Ответы на вопросы по курсу истории русской литературы


НазваниеОтветы на вопросы по курсу истории русской литературы
страница1/24
Дата публикации08.03.2013
Размер3.53 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО КУРСУ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ
Периодизация.

I. к.1880х-н. 1890х гг. – к. 1910х гг.

1892 г. – Дм. Мережковский – лк «О прич. Упадка….» - в 93м г – соотв ст. заявл, что появл принцип-о нов модернистск л-ра – символ как ключ образ. Нач с этого времени активно разв-ся симв-м.

В это время люди нач уход. из деревни . Этих босяков запечатл Горький. Нач расти пром-ть. Общ-во расслаив-ся. Рабочие все громче заявл о себе. В л-he приш мужик (Горький). В ис-во в целом (Шаляпин). Р-ны в эт меняющ мире оказ неактуальн. Вместо р-на в л-ру вход. Рассказ. На 1й план вых модернистск, нереалистич поэзия. Поэзия активно нач вл на прозу. Межродов и межвидов соотн-я.

Л-ра испыт вл науки. 2 основополаг пр-ва оказ относительными: время оказ. Текучим, как и пространство. Поток сознания выплескивается в литературу. Мы путеш по воле сознания автора. Юнг: архетипичность мышления. Фрейд: роль подсознания.

На смену классическому реализму приходит социалистический.

В это время л-ра пыт. провозгласить приоритет именно ис-ва над общ-нными з-нами.

После реви л-ра опят оказ во власти общ-yy явлений и соб-й.

II. 1920-1я половина 1950х гг.

(1941-1945) – изымается из л-ры. В 30х гг – монументальность, р-ны-эпопеи. А соб-я ВОВ заставл совершенно по-нов реагировать. 1941 – поэзия и публ-ка вых на 1й план. В это время страну мен. на малую родину, к-рую и защищ солдат.

Симонов проталкивает лирич. Тему (Жди меня), Сурков, Ахматова стан-ся общ-нно значимой. Начинают публиковать Есенина.

В 1946 г все возвращ на круги своя. Инвалиды высылаются из крупных городов. В 1946-47 гг – ряд постановлений о ж-лах «Звезда» и «Ленинград». Возвр-ся к 30м гг.

III. II половина 1950-х гг – I половина 1980х гг.

1956-7 г – опубл. рассказ Шолохова «Судьба чел-а». Рассказ-эпопея, более того: герой – чел из нем плена, а таких людей счит изменниками.

Немец Мюллер с жел крестом (за личн муж-во) – он оценен с положит позиции? Т.е. пыт подойти к героям с общечел поз.

1962-3 г – рассказ Солженицына «1 день Ив Денис» - откр лагерную прозу, «Матренин двор» - разговор о нравств-ти в рус л-ре.

Период нравств реабилитации чел-а. Передел сознания. Начали откр архивы, говор о том, что недавно происх в истории. Хлынула публицистика. Возвращ. л-ра. Замедление лит проц.

«Пожар», «Плаха», «Печальный детектив».

IV. II половина 1980х – 00е гг.

Постмодернизм.
Начало XX века. Серебряный век. (термин Н. Бердяева и Н. Оцеба)

В 19м веке героя делает фон. Серебр век залез в душу чел-а и показ его внутр мир. Слово утрачив. свое бытовое значение. За словом скрыв цел. система смыслов. Чит-ль становится соавтором.

Эпатажность.

Религия. Классич рел-ть уход в прошлое. Мистицизм. Человек, к-рый достоин Бога. Богочеловек.

Критический пафос, недовольство жизнью и ожидание перемен. Единение => стремл объед в напр-я.


  1. Поэтика А. Блока (Символика. Ритм. Рифма).

Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.

Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени.

В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два "магических" слова могли означать для лего бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях цикла о Прекрасной Даме,
Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в "Незнакомке", перед нами один символический ряд: "шляпа с траурными перьями", "перья страуса склоненные", скрывающаяся "в туманном... окне", за "темной вуалью", "незнакомка". В позднем стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе..." образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом. Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: "твое лицо в простой оправе". Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: "я бросил в ночь заветное кольцо", "синий плащ", "летели дни, крутясь проклятым роем". В стихотворении упоминается единственная деталь туалета — "синий плащ". Его не просто надевает любимая — в него "она печалью завернулась". Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. "... В сырую ночь ты из дому ушла", — уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.

Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.
Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от романсно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто "цыганщины", а большого литературного стиля:

Вешний трепет, и лепет, и шелест,

Непробудные, дикие сны,

И твоя одичалая прелесть

Как гитара, как бубен весны!("Ты — как отзвук забытого гимна...")

Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:

Отложила молодица

Зимнюю кудель...

Поглядеть, как веселится

В улице апрель!

Раскрутился над рекою

Красный сарафан, Счастьем, удалью, тоскою

Задышал туман.

(Из цикла "Ненужная весна")

Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме "Возмездие" целиком построен на противоположности антонимических слов: «Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай...» Или: «Он, утверждая, отрицал, И утверждал он, отрицая...»

В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:
Мастерски поэт использует цветовые метафоры: "желтые и синие" (вагоны I и II классов), "зеленые" (вагоны III класса). Здесь "желтые и синие" олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.

Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: "Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во—вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир".
^ СИМВОЛИКА ЦВЕТА И ЗВУКА

Стихотворения А. Блока как бы раскрашены в различные цвета и оттенки.

Колоризм в поэзии Блока обусловлен, с одной стороны, реальным миром и, с другой — миром символов.

Красный цвет выполняет самые различные функции, например, является смысловым стержнем субстантивированной аллегории: «Ночью красное поет...» (V, 71); «Красный с козел спрыгнул — и на светлой черте распахнул каретную дверцу», (II, 157).

Есть у Блока стихотворения, где красный цвет пронизывает весь сюжет, организует его («Распушилась, раскачнулась...», «Я бежал и спотыкался...»,

«Пожар», «Обман», «В сыром ночном тумане...», «Светлый сон, ты не обманешь...», «Невидимка», «Город в красные пределы...» и др.)

Красный цвет у зрелого Блока почти всегда трагический, больной, горячечный. Можно предположить, что трагическое восприятие красного цвета появляется у Блока после прочтения рассказа Леонида Андреева «Красный смех»

(1904), в этом же году поэт пишет стихотворение «Город в красные пределы...». Развивая мысль о том, что в городе царит «пошлость-паучиха», Блок рисует картину безумного города, безумного мира, каким он, по его мнению, обрисован и у Андреева; это среди безлюдья «пьяное веселье, хохот, красные юбки; сквозь непроглядную ночную вьюгу женщины в красном пронесли шумную радость, не знавшую, где найти приют

Пурпурный круг над головою Музы нам еще встретится у Блока («Кто ты,

Женственное Имя в нимбе красного огня?» (II, 48); в одном из программных стихотворений цикла «Стихов о Прекрасной Даме» — «мерцание красных лампад», при свете которых и совершает свой обряд инок

В первом томе красный цвет часто выступает в соседстве с другими — голубым, белым, желтым:

«Белой ночью месяц красный выплывает в синеве» (I, 90); «Свобода смотрит в синеву. Окно открыто. Воздух резок. За жолто-красную листву уходит месяца отрезок» (I, 228). Постепенно красный цвет и его оттенки вместе с другими цветами начинает передавать определенное настроение, душевное состояние, чаще всего тревожное («Зарево белое, желтое, красное, крики и звон вдалеке, ты не обманешь, тревога напрасная, вижу огни на реке»

Во втором и третьем томах символика красного цвета расширяется: красный цвет — элемент контраста, символ разоблачения капиталистического города и его противоречий, средство сатиры и, наконец, символ приближающейся революции.

Красный цвет по-прежнему используется в пейзажных зарисовках, однако уже с явно переносным, метафорическим звучанием: «Пели гимн багряным зорям»

(II, 55); «И в безбурности зорь красноватых не видать чертенят бесноватых»

Социальное звучание произведений Блока становится все более отчетливым во втором томе. Блок все пристальнее всматривается в окружающую его действительность, все ближе воспринимает жизнь. Предгрозовые раскаты и сама революционная гроза 1905 года не пронеслись мимо него. Тема страшного мира и неприятия его, вера в неизбежность гибели капиталистического уклада, своеобразно осмысленная и интерпретированная, все чаще появляется в поэзии

Блока. Красный цвет становится на время символом мещанства, пошлости, продажности: «Но ты гуляешь с красным бантом и семячки лущишь...» (II,

116); в притоне разврата «всех ужасней в комнате был красный комод» (II,

139); «Красный штоф полинялых диванов...» (III, 31); «Был любовный напиток

— в красной пачке кредиток» (II, 168). Поэту ненавистны мещанские красные герани в окошках:

В использовании синего, голубого как поэтического образа преобладает символическое начало. Часто он передает ощущение зыбкости, нереальности, атмосферу сна: «И на сон навеваю мечты, и проходят они, голубые...» -: «И ушла в синеватую даль...» (II, 16);

«Голубоватым дымом вечерний зной возносится...» (III, 109); «Неживой, голубоватый ночи свет.Главенствующее значение синего в цветовой гамме может быть подчеркнуто грамматически необычным множественным числом: «Над зелеными рвами текла, розовея, весна. Непомерность ждала в синевах отдаленной черты», II, 61.

Законченным воплощением символа является один из персонажей пьесы

«Незнакомка» по имени Голубой, который на вопрос Незнакомки «Ты можешь сказать мне земные слова? Отчего ты весь в голубом?» отвечает: «Я слишком долго в небо смотрел: оттого — голубые глаза и плащ», IV, 85.

Тема «соловьиного сада», раскрывается в «голубом ключе»: синяя мгла, синий сумрак, синяя муть, голубое окно. Тематическим повтором проходит синий в стихотворении «Помнишь ли город тревожный...»: синяя дымка, синяя города мгла. В стихотворении «Облака небывалой услады...»—лазурная лень, нежно-синие горы, рождество голубого ручья, голубые земли; в стихотворении «В голубой далекой спаленке...» — штора синего окна, синий сумрак и покой; в стихотворении

Синий цвет в поэтике Блока, несмотря на разнообразие оттенков его значений, в основном всегда выполняет функцию высокой поэтизации, романтизации образа; он неизменно сообщает образу неповторимую взволнованность, страстность, активно участвует в философском и эстетическом осмыслении поэтом окружающего мира.

ЖЕЛТЫЙ-ТРАГИЧЕН. Возле желтого оказываются пожар, сожжено, варя, жги, обжигаешь. Звуковая гамма желтого вбирает и массу других слов, преимущественно с негативным (в контексте) смысловым наполнением, например, в стихотворении «В эти желтые дни меж домами...»: меж, обжигаешь глазами, пожаром, ложь, зимние, может, безумный, уничтожит, разящий, взор, кинжал. Ж, з, пронизывая все произведение, особенно выразительно звучат в концовке: «Твой разящий, твой взор, твой кинжал!»

. Звуковой колорит лирики А. Блока
Звуковая основа создает композиционный рисунок многих стихотворений

Блока. Например, цикл стихов «На поле Куликовом» развертывается в звуковом движении прежде всего. Это и скачущая кобылица, и летящая стрела, и потрескивание горящего костра, и струящаяся из ран кровь — в первом стихотворении цикла, а затем все более слышимый, нарастающий крик лебедей:

«За Непрядвой лебеди кричали, и опять, опять они кричат...» Это и звук человеческого голоса, призыв биться с татарвою: «За святое дело мертвым лечь!»; это и причитания матери, и звон мечей. Звуки приобретают символический смысл: «Слышал я твой голос сердцем вещим в криках лебедей»;

Естественно, что одну из центральных функций в системе звуковых образов выполняет звук человеческого голоса, его оттенки: шепот, стон, крик, пение, плач, болтовня, лепет, смех, бред, бормотанье. Блок выделяет в человеческом голосе дополнительные приметы, необходимые для создания законченной картины, образа: «Дивный голос твой, низкий и странный...» III,

236; «Не пой ты мне и сладостно, и нежно...» I, 114; «У Вас был голос серебристо-утомленный. Ваша речь была таинственно-проста», I, 280. Но звук человеческого голоса может быть и мучительным, и горестным: «Я муки криком не нарушу. Ты слишком хриплым стоном душу бессмертную томишь во мгле!.. Я слышу трудный, хриплый голос...» III, 86. Кроме определяющих слов, есть и другие пути углубления звука-образа, например сравнения: «И вот, как посол нарастающей бури, пророческий голос ударил в толпу», II, 53; «И страстный голос был как звуки рога», II, 307. Гораздо реже встречаем значимые фразы, слова, звучащие сами по себе, без указания, кем они произнесены:

Звук как самодовлеющая величина (в сфере поэтической фонетики) бывает вестником каких-то важных событий, он порождает в лирическом герое предчувствие чего-то рокового, неизбежного: жизни, смерти, любви. Так, предвестником великих событий звучит колокольный звон во вступлении к циклу

«Стихов о Прекрасной Даме»: «Все колокольные звоны гудят», I, 74. Обычно звук колокола предшествует началу действия, является своего рода завязкой в сюжетных стихотворениях: «В церкви ударил колокол. Распахнулись форточки, и внизу стал слышен торопливый бег». Но, вступив зачином, звук не умирает, он создает тревожный звуковой фон, в который вкрапляются и другие звуки:

«Бился колокол. Гудели крики, лай и ржанье», II, 140. Звон колокола выполняет в стихотворениях Блока очень разнообразные художественные функции. Так, колокол раздольный — это и глашатай весны, и он же может быть источником мучительных переживаний:

И. Крук совершенно прав, говоря о «музыкальной антитезе как одном из специфических приемов поэтики Блока, подчиненных задаче художественного отражения контрастов и конфликтов, трагичности судьбы человека в условиях

«страшного мира».

У Блока есть, например, свой арсенал звуков войны; здесь отражено все, что связано с войной, битвами, армией, вплоть до боевых кличей: «Свист пуль, тоскливый вой ядра», III, 307; «И дальний зов — на бой — на бой — рази врагов! В лязге сабель, в ржанье коней...» III, 374; «Гром орудий и топот коней», III, 276; «Идут века, шумит война...» III, 281; «И под черною тучей веселый горнист заиграл к отправленью сигнал... И военною славой заплакал рожок... Громыханье колес и охрипший свисток заглушило ура без конца», III, 275. Очень разнообразны звуки города: «И суета и шум на улице безмерней», I, 158; «Звенят в пыли велосипеды», III, 106 и т. д.
Звуки участвуют в создании контраста; как правило, это сталкивание тишины и звуков во имя утверждения звуков как жизни. В этом противопоставлении может слышаться исступленный страх перед отсутствием звуков, означающим гибель, конец всему:
Верни мне, жизнь, хоть смех беззубый,

Чтоб в тишине не изнемочь! Ill, 71



  1. А. Блок и В. Брюсов как поэты-урбанисты.


Начало XX века -- сложное время в развитии России, эпоха больших перемен, серьезных катаклизмов. В этот период российской истории происходит переоценка ценностей, ломка всего старого, уже устоявшегося в жизни. Безусловно, противоречивые события в стране (и первая русская революция 1905--1907 годов, и первая мировая война, и расцвет промышленного производства, и строительство и расширение городов) повлияли как в целом на развитие культуры, так, в частности, и на дальнейшее развитие литературы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Ответы на вопросы по курсу истории русской литературы iconОтветы на вопросы по курсу истории русской литературы
Дм. Мережковский – лк «О прич. Упадка» в 93м г – соотв ст заявл, что появл принцип-о нов модернистск л-ра – символ как ключ образ....
Ответы на вопросы по курсу истории русской литературы iconВопросы к экзамену по истории русской литературы 19 века (3 треть)
Периодизация истории русской литературы последней трети XIX века. Ее обоснование
Ответы на вопросы по курсу истории русской литературы iconВопросы по курсу истории русской литературы
Сборник стихов «Пепел» А. Белого. Структура образов. Основные мотивы. Интертекст
Ответы на вопросы по курсу истории русской литературы iconКурс «история русской литературы» Разделы учебной дисциплины
Общая характеристика русской литературы, её гуманистический пафос, художественные поиски жизнеутверждающих идеалов, высоких духовных...
Ответы на вопросы по курсу истории русской литературы iconРабочая программа «История русской литературы 19 века, ч. 2»
В процессе изучения «Истории русской литературы 19 века, ч. 2», включающей период 40-60-х годов 19 века, выдвигаются следующие цели...
Ответы на вопросы по курсу истории русской литературы iconВопросы по курсу
Общая характеристика развития русской литературы в 1870-е годы, поколение писателей-семидесятников. Литературное народничество
Ответы на вопросы по курсу истории русской литературы iconВопросы к экзамену по курсу
Общая характеристика развития русской литературы в 1870-е годы, поколение писателей-семидесятников. Литературное народничество
Ответы на вопросы по курсу истории русской литературы icon1. Основные линии развития русской литературы, место русской литературы...
Вторая тенденция-расширение мирового опыта. Средневековая литература замкнута. Контакты средневековой лит-ры с древнерусской ограничены....
Ответы на вопросы по курсу истории русской литературы iconЛитература по курсу Учебники История русской литературы 19 века. 40-60-е годы
История русской литературы 19 века. 40-60-е годы / под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. М., 1998 (1-е издание) / Л. Д. Аношкина....
Ответы на вопросы по курсу истории русской литературы iconХудожественные тексты (обязательные) по курсу "История русской литературы"...
В. Одоевский «Бал», «Насмешка мертвеца», «Княжна Мими», «Сильфида» (одно произведение на выбор)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница