Развитие творчества детей 5-6 лет с онр творческий Центр


НазваниеРазвитие творчества детей 5-6 лет с онр творческий Центр
страница1/5
Дата публикации06.08.2013
Размер0.85 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Культура > Книга
  1   2   3   4   5





БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД»

Н.В. Рыжова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР

Творческий

ЦентрМосква

2009

УДК 373 ББК 74.102 Р93

Рыжова Н.В.

Р93 Развитие творчества детей 5—6 лет с ОНР. — М.: ТЦ Сфе­ра, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед») (4). 18ВЫ 978-5-9949-0194-6

В пособии представлен цикл занятий «Мир детской фантазии», способствующий развитию творчества детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами изобразительной деятельности. Занятия предусматривают использование нетрадиционной техники изображе­ния и направлены не только на преодоление речевого недоразвития и развитие творчества детей, но и на повышение их эмоциональной отзывчивости, самостоятельности в повседневной деятельности.

Книга может быть использована в работе логопедов, психологов, воспитателей детских садов, а также родителями, имеющими де­тей с нарушениями речи.

УДК 373 ББК 74.102

Рыжова Наталья Владимировна

^ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ С ОНР

Главный редактор Т.В. Цветкова Научный редактор ОА. Степанова

Редактор Л.С. Киммель Дизайнер обложки О.В. Максимова

Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.001909.03.09 от 02.03.2009 г.

Подписано в печать 07.04.09. Формат 60 х 90'/,,..

Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.

Тираж 6000 экз. Заказ № 1748.

Издательство «ТЦСфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

I8ВN 978-5-9949-0194-6 © ООО «ТЦ Сфера», 2009

Введение

Поиску эффективных психолого-педагогических условий, методов и приемов, средств обучения, направленных на пре­одоление нарушений познавательных психологических про­цессов у дошкольников с речевым недоразвитием, посвятили свои исследования многие ученые (В.П. Глухов, Ю.Ф. Гаркуша, Г.С. Гуменная, И.Т. Власенко, В.А. Калягин, В.А. Ков­шиков, В.С. Кочергина, Т.О. Овчинникова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова, Н.А. Чевелева, Ю.А. Элькин и др.).

Отклонения в формировании речи обусловливают специ­фические особенности психофизиологического развития ре­бенка, а для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) харак­терны:

  • недостаточная устойчивость внимания, ограниченные воз­
    можности его распределения;

  • отставание в развитии словесно-логического мышления;

  • инертность, быстрая истощаемость процессов воображения;

  • недостаточный объем сведений об окружающем мире, свой­
    ствах и функциях предметов действительности;

  • неадекватная самооценка: ощущение своей малоценности,
    робости, неуверенности в своих возможностях;

  • общая психофизиологическая расторможенность;

  • недоразвитие общей и мелкой моторики.

На наш взгляд, большие возможности в преодолении рече­вых нарушений детей заключены в развитии творчества на занятиях по изобразительной деятельности. Занимаясь рисо­ванием, лепкой, аппликацией, дети получают представление об окружающем мире, лучше понимают его. Занятия достав­ляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах, закрепляют чув­ство успеха.

Приведенные в пособии занятия, направленные на созда­ние психолого-педагогических условий развития творчества детей с ОНР, способствуют:

- активизации творческого потенциала личности путем овла­
дения навыками и умениями самостоятельно работать в раз-

^ Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

личных нетрадиционных техниках изображения, находить оптимальные сочетания изобразительного материала и спо­соба изображения;

  • развитию познавательной активности, усвоению знаний о
    видах, свойствах, выразительных возможностях изобрази­
    тельного материала и использованию их в повседневной жиз­
    ни;

  • развитию индивидуальности посредством приобщения к
    изобразительному искусству;

  • организации коррекционно-развивающей направленности
    занятий по изобразительной деятельности, учитывающих
    индивидуальные особенности психофизической сферы де­
    тей с ОНР и способствующих развитию творческих способ­
    ностей;

  • созданию развивающей среды для выражения творческого
    потенциала ребенка в повседневной и самостоятельной дея­
    тельности;

  • повышению профессионального мастерства педагогов и пе­
    дагогического просвещения родителей по проблеме разви­
    тия личности ребенка с ОНР и создания условий для твор­
    ческой активности.

В основу данного цикла занятий были положены как ра­нее разработанные методики развития детского изобразитель­ного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова), так и собственные авторские наработки, включающие нетради­ционные приемы изображения (рисование тканью, свернутой в трубочку; «точечное рисование»; рисование по сжатой бумаге; оттиск целлофаном; рисование косметическими тенями, а так­же их сочетания). Такое комплексное использование методов и приемов нетрадиционного изображения, как обрывание бу­маги, тычкование, применение восковых мелков и акварели, косметических теней, рисование пальчиками, по мокрой бу­маге и др., позволяет не только уточнить и закрепить приоб­ретенное умение у детей, но и научить их комбинированию и взаимозаменяемости.

Система занятий построена с учетом ниже приведенных дидактических принципов.

1. ^ Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, исполь­зование нетрадиционной техники изображения, стремление

Библиотека журнала «Логопед»

к творческому самовыражению в продуктивных видах дея­тельности. Здесь необходимо использовать такие методы и приемы, как объяснение, разъяснение, беседа, наблюдение, показ нетрадиционной техники изображения, выразительных возможностей изобразительного материала.

  1. ^ Принцип наглядности, приобретающий особую значи­
    мость для развития наглядно-образного мышления у детей
    старшего дошкольного возраста. Этот принцип позволяет фор­
    мировать художественно-эстетическое восприятие и вкус, эмо­
    ционально-чувственное отношение к действительности. Необ­
    ходимы просмотр картин известных художников, иллюстра­
    торов; наблюдение за природными явлениями; посещение
    цирка и музеев.

  2. ^ Принцип систематичности и последовательности, ре­
    ализуемый путем постепенного овладения практическими
    навыками и умениями в области нетрадиционной техники
    изображения и использования средств выразительности. Так,
    на первых занятиях детей учат рисовать пальчиками, делать
    набрызг, а в конце учебного года знакомят с разными видами
    монотипии и граттажа. Творчество необходимо развивать не
    только на занятиях, но и в повседневной деятельности через
    наблюдения, тематические беседы, чтение художественных и
    прослушивание музыкальных произведений. Предлагаемая
    тематика занятий ориентирована на изменения в природе и
    события в социальной жизни.

4. ^ Принцип доступности, опирающийся на психологи­
ческие особенности детей (недостаточные объем сведений об
окружающем и концентрация внимания; эмоциональная не­
зрелость; замкнутость, тревожность) и психофизиологичес­
кие недостатки (ограниченный объем движений общей мо­
торики, ослабленный мышечный тонус мелкой моторики,
дефицит или задержка в развитии зрительного и слухового
внимания, восприятия и памяти). С целью сглаживания дан­
ных недостатков развития необходимы физкультминутки с
элементами логоритмики, дыхательная и пальчиковая гим­
настика, подвижные игры, привлекательные темы занятий:
«День смеха», «Волшебный мир зверей и птиц», «Необыч­
ный зверь» и др.

Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

При организации занятий следует учитывать так называе­мую «зону ближайшего развития»: сначала детей знакомят с известными событиями и явлениями окружающей действи­тельности, позже с космосом, Днем защитника Отечества, перелетными птицами и др.

5. ^ Принцип индивидуализации, учитывающий индивиду­
ально-личностные особенности детей: темперамент, характер,
интересы и др. Данный принцип реализуется в процессе ри­
сования по замыслу при свободном выборе изобразительных
материалов и техники изображения.

6. ^ Принцип связи речи с психическими процессами, заклю­
чающийся в одновременном развитии творчества детей, обо­
гащении и расширении лексического запаса. Для этого необ­
ходимы знакомство с новыми изобразительными материала­
ми, нетрадиционными приемами изображения, известными
художественными и музыкальными произведениями; разви­
тие связной речи через различные тематические беседы, чте­
ние известных стихотворений, рассказывание ребенком о своем
рисунке и др.

Таким образом, комплексное использование разнообразных методов, приемов и средств обучения позволяет всесторонне подойти к преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.

Развитие творчества детей с ОНР в процессе изобрази­тельной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы: обогащается лексичес­кий запас, уточняются и закрепляются грамматические ка­тегории, появляется способность связно, последовательно и логично строить свой рассказ, а слушание ясной, чистой и эмоционально выразительной речи взрослого создает усло­вия для закрепления правильного произношения всех зву­ков родного языка.

Надеемся, что такие занятия будут активно использовать­ся психологами, логопедами, воспитателями и родителями в повседневном общении с ребенком.

Библиотека журнала «Логопед»

Цикл занятий «Мир детской фантазии»

Занятие 1

«Рисование по замыслу»

ЦЕЛИ

  • Развивать творчество, воображение.

  • Развивать мелкую моторику рук.

  • Учить доводить начатое дело до конца.

  • Развивать умение видеть прекрасное в повседневной жизни.

  • Развивать умение работать самостоятельно.

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Карандаши, фломастеры, акварельные краски (по выбо­
    ру детей).

  2. Баночки с водой.

  3. Листы бумаги.

Методы и приемы: словесные (объяснение, разъяснение).

Вводная часть

Педагог предлагает детям вспомнить, что интересного они узнали, увидели, о чем им читали, рассказывали дома, в дет­ском саду. Обращает внимание детей на наиболее яркие, об­разные воспоминания. Выбирает из рассказов то, что дети смогут изобразить.

^ Основная часть

В процессе рисования педагог напоминает детям, как пользо­ваться карандашами, фломастерами, кисточкой. Поощряет ин­тересный замысел, стремление наиболее полно его воплотить. Оказывает индивидуальную помощь дошкольникам в процессе рисования. Если ребенок не определился с темой, задает не­сколько наводящих вопросов, например: Какой мультфильм тебе большего всего нравится? Кто твой самый любимый персонаж из сказок? Это поможет дошкольнику сделать свой выбор. Пе­дагог не должен навязывать ребенку определенную тему.

^ Заключительная часть

В конце занятия целесообразно сделать небольшую выстав­ку детских работ. Обязательно похвалить ребят за выполнен-

Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

ные рисунки, их старание, отметить разнообразие тем. По­стараться выделить что-то положительное в каждой работе.

Занятие 2

«Подарки бабушке и дедушке»

ЦЕЛИ

  • Развивать творческое мышление.

  • Развивать умение самостоятельно выбирать материал для
    рисования и способ изображения.

  • Развивать мелкую моторику рук.

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Карандаши, фломастеры, краски — акварель, гуашь (по
    выбору детей).

  2. Баночки с водой.

  3. Листы бумаги.

  4. Губка, печатки, восковые мелки, свеча, белая и черная
    тушь.

Методы и приемы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа).

Предварительная работа: рассказывание стихотворений про бабушек и дедушек.

^ Вводная часть

Педагог в беседе с детьми напоминает, что скоро будет День пожилого человека, предлагает обдумать, какие подар­ки можно преподнести бабушкам и дедушкам. Чтение сти­хотворений о пожилых людях.

Подарю я бабушке

Голубые варежки.

Я из ниток шерстяных

Десять дней вязала их,

Пусть она их носит,

Руки не морозит.

^ В. Кудлачев

Бабушкины руки
Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Библиотека журнала «Логопед»

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней!

^ Л. Квитко

Дети выбирают подарок и обдумывают, как будут его изоб­ражать.

Основная часть

Педагог напоминает, что дети могут пользоваться и други­ми предложенными материалами, но технику изображения не объясняет.

^ Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, Дети «здороваются» пальцами

обеих рук, начиная с больших.

В лес идем мы погулять. «Идут» указательными

и средними пальцами обеих рук по столу.

За черникой, Загибают пальцы, начиная

За малиной, с большого.

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И дедуле отнесем.

^ Заключительная часть

Проводится анализ выполненных работ: что получилось или не получилось отобразить, какой материал был выбран для рисования. Отмечается умение ребят использовать новые пред­ложенные материалы (губка, печатка, свеча, тушь, гуашь).

Занятие 3

«Рисование по замыслу»

ЦЕЛИ

  • Развивать творческие способности и воображение.

  • Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: ри­
    сование ладошкой.

  • Развивать общую моторику.

  • Развивать пространственную ориентацию.

  • Развивать чувство цвета и формы.

Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

• Развивать умение видеть образ в нехарактерном изображе­нии.

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Широкие блюдечки с гуашью.

  2. Беличьи кисти.

  3. Плотная бумага.

  4. Салфетки.

Методы и приемы: словесные (объяснение, разъяснение), наглядно-действенный (демонстрация).

Вводная часть

Педагог предлагает каждому посмотреть на рисунок, вы­полненный им ранее, и подумать, каким образом он нарисо­ван. Если дети не догадываются, взрослый объясняет, что изоб­ражение сделано ладонями, а потом дорисовано обычными краской и кисточкой. Главное, не надо торопиться, стоит лишь внимательно посмотреть на отпечатанные ладони, и изобра­жение само «всплывет» из них. Могут получиться и рыбки, и бабочки, и необычные звери, и корабли.

^ Основная часть

Непосредственное рисование детьми с помощью ладоней. В ходе работы педагог побуждает детей к активному восприя­тию действительности.

^ Физкультминутка «Это я»

Это глазки. Вот. Вот. Дети показывают сначала левый,

потом правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот. Берутся за левое ухо, потом

за правое.
Это нос. Это рот. Показывают рот левой рукой, нос -

правой.

Там спинка. Тут живот. Кладут левую ладонь на спину, правую на живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп. Вытягивают вперед обе руки, 2 раза хлопают.

Это ножки. Топ, топ. Кладут ладони на бедра, 2 раза топают.

Ой, устали. Вытрем лоб. Проводят правой ладонью по лбу.

Библиотека журнала «Логопед»

Заключительная часть

В конце занятия организуется выставка работ, дети анали­зируют свои рисунки и рисунки других, пытаются догадать­ся, что на них изображено. Педагог обязательно хвалит каж­дого за сообразительность и хорошую работу.

Занятие 4 «Моя группа»

ЦЕЛИ

  • Развивать творческие способности.

  • Развивать тонкие движения рук.

  • Познакомить с нетрадиционным способом изображения: от­
    тиск поролоном.

  • Развивать чувство цвета.

  • Развивать зрительное внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Гуашь.

  2. Мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложе­
    на штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного
    гуашью.

  3. Большой лист плотной бумаги любого цвета.

  4. Небольшие кусочки поролона.

^ Методы и приемы: наглядно-действенный (демонстрация) и словесные (объяснение, разъяснение).

Предварительная работа: за день до начала занятий пе­дагог обращает внимание детей на обстановку в группе, вспо­минает месторасположение отдельных предметов, детской мебели, игрушек.

^ Вводная часть

Педагог проводит вводную беседу (вместе с детьми вспоми­нает, какие мебель, игрушки, настольные игры, детские угол­ки есть в группе). Просит внимательно послушать стихотво­рение и угадать, о чем в нем говорится.

Поглядите, что за дом,

Сколько светлых комнат в нем!

Там паркетные полы,

Там кроватки и столы,

Мишки, зайчики, матрешки,

Миски, ложки, поварешки,

^ Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

Куклы, мячики, шары —

Все, что нужно для игры.

Там живет живая кошка,

И цветочки на окошках.

Лучше дома не найдешь.

Очень этот дом хорош!

(Детский сад.)

Основная часть

Педагог предлагает детям рисовать с помощью поролона, при­жав его к штемпельной подушке с краской и нанося оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужны другие мисочка и поро­лон. Рисунок будет не совсем обычным, как если бы рисовали с помощью кисточек, изображения получатся объемными.

Педагог побуждает детей к тому, чтобы они располагали рисунок на всей поверхности листа, стремились изобразить как можно реальнее обстановку в группе.

^ Пальчиковая гимнастика «Наша группа»

В нашей группе все друзья. Дети ритмично стучат

Самый младший — это я. кулачками по столу.

Это Маша, ^ Разжимают кулачки, начиная

Это Саша, с мизинца.

Это Юра,

Это Даша.

Заключительная часть

Ребята анализируют совместно выполненный рисунок, что получилось или не получилось, что они хотели бы изменить в своем рисунке или в групповой комнате (новые игрушки, на­стольные игры).

Занятие 5 «Золотой листопад»

ЦЕЛИ

  • Развивать творческое воображение.

  • Познакомить с нетрадиционным способом изображения:
    рисованием тканью, свернутой в трубочку.

  • Развивать зрительное внимание.

  • Учить рассматривать картины: выделять главное в картине -
    тему, изобразительные средства (колорит, композиция).


Библиотека журнала «Логопед»

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть
    и понимать красоту природы, формировать эстетические
    чувства.

  • Развивать умение слушать музыкальные произведения, эмо­
    ционально отзываться на них.

  • Развивать точность тонких движений руки.

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Листы бумаги.

  2. Жидко разведенная гуашь в мисочке.

  3. Несколько кусочков ткани (по цветам осени).

  4. Простой карандаш.

  5. Акварель.

  6. Музыкальные произведения: А. Вивальди «Времена
    года», П. Чайковский «Осенняя песня» («Октябрь») из цикла
    «Времена года».

Методы и приемы: словесные (разъяснение, объяснение, беседа, рассказывание), наглядные (демонстрация, иллюстрация).

Предварительная работа: беседа об осени и осенних яв­лениях, просмотр картин известных художников: И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», Л. Бродская «Сентябрьский день», А. Лактионов «Теплая осень», А. Сте­панов «Журавли летят», В. Бялыницкий-Бируля «Задумчи­вые дни осени»; чтение стихотворений об осени.

^ Вводная часть

Педагог читает стихотворение об осени.

Осень

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

^ М. Ходякова

Далее идет обсуждение, каким бывает листопад, как пада­ют осенью листья. Можно поиграть с настоящими листьями. Оказывается, они могут кружиться в танце на земле и в воз­духе, могут лететь, кувыркаясь под дуновением ветра, или плавно и торжественно опускаться на землю. Листья могут собираться на земле группами или лежать в одиночку. Это ориентир для решения будущей композиции.

^ Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

Основная часть

Педагог объясняет, что для рисования с помощью кусочка ткани, свернутой в трубочку, сначала надо обвести контур листьев простым карандашом, потом обмакнуть каждый ку­сочек ткани в мисочку с жидкой краской (желтая, зеленая, красная, оранжевая), далее нанести краску на изображение. С помощью акварели дорисовать черенки и основной контур листочков. Каждый кусочек ткани должен иметь свой цвет.

^ Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальцы, начиная

с большого.

Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы, Загибают пальцы, начиная

Листья рябины, с большого.
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и

^ Н. Нищева указательным пальцами.

В течение занятия прослушивается любое музыкальное произведение на тему «Осень», что помогает наиболее полно и выразительно передать эмоции, настроение и с помощью изобразительных средств раскрыть тему.

^ Заключительная часть

В конце занятия проводится анализ рисунков: дети делятся своими впечатлениями и эмоциями от прослушанных произ­ведений, стихотворений, увиденных ранее картин. Пытаются охарактеризовать свой рисунок, отмечают положительные мо­менты в процессе работы, оценивают рисунки других ребят.

Занятие 6 «В цирке»

ЦЕЛИ

  • Развивать творческие способности, воображение.

  • Познакомить с нетрадиционным способом изображения -
    точечным рисованием.

  • Продолжать использовать цвет для передачи содержания и
    выразительности сюжета.


Библиотека журнала «Логопед»

  • Развивать чувство формы и композиции.

  • Развивать мелкую моторику рук.

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Гуашь.

  2. Кисточки.

  3. Простой карандаш.

  4. Цветная или белая бумага (по выбору).

  5. Музыкальное произведение «Цирк» (муз. В. Шаинско-
    го, ел. М. Пляцковского).

Методы и приемы: словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание), наглядные (демонстрация, иллюстрация).

^ Предварительная работа: посещение цирка; чтение сти­хотворений: о цирке В. Приходько, С. Маршака, Г. Ладонщикова; отрывка из рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре»; просмотр иллюстраций Ю. Коровина и В. Тарасенко.

^ Вводная часть

Педагог читает стихотворения о цирке.

Спешит друзьям на смену

Мартышка на арену,

Велит коню: «Поехали!»,

Жонглирует орехами.

Очень вежливо и ловко

Всем поклон отвесил слон.
Просто чудо дрессировки,

Что такой способный он.

До чего смешные шутки!

Кот - и клоун и атлет.

Только скуке, только скуке

На арене места нет!

^ В. Приходько
Цирк (отрывок)

Перед вами — вы знаете что?

Игрушечный цирк шапито.

Сейчас обезьяны

Забьют в барабаны,

И выйдет — вы знаете кто?

Висит на хвосте обезьянка,

А родом она — африканка.

^ Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

Хоть мал ее рост,

Зато ее хвост

Длинней, чем сама обезьянка.

Сейчас заведем мы игрушки.

Запрыгают зайцы, лягушки.

Козел и баран

Забьют в барабан,

И дружно запляшут игрушки.

^ С. Маршак

Педагог проводит небольшую беседу, поясняет, что цирк -веселое, развлекательное зрелище, для него надо придумать такое оформление, чтобы все - - и костюмы, и освещение, и оформление сцены - - способствовало эффектному и вырази­тельному выполнению циркового номера.

Основная
  1   2   3   4   5

Похожие:

Развитие творчества детей 5-6 лет с онр творческий Центр iconКнига входит в комплект пособий по развитию связной речи у детей...
Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с онр. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. — М. Издательство гном, 2011....
Развитие творчества детей 5-6 лет с онр творческий Центр iconРазвитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
К 60 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сцена­рии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп и испр М.: Издательство...
Развитие творчества детей 5-6 лет с онр творческий Центр iconЕ. Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям...
Упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром онр, у детей дошкольного возраста. В соответствии...
Развитие творчества детей 5-6 лет с онр творческий Центр iconКоноваленко В. В., Коноваленко С. В
К 28 Формирование связной речи и развитие логического мыш­ления у детей старшего дошкольного возраста с онр. Неко­торые методы и...
Развитие творчества детей 5-6 лет с онр творческий Центр iconФрукты
Данный комплект предназначен для детей 5-7 лет с онр и состоит из четырех альбо­мов с логопедическими домашними заданиями по различным...
Развитие творчества детей 5-6 лет с онр творческий Центр iconФестиваль «Музыкальный конструктор» с участием детей-инвалидов от...
Целью программы является приобщение детей-инвалидов к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих...
Развитие творчества детей 5-6 лет с онр творческий Центр iconМосква Издательство «гном»
А79 Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с онр. Конспек­ты фронтальных занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. — М. Издательство гном,...
Развитие творчества детей 5-6 лет с онр творческий Центр iconПродукты питания
Данный комплект предназначен для детей 5-7 лет с онр и состоит из четырех альбо­мов с логопедическими домашними заданиями по различным...
Развитие творчества детей 5-6 лет с онр творческий Центр iconДикие животные
Данный комплект предназначен для детей 5-7 лет с онр и состоит из четырех альбо­мов с логопедическими домашними заданиями по различным...
Развитие творчества детей 5-6 лет с онр творческий Центр iconЦель: развитие координации, мелкой моторики руки, фантазии, воображения, творчества от 5 лет
Цель: развитие координации, мелкой моторики руки, фантазии, воображения, творчества – от 5 лет
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница