В первой или второй фразе сочинения


Скачать 44.27 Kb.
НазваниеВ первой или второй фразе сочинения
Дата публикации02.06.2013
Размер44.27 Kb.
ТипПамятка
userdocs.ru > Литература > Памятка
ПАМЯТКА ПИШУЩЕМУ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В первой или второй фразе сочинения необходимо (в обязательном порядке!) назвать автора и произведение, о котором вы пишете. Название работы в текст самого сочинения не входит.
Во вступлении можно обозначить «высоту» таланта писателя. Не избегайте таких эпитетов, как «великий», «гениальный», «заслуженный», этими словами мы не только отдаём должное художнику слова – мы делаем заявку на глубину и серьёзность материала, проблематики, к которым обращаемся в сочинении. Хорошо, если во вступлении дана мотивация выбора темы, то есть рассказано о том, почему эта тема выбрана, зачем написана работа. Хорошо, когда во вступлении задаётся некий вопрос, ставится проблема. Тогда в заключении вы напишете – ответ, решение проблемы, вывод, к которому вы как автор должны привести читателя путём логических рассуждений в основной части. У сочинения тогда будет одна из самых выигрышных композиций – кольцевая.
^ И вступление, и заключение не должны быть затянутыми. Они должны быть эффектными!
В сочинении всё – от первого до последнего слова – должно быть подчинено раскрытию темы.
Можно ли включать в сочинения словарные статьи? Да, можно. Словарная статья написана в деловом стиле, но цитирование её нисколько не нарушает стилевое единство сочинения.

^ Распространённая ошибка – использование делового стиля в речи автора сочинения. Старайтесь писать просто, доступным языком, выстраивайте своё сочинение в публицистическом или художественно-публицистическом стиле. Но никак не в деловом! Поэтому избегайте выражений типа «в данном сочинении», «за этот период» (лучше сказать «в эти годы»).
План можно писать, можно и не писать, но в сочинении должно прослеживаться движение авторской мысли. ^ Текст сочинения должен делиться на части (абзацы), при этом части сочинения должны находиться по отношению друг к другу в определённой смысловой связи.
Можно ли представить художника, который создаёт свой шедевр при помощи красок, но… без полотна? Школьное сочинение – это, как правило, работа по литературе, то есть на материале художественного произведения. Поэтому в работе над сочинением главное – знание текста и постоянное к нему обращение, опора на текст. Текст произведения – это источник наших впечатлений, мыслей, материал для творчества.
^ Главная опора на текст – это цитаты. Цитаты вводятся по-разному: как прямая речь, как фрагмент авторской речи, при помощи вводных слов. Цитата из стихотворения записывается без кавычек, если она пишется «столбиком». (Так же без кавычек записывается и эпиграф. Нужно помнить, что эпиграф обязательно сопровождается указанием на источник высказывания.) Если же поэтическую речь мы записываем «в строчку», то начало каждого стиха обозначается заглавной буквой. Если цитата довольно длинная или какие-то слова автору сочинения не нужны, их можно опустить и заменить многоточием. Цитата может быть и маленькой (одно-два слова), но слова эти необходимо выделять кавычками, иначе это плагиат (литературное воровство). В цитате нельзя допускать искажений, замены слов, изменения знаков – это фактические ошибки.

Цитатой вы можете подтвердить свои мысли. Или, наоборот, цитата может послужить начальным звеном в ваших рассуждениях. Но нельзя пересказывать цитату и тут же приводить её в качестве подтверждения своего пересказа, – получается «масло масляное».

Цитаты создают в сочинении необходимый эмоциональный настрой, сообщают вашей работе ту незримую атмосферу, которая присутствует в художественном произведении. Но главное – они «подтягивают» вашу речь, чтобы она как можно больше соответствовала уровню мастерства писателя, с произведением которого вы работаете. Нужно помнить, что цитат не должно быть слишком много. Общий объём цитат не должен «перевешивать» ваш собственный текст. Цитата должна быть небольшой, точной и либо иллюстрировать, подтверждать авторскую мысль, либо способствовать её развитию, «движению».
^ Можно ли пересказывать? Можно, но осторожно! Конечно, работая над сочинением, не обойтись без элементов сжатого пересказа. Но он должен быть минимальным. И только там, где без него действительно нельзя обойтись! Пересказ лирического произведения совершенно недопустим!
Называя автора приводимого вами высказывания, старайтесь не допускать панибратства типа: «Я согласен с Пушкиным (Тургеневым, Достоевским, …) в том, что…» Напоминает хлестаковское «С Пушкиным на дружеской ноге». Да и главное не в том, согласны или не согласны вы с той или иной точкой зрения. Жизнь (и искусство – а значит, и литература) имеет не два цвета – чёрный и белый. Избегайте категоричности. Наше с вами читательское дело – наблюдать, изучать художественное произведение, размышлять над ним, отыскивая то, что роднее, ближе к сердцу.
^ Какие бывают ошибки? Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые. (Это тема для отдельного разговора.) Также встречаются ошибки, связанные с нарушением логики, смысла высказывания, - они называются логическими. А ещё есть фактические ошибки: искажение цитаты, неверные даты и т.д. Существуют и этические ошибки. Не следует, например, называть писателя просто по имени-отчеству. Великих (уважаемых) людей принято называть по фамилии или ставить перед фамилией инициалы. Полностью имя и отчество в сочинении, как правило, не пишется. Инициалы проставляются в той же строчке, что и фамилия. Можно употребить слово «автор» (автор романа, повести…) или указать на род литературной деятельности: драматург, литературовед, поэт, писатель.

Кстати, говоря о конкретной книге, не следует употреблять слово «произведение», необходимо точно назвать жанр (нельзя, например, написать: «В произведении “Обломов”…»)
^ В сочинении нельзя сокращать слова.
Старайтесь не начинать абзац с союзов и местоимений.
Обязательно перечитайте внимательно черновик перед переписыванием в тетрадь, отредактируйте текст, поищите повторы однокоренных слов в соседних стороках, поищите речевые и грамматические ошибки (прочтите перед этим памятку о том, какие они бывают).
И самое главное: в работе над сочинением избавьтесь от скованности, недоверия к самому себе, к тому, что ваши мысли могут быть кому-то интересны. Следует помнить, что у вас есть незримый собеседник (если хотите – воображаемый) – ваш читатель. Писать нужно, добиваясь того, чтобы любая ваша мысль, ассоциации, намёки были понятны читателю.
Удачи!

Похожие:

В первой или второй фразе сочинения iconИсторические корни волшебной сказки
Все комментарии к первой и второй работе находятся в конце второй работы(т е здесь)
В первой или второй фразе сочинения iconСобрание трудов
Все комментарии к первой и второй работе находятся в конце второй работы(т е в "Исторические корни сказки")
В первой или второй фразе сочинения iconВладимир Пропп. Исторические корни Волшебной Сказки
Все комментарии к первой и второй работе находятся в конце второй работы(т е здесь)
В первой или второй фразе сочинения iconОбщая Дерматология
Дерматология — наука о коже. Впервые специальные сочинения, или отдельные главы посвященные болезням кожи появилась лишь во второй...
В первой или второй фразе сочинения iconВосхождение и падение Слободана Милошевича Восхождение к власти
Балканах. Сербы освободили Косово в Первой Балканской войне, победив в Кумановской битве в 1912 году. Впоследствие немцы два раза...
В первой или второй фразе сочинения iconТеория. Работа над содержанием сочинения
Анализ исходного текста (егэ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Практика )
В первой или второй фразе сочинения iconСара Дессен Второй шанс Сара Дессен второй шанс
Посвящается любимой маме Синтии Дессен, ставшей моей первой проводницей в мир женщин, и моей маленькой девочке, Саше Клементине,...
В первой или второй фразе сочинения iconЭпоха петра первого (1682-1725) Россия накануне Петровских реформ
Ивану или малолетнему, но здоровому и смышленому Петру. При дворе начинается борьба между боярами Милославскими и Нарышкиными (Иван...
В первой или второй фразе сочинения icon«Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том второй»: Наука; Санкт Петербург;...
«История» Корнелия Тацита (около 105—111 гг.) освещает жизнь Рима и всей империи 69—96 гг. (из 14 книг сохранились 1—4 я и начало...
В первой или второй фразе сочинения iconУкраинские земли в составе Великого княжества Литовского и других...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница