Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов


Скачать 174.94 Kb.
НазваниеЛитература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов
Дата публикации07.08.2013
Размер174.94 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Культура > Литература

  • Литература

а) Основная

  • Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ под ред. Г.В.Осипова. - М., 2003, гл.9,14.

  • Социология: учебник для вузов/ Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков и др. – М., 2005-2009, гл.6.



б) Дополнительная

  • Артемьев А.И. Социология личности. – М.: ООО “Арба Т-ХХ1”, 2001. – 256 с.

  • Егорова В.К. Использование теорий личности в социологии и социальной психологии // Некоторые проблемы современной зарубежной социологии. – Кн. 1. – М., 1979. – С. 100 – 136.

  • Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – 383 с.

  • Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – С.197 - 243.

  • Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, Книжный дом “Университет”, 1998. – 596 с.

  • Гидденс Э. Социология. – М., 1999.

9. Изложение основных вопросов лекции.

1. Социологический подход к изучению личности. Ролевые теории личности

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе стремится понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества. Личность является первичным субъектом и объектом социального взаимодействия и отношений. Это человек, рассмотренный в его социальности, как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.

Понятие «личность» отображает природу человека, рассматривает его как субъекта социокультурной жизни, определяя его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Философия и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности.

В современной социологии проблема личности рассматривается в разных аспектах:

1) изучаются на этнографическом материале особенности формирования личности в примитивных обществах и взаимозависимость между типом личности и характером культуры (М. Мид и др.);

2) исследуется изменение социального характера в современном обществе под влиянием индустриализации, автоматизации, информатизации и т. д. условий (Э. Фромм, Ч. Миллс, Т. Адорно, Д. Рисмен и др.);

3) изучается, в том числе экспериментальными методами, поведение индивида в социальной группе (Ч. Кули, Дж. Хоманс, Дж. Морено и др.);

4) разрабатываются наиболее эффективные способы манипуляции людьми в различных социальных ситуациях, особенно производственных (доктрина «человеческих отношений», менеджеризм и т. д.).

Особенность социологического подхода состоит в том, что личность изучается преимущественно на уровнях общего и особенного, т. е. личность как член общества и представитель определенной социальной группы. В социологическом исследовании рассматривается среднестатистическая личность, личность как социальный тип. В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей мы должны дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм. Постараемся раскрыть эти положения.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обуславливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних исследователей, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомые. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В.А. Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения».

В соответствии с этим взглядом, получается, что личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Социология изучает социальные качества личности (потребности и интересы, способности, мировоззрение, знания и навыки, социальные чувства), проявляющиеся в ее взаимодействиях и коммуникации. Личность определяется тремя взаимообусловленными свойствами: био-, психо-, социогенными. Социальные качества проявляются в деятельности через самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения.

Но личность обладает и специфическими чертами. Социальные качества выражаются в определении цели деятельности, определяются социальным положением и ролями, которые выполняет личность, совокупностью знаний, умений, навыков, социально-психическими особенностями. Отсюда у личности различают социально-типичное, классовое, профессиональное и национальное.

В социологии личности изучается взаимодействие человека и внешних социальных условий его жизни – социальной среды. Социальная среда, окружающая человека, состоит из различного рода компонентов: материально-вещественных и личностных. Характер взаимодействия (опосредованное или непосредственное) определяет уровень социальной среды – макро- или микросреда (среда ближайшего окружения личности).

В современной социологии личность, как и субъект, означает активное социальное начало, социально-исторический тип способности к деятельности. Личность как социально типическая характеристика людей прошла, как известно, определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Если первоначально субъектом самосознания был не индивид, а род, то по мере развития производственных сил и связанного с ним разделения труда, разрушивших былую родовую целостность, человек превращается в особенного индивида. Выполнение специфических функций, отличных от функций других членов общины, отводит индивиду определенную социальную роль, в рамках которой он оценивается другими, и на которой основывается его личное самосознание. Особенно активизировался этот процесс с возникновением капиталистических отношений и разрывом старых социальных связей, вызвавшим серьезное изменение в положении личности. Частное предпринимательство невозможно без личной инициативы и предприимчивости. Поэтому протест против феодализма идеологически облекается в форму требования свободы личности. Гуманисты эпохи Возрождения провозглашают освобождение человека от любых обязанностей по отношению к обезличенному «целому» и выдвигают идеал целостной, всесторонне развитой личности. Личность провозглашается целью, а общество средством развития. Интересы личности, таким образом, выдвигаются на первый план. При этом просветители никогда не понимали их узко эгоистически, подчеркивая, что правильно понятые интересы личности в конечном счете всегда совпадают с общественным благом.

Поэтому процесс формирования индивида в личность происходит только тогда, когда он сам определяет характер и содержание своего поведения. Личность всегда соотносит свои действия с действиями других, согласует их либо с требованиями общества, либо с их активным неприятием. Поведение личности эмоционально обусловлено, а значит ценностно определено. Однако процесс формирования личности с момента ее зарождения был внутренне противоречив. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» показали, что абстрактная противоположность личности и общества и ее этическое выражение – противоречие между эгоизмом и альтруизмом – есть иллюзия. Они писали, что эта противоположность является лишь кажущейся, потому что одна из ее сторон, так называемое «всеобщее», постоянно порождается другой стороной, частным интересом, а отнюдь не противостоит последнему как самостоятельная сила, имеющая самостоятельную историю .

Рождение буржуазного общества потребовало, как известно, жертв, усилий и героизма, оно вызвало к жизни яркие, цельные характеры. «люди, основавшие современное господство буржуазии, - писал Ф. Энгельс об эпохе Возрождения, - были всем, чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными». Но уже в XIX веке в условиях победившего капитализма положение изменяется. По мере перерастания культуры в цивилизацию, человек из субъекта жизни превращается в «агента деятельности» – актора. Не случайно в первой половине ХХ века это понятие в западной социологии вытесняет понятие «личность». Актор, по сути, это индивид, превративший общение в элемент деятельности, в средство достижения результата. Подавляющая часть его отношений определяется вещами или их эквивалентом – деньгами. Жизнедеятельность в этих условиях редуцируется просто в деятельность, духовность – в ментальность, а доминирующими ценностями становятся комфорт и благосостояние. Актор, как и личность, все еще субъект своих поступков, но его активность вызвана не столько внутренними импульсами, потребностью в реализации сущностных сил, сколько задачами, возникающими в социальных отношениях. Различие между личностью и актором, таким образом, еще неявно, но все чаще отношения актора продиктованы только лишь прагматизмом. Во второй половине ХХ века в условиях бурного роста научно-технического прогресса человек из субъекта деятельности превращается в ее фактор. Основное отличие человека-фактора состоит в том, что он теряет самостоятельность. Инициатива и решение вопросов о взаимодействии с социальной средой все более определяется техникой и технологиями, в которых человек фрагментирован, «размыт» в технологической системе. Усложняющиеся техника и технологии требуют от человека все более напряженного труда, все большей растраты душевных и духовных ресурсов, что порождает невротический тип личности. В то же время в обществе и общественных науках растет понимание значимости личности как особой концентрированной субстанции, играющей активную преобразующую роль в природе и социальной жизни.

Для анализа положения индивида в социальном пространстве и его функциональных возможностей по отношению к другим индивидам и группам в социологии разработаны понятия социального статуса и социальной роли.

Статус – это социальное положение, позиция человека в обществе. Социальное положение можно рассматривать как обобщенную характеристику, охватывающую профессиональную, экономическую, семейную принадлежность личности, ее политические возможности, демографические свойства (пол, национальность, возраст). Под социальным статусом мы будем понимать следующее – соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными признаками (экон. положение, профессия, квалификация, образование и т. п.), природными признаками (пол, возраст и т. д.), а также престижем и местом в структуре власти.

Каждый человек занимает несколько позиций, так как участвует в деятельности многих групп и институтов, другими словами любой индивид обладает статусным набором. В нем выделяют главный статус, наиболее характерный для данного человека, по которому его выделяют окружающие или с которым отождествляют его (например, связанный с трудовой деятельностью).

Личный статус – это положение, которое человек занимает в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный и личный статус могут совпадать и не совпадать.

Статусы бывают приписываемые (аскриптивные), которые люди получают благодаря определенным внешним характеристикам, независимо от своего желания, усилий. Достигаемым является такой статус, который обретен благодаря личным успехам или удаче.

Однако важные социальные положения имеют тенденцию замещаться путем аскрипции. Социальный престиж как бы встроен в положение, поэтому занимая его. Человек вместе с тем получает и соответствующий этому месту престиж. Места разных положений на престижной шкале обозначаются термином «ранг».

Со статусом связано понятие «социальная роль». Если статус – это сами функции, права и обязанности, то роль – это динамическая (поведенческая) сторона статута.

Роль – это ожидаемое поведение в зависимости от данного положения человека в обществе (Р. Линтон). Социальная роль является образцом поведения, который был отобран как рациональный для людей данного статуса в данной группе. Вместе с ролью каждому индивиду задан и набор качеств, необходимых для выполнения этой роли. Рассматривая свойства роли, Т. Парсонс сформулировал ее характеристики и зависимости. Так, часть ролей четко ограничена в пространстве и во времени, другая – размыта, не определена, третья – длительна по времени действия. Большое значение приобретает тот факт, что часть ролей требует соблюдения строго установленных правил, для другой части эти требования устанавливаются достаточно произвольно.

Каждый статус определяет несколько ролей, т. е. образует ролевой набор (Р. Мертон). Анализ ролевого поведения имеет особую актуальность, так как дает возможность исследователю изучать личность на уровне социально типичного.

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества факторов и условий, в числе которых большое значение имеет соответствие роли потребностям и интересам человека. Личность, не исполняющая роли в соответствии с ожиданиями, вступает в конфликт с группой, обществом, которые применяют по отношению к ней негативные санкции, и наоборот.

Процесс выполнения роли зависит:

1) от биологических и психогенных данных человека;

2) от личностного образца, который включает идеальные способы поведения;

3) от степени идентификации (сходства) личности с группой;

4) от внутренней сплоченности группы, системы принятых норм.

Выполнение роли связано с ее мотивационной характеристикой: в одной ситуации роль ориентирует на получение личной выгоды, в другой – на общественные, социальные интересы. Выполнение одной роли может быть жестко регламентировано, а другие роли могут обогащаться или терять некоторые черты, например, в процессе профессиональной карьеры.

Совокупность потребностей, способностей, интересов, установок личности характеризуют диспозицию ролевого поведения, т. е. осознанную готовность к конкретным действиям, поступкам. Цикл ролевого поведения можно схематично представить как ожидание роли, понимание роли, приемлемость роли, наконец, выполнение роли.

^ 2. Социальные типы личности и образ жизни

Социальный тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности. Классификация различных типов – это научная проблема, находящаяся в стадии разработки.

Выделяются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций:

• традиционалистский (личность ориентирована на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации);

• идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие);

• фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием);

• реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем);

• потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний).

Типологизация личности в социологии все больше ориентируется на ее социальный статус и исполняемые роли в системе социальных отношений. Так, выделение личностей юриста, менеджера, студента, преподавателя и т. д. дает достаточное представление об их определенных социальных качествах.

Интересными в научном плане представляются типологизации личности, выдвинутые Э. Фроммом, Д. Рисменом, исходящими из концепции «социального характера». Так, Рисмен считал, что развитие той или иной формы общения приводит к формированию социального характера, т. е. стабильной и четко выраженной системы ориентаций. Исследуя условия формирования социального характера в процессе перехода от доиндустриальных обществ к капиталистическим и в период становления современного развитого индустриального общества, он выделял три типа социального характера: ориентированный на традицию, ориентированный на себя, ориентированный на другого (в современных обществах, в которых существует тесная зависимость личности от социальной группы, от ее оценки, одобрения со стороны).

Актуальным остается тип авторитарной личности, описанный в свое время Т. Адорно, разработавшим F-шкалу для измерения ее качеств. Признаки авторитарной личности следующие: раболепное подчинение авторитарному лидеру, слепое следование приказу, инструкции, агрессивное неприятие инакомыслия, безапелляционное осуждение тех, кто отклоняется от стандарта, мистическая вера в непогрешимость догматов собственной группы, убежденность в приемлемости всех средств для достижения целей своей группы, стремление к господству путем насилия.

Материальная и духовная культура, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни личности. Образ жизни представляет собой способ взаимодействия социальной среды и личности, типичный для личности, группы, слоя, общества.

В образе жизни синтезируются экономические, политические, духовно-идеологические, социально-психические отношения, которые могут приобретать различную окраску; быть основой норм, которые ориентируют человека, группу на тот или иной тип использования имеющихся материальных возможностей и тип межличностных отношений. Образ жизни характеризуется такими показателями как:

1) распределение и особенности проявления социальной активности личности, группы;

2) потребности, ценности, интересы, реализуемые в жизни и служащие мотивами и регуляторами поведения;

3) обычаи и привычки как типичные социальные нормы отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, политической, частной жизни.

Выделяют три стороны образа жизни:

- уровень жизни (характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, в основном, в их количественном измерении);

- качество жизни (характеризует качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей);

- стиль (ориентированность) жизни (характеризует поведенческие особенности повседневной жизнедеятельности людей, а также социально-психические черты быта и взаимоотношений между людьми, которые выражают этнические, социально-профессиональные черты общности, группы и проявляются в устойчивых манерах, привычках, вкусах.

^ 3. Социализация индивида

На формирование личности значительное влияние оказывают био- и психогенные свойства, а также факторы социальной среды. Доминирующее воздействие на процесс формирования личности оказывает групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Они обретаются индивидом в процессе социализации.

С термином «социализация» тесно связаны такие понятия, как формирование, развитие, воспитание личности.

Под формированием личности понимается единство объективных и субъективных условий и субъективных факторов, целенаправленно воздействующих на процесс становления и развития человека. Конечно, только учитывая влияние всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью слоев, групп и самого человека, можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие. Развитие личности отражает последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенных представлений об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, оно в основном характеризует усилия, осуществляемые социальными институтами.

В социологической и философской науке существуют различные подходы к определению сущности процесса социализации. Так, например, Л.П. Буева считает, что социализация означает процесс социального становления человеческого индивида, формирование его социальной сущности. Человек становится личностью, приобретает и приумножает определенную совокупность социальных качеств и свойств через усвоение социального опыта; этот процесс включает его в активную социальную деятельность, что само по себе предполагает овладение разнообразным социальным опытом. Социализация – это путь усвоения человеком культуры. В процессе социализации индивид обретает собственное «Я». Он становится личностью, связанной системой оценок, убеждений, привычек и поведения.

Социализация – это процесс, который не ограничивается периодом становления личности, а продолжается всю жизнь, охватывает все сферы деятельности человека. В.Ж. Келле отмечает, что становление личности включает в себя три взаимосвязанных составляющих:
1) самой общей и исходной является социализация, т. е. овладение языком, знаниями, приобщение к ценностям и нормам культуры, формирование мировоззрения и т. д., что делает индивида способным жить в данном обществе, быть его членом;

2) затем происходит индивидуализация человека, т. е. выработка качеств, отличающих данную индивидуальность от других, причем степень индивидуализации может быть весьма различной, что во многом зависит от характера социализации: или она ограничивается подчинением индивида определенным стандартам, или дает свободу развитию индивидуальности;

3) синтезирующей составляющей всего процесса является персонализация, т. е. становление личности.

В процессе социализации происходят социальная адаптация (процесс приспособления к определенным социально-экономическим условиям), интернализация (усвоение) индивидом норм и ценностей, принятых в его группе.

Ряд западных исследователей выделяют особенности различных периодов социализации.

1. Социализация в детстве. Здесь различают два типа социализации ребенка: репрессивный и участвующий. На этой стадии действуют такие психологические механизмы, как имитация, идентификация, чувство стыда и вины (З. Фрейд).

2. Социализация после детства – юношеская, когда молодые люди видят противоречия между своими ценностями и ценностями взрослых. На первый план в это время выдвигаются отношения между ровесниками .

3. Социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.

Взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь их усваивать. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, тогда как социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией.

В отечественных исследованиях выделяются следующие стадии социализации: дотрудовая стадия, трудовая стадия и послетрудовая стадия.

Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не остаются неизменными. Ресоциализация означает овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации.

В процессе социализации среда влияет на развитие личности как целенаправленно, преднамеренно, так и непреднамеренно. Проблемам формирования личности в процессе социализации уделено значительное место в исследованиях Ч.X. Кули (теория «зеркального Я») Главная концепция Кули называется теорией "зеркального Я". Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о "социальном Я" У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько "социальных Я", сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.

Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они - зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя - процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.

Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. "Человеческая жизнь" - это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.

"Зеркальное Я" (looking-glass self) - это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей - или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, - мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия.

Дж.Г. Мида (концепция «обобщенного другого»), А. Халлера (теория «значимого другого»), З. Фрейда (психоанализ), Ж. Пиаже (теория когнитивного развития), Э. Эриксона, описавшего состояние «Я – меня», при котором значимый «другой» очень важен для развития личностного ролевого поведения.

Социальные институты и люди, индивидуально и группами, если они способствуют социализации, называются агентами (проводниками) социализации.

На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы агентов: институты и группы, способствующие первоначальному развитию природных и социальных свойств (семья, ровесники), институты образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательней деятельности.

Следует отметить, что социализация может быть неудачной или не произойти вовсе.

Таким образом, социализация – это процесс вхождения индивида в общественную жизнь, который играет важную роль как в жизни личности, так и общества. Она обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. В какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления и протекающие процессы. Особое значение для социализации индивида, обогащения его духовного мира имеет свободное время, которое, по замечанию К. Маркса, служит мерилом истинного богатства человека. Духовный компонент, таким образом, является определяющим в социализации индивида.

Похожие:

Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов iconЛитература: Источники Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов
Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ под ред. Г. В. Осипова. М., 2003, гл. 9,14
Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов iconЛитература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов
Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ под ред. Г. В. Осипова. М., 2003, гл. 9,14
Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов iconТема: Социология культуры и социология религии
Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. / Отв редактор Осипов Г. В. М., 2002
Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов iconУчебник «Социология. Основы общей теории»
Социология возникла лишь в середине 19 века. Основатель – Конт. Именно он в своем трактате заявил о создании социологии. Социология...
Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов iconУчебник «Социология. Основы общей теории»
Социология возникла лишь в середине 19 века. Основатель – Конт. Именно он в своем трактате заявил о создании социологии. Социология...
Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов iconУчебник «Социология. Основы общей теории»
Социология возникла лишь в середине 19 века. Основатель – Конт. Именно он в своем трактате заявил о создании социологии. Социология...
Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов iconУчебник для студентов медицинских вузов
Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей...
Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов iconУчебник для студентов медицинских вузов
Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей...
Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов iconУчебник для студентов медицинских вузов
Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей...
Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов iconКравченко С. А. Социология: парадигмы через призму социологического...
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15т. Т. 4: Общество: статика и динамика. М.: Инфра-м
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница