А. В. Маркин Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики


Скачать 474.21 Kb.
НазваниеА. В. Маркин Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики
страница1/5
Дата публикации31.03.2013
Размер474.21 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5




А.В. Маркин

Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики


  1. Рабочая программа










Содержание лекций

Контроль самостоятельной работы

Рекомендуемый график чтения



15 – 21.02

Введение

Предварительное собеседование

1.Эдмон Гонкур, Жюль Гонкур. Жермини Ласерте (про несчастную служанку)



22 – 28.02

Французская литература 1870 – 1890-х.

Предварительное собеседование

^ 2.Эмиль Золя. Тереза Ракен (про утопленника).




1 – 7.03

Английская литература 1870 – 1890-х.




^ 3.Ги де Мопассан. Пышка. (про голодную шлюху)

4.Милый друг. (про распиздяя)



8 – 14.03

Ибсен




^ 5.Томас Гарди. Тэсс из рода д’Эрбервиллей (про девушку, которая много раз женится)

6.Генри Джеймс. Дэзи Миллер. (про ветреную американку)

7.Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея. (про влюбленность в самого себя)

8.Идеальный муж. (про шантаж министра)



15 – 21.03

Французская поэзия 1870 – 1890-х гг.




^ 9.Хенрик Ибсен. Кукольный дом. (про шантаж семейной пары)

10.Роберт Льюис Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. (про раздвоение личности)

10.Морис Метерлинк. Непрошеная.



21 – 28.03

Символизм




12.Лирика Поля Верлена, Артюра Рембо, 13.Стефана Малларме



29.03 – 4.04

Ницше

Контрольная работа по текстам № 1

14.Киплинг. Стихотворения.

^ 15.Джозеф Конрад. Сердце тьмы. (про путешествие на корабле)

16.Герберт Джордж Уэллс. Машина времени. (про будущее)

17.Джордж Бернард Шоу. Пигмалион. (про служанку, которая стала леди)



5 – 11.04

Неоромантизм




^ 18.Марсель Пруст. В сторону Свана. (про жизнь Марселя)



12 – 18.04

Английские сатирики. Уэллс, Шоу




^ 19.Джеймс Джойс. Улисс (ИЛ. 1989. № 1–12). (5–6 эпизодов.) (про гонения евреев)



19 – 25.04

Модернизм. Пруст




^ 20.Франц Кафка. Процесс. (про социальное сумасшествие)



26.04 – 2.05

Джойс

Срок сдачи творческой работы

^ 21.Франц Кафка. Превращение. (про инвалидство)

22.Томас Манн. Смерть в Венеции.

(про педофила)



3.05 – 9.05

Кафка




^ 23.Томас Манн. Волшебная гора. (про больницу на горе)




10 – 16.05

Интеллектуальный роман

Срок сдачи самостоятельной работы

^ 23.Герман Гессе. Степной волк. (про волка и человека в одном лицу)



17 – 23.05

Идеи национализма в литературе. Американская литература рубежа веков

Контрольная работа по текстам № 2

^ 24.Амброз Бирс. Случай на мосту через Совиный ручей. (про спасение после повешания)

25.Кнут Гамсун. Пан. (лесного человека)


















  1. Система отчетности.

Оценка работы студента осуществляется на основе учета рейтинговых баллов по результатам текущего и итогового контроля. Для получения оценки «отлично» необходимо набрать не менее 81 балла, для получения оценки «хорошо» достаточно набрать 61 балл, оценки «удовлетворительно» (на филологическом факультете – зачет) – 41 балл. Текущий контроль включает в себя две контрольные работы по текстам, самостоятельную работу и творческую работу. Итоговый контроль включает в себя итоговую контрольную работу и собеседование по программе курса.


  1. Контрольные работы по текстам (КРТ).

Специфика историко-литературного курса состоит в том, что условием выполнения его программы является прочтение довольно большого количества произведений. Кроме того, важно, чтобы произведения были прочитаны своевременно. Поэтому студентам предлагается понедельный график чтения, учитывающий объем и сложность произведений, входящих в список обязательного чтения. Проверка знания произведений осуществляется в форме контрольных работ (КРТ). Приблизительная дата проведения первой КРТ – последняя неделя марта – первая неделя апреля. Вопросы в контрольной будут по произведениям братьев Гонкур, Золя, Мопассана, Гарди, Джеймса, Уайльда, Ибсена, Стивенсона, Метерлинка. Вторая контрольная работа по произведениям Конрада, Уэллса, Шоу, Пруста, Джойса, Кафки, Томаса Манна, Гессе, Бирса и Гамсуна будет проведена в конце семестра (приблизительно в третью неделю мая). Максимальная сумма баллов за каждую КРТ – 25. В обеих КРТ вопросы могут формулироваться в закрытой и открытой форме. Задание может состоять в том, чтобы по фрагменту опознать произведение, правильно определить время и место действия, перечислить главных героев и т.д.


  1. Самостоятельная работа (СР).

Выполнение СР не является обязательным. Студенты допускаются к выполнению заданий СР при условии успешного прохождения предварительного собеседования. Назначение собеседования – определение степени готовности студента к выполнению заданий повышенной сложности.

СР включает три вопроса различного характера. Это могут быть 1) общие вопросы по основным категориям и концептам литературы ХХ века; 2) вопросы на установление соотношения между основными категориями и концептами литературы ХХ века и конкретными произведениями; 3) вопросы по творчеству определенного автора, предполагающие характеристику его стиля, мотивов его творчества и т.п.; 4) вопросы по отдельным произведениям, предполагающие общий анализ их поэтики или соотношения с культурно-историческим и идеологическим фоном.

Можно ответить на все три вопроса, можно на два, на один, можно вовсе не отвечать. Каждый ответ оценивается отдельно. Оценка «отлично» за ответ дает 10 баллов, оценка «хорошо» - 7 баллов, оценка «удовлетворительно» – 4 балла. За СР, таким образом, можно получить до 30 баллов.

Последний срок представления СР – вторая неделя мая.

При выполнении СР должны соблюдаться определенные требования.

Ответы, в которых будут выявлены незакавыченные цитаты, проверяться не будут, так как такие ответы не являются самостоятельными.

Работа должна быть вычитана. Невычитанные работы не рассматриваются.

Ответ на каждый вопрос не должен превышать одной страницы (А4, кегль 12, 1,5 интервала). Ответы, значительно превышающие объем, проверяться не будут.

В каждом ответе должны быть цитаты не менее чем из двух источников. Цитаты должны быть в кавычках, источник цитаты должен быть указан (автор, название, год издания, страница). Если цитируются материалы, размещенные в сети Интернет, должны быть указаны автор, название работы, электронный адрес. Цитировать тексты, автор которых не указан, нельзя.

Ответ не должен состоять только из цитат.

Ответ должен быть связным.

Перед началом работы студент должен удостовериться, что правильно понимает все слова, входящие в название темы. Определения терминов можно найти в лекциях, литературоведческих словарях (рекомендуется «Литературная энциклопедия терминов и понятий»). При этом определение термина не нужно включать в работу. Необходимым условием выполнения задания является чтение тех произведений, которые упомянуты в задании или знакомство с которыми предполагается его формулировкой.

В ответе не должно быть ничего лишнего. Не надо писать о том, когда писатель родился, где он жил, какие произведения написал, как о нем отзывалась критика, если это не предусмотрено формулировкой темы.


  1. Творческая работа (ТР)

Выполнение ТР, как и выполнение СР, не является обязательным. Условием допуска к выполнению ТР также является успешное прохождение предварительного собеседования.

ТР - свободное рассуждение в рамках предложенной темы.

Простейшим образцом ТР является школьное сочинение. Отправным пунктом для рассуждения должно быть произведение или ряд произведений из числа рассматриваемых в рамках курса (не обязательно те, которые входят в обязательный список). Допустимы какие угодно сопоставления. В предлагаемом списке темы ТР только намечены: конкретная формулировка должна определяться на консультации. Основное направление мысли не обязательно должно быть литературоведческим, оно может быть историческим, социологическим, психологическим, философским. Форма работы, ее логика, аргументация выстраиваются студентом самостоятельно. Могут быть использованы известные студенту жанры журналистики: обзор материалов по теме, интервью, комментарий и т.п. Ни в коем случае не следует сочинять что-нибудь вроде «интервью» у давно умершего писателя или у его героев. Вообще не следует пытаться писать художественную прозу, поскольку это резко повышает уровень требований к сочинению.

В работе такого рода ценится оригинальность, проявление творческих способностей, широта кругозора, стиль. Важно, чтобы выводы не были очевидны с самого начала. Можно подумать об эффектном эпиграфе.

В ТР использование учебной и научной литературы не обязательно, но если возникнет потребность, литературу можно найти в списке литературы для самостоятельной работы.

Работы, в которых будут выявлены не взятые в кавычки и не атрибутированные цитаты, проверяться не будут, так как такие работы не являются творческими. Работа должна быть вычитана. Невычитанные работы не рассматриваются.

За творческую работу можно получить до 20 баллов (уд. – 10 б., хор. – 15 б., отл. – 20 б.). Объем – 4 – 6 страниц.

Творческая работа должна быть сдана до конца апреля.


  1. Темы творческих работ




  • Проза братьев Гонкур и живопись импрессионизма.

  • Новелла Мопассана «Орля», «Призраки» Тургенева и «Черный монах» Чехова: сопоставительный анализ.

  • Любовный сюжет в новеллах Мопассана.

  • Тема безумия в литературе рубежа веков (Золя, Мопассан, Ибсен, Томас Манн и др.).

  • Тема болезни в литературе рубежа веков (Золя, Мопассан, Ибсен, Ницше, Пруст, Жид, Кафка, Томас Манн и др.).

  • Женщины в пьесах Ибсена.

  • Ибсеновские мотивы и темы у Чехова.

  • «Юность – это возмездие». Поздний Ибсен.

  • Бюргеры и художники. По произведениям Ибсена и Томаса Манна.

  • Страхи викторианской культуры.

  • Детские образы в новеллах Генри Джеймса.

  • Образы американских подростков в произведениях Генри Джеймса и Марка Твена.

  • «Дэзи Миллер» Генри Джеймса и «Ася» Тургенева: сопоставительный анализ.

  • Дэзи Миллер и другие «американские девушки».

  • Прокомментируйте фразу сэра Генри из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»: «Только пустые, ограниченные люди не судят по внешности. Подлинная тайна заключена в зримом, а не в сокровенном».

  • Серьезное и несерьезное в комедиях Оскара Уайльда.

  • Остроумие Оскара Уайльда.

  • Женщины в произведениях Уайльда.

  • Дети и взрослые в романе «Остров сокровищ».

  • Мифологизация науки в викторианской литературе (Стивенсон, Уэллс, Конан Дойл и др.).

  • Судьба Рембо: варианты интерпретации.

  • Тема любви-ненависти в произведениях Кнута Гамсуна.

  • Тема «сердца тьмы» в произведениях Конрада.

  • Детское и взрослое в произведениях Киплинга для детей («Сказки» и «Книги Джунглей»).

  • Люди и животные в произведениях Киплинга, Уэллса, Гессе, Джека Лондона.

  • Тема встречи культур в произведениях Киплинга.

  • Элои, морлоки и опыт ХХ века.

  • Уэллс и Булгаков («Остров доктора Моро» и «Собачье сердце»).

  • «Преступление» в художественном мире детективной новеллы Конан Дойла.

  • Метафоры Преступного Мира (Уайльд, Стивенсон, Конан Дойл)

  • Авантюра дискурса в детективной новелле: фабула Уотсона, фабула Холмса, фабула преступника.

  • Мужчины и женщины в комедиях Шоу.

  • Лингвистическая утопия доктора Хиггинса.

  • Цивилизация и культура в пьесе Шоу «Цезарь и Клеопатра».

  • Своеобразие решения темы любви в романе Пруста «В поисках утраченного времени».

  • Тема ревности в романе Пруста “В поисках утраченного времени”.

  • Тема снобизма в романе Пруста.

  • Буржуа и аристократы в романе Пруста.

  • Музыка в художественно-эстетических концепциях писателей конца XIX и начала ХХ века.

  • Музыка Адриана Леверкюна.

  • Паломничество Германа Гессе в Страну Востока.

  • Йозеф Кнехт и доктор Живаго.

  • Образы американцев в европейской литературе XIX – XX веков.

  • Тема культуры в романе Джека Лондона «Мартин Иден».

  • Амброз Бирс и «эстетика триллера».

  • «Посреди жизни пребываем мы в смерти…» Об Амброзе Бирсе.

  • Криминально-комическая эпопея и ее место в искусстве ХХ века. О. Генри, Исаак Бабель, Ильф и Петров и другие.




  1. Итоговая контрольная работа (ИКР).

Экзамен по курсу проводится в два этапа. Первый этап – это письменная итоговая контрольная работа. В задании будет около 25 вопросов в закрытой и открытой форме. Цель ИКР, главным образом, – проверка фактических знаний студентов в пределах программы. В задании будут, во-первых, вопросы на конкретное знание текста. Задания на конкретное знание текста будут только по тем произведениям, которые включены в обязательный минимум. Вопросы по текстам будут аналогичны тем, которые включены в семестровые КРТ. Во-вторых, значительная часть вопросов – это проверка конкретных историко-литературных знаний. Студент должен представлять себе содержание основных историко-литературных категорий (натурализм, символизм, модернизм, авангардизм и т.п.); круг авторов, представляющих в данную эпоху ту или иную литературу; основную проблематику и круг произведений тех или иных писателей; иметь представление о важнейших литературных репутациях. Проверяться будет необходимый минимум фактических знаний в объеме программы. Для подготовки к ИКР достаточно учебника и лекционного материала. При этом ИКР не характеризует ни способность к творческой работе, ни способности мышления и самостоятельной интерпретации материала. Для этого предусмотрены другие формы работы, которые выполняются в течение семестра.

За ИКР можно получить до 50 баллов, в зависимости от количества правильных ответов на закрытые вопросы и качества ответов на открытые вопросы. Баллы, полученные за ИКР, добавляются к тем, которые были получены в течение семестра. По сумме баллов выставляется предварительная оценка, которая может быть внесена в ведомость и в зачетную книжку, если студент посчитает эту оценку достаточной. Баллы, которых студенту не хватает для получения желаемой оценки, могут быть получены по результатам собеседования по дополнительным вопросам.


  1. Основная учебная литература по курсу


^ Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.

Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.

Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. В 2-х т. М., 2007.

Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 1996.

Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.


  1. Обязательный минимум к ИКР

9.1. Общие вопросы в итоговой контрольной работе возможны по следующим разделам курса
По учебнику «Зарубежная литература ХХ века» под ред. Л.Г. Андреева (М., 1996):

1.      Западноевропейская «новая драма»

2.      Французская поэзия конца XIX – начала ХХ века

3.      Жанр «романа-реки» во французской литературе

4.      «Интеллектуальный роман»

5.      Австрийский лиро-мифологический эпос

6.      От викторианства к ХХ веку

7.      Модернизм в Великобритании

 

По учебнику «Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века» под ред. В.М. Толмачева (М., 2003):

8.      Рубеж XIX –ХХ веков как историко-литературное и культурологическое явление

9.      Натурализм

10. Натурализм во Франции и творчество Эмиля Золя

11. «Новая драма».

12. Типология символизма

13. Символизм во французской и бельгийской поэзии

14. Драматургия символизма и творчество М. Метерлинка

15. Французский роман: от Ж.К. Гюисманса до М. Пруста

16. Оскар Уайльд и символизм в Англии

17. Английский роман: от Т. Харди до Д.Г. Лоренса

18. Неоромантизм и английская литература начала ХХ века

19. Скандинавский роман конца XIX века и творчество Кнута Гамсуна

20. Творчество братьев Манн и немецкая литература начала ХХ века

21. Американский роман: от Джеймса к Драйзеру

 

По учебнику «Зарубежная литература ХХ века» под ред. В.М. Толмачева (М., 2003):

22. Где искать ХХ век?

23. Горизонты европейского авангарда

24. Франц Кафка

25. Модернистский роман Великобритании

 

9.2. Авторы, по творчеству которых возможны общие вопросы в итоговой контрольной работе

 

1.      Эдмон Гонкур, Жюль Гонкур

2.      Эмиль Золя.

3.      Ги де Мопассан

4.      Хенрик Ибсен.

5.      Томас Гарди

6.      Генри Джеймс

7.      Оскар Уайльд.

8.      Роберт Льюис Стивенсон.

9.      Стефан Малларме

10. Морис Метерлинк.

11. Фридрих Ницше

12. Кнут Гамсун.

13. Редьярд Киплинг

14. Джозеф Конрад.

15. Герберт Джордж Уэллс.

16. Джордж Бернард Шоу.

17. Марсель Пруст.

18. Джеймс Джойс.

19. Франц Кафка.

20. Томас Манн.

21. Герман Гессе.

22. Марк Твен

23. Амброз Бирс

 

9.3. Основные литературоведческие понятия и проблемы историко-литературного процесса, вопросы по которым могут быть включены в задание итоговой контрольной работы

Декаданс

Викторианство

Импрессионизм

Натурализм

«Эстетизм»

Авангардизм

Символизм

Неоромантизм

Футуризм

Экспрессионизм

Модернизм

«Поток сознания»

«Почвеннические» и националистические настроения в литературе рубежа веков

Проблема «католического возрождения»

«Интеллектуальный роман», «роман культуры»


  1. Собеседование по дополнительным вопросам.


Собеседование по дополнительным вопросам – второй этап экзамена. Оно проводится в почти традиционной экзаменационной форме. Студент получает билет, в который включены пять вопросов из программы курса, и после подготовки отвечает. Каждый ответ оценивается отдельно. Оценка «отлично» за ответ дает 10 баллов, оценка «хорошо» - 7 баллов, оценка «удовлетворительно» – 4 балла. Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.


  1. Программа курса (формулировки в основном совпадают с формулировками вопросов самостоятельных работ и дополнительных вопросов к экзамену)

  1   2   3   4   5

Похожие:

А. В. Маркин Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики iconА. В. Маркин Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического...
Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики
А. В. Маркин Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики iconПрограмма данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная...
Печатается по решению методической комиссии факультета ргф ивановского государственного университета
А. В. Маркин Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики iconПрограмма образовательной школы медиакоммуникаций «Живые мысли»
...
А. В. Маркин Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики iconАрхетип грешницы в русской литературе конца XIX начала XX века
Работа выполнена на кафедре истории русской литературы XX века филологического факультета Московского государственного университета...
А. В. Маркин Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики iconИстория российской журналистики
Н. В. Жилякова, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики факультета журналистики Томского государственного...
А. В. Маркин Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики icon3 курс
Проректор по учебной работе Ищенко Е. Н. Декан факультета журналистики Тулупов В. В
А. В. Маркин Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики iconКурс Общежитие Комната Аксененко Валентина Александровна 2
Предоставлено место в общежитии на 2012 - 2013 учебный год следующим обучающимся филологического факультета
А. В. Маркин Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики iconМетодические рекомендации к лабораторным занятиям для студентов стоматологического...
«Клиническая патология орофациальной области и шеи» профессор Зиновьев А. С., профессор Кононов А. В. и доцент Костерина Л. Д., регламентируется...
А. В. Маркин Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики iconЗарубежная литература 20 века
Модернизм охватывает литературу первой половины 20 века и затем постмодернизм (век постмодернизма длится и по сей день)
А. В. Маркин Зарубежная литература ХХ века (часть 1) III курс филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики iconРасписание занятий филологического факультета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница