Лекция №1 для студентов 1 курса фзо кгуки на тему: «основы здорового образа жизни студенческой молодежи»


Скачать 292.21 Kb.
НазваниеЛекция №1 для студентов 1 курса фзо кгуки на тему: «основы здорового образа жизни студенческой молодежи»
Дата публикации07.03.2013
Размер292.21 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Культура > Лекция

КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ


Кафедра физического воспитания



Утверждена на заседании кафедры

протокол №___от «__»____2011 г.

Зав.кафедрой____доцент Чуйко Ю.И.



ЛЕКЦИЯ №1



для студентов 1 курса ФЗО КГУКИ на тему:

«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ»
2 часа
Лекцию разработал:

доцент Чуйко Ю.И.

Краснодар – 2011



ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ



ПЛАН

  1. Основные понятия в ФК

  2. Вредные привычки

  3. Организм человека как единая биологическая система

  4. Самоконтроль студентов занимающихся физическими упражнениями


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 64с.

  2. Дедловская В.И. Алкоголь – беспощадный враг. - Физическая культура в школе, - №6. – 2003. – С.76-78

  3. Дедловская В.И. Табак как прихоть и несчастье человека. – Физическая культура в школе, - №1. – 2004. – С.78-80

  4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 384с.

  5. Куценко Г.И., Новиков Ю.В.. Книга о здоровом образе жизни. С-Пб., 1997.

  6. Лукьяненко В.П. Вредные привычки и борьба с ними. - Физическая культура в школе, - №3. – 2003. – С.77-79

  7. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. М.:Феникс,2000

  8. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. – 448с.



  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ в ФК


Физическая культура – вид соц. деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на:

  • морфологическое и функциональное совершенствование организма;

  • повышение уровня физических качеств;

  • формирование и развитие двигательных навыков;

  • улучшение форм тела (осанки, мышц и др.).

Физкультурник – человек, систематически занимающийся физическими упражнениями с целью укрепления здоровья и достижения физического совершенства.

Спортсмен – человек, систематически занимающийся специальными упражнениями, соревновательной деятельностью с целью достижения максимальных результатов.

^ Физическая подготовка – процесс физического воспитания, направленный на подготовку человека к определенному виду двигательной деятельности.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки.
^

Физическое упражнение – двигательное действие, используемое для решения задач физического воспитания.

В отличие от трудовых действий, оказывающих развивающее действие на организм человека, физические упражнения применяются для этой цели специально.



Понятие о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ)

Общепринято понимать «здоровье» как отсутствие болезни.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)(1940) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Принято говорить о трех видах здоровья:

^ Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Его можно определить по антропометрическим показателям (рост, вес), уровню физической подготовленности (физ. качества), уровню функционального состояния организма.

^ Психическое здоровье - состояние головного мозга, которое характеризуется качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Его определяют по эмоциональным показателям, характеру и темпераменту.

^ Социальное (нравственное) здоровье – составляют моральные принципы, которые являются основой общественной жизни человека.

Его определяют по уровню знаний, интеллекта, социальному поведению и социальной активности человека.
Основные факторы, которые обеспечивают здоровье:

  • условия и образ жизни людей – 50-55%;

  • состояние окружающей среды – 20-25%;

  • генетические факторы –15-20%;

  • деятельность учреждений здравоохранения – 10-15%.


Мотивация на долго жительство – один из аспектов, продлевающих жизнь. Старение ускоряют такие факторы, как:

  • пессимистическое отношение к жизни;

  • умственная и физическая пассивность;

  • пренебрежение гигиеной и закаливанием организма, нарушение режима, объема и качества питания,

  • вредные привычки.


Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это поведение человека, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Здоровый образ жизни характеризуется:

  1. Регулярной двигательной активностью.

  2. Психологической удовлетворенностью в семье.

  3. Экономической и материальной независимостью.

  4. Удовлетворенностью работой, физическим и духовным комфортом.

  5. Активной жизненной позицией.

  6. Полноценным отдыхом.

  7. Сбалансированным питанием.




  1. ^ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ


Важным показателем здорового образа жизни является отсутствие вредных привычек (курение, алкоголь, переедание, наркотики).

Табакокурение. Семена табачного растения впервые в Европу с Багамских островов привез Христофор Колумб.

Первое время в Европе табак использовали как лекарство, его жевали и нюхали, затем начали курить.

Распространение табакокурения встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана, и виновных сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан отлучал от церкви тех, кто курил и нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену. В Китае – сажали в камеру и не давали спать.

В Россию табак, попал в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь.
С курением непосредственно связаны нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов и как следствие - болезни сердца, сосудов, легких. При курении мозг страдает от недостатка кислорода, притупляется умственная деятельность, слабеет память.

Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, часть достается тем, кто находится рядом с ними. В семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в тех, где никто не курит. Отмечены даже случаи рака легких у собак, хозяева которых много курили.

Курение является частой причиной возникновения онкологических заболеваний полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению.

Внешность курильщика - желтоватый оттенок белков глаз, кожи, зубы приобретают желтый цвет; изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на голос - утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость.

В настоящее время во всех цивилизованных странах ведется активная борьба с курением.

Алкоголизм. Термин «алкоголь» ввел в середине XIX века шведский врач Гусс. Под алкоголизмом понимается совокупность болезненных изменений в организме, появляющихся в результате систематического употребления спиртного.
Люди давно ведут борьбу с алкоголизмом. В древней Спарте у юношей с детства воспитывали отвращение к вину, специально спаивая до скотского состояния рабов и демонстрируя их поведение. В Афинах Платон добился принятия закона, запрещающего пить всем до 18-летнего возраста. В древнем Риме запрещалось пить вино мужчинам до 30 лет и всем женщинам.

В Россию крепкие спиртные напитки завезли иноземные купцы в XVI веке. Почти сразу же были введены ограничения на их продажу. По царскому указу разрешалось продавать не более чарки водки одному человеку, а по средам, пятницам и воскресеньям алкоголем торговать запрещалось.
Нет органа или системы организма, на которые не оказывал бы отрицательное влияние алкоголь. Особенно страдает от него нервная система. Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата самоконтроля, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств и преступлений, совершаемых в состоянии опьянения.

Влияние алкоголизма: происходит развитие алкогольного цирроза печени, причина заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям.

Наркотики. Наркомания (от греч - «опьянение», «помешательство») - болезненное влечение к веществам, вызывающим наркотическое опьянение.

Точный период начала употребления человеком одурманивающих средств, неизвестен, но известно, что на всех материках имело место их употребление в виде жидкостей, порошков, дыма и мазей.

Жрецы и шаманы принимали эти средства для введения себя в транс, а затем к этому постепенно приобщились другие люди. Отличие только в том, что первые могли управлять своим состоянием, а вторые становились жертвами.

К наркотическим веществам относят: кокаин, опиум и его производные (морфин, героин, кодеин, метадон, деонин и др.), препараты из индийской конопли (гашиш, анаша, марихуана), седативно-снотворные средства, галлюциногены, стимулирующие средства, анаболические стероиды.

Социальные причины употребления наркотиков:

- ^ Социальная согласованность. Если использование наркотика принято в группе, к которой человек принадлежит, он чувствует необходимость также применять этот наркотик, чтобы показать свою приверженность группе.

- Удовольствие. Одна из главных причин, почему люди употребляют наркотики, — это приятные ощущения: от хорошего самочувствия и релаксации до эйфории.

- Доступность. Нелегальное потребление наркотиков наиболее высоко там, где они легко доступны (Афган).

- Любопытство в отношении наркотиков побуждает некоторых людей самим принимать их.

- Враждебность. Применение наркотиков может выглядеть символом оппозиции ценностям общества.

- ^ Достаток и неправильно организованный досуг могут привести к скуке и потере интереса к жизни, и выходом в этом случае могут оказаться наркотики.

- Уход от физического стресса.

Токсикомания. Токсикомания (от греч токсин - «яд») - болезненное влечение к ядовитым и лекарственным веществам, вызывающим токсическое опьянение.

Наркотики запрещены законом, а токсикоманические вещества доступны каждому.

Токсикоманы пользуются веществами, которые по своей природе не являются наркотическими. Но и к ним возникает привыкание с развитием психической и физической зависимости.

Токсикомании чаще встречаются среди подростков и юношей. Они используют бензин, ацетон, бензол, толуол, эфир, хлороформ, растворители красок и эмалей, клей, тормозную жидкость и т. п.

Переедание. Согласно последним данным 65% населения России имеет избыточную массу тела. Причина - избыточное или не рациональное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету и др.

Важной составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Здесь существует два основных закона, нарушение которых вредно для здоровья:

^ Первый - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует - он полнеет.

Второй - соответствие состава рациона питания физиологическим потребностям организма в пищевых веществах (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевые волокна).


  1. ^ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЕДИНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА
Естественнонаучными основами физического воспитания является комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, морфология, биология, гигиена). На достижениях этих наук базируется отечественная теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки.

Наука при рассмотрении отдельных органов и систем человека исходит из принципа целостности человеческого организма и его единства с внешней средой.

Все органы человеческого организма тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и являются сложной саморегулирующейся и саморазвивающейся системой.

Внешние природные и социальные условия существования могут оказывать на него как полезные, так и вредные воздействия.

Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов, систем и всего организма, особенностей протекания сложных процессов жизнедеятельности невозможно правильно организовать процесс физического воспитания.

Единство организма человека с внешней средой проявляется, в постоянно непрекращающемся обмене веществ и энергии, который выражается, с одной стороны, процессами ассимиляции - усвоением поступающих в организм питательных веществ и кислорода, которые сопровождаются накоплением в организме потенциальной энергии. С другой стороны, процессами диссимиляции - распадом усвоенных сложных химических веществ на более простые с высвобождением химической энергии, которая затем переходит в тепловую, механическую, биоэлектрическую.

Кислород поступает в ткани организма с помощью дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а питательные вещества - углеводы, жиры, белки, минеральные соли, микроэлементы, витамины и вода - с пищей.

Углеводы используются организмом преимущественно как источник энергии (1 грамм углеводов дает 4,1 ккал). Особенно интенсивно углеводы используются мышцами и клетками головного мозга. Организм постоянно насыщен углеводами, которые в виде глюкозы содержатся во всех тканях. Глюкоза постоянно содержится в крови (в норме от 0,08 до 0,12%).

Организм откладывает углеводы в запас в виде гликогена в печени и в мышцах (Запас гликогена в среднем составляет 350г, у спортсменов - до 500г.). Этот процесс регулируется гормоном поджелудочной железы – инсулином. При нарушении функции поджелудочной железы развивается тяжелое заболевание – диабет, т.е. сахар не преобразуется в гликоген.

Перед интенсивной физической или умственной работой рефлекторно повышается количество глюкозы в крови (адреналин).

Содержание глюкозы в крови у студента перед экзаменом такое же, как у боксера перед боем.

При длительной интенсивной физической или умственной работе, количество углеводов в крови, печени и мышцах истощается.

Уменьшение концентрации глюкозы в крови до 0,07% (гипогликемия) снижает мышечную и умственную работоспособность. Снижение концентрации до 0,06% приводит в большинстве случаев к невозможности продолжения физической и умственной деятельности, вплоть до потери сознания.

Углеводы поступают в организм с растительной и частично животной пищей. В сахаре содержится 95% углеводов, меде – 76, изюме – до 65%, шоколаде – 49, картофеле – 18, молоке – 5, печени – 4.

Они также синтезируются в организме из продуктов расщепления аминокислот и жирных кислот. При избыточном поступлении превращаются в жиры.

Жиры. Они выполняют в организме следующие функции:

  • энергетическую (1г жиров выделяет 9,3 ккал);

  • предохраняет организм от излишней потери тепла (подкожно-жировая клетчатка);

  • жировая ткань, окружая внутренние органы брюшной полости, способствует их фиксации и предохраняет от механических повреждений;

  • предохраняет кожу от высыхания и излишнего смачивания при соприкосновении с водой.

Скелетные мышцы начинают использовать жиры в качестве источника энергии только после длительной, интенсивной работы, когда запасы углеводов истощаются. Поэтому регулярные активные занятия спортом, особенно циклическими упражнениями, активизируют в организме обмен жиров и не дают возможности накапливать излишнее количество жировой ткани.

В большом количестве жиры содержатся в масле, сметане, сливках, жирном мясе, в некоторых растительных продуктах. В 100 г топленого масла содержится 95 г жира, свинины жирной – 37, баранины – 29, сметаны – 24, печени, почек – 5, гороха – 3, овощей – 0,1 – 0,3 г.

Белки - основной пластический материал, из которого построены клетки всех тканей организма. Однако при длительном голодании организма, когда истощаются запасы углеводов и жиров, белки используются как источник энергии. При окислении 1 г белка выделяется 4,1 ккал. В виде запасов белки в организме не откладываются, поэтому при голодании белки одних органов могут использоваться для поддержания жизнедеятельности других, более жизненно важных.

Белки состоят из аминокислот (более 20 типов), которые делятся на незаменимые и заменимые. Незаменимыми называются те, которые организм получает только с пищей. Заменимые могут быть синтезированы в организме из других аминокислот. По содержанию аминокислот определяется ценность белков пищи. Поэтому белки делятся на две группы: полноценные, содержащие все незаменимые аминокислоты и неполноценные, в составе которых отсутствуют некоторые незаменимые аминокислоты. Основным источником полноценных белков служат животные белки. Растительные белки (за редким исключением) неполноценные.

В тканях и клетках непрерывно идет разрушение и синтез белковых структур. В течение трех месяцев половина всех белков нашего тела обновляется.

Содержание белка в 100 г пищевых продуктов: в сыре, твороге – 20, в свежем мясе и рыбе 18 г, в бобовых – 18, хлебе – 7.

Считается, что норма потребления белка в день для взрослого человека составляет 80 – 100 г.

^ Минеральные соли, микроэлементы и вода поддерживают необходимое осмотическое давление в клетках и биологических жидкостях и наряду с белками, жирами и углеводами обеспечивают постоянство внутренней среды организма.

Человеческий организм на 60% состоит из воды. Остальные 40% массы тела состоит из: белков – 19%, жиров – 15%, минеральных веществ – 5% и углеводов –1%.

Жировая ткань содержит 20% воды (от ее массы), кости – 25, печень – 70, скелетные мышцы – 75, кровь – 80, мозг – 85%. Вода и минеральные соли не служат питательными веществами или источниками энергии. Но без воды не могут протекать обменные процессы. Вода это растворитель.

Суточная потребность человека в воде составляет 2,0–2,5 л.

Минеральные вещества входят в состав скелета, в структуры белков, гормонов, ферментов. Соли кальция и фосфора необходимы для построения костей и зубов, в которых находится 70% всего фосфора и 99% кальция, имеющихся в организме.

Витамины - специфические органические соединения, обладающие большой биологической активностью. Их значение состоит в том, что, присутствуя в организме в ничтожных количествах, витамины регулируют реакции обмена веществ. Их роль сходна с ролью ферментов и гормонов. Они оказывают значительное воздействие на обмен веществ в организме, повышая его активность, свертываемость крови, рост и развитие организма.

Витамины обеспечивают высокую работоспособность и повышают сопротивляемость организма различным заболеваниям. Некоторые витамины синтезируются, но большинство из них человек получает с пищей.

К настоящему времени открыто более 20 веществ, которые относят к витаминам. Обычно их обозначают буквами латинского алфавита А, В, С, Р, Е, К и др.

^

Система кровообращения


Организм человека состоит из более 100 триллионов клеток. Совокупность клеток имеющих одинаковое строение, функцию и общее происхождение называется тканью. Она бывает эпителиальной, соединительной (костная, кровь и др.), нервная и мышечная.

Кровь - жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе, обеспечивающая жизнедеятельность клеток и тканей организма.

Кровь состоит из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов: красных кровяных телец (эритроцитов), белых кровяных телец (лейкоцитов), кровяных пластинок (тромбоцитов).

Эритроциты и лейкоциты вырабатываются костным мозгом (и селезенкой), за одни сутки обновляется примерно 25 г крови.

В 1 мм крови в норме содержится 4,5-5 млн. эритроцитов, 6-8 тыс. лейкоцитов, 200-300 тыс. тромбоцитов.

Эритроциты - клетки, имеющие форму круглой пластинки диаметром 8 и толщиной 2-3 мк. Они заполнены белком - гемоглобином, который придает крови красный цвет. Гемоглобин дает нестойкое соединение с кислородом - оксигемоглобин, имеющий яркий алый цвет, что позволяет крови транспортировать кислород из легких к тканям тела. Эритроциты переносят углекислый газ из тканей в легкие. Продолжительность жизни эритроцита 90-125 дней.

Лейкоциты выполняют преимущественно защитную функцию. Они могут выходить из кровяного русла непосредственно в ткани тела в пораженном его участке и там уничтожать инородные для организма белки (фагоцитоз), в том числе болезнетворные микробы. Продолжительность жизни лейкоцита от нескольких часов до нескольких месяцев.

Тромбоциты значительно меньше эритроцитов, их роль - свертывание крови.

Плазма – жидкая фаза крови, в ней растворены гормоны, минеральные соли, питательные и другие вещества, которыми она снабжает ткани, а также содержатся продукты распада. В плазме крови находятся и антитела, создающие иммунитет организма против микроорганизмов и вирусов.

Количество крови составляет 7-8 % от веса тела. В покое 40-50% крови выключается из кровообращения и находится в «кровяных депо» в печени, селезенке, в сосудах кожи, мышц, легких. В случае необходимости (при мышечной работе) запасной объем крови включается в кровообращение.

Кровь, циркулирующая в кровеносной системе, выполняет следующие основные функции:

  • трофическую, т.е. функцию питания тканей, - переносит кислород и углекислый газ, питательные вещества и продукты распада;

  • регуляторную - переносит гормоны и другие вещества, воздействует своим гидростатическим давлением на определенные чувствующие нервные окончания;

  • теплообмена - охлаждает работающие мышцы и другие перегретые ткани и нагревает недостаточно теплые ткани;

  • защитную - борется с инородными телами и ядовитыми веществами, закупоривает места повреждения тела.

Потеря человеком более 1/3 количества крови опасна для жизни. В то же время уменьшение количества крови на 200-400 мл для здоровых людей безвредно и даже стимулирует процессы кроветворения.

Кровь в организме под воздействием работы сердца находится в постоянном движении, которое называется кровообращением. Кровообращение осуществляется по кровеносным сосудам под воздействием разности давления в артериях и венах.

Артерии – кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца. Они имеют плотные упругие мышечные стенки. От сердца отходят крупные артерии (аорта, легочная артерия), которые, удаляясь от него, ветвятся на более мелкие. Самые мелкие артерии разветвляются на капилляры, пронизывающие весь организм. Они имеют тонкие полупроницаемые стенки, через которые в тканях организма осуществляется обмен веществ. Из капилляров кровь переходит в вены — сосуды, по которым она движется к сердцу. Вены имеют тонкие и мягкие стенки и клапаны, которые пропускают кровь только в сторону сердца.

Сердце - главный орган кровеносной системы, представляет собой полый мышечный орган, совершающий ритмические сокращения, благодаря которым происходит процесс кровообращения в организме. Сердце - автономное, автоматическое устройство.

Сердечно-сосудистая система состоит из большого, малого и коронарного кругов кровообращения. Левая половина сердца обслуживает большой круг кровообращения, правая - малый. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка сердца, проходит через ткани всех органов и возвращается в правое предсердие. Малый – от правого желудочка, проходит через легкие и возвращается в левое предсердие. Коронарный – снабжает кровью само сердце.

^ Показателями работоспособности сердца являются частота пульса (ЧСС), кровяное давление, систолический объем крови, минутный объем крови и др.

ЧСС в покое 60-80 уд/мин (у женщин на 6-8 ударов чаще, чем у мужчин). При физической нагрузке до 200 и более.

Кровяное давление создается силой сокращения желудочков сердца и силой стенок сосудов. Различают максимальное давление, которое создается во время систолы, и минимальное давление, которое отмечается во время диастолы. В норме у человека в покое кровяное давление равно 120/70 мм ртутного столба.

^ Систолический объем крови - количество крови, выбрасываемое левым желудочком сердца при каждом его сокращении. Систолический объем крови достигает у спортсменов 203 мл, у нетренированных - 130 мл.

^ Минутный объем крови - количество крови, выбрасываемое левым желудочком в течение одной минуты. Минутный объем при мышечной работе у спортсменов достигает – 35-42 л, у нетренированных – 22-25 л.

В покое полный кругооборот кровь совершает за 21-22 секунды, при физической работе - за 8 секунд и меньше.

Движению крови по венам способствует деятельность окружающих их мышц (мышечный насос). Сокращаясь и расслабляясь, мышцы периодически сдавливают вены и тем самым проталкивают кровь по направлению к сердцу, а движению крови в противоположную от сердца сторону препятствуют клапаны, имеющиеся в венозных сосудах.

Дыхание - комплекс физиологических процессов, осуществляемый дыхательным аппаратом и системой кровообращения, обеспечивающий питание тканей организма кислородом и выведение из них углекислого газа.

Дыхательная система человека состоит из:

- легких;

- воздухоносных путей (носовая полость, гортань, трахея, бронхи);

- грудной клетки и дыхательной мускулатуры.

Легкие располагаются в герметически закрытой полости грудной клетки. Они покрыты тонкой гладкой оболочкой - плеврой, такая же оболочка выстилает изнутри полость грудной клетки.

Обмен воздуха в легких происходит в результате дыхательных движений грудной клетки. Расширение полости грудной клетки осуществляется в результате деятельности дыхательной мускулатуры (диафрагма, наружные межреберные мышцы, зубчатые, лестничные, грудино-ключично-сосцевидные и другие).

Выдох в покое производится пассивно, при расслаблении мышц, осуществлявших вдох, грудная клетка под воздействием силы тяжести и атмосферного давления уменьшается.

Системы дыхания характеризуется рядом показателей:

  • частотой дыхания,

  • дыхательным объемом,

  • легочной вентиляцией,

  • жизненной емкостью легких,

  • кислородным запросом,

  • потреблением кислорода.

Частота дыхания. Средняя частота дыхания в покое составляет 12-20 циклов в минуту (весной частота дыхания на 1/3 выше, чем осенью).

^ Дыхательный объем - количество воздуха, проходящее через легкие при одном дыхательном цикле. В покое дыхательный объем находится в пределах от 350 до 800 мл.

^ Легочная вентиляция - объем воздуха, который проходит через легкие за одну минуту. В покое составляет 5-9 л.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть человек после максимального вдоха. Средние величины ЖЕЛ составляют у мужчин 3800—4200 мл, у женщин — 3000—3500 мл.

^ Кислородный запрос - количество кислорода, необходимое организму в 1 минуту для окислительных процессов.

Потребление кислорода - количество кислорода, фактически использованного организмом в покое или при выполнении какой-либо работы за 1 минуту. Максимальное потребление кислорода (МПК) – наибольшее количество кислорода, которое может усвоить организм при предельно тяжелой для него работе. МПК является важным критерием функционального состояния дыхания и кровообращения (2-3,5 и до 6л/мин).

Когда в клетки тканей поступает меньше кислорода, чем нужно для полного обеспечения потребности в энергии, наступает кислородное голодание, или гипоксия.
^

Внутренние органы человека


К внутренним органам и системам относят сердечно-сосудистую и дыхательную системы, о которых было сказано выше, а также органы пищеварения, выделения, систему терморегуляции, эндокринную систему и др.

^ Органы пищеварения: ротовая полость, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий и толстый кишечник.

Органы выделения выполняют функцию поддержания оптимальных отношений с внешней средой и сохранения внутренней среды организма. К ним относятся: желудочно-кишечный тракт, легкие, почки, потовые, сальные, слезные и некоторые другие железы.

Основную функцию освобождения организма от конечных продуктов обмена веществ выполняют почки, потовые железы и легкие.

Почки осуществляют несколько функций:

  • поддерживают в организме нормальную концентрацию воды, солей и ряда других веществ;

  • регулируют кислотно-щелочное равновесие и осмотическое давление в тканях тела;

  • удаляют из организма конечные продукты белкового обмена и чужеродные вещества;

  • вырабатывают гормон ренин, влияющий на тонус кровеносных сосудов.

^ Процессы теплообмена. Организм человека обладает постоянной температурой тела (36,4-37,50С), хотя он все время находится под воздействием колебаний внешней температуры и изменений количества тепла, вырабатываемого внутри организма.

Постоянную температуру тела человека поддерживает специальная система терморегуляции, состоящая из физических механизмов теплоотдачи: телопроведения, теплоизлучения и испарения.

^ Эндокринная система (железы внутренней секреции) вырабатывает гормоны и состоит из:

- щитовидной железы (тираксин);

- околощитовидной железы (паратиреоидин, кальцитонин);

- зобная железа;

- надпочечники (корковый слой – кортикостероиды, мозговой – адреналин и норадреналин);

- поджелудочная железа (инсулин);

- гипофиз (гормон роста);

- половые железы (андрогены – муж, эстрогены – жен.).

Опорно-двигательный аппарат

Он состоит из костей (более 200), связок, мышц (от 400 до 680) и сухожилий.

Кости в совокупности образуют скелет, который включает в себя череп, позвоночный столб, кости грудной клетки, кости верхних и нижних конечностей. Позвоночный столб имеет изгибы: два вперед - шейный и поясничный лордозы, два назад – грудной, поясничный кифозы.

Большинство костей, соединяющихся между собой связками и мышечными сухожилиями, образуют суставы.

Главная функция суставов - осуществление движений. Вместе с этим они играют роль демпферов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить быструю остановку после движения.

^ Мышечная система обеспечивает:

- движение человека,

- вертикальное положение тела,

- фиксацию внутренних органов в определенном положении,

- дыхательные движения,

- усиление кровообращения (мышечный насос) и лимфообращения,

- теплорегуляцию организма вместе с др. системами.
^

Регуляция деятельности организма


При любой деятельности человека все его отдельные органы и системы действуют согласованно, в тесном единстве. Эта взаимосвязь осуществляется гуморальной (жидкостной) регуляцией и нервной системой.

Гуморальная регуляция осуществляется через кровь посредством особых химических веществ - гормонов, выделяемых железами внутренней секреции, соотношением концентрации кислорода и углекислого газа и с помощью других механизмов.

Нервная система делится на центральную (ЦНС) и периферическую. К ЦНС относятся спинной и головной мозг; к периферической - нервные волокна, нервы, соединяющие нервные клетки между собой, а также нервные клетки во всех органах человека.

Масса головного мозга – 1/46 от общей массы тела, в него входит 2600000 нервных волокон (из них 2000000 зрительных), выходит – 140000. С 30-летнего возраста мозг уменьшается и ежегодно гибнет 30-50 тысяч нервных клеток. Вес мозга максимален у мужчин в 20-29 лет, у женщин – в 15-19 лет.

Нервная система условно делится на соматическую и вегетативную. Соматическая обеспечивает регуляцию двигательного аппарата; вегетативная обеспечивает и регулирует протекание процессов обмена веществ и работу внутренних органов и систем.

Из внутренней среды организма и из внешней окружающей среды сигналы в ЦНС проникают с помощью анализаторов — нервных структур, обеспечивающих разнообразную чувствительность организма к воздействиям внешней и внутренней среды.

Различают анализаторы (их семь): зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный, проприоцептивный.

Каждый анализатор состоит из трех частей: рецептора, нервного пути и центральной части. Центральная часть анализатора в большинстве случаев представляет собой определенные механизмы в головном мозге, перерабатывающие сигналы рецептора в ощущения.

Зрительный анализатор способен различать 130-250 чистых световых тонов и 5-10 млн. смешанных оттенков. Средняя острота зрения 0,0003 угловой минуты, т.е. предмет размером 0,1 мм на расстоянии 25 см.

Слуховой анализатор различает 3-4 тыс. звуков разной высоты. Диапазон слышимых частот 16-20000 гц. С возрастом он сокращается, обычно сверху, к 35 годам верхняя граница снижается до 15000 гц. Наибольшая чувствительность к звукам частотой 2000-2300 гц. Музыкальный слух может различать два звука с частотой 100 и 100,1 герца.
^
Обонятельный анализатор расположен на площади 5 см2 и содержит около 1 млн. обонятельных нервных окончаний.

Вкусовой анализатор состоит из 9000 вкусовых рецепторов. Наилучшая температура для восприятия вкуса 240 .

Тактильный анализатор обеспечивает восприятие ощущений прикосновения, его место, силу, продолжительность (палец способен ощутить колебания амплитудой в 0,0002 мм.). Всего на теле 500000 рецепторов осязания.

Вестибулярный аппарат дает ощущения положения тела в пространстве, его ускорение. Вестибулярный анализатор связан также с распределением мышечного тонуса, т.е. непроизвольного фонового напряжения мышц, помогающего сохранять позу.

Проприоцептивный анализатор позволяет определить степень напряжения мышц, взаимное расположение звеньев тела, скорость и ускорение движений, их амплитуду; он является определяющим в двигательной деятельности, дает информацию о выполняемых движениях.
^ 3. САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Врачебный контроль не будет достаточно эффективным, если его не дополнить самоконтролем.

САМОКОНТРОЛЬ – это самостоятельные регулярные наблюдения человека, занимающегося физическими упражнениями, с помощью доступных методов за состоянием своего здоровья, физическим развитием, влиянием на организм этих занятий.

Основные задачи самоконтроля:

  1. научить внимательно относиться к собственному здоровью, к гигиене физических упражнений;

  2. привить навыки личной и общественной гигиены;

  3. обучить простейшим методам самонаблюдения при занятиях физическими упражнениями;

  4. научить регистрировать, анализировать и оценивать получаемые данные и использовать их для определения степени физического развития, тренированности, состояния здоровья;

  5. установить тесную связь между студентами, преподавателем физкультуры и врачом;

  6. уточнить и дополнить данные ВК.


Результаты самоконтроля записываются в специальную тетрадь – дневник самоконтроля, в нем регистрируют:

  • субъективные показатели (самочувствие – хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; настроение – жизнерадостное, спокойное, подавленное; сон – продолжительность, глубина, его нарушения; аппетит – хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой; болевые ощущения – в мышцах, головные, в боку, в области сердца; желание тренироваться – с удовольствием, безразлично, без желания, апатия, отвращение к тренировке; умственная и физическая работоспособность - повышенная, средняя, пониженная; положительные и отрицательные эмоции);

  • объективные показатели, они отличаются возможностью их количественного измерения (ЧСС, АД, ЧД, ЖЁЛ, вес, толщина подкожного жира, мышечная сила, гибкость, спортивный результат, тренировочные нагрузки).


Пробы для самоконтроля должны быть просты, доступны, объективны и не требовать больших физических напряжений.

Можно рекомендовать следующие:

  1. ^ Утренняя проба. Ее оценивают по формуле:

ИР (Индекс Рюффье) = (Р1+Р2+Р3-200)/10

где Р1,2,3 – ЧСС в трех положениях (лежа, сидя, стоя)

ИР менее 0 – отлично,

ИР = 0-5 – хорошо,

ИР = 6-10 – посредственно,

ИР = 11-15 – слабо,

ИР более 15 – неудовлетворительно.

  1. ^ Ортостатическая проба. Методика проведения: 5 минут –отдых, лежа на спине (ЧСС в конце отдыха). Затем встать, стоять одну минуту и посчитать ЧСС. По разнице величин ЧСС судят о реакции ССС.

0-12 уд/мин – отлично,

    1. - хорошо,

    1. - удовлетворительно,

26 и более - плохо.

3. Клиностатическая проба. Переход из положения стоя в положение лежа, что у подготовленных спортсменов вызывает снижение ЧСС на 4-6 уд/мин.

4. Проба Штанге (русский врач, 1913г.): Вдох, выдох и вдох, задержать дыхание. Регистрируется время задержки дыхания (до 120 и более сек.).

5.Проба Генча (венгерский врач, 1926г.): Вдох, выдох, задержать дыхание. Фиксируется время задержки дыхания (до 90 сек.)

6. ^ Проба Кверга. Состоит из 4 упражнений, выполняется 5 минут без перерыва: - 30 приседаний за 30 секунд,

- бег на месте 30 сек. с макс. скор.,

- бег на месте 3 минуты (150 шаг/мин)

- прыжки со скакалкой – 1 минута.

Сразу подсчитывается ЧСС за 30 сек (Р1), повторно через 2 минуты (Р2) и через 4 минуты (Р3). Рассчитывать по формуле:

ИК (Индекс Кверга) = 15000/Р1+Р2+Р3

ИК более 105 – отлично,

ИК = 99-104 - хорошо,

ИК = 93-98 - удовлетворительно,

ИК менее 92 - неудовлетворительно.
Сравнение величин индексов перечисленных проб и ряда показателей самоконтроля не дает полной, абсолютно объективной картины, поэтому целесообразно проводить сравнение получаемых данных в динамике на протяжении продолжительного времени.

Похожие:

Лекция №1 для студентов 1 курса фзо кгуки на тему: «основы здорового образа жизни студенческой молодежи» iconЛекция №2 для студентов 1 курса фзо кгуки на тему: «воспитание физических...
Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. – 448с
Лекция №1 для студентов 1 курса фзо кгуки на тему: «основы здорового образа жизни студенческой молодежи» iconУтверждаю заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи
Основной целью проведения Всероссийского фестиваля здорового образа жизни (далее – Фестиваль) является популяризация здорового образа...
Лекция №1 для студентов 1 курса фзо кгуки на тему: «основы здорового образа жизни студенческой молодежи» iconО проведении конкурса социальных плакатов
Пропаганда здорового образа жизни, спорта, туризма, активного образа жизни, содержательного досуга молодежи
Лекция №1 для студентов 1 курса фзо кгуки на тему: «основы здорового образа жизни студенческой молодежи» iconЛекция 13
Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования. Методы, формы и средства гигиенического
Лекция №1 для студентов 1 курса фзо кгуки на тему: «основы здорового образа жизни студенческой молодежи» iconЗдоровый образ жизни и вредные привычки
Исследовательская группа Российского государственного торгово-экономического университета приглашает Вас принять участие в опросе,...
Лекция №1 для студентов 1 курса фзо кгуки на тему: «основы здорового образа жизни студенческой молодежи» iconПрограмма проекта "Беги за мной!" направлена на формирование здорового...
Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 11, e-mail: molodej34@centermol ru, тел./факс: (8442) 33 52 24
Лекция №1 для студентов 1 курса фзо кгуки на тему: «основы здорового образа жизни студенческой молодежи» iconКонкурс является некоммерческим мероприятием и преследует исключительно...
Свердловского фестиваля конкурса социальных роликов и документальных фильмов по пропаганде здорового образа жизни (далее Конкурс)...
Лекция №1 для студентов 1 курса фзо кгуки на тему: «основы здорового образа жизни студенческой молодежи» iconПоложение о фестивале Первый ежегодный всероссийский фестиваль трезвого, здорового образа жизни
Первый ежегодный всероссийский фестиваль трезвого, здорового образа жизни «трезвая россия 2012»
Лекция №1 для студентов 1 курса фзо кгуки на тему: «основы здорового образа жизни студенческой молодежи» iconО проведении туристского слета студентов в зачет Универсиады
Слет проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, формирования дружеских связей между студентами разных институтов, развития...
Лекция №1 для студентов 1 курса фзо кгуки на тему: «основы здорового образа жизни студенческой молодежи» iconПоложение о проведении Слета добровольческого движения, действующих...
Организатором Слета является Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница