Алексей Константинович «Печальный тропики»


Скачать 239.25 Kb.
НазваниеАлексей Константинович «Печальный тропики»
Дата публикации30.03.2013
Размер239.25 Kb.
ТипРеферат
userdocs.ru > Литература > Реферат
Введение в литературоведение
Алексей Константинович

«Печальный тропики»

«Мы не врачи, мы боги» - Герцен о писателях.

В произведение содержательные (проблема, идея, тема) и формальные (форма, в которую вложено произведение, изобразительные и выразительные средства) стороны

Техника написания произведения.

План курса:

Литературоведение, его предмет и задачи; Методики литературоведения (как наука появилось в 19 веке)

Школы литературоведения: мифологическая (изучали фольклор), культурно-историческая (произведение — продукт автора. Прочитав, можно рассказать много об авторе. Автор — продукт среды), биографическая (Произведение можно истолковать только зная биографию автора), психологическая (произведение нужно изучать с точки зрения психологии автора и психологию восприятия), формальный метод Шкловский, Эхенбаум, Тынянов (изучали структуру произведения; Прием и материал — основные понятия формализма)

1. Изобразиетлно-выразительные средства языка.

2. Произведение, как законченное целое. Соотношение формы и содержания. Бахтин (ввел термин романное слово), Гачев; (формальность содержания. Содержание предполагает определенную форму)

3. Композиция/ архитектоника (на фонетическом, фразеологическом, синтаксическом уровнях), стиль, проблема индивидуального и общего стиля.

      1. Группы произведений, объединенных общими чертами. Литературный процесс: (формальные черты) литературный род и жанр; (мировоззренчески объединены)литературные направления, течения и школы.


^ Предмет и задачи литературоведения

Литературоведение — часть филологии.

Филология — словесность(совокупность речевой деятельности человека; наука о слове. Изучает текст с лингвистической и литературоведческой точки зрения), письменность(все слова, которые записывались и произносились. Совокупность памятников, закрепленных в рукописях и рукописных книгах. Термин, относящийся к эпохе до изобретения печатного станка. Все тексты, не только художественного содержания), литература («буквенность» применим к печатной продукции. В широком смысле — печатная продукция с научной и прочей. В узком смысле — художественная лит-ра; текст предназначенный для всеобщего ознакомления(жанр дневника постепенно становится художественным и публичным))

Писистрат — тиран Афин, который приказал составить единый текст гомеровских поэм, объединил рапсодов (сказителей)

Науки о языке: филология, лингвистика(изучение стоя языка, грамматики), поэтика(прообраз литературоведения; свод рекомендаций о создании художественного текста), риторика(наука о составлении публичных речей; о способах убеждения словом)
Литературоведение: история литературы, теория литературы.
^ Художественный образ (эйдос от гр. «образ, идея, зеркало»)

Формы человеческого мышления: образное(пробуждает представление о даже несуществующем предмете), абстрактное(слово и в роли образа и в роли понятия; более молодое мышление), понятийное (слово в значение максимального обобщения)

«Искусство мыслит образами»
Внутренняя форма слова, как основа мышления и творчества.

Потыбня «Мысли и язык» рассматривал образ, как средство создания мысли, как творческий акт речи.

Мысли ассоциируются, мысли ведут себя, как люди в социуме.

Социум «идти вместе в одном направлении»

Слово — внешняя форма или материальная оболочка; знак значения (внутренняя форма, наводящая нас на лексическое значение); лексическое значение.

Эта же структура присуща всем видам ис-ва

Лексическое значение = идее произведения

Внутренне значение = сюжету, значению

Некоторые слова теряют знак значения, слова, которые долго находятся в обиходе, заимствованные слова

Термины обычно заимствуются, поскольку теряют знак значения и не наталкивают человека на неправильные мысли.

^ 4 типа мышления:

2 старших типа мышления: мифологическое и метафорическое/поэтическое(по Потыбне)

2 младших: прозаическое, научное

Мифологическое — воспринимали буквально все мифические образы.

Метафорическое — образность условна( между реальностью и образным представлением есть определенный разрыв)

Прозаическое — мысль со временем выражается в понятиях, нежели в образах. Отсутствие образности мышления, относится не только к прозе.

Научное — умозрительность достигает наибольшей выразительности. Понятийность исключает образность. Не терпит инверсий.

^ Общие сво-ва художественного образа

Основные функции и отличительные черты

Функции: отражение реальности; преображение реальности

Мимесис (подражание) реальности. Основоположник Гомер в Гимне Аполлону.

Экфаза — поэтический жанр, задачей которого было точное описание предмета(ныне мертв).

В древности высшими видами ис-ва являются живопись и скульптура, потому что могли точно копировать реальность.

Литература — это техника, а не искусство в древности

Далее образ принимает функцию выразительности.

В эпоху романтизма творец пытается показать свою индивидуальность. Позволяет себе от античных сюжетов

Индивидуальность разделяет литературные течения на авангардизм и фантастику, возникших из-за того, что писатель пытался самовыразиться.
^ Словесный образ в ряду других видов образов

Язык длится на литературный и не литературный.

Роман Якобсон считал, что есть поэтическая функция прозаического языка

Образ выражается в пластике и в музыке, литературный образ берет черты обоих видов ис-ва.

Живопись не пользуется искусственными знаками, в отличие от литературы.

Словесный образ дает представление о предметном плане предмета. Изобразительность — черта объединяющая живописный, пластический и словесный образы.

Статичность присуща пластике, живописи и словесному образу

Пространственность сво-венна и живописному и пластичному образу.

Выразительность — минимум смысла, максимум эмоций.

Динамичность сближает словесный образ и мелодический.

Временной характер тоже является объединяющий чертой с музыкой

Рефрен, повтор основной мысли (Я вас любил, к примеру)

^ Структура художественного образа

Каждый худ. образ связан с реальностью. Образы отражают реальность, нос помощью другого материала.

Образ:

1 предметный план — фрагмент реальности, кот. воспроизведен, удвоен творцом (что?)

2 смысловой план – смысл, вложенной творцом в фрагмент реальности

3 Взаимодействие предметного и смыслового плана
Пространственные и временные кач-ва образа или хронотоп.

Художественное время меньше или наоборот больше реального.

В течение времени образ может изменяться.
Предметно-пространственные черты образа — обозначают предметы и овеществляют худ. произведение, называют слова, кот уподобляют текст реальности.

Образы-подробности(элементарный образ, кот. не несет смысловой нагрузки, служит для создания картинки.), образы-детали(более поздняя, имеет обобщающие-характеризующий смысл, носит биографический х-р), образы-подробности(подробность, реализирующая образ, фотографическая) служат для складывания картины мира.

Психологизация портрета, пейзажа, интерьера и т. д.

Развитие портрета: идиализирующий( в ранних произведениях положительный герой — прекрасен(Айвенго)), гротескный (портрет злодея. Черная душа, черная внешность), контрастный герой (внешность контрастирует с характером)(Квазимодо), психологический портрет (внешность героя может рассказать нам о его чувствах и переживаниях (Печорин)). Со временем портрет перестает быть компактным. Дальше портрет становится избирательным, подчеркивающим особую деталь. Новые черты мы узнаем со временем, по ходу произведения разбросаны.

Пейзаж тоже психологизируется.

Жизнь героя не может быть гладкой. Резкие переходы от счастья к несчастью и наоборот.

Кализии — внутренние переживания героя

Перепетии — внешние изменения жизни героя

Портрет, пейзаж, интерьер несут в себе статичность, поэтому поступки, речевая х-ка выполняют динамичную роль.

Пространственно-временные формы словесности:

Сюжет

Характер — синтез пространственных и временных форм образности. Герой произведения.
Сказ - имитация устной речи на письме.
^ Образ автора и мира

термин образ автора появился в 20 веке. Появление биографического метода, для выявления влияния жизни автора на его произведение. Автор как личность не всегда совпадает с той «личностью» которую можно реконструировать из произведения. Автора можно поделить на личность автора и образ автора, а также рассказчик.
^ Классификация смыслового плана

Каждый образ может нести смысловое значение. Образ — единство общности и единичности. Единство предметного плана и смыслового обобщения.

ПО степени смыслового обобщения:

  1. индивидуальные (Обломов) созданы самобытным воображением художником, выражают индивидуальность объекта, передаваемого через образ

  2. образы-характеры психологическое обобщение, за вычетом социальных причин. Или хронологическое, человек своего века. (Долохов)

  3. типические образы вечные образы. Обобщение идет на общечеловеческом уровне, близки каждому новому поколению (Идальго; Гамлет)

  4. мотивы образ, повторяющийся в произведениях одного или многих авторов и выявляющий творческие пристрастие писателя или целого литературного произведения

  5. топосы «место», «общее место» образ характерный нации или культуры (мир как книга (Священное писание))

  6. архетипы образы, заключающие в себе наиболее распространенные и закрепленные формулы и схемы, изображающие человека. (любовь и смерть; битва — жатва)

По мнению Борхеса есть лишь 4 сюжета: Герои осаждают крепость, герой возвращается домой, герои отправляются на поиски чего-либо, бог умирает, а потом воскресает.
^ Взаимоотношение предметного и смыслового плана в словесном образе

Образ условен. 3 группы образов: автологиеские(самозначимые)(предметный и смысловой планы (явленные и обозначаемые)практически тождественны) , металогические (тропы)(образы, в кот.




явленное и обозначаемое совпадают частично)метафора ,метонимия (сходство по кач-ву




(все возьму, сказал булат), синекдоха(количественное сходство) (эй — борода; все флаги в гости будут к нам), ирония (предметный и смысловой план противоположны по содержанию), гипербола, расширение значения признака, литота, преуменьшение, эмфаза или сужение значения признака (здесь




нужен герой, а есть только человек ) сверхлогические. связь между планами есть, но




незначительная и затрудненная для понимания, аллегория (осмысление какого-то недостижимого образа, с помощью персонификации (война — Марс)) аллегория условна и символ не

связывает логически планы, предметный план лишь намекает на смысловой (буря)

^ Художественная речь или язык художественной литератыры

Формирование литературного языка

Схема разговорного и литературного языков

Основой литературного языка является какой-либо диалект, как правило диалект политического или экономического центра.

Язык постоянно обогащается новыми словами некоторые остаются, некоторые не приживаются

Тредьяковский, Сумароков, Ломоносов -работали над формированием литературного языка.

Во Франции над этим работали Корнель и Буаро

Карамзин продолжает развитие литературного языка, стараясь сблизить его с разговорным языком.

Язык литературного произведения продолжает развиваться, но происходит сознательное нарушение нормы.

Нарушения нормы должны быть мотивированны и оправданы
Изобразительные и выразительные средства языка художественной литературы

Главная функция языка — коммуникативная и вторая — эстетическая функция. Для изображения употребляются нейтральные слова. Автор может описывать объем, цвет, движение. Автором может быть использован звукоподражательный эффект

Выразительность морфологическая (преувеличительные, уменьшительноласкательные суффиксы)

Лексический уровень неологизмы,аказианолизмы (созданные слова, на случай, обычно не задерживаются в языке) архаизмы, варваризмы (заимствованные, все, кроме своих), профессионализмы, деалектизмы (у Белова, Шолохова). Диалект огражден территориально, а жаргон социально.
Синтаксическая выразительность. В русском языке свободный порядок слов, но существует логический порядок слов, который может нарушаться. Сказ имитирует устную речь с помощью инверсии, параллелизм, пропуск слова (эллипсис). Из риторики пришли: антитеза, анафора, повторы.

Ритм — предсказуемость, повторение какого-то элемента. Колонн - через каждые 7-9 слогов нужно делать маленькую паузу и вздыхать. Два способа разделения литературной речи: стихотворной и прозаической. Различаются: речь организованная в виде прозы в строчку, речь организованная в виде стиха в столбик. И та и та ритмична, но ритм прозы значительно сложнее. О ритме прозы заговорили в 20 веке.

Поэтическая речь
Стихи могут обходиться без рифмы. Рифма второстепенный признак стиха. Стих «кривая речь; повернутая назад». Проза от лат. богини Прорзы покровительницы рожениц. Естественная речь.

Стих близок к песне. Литература начинается со стихов. Умение излагать речь столбиком на ранних стадиях развития литературы ценилось как искусность. Проза ориентируется на смысл, а стих на ритм. Поэзия приближается к прозе, когда синтаксические паузы совпадают с ритмическими. Был придуман разностопный ямб, который тоже приближал стих к прозе.

Анжанбеман (перенос слова на другую строку) такой прием наоборот разрывает стихи и прозу.

Ритмическая или ритмизованнаая проза. Проза, в которой мы видим ритм, приближенный к стиху.

Регулярный стих. Изосилабизм (с одинаковым кол-вом слогов с троке + - 1 слог)

Верлибр — свободный стих. Если его записать в строчку, получится проза, а если в столбик, то можно проследить ритм, но почти без рифмы и строгой ритмичности.
^ Ритмическая организация стихотворной речи

Уровни оргиназации ритма:

Метрика — сочетание сильных и слабых слогов.

Ритмика — ритм в строке

Строфика — группы строк в стихотворении могут повторяться на уровне способа рифмовки.

Метрика и основные системы стихосложения. Чередование сильных и слабых позиций гласных.

Системы стихосложения:

Квантитативные (количественные) метрическая(ударение неважно, надо так организовать строку, чтобы правильно сочетались сильные и слабые звуки), появление метра ~ (краткий) 1 мора (метр) - (длинный) 2 моры = ~~. В каждой строке должно быть одинаковое количество мор. ~- = 3 морам (ямб), -~- 3 моры. ~~~ трибрахий = 3 морам, гегзаметр — 6-тистопный датктиль.

Силлабическая система сложения. Сформировалась в языках с постоянным ударением. Единица стиха — слог. Одинаковое кол-во слогов в каждой строчке.

Пишутся вирши («стих,строка» от латинского), использование женской рифмы. Польское влияние. Писались восьмисложником, одиннадцатисложнком и тринадцитистопником.

Квалитативные( качественные)

Тоническая система стихосложения от «тонос, напряжение, тон, ударение»- равное кол-во сильных ударений в стихотворной строке и неважно сколько безударных слогов. Допетровская система.

Изотонизм — равноударение. Одинаковое кол-во ударений. Позже литература возвращается к тоническому стихосложению, когда хотят передать народность речи («Песня о купце Калашникове», «Кому на Руси жить хорошо»).

Силабо-тоническая система.

Положили основу русские немцы, ученые. Первое стихотворение, понятное нам «Ода на взятие Хатина» написано Ломоносовым в Марбурге.

18-19 века — века силаботоники.

в начале 20 века появляется дольник отменяет понятие стопы, заменяя его долей.

Верлибр «свободный стих». Автор нарушает смысловые границы, подчиняя его своему ритму.
Ритмика

Самый мелкий уровень организации ритма — стопа, повторение сильного и слабого мест. Основные стопы: на ударный слог может приходиться до 8 безударных слогов,. Стопы могут быть двусложными, трехсложными, четырехсложные, пятисложные.

Ямб безударный, ударный(на четные слоги),

хорей ударный, безударный.

Дактиль Ударный и 2 безударных,

Амфибрахий безударный, ударный, безударный,

Анапест 2безударных, ударный.

Перрихий(не рассматривается как самостоятельная стопа) два безударных слога.

Сверхсхемное ударение 2 ударных слога Спандей (считается самостоятельной стопой). Четырехсложные Пеоны.

1 Пеон на первый слог и 3 безударных, во 2 на 2 слог, в 3 на 3 слог, в 4 на 4.

Принцип употребления. Двусложные более энергичные, а трехсложные напевные.

2 единица стихосложения — строка.

3 уровень — строфа — группа строк, повторяющиеся с определенной последовательностью. Минимальна строфа — две строки (двустишие). Четырехстишие — самый популярный размер строфы. аабб(парная); абаб(перекрестная; открытый способ рифмовки), абба (кольцевая), абсб (холостая 3 строка не рифмуется)

14 строк — Онегинская строфа, одна из самых больших строф.

7 стишие — Бородино

8 строк — октава. Тексты из Италии. абабабвв «Домик в Коломне» Пушкин.

9 строк — Спенсерова строфа «Королева фей» «Чайльд Гарольд» Байрон

9 строк — нона абабабавв

10 строк — ода абабввабба

строфа «поворот»

астрофические стихи — нет строф. Заболоцкий Столбцы «Цирк»

твердые формы - форма не повторяется, о отличие от строфы.

Газель (газелла) повторение строки. М. Кузьмин «Пой соловей», Омар Хаям

танка — силабический признак одно кол-во слогов Басе. 5 строк

хокку 3 строки.

рондо «круг» - рефрен повторяется 3 раза

сонет — 14 строк. Изобрел Джаккомо де Лентино на Сицилии. 2 катрена + 2 терцета

Итальянский аббааббасдсдее Французский, Английский, Опрокинутый, полусонет

1 ктрен — тезис, 2 катрен — антитезис 1 терцет — примирение 2 терцет — кода, парадокс опровергающий все.

Венок сонетов 15 сонетов
Рифма

Рифма — созвучие конечных сегментов.

Точная или полная (кровь/ любовь; камень/ пламень)

Грамматическая рифма — рифмуются одни части слова.

Слуховая (разные буквы, но одни и те же звуки) и глазная

По степени звук совпадения (полная)

По сложности не сложности

По частоте употребления (банальные, тавтологические рифмы (что делает супруга, / одна в отсутствии супруга) составные диссонансная (совпадают согласные, ассонансные (гласные, при окончании на согласные.)оригинальные (поэт сам изобретает рифму(либо брать мало употребимые слова, либо придумывать новые.))

Художественное произведение как единое целое

Художественное произведение

Текст — «ткань» связное, сплетенное воедино. Текст — связный отрезок речи. Художественным текст делает: не обладает признаками утилитарности, обладает неизменяемостью, законченность.

Рамка: автор, название, глава, эпиграф, авторские приложения и примечания.

Формы и содержание литературного произведения.

Бурлеск (высокие темы изображаются низким языком и снижаются высокие герои) и Травестия (высоким стилем развивается низкая тема).
Композиция

Композиция «составлять», - общеискусствоведческое понятие.

Мелодика стиха — повышения и понижения тона в стихе. .

Сюжет «предмет» — одно из основных средств композиции, развитие действия, ход событий, применяется в основном повествовательным произведениям. Произведения делятся на сюжетные и бессюжетные. Термин первыми использовали Корнель и Буало. Композиция делится на: повествование, описание, прямая речь героев, рассуждение(авторская публицистическая речь).

Сюжетный уровень

Должна присутствовать система героев. Связанные между собой герои. Конфликт. Бесконфликтность противоречит системе развития сюжета. Конфликт: нравственный, социальный, материальный, конфликт интересов. Конфликт: внутренний, внешний. Сюжет делится на: завязку, развязку (по Аристотелю), предыстория(рассказ о герое, его прошлом), экспозиция (расстановка сил и х-ка героев), завязка (появляется противоречие), развитие конфликта, кульминация (близка к развязке), развязка, пролог, эпилог.

Типы сюжетов: оригинальные(впервые писались новеллы (родина Флоренция) самостоятельная придуманная история), традиционные (не выдумывается автором, характерен для ранних этапов развития творчества).

Сюжет — Ввел Корнель «предмет», то, о чем рассказывает произведение. Художественно обработанное действие.

Фабула — раньше называли басни, новеллы, романы. «История». Действия в хронологическом порядке.

Сюжет разбивается на мотивы

1 а+в красавица и чудовище

2 рыцарь спасает красавицу

Теория бродячих сюжетов или заимствования — сюжетов ограниченное кол-во и они переходит от одного народа к другому.

Теория антропологическая — все народы проходят одинаковые стадии развития, поэтому и сюжеты похожи.

Мотивы самостоятельны, а комбинации мотивов могут повторяться.

Самая простая форма сюжета: нанизывание ряд эпизодов, соединенные одним героем (Мертвые души), симметричная композиция, круговая, зеркальная.
Группы произведений

Происхождение словесного искусства. Литературный род и жанр.

Происхождение словесного искусства. Как появилось?

1 Искусство есть подражание природе, действительности, цель удвоение действительности.

2 По Опицу. Произошло из религии. Сначала было наставление в теологии, потом переросло в художественное произведение. (Трдьяковский)

3 По Гегелю. Искусство преображение реальности. Искусство — камни, летящие в воду и изменяющие реальность.

А.Н. Веселовский «Историческая поэтика» Синкретическое искусство — нет разделения на разные виды искусств (хоровод). Сочетание ритмованных, архиестических (движений) с песней музыкой и элементами слова.

Синкретизм — жанры — синтез жанров (например цветомузыка (Скрябин)).

Искусство носило коллективный характер. Сольное творчество говорит о развитии личности.

Ритм преобладает над смыслом. Смысл играет вспомогательную роль. Могли петь слова, которых не понимали. Постепенно развивается, а потом словесная часть отрывается от музыкальной части.

Сначала был только хор, потом он преобразуется в диалог, а после и соло(запевала). Так появилась трагедия.

Игровой характер первобытного искусства. Празднества он называет синкретическими игрищами.

Все формы синкретического искусства носят признаки обряда (носили календарный характер). Носило стабильный характер.

Обряд смерти (тризна) — есть начало героического эпоса.

Природа искусства: игровая или трудовая.

Понятие литературного рода. Зелинский говорит о разложении синкретического ис-ва: пластические(изобразительные) и мусические (музыка и слово). Хореи распадаются на музыку танец и поэзию. Из поэзии выделяется эпос, лирика и драма.

Эпос «слово» повесть, сказание, история...

Лирика «лира» группа произведений, в кот. есть ритм и близка к музыке.

Драма «действие, свершение»

Разделение по Платону. Способы выражения:

говорит лишь сам поэт, не пытаясь показать рассказчика (лирика)

говорит от другого лица (драма)

Эпос — комбинация двух родов.

По Гегелю. Противопоставление объективного и субъективного. Развитие ис-ва путь от объективного накала к субъективному. Эпос для него литературный род, главное в котором объективность. Эпос отличает дитиализация.

Лирика — торжество субъективности.

Драма — высший литературный род, синтез субъективного и объективного.

Эпичность(широта картины, объективность), лиризм(эмоциональность и переживания) и драматизм(острота конфликта). Понятия эти независимы от рода.
Жанры

Жанр «род», появилось понятие в 18 веки из Франции. Произведения объединенные по средствам общности форм. Жанр — совокупность наиболее общих признаков, присущих определенным произведениям, относящихся к определенной группе произведений. Признаки: к какому роду относится? Объем и структура, преобладающая в произведении эмоция, пафос (для лирики)Оды(воспевание), сатира (осмеяние), элегия (грусть, печаль), характер конфликта, тема произведения.

Жанр это или набор формальных признаков или содержание.

В жанре есть определенный набор признаков и взаимоотношения между ними.

Генезис жанра — происхождение жанра.

Эволюция жанра — изменение жанра по мере его развития.

Все развивается последовательно, линейно и равномерно. На самом же деле жанр от жанра не появляется.

Также в литературе присутствует смещение жанров, не планомерное развития, а скачок.

Есть две линии литературы главная и побочная, постепенно они могут меняться местами.

Взаимодействие и синтез жанров.

Иногда жанры не смешиваются, стараясь сохранить свою чистоту, а иногда перемешиваются.

Сатира+ Ода (Фелица), (Деревня) Идиллия+Сатира

Слово о полку Игореве, плач, воинская повесть, ораторское поучение, народная сказка.
Х-ка жанров.

эпические жанры, лирические

Первоначальная функция эпоса — название и описание предмета, древнейших эпический жанр — эпиграмма. Эпиграмма не может жить без предмета и стремиться к тому, чтобы словом передать визуальный образ. Эпиграмма непонятна без предмета описания. Картинка, сделанная словами.

Второе начало эпоса — гнома, максима, афоризм — короткое изречение, запечатлевающие мудрость. Отстранено-объективный характер.

Афоризмы наизнанку — построенные на парадоксе, игра слов.

Эпиграмма+гнома = басня. Басня — мораль. Основатель в Греции — Эзоп(мифологический персонаж).

Есть эзоповы басни (о животных, растениях, неодушевленных предметах) и сибаритские басни (о людях). Басни делятся на стихотворные и прозаические. Два направления развития: римляне усовершенствовали эзопову басню, переведя ее в стихи. Немецкая басня — прозаическая. А Французские басни в стихах.

Малые эпические жанры, существующие и сейчас: новелла (сюжетный жанр), рассказ (психологизм очерка и сюжет новеллы), Очерк(ослабленный сюжет, но где дан характер).

Новелла — появилась во 2 веке до н.э. расцвет новеллы в эпоху Возрождения. Изначально истори пересказанная и усовершенствованная каждым последующим рассказчиком. Фаблио, фацетио, шванко — названия в разных странах. Эти произведения показывали низких сточки зрения литературы герои и сюжеты. Бокаччо — один из самых известных новеллистов; «Повести Белкина» тоже новелла. Новелла перешла в литературный жанр. Там нет новых героев, главный герой обычно плут. Психологию героев новеллы не надо объяснять. Некая парадоксальность в характере. Герои одни и те же, а ситуации всегда разные. Литературный источник новеллы — романы и поэмы, в которых было множество интересных сцен разбирали на части и создавали отдельную новеллу. Новелла лаконична и без описаний. Новелла часто появляется из анекдота. Нет метафор и прочих средств художественной выразительности, лишь перечисление действие. (ключевое слово вдруг)

Очерк — антипод новеллы. Преобладает развернутая описательность. Здесь тоже показаны типы и маски, но очерк занимается открытием типов. Очерк между исследованием и рассказом. Сегодня уходит в журналистику. (ключевое слово как правило, обычно)

Рассказ — малая эпическая жанровая форма. Изначально рассказ — произведение в котором имитировалась устная речь.
Средние эпические жанры.

Главный признак — линейность сюжета (совмещение нескольких сюжетных линий, временных рамок, с средних эпических жанрах этого нет и действие связано с одним героем и происходит в одном времени), не литературное происхождение (истока вне лит-ры)

Хроника — временной фактор для сюжета основопологающ. (Происхождение историческое.) Хронологический принцип не может быть нарушен. В 19 веке появляется литературные хроник (Детство. Отрочество. Юность)

Хроника — простой рассказ без завязок и связного сюжета, претендующая на правдоподобие. Семейные хроники подготовили почву для создания семейных романов (Анна Каренина)

Путешествие — истоки в отчетах путешественников. Потом жанр переходит в литературу и основной его принцип — пространственный (маршрут). В этом жанре ценится авторская оценка. Первые русские путешествия «Письма русского путешественника» Карамзин, «Путешествие из Питера в Москву» Радищев (гражданский сентиментализм), «Из Москвы в Питер», «Путешествие в Арзрум» Пушкин, «Одноэтажная Америка» Ильф и Петров.

Путешественник обычно ставит идейную цель.

Исповедь — первоначально это религиозный жанр «Исповедь блаженного Августина», «Исповедь Абеляра». Потом она входит в лит-ру,когда идеология романтизма входит в обиход. Исповедь и эпистолярный жанр передают откровения героя и его переживания. «Исповедь Руссо», «Племянник Рамо». В начале 19 века этот жанр становится одним из основных и становится чисто литературным. «Исповедь молодой девушки» Жорж Сан, «Исповедь Опиомана»

В центре исповеди рассказ о каком-то преступление (грехе), это основная тема, сюжет нанизывается а тему искупления греха. «Записки из подполья» Достоевский, «Падение» Камю.

Повесть — рассказ о каком-то реальном событии, потом переход в лит-ру. Носит развлекательный х-р. Герой тоже попадает в другую страну, но в повести появляется и любовная история. Житийная лит-ру можно считать примеров повестей. Повесть линейна, где один герой и нет множества сюжетных линий. «Посторонний»Камю
Большие эпические жанры

Эпопея (героическая поэма), роман.

Героическая эпопея, древний жанр, созданный на материале мифа. Переходит из устной традиции в письменную. Вергилий пишет «Энеиду», рассказывающую о появлении Рима. «Генриада», «Петр Великий» Ломоносов, «Россияда» Херасков.

В центре эпоса лежит определенная историческая эпоха, которая должна быть переломным моментом в истории. Герой эпопеи — лучший представитель народа и у него нет конфликта с народом. Поступки героя показаны объективно, героя не осуждают и не оправдывают. Эпос показывает мир с внешней стороны. Эпос не делает различие между главным и не главным.

Роман — один из самых молодых жанров. Возникает в период зрелости эпохи. Роман сразу предстает перед нами как литературный жанр. Нельзя выделить определенный признак жанра. Молодость этого жанра позволяет проследить этапы развития жанра. Роман — эпопея нового времени. Роман — эпос частной жизни Роман начинается как любовная история. Рождается роман из многих источников. В античности роман называли фабулой «историей». Термин появляется на рубеже Средневековья и Возрождения,означало любое произведение, созданное романскими народами, потому что писали эти народы не на латыни, а на французском. Роман — жанр доступный всем. А в Англии тем временем утверждается термин Новелл «новость». Первое исследование о романе был написан в 1666 году Гюэ, говорят о том, что раньше романы были в основном в стихах, а теперь это вымышленные, любовные истории, искусно написанные прозой, написанные для удовольствия читателей. «Ланселот или рыцарь телеги». Любовь — самое яркое проявление частной жизни. Индивидуализация героя. Роман читатель воспринимает как вымысел, в отличие от эпоса. Роман кладет конец мифологическому мышлению и знаменует переход к другому типу творчества, которое может теперь создавать свой мир. Роман это авторский жанр, созданный одним автором, а не коллективным творчеством.

Есть такой вид романа, как роман собранный из нескольких объединенных новелл («Повести Белкина»). Потом появляется сквозной действующий герой «Стирикон». Также истоки романа можно искать в античных биографиях и житийной литературе. Структура биографии в романе усложняется.

Романы используют различные внелитературные материалы, есть даже роман в стиле словаря. Но преобладают авантюрные, любовно-авантюрный и нравственно-авантюрный.

Герой романа изменчив. Главное в романе его чувства и поэтому он развивается.

Для каждой эпохи свойственен определенный вид романа. Античность — авантюра, Средневековье — рыцарский роман, сентиментализм — путешествие или роман в письмах, романтизм — готический роман, ужас (действие в эпоху Средневековья), исторический роман Вальтер Скотт. Реалистический, психологический, научный, фантастический, антиутопия.
Лирические жанры — скорее всего самые ранние жанры. Второе название — мелический, песенный. Хоровая лирика сложнее по структуре, но она жестко прикреплялась к ритуалу. Гаспаров — специалист по стиху. Темы сольной лирики намного беднее и проще, чем хоровой.

Лирические жанры классифицируются по тематике или по доминирующему чувству, эмоции. Ода происходит от дифферамбов. 1596 год — Ода на взятие Сидана (первая ода). Герои од меняются, из царей они превращаются в цареубийц.

В оде поэт смотрит на предмет восхищения снизу вверх, а в сатире правильный поэт смотрит на пороки сверху вниз.

первая сатира 1 век Рим. Ювинал.

элегия — автор и читатель ощущают дыхание смерти.

интимная лирика — всякая муть про любовь и частные отношения.

буколические жанры, идиллии, пасторали — автор в гармонии с природой (Есенин)

лироэпические жанры — сюжетные стихотворения от эпоса, от лирики чувства. (поэма как роман, баллада как повесть, романс)
Драматические жанры

Трагедия(о высоком, выводит положительный пример, у героя одна идея, за которую он готов пожертвовать жизнью, единства места, времени, действия, единства то нарушаются, то соблюдаются. Пишется о далеком прошлом, герой высокого происхождения, трагический конфликт, непримиримый конфликт)

комедия(о низком, высмеивает порок, острый конфликт из-за пустяка, бессмертный жанр),1599 театр во Франции снова разрешен гос-вом, комедия становится благородной

драма поздний жанр. Драма берет комического героя из современности и трагический острый конфликт. Развивается во Франции в противовес трагедии классицизма.

Похожие:

Алексей Константинович «Печальный тропики» iconАлексей Константинович Толстой   (1817-1875) Дракон  →
Источник: А. К. Толстой. Сочинения в 2-х т. — М.: Художественная литература, 1981. — Т. Стихотворения
Алексей Константинович «Печальный тропики» iconАлексей Константинович Толстой
«О милая! ответил Со страстною улыбкой, 7 Здесь рай с тобою сущий! Воистину все лепо! Но этот сад цветущий Засеют скоро репой!»
Алексей Константинович «Печальный тропики» iconАгата Кристи Печальный кипарис Эркюль Пуаро 24 Агата Кристи печальный кипарис пролог
«Элинор Кэтрин Карлайл, вы обвиняетесь в убийстве Мэри Джеррард 27 июля сего года. Признаете ли вы себя виновной?»
Алексей Константинович «Печальный тропики» iconАлексей Константинович Толстой Князь Серебряный
«История государства Российского…», злободневная и по сей день. Бесценен его вклад в сочинения небезызвестного Козьмы Пруткова. Благородный...
Алексей Константинович «Печальный тропики» iconОтрывок из романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина" встреча Каренина...
Два помощника писали на столах, скрипя перьями. Письменные принадлежности, до которых Алексей Александрович был охотник, были необыкновенно...
Алексей Константинович «Печальный тропики» iconВведение в тропическую медицину краткий очерк медицинской географии тропиков
С медико-географической точки зрения «тропики» — часть земной поверхности, расположенная в экваториальном, суб­экваториальном, тропическом...
Алексей Константинович «Печальный тропики» iconАлексей Михайлович «Тишайший»
Алексей Михайлович «Тишайший» Романов второй русский царь из династии Романовых (1645-1676), сын и приемник царя Михаила Федоровича....
Алексей Константинович «Печальный тропики» iconРекомендовано для любой зрительской аудитории (0+) Стоимость билета 50 рублей
Россия, 2007. 85 мин. Режиссер Владимир Саков. В ролях: Алексей Булдаков, Александр Филиппенко, Юрий Гальцев, Елена Воробей, Алексей...
Алексей Константинович «Печальный тропики» iconАлексей Шолохов Подвал Алексей Шолохов Подвал Глава 1
А ничего, – на удивление спокойно ответил Куликов и улыбнулся: – Присаживайся. Как сам? Как продвигается работа над романом?
Алексей Константинович «Печальный тропики» iconВ преддверии праздника Победы мы решили сделать для Вас подборку...
Актеры: Игорь Петренко, Алексей Кравченко, Алексей Панин, Артем Семакин, Юрий Лагута, Амаду Мамадаков, Анатолий Гущин, Андрей Егоров,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница