Департамент культуры города москвы музей «московский дом фотографии» музей-квартира священника п. А. Флоренского представляют выставку


Скачать 61.76 Kb.
НазваниеДепартамент культуры города москвы музей «московский дом фотографии» музей-квартира священника п. А. Флоренского представляют выставку
Дата публикации31.07.2013
Размер61.76 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

МУЗЕЙ-КВАРТИРА СВЯЩЕННИКА П.А.ФЛОРЕНСКОГО
представляют выставку
«ОТЕЦ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ – РУССКИЙ ЛЕОНАРДО»
Открытие состоится 23 ноября в 19:00

В Мультимедиа Арт Музее, Москва

По адресу: Ул. Остоженка, 16
Выставка будет проходить с 23 ноября по 16 декабря.

К 75-летию мученической кончины отца П.А. Флоренского

Священника Павла Флоренского по праву величают русским Леонардо да Винчи. Гениальный мыслитель и ученый, инженер и изобретатель, он внес заметный вклад в философию и богословие, филологию и искусствознание, математику и физику, этнографию и музееведение, электротехнику и геологию. Необычайна разносторонность талантов и творческих интересов этого российского энциклопедиста ХХ века. Начав свой творческий путь с выдающихся богословских сочинений, он одновременно занимался исследованиями материального мира и истории человеческой культуры. Многочисленные публикации и исследования ученых всего мира свидетельствуют о том, что жизнь, личность и творчество П.А.Флоренского имеют общекультурное и общецерковное значение. Творчество священника Павла Флоренского опровергает известное представление о мнимой несовместимости научного исследования, с одной стороны, и христианского миропонимания – с другой стороны. Мировоззрение Павла Флоренского - на основе диалога веры и науки. Сам жизненный путь мыслителя и ученого привел его в необходимости осуществить в себе примирение разума и веры.

Павел Александрович Флоренский родился 9/22 января 1882 г. близ Евлаха (ныне Азербайджан) в семье инженера путей сообщения. Его детство и отрочество прошли в Грузии. «Почти все, что приобрел я в интеллектуальном отношении, получено не от школы. А вопреки ей. Много дал мне отец лично. Но главным образом я учился у природы, куда старался выбраться, наскоро отделавшись от уроков. Тут я рисовал, фотографировал, занимался. Это были наблюдения характера геологического, метеорологического и т.д., но всегда на почве физики. Читал я и писал тоже нередко среди природы. Страсть к знанию поглощала все мое внимание и время» (П.А.Флоренский. Автобиография. 1927).

В августе 1899 г. в душе юного П.Флоренского (ему было 17 лет) совершился глубокий внутренний переворот, обративший его к религии. Время, оставшееся до окончания гимназии, родители, и прежде всего отец, посвятили тому, чтобы убедить сына получить университетское образование для будущей научной деятельности. Несмотря на все потрясения, кризис мировоззрения и начавшееся расхождение с родителями, П.А.Флоренский окончил гимназический курс первым, с золотой медалью.

В 1900 г. П.А.Флоренский поступает на физико-математический факультет Московского Университета. Среди его учителей были знаменитые ученые и профессора: Б.К.Млодзеевский, Л.К.Лахтин, Н.Е.Жуковский, С.Н.Трубецкой, особое влияние оказал профессор Н.В.Бугаев, один из основателей Московской математической школы. Во время учебы в университете П.А.Флоренский подружился с поэтом А.Белым (сыном Н.В.Бугаева), а через него познакомился с символистами: В.Я.Брюсовым, К.Д.Бальмонтом, Д.С.Мережковским, З.Н.Гиппиус, А.А.Блоком. Но почти сразу же обнаружились и глубокие личные и идейные расхождения П.А.Флоренского с большинством из символистов. Несмотря на то, что его считали одним из самых талантливых студентов с большим научным будущим, весной 1904 г., окончив с отличием Московский университет, П.А.Флоренский поступает в Московскую Духовную академию. С тех пор вся его жизнь оказалась связанной с Троице-Сергиевой Лаврой, у стен которой он прожил почти 30 лет.

Кандидатское сочинение Флоренского «О религиозной истине» (1908) стало ядром его знаменитой книги «Столп и утверждение Истины» (1914). Ее автору удалось, образно говоря, соединить Афины и Иерусалим – светскую и духовную культуру.

В звании профессора П.А.Флоренский преподавал в Московской Духовной академии историю философии (1908-1919). Тематика его лекций была обширна: Платон и Кант, мышление еврейское и мышление западноевропейское, оккультизм и христианство, религиозный культ и культура. В 1911 г. принял сан священника. Являлся главным редактором журнала «Богословский вестник», настоятелем храма св. Марии Магдалины в Сергиевом Посаде (1912-1917), старался воплотить свое юношеское стремление осуществить синтез культуры и церковности.

П.А.Флоренский много писал об общеевропейском духовном кризисе, в который была вовлечена и Россия, часто говорил о ее надвигавшемся крушении из-за потери духовных и национальных устоев. Революция не стала для него неожиданностью. Его мнение, что установление советской власти имеет закономерный и необратимый до времени характер, а потому следует принять все, что она с собой несет, за исключением безбожия, привел отца Павла к действительной политической лояльности по отношению к советской власти при идейном противостоянии насаждавшейся безбожной идеологии. «Завещание», начатое 11 апреля 1917 г., убеждает, что он предвидел и грядущие испытания России, и свою трагическую судьбу.

После революции он не снял духовного сана и отказался эмигрировать, ответив на это предложение словами апостола Павла «Будь доволен тем, что есть». Он хотел до конца и во всем разделить судьбу народа и России. «Отец Павел органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного или невольного отрыва от родины, и сам он и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее ее преступление» (Протоиерей С.Н.Булгаков. Священник о.Павел Флоренский).

С октября 1918 г. по май 1920 гг. П.А.Флоренский был назначен ученым секретарем «Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры», подчинявшейся музейному отделу наркомата просвещения и хранителем ризницы Лавры. Главная опасность состояла в том, что национализированные ценности Лавры могли быть уничтожены или безвозвратно утрачены. В результате деятельности комиссии было описано огромное историко-художественное богатство Лавры и спасено от разграбления церковное и национальное достояние неизмеримой культурной и материальной ценности. Работая в Комиссии, священник Павел Флоренский одним из первых в мировой практике развивал идею «живого музея», требуя сохранения каждого предмета в той среде и связях, в которых он возникает и живет. Однако в условиях 1920-х и последующих годов попытка сохранить Троице-Сергиеву Лавру и Оптину пустынь как живые очаги духовной культуры была обречена; лишь время подтвердило истинность мысли и усилий отца Павла.

В 1920-е гг. П.А.Флоренский начал работать в различных государственных учреждениях исследовательского характера. Редактировал «Техническую Энциклопедию», работал в учебных и научных учреждениях и на производстве («Главэлектро ВСНХ РСФСР», завод «Карболит»). Само появление его там в подряснике было вызовом государственному атеизму и наглядным опровержением утверждения о «темноте и безграмотности» духовенства. Многочисленные изобретения и открытия отца Павла в области естественных и технических наук намного опередили время.

В августе 1921 г. священник Павел Флоренцский был утвержден профессором печатно-графического факультета Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), где в течение 3х лет читал курс лекций «Анализ перспективы». Вместе со своими единомышленниками В.А.Фаворским и П.Я.Павлиновым он отстаивал ценность и значимость общечеловеческих форм культуры, наполненных духовным смыслом. П.А.Флоренский указывал на ущербность линейной перспективы как художественного метода изображения пространства и ввел понятие «обратной перспективы», имеющей особое значение в иконописи. Деятельность его во Вхутемасе подверглась острой критике со стороны конструктивистов и идеологов «Левого фронта искусств» (Леф). В это же время Флоренский участвует в деятельности Московского института художественных изысканий и музееведения, сотрудничает с союзом художников и поэтов «Маковец».

Дружбой П.А.Флоренского дорожили выдающиеся философы и писатели, художники и музыканты: С. Булгаков, В. Розанов, А. Лосев, А. Белый, В. Хлебников, М. Волошин, М. Нестеров, В. Фаворский, М. Юдина и другие.

В 1928 г. отец Павел Флоренский был арестован и выслан в Нижний Новгород. После возвращения из ссылки (в том же году) работал в «Государственном экспериментальном электротехническом институте». В 1933 г. ученого обвинили в контрреволюционной деятельности и сослали на Дальний Восток; в 1934 г. перевели в Соловецкий лагерь особого назначения. 75 лет назад, 8 декабря 1937 г. священник Павел Флоренский был расстрелян. Место предполагаемого захоронения – Левашовская пустошь.

Протоиерей Сергий Булгаков написал о друге: «Я знал в нем математика и физика, богослова и филолога, философа, историка религий, поэта, знатока и ценителя искусства и глубокого мистика. Духовным же центром его личности, тем солнцем, которым освещались все его дары, было его священство. Из всех моих современников, которых мне суждено было встретить за мою долгую жизнь, он есть величайший и величайшим является преступление, поднявших на него руку. Он отошел, озаренный ореолом больше чем мученика, но исповедника имени Христова в антихристово гонение».

В экспозицию выставки включены уникальные экспонаты из Музея-квартиры священника П.А.Флоренского: рисунки, рукописи, мемориальные предметы, портреты и фотографии, многие из которых будут показаны впервые, в частности, рукопись трактата «Предполагаемое государственное устройство в будущем», написанного в заключении на Лубянке в 1933 г. и возвращенная семье в 1990-е гг.; иллюстрации П.А.Флоренского к курсу классической греческой философии; материалы, связанные с научными изысканиями ученого в области фотографии, минералогии, изучения мерзлоты и многое другое.

Похожие:

Департамент культуры города москвы музей «московский дом фотографии» музей-квартира священника п. А. Флоренского представляют выставку iconМузей «московский дом фотографии»
Музей «Московский Дом фотографии», ведущий активную работу по сохранению и популяризации отечественной истории, приглашает школьников...
Департамент культуры города москвы музей «московский дом фотографии» музей-квартира священника п. А. Флоренского представляют выставку iconГосударственный дарвиновский музей департамент природопользования...
...
Департамент культуры города москвы музей «московский дом фотографии» музей-квартира священника п. А. Флоренского представляют выставку iconГосударственное бюджетное учреждение города москвы московский дом национальностей
Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы
Департамент культуры города москвы музей «московский дом фотографии» музей-квартира священника п. А. Флоренского представляют выставку iconViii московский международный театральный фестиваль студенческих и постдипломных спектаклей
С 11 по 26 мая 2012 года Министерство культуры Российской Федерации, Департамент культуры города Москвы, Союз театральных деятелей...
Департамент культуры города москвы музей «московский дом фотографии» музей-квартира священника п. А. Флоренского представляют выставку iconМосковский городской психолого-педагогический университет принято
Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Департамент культуры города москвы музей «московский дом фотографии» музей-квартира священника п. А. Флоренского представляют выставку iconН. П. Пузин. Дом-музей Л. Н. Толстого в Ясной Поляне
Дорогим для всех памятником является сохранившийся дом-музей Л. Н. Толстого. Как при первом, так и при многократном
Департамент культуры города москвы музей «московский дом фотографии» музей-квартира священника п. А. Флоренского представляют выставку iconДепартамент образования города москвы приказ
В соответствии с пунктом постановления Правительства Москвы от 23. 03. 2004г. №172 – пп “О мерах по обеспечению педагогическими кадрами...
Департамент культуры города москвы музей «московский дом фотографии» музей-квартира священника п. А. Флоренского представляют выставку iconГосударственный дарвиновский музей д епартамент природопользования...
День лешего вся нечистая сила соберется, чтобы поколдовать и балагурить перед тем, как провалиться сквозь землю до весны. Не упустите...
Департамент культуры города москвы музей «московский дом фотографии» музей-квартира священника п. А. Флоренского представляют выставку iconМинистерство Культуры Российской Федерации Государственный музей истории религии
Музей все активнее включается в решение проблем социальной адаптации детей и молодежи; становится местом, где любой ребенок может...
Департамент культуры города москвы музей «московский дом фотографии» музей-квартира священника п. А. Флоренского представляют выставку iconХудожественная галерея ц у нарвский музей и Отдел культуры Нарвы...
Тема сохранения семейных реликвий в живописи, графике, прикладном искусстве, фотографии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница