6. Девиантное поведение Девиантное поведение. Типы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, гэмблинг и др.)


Скачать 104.26 Kb.
Название6. Девиантное поведение Девиантное поведение. Типы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, гэмблинг и др.)
Дата публикации29.07.2013
Размер104.26 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
Тема 6. Девиантное поведение


  1. Девиантное поведение. Типы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, гэмблинг и др.)

  2. Делинквентность. Аномия

  3. Теория девиантного поведения Р. Мертона

  4. Социальная норма, социальный контроль, социальные санкции

  5. Теории девиантного поведения (знать названия, представителей, суть теорий):

  • Биологическая теория (Ломброзо, Шелдон)

  • Психологическе направление в изучении девиантного поведения ( Теории Г.Тарда и Р.Гарофало, З. Фрейда, Э.Фромм, Фрица Римана)

  • Назовите 5 типовых реакций индивидов на аномию в обществе по Р. Мертону

  • Суть теории культурного переноса (Концепции Г. Тарда, и Э. Сазерленда)

  • Теория стигматизации

  • Суть Концепции Беккера

  • Суть теории социальной и моральной интеграции

  • Теория инвестирования

  1. Социальные типы самоубийств по Э. Дюркгейму
^

Краткая информация:

Девиантное поведение (1 час)


Цель – рассмотреть становление, формирование и развитие социологии девиантного поведения как специальной социологической дисциплины.

^ Основные понятия по теме: правила поведения, негативно и позитивно отклоняющееся поведение, индивидуальное и групповое отклоняющееся поведение, первичная и вторичная девиация, способы индивидуального приспособления, социальный контроль.

Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались правил, определяющих поведение в соответствии с ситуацией.

Индивид не всегда конформен по отношению к обществу и принятым в нем нормам. Часто его установки и модели поведения не соответствуют социальным и культурным целям, существующим в обществе. Такое поведение называют отклоняющимся или девиантным.

Существует стереотип, в соответствии с которым девианты представляют некую угрозу стабильности и социальному порядку. Это не совсем так. К девиантам можно отнести не только преступников, наркоманов и алкоголиков, но и политических радикалов, художников-новаторов, выдающихся ученых, великих полководцев, государственных деятелей. Их поведение отклоняющееся.

Я.И. Гилинский различает негативно отклоняющееся поведение, наносящее ущерб обществу и препятствующее социальному развитию, и позитивные отклонения, к которым относятся различные формы социального творчества. В последнем новаторство неразрывно связано с преодолением, нарушением существующих норм, типов деятельности.

Проблема заключается не в отклонении поведения от существующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение может быть социально одобряемым или осуждаемым.

В западной социологии девиантность определяется как соответствие действий социальным ожиданиям. В этом плане бывает трудно определить, что является девиацией, а что нет. Например, убийство в целях самообороны или в ходе военных действий нельзя назвать девиацией. Другими словами, действия убийцы могут быть социально одобряемыми.

Характеристика девиантного поведения связана с неопределенностью социального ожидания. Например, использование нецензурных слов среди заключенных в исправительных учреждениях не является оскорбительным, а соответствующим нормам данной социальной группы.

Область, охватываемая понятием “девиантное поведение”, очень широка, и это иллюстрируют следующие примеры. Американский миллиардер Говард Хьюз был чрезвычайно удачливым бизнесменом. Он достиг успеха благодаря трудолюбию, оригинальным идеям и неожиданными решениям. Его деятельность в сфере бизнеса согласовывалась с основными ценностями, принятыми в западном обществе, придающем особое значение материальному вознаграждению и индивидуальным достижениям. Однако некоторые черты его поведения резко отклонялись от общепринятых норм. Последние годы жизни, например, он жил, почти в полной изоляции от внешнего мира, не покидая номера люкс, ставшего его домом, отрастил длинные волосы, отпустил неопрятную бороду и стал похож скорее на библейского пророка, чем на преуспевающего бизнесмена.

Хьюз был одновременно чрезвычайно преуспевающим и чрезвычайно отклоняющимся по своему поведению. Противоположным примером может стать карьера Теда Банди. Внешне образ жизни Банди соответствовал всем нормам поведения добропорядочного гражданина. Банди вел внешне не просто нормальную, но скорее высокодостойную жизнь. Например, он был активным членом общества самаритян, которое организовало двадцатичетырехчасовую телефонную службу для людей, находящихся в стрессе и близких к самоубийству. Это не помешало Банди совершить серию зверских убийств. Перед вынесением смертного приговора судья похвалил Банди за его способности (он сам подготовил собственную защиту) и заметил, как печально растратил тот свою жизнь. Судьба Банди наводит на мысль, что внешне нормальная жизнь может в то же время сочетаться с тайными чрезвычайно отклоняющимися действиями.

Отклонение бывает не только в индивидуальном поведении, но и в групповом. В качестве иллюстрации можно взять культ Кришны, поддерживаемый религиозной группой, верования и образ жизни которой очень сильно отличаются от образа жизни большинства живущих в Соединенном Королевстве. Культ возник в Нью-Йорке в 1956 году, когда Шри Прабхупада прибыл из Индии, чтобы распространять на Западе слово о Сознании Кришны. Послания были адресованы в основном молодым людям, употреблявшим наркотики, и провозглашали, что можно “постоянно пребывать в возвышенном состоянии и обнаружить источник вечного наслаждения”, если следовать учению. К танцам и песнопениям кришнаитов на улицах привыкли. Население относится к ним вполне терпимо, даже в том случае, если их взгляды воспринимаются как эксцентричные.

Кришнаиты являют собой пример субкультуры с девиацией. Сегодня их численность упала, но они сравнительно легко выживают в самых различных общественных условиях. Организация богата, она финансируется за счет пожертвований как своих членов, так и симпатизирующих. Ее положение прямо противоположно положению другой субкультуры с отклонениями - бездомных. Люди, потерпевшие поражение в жизненной борьбе, живут на улице, проводят время в парках или общественных зданиях (например, в библиотеках). Спят они либо на улице, либо в ночлежках. Множество бездомных кое-как перебиваются на обочинах общества.

Само по себе девиантное поведение является естественным и обычным, насколько обычным и естественным является его противоположность – конформизм. Социальные отклонения в обществе нередко связанны с зарождением новых социокультурных явлений и процессов. Разумеется, не всякая девиация приводит к возникновению прогрессивных культурных норм и моделей поведения.

Ч. Ламброзо установил зависимость между криминальным поведением и определенными физическими чертами человека.

У. Шелдон определил связь между предрасположенностью к девиантному поведению и строением тела человека, сделав вывод, что более близок к нему «мезоморф» - человек, чье тело характеризуется стройностью и силой, а в психическом смысле для него типичны беспокойство и стремление к активности.

В. Прайс пытался доказать, что большую склонность к девиации имеют мужчины, обладающие дополнительными хромосомами Y.

З.Фрейд полагает, что отклонения от социальных норм в поведении – это результат крайней формы противоречия между человеческим Я и бессознательным, между физиологическими потребностями индивида и социокультурным содержанием его среды. Однако, из этого объяснения вытекает вопрос: раз эти конфликты являются универсальными, почему далеко не все люди становятся девиантными?

Э.Фромм объясняет девиацию с социо-психологической точки зрения. Он утверждает, что девиантное поведение не регулируется врожденными, спонтанными, подсознательными и самонаправляющимися стумулами, а с действительными условиями жизни человека.

Э. Дюркгейм сделал вывод, что несоответствие поведения социальным нормам возникает во время резких перемен в жизни общества, отдельных групп, личности. Причем изменения могут касаться как самих норм, так и реакции индивидов на них. В подобных ситуациях люди теряют почву под ногами, нечто стабильное и привычное. Возникающая социальная дезорганизация порождает отклоняющееся поведение.

Р. Мертон создал функционалистскую теорию «аномии». По его мнению, основной причиной отклоняющегося поведения является противоречие, конфликт, разрыв между целями культуры и социально одобряемыми средствами их достижения. Иными словами, если люди ставят перед собой цель, которую нельзя достичь принятыми в данном обществе средствами, они пытаются найти другие средства, в том числе и социально осуждаемые, и это ведет к девиациям. Проблема заключается в том, чтобы определить, что это за средства, что это за социальные силы, которые заставляют человека искать социально неодобряемые пути достижения цели. Вероятно, это относится к агентам социализации – семье, школе, ближайшему окружению, трудовому коллективу и пр. Однако появление девиации не означает наличие этих факторов. Неблагополучие в семье гораздо сильнее и активнее способствует возникновению отклонений, чем благополучие. Эта тенденция отслеживается и в отношении других агентов социализации.

Вместе с тем, девианты появляются в благополучных семьях, классах и прочее. Таким образом, девиация представляет собой следствие комплексных воздействий многих факторов на личность и требует учета ее особенностей, воспитания, образования, склада характера, психологических черт, ситуации в обществе и в конкретной социальной среде.

Существуют различные виды типологии отклоняющегося поведения в таких отраслях знания, как социология, психология, криминология, судебная психиатрия и др. К типологии отклоняющегося поведения можно отнести:

Первичная и вторичная девиация. Первичная девиация – это нарушение некоторых социальных норм поведения, допускающееся многими людьми в повседневной жизни. Например, превышение скорости водителями там, где это не положено. Однако если их поймали с поличным работники правоохранительных органов и эти факты стали достоянием общественности, то возникает вторичная девиация, связанная с «наклеиванием ярлыка» (стигматизации) на девианта – «злостный нарушитель правил дорожного движения». В результате стигматизации человек начинает чувствовать себя девиантом. В данном случае стигма – это обвинение человека в каком-либо значительном пороке, за которым должно следовать суровое наказание.

Индивидуальные и коллективные девиации. Любая девиация проявляет себя как индивидуальная, и только после того как она многократно повторяется, может приобрести коллективный характер. В этом случае ее действие значительно усиливается. Например, рэкет в России в начале 90-х годов стад массовым и прибыльным занятием бизнеса.

Типология Р. Мертона. В работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура» (1957) уделяется внимание на типах приспособления к культурным целям и средствам людей, занимающих различное положение в социальной структуре общества. Им предложены пять типов приспособления (+ означает принятие, - отвержение, +- отвержение господствующих ценностей и замена их новыми).

^ Типология способов индивидуального приспособления

Способ адаптации

Одобряемые

обществом цели

Одобряемые

обществом средства

Конформизм

+

+

Инновация

+

-

Ритуализм

-

+

Ретритизм

-

-

Мятеж

+-

+-

Конформизм – это полная солидарность личности с общественными целями и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип поведения диаметрально противоположен девиантному.

Остальные типы поведения можно рассматривать как девиантные. Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и поиск новых средств их достижения. Ритуалистский тип поведения принимает общественно одобряемые средства достижения целей, но отказом от некоторых из самих целей (избежание опасностей и неудач посредством отказа от культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку нормам). Ретритизм отмечается двумя отказами – от общественно одобряемых целей и средств их достижения (характерен для маргиналов – бродяг, наркоманов, которые создают собственную замкнутую субкультуру, которая чрезвычайно пассивна и не направлена открыто против общества). Мятеж (отрицание господствующих в обществе целей и средств и замена их новыми) характеризуется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество даже путем социальной революции.

Г. Тард ввел понятие «социальный контроль» как средство возвращения преступника к его нормальной жизни, а затем стал рассматривать его как фактор социализации личности.

Р. Парк рассматривал социальный контроль как целенаправленное действие общества на индивида в целях создания и обеспечения в обществе социального порядка.

Социальный контроль – это регуляция поведения субъектов социального действия с помощью нормативных механизмов и санкций. Социальный контроль имеет отношение ко всякому групповому либо индивидуальному действию, которое регулируется социальными нормами и правилами, ценностями, образцами и стандартами поведения. Социальный контроль – это часть общего процесса социализации, поскольку социализация способствует формированию «нормативного» поведения личности, соответствующего принятым в обществе правилам, нормам и обычаям.

Социальный контроль проявляет себя через давление и групповой контроль. В случае нарушения принятых норм и правил, обычаев и традиций, начинает работать механизм группового давления и группового контроля.

Социальный контроль проявляет себя в качестве принуждения, осуществляемого через санкции, которые могут применяться в рамках группового давления или через институциональные и социальные механизмы.

Н. Смелтер считает, что социальный контроль – это усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление. В качестве мер принуждения приводятся следующие:

1. Изоляция – отлучение девианта от общества, не предусматривающее его реабилитации (пожизненное заключение в тюрьме);

2. Обособление – частичная (временная) изоляция девианта от общества;

3. Реабилитация направлена на восстановление места девианта в обществе (принудительный труд, психотерапия и др.).

Известно, что толерантность общества способствует снижению девиантности, в то время как кризисные ситуации не способствуют эффективности социального контроля. Активизация девиантного поведения в обществе и неэффективность социального контроля возникают тогда, когда его структуры используют экстремистские и догматические методы давления. Это усиливает маргинальность и ретритизм в отклоняющемся поведении, а в определенных обстоятельствах может привести к мятежу.

Социальный контроль выступает в форме формального и неформального социального контроля. Первая форма осуществляется уполномоченные законом организациями, а вторая форма реализуется небольшими неформальными группами. К неформальным группам относят награды и наказания, в виде улыбок, словесных поздравлений или недовольным тоном и взглядом и пр.

Похожие:

6. Девиантное поведение Девиантное поведение. Типы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, гэмблинг и др.) iconДевиантное поведение
Преддевиантный синдром комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно
6. Девиантное поведение Девиантное поведение. Типы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, гэмблинг и др.) icon-
Девиантное поведение как психолого- педагогическая проблема. Отклоняющееся поведение: критерии определение понятия
6. Девиантное поведение Девиантное поведение. Типы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, гэмблинг и др.) icon26. Девиантное поведение это поведение, отклоняющееся от общепринятых,...
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся...
6. Девиантное поведение Девиантное поведение. Типы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, гэмблинг и др.) iconПоведение
На одном полюсе девиантного поведения находятся лица, проявляющие максимально неодобряемое поведение: террористы, предатели, преступники....
6. Девиантное поведение Девиантное поведение. Типы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, гэмблинг и др.) iconСуицидальное поведение (Демидович)
Аддиктивное поведение как форма девиантного поведении (Кульба)
6. Девиантное поведение Девиантное поведение. Типы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, гэмблинг и др.) iconИ. А. Арташина Поведение потребителей
В учебном пособии изложены основные факторы поведения потребителей, модели поведения потребителей и методы воздействия на поведение...
6. Девиантное поведение Девиантное поведение. Типы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, гэмблинг и др.) iconОрганизационное поведение как наука
...
6. Девиантное поведение Девиантное поведение. Типы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, гэмблинг и др.) iconАддиктивное (зависимое) поведение
Аддиктивное (зависимое) поведение – поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо...
6. Девиантное поведение Девиантное поведение. Типы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, гэмблинг и др.) iconХ IV. Организационное поведение
В зав-ти от того, в какой комбинации сочетаются эти основополагающие составляющие поведения, может быть выделено 4 предельных типа...
6. Девиантное поведение Девиантное поведение. Типы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, гэмблинг и др.) iconМолодежь за новую жизнь
Проведение акции «за и против», целью которой является порицание неприемлемого и аморального поведения в обществе (наркомания, курение,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница