Программа введение модуль Основные линии развития русской литературы в 18 веке


Скачать 114.14 Kb.
НазваниеПрограмма введение модуль Основные линии развития русской литературы в 18 веке
Дата публикации02.04.2013
Размер114.14 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Литература > Программа
ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

Модуль 1. Основные линии развития русской литературы в 18 веке.

Комплексная цель: на широком историко–литературном материале – от возникновения русской литературы до современности - продемонстрировать место рассматриваемого периода в истории русской литературы, основные идейные и художественные связи литературы 18 века с литературой предшествующей и последующей; познакомить студентов с общими законами культурного развития; научить рассматривать каждое явление в общекультурном контексте; предостеречь от узко-национального подхода к материалу.

В рамках данной темы рассматриваются процессы, свойственные всему пространству русской (вероятно, не только русской) литературы, но особенно ярко проявившиеся в восемнадцатом столетии.

-Постепенное ускорение развития, объясняемое как общей тенденцией, так и позицией «догоняющего», характерной для русской культуры данного периода.

-Усиление личностного начала (в двух проявлениях – как интерес к личности героя и как отражение в тексте авторской личности).

-Расширение сектора свободы, проявляющееся в отказе от средневековых канонов.

-Расширение мирового опыта, реализующегося в общеевропейских контактах в петровскую и постпетровскую эпоху и в общемировых контактах сегодня.

-Расширение социальной среды, постепенное ведение в литературу представителей всех социальных слоев и групп, правда, пока еще без глубокой социально – психологической характеристики.

- Отказ от прямолинейной средневековой условности и дидактичности.

^ Форма подачи материала – лекционная.

Задание рубежного контроля для модуля 1: рассмотреть развитие одного из жанров, переходящих из древнерусской литературы в литературу нового времени (рукописная анонимная повесть, проповедь, пьесы школьного и придворного репертуара), исследовать, в какой мере и в какой форме в истории данного жанра проявляют себя рассмотренные в лекции процессы исторического развития.

Требования к выполнению задания: необходимо представить работу, содержащую сравнительный анализ двух текстов, один из которых относится к 17 веку, а другой – к 18. Сопоставление должно производиться с точки зрения основных линий развития. Объем - 3-4 страницы. Работа считается выполненной, если рассмотрены три из названных выше линий развития.

Литература.

Лихачев Д.С. Прогрессивные линии развития русской литературы // О прогрессе в литературе. Л., 1976.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Кулакова Л.И. Очерки по истории эстетической мысли 18 века. Л., 1968.

^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА
Модуль 2. Литература первой трети века (петровская эпоха)

Комплексная цель: Продемонстрировать амбивалентность идущих в литературе процессов: распространение барокко, «захват» практически всех жанров, достижение им высшей точки развития – и одновременно зарождение внутри барокко классицистических идей; показать, как рамка Вселенной, характерная для барокко, сменяется рамкой государства и мысль о судьбе человека на фоне вечности сменяется идеей служения государству.
Тема 1. Панегирическая литература петровской эпохи: школьный театр,

проповедь, панегирические вирши.

Жанры панегирические и «частные».

Панегирические жанры в связи с паратеатральными зрелищами (триумфальными шествиями и другими действами). Художественное время, организация пространства и система персонажей пьес школьного репертуара, их эволюция и типология.

Тематика панегирических виршей, обретение ими собственной поэтики.

Политическая направленность проповедей Феофана Прокоповича. Риторические приемы в проповедях.

Тема 2. «Частная» литература петровской эпохи.

Рукописные анонимные повести как отражение возросшего интереса к человеческой личности. Эволюция жанра по сравнению с бытовыми повестями 17 века. Проблема «герой и общество» в повестях. Новая историческая действительность в них. Тема любви и внутреннего совершенствования в «Повести о Василии Кариотском» и «Повести об Александре, российском дворянине».

Любовные вирши: любовь как сладостное и трагическое чувство. Поэтические средства, используемые для выражения внутреннего мира человека.

Авантюрный характер пьес публичного театра. Появление пьесевопейского репертуара.

Барочные и предклассицистические черты в произведениях различных жанров.

Для тем 1, 2 форма подачи материала – лекционная. К модулю 1 относится также практическое занятие 1 «Культура петровской эпохи – закономерный этап развития или результат чуждого влияния?» (см. темы практических занятий).

Тексты для чтения в модуле2. Повесть о Василии Кариотском. Повесть об Александре. Несколько образцов панегирических и любовных виршей (по выбору студента). Одна из проповедей Феофана Прокоповича (по выбору). Трагедокомедия Феофана Прокоповича «Владимир», Пьесы Федора Журовского «Слава российская» и «Слава печальная». Одна из пьес школьного репертуара на выбор (в добавление к указанным выше).

^ Дополнительную научную литературу смотри в конце основной части программы, по окончании раздела «Основные этапы развития русской литературы 18 века»!

Задания рубежного контроля к модулю 1.

Вопросы предполагают ответ, состоящий из нескольких предложений. Тема засчитывается, если студент отвечает верно на 7-8 вопросов из 10.

  1. Каковы источники и предпосылки появления панегирических виршей?

  2. В какой мере любовные вирши связаны с европейской традицией?

  3. Как художественное пространство и время в школьных пьесах отражают барочные представления о мире?

  4. В чем особенности системы персонажей школьных пьес?

  5. Каковы композиционные особенности проповедей Прокоповича?

  6. Как использованы Прокоповичем традиции древнерусской проповеди?

  7. Почему отношение русских зрителей к репертуару публичного театра было отрицательным?

  8. Какой предстает судьба человека в анонимных повестях?

  9. Каковы критерии оценки человека в повестях?

  10. Каким предстает отношения человека к государству в повестях и панегирических виршах (сравните)?


Модуль 3. Литература русского классицизма.

Тема 1 . Становление жанровой системы классицизма в творчестве Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского.

Становление и эволюция жанра сатиры у Кантемира. Роль переводов и эпиграмм в этом процессе. Попытка писателя улучшить силлабическую систему стихосложения («Письмо Харитона Макентина»). Переработка в соответствии с новыми идеями первых сатир.

Творчество Тредиаковского как экспериментальное пространство в русской литературе. Разнообразие жанров. Переводы. Теоретические работы: реформа стихосложения, изменение представлений о литературном языке и поэтических средствах. Классицизм Тредиаковского.

Тема 2. Эволюция жанра торжественной оды в русском классицизме.

От первых опытов в жанре приветственных стихов в творчестве Тредиаковского к «регулярной» торжественной оде.

Тематика и поэтика торжественной оды Ломоносова. Композиция, точка зрения адресанта, отношения адресата и адресанта, фигуры и тропы. Метафора как главный троп в его одах.

Державин как разрушитель жанра оды. Изменение отношений адресата и адресанта. Принадлежность адресата всем сферам бытия, адресанта – только быту. Пейзаж, натюрморт, бытовые детали в торжественной оде Державина и их функции.

Торжественная ода в последней трети века.

Ода как главный жанр русского классицизма.

Тема 3. Философская ода в русской литературе.

Деизм Ломоносова и его отражение в философской оде. Бог как демиург, человек как песчинка и одновременно как познающее сознание. Гипербола и ее функция в этом жанре.

Новые отношения между человеком и творцом в философских одах Державина. Человеческая душа как частичка Творца. Новые ценности в «деревенских» стихах.

Развитие анакреонтической и нравоучительной оды в последней трети века.

Тема 4. Русская классицистическая трагедия.

Путь А.Сумарокова к жанру трагедии. Песни и притча как подготовительный материал. Драматизм внутреннего конфликта в песнях. Социальное противостояние в сумароковских притчах.

Эволюция трагедийного конфликта: от борьбы долга и страсти к противостоянию с тираном, в душе которого страсть подчинила себе долг. Два периода «трагедийного» творчества Сумарокова.

Последующая эволюция русской трагедии. Трагедия Я.Княжнина в ее отношении к сумароковской трагедии.

^ Самостоятельно изучается реформа стихосложения Ломоносова и его стилистическая теория.

Для тем 1-4 форма подачи – лекционная. К модулю 2 относится также практическое занятие 2 «Философские и эстетические основы характеристики русского классицизма» (см.темы практических занятий).

Тексты для чтения к модулю 2.

Антиох Кантемир. Две сатиры (по выбору студента).

Василий Тредиаковский. Несколько произведений малых жанров.

Михаил Ломоносов.Две торжественные оды ( по выбору студента). Ода,

выбранная из Иова. Вечернее размышление о божьем величестве.

Утреннее размышление о божьем величестве. О пользе книг церковных в

российском языке. Риторика.

Гавриил Державин. Две торжественные оды по выбору студента. Бог. Водопад. Евгению. Жизнь званская.приглашение к обеду.

Александр Сумароков. Две трагедии разных периодов (по выбору студента). Наставление хотящим быть писателями.

Яков Княжнин. Вадим Новгородский.

^ Дополнительную научную литературу смотри после основной части программы, по окончании раздела «Основные этапы развития русской литературы 18 века»!

Задания рубежного контроля к модулю 3

Вопросы предполагают связный ответ из трех-четырех предложений. Тема может быть засчитана, если студент дает верный ответ на 7 – 8 вопросов.

1.Какова роль Кантемира и Тредиаковского в становлении жанровой системы русского классицизма?

2.Дайте определение жанра торжественной оды.

3.Каковы отношения между адресатом и адресантом в торжественной оде Ломоносова?

4. Какие сферы бытия представлены в торжественной оде Державина?

5.В чем сущность деизма, как это философское учение отражено в духовных одах Ломоносова?

6.Как изображены отношения человека в духовных одах Державина?

7.В чем различие духовной и анакреонтической оды?

8.Каков конфликт в трагедиях Сумарокова первого периода?

9.В чем своеобразие трагедий Сумарокова второго периода?

10.Каковы главные жанры русского классицизма, с чем связаны именно такие предпочтения русских автторов?
Модуль 4. Литература последней трети века. Разрушение русского классицизма.

Тема 1. Журнальная сатира 60 – 70-х гг.

Журнальная сатира как явление политическое и художественное. Причины ее появления. Разнообразие издаваемых журналов. Журналы Н.И.Новикова. Просветительский идеал и масонские идеи в них. Разнообразие малых сатирических жанров в изданиях Новикова. Полемика о сатире между «Трутнем» и «Всякой всячиной». Роль сатирических журналов в становлении гражданского общества.

Тема 2. Жанрово-композиционное своеобразие « Путешествия из Петербурга в Москву» А.Радищева.

Мировоззрение Радищева и его отражение в произведениях различных жанров. Связи между малыми жанрами в творчестве писателя и его главным сочинением. «Путешествие…» как цельное произведение. Споры о творческом методе писатели и о жанре его главного произведения. Структура произведения. Роль вставных элементов. Система персонажей, их соотношение с образом путешественника – повествователя.

Тема 3. Комедия и комическая опера последней трети века. Серьезное и смешное в пьесах Д.Фонвизина и И.Крылова.

Комедии Сумарокова как первые образцы русской комедии.

Причины распространения комических и легких жанров. Развитие жанра комедии к концу века. Понятие о комической опере. Герои комических опер.

Фольклорное элементы. Сосуществование в рамках произведений этого жанра нравоучительного и собственно комедийного начала. Социальная направленность «Несчастья от кареты» Княжнина и «Ябеды» Капниста.

Тема 4. «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина как вершинные достижения русской драматургии 18 века. Проблематика этих произведений. Система персонажей. Характеры. Приемы создания комического. «Душеполезное» в комедиях Фонвизина.

«Подщипа» Крылова в ряду других его драматических сочинений. Сосуществование в ней обличительного и пародийного начал. Связь драматических сочинений Крылова с его лирикой, журналами и прозой. Журнал как особый жанр в его творчестве. «Почта духов»; проблематика, композиция. Раннее творчество Крылова как предтеча «басенного» периода.

Тема 5. Русский сентиментализм.

Споры о русском сентиментализме. Сентиментализм как творческий метод.

Н.Карамзин как основоположник русского сентиментализма. Соотношение лирического и эпического в его творчестве. «Бедная Лиза» как образец русского сентиментализма. Романтические элементы в других повестях писателя.

Басни, сказки и песни И.Дмитриева в связи с проблемой русского сентиментализма.

^ Самостоятельно изучается тема «Демократическая проза»: жанры,герои (М.Чулков, Ф.Эмин).

Для тем 1 – 5 форма подачи лекционная. К модулю 4 относится также практическое занятие 3 «Поэзия последней трети века» (см. темы практических занятий).

Тексты для чтения к модулю 4

Александр Сумароков. Две комедии разных периодов по выбору студента.

Материалы из журналов Николая Новикова.

Иван Богданович. Душенька.

Василий Майков. Елисей, или раздраженный Вакх.

Михаил Херасков. Россиада.

Василий Капнист. Ябеда.

Яков Княжнин. Несчастье от кареты.

Одну из комических опер на выбор – кроме перечисленных выше (лучше

всего взять образцы Попова, Аблесимова или Матинского).

Денис Фонвизин. Послание к слугам моим. Лисица – казнодей. Бригадир.

Недоросль. Вопросы. Всеобщая придворная грамматика.

Образцы малых жанров поэтов последней трети века.

Николай Карамзин. Бедная Лиза. Одна из романтических повестей. Лирика.

Иван Дмитриев. Басни. Песни. Модная жена.

Александр Радищев. Житие Ушакова. Дневник одной недели. Путешествие

из Петербурга в Москву. Вольность. Поздняя лирика.

Иван Крылов. Материалы из журнала «Почта духов». Каиб. Подщипа.

Философская лирика.

^ Дополнительную научную литературу смотри после основной части программы, по окончании раздела «Основные этапы развития русской литературы 18 века»!

Задания рубежного контроля к модулю 4

Каждый вопрос предполагает связный ответ из трех – четырех предложений. Тема может быть засчитана, если студент дал верные ответы на 7 – 8 вопросов из 10.

1.Каковы причины распространения комических и легких жанров в литературе периода?

2.В чем своеобразие жанра комической оперы?

3.Каковы основные проблемы, поднятые Фонвизиным в его комедиях?

  1. Приведите примеры разнообразных малых жанров из журналов Новикова, охарактеризуйте их.

  2. Дайте характеристику русскому сентиментализму, выделив типологические и национальные черты.

  3. Что пародирует Крылов в «Подщипе»?

  4. Каков основной композиционный принцип в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева?

  5. Покажите на материале творчества одного из поэтов последней трети века, как эволюционировала жанровая система.

  6. Назовите основные черты комической поэмы.

В чем сущность полемики о сатире между Новиковым и Екатериной? Основные монографии, посвященные литературному процессу

в 18 веке

Берков П.Н. История русской комедии 18 века. Л.,1977.

Елеонская А.С. Русская публицистика второй половины 18 века. М., 1978.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.

Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

Смирнов А.А. литературная теория русского классицизма. М., 1980.

Стенник Ю.В. Русская сатира 18 века.Л., 1985.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе 18 века. М.,

1979
Модуль 5. Русская литература 18 века как трамплин. Значение литературы периода для дальнейшего развития русской литературы. Лекция.

Занятие итоговое, в этом модуле не предполагается ни практических занятий, заданий рубежного контроля, ни специальной литературы.

Похожие:

Программа введение модуль Основные линии развития русской литературы в 18 веке icon1. Основные линии развития русской литературы, место русской литературы...
Вторая тенденция-расширение мирового опыта. Средневековая литература замкнута. Контакты средневековой лит-ры с древнерусской ограничены....
Программа введение модуль Основные линии развития русской литературы в 18 веке iconКурс «история русской литературы» Разделы учебной дисциплины
Общая характеристика русской литературы, её гуманистический пафос, художественные поиски жизнеутверждающих идеалов, высоких духовных...
Программа введение модуль Основные линии развития русской литературы в 18 веке iconРабочая программа «История русской литературы 19 века, ч. 2»
В процессе изучения «Истории русской литературы 19 века, ч. 2», включающей период 40-60-х годов 19 века, выдвигаются следующие цели...
Программа введение модуль Основные линии развития русской литературы в 18 веке iconПеречень вопросов к экзамену по истории зарубежной литературы
Основные тенденции развития зарубежной литературы 1-й пол. ХХ века (основные литературные направления, проблематика, тематическое...
Программа введение модуль Основные линии развития русской литературы в 18 веке iconПрактикум к курсу «История русской литературы ХХ века: 1920 1950-е...
Твардовского, К. Симонова и т д Практикум преследует цель дать общую картину развития поэзии 1941-1945 годов и первых послевоенных...
Программа введение модуль Основные линии развития русской литературы в 18 веке iconРабочая программа по курсу «История русской литературы (1950-1980)»...
Целью курса является формирование знаний о развитии русской литературы в условиях вступления советской цивилизации в стадию постиндустриальной...
Программа введение модуль Основные линии развития русской литературы в 18 веке iconРабочая программа для студентов IV курса филологического отделения
Программа предназначена для студентов-филологов. Она выступает частью общей программы кафедры по курсу «История русской литературы...
Программа введение модуль Основные линии развития русской литературы в 18 веке iconВопросы к экзамену по истории русской литературы 19 века (3 треть)
Периодизация истории русской литературы последней трети XIX века. Ее обоснование
Программа введение модуль Основные линии развития русской литературы в 18 веке iconВопросы по курсу истории русской литературы
Сборник стихов «Пепел» А. Белого. Структура образов. Основные мотивы. Интертекст
Программа введение модуль Основные линии развития русской литературы в 18 веке iconВопросы по курсу
Общая характеристика развития русской литературы в 1870-е годы, поколение писателей-семидесятников. Литературное народничество
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница