Готовимся к контрольной работе по русской литературе изобразительные средства (тропы)


Скачать 91.17 Kb.
НазваниеГотовимся к контрольной работе по русской литературе изобразительные средства (тропы)
Дата публикации02.04.2013
Размер91.17 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
ГОТОВИМСЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕsova1.jpg

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Изобразительные средства (тропы)
К числу изобразительных относятся стилистические средства, которые воспроизводят, имитируют, описывают явления окружающей действительности.

Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький)

Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (А.Некрасов).

^ А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Лебедев-Кумач)

Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы прояснить одно из них при помощи другого.

^ Снежная пыль столбом стоит в воздухе – сравнение выражено творительным падежом.

Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Тургенев). Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Лермонтов) – сравнительный оборот.

^ Её любовь к сыну была подобна безумию (Горький) – сравнение выражено лексически (при помощи слов «подобный», «похожий»)

Тихо прожил, тихо и умру, как в своё время высохнет и свалится лист вот с этого кустика. (И.Бунин) – сравнение выражено придаточным предложением со значением сравнения.

«Не лещи, а поросята, - говорит наш хозяин, - а вот не клюют». (И.Северянин) – отрицательное сравнение.

Метафора – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

^ Вой ветра, высокие цены, низкий поступок, горькая истина, море цветов, золото заката.

Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришвин).

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

^ В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи способностью мыслить и говорить, чувствовать.

^ Забормотал спросонок гром (Паустовский). Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (Пушкин).

Аллегория (от греч. allegoria — иносказание) – изображение отвлечённых понятий в конкретных образах. Например, хитрость изображается в образе лисы, глупость и упрямство — в образе осла. На развёрнутой аллегории построены многие басни И.А. Крылова. Некоторые аллегории носят общеязыковой характер: Пусть всегда будет солнце (пусть неизменным будет счастье).

Антитеза (antithesis) – фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей идее или единой точке зрения. (Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин).

Ирония – иносказательные слова, в которых различные явления жизни отождествляются не по смежности или сходству, а по их контрасту. Слово «ирония» применяется для обозначения насмешливого отношения к жизни. Называя нарочно. Как бы притворно, маленькое большим, глупое умным, безобразное красивым, люди выражают своё пренебрежительное, насмешливое к ним отношение.

^ Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу(о некрасивой женщине).

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в конце XVIII века, первой половине XIX века, характеризующаяся исключительностью героев и обстоятельств. Этому направлению свойственна мечтательность и идеализация реальности. Основатель направления англичанин Байрон.

^ Романтический герой – это герой, представляющий личность сложную, страстную, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Это исключительный характер в исключительных обстоятельствах.

Основные черты:

- ярко выраженная индивидуальность,

- герой вступает в конфликт с окружающими, с жизнью, с судьбой,

- герой испытывает разочарование,

- герой стремится к какому-либо идеалу,

- герой ощущает раздвоенность бытия,

- герой-бунтарь.

Реализм – направление в искусстве, ставящее целью правдивое, точное воспроизведение действительности в её типических чертах.

Признаки:

- Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

- Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

- Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

- Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.

Трагедия – драматический жанр, произведения которого отличаются остротой и непримиримостью конфликта и оканчиваются обычно гибелью героя.

Лирика – это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. В центре художественного внимания - образ-переживание. Характерные особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Самый субъективный род литературы.

Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром. Понятие лирический герой впервые было сформулировано Ю.Н. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А.А. Блока. Такому авторскому образу сопутствует лиричность, искренность, самонаблюдение, исповедальность. Не случайно в читательском сознании образ лирического героя чаще всего ассоциируется с реальной поэтической личностью.

Элегия (греч. elegeia) – жанр лирической поэзии; стихотворение грустного содержания. Устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Сожжённое письмо» А.С. Пушкина).

Строфика (от греч. strophe – поворот) – это раздел стиховедения, посвященный изучению общей композиции стихотворного текста, изучению его больших, чем стих, ритмических единиц. Существуют различные типы ритмической организации стихотворного текста и соответствующего ей интонационного и графического представления.

Строфа – отрезок стиховой речи, объединенный закономерным чередованием рифм. В русской поэзии господствуют строфы простые. Из них самая элементарная — двустишие, где строки рифмуются между собой. Самая распространенная в русском стихе строфа — четверостишие. Чаще всего используется строфа, где присутствуют две пары рифмующихся строк (всего три типа:

  • с рифмой парной — ААбб;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... Там Русью пахнет!

  • перекрестной — АбАб;

Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит
оно;
В роковом его
просторе
Много бед
погребено.

  • кольцевой — АббА).

Но вот, насытясь разрушеньем

И наглым буйством утомясь,

Нева обратно повлеклась,

Своим любуясь возмущеньем...

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - стилистическая фигура; повторение начальных звуков (звуковая анафора), слов (лексическая анафора), фраз (синтаксическая анафора) в начале смежных стихов в пределах строфы. Также: повторение каких-либо синтаксических построений в смежных строфах (строфическая анафора).

Звуковая анафора основана на аллитерациях и (или) ассонансах.И посох мой благославляю,

^ Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня. (М.В. Лермонтов)

Лексическая анафора имеет место при повторении в соседних стихах одинаковых слов.Чёрный ворон в сумраке снежном,

Сила народная,

Сила могучая -

Совесть спокойная

Правда живучая! (Н.А.Некрасов)

Синтаксическая анафора - повторение синтаксических конструкций или фраз в начале стихов в пределах одной строфы.

Я знал любовь, не мрачною тоской,

Не безнадёжным заблужденьем,

Я знал любовь прелестною мечтой,

Очарованьем, упоеньем. (А.С. Пушкин) Мне никто сокровенней не был,

Строфическая анафора основана на повторении слов или синтаксических построений в смежных строфах.

Взгляни на звёзды: много звёзд

В безмолвии ночном

Горит, блестит кругом луны

На небе голубом.

Взгляни на звёзды: между них

Милее всех одна!

За что же? Ранее встаёт,

Ярчей горит она? (Е. Баратынский)

Перифраза (или перифраз) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Перифраза - окольная речь.

Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю.Лермонтова). Царь зверей (вместо лев). Холмогорский мужик = Ломоносов. Царица ночи = луна. Туманный Альбион = Англия. Северная Венеция = Санкт-Петербург.

Метонимия - это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

^ Я три тарелки съел. (Крылов) – не сами тарелки, а то, что в них было. Всё поле охнуло. (Пушкин) – не само поле, а люди, которые там находились.

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

^ 1) Всё спит – и человек, и зверь, и птица. (Гоголь) - единственное число употребляется вместо множественного.

2) Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – множественное число вместо единственного.

^ 3) Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? – В крыше для моего семейства. (Герцен) – часть вместо целого.

4) Пуще всего береги копейку (Гоголь) – видовое название вместо родового, «копейка» вместо «деньги».

Литота – троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

Мальчик с пальчик; в двух шагах отсюда. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Некрасов); Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (Грибоедов).

Похожие:

Готовимся к контрольной работе по русской литературе изобразительные средства (тропы) iconВопросы к контрольной работе по литературе
«Преобразования необходимы, но как их исполнить, как приступить?» (Коренной вопрос русской жизни на страницах романа.)
Готовимся к контрольной работе по русской литературе изобразительные средства (тропы) iconТропы и стилистические фигуры
Тропы (греч tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы важный элемент...
Готовимся к контрольной работе по русской литературе изобразительные средства (тропы) iconВопросы и задания к контрольной работе по литературе древней руси
Историческая справка о героях «Слова о полку Игореве»: Игоре, Всеволоде, Святославе, Ярославне, хане Кончаке
Готовимся к контрольной работе по русской литературе изобразительные средства (тропы) iconВопросы к контрольной работе по литературе на тему «Романтизм. Реализм....
Романтизм как литературное направление (представители, эстетические принципы, типы литературных героев, жанры, произведения)
Готовимся к контрольной работе по русской литературе изобразительные средства (тропы) iconУчебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами...
Глушань В. М. Рабочая программа, методические указания, учебный практикум и варианты заданий к контрольной работе по курсу «Информатика»....
Готовимся к контрольной работе по русской литературе изобразительные средства (тропы) iconХудожественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения
Готовимся к контрольной работе по русской литературе изобразительные средства (тропы) iconАлексей Константинович «Печальный тропики»
В произведение содержательные (проблема, идея, тема) и формальные (форма, в которую вложено произведение, изобразительные и выразительные...
Готовимся к контрольной работе по русской литературе изобразительные средства (тропы) iconИстория русской литературы рубежа 19-20 вв
Формирование и развитие модернистских течений в русской литературе рубежа 19-20 веков
Готовимся к контрольной работе по русской литературе изобразительные средства (тропы) iconУчебная программа, методические указания и задания к контрольной...
Статистика. Учебная программа, методические указания и задания к контрольной работе
Готовимся к контрольной работе по русской литературе изобразительные средства (тропы) iconУчебная программа, методические указания и задания к контрольной...
Статистика. Учебная программа, методические указания и задания к контрольной работе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница