Литература для самостоятельной работы 20


НазваниеЛитература для самостоятельной работы 20
страница1/43
Дата публикации14.06.2013
Размер6.77 Mb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43


Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.


Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ 9

Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ВЫДЕЛЕНИЕ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 10

1. Социально-экономические потребности общества в подготов­ке подрастающих поколений к жизни как объективная предпо­сылка возникновения и развития педагогической теории 10

2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и её виднейшие деятели 13

3. Влияние политики и идеологии общества на развитие педаго­гической теории 16

4. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования 19

Литература для самостоятельной работы 20

^ Глава 2. РОЛЬ МЕТОЛОЛОГИИ, СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИКИ 21

1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории 21

2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании 22

3. Развитие методов исследования как условие совершенствова­ния педагогической теории 24

4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисцип­лины и расширение границ ее исследования 28

5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая дея­тельность как искусство 28

Литература для самостоятельной работы 30

^ Глава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 30

1. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания 30

2. Абстрактно-философский подход к определению целей воспи­тания в различные периоды развития общества 31

3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности 32

4. Развитие машинного производства и возникновение объек­тивных предпосылок, обусловливающих необходимость всесто­роннего и гармоничного развития личности 34

5. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его со­ставные части 35

6. Конкретизация в педагогике содержания воспитания всесто­ронне и гармонично развитой личности 37

7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя 38

Литература для самостоятельной работы 39

^ Глава 4. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 40

1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование 40

2. Анализ преформистских теорий развития личности 43

3. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии лич­ности 46

4. Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности 47

5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания 50

Литература для самостоятельной работы 52

^ Глава 5. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ 52

1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс 52

2. Направленность воспитания на овладение личностью общест­венным опытом как его глубинная сущностная характеристика 54

3. Понятие воспитания в широком и узком смысле 55

4. Понятие о закономерностях воспитания 57

5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагоги­ческие основы 57

6. Переход закономерностей воспитания в принципы воспита­тельной работы 64

Литература для самостоятельной работы 64

^ Глава 6. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 64

1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей разви­тия и воспитания личности в педагогике 64

2. Особенности развития и воспитания младших школьников 65

3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста 68

4. Особенности развития и воспитания старших школьников 71

5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания 74

Литература для самостоятельной работы 75

Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) 75

^ Глава 7. ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ДИДАКТИКЕ 75

1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике 75

2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения 76

3. Важнейшие проблемы, которые разрабатывает дидактика 77

4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие 77

Литература для самостоятельной работы 77

^ Глава 8. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 78

1. Понятие «содержание образования» и необходимость разра­ботки его научных основ 78

2. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влия­ющие на разработку содержания образования 78

3. Теории формального и материального образования и их одно­сторонность 79

4. Разработка в педагогике научных основ определения содержа­ния образования и его совершенствования 81

Литература для самостоятельной работы 86

^ Глава 9. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА 86

1. Сущность обучения как педагогического процесса и его зада­чи. Понятия: «знание», «умение», «навык», «способности» 86

2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся 88

3. Определение целевого компонента обучения 90

4. Формирование у учащихся потребности в овладении знания­ми и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения 90

5. Определение содержания учебных занятий 92

6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения) 92

7. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера 99

8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности 100

9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материа­лом 101

10. Развитие учащихся в процессе обучения 101

11. Воспитание в процессе обучения 103

Литература для самостоятельной работы 103

^ Глава 10. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ 104

1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания (в широком смысле) 104

2. Специфические закономерности обучения 104

3. Принципы обучения 110

Литература для самостоятельной работы 111

^ Глава 11. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 111

1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классифи­кации методов обучения 111

2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяс­нение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демон­страции при устном изложении изучаемого материала 114

3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником 120

4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные занятия 121

5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков приме­нения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы 126

6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащих­ся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; уст­ный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; вы­ставление поурочного балла; контрольные работы, проверка до­машних работ; программированный контроль, тестирование 129

7. Критерии оценки успеваемости учащихся 132

Литература для самостоятельной работы 134

^ Глава 12. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДИДАКТИКЕ. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 134

1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами 134

2. Краткие сведения о развитии организационных форм учеб­ной работы в школе 135

3. Важнейшие формы организации учебной работы в школе 137

4. Урок как основная форма организации учебной работы. Клас­сификация уроков. Нестандартные, инновационные формы урочных занятий 137

Литература для самостоятельной работы 138

^ Глава 13. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ 138

1. Смешанные, или комбинированные, уроки 138

2. Уроки изложения нового материала учителем 151

3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки прак­тических умений и навыков 152

4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала 153

5. Уроки-семинары. Уроки-конференции 153

6. Поиски инновационных форм урочных занятий 154

7. Уроки проверки и оценки знаний 155

8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках 155

9. Развитие и воспитание учащихся на уроках 156

Литература для самостоятельной работы 157

^ Глава 14. ДРУГИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 157

1. Учебные экскурсии 157

2. Факультативные занятия 159

3. Формы внеклассной учебной работы 160

Литература для самостоятельной работы 161

^ Глава 15. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 161

1. Компьютер как орудие деятельности человека 161

2. Основные проблемы компьютеризации обучения 162

3. Содержание компьютерного обучения 166

Литература для самостоятельной работы 168

^ Глава 16. ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ 168

1. Сущность домашней учебной работы школьников и ее роль в овладении знаниями 168

2. Основные недостатки домашней учебной работы школьни­ков 169

3. Правила домашней учебной работы школьников 170

4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учеб­ной работы 174

Литература для самостоятельной работы 176

Раздел III. Теоретические и методические основы воспитания 176

^ Глава 17. ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ 177

1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и не­обходимость разработки его теоретических основ. Формирова­ние отношений как важнейшая задача воспитания 177

2. Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности 179

3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностного качества и ее зна­чение для процесса воспитания 180

4. Интегративный и целостный характер формирования лич­ностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств 181

5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств) 182

^ Глава 18. ОБЩИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ 182

1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих ме­тодов воспитания 182

2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма 184

3. Убеждение как важнейший метод воспитания 186

4. Метод положительного примера 187

5. Метод упражнений (приучения) 188

6. Методы одобрения и осуждения 191

7. Методы требования и контроля за поведением. Метод пере­ключения. Комплексное использование методов воспитания 193

Литература для самостоятельной работы 194

^ Глава 19. ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА И УСИЛЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ 195

1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания 195

2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития 196

3. Структура воспитательного коллектива в школе 198

4. Важнейшие средства и методические основы воспитания уче­нического коллектива 198

5. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива 199

6. Организация ученического самоуправления и воспитание ак­тива 200

7. Закон развития (движения) коллектива 201

8. Формирование в коллективе здорового общественного мне­ния 202

9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся 203

Литература для самостоятельной работы 204

^ Глава 20. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 205

1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая зада­ча школы. Мораль как регулятор поведения личности 205

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности 206

3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравствен­ности личности 207

4. Моральное воспитание как процесс организации разнообраз­ной деятельности учащихся и формирования у них нравствен­ных качеств 209

Литература для самостоятельной работы 210

^ Глава 21. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 210

1. Патриотизм и культура межнациональных отношений – важ­нейшие моральные качества человека; их значение для его лич­ностного развития 210

2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отно­шений, их содержание и внутренняя структура 211

3. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отно­шений 213

4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отноше­ний 214

5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений 215

6. Организация практической деятельности учащихся по форми­рованию патриотизма и культуры межнациональных отноше­ний 216

Литература для самостоятельной работы 218

^ Глава 22. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 218

1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбереже­нию материальных ценностей как фактор морального форми­рования личности. Функции трудового воспитания 218

2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и про­фессиональной ориентации. Понятие трудолюбия как личност­ного качества и его внутренняя структура 220

3. Основные виды трудовой деятельности школьников 221

4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отно­шении к материальным ценностям общества и личным вещам 221

5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеж­дений по вопросам трудолюбия 223

6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирова­ние у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновле­ние форм трудовой деятельности школьников 224

7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации уча­щихся 226

Литература для самостоятельной работы 227

^ Глава 23. ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ 227

1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания 227

2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике 227

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности 228

4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения 229

5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установ­ленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка 231

6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированно­го поведения 232

7. Использование общественного мнения воспитательного кол­лектива в процессе формирования у учащихся дисциплиниро­ванности и культуры поведения. Индивидуальная работа с уча­щимися 233

8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения 234

Литература для самостоятельной работы 234

^ Глава 24. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 235

1. Роль эстетического воспитания в развитии личности 235

2. Сущность эстетического воспитания и его содержание 236

3. Формирование у школьников художественно-эстетических по­требностей 237

4. Формирование у учащихся эстетических представлений, поня­тий и вкусов 238

5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изо­бразительного искусства 240

6. Использование эстетического воспитания в целях формиро­вания нравственности учащихся 240

7. Формирование эстетики поведения 241

Литература для самостоятельной работы 242

^ Глава 25. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 242

1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание 242

2. Основные средства и методы физического воспитания 243

3. Физическое воспитание в процессе учебных занятий 244

4. Внеклассная работа по физическому воспитанию 246

Литература для самостоятельной работы 247

^ Глава 26. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 247

1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы 247

2. Основные виды мировоззрения 249

3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура 250

4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение 252

5. Глубокое и прочное овладение знаниями – важнейшая пред­посылка формирования научного мировоззрения 253

6. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы 253

7. Критерии сформированности мировоззрения учащихся 257

Литература для самостоятельной работы 258

^ Глава 27. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 258

1. Стимулирование учащихся к активной работе над собствен­ным развитием и самосовершенствованием – важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детер­минация 258

2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспита­нию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой 260

3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важ­нейшие методы 262

4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся 264

Литература для самостоятельной работы 266

^ Глава 28. СОВМЕСТНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ 266

1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важ­нейшая предпосылка повышения его эффективности 266

2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности 267

3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по вос­питанию учащихся 267

4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе 270

5. Педагогическое просвещение родителей 271

6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся 272

7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведе­нии внеклассной учебно-воспитательной работы 273

Литература для самостоятельной работы 274

Раздел IV. ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ 274

^ Глава 29. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ 274

1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования 274

2. Основные факторы развития системы образования 275

3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах 276

Литература для самостоятельной работы 280

^ Глава 30. УЧИТЕЛЬ, СТРУКТУРА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ 280

1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы 280

2. Проблема профессиональной пригодности учителя 281

3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов 282

4. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство 285

Литература для самостоятельной работы 288

^ Глава 31. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ШКОЛЕ 288

1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности 288

2. Работа классного руководителя по изучению учащихся 290

3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива 291

4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся 293

5. Работа классного руководителя с учителями 294

6. Работа классного руководителя с родителями учащихся 294

7. Планирование классным руководителем воспитательной ра­боты 295

Литература для самостоятельной работы 297

^ Глава 32. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ 298

1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспита­тельной работой как важнейшая предпосылка повышения каче­ства обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности 298

2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руковод­стве школой 299

3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой 300

4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча 301

5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством 301

6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитатель­ной работой 303

7. Организация помощи в деятельности ученического самоуп­равления и общественных организаций в школе 304

8. Организация работы с родителями учащихся 304

9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы 304

Литература для самостоятельной работы 305


В основу данного пособия положен курс лекций и учебное посо­бие по педагогике, выпущенные в 1979 г. (Минск: «Университет­ское»), в 1990 г. (М.: Высшая школа), в 1997 г. (М: «Юристъ») и получившие положительную оценку у преподавателей и студен­тов. Курс лекций издан в 1983 г. в Пекине в переводе на китай­ский язык и с одобрением встречен там научно-педагогической об­щественностью.

В 1996 г. эта работа была опубликована в Минске на белорусском языке в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений. Естественно, что, готовя к печати новое изда­ние, автор стремился сделать его более содержательным и более совершенным в теоретическом и методическом отношениях. К этому его стимулировали два обстоятельства. Во-первых, если предпринимается переиздание одного и того же пособия или учеб­ника, то каждый раз в него вносятся соответствующие усовершенст­вования. Во-вторых, наше динамичное время заставляет критиче­ски переосмысливать отдельные идеи педагогики как науки и учеб­ной дисциплины, кардинально изменять даже самые устоявшиеся положения и давать им новую трактовку.

^ Уже в 3-м изд. осуществлена определенная перестройка традиционной структуры курса с целью придания ему большей, логической стройности. Так, тема «Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы», которая обычно освещается в разделе по теории воспитания, перенесена во вступительный раз­дел «Общие вопросы педагогики». Это позволило более убедитель­но показать единство обучения и воспитания как двух сторон в раз­витии и формировании личности и подчеркнуть те общие законо­мерности, которые лежат в основе этих взаимосвязанных процес­сов. Тема же о системе народного образования перенесена в раздел «Вопросы школоведения», где, по существу, она и должна быть. Су­щественно повышен теоретический уровень материала об учителе. Автор впервые в педагогике вводит понятие педагогической уме­лости. В пособие включен ряд новых тем, пополнены списки лите­ратуры ко многим темам.

При переработке пособия серьезное внимание обращалось на повышенш его научного уровня, на более обстоятельное и аргументирован­ное раскрытие теоретических основ воспитания как педагогического процесса и практических подходов к его осуществлению. Этому во многом призвана способствовать опора на деятелъностно-отношенческую концепцию воспитания. С разных сторон в пособии подчеркивается одно из фундаментальных положений современной педагогики о том, что в процессе развития личность становится не только объектом во­спитательных воздействий, но и активным субъектом работы над собой, что ее можно развивать и формировать только путем включе­ния в разнообразные виды деятельности и возбуждения ее собствен­ной активности в выработке и укреплении у себя положительных свойств и качеств. В этой связи через все главы пособия проходит идея о необходимости внутреннего стимулирования и развития потребностно-мотивационной сферы формируемой личности, побуж­дения ее к самовоспитанию и саморазвитию.

Значительная работа проделана по уточнению понятийного аппа­рата педагогики, более основательному его раскрытию, что, на наш взгляд, также содействовало улучшению научного содержания мате­риала. В этом отношении мы стремились реализовать мысль, выска­занную академиком-математиком А.Д. Александровым, о необходи­мости четкого определения используемых в науке терминов. «Науч­ный подход, научная позиция, – писал он, – требуют точности по­нятий, точности употребляемых терминов, тем более что одни и те же слова употребляются сплошь и рядом в разных смыслах»1.

Иногда педагогику обвиняют в том, что она якобы главным об­разом декларирует то, чего должен добиваться учитель (преподава­тель) в воспитании, и не показывает, как это нужно делать. Учиты­вая это, автор стремился к более обстоятельному раскрытию науч­ных закономерностей обучения и воспитания, методов и приемов учебно-воспитательной работы в школе. Это позволило более кон­кретно и обоснованно показать, как нужно осуществлять этот весь­ма сложный процесс, чтобы успешно формировать личность в дет­ском, подростковом и юношеском возрасте. В пособии, на наш взгляд, более четко и последовательно реализуется утвердившаяся в педагогике идея о направленности воспитания на формирование лич­ностных качеств и детально освещается методика этой работы.

К существенным особенностям изложения материала следует от­нести дальнейшее углубление психологических основ воспитания, без чего немыслимо понять внутренние механизмы развития растущей личности и методики воспитательной работы. Экскурсы в психоло­гию делаются почти во всех главах пособия с тем, чтобы более все­сторонне и обстоятельнее уяснить теоретические и методические основы воспитания.

При переработке пособия более широко реализован принцип ис­торизма при освещении различных вопросов развития педагогичес­кой теории. Известный ученый-химик академик Н.Н. Семенов, кри­тикуя в свое время субъективизм академика Т.Д. Лысенко, писал, что отрицание и игнорирование опытов и теорий всей предшест­вующей науки или какой-нибудь ее части является одним из призна­ков различных псевдонаучных обобщений. «На самом деле новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого, а только его существенным изменением, углублением и обобщением в связи с но­выми сферами исследования. Если бы новая теория целиком ликви­дировала старые закономерности и теории, то наука вообще не могла бы развиваться»2. Это в полной мере относится и к теорети­ческим основам обучения и воспитания. «Современные проблемы педагогики, – писал проф. Н.К. Гончаров, – не могут основательно решаться без критического осмысления всей истории педагогики... Сущность процесса или явления раскрывается в историческом раз­витии, само явление становится понятным на общем фоне исто­рии педагогики»3. Это особенно важно при изучении педагогичес­кой теории в университетах, где история педагогики как особая на­учная дисциплина не преподается.

Предметом особой заботы автора было обеспечение логической стройности излагаемого материала, которой зачастую не хватает учеб­ным пособиям по педагогике. Он стремился к тому, чтобы внутрен­няя логика была присуща не только каждой главе, но и характеризо­вала содержательные связи между отдельными главами. В тексте, как правило, подчеркиваются те положения, которые связывают одну главу с другой. Так, в первой главе указывается, что важней­шей проблемой педагогики является определение целевых устано­вок воспитания. Это делает понятной ту логическую связь, которая существует между первой и третьей главой, в которой рассматрива­ются вопросы разработки в педагогике проблемы целей воспитания в различные социально-экономические эпохи. В такой логической взаимосвязи находится материал всех глав.

При подготовке пособия к изданию автор также исходил из того, что, как отмечал известный русский историк С.М. Соловьев, во всякой науке есть своя обязательная таблица умножения, т.е. тот минимум фундаментальных понятий и теоретических идей, без ов­ладения которыми нельзя знать науки вообще. В тексте пособия подчеркивается, что такой обязательной «таблицей умножения» в педагогике является знание органической связи между социально-экономическими отношениями в обществе и целями, содержанием и методами воспитания, глубокое осмысление деятельностно-активного характера воспитания и развития личности, понимание сущ­ности обучения как процесса организации активной познаватель­ной деятельности учащихся, а также глубокое осознание сущности, структуры и методики формирования личностных качеств челове­ка. На этих фундаментальных идеях по существу базируется вся пе­дагогическая теория.

Очень сложной проблемой в преподавании теории и методики воспитания является учет и отражение тех многочисленных взгля­дов и суждений, которые в условиях плюрализма мнений и под вли­янием проводимых у нас реформ высказываются по вопросам депо-литизации и деидеологизации нашего общества, в том числе и рабо­ты школы. Многие из них носят весьма путаный характер и вряд ли заслуживают внимания. Школа всегда несла и несет на себе отпеча­ток политики и интересов общества и выполняет его социальный заказ. Но опыт нашей страны показывает, что чрезмерное педали­рование идеологии и политики в педагогической теории, которое имело место у нас в не столь уж отдаленное время, чаще всего иска­жает ее научную сущность и объективность и лишает ее практичес­кой действенности.

Другое дело – общечеловеческие ценности. В недалеком про­шлом они противопоставлялись социалистическим идеалам и фак­тически игнорировались как в педагогике, так и в других общест­венных науках. Это придавало педагогической теории односторон­ний характер и не учитывало того важного обстоятельства, что об­щество может развиваться только на основе использования достижений всей человеческой культуры, в том числе прогрессив­ной идеологии, морали и духовной жизни вообще. Эти положения нашли свое отражение при переработке материала в темах, кото­рые посвящены раскрытию в педагогике проблемы целей воспита­ния, выработке у учащихся научного мировоззрения, нравственно­му формированию и др.

Возрастающие требования общества к совершенствованию и мо­дернизации школьного обучения и воспитания обусловливают необходимость поиска более эффективных путей и средств их осу­ществления. В связи с этим обострилась потребность в новом зна­нии, развитии инновационных процессов в педагогике. Слово «ин­новация» имеет латинское происхождение и означает обновление, изменение, введение новизны. С этой точки зрения понятие «ново­введение» (инновация) обозначает, с одной стороны, продуцирова­ние новых теоретических и методических идей в области воспита­ния, а с другой – процесс введения этих новшеств в практику4. Ука­занная инновационность в пособии нашла свое отражение в более глубоком раскрытии сущности важнейших педагогических катего­рий, при освещении вопросов активизации учащихся в системе обу­чения и воспитания, а также при изложении материала о взаимосвя­занном (целостном) формировании у учащихся личностных черт и качеств, которое сопровождается явлением генерализации и требу­ет специальной методической инструментовки воспитательного процесса.

Полноценное усвоение курса педагогики немыслимо без побуж­дения студентов к размышлениям и определенной критичности в осмыслении изучаемого материала. С учетом этого автором широко использован дискурсивный подход к изложению теоретических и методических проблем обучения и воспитания. По каждому освеща­емому вопросу во многих случаях приводятся и анализируются раз­личные точки зрения и лишь затем делаются соответствующие вы­воды и научные обобщения. Это должно способствовать развитию у будущих учителей самостоятельности суждений и педагогического мышления.

Большое внимание уделялось тому, чтобы сделать курс педагоги­ки более компактным по содержанию и более популярным по стилю изложения. Автор стремился к более выразительному и сжатому раскрытию материала, сократил многочисленные примеры, чтобы сделать менее громоздким освещение тех или иных теоретических и методических вопросов.

Для удобства самостоятельной учебной работы студентов в каждой главе вначале дается перечень основных вопросов, кото­рые необходимо усвоить, а затем каждый из этих вопросов полу­чает свое детальное освещение. В конце глав помещены вопросы и задания для самоконтроля и список литературы для самостоятель­ной работы.

Все цитаты из научных работ К.Д. Ушинского даются по Собра­нию его сочинений в 11 т. (М., Л., 1948-1952), Н.К. Крупской – по ее Педагогическим сочинениям в 10 т. (М., 1957-1963), А.С. Мака­ренко – по его Сочинениям в 7 т. (М., 1957-1958).

В заключение необходимо сделать еще одно замечание, которое относится к работе преподавателей. Учитывая то, что на преподава­ние педагогики, особенно в университетах, отводится недостаточ­ное количество учебных часов, не обязательно по каждой главе чи­тать лекции. Отдельные темы могут изучаться студентами в порядке самостоятельной работы, а преподаватель в этом случае может ог­раничиться краткими методическими указаниями и раскрытием ос­новных понятий.

Указывая на ту работу, которая проделана по улучшению посо­бия, автор далек от мысли, что ему удалось достичь необходимого совершенства. Поэтому он с благодарностью примет все замечания и пожелания по его улучшению, которые он просит присылать в издательство.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Похожие:

Литература для самостоятельной работы 20 icon7. Литература Лавриненко В. Н. Социология. М., 2009
Методические рекомендации для самостоятельной работы под руководством преподавателя
Литература для самостоятельной работы 20 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и по организации...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Литература для самостоятельной работы 20 iconМетодические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной...
Согласно требований фгос нпо и плана учебного процесса обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем...
Литература для самостоятельной работы 20 iconГомельский государственный медицинский университет
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия....
Литература для самостоятельной работы 20 iconГомельский государственный медицинский университет
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия....
Литература для самостоятельной работы 20 iconГомельский государственный медицинский университет
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия....
Литература для самостоятельной работы 20 iconГомельский государственный медицинский университет
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия....
Литература для самостоятельной работы 20 iconГомельский государственный медицинский университет
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия....
Литература для самостоятельной работы 20 iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по курсу...
Методические указания для самостоятельной работы по курсу «Страхование» («Страховое дело») / дгту, Ростов н/Д, 2010
Литература для самостоятельной работы 20 iconЛекций Содержание тем, лекций Кол-во час. Темы для самостоятельной...
Предмет и задачи курса. Литература и иные источники в области информационных технологий. Цель изучения дисциплины. Информационное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница