Понятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи?


Скачать 52.13 Kb.
НазваниеПонятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи?
Дата публикации22.05.2013
Размер52.13 Kb.
ТипВопрос
userdocs.ru > Литература > Вопрос
Семинар № 4. Морфологические нормы современного русского языка
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «морфологические нормы».

  2. Понятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи?

  3. Спорные части речи. Выразите ваше мнение о целесообразности/нецелесообразности их выделения.

  4. Категория рода существительных. Колебания в определении рода. Род несклоняемых существительных. Дифференциация значений в зависимости от родовых окончаний - составить список слов.

  5. Категория падежа имени существительного. Составить список слов с окончаниями а,-я — ы, -и в именительном падеже множественного числа (типа директор-директора)

  6. Особенности склонения некоторых имен и фамилий.

  7. Степени сравнения имен прилагательных.

  8. Полные и краткие формы имен прилагательных.

  9. Имя числительное: сочетание числительных с существительными, определение падежа у таких словосочетаний (типа 2 студента, 5 студентов).

  10. Употребление собирательных числительных (двое, трое и пр.)

  11. Недостаточные и изобилующие формы глагола.

Практические задания:
Категория рода

  1. Определите род следующих имен существительных:

аэрозоль, гуашь, рояль, вуаль, барокко, динго, цеце, киви, гризли, пони, фламинго, какаду, леди, рантье, жюри, канапе, иваси, сулугуни, жабо, попурри, буржуа, хиппи, атташе, доцент, зануда, невежа, растяпа, Борнео, Онтарио, дели, Миссисипи, Сочи, Миссури, Калахари, ПГЛУ, вуз, МИД, РАН, ЗАГС, ОРТ, РТР, СНГ.


  1. Согласуйте в роде с несклоняемыми именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глаголов в скобках.

  1. Огромн… возище с сеном (застрять) на проселочной дороге.

  2. Получили ценн… бандероль.

  3. Нужно предусмотреть определен… (пен…) за просрочку платежей.

  4. Окна закрывали современн… жалюзи.

  5. Актер надел небольш… пенсне в золотой оправе.

  6. Была объявлена песня «Розов… фламинго».

  7. Огромн… ручища (опуститься) на плечо.

  8. В ресторане (оказаться) изыскан… меню.

  9. Кофе был… чуть тепл… .

  10. Эсперанто был… создан… около ста лет назад.


Категория падежа

  1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от следующих существительных, выбирая окончание, употребляемое в литературном языке. В случае затруднения обращайтесь к словарям.

Абрикосы, баклажаны, блюдца, болгары, боты, будни, валенки, вафли, верховья, вишни, герцы, грабли, граммы, заморозки, калмыки, колени, колечки, лохмотья, макароны, местечко, монголы, нападки, низовья, носки, облака, оладьи, осетины, плечи, побережья, потемки, простыни, рельсы, ремесла, саперы, сапожки, снадобья, сплетни, сумерки, таджики, туфли, турки, узбеки, устья, угодье, цапли, чулки, шаровары, эполеты, ясли.


  1. ^ Образуйте формы именительного падежа множественного числа следующих существительных:

автор, вексель, байкер, директор, доктор, джемпер, якорь, профессор, очередь, ректор, редактор, сектор, токарь, суп, стог, катер, флигель, кузов, плуг.


  1. Поставьте в нужный падеж сложное слово:

  1. По высланному Вами (счет-фактура) были оплачены только двенадцать путевок из шестнадцати.

  2. Наши отношения с (фабрика-поставщик) на сегодняшний день зашли в тупик.

  3. Инновации в области (бизнес-образование) стали предметом обсуждения на семинаре.

  4. (Банк-гарант) в этой сделке выступает «Прима-банк».

  5. В качестве (инструктор-испытатель) я привлекался для работы с новейшими марками самолетов.

  6. В (тайм-шит) указан расчет погрузочно-разгрузочного времени судна во всех портах.

  7. В качестве (фирма-агент) будет выступать наше предприятие.

  8. Руководство рассмотрело представленный Вами предварительный вариант (бизнес-план).




  1. Подчеркните словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь вариантное окончание –а/-у:

  1. выпить ча…

  2. стакан ча…

  3. производство ча…

  4. чашка зеленого ча…

  5. выпить чайк…

  6. история народ…

  7. много народ…

  8. ложка чахар…

  9. производство сахар…

  10. добавь сахарк…


Степени сравнения прилагательных

  1. Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения:

Глубокий, счастливый, хромой, глянцевый, неуклюжий, холостой, ценный, умный.

  1. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением:

  1. Мой брат очень (талантливый, талантлив, способный, способен).

  2. Кто из вас (виноватый, виноват), кто (правый, прав) — разберемся.

  3. Они из тех людей, которые (способные, способны) на самопожертвование.

  4. С возрастом угловатая девочка превратилась в (красивую, красивейшую, наикрасивейшую) девушку.

  5. Этот перевал наиболее (опасный, опасен, опаснейший) для перехода в зимнее время.

  6. Как показала проверка, сведения, указанные в письме, (верны, верные).

  7. Уроки литературы всегда были мне (интересны, интереснейшие, интересные).



Особенности образования глаголов

Поставьте глаголы в соответствующей форме.

  1. Пока бак стиральной машины (сохнуть, прошедшее время) после окраски, мы беседовали с бригадиром.

  2. Ученые (двигать, настоящее время) науку вперед.

  3. Им (двигать, настоящее время) желание приобрести хорошее образование.

  4. В уголке (дремать, наст. вр.) соседская кошка.

  5. Слава богу, я от них теперь не (зависеть, настоящее время).

  6. Незнакомец вдруг неожиданно (исчезнуть).

  7. Ветер (трепать, наст. вр.) ее волосы.

  8. Я (победить, настоящее время) в этом конкурсе.


Особенности сочетания числительных с существительными

  1. Напишите числительные словами, поставьте их в соответствующем падеже.

Открыли 22 (детские сады). Прошло 23 (сутки). В диссертации имеется приложение с 65 (схемы). В библиотеке не хватает 29 (книги). В новом поселке в 583 (дома) работают печи на природном газе. В Антарктиду доставили самолетом 24 (полярники). Техникум выпустил 172 (молодые специалисты). Из 596 вычесть 387. Прибыл поезд с 287 (экскурсанты). Из 1109 объектов было введено лишь 749.


  1. Запишите числительные прописью:

  1. Более 2500 карет, колясок, телег, малых и больших, попались в руки неприятелю.

  2. За время экспедиции геологи прошли около 134 километров.

  3. В издательстве вышла книга с 397 иллюстрациями.

  4. К 2689 прибавьте 492.

  5. Стипендию назначили 483 студентам.

  6. Содержание диссертации было изложено на 628 страницах.




  1. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания:

пятьдесят седьмой образец, сорок четвертые сутки.


Похожие:

Понятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи? iconПлан лекции Понятие о культуре речи. Правильность как качество грамотной...
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие – Ростов-на-Дону, 2001
Понятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи? iconВолков А. А. Курс русской риторики
Разновидности речи. Изобретение (структура речи). Расположение (построение высказывания). Элокуция (приемы речи). Исполнение речи...
Понятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи? iconУниверсальные лексические категории
Служат для создания колорита древности. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического...
Понятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи? iconЗаконы, предусматривающие поддержку, защиту и охрану русского языка...
Современная теоретическая концепция культуры речи. Основные признаки культуры речи как языковедческой дисциплины
Понятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи? iconСледует помнить вопросы, на которые отвечают различные части речи,...
В русском языке десять частей речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, наречие, местоимение, предлог,...
Понятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи? icon1 Особенности устной и письменной речи учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
У учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (тнр) на­блюдается несформированность всех компонентов речевой системы общее недоразвитие...
Понятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи? iconРепрезентация глагольных категорий в существительных в славянских языках
На наш взгляд, одним из основных, решающих критериев в пользу выделения герундия, как и любого «гибридного» образования, должен являться...
Понятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи? icon«культура судебной речи»
Целью настоящего учебного специального курса «Культура судебной речи» является формирование у студентов представления об основах...
Понятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи? iconПрактическая логопедия : Конспект занятий по развитию речи у
Занятия могут проводиться как для развития речи детей с ограни­ченными речевыми возможностями, так и для детей без речевых проблем....
Понятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи? iconАлмазова А. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие
Речь – явление не только лингвистическое, но и психологическое и эстетическое. Коммуникативные качества речи во многом зависят от...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница