общностей (Ф. Теннис, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс,...
Контроль за поведением и социальные отклонения iconПроизводственный экологический контроль
Природопользователи обязаны осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, за соблюдением нормативов допустимых...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница