Литературоведение как наука о художественной литературе. Состав литературоведения, его взаимосвязь с другими науками


НазваниеЛитературоведение как наука о художественной литературе. Состав литературоведения, его взаимосвязь с другими науками
страница1/8
Дата публикации31.03.2013
Размер1.25 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Вопрос № 1: литературоведение как наука о художественной литературе. Состав литературоведения, его взаимосвязь с другими науками.

Ответ: предмет литературоведения – художественная литература как вид искусства и особая форма общественного сознания. Главная задача литературоведения – выявить и объяснить объективные закономерности и особенности развития литературы, раскрыть способы строения, организации литературоведения.
Состав литературоведения:


  1. Теория литературы – исследует природу словесного творчества, общие закономерности литературы, разрабатывает и систематизирует понятия и термины литературоведения.

  2. ^ История литературы – исследует конкретный исторический процесс литературного развития: своеобразие национальных литератур, историю возникновения и развития разных литературных течений, творчество отдельных писателей.

  3. ^ Литературная критика анализирует сегодняшнее состояние литературы, новых литературных произведений, осмысливает текущего литературного процесса. Важнейшая задача литературной критики – воспитание читателя.

  4. Библиография – наука о книгах, помогающая литературоведу составить представление об исторической эпохе.

  5. Палеография – изучение и сбор старинных памятников письменности, установление даты, подлинности, списков, исследование материалов, почерка.

  6. Текстология – наука, занимающаяся установлением окончательного, канонического текста, подтверждением его авторства, обозначением изменений, внесённых цензурой, восстановлением пропусков, изданием текстов, наиболее приближенных к авторскому варианту.

  7. Источниковедение – сбор сведений о библиотеках, книгохранилищах, авторских архивах.

  8. Историография – наука о истории литературоведения, обзор научных источников, пособий. Устанавливает преемственность в развитии науки, помогает избежать односторонности.


Взаимосвязь литературоведения с другими науками:


  1. Философия: теоретическая и методологическая база литературоведения. На философской основе решаются проблемы литературоведения: предмет литературы, соотношение формы и содержания.

  2. Эстетика: литературоведение – искусствоведческая наука, следующая законам эстетического освоения мира через слово.

  3. Психология: художественное творчество – особая сфера психологической деятельности человека, в которой проявляются общие законы мышления и интуиции, взаимосвязь сознательного и бессознательного.

  4. Лингвистика: многие явления речевой деятельности изучаются с точки зрения художественной специфики и в качестве языковых фактов (тропы, стилистические фигуры, повествование).

  5. История: принцип историзма – ведущий методологический принцип. Изучая художественное произведение, литературовед должен осмыслить историческую действительность, культурную жизнь, воссозданную писателем.

  6. ^ Точные науки (кибернетика, теория информации, семиотика – наука о знаковых системах): образ – закодированная знаковая система. На основе взаимодействия с семиотикой сложилось литературоведческое направление 60-х гг. – структурализм.


Вопрос № 2: сущность искусства: его предмет и содержание. Единство объективного и субъективного в нём.

Ответ:
Направления в понимании сущности искусства:


  1. Искусство как подражание жизни (миместические теории). Аристотель, говоря о подражании, противопоставлял поэта историку. «Поэт говорит о том, что могло бы быть, а историк – только о том, что было».

  2. Теория символизации. Символ – многозначный иносказательный образ, в котором есть скрытый смысл, нераздельно слитый с образом, но не тождественный ему. Символ не говорит о действительности, а лишь намекает на неё.


В концепциях мимезиса и символизма преувеличены либо объективные, либо субъективные моменты художественного творчества. В искусстве объективное и субъективное неотделимы друг от друга, они взаимопроникают и обогащают друг друга. Нарушение единства приводит к утрате художественности. Внутреннее единство, живая целостность объективного и субъективного – движущие пружины художественного творчества.
Специфика художественной литературы:


  1. Отражение действительности через СЛОВО;

  2. Выражение мнения писателя через СЛОВО;

  3. Воздействие на читателя через СЛОВО.


В отличие от учёного поэт изображает человеческие, духовные составляющие. В центре художественного произведения – человек в его отношении к природе, обществу и самому себе. Предмет литературы антропоцентричен. Все явления внешней и внутренней жизни в искусстве наполнены человеческим смыслом. «Литература – это человековедение» (М. Горький). Но следует различать объект художественного изображения и предмет познания. Объектом изображения могут быть все явления действительности. Предметом познания при этом остаётся человек в силу своей духовности. Изображение вещей в литературе так же наполнено человеческим смыслом. Безгласная вещь может представать как живая. Она персонифицируется, ей придаются черты личности. «Главная цель искусства – та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека» (Л.Н. Толстой). Виды искусства зародились в первобытных обрядах, носивших синкретический характер. Художественное содержание было связано с мифологией и магией. Звук, слово, танец были слиты в единое целое. Постепенно с разграничением форм художественной деятельности человека стали выделяться различные виды искусства. Разграничения видов искусства осуществлялись на основе материального носителя образа. В литературе это слово.


Великие искусства по Гегелю:


  1. Архитектура;

  2. Живопись;

  3. Скульптура;

  4. Музыка;

  5. Поэзия.


Классификация искусств по способу существования:


  1. Пространственные (архитектура, скульптура, живопись);

  2. Временные (музыка).


Литература – пространственно-временной вид искусства.
Классификация искусств по содержанию:


  1. Изобразительные – художественное воссоздание явлений (живопись, скульптура, графика, театр, кино);

  2. Выразительные – выражение общественного отношения.

Литература – изобразительно-выразительный вид искусства.
Специфика литературы очень долго не осознавалась и принимала вид искусства, бывшего лидером в системе искусств. В античности это была скульптура, в средние века – архитектура, в эпоху Возрождения – живопись, в эпоху классицизма – театр, в XX веке – кино. Только в конце XVIII – начале XIX века литература вступила в свои права и начала занимать ведущее место в системе искусств (литературоцентризм). Литература становится универсальным видом искусства. В конце XVIII века была осмыслена специфика литературы (В.Э. Лессинг в своей статье «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии»). «Своеобразие литературы определяется не волей художника, а самой природой художественного слова» (Лессинг).
^ Отличия литературы от живописи (по Лессингу):


  1. Невещественность образов. Если средства живописи – линии, краски – воспроизводят наглядный, зримый облик, слово в поэзии – условный знак, непохожий на обозначаемый им предмет. В поэзии между словом и чувственным обликом изображаемого предмета нет связи.

  2. Отсутствие зрительной наглядности позволяет литературе развернуть свои универсальные возможности, определяет многозначность образа, его смысловую насыщенность, ассоциативность. Словесное произведение в наибольшей степени передаёт субъективную реакцию человека на мир;

  3. Слово – продукт человеческой мысли, сознания. Писатель берёт слова, обладающие определённым смыслом. Он может переосмысливать значения слов. Художественная литература – единственный вид искусства, способный непосредственно воссоздать процесс мышления. Поэтому литература строит искусственную и интеллектуальную деятельность человека.

  4. Литература передаёт жизнь в динамике, развитии, действии, а не в статике, как живопись. В этом заключается превосходство поэзии. «Предмет поэзии – действие» (Гегель). Художественная речь – последовательность словесных образов, которые в своей совокупности передают жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Сюжет – система внешних и внутренних действий в произведении. Он передаёт текучесть человеческой жизни. Ретроспектива – перенос действий в прошлое. Перспектива – перенос действий в будущее. Ретардация – торможение действия. Процесс изображения помогает писателю усилить художественный эффект, вовлечь читателя в процесс сотворчества;

  5. В литературе наряду с внесловесными действиями осваивается и запечатлевается речевая деятельность людей. Объектом изображения в литературе является говорящий человек. Словесный аспект двухплановый: рассказчик (основной субъект речи) и персонаж.

  6. В любом художественном тексте существует субъект речи (тот, кому приписан текст). Автор в тексте не присутствует. Субъект речи – это не автор! Он является посредником между читателем и вымышленным художественным миром, управляет зрением читателя, подсказывает ему определённое эмоционально-сознательное отношение к изображаемому. Выбор субъекта речи очень важен для автора, но автор корректирует точку зрения своего субъекта речи.

  7. Высокая степень читательского сотворчества. Читатель – активный участник творческого процесса.


Сегодня литература, характеризующаяся своими особенностями, активно взаимодействует с другими видами искусства. Литература существует как искусство слова и входит в состав других видов искусства, как важнейший компонент: театр, кино, музыка, живопись («словесная живопись» – попытка нарисовать образ предмета). Литература была и остаётся в центре культуры.
Вопрос № 3: понятие эстетического идеала, его значение в произведении искусства.

Ответ: эстетическая сущность литературы – важнейшая её черта, показывающая, что литература осваивает мир как ценность в конкретно-чувственной форме. Поэтому все аспекты жизни получают в литературе эстетическую оценку и выражение.
^ Виды эстетических отношений:


  1. Эстетическое чувство: непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности;

  2. Эстетический вкус: способность судить о красоте, эстетическая оценка явлений действительности, индивидуальный отбор эстетических ценностей.

  3. Эстетический идеал: высший критерий эстетической оценки, основанный на представлении о красоте, совершенстве – высшей общечеловеческой ценности.


Учение о калокагатии (Древняя Греция):


  1. Гармония души и тела, внутреннего и внешнего;

  2. Проблему идеала поставил Платон;

  3. Критерии эстетической оценки связаны с вечными и неизменными идеями красоты и добра;

  4. Натур-философская характеристика: прекрасное – это вселенская гармония, красота мироздания.

  5. Школа Пифагора: 7 – числовое выражение вселенской гармонии;

  6. По Гераклиту Эфесскому, красота рождается из борьбы противоположностей, из противоречия;

  7. По Аристотелю, «художник должен создавать свой идеал, заимствуя у разных типов людей наиболее прекрасные, совершенные черты.

  8. Античная эстетика ввела принцип идеализации – возведения к образцу через очищение от всего, что не соответствует идее, и добавление всего, что следует образцу.

  9. Античная эстетика ограничивала область художественного познания изображением прекрасного. Писатель мог менять образ, устраняя недостатки и соотнося образ с идеалом.


Средневековая эстетика:


  1. Религиозный смысл идеала;

  2. Идеал – духовное явление.


Эстетика эпохи Возрождения:
Идеал – сам человек, богатство его чувств и возможностей.

Эстетика эпохи Просвещения:


  1. Соотношение идеала и действительности (правды);

  2. Расширение художественного познания;

  3. «Идеал – человек, гармонично сочетающий в себе личное и общественное, человеческое и героическое. Образы не страдают от противоречивых человеческих чувств» (В.И. Лессинг).


Конфликт между идеалом и реальной действительностью разрешается не сглаживанием противоречий, а правдивым изображением жизни в свете возможностей её развития и совершенства. «Прекрасное есть жизнь» (Г.Р. Чернышевский). Ф. Ницше обосновал идею эстетической ценности не только созидательного, но и разрушительного начала жизни.
Начала искусства по Ф. Ницше:


  1. Аполлоническое – античное понимание красоты;

  2. Дионисийское – энергия, сила, страсть, стихия.


Современная эстетика:


  1. Прекрасное – то, что соответствует мере человеческого рода;

  2. Эстетический идеал находит своё высшее воплощение в искусстве;

  3. Искусство реализует основное назначение прекрасного: бескорыстное духовное наслаждение красотой.


Эстетический идеал очень значим для писателя, так как в его свете писатель оценивает все явления жизни. Эстетический идеал наиболее ярко раскрывает авторскую позицию.
^ Формы эстетического идеала в литературном произведении:


  1. Положительные герои (персонификация идеала – протагонист). Важно, чтобы положительные герои не были статичными;

  2. Неперсонифицированный эстетический идеал – весь образный строй произведения. Авторский идеал реализуется через конфликт, сюжет, идейно-эстетический пафос;

  3. Принцип «от противного» - изображение безобразного. Используется в сатирических произведениях. Смех – выразитель авторского идеала. Теория бесконфликтности: столкновение хорошего с лучшим.


^ Эстетические категории:


  1. Безобразное – не соответствует мере человеческого рода. Эстетика безобразного складывалась веками. В ней выразились отрицательные эмоции человека: страх перед Хаосом, стихиями Природы, отвращение к порокам, злу. Эстетизация безобразного проявилась в эстетике модернизма. Безобразное создаёт поэтику контраста, определяет гармонию, своеобразное равновесие жизни и смерти, хаоса и космоса. «Художник должен сквозь тлен и безобразие видеть прекрасное. В искусстве смерти нет» (Бодлер);

  2. Возвышенное – превышающее меру человеческого рода, высшая мера предметов и явлений. Явления, в которых выражены идеи бесконечности (Вселенная, Бог, дух), вызывают возвышенные чувства;

  3. Низменное – ниже нравственных норм поведения, меры человеческого рода. Эстетическое отрицание человеческих пороков;

  4. Трагическое – отношение к смерти и страданиям человека. Формируется в символике похоронного обряда: сочувствие, сострадание к мукам, признание ценности дела умершего. Связано с возвышенным, но может воплощаться в форме безобразного;

  5. Комическое – отношение к рождению, жизни. В Древней Греции существовали «коммосы», в которых высмеивались телесные и духовные недостатки уважаемых людей, чтобы отогнать от них нечистую силу. Смех основывался на противоречиях между видимым и сущностью, высоким и низким, истинным и ложным.


Вопрос № 4: вымысел и его роль в создании литературного произведения.

Ответ: важнейшей чертой, отличающей литературу как вид искусства, является особая роль воображения. Воображение необходимо в любом творческом процессе, но именно в искусстве оно превращается в художественный вымысел, представляющий собой целеустремлённую творческую работу, цель которой – создание вымышленной, вероятной модели бытия, мира. В этом отношении художественность без вымысла невозможна.

Научный текст определяется реальным положением дел и даёт достоверное знание о данном явлении. Художественный текст предполагает недостоверное знание. Поэт создаёт условно-фантастическую картину. Отходя от жизненной правды, художник достигает правды художественной. В отличие от научного понятия, содержание которого может быть только реальным, достоверным, доказанным опытом, художественный образ создаётся на основе вымысла или условного допущения.

Историческое становление вымысла протекало медленно, в форме домысливания мифов (античная трагедия) и исторических преданий. В эпоху Возрождения широко использовались античные сюжеты, которые домысливались и трансформировались автором на основе предшественников. В отличие от Западной Европы, авторы древнерусской литературы до XVII века мыслили себя как хранители преданий, но не сочинители. Только в эпоху романтизма вымысел начинает осознаваться как важнейшая черта поэзии, неотъемлемая черта литературы. Вымысел проявляет талант писателя. Для писателей воображение – условие художественного таланта. Вымысел имеет ряд важнейших функций в искусстве.
^ Функции вымысла:


  1. Миромоделирующая: универсальный способ художественного обобщения. Чтобы за поверхностью событий разглядеть смысл и сделать его очевидным, соединяя рассеянные в жизни случайные факты в одном образе, писатель должен отойти от достоверности и использовать вымысел. С помощью воображения художник отступает от естественного хода событий, видоизменяет жизненные обстоятельства, прибегая к художественной условности.

Условность – существенная черта литературы и искусства в целом, понимание нетождественности между изображаемым в литературном произведении и реальностью. В искусстве условно всё.

Создавая факты, которые могли бы случиться в жизни, писатель обнажает скрытые, внутренние тенденции развития жизни, отбрасывая несущественное и выделяя главное. Своеобразие художественной модели мира, создаваемой писателем, определяется степенью вымысла.
^ Формы миромоделирования:


  1. Первичная условность (жизнеподобие): создание образного мира, ориентированного на формы самой жизни. Но иллюзия тождества искусства с жизнью предполагает, что абсолютное жизнеподобие исключается самой природой искусства. Жизнеподобие характерно для реалистической литературы;

  2. Вторичная условность (фантастика): иносказательный способ обобщения, основанный на деформации жизненной реальности, намеренного отталкивания от жизнеподобия (гротеск и др.). В фантастических образах ведущая роль принадлежит эстетическому философскому началу в изображении явлений, не имеющих реальных аналогий в жизни. Фантастика активно развивается в сложные, переходные литературные эпохи.




  1. Познавательная (эвристическая): с помощью вымысла художник предвосхищает познание жизни. На основе своего знания и понимания жизни писатель создаёт факты, которые могли бы закономерно случиться в действительности. Эффективность работы творческой фантазии зависит от жизненного опыта писателя, который складывается не только из лично пережитого, но и из косвенного опыта. Чем шире, богаче жизненные наблюдения писателя, чем глубже его жизненные познания, тем ярче вымысел раскрывает объективную правду жизни. Художественная правда, раскрываемая в литературном произведении, не тождественна жизненной правде, поэтому в литературе возможно то, что недопустимо в науке (фактические ошибки).


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Литературоведение как наука о художественной литературе. Состав литературоведения, его взаимосвязь с другими науками iconПолитология как наука, её взаимосвязь с другими общественными науками
Политология – одна из важнейших дисциплин социально-гуманитарного цикла, которые изучают общество, процессы происходящие в нём и...
Литературоведение как наука о художественной литературе. Состав литературоведения, его взаимосвязь с другими науками iconЭкзамен 2011/2012 учебный год Кафедра судебных экспертиз «Введение...
Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные дисциплины. Литературоведение в ряду других гуманитарных наук
Литературоведение как наука о художественной литературе. Состав литературоведения, его взаимосвязь с другими науками iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Взаимосвязь социологии права с другими науками. Взаимосвязь общей социологии с общей теорией права
Литературоведение как наука о художественной литературе. Состав литературоведения, его взаимосвязь с другими науками icon1. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы...
Лярная биология, цитология, морфология, экология и пр.), разные царства (ботаника, зоология), различающихся предметом рассмотрения...
Литературоведение как наука о художественной литературе. Состав литературоведения, его взаимосвязь с другими науками iconВопросы к экзамену (зачету) Статистика Статистика как наука и предмет...
Понятие «социальная статистика» и взаимосвязь социальной статистики с другими науками
Литературоведение как наука о художественной литературе. Состав литературоведения, его взаимосвязь с другими науками iconТема Сравнительное правоведение как наука и учебная
Соотношение сравнительного правоведения с другими гуманитарными правовыми науками
Литературоведение как наука о художественной литературе. Состав литературоведения, его взаимосвязь с другими науками iconПримерный перечень вопросов к зачету
Предмет, объект, задачи науки «права человека». Взаимосвязь прав человека как науки с другими науками
Литературоведение как наука о художественной литературе. Состав литературоведения, его взаимосвязь с другими науками iconВопросы для контроля по дисциплине «Экономический анализ»
Место эа в управлении. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками Этапы развития эа
Литературоведение как наука о художественной литературе. Состав литературоведения, его взаимосвязь с другими науками iconПрограмма курса «Психология и педагогика» для студентов специальностей
Тема Предмет психологии, ее методология, взаимосвязь с педагогикой и другими науками
Литературоведение как наука о художественной литературе. Состав литературоведения, его взаимосвязь с другими науками iconЗа курс основного «общего» образования по биологии 9 класс
Биология как наука, её достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница