Оглавление введение глава 1 теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста


НазваниеОглавление введение глава 1 теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
страница1/4
Дата публикации01.08.2013
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4


Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в современной научной литературе

1.2 Цель и задачи физического воспитания

1.3 Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования

ГЛАВА 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении

2.2 Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника

ГЛАВА 3

^ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди и есть крупные промышленные предприятия.

«Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства.

Сравнительный анализ по исследованиям специалистов, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 15 лет. Количество детей – дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза. «В настоящее время 50 % детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми».

Возможности человеческого организма огромны, а реализовать их, эффективно использовать не всегда удается. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.

Многие ученые и практики указывают на недостаточную двигательную активность у детей: «Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Актуальность данной темы проявляется в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Эта проблема стоит особо остро в образовательном учреждении, где должна давать ощутимые результаты. По результатам обследования в последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей, их физического развития. Недостаточная двигательная активность - гипокинезия - отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым способствует нарушению осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы. В связи с этим культура здоровья является составляющей общей системы культуры. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только в здоровом обществе, и говорит о неизбежности формирования культуры здоровья - индивидуальной и популяционной.

Исходя из актуальности исследования сформировалась проблема оздоровления детей - это целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

^ Цель: изучение особенностей физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Задачи:

  • Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе.

  • Определить цели и задачи физического воспитания.

  • Изучить особенности организации системы физического воспитания в дошкольном учреждении.

  • Ознакомиться с основными формами организации и поведения физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

  • Выявление эффективных форм организации двигательной деятельности.

^ Объект исследования: физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении.

Предмет исследования: организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

^ Гипотеза исследования: эффективная физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях позволяет своевременно предупредить нарушения в состоянии здоровья детей.

^ Методология и методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, обобщение, сравнение, конкретизация исследуемых явлений, практический опыт специалистов…

ГЛАВА 1

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в современной научной литературе

Физкультурно-оздоровительная работа - система организационных мероприятий, направленных на повышение функционального состояния людей, на их оздоровление средствами физической культуры.

Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях в здоровье подрастающего поколения, связанные с особенностями современной системы образования, которая, во-первых, не побуждает и не научает «конструировать» собственное здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем детей и подростков, берет на себя система образования.

Вопросы сохранения здоровья, оптимизация факторов, которые его формируют, поднимаются не только медиками, но и экологами в связи с тем, что в настоящее время влияние отрицательных факторов окружающей среды неуклонно возрастает, а адаптационные возможности человека как биологического вида не безграничны.

В.П. Лукьяненко считает, что в занятиях по физической культуре, кроме образовательной составляющей, должна присутствовать и оздоровительная направленность, и тренировочный подход. Поэтому занятия по физической культуре должны быть: отдельно-теоретическими, отдельно - практико-методическими, и отдельно-практическими. По мнению докладчика, девизом дня, для специалистов физической культуры, сегодня должен стать лозунг: «От физического воспитания к физкультурному образованию».

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей.

Современные дети, к сожалению, больше времени проводят за компьютером и телевизором. Спортивные залы и активный отдых забыты, а ведь именно они гармонично развивают не только позвоночник, но и организм в целом. Из-за отсутствия физической активности наши дети предрасположены к лени. Им, как это ни печально, не интересно на улице, не хочется двигаться, они считают, что тяжелый физический труд и любое движение, кроме ходьбы, вообще излишне. В 70% случаев кифозы и сколиозы обусловлены именно отсутствием адекватной и правильной, равносторонней нагрузки на мышцы спины. Фиксация позвоночника несовершенна, что связано с развитием мышц, и легко приводит к изменениям осанки. При неправильном положении тела, когда позвоночный столб изогнут, нагрузка на телa позвонков увеличивается и смещается. При статической нагрузке без движения начинает страдать кровоснабжение и питание мышц и суставов. Мышцы теряют эластичность и замещаются грубой соединительной тканью. Межпозвонковые суставы дегенерируют, развивается артроз. Снижается упругость дисков, страдает их амортизирующая функция. Теряют эластичность связки позвоночника. В результате, мы видим сгорбленных девочек, мальчиков с впалой грудью, которые могли бы быть очень красивыми.

Изучением данного вопроса занимались многие ученые физиологи, психологи и педагоги. П.Ф. Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей, Н.М. Амосов - физическому развитию, Н.М. Шелованов - оздоровлению, Т.И. Осокина проблеме физического развития дошкольника.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина, Л.И. Пензулаева к основным формам физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях относят:

  • физкультурные занятия (проводятся 3 раза в неделю, одно из них - на воздухе, средняя продолжительность 20-25 минут);

  • утренняя гигиеническая гимнастика (ежедневно, по 10-12 минут);

  • физкультурные минутки (ежедневно, по 2-3 минуты);

  • подвижные и спортивные игры на прогулке (в течение дня, до обеда и после сна);

  • физкультурный досуг (1 раз в месяц, продолжительность 30-45 минут);

  • физкультурные праздники (2 раза в год, продолжительность - до 60 минут);

  • индивидуальные формы работы с детьми (по мере необходимости).

Основной формой физического воспитания в детских дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия, значение которых заключается, прежне всего, в комплексной реализации оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

В.Ю. Давыдов, Т.И. Осокина, С.С. Солодков, В.А. Бауэр предлагают физкультурные занятия проводить, как правило, групповым способом организации детей и разделять их на вводную, основную и заключительную части.

Е.Н. Вавилова, М.Л. Гейнисман, С. Громова, В.Ю. Давыдов, А.В. Манкевич считают, что выделение вводной части является весьма условным, так как дети дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей не нуждаются в специальной разминке для двигательных действий в основной части занятия. В этой связи вводная часть не продолжительна и носит преимущественно организационный характер. Заключительная часть также достаточно скоротечна и в ней, помимо традиционных, решаются также задачи формирования интереса у детей к последующим занятиям.

В.А. Иванов, Т.В. Тютюкина, С.О. Филиппова считают, что упражнения, используемые в проведении физкультурных минуток, должны быть достаточно интенсивными и эмоциональными, включать в активную работу большие группы мышц, что позволяет сохранять положительное состояние психики, высокий уровень умственной работоспособности и общего физического состояния.

Подвижные и спортивные игры проводятся в различное время в соответствии с режимом дня каждой возрастной группы с целью расширения двигательного опыта детей, совершенствования приобретенных навыков и умений, а также развития физических качеств.

У детей, особенно старших дошкольников, по мнению Э.И. Адашкявичене, З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой, Г.П. Манулова, Д. Сопен должно поощряться самостоятельное и творческое отношение к игре - придумывание новых вариантов и собственных сюжетов известных игр.

Поэтому, проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения.

^ 1.2 Цель и задачи физического воспитания

Цель физического воспитания в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, трудового) развития детей и воспитания у них потребности систематически заниматься физическими упражнениями.

В процессе физического воспитания детей дошкольного возрасте осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания.

  • Развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических способностей; укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия людей.

  • Формирование жизненно важных двигательных умений, навыков (в том числе непосредственно прикладных и спортивных), специальных знаний, привитие организаторских способностей.

  • Воспитание моральных волевых и эстетических качеств личности в духе принципов морального кодекса; содействие развитию интеллекта.

^ Оздоровительные задачи. Эти задачи могут конкретизироваться в зависимости от контингента занимающихся: их возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и др.

Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей.

Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Исходя из особенностей развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата, способствовать развитию правильного соотношению частей тела (пропорции), регулированию роста и веса костей; развивать все группы мышц (мышцы туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, внутренних органов, в том числе сердце, кровеносных сосудов), особое внимание уделять слаборазвитым группам мышц-разгибателей; способствовать усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и способности приспосабливаться внезапно изменившейся нагрузке; укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких, научить дышать через нос; способствовать правильному функционированию внутренних органов (пищеварения, выделения и д.р.); охранять кожу от повреждений и способствовать правильному развитию ее функции (терморегулирующих и защитных); способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, развитию активного торможения, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств (зрение, слух и др.)

^ Образовательные задачи: формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании.

Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни.

Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют её познанию: так, ребёнок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними; дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, легче познают свойства снега, ветра; при плавании дети знакомятся со свойствами воды.

Сформированные двигательные навыки позволяют экономить физические силы ребёнка. Если ребёнок выполняет упражнения легко, без напряжения то он тратит меньше нервной энергии. Благодаря этому создается возможность повторять большее количество раз и более эффективно влиять на сердечнососудистую, дыхательную системы, а также развивать физические качества.

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнения основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения - ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки), спортивные упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.). Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.). О наличии возможностей для развития этих качеств свидетельствуют количественные показатели. Без развития физических качеств ребёнок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, совершенствовать различные виды деятельности, включающие движения.

Дети должны название частей тела, направления движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево, кругом и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила за одеждой и обувью. Объём знаний, относящихся к физкультурному воспитанию, с возрастом детей расширяется.

^ Воспитательные задачи. Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома, проводить наиболее простые со своими сверстниками и детьми более младших возрастов.

У детей необходимо, воспитывать любовь к знаниям спортом, интерес к их результатам, достижениям спортсменов.

В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решать все перечисленные задачи.

^ 1.3 Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования

Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.

Овладеть законами физического развития, использовать их для физического воспитания - важнейшая задача теории и практики физического воспитания.

В самом общем смысле физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств его организма в течении индивидуальной жизни.

Физическая культура как метод неспецифической патогенетической терапии являются важным компонентом системы восстановительного процесса. Занятия физической культурой, спортом, использование физиотерапии, трудовых процессов должны широко применяться.

Оздоровительная физкультура в детском возрасте - это часть системы оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой и музыкальных занятий, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.

При проведении занятий с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций. Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Они могут быть местными и общими, традиционными и нетрадиционными.

Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечает уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ).

Для характеристики двигательного режима в настоящее время все шире используется учет повседневной двигательной активности. Простым приближенным показателем этой величины является число локомоцийза час бодрствования ребенка. Дети с большей двигательной активностью оказываются более развитыми и физически и психически: более интенсивная двигательная активность способствует лучшему физическому развитию, а лучшее физическое развитие, в свою очередь стимулирует двигательную активность и нервно-психическое развитие.

Выводы:

  • Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения.

  • В.П. Лукьяненко считает, что в занятиях по физической культуре, кроме образовательной составляющей, должна присутствовать и оздоровительная направленность, и тренировочный подход

  • В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

  • Основной формой физического воспитания в детских дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия

  • Цель физического воспитания в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, трудового) развития детей и воспитания у них потребности систематически заниматься физическими упражнениями.

  • В процессе физического воспитания детей дошкольного возрасте осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания.


  1   2   3   4

Похожие:

Оглавление введение глава 1 теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста iconМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Теоретические основы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Оглавление введение глава 1 теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста iconТест Задание #1 Вопрос: Что является основой отечественной системы...
Какой основоположник отечественной теории физического воспитания в своих трудах поднимал вопросы о пользе и необходимости физического...
Оглавление введение глава 1 теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста iconАйрис пресс
Теоретические подходы к исследованию языковой способности детей дошкольного возраста
Оглавление введение глава 1 теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста iconТимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста
Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры как одного из важнейших условий...
Оглавление введение глава 1 теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста iconТруд как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость...
Оглавление введение глава 1 теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста iconАнализу слова детей старшего дошкольного возраста [презентация] Проблема...
Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста [презентация]
Оглавление введение глава 1 теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста iconЛитература Приложение 1
Теоретические основы изучения логического запоминания у детей подросткового возраста
Оглавление введение глава 1 теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста iconН. В. Краснощекова сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
К 78 Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. Изд. 3-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 251 с. (Школа...
Оглавление введение глава 1 теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста iconМетодические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса...
Методические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста
Оглавление введение глава 1 теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста iconВоспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
userdocs.ru
Главная страница