Никитина Арина Ивановна Русское обережье (главы)


НазваниеНикитина Арина Ивановна Русское обережье (главы)
страница1/5
Дата публикации14.06.2013
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Никитина Арина Ивановна - Русское обережье (главы)
Тольятти

Фрагменты книги публикуется с согласия автора
Русское узорочье (второе название “Русское обережье”) ©

Никитина Арина Ивановна, 2008-2009 ©

Оформление, распространение: Хисамов М.М, 2009 ©

Издательство “Рунова катаба”, 2009
Оглавление

Глава 1

Как, где и почему наши предки делали вышивку?

Загадка простоты

Часть 1

Часть 2

Глава 2 Орнаменты бранниц

Глава 3

Часть 1 Немного об одежде.

Часть 2 Немного об одежде.

Часть 4. Немного о цвете

Магия чисел

Часть 5.

Немного о цвете.

Глава 4

^ Часть 1. С чего все начинается.

Глава 5

Часть 1. Для кого - “Что в имени тебе моем?”

Часть 2. Для кого - “Что в имени тебе моем?”

Глава 6

^ Часть 1. Звездная программа или о том, что ты выбрал сам. Дата рождения.

Звездная программа или о том, что ты выбрал сам. Дата рождения.

Часть 2.

Глава 7

Как выразить добытый клад в узоре, рисунке.

^ Часть 1. Как выразить добытый клад в узоре, рисунке.

Часть 2. Как выразить добытый клад в узоре, рисунке.

Часть 3.

Часть 4.

Типы швов в вышивке.

Часть 5.

Типы швов в вышивке.

^ Часть 6. Типы швов в вышивке.

Часть 7.

Часть 8.

Еще немного о правилах.

Часть 9. Словарь символов и знаков, встречающихся в вышивке, чеканке, литье


Глава 1

Как, где и почему наши предки делали вышивку?

Вышивка..- вчера и сегодня – что это? Вчера – вид женской магии, ограждавший и сотворявший миры. Сегодня – вид занимательного досуга, которым владеют далеко не все. Для того, чтобы понять есть ли будущее у этого вида рукоделия, надо сперва заглянуть в его прошлое и попробовать погрузиться в тот таинственный и магический мир вышивки, каким он был еще каких-нибудь 300-400 лет назад.
^ Загадка простоты

Часть 1

У каждого из нас, а в особенности перед праздниками, бывает настроение, и даже не настроение, а скорее ощущение, что не хватает чего-то яркого, праздничного. Чуда хочется... Сказки хочется, как в детстве, когда волшебство было совсем рядом, казалось, что в двух шагах.

Почему мы, такие серьезные и взрослые, успешные и занятые, даже приходя домой, не ощущаем радости, а порой даже не можем расслабиться в наших хорошо защищенных, укомплектованных по последнему слову техники квартирах? Почему старый, полуразвалившийся домик на деревне у дедушки кажется уютней, и спиться там лучше, и уезжаешь оттуда, как покидая сказку – отдохнувшим и наполненным светом?

Я думаю, что очарование деревни не только в свежем воздухе и милой романтике – в наполненности и осмысленности каждой мелочи, каждого предмета, каждой детали дома – убери что-то – и кажется, что чего-то важного не хватает, что что-то потерял. А убери что-либо из средней современной квартиры – не заметишь. Почему так?

Ответ прост – не было в деревенском доме ничего лишнего не из бедности, а из осознанности – любая бабушка вам скажет: «А зачем это (вещь), чё безделицу-то какую припер?».

Без-дел-(л)ица – без дела лицо(душа) ( а наши предки любую вещь считали живой и имеющей душу).

Любая вещь ( «предмет интерьера» как говорят сейчас) имеет душу, а поэтому создавалась не просто по мере необходимости нашими предками, а как помощник в семье. Не просто создавалась, а творилась, как творился мир.

Да, да, создать что-либо, даже такую незатейливую вещь, как ложка, было делом очень ответственным – не менее ответственным, чем творение Мира Богами. И относились к процессу создания не менее серьезно.

Прежде чем создавать что-либо, даже прежде чем помыслить это, необходимо было очистить тело, ум и душу.

Как? Очень просто – сходить в баню, если собирались творить что-либо большое, или вымыть лицо и руки. Лицо потому, что это Лик от бога данный, так как глазами твоим весь твой Род и Боги на мир и творение смотреть будут, а грязь не только тебе, но и им очи застит. Руки – то, чем творить будешь, Мир и Любовь зачинать – «с грязным руцьом –только воровать» пословица.

Не только ты творить вещь будешь, но и Боги через тебя, и Род весь твой в помощь тебе встанет. Вот откуда слова перед началом дела говоримые – «Бог в помощь»; «Род свят да и делу начат»; «С богом» и т.д. Это очищение тела.

Очищение ума, разума состоит в том, чтобы не садиться творить с дурными помыслами, в злости, раздражении, обиде, в суете (суетные мысли – о бытовом, о хозяйственных мелочах – без этого можно обойтись сейчас) – иначе это и «заложишь» в изделие.

Очищение души состоит в том, что творили только тому, кого любишь. Даже пришлому человеку («на заказ») творили, если после разговора с ним чувствовали в нем родственную душу, испытывали симпатию, когда были готовы подарить ему часть себя – свою любовь, часть своей души.

Получается, что, выполняя простые действия внешне (моя руки, покряхтывая, потирая руки, напуская на себя серьезный вид), деревенский дока творил в себе целый мир, готовясь к началу творения. И делал он это не по привычке, а потому, что понимал, что без этого не возможно призвание души, создание «живой» вещи, выполняющей не только свое прямое назначение, но и являющейся оберегом, хранителем лада в семье, помощником.

Таким образом, достигая состояния осознанности каждого момента, мастер должен был сохранить это состояние на протяжении всего процесса.

Любой, кто творил осознанно был подобен самому творцу Вселенной Сварогу и его супруге Ладе-Матушке, которая любовью оживляет Мир.

Очень важную роль в оживлении предметов являлось украшение их орнаментом – резьбой, чеканкой, вышивкой. Дело в том, что любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или обережным значением. Каждый член семьи имел свои личные вещи, были предметы общего пользования – и на всех них были обережные и заклинательные знаки – у каждого что-то свое.

Давайте вернемся в прошлое и заглянем в обычный крестьянский дом. Что мы увидим там?

Скромная обстановка – ничего лишнего, но поражает пестрота цветов – всюду вышивка: кружевные занавески, расшитые с любовью покрывала, завесы на постелях, колыбели, простыни, наволочки, дорожки, скатерти, множество вышитых полотенец украшают каждый угол - в особенности красный угол избы, висят на крючках для одежды, на ручках дверей, покрывают хлеб; вышитые занавеси, разделяющие избу на маленькие комнаты и многое другое – кажется, что нет такой вещи в избе, где не было бы вышивки.

А одежда – от платка или кики и полушубка – до рубахи и сапожек – все украшено замысловатыми и простыми узорами. Все сияет красотой. И любой из этих предметов, даже если есть вещь подобного назначения, играет свою особенную роль.

Как различить две, вроде бы одинаковые, вещи? Очень просто – по вышивке. Никогда вы не найдете в доме две дорожки или две занавески или рубашки и т.д. с одинаковыми вышивками – везде разные, потому что вещи принадлежат разным людям или же при внешнем сходстве имеют разное назначение. Все не просто красиво – красно!

Кстати, красота на Руси воспринималась в человеке не просто как внешняя пригожесть, а еще и умение работать и волховать. Поэтому и называлась вещая жена – «красота ненаглядная!»

 

^ Загадка простоты

Часть 2

Хотите узнать тайну создания Живого Мира – Мира Душ, Мира наполненного Любовью и Разумом? Заглянем в прошлое?!

Не последнее место в крестьянской, и не только, избе занимали рушники, ну или полотенце, как их принято сейчас называть.

А задумывались ли вы когда-нибудь, почему для столь, казалось бы, простого предмета домашнего обихода, как полотенце существовало на Руси несколько названий? Рушник, бранница, полотенце, ширинка – зачем так много названий для одного и того же? Ведь все названия бытовали в одном государстве и в некоторых местах в один период. Давайте обратимся к словам.

Руш – ник – корень явно указывает на слово-корень (слово состоящее из одного корня и равное его значению, либо носящее его значение как действие) «рушить». Но что можно разрушать полотенцем?

Обратимся к опыту русских знахарей: при помощи полотенец лечили вывихи и переломы; ими протрясывали при эпилепсии; полотенцем лечили «дурную голову и мысли»; им выметали и выгоняли всякую болезнь, «выпрыгнувшую из тела» после сеанса лечения и т.д.

То есть полотенца использовали в манипуляциях, направленных на разрушение болезни!

Вспомним, как у нас представляли наши предки болезни? В виде двенадцати сестриц-трясовиц! Можно предположить, что и разрушающих полотенец было 12 – по числу болезней.

Как их различали? Все просто – при помощи вышивок. Мы знаем, что у славян было очень четкое представление о силах, которые могут навредить: верили, что если человек достаточно силен и смел, то достаточно просто назвать зло своим именем, и оно уйдет.

Возможно, что и с подобными рушниками было также – каждый рушник создавался в помощь в лечении от какой-то одной болезни – и именно эта сестрица-трясовица, лихоманка изображалась на нем, самостоятельно или в борьбе с каким-либо светлым божеством.

Кроме того, слово «рушить, разрушать» имеет и значение «лишать жизни» (а разрушенный – лишенный жизни) – явная связь с культом смерти. Возможно, что именно рушниками называли те полотнища, на которых несли гроб (как это есть сейчас) или везли покойника, а кроме того, рушник присутствовал в свадебной обрядности, где невеста умирает для одной семьи и рождается в другой.

Но нужно учитывать и то, что корень –руш- может образовываться от корня –рук-, тогда слово «рушник» приобретает значение «то, что предназначено для рук».

Бран-ница - В мифологии и русских сказках очень часто встречается образ «Бранного поля» - места битвы добра и зла, правды и кривды, войска королевичей и Марьи Моревны (Смерти). Это место поиска и отстаивания правды, истины.

Если исходить из этого, то получалось, что бранница – полотенце, в которое заложено пожелание «быть твердым, идти по пути правды, отстаивая истину».

А кто является таковым? Боги, наши предки, которые уже достигли таких высот. Может поэтому и изображались на бранницах божества плодородия (пожелание быть таким же успешным в делах, магии земли), рожаницы (быть таким же плодовитым и счастливым на детей), богиня Лада (быть в ладу со всем, что тебя окружает) и т.д.

Поло-тен(ь)-це – корень -поло- или –поле-, корень –тен(ь) – и все ясно: поле, где есть тень. А что такое тень в славянской мифологии? Это образ нашей души. Получается, что полотенцем владел тот, чья душа была видна, кто жил душою. Согласитесь, что это достаточно высокий этап в самопознании и развитии. Именно душа может все, в том числе и превращаться во все, что угодно.

Может поэтому именно полотенце бросает за спину Машенька в сказках, и из него появляется лес или горы, или дорога, или река. Тогда сразу становиться понятно, почему на полотенцах нет вышивки, кроме иногда встречающейся скромной красной окантовки по периметру: полотенце – это дверь в другие миры, которое может стать чем угодно, по велению его хозяина.

Ширинка – так не только на Украине, но и в окрестностях Рязани, Казани, Нижнего Поволжья называли полотенце, отрезанное по ширине тканного полотна. Это же название указывается в «Домострое» (с 15в.) и монастырских оброковых списках (с 13в.). Название явно связано с особенностями кроя – по ширине ткани.

Возможно, что название и каким-то образом связано с просторами, «шириною» местностей, где бытует данное название. Надо отметить и то, что на ширинках в основном встречаются вышивка в виде:

 злаков и полевой растительности;

 коней и всадников (конь – главное достояние кочевого и степного жителя);

 ростков, зародышей семян и людей, знаков земли.

Но есть в доме и еще простые, но загадку таящие вещи.

Кстати, слово «простой», если расшифровывать с помощью образов, заложенных в каждой букве русского алфавита, тоже интересно: П – покой, путь; Р- радость, радуга, дорога богов; -Ра (о) - солнце; -Рост- рост, развитие; Сто – век жизни человека; Т – твердость духа; Й – лед: « Путь солнца, как дорога богов на рост человека в век данная для твердостью духа преодоление льда».

Пол в избе был выстлан множеством дорожек и половиков. И вчера и сегодня их создают несколькими незамысловатыми способами, известными и популярными даже у современных стариков:

 вяжут крючком из лент, нарезанных с кусков ткани по спирали;

 ткут на рамке из тех же разноцветных полосок ткани, где в качестве основы протягивались суровые льняные, конопляные или крапивные нити;

 вышивают бахромчатым швом (вытянутыми петлями) по суровому полотну, мешковине.

Дорожки и половики были и остаются яркими, разноцветными – их основным рисунком являются полосы. Многоцветная полосатость данных изделий связана не только с практичностью, но и с названием этих вещей.

^ Дорож-ка ( дорог-а ).

Слово дорожка – уменьшительно-ласкательная производная от слова «дорога», имеющая тоже значение. Но не надо забывать, что дорога в славянской мифологии является и символом судьбы. А судьба, как известно «полосатая» - состоит из разных событий. Причем, в отличие от наших современников видели в ней гораздо больше цветов и вариантов событий, чем черно-белое.

Поло(е)-вик (поле, место вика). Слово половик состоит из двух корневых морфем – поло-(поле-) и корня –вик-. Справка: *вика (др.русс.) – 1.посевной горошек, кормовой (тульск.губ.); 2. крик, плачь. А у северных славян, в частности викингов *Вик – суд, разрешение спора через общинный, вечевой суд. Скорее всего, слово половик в своей второй корневой морфеме связано со вторым значением и, таким образом, все слово будет значить: «место, поле крика, плача и суда, разрешения спора».

Не правда ли, интересно?! А ведь действительно, у всех славянских народностей был обычай: серьезные споры, затрагивающие честь сторон, решали на судебном поединке, происходившем на особом полотне, растянутом в специальном лобном месте ( центральной площади города, поселка, деревни).

А поскольку малое всегда у наших предков было зеркалом большого, то где как не в центральной части горницы, на половике происходило решение спорных вопросов в семье. Вот вам и простой половик! А если спор в семье не уладить, то и судьбы совместной не будет – дороги людей разойдутся!

Вот вам и дорожка! А полосы на дорожках и половиках – напоминание людям о том, что в судьбе может быть всякое, главное – уметь это пережить всем вместе.

А в избах старообрядцев Новгорода и Поволжья до сих пор встречается четко определенное расположение этих изделий в горнице, нарушать которое запрещено. Все дома старообрядцев и староверов четко ориентированны по сторонам света, и дорожки лежат от печи на западе – до окна на востоке, от входа на юге – до окна на севере (или глухой стены на севере). А половик занимает почетное место посередине и стелиться поверх перекрестия, образуемого дорожками.



.Стены горницы (уж позвольте мне так называть русскую избу) были украшены коврами, вышитыми тамбуром, вытянутыми петлями, крестом, счетной гладью, тканными и сшитыми из кусочков меха и ткани.

Слово *ковер - древнерусское, причем по происхождению дунайско-булгарское или волжско-булгарское, то есть, не смотря на отдаленность географических мест изначального происхождения и бытования слова, оно в обоих случаях восходит к культуре булгар.

Булгары – волжские племена славян, получившие свое второе название от тюркского слова *булгас ( кожа с задних ляжек трехлетнего быка) из-за основного вида товара, поставляемого этим народом на базары – сафьяновых сапог (сапоги из особой узорчатой кожи) и других кожаных изделий.

Булгары являлись полукочевым народом, а кроме того проживали в местах, где зимой и осенью очень сильные ветры – возможно поэтому и создали славянские мастерицы такое изделии, как ковер, прекрасно утепляющий любые стены – от кибитки и шатра, до избы и крепости.

Одним из самых распространенных видов рукоделия данного этноса была мозаика из коровьей и бычьей кожи, а также меха коз. Возможно, что и первые ковры были сделаны именно из этого материала. Само слово состоит из одной смысловой морфемы: *ковер, однако и она могла быть исторически разделена на две: *кова- и –ер.

Слово *кова (др.рус.) имеет значение «след от упавшего зверя на снегу», но может быть связано и с глаголом *ковать. Но «ковать» применимо только к манипуляции с железом и предметами из металла, а ковры делались из разного рода материала, но не из металла.

А вот первое значение морфемы «след от упавшего зверя на снегу» очень интересно с той точки зрения, что на самых древних коврах, сделанных из шкур, растительной краской наносились рисунки зверей, их следов и другие зооморфные рисунки, что вполне стыкуется с сохранившимся значением слова.

Морфема *-ер возможно связана с названием буквы древнерусского алфавита «Ъ», которая имела смысловое значение «то же, подобное», но, возможно, что и было связано со словом *ера (др.рус.) – бродяга, а бродягами можно назвать любой кочевой народ, в том числе и булгар. В целом слово *ковер может иметь значение «след от упавшего зверя на снегу, хранимый бродягой».

А если приглядеться к рисункам на русских коврах, то ведь они изображают в основном:

 фантастических и реальных зверей;

 коней или всадников;

 изображение солнца

– все это, несомненно, очень ценилось, в первую очередь, именно кочевыми племенами и охотниками, коими и являлись изначально волжские славяне, сиречь булгары и другие племена.

Простые вещи – полотенца, рушник, ширинка, бранница, дорожка, половик, ковер – а сколько скрытого смысла и осознанности в названии этих вещей и рисунках, наносимых на них!

29 декабря

 

^ Закон благодарности. Очищаемся от обид. Кружайло

 

Ценность семьи - в совместном творении.

Творение возможно при наличии совместной цели и невозможно на фоне обид. Сегодня узнаете 1 славянскую практику освобождения от обид.

Первые предательства, обиды закладываются в семье. Обида – отсутствие любви, обратная сторона любви. Когда человек не любит, он обижается часто. Обида – нечестный способ управления действительностью. Если любишь мир – обмениваешься с ним знаниями, что-то принимаешь и одновременно даришь – осуществляешь закон благодарности.

У нас в семье детям в возрасте 2 -3 лет объясняют закон благодарности просто: в мире любое живое существо – это краюшка хлеба, если ты без конца отщипываешь от другой краюшки хлеба, то пока ты полный, тебе некуда впихать это знание.

Но, если отдаешь точно такой же кусок в тот мир, то появляется место, возможность применить полученные знания, таким образом оба остаются цельными и оба обогащаются новыми знаниями – это закон благодарности.

Ребенка с детства учили быть благодарным и любить весь окружающий мир. Учили исполнять этот закон и в отношении растений, людей, зверей, птиц и т.д. Именно поэтому благодарность нужна не тому, кто вам дарит, она нужна вам.

Это один из принципов русского целителя. Не целителю нужна ваша плата – вам она нужна для того, чтобы то знание, которое взяли, вы смогли применить в жизни.

Если человек не осуществляет закон благодарности, то есть не любит этот мир, только берет, то он часто будет обижаться и за счет обид управлять окружающим миром. Если человек обижен, у него изменяется звучание души, даже если он хорошо притворяется внешне. Мир чувствует и старается создать вокруг вас обстановку такую, чтобы это звучание вернуть вновь в благостное.

И все живые существа, которые вас окружают, начинают давать вам блага собственной души, своего мира, лишь бы вас успокоить – и человек получает нахаляву то, насчет чего раньше он договаривался или обменивался.

Обида – нечестный способ управления действительностью. Поэтому. Если до сих пор остались обиды на кого-то, то для вас это выгодно. Вы до сих пор что-то получаете с этого. Даже когда этих людей нет в вашем мире.

Вы притягиваете ситуации, в которых обида подпитывается, ибо не может боль жить одна – она поддерживается другой болью. Первая обида на семью закладывается именно в семье в детстве и связана с первой болью. Когда впервые рушится в душе храм справедливости, с которым мы приходим в мир.

Храм: хор – это солнце. Ра – солнечный свет. М - материя, мать. Храм – место, где сияет свет, где есть солнце, способное бороться с тьмой. Хорс – бог зимнего солнца, которое не греет, но продолжает светить нам в мире мрака. Храм справедливости существует, мы с ним рождены – это признак того, что мы боги. В детстве этот храм часто рушится и мы начинаем учиться быть людьми.

Например, в детстве все мы писали и какали в пеленки, родители радостно целовали нас в попки. Но в один прекрасный день родители начинают учить людским законам – из-за грязной штанишек получаем по попе за то же, за что раньше туда целовали. Ребенок не понимает: как так? Родители–боги сделали больно. Боль – это разрушение, умирание.

Внутренний мир получил трещину. Ребенок испытывает еще раз, ему дают по попе еще раз… и храм справедливости начинает рушиться. Ребенок пытается восстановить справедливость, он плачет, говорит о том, что ему больно и опять получает наказание.

Храм разбитой души склеить нельзя и ребенок начинает жить и делать назло, он начинает мстить. И вместо храма справедливости начинает формироваться храм человеческих образов, где первый закон – образ мести. Ребенок перестает быть богом, начинает учиться быть человеком.

Дальше родители начинают воспитывать, то есть дрессировать. И сводится это к постоянному насильственному обертыванию души в плоть до формы, которая принята по договору в этом мире, которая удобна родителям.

Заметьте, что большинство законов мира принимаются негласно – это без божественного участия вашего Голоса, Речи - божественного инструмента создания мира. И все это названо воспитанием.

Воспитание: вос – воз , груз; пи – питание; тан – стан, основа. Воспитание – постоянное подпитывание основ груза, который тащишь без права голоса. Глас/голос – место, где небесное превращается в земное. Негласные договора - такой способ управления социума. Так принято, так правильно.

Это один из способов сделать из бога человека, убить бога. Таким образом родители формируют представление: в мире есть сильные и слабые, сильным ты можешь стать только научившись у нас силе. Как ребенок может научиться силе у тех, кто ему же эту боль причиняет? Он принимает решение: я научусь у вас, поэтому затаюсь, а потом вырасту и отомщу.

^ Таким образом он закрывает ту изначальную задачу, с которой он пришел в жизнь. Подменяет задачу творчества, познания и сотворчества.

Начинает учиться прятаться от родителей, не проявлять истинные чувства (не буду плакать – получу конфетку). А со сверстниками он договаривается на основе абсолютно других законов. Именно договаривается, то есть достигают гвора – совместного сознания.

В итоге к N-му количеству лет в нас накапливается такая куча осколков от разрушенного храма справедливости – обид на первых предателей. На родителей, которые причинили первую боль.

В итоге тяжело «играть в семью» – слишком много боли с ней связано. Даже с самим собой поговорить о семье больно.

Не умея избавляться от накопленной боли, мы несем ее в семью, которую пытаемся строить, потому что боль не отменили. Двое обиженных пытаются на осколках храма что-то построить. Двое больных.

Поэтому бабушки наблюдали за игрой ребенка, что плохого он проигрывает – и участвовали в игре, пробуя исправить ситуацию. Таким образом помогали ребенку избавиться от негатива, потому что для ребенка родители – боги, и все что они делают – правильно. Потом говорили молодым, что неправильно и что исправить.

Накопленную боль не следует делать основой жизни и будущей семьи. Задача – избавиться. Можно играя. Или выписать все обиды как в славянской практике «Кружайло».

 

^ Работа «Кружайло»:

На листке бумаги пишите в центре свое имя. От него лучики – столько, сколько было людей в детстве, с которыми вы жили. Подписываете. Очерчиваете кругом – получается солнышко. За кругом вдоль пишите вопрос: чем обижен на …? На новом листке берете один луч Я - Мама и смотрите, чем обижены на нее. Записывать все, что приходит в голову. Чем больше – тем глубже. Мелочь — не мелочь, записываете всё.

Так прописываете все лучики. Когда пропишите детально и, осознав, отпустите каждую обиду, кружайло сжигаете. Это сделает вас и семью чище. Появится место, чтобы строить семью.

29 декабря

 

^ Игры детей. Ольшанка стой за меня

В каждой эпохе есть определенный эталон, мода на такие-то ноги, рост, глаза для мужчин и женщин – и это ассоциируется с правильностью, то бишь с силой. Естественно, подросток тянется к этому эталону. В итоге они забывают о душе.

Посмотрите, что происходит в современном мире. Это одна из программ, которая убивает людей, делая их несчастными. Когда образ души спутника жизни не запомнен с детства, не осознан, на 1 место выдвигается внешность, а не качества души. С 14 лет у подростка, поскольку он становится более сильным, мир становится тварным – творимым: что мы запрашиваем в мир, то и получаем. Хочешь – на. И когда подростки вляпываются в половые взаимоотношения (полы – это то, на чем грязь собирается), в ранне-семейные отношения, толком не узнав друг друга на уровне душ, приходят к разочарованию: внешность вроде та, а ощущается «что-то не то…»

Почему? А про душу-то забыли! В итоге, если люди не расстаются, возникают семьи, в которых недовольство скрывается. Долго затыкать эмоции невозможно, рано или поздно все равно прорываются, возникают ссоры.

Как напишете образ души спутника жизни, постарайтесь вспомнить, каким он был для вас в 3 года.

Вновь попробуйте поиграть в дочки-матери с детьми. Посмотрите, соответствует ли ваш спутник тому образу души, который у вас был. Не надо сразу бежать разводиться. Важно сначала понять, что не так. Какой ваш внутренний запрос притянул в итоге именно такого человека, который рядом.

Как показала практика на семинарах, игра идет тяжело у взрослых, ибо страшно быть открытыми. Большинство людей привыкли закрывать душу, а сыграть в игру, не раскрыв душу, невозможно.

Раньше игрушки были безликими. Это не случайно. Игрушками становились: веточки напоминающие человечков; камешки, мягкие игрушки в виде зверушек. В древности игрушку, напоминающую человека, называли «ольшанка». Это Образ себя, который гоняли по Образу мира.

Если нарисуете на кукле лицо – она получит душу. Слабую. Которую легко испортить. А через игру с такой куклой ребенок получает сглаз или порчу. Ни один народ не рисует лиц на куклах для игры, да и на обрядовых редко.

Раньше на свадебной тройке для молодоженов сажали куклу, чтобы впитывала негативные взгляды, зависть. Знахарь, который сопровождал и защищал свадебную пару, как только она подъезжала к священному месту, уносил куклу на перекресток (ничейное место) и там сжигал. В святом месте люди уже под защитой, а негатив в кукле отпускали из этого мира. А сейчас такую куклу тащат в дом и сажают на шкаф.

Современные дети в игре женят кукол не только разных полов, но и одинакового. Самое страшное – женят кукол людей и зверей – какой образ семьи формируется? Каждая кукла – образ души спутника жизни. Не удивляйтесь потом, что пара будет иметь звериный оскал и звериный характер. Что сформировали, то получили. Объясняйте детям!

Поиграйте в безликие куклы-ольшанки, свернутые из тряпочек, веточек, бересты, соломы. Чтобы кукла была образом души, поскольку она вещь (от слова «весть») – договоритесь с ней. Таким договором служил заговор, чтобы она в игре заменяла вашу душу:

Ольшанка, стой за меня. Ольшанка, пой за меня. Ольшанка, бой за меня. (повторяются трижды)

Играя, сравнивайте, какие мечты о семье были в детстве и о какой семье мечтаете сейчас. Всего 2 простых вопроса: о чем мечтал в детстве и о чем мечтаешь сейчас.

Трудности возникают из-за обиды на семью, что затаили еще в детстве. Обиды на родителей как первых богов, которые предали и допустили боль в вашем мире. Если боль до сих пор не отпустили, то она продолжает влиять. Детские обиды продолжают действовать в вашем мире. Осознайте и отпустите.

Отсюда можно понять, что ребенок играет не только образ будущей семьи, но и ту боль, которая в семье сейчас. Раньше бабушки и дедушки, мамы и папы наблюдали за играми своих детей. Через это видели, в какой ситуации семья, что с ней происходит. И отыгрывая состояния, дети показывали все, что не правильно в их мире, всю боль в их семье.

Если ребенок зацикливается на 1 виде игрушек, значит есть какая-то боль. К сожалению, в современном мире некоторые вообще не играют в дочки-матери, игрушки, куклы. Значит в их мире, в мире родительской семьи много боли.

Ребенок всегда честен в игре. Он может видеть: есть союз людей, но нет ассоциации этого союз с семьей.

Если ребенок, имея выбор, из всех игрушек выбирает только военизированные, значит в его мире много агрессии и боли. Он ощущает себя незащищенным, поэтому стремиться защитить ее самостоятельно.

^ Если ребенок зациклен на посудках, формочках – в семье не хватает совместного творения. То же самое с инструментами – не хватает в семье совместного творчества.

Зацикленность на плюшевых игрушках – ассоциации с определенным качеством души. Например, медведь – символ Велеса, мудрости – в семье не хватает мудрости. Обезьянки, мартышки – символ ловкости, гибкости – этого и не хватает.

^ Поэтому наблюдение за ребенком поможет понять, чего вам не хватает в семье для гармонии. Вспомните себя. Во что играли в детстве, то есть от чего вы бежали. Если девочка вообще не играет в куклы, в семью – она не воспринимает союз своих родителей – таких сейчас много – она не видит ценности семьи.

^ А ценность семьи – в совместном творении.

 

Глава 2
Орнаменты бранниц

Орнамент для рушника, бранницы, имеет большое значение – он так же, как на одежде, выстраивался в определенном порядке, сотворялся только в желаемое для жизни состояние. Вышитые они сотворяли особую гармонию, спас в доме, в котором жила семья. Правильно подобранные бранницы создавали атмосферу уюта, счастья, любви, неправильно подобранные – холода, отчужденности.

Бранница – судьба человека. Как будешь вышивать, так и будешь жить. Для вышивки значимых рушников и бранниц использовали только цельное полотно, но ни в коем случае не сшитое из кусочков. Полотно из частей – это как жизнь из кусочков. Полотно брали обязательно новое, так как творение можно начать лишь с чистого листа, поэтому ни старые нитки, ни старое полотно для этого не годятся. Для рушников и бранниц использовали количество полотна, равное росту человека или помноженное на два и три. Для подольских рушников часто использовали полотно длиной 1,5-1,8 м, киевские, черкасские – 3,0-3,5 м.

На Украине до сих пор сохранилось множество слов-названий для рушников, имеющих разные рисунки и применяющихся в разных случаях жизни. Правильнее их, конечно, называть не рушники, а бранницы. Однако, обратимся к сохранившимся словам-этнонимам.

Одно из названий – прихожанский. Использовался он для утирания рук. Его подавали гостям, которым хозяева были рады. В Донецком крае узор для такой бранницы вышивается самыми разнообразными техниками. Узор очень символичен – в нем закладывалась добро и благодать для человека, который пришел в гости. Отсюда и название «Прихожанский».

Узор прост в исполнении, но главный смысл заложен в использовании цветов узора.

  • Первый ряд (снизу) – черно-красный – цвета земли и ее силы, памяти.

  • Второй ряд – желтый, оранжевый, коричневый – солнце, хлеб.

  • Третий ряд – розово-красный – нежность и любовь к людям труда.

  • Четвертый ряд – цвета синего неба, родниковой воды и здоровья.

  • Пятый ряд – зеленый – цвета силы и здоровья.

  • Шестой ряд – сиреневый, фиолетовый, лиловый, желтый - цвета трудолюбия и чести.

Все это – цвета утра. Утро – время очень значимое в жизни людей, которые работали и работают возле земли-кормилицы. Чтобы земля помогала жить, необходимо очень рано вставать и работать.

На рушниках Украины часто встречается узор из веток роз – цветка вечной красы, любви и вдохновения. Символ розы в узорах христиан связан с культом девы Марии и пришел на Русь вместе с христианством из Византии, а до нее в Греции связывался с Афродитой, а Риме - Венерой.

В христианской культуре и масонских ложах этим символом передавалось: молчание, равновесие, счастье, святость и совершенство, возрождение. Парные или взаимно направленные друг на друга ветки роз с бутонами и распустившимися цветами передают единство, счастье и совершенство.

Также часто встречается использование в узорах рушников элементов венка из цветов роз и калины. Использование несомкнутых венков в узоре символизирует бесконечность и постоянность развития всего нового и прекрасного.

Несомкнутые цветочные венцы символизируют связь с божественными, духовными силами, кроме того, венец – делу конец – он подводит итог определенному событию, вот почему подобные венцы всегда располагались над основным узором рушника, ближе к середине (если их несколько) или по центру (если венец один). Иногда над венцами располагались короны – символ того, что все задуманное должно свершится, добро победит зло, знак надежды.

Рушники с такими узорами могут использоваться во всех событиях людей, что связаны с торжеством жизни и красы.

В основе узоров некоторых рушников лежит прямоугольник и его элементы. В таких узорах ромбы соединяются в горизонтальную нескончаемую линию. Такие орнаменты характеризуют нескончаемость всего живого на земле, познание измерения времени и пространства, развитие и движение. Рушники с таким узором использовались во многих случаях – как подарки на праздники, украшение дома на Рождество и другие праздники.

Если в основе узора лежит цветок мальвы или как его еще называют на Украине «руж1» / очевидно, опечатка наборщика текста. интернет подсказывает "рожа" /, то знайте, что еще совсем недавно этот цветок выращивался возле каждой усадьбы. Он был символом украинского села. Мальва (руж1) – символ изображения солнца в узорах. Узоры с мальвами размещаются в последовательности, что отображает постоянное движение, постоянный рост. Рушники с такими узорами используются в обрядах повседневной жизни роста и движения.

Использование в геометрических узорах точки означает законченную мысль или ее начало, очень большие знания в определенном направлении.

Использование в орнаменте цветка из восьми лепестков означает нескончаемый цикл движения, развития всего живого.

Вообще цветы – символ зарождения жизни, семьи, будущего плода, поэтому их так много на вышивках женских рубах.

Встречается и узор в виде полосы из колоколов. В разных местностях к данному символу относятся по-разному: где-то это символ отдельного события в жизни человека (красный колокол – радостного, черный – скорбного, их череда – смена жизни и смерти, радости и скорбных испытаний в человеческой жизни), где-то – символ отпугивания бесов и разных злобных духов.

А есть «универсальные» бранницы – они мигли использоваться в любом месте дома и изображали, обычно общие элементы – картину мира (см. славянскую мифологию), изменения в природе по временам года, состояние стихий в мире, благодать во всех ее проявлениях.

Например, одним из первых, девочка делала кологодник – бранницу, в которой смена времен года и сил в природе изображалась сменой цветов, каждый из которых соответствовал времени года и силе в нем. Тип вышивки (тип шва) значения не имел.

Зима (синий) – небо Сварога (голубой) – пробуждение солнца (желтый) – весна, сила зарождения (зеленый) – солнце красное (красный) – лето, все в красе, силе (рдяной) – увядание сил, осень (рыжий) – земля спящая (коричневый) – ночь, забвение (фиолетовый).




«Кологод».

Или, например, бранница Всемирник – изображала устройство мира с точки зрения наших предков. В сохранившихся вариантах встречается выполненная разными типами швов. Также является универсальной.

  1. Яша – ящер – подземный мир;

  2. корни предков и мирового древа;

  3. река Смородина, отделяющая мир Нави от Яви;

  4. земля, содержащая в себе жизнь;

  5. корни – род живых;

  6. семя – зарод человека, зверя, идеи, мечты, дома – всего сущего и несущего;

  7. земля как дом и храм – пространство жизни и познания;

  8. растения – природа;

  9. живая вода;

  10. огонь земной – огонь очага домашнего и сердец людских;

  11. бранное поле – чистое пространство – граница Яви и Прави;

  12. небо синее – Сварга;

  13. Солнце – мир Богов.



Например: рис. Бранницы, изображающей изменения дающих, женских сил в природе при смене времен года весна – осень:

(чтение снизу – вверх)

  1. граница (коричневая линия);

  2. земля весной, содержащая зарод (коричневые ромбы с зелеными внутри) и чрево благостью жизни наполненное (вплетенные крупные зеленые ромбы) – все это для познания дано (образуемый коричневый диагональный крест);

  3. чрево земли живой, рощением всяким, благостью произрастающее (красный ромб и ростки сквозь него идущие);

  4. ростки ( зеленая гребенка);

  5. мир силой жизни наполненный (вязь из знака Прави зеленым цветом и красной зигзагообразной линии – река жизни);

  6. дом здрав и силен (зеленые ромбы с красными пограничьями – стенами);

  7. девы, с руками к небесам воздетами – силу у богов спрашивающие – берегини – коей каждая дева должна быть, а меж ними стрела яра – ярилины стрелы – символ мужской, молодой, весенней, юной силы, дающей бурный рост и растениям и чувствам (образуются пространством между фигурами);

  8. фигуры с опущенными к земле руками – женщины – осень – сила возвращается обратно к богам, в землю (поэтому их изображение перевернуто, чтобы показать цикличность, замкнуть рисунок, хотя может быть и прямое изображение, но тогда след.пункта-знака не будет);

  9. пространство между фигурами дев и женщин образует женскую фигуру с крутыми бедрами у которой руки расположены горизонтально – Макошь – хранительница времени и пространства – показывает, что юность и старость есть циклы одного процесса – жизни и в природе, и в человеке;

  10.  дом-мир, в котором жизненная сила замирает (коричневые иромбы с красными пограничьями – стенами);

  11.  земля спящая, но содержащая в себе силу на будущее (коричневые ромбы с красным внутри);

  12.  граница (горизонтальная линия).



Еще один рисунок, изображающий состояние природы и сил, но зимой:

  1. граница;

  2. земля спящая, но содержащая в себе силу жизни;

  3. граница временная;

  4. знак декабря – пика зимы, когда земля под снежным покровом – время перехода;

  5. граница снежная сильная;

  6. «рубежичь» - знак рубежа миров и деяний – зима для отдыха от земных трудов и время работы с душою и духом – выстраивание границ будущего (мечты) и прошлого (очищение);

  7. граница силы;

  8. знак «нави» - зима – время работы с собой прошлым и силой ушедших предков, когда человеческая сила помогает богам ожить и возродиться;

  9. граница.




Кроме того, существовали дверные рушники или еще одно их название дворники - длинной всего лишь в локоть, висели они на ручках дверей или же иногда на самой двери.

Обратим внимание на название – «то, что выметает дурное со двора». Основные орнаменты, которые на них встречались – знаки «врат» и «солнца». Были дворники предназначены для того, чтобы в дом не вошло зло (колдунья или колдун, взявшись за такой оберег, должен был «обжечься», а всякое зло уйти), а также затем, чтобы счастье не ушло из дому.

У печи висели бранницы с изображением знаков огня и солнца – чтоб огонь не ушел из печи (подобное – к – подобному). На Подолщине их называют печники или огневки. Опять же название подсказывает назначение предмета и то, что на нем должно быть изображено.

Знаками единения, связи разных родов в единое, Лады, Сварога, Лели, Ярилы, дома, дитя и другими украшались особые рукобитные бранницы (в некоторых деревнях их называют полотенца) – на них били рука об руку родители молодых, у которых ладилась (готовилась) свадьба, ими же во время венчания или после благословения родителей связывали руки жениха и весты (сейчас «невеста» – неизвестная, в возраст вошедшая, но не обученная, а «веста» - вестимая, готовая к созданию семьи и обученная девушка).

Для полевых работ творились бранницы с знаками Макоши, семенами, часто в центре изображался календарь или «пшеничное солнце» с восьмью лучами-колосками.

Вышитыми были и подзорники - накидки на подушки и та полоса материи, которая свисала из-под покрывала. *под зор (заря и взор) – ник (носитель качества корня) – то, что под или за зорей и взглядом (других) находится. А что там?

Постель – место радости и творения двоих – чужим взглядам там не место. Может поэтому и изображались там заходящее и восходящее солнце – Заря – символ начала всякого творения и рождения; птицы, «ужики»– символы душ предков, цветы – красота души и любовь; решетки увитые хмелем, вьюном, виноградом – символы юной любви и тайны, стремления через чувства и дарение радости познать души друг друга. Этими же символами, а кроме того, «свадебниками», знаками Лады и Сварога украшались постельники – простыни. *Пос(после, подле) – тела – ник (носитель качества корня) – то, что находится после или подле тела – место единения душ и тел.

Украшался вышивкой или резьбой подвес – «под – весью (весть, известие и весь – род) (находящееся)» - балка над печкой, на которую вешали кукол с вышивкой - берегинь

 

Глава 3
  1   2   3   4   5

Похожие:

Никитина Арина Ивановна Русское обережье (главы) iconНикитина Арина Ивановна Тольятти Глава 1
Ответ прост – не было в деревенском доме ничего лишнего не из бедности, а из осознанности – любая бабушка вам скажет: «А зачем это...
Никитина Арина Ивановна Русское обережье (главы) iconМосковская государственная юридическая академия конституционное право россии
Козлова Екатерина Ивановна, доктор юридических наук, профессор главы I, III, IV, V, VIII, IX, X, XI, XII, XVII
Никитина Арина Ивановна Русское обережье (главы) icon-
Б 65 Как губят русское будущее (серия «Русское возрождение»). М.: Самотека, 2007, 160 с
Никитина Арина Ивановна Русское обережье (главы) iconМихаил александрович лавов галина ивановна иванова нина ивановна овсюкова охота на копытных
В последние 20 лет лоси стали встречаться в тундрах, по заросшим ивняками берегам рек, в островных и пойменных лесах южных степей,...
Никитина Арина Ивановна Русское обережье (главы) iconНикитина Л. А. Резервы здоровья наших детей Никитин Б. П.,
Никитин Б. П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей Никитин Б. П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей. М.: Физкультура...
Никитина Арина Ивановна Русское обережье (главы) iconНикитина Л. А. Резервы здоровья наших детей
Никитин Б. П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей. М.: Физкультура и спорт, 1990. 221 с
Никитина Арина Ивановна Русское обережье (главы) iconКарл поппер открытое общество и его враги
В. И. Брюшинкиным (главы II —17 и примечания к ним, Дополнения к тому 2), П. И. Быстровым (главы 18—20, 25 и примечания к ним), В....
Никитина Арина Ивановна Русское обережье (главы) iconСтатья 25, пункт 6 (14 подпунктов пункта 6 перенесены из Статьи 35,...
Установить выборность Главы города Челябинская на основе прямого избирательного права, с ограничением пребывания одного лица на посту...
Никитина Арина Ивановна Русское обережье (главы) iconПолный список с 782 года до наших дней
В нижеприведённой таблице представлены главы государства. Главы правительства, к которым относятся, в частности, Ленин, Сталин, Хрущёв...
Никитина Арина Ивановна Русское обережье (главы) icon§ «Русское богатство». Публицистика В. Г. Короленко у журнала «Русское...
«реаль­ных знаний и преимущественно ремесел и промыслов», приобщение крестьян к грамоте и элементарным знаниям по сельскому хозяй­ству,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница