§ II. А. Некрасов -журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки») Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не


Скачать 228.71 Kb.
Название§ II. А. Некрасов -журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки») Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не
Дата публикации02.04.2013
Размер228.71 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
§ 4. II. А. Некрасов — -журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки»)
Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не только как национальный поэт, но и как крупнейший журналист, редактор журналов «Современник» (1847-1866) и «Отечественные записки» (1868-1877) и книгоиздатель. В его творческой биографии

эти сферы деятельности слиты так органично, что литературные оп­поненты язвительно называли его стихи «поэзией журнальных моти­вов», а ближайшие журнальные сотрудники были склонны считать, что значение его журнально-издательской деятельности «даже пре­восходит цену его собственной поэзии».

Нельзя забывать, что помимо врожденных способностей у Некра­сова-журналиста были замечательные учителя. Приехав в Петербург летом 1838 г. в свои неполные семнадцать лет, он уже в октябрьском и ноябрьском номерах «Сына Отечества» напечатал свои первые стихи, жил некоторое время в квартире редактора этого журнала Н.А. Полевого. Вспоминая в конце жизни о встречах с Полевым, Не­красов писал: «Дал мне работу, я переводил с французского, писал отзывы о театральных пьесах, о книгах, ничего о них не зная, ходил в Смирдинскую библиотеку-кабинет, бирал кое-какие материалы, и за­метки составлялись. Так я писал и сам учился».

Уже к концу 1839 г. Некрасов был вхож в редакции всех петербург­ских журналов и известен как способный журнальный работник и литературный критик, так что, когда Ф.А. Кони, основавший в начале 1840 г. новый журнал «Пантеон русского и всех европейских теат­ров», стал подыскивать себе надежного помощника по редакции, его выбор нал на Некрасова. А с осени 1840 г. иод редакцию Кони пере­шла и «Литературная газета», издававшаяся А.А. Краевским, и Не­красов становится одним из основных сотрудников обоих изданий, редактируемых Кони. Исполняя обязанности помощника редактора (заказы и сбор материалов, связь с типографией, чтение корректур и т. д.), Некрасов выступает в «Пантеоне...» и «Литературной газете» во всех литературно-журнальных жанрах: проза, поэзия, драматур­гия, критика, публицистика — под собственным именем, под псевдо­нимами (Н. Перепельский, Феоклист Онуфрич Боб, Белопяткин и др.) и анонимно.

На весенне-летний период 1841-1842 гг. Кони уехал в Москву, и помимо авторской работы для «Пантеона...» и «Литературной газе­ты» Некрасову пришлось выполнять обязанности редактора этих из­даний. Авторитетным консультантом и советчиком Некрасова в это время бывал издатель «Литературной газеты» и редактор «Отече­ственных записок» А. А. Краевский, который уже в 1841 г. привлек Некрасова к участию в своем журнале. С первого номера «Отече­ственных записок» 1843 г., оставаясь основным сотрудником крити­ческого отдела «Литературной газеты», Некрасов вместе с И. И. Па­наевым участвовал в сатирических «Литературных и журнальных заметках» В. Г. Белинского. А в отсутствие Белинского (лето 1843 г.)

Некрасов взял на себя час п. его обязанностей ио критическому отде­лу журнала Краевского.

Белинский, возглавлявший в 1840 г. литературно-критический от­дел «Литературной газеты», оценил Некрасова как журналиста го­раздо раньше, чем как поэта. В массе петербургских «журнальных рабов» критик разглядел сотрудника, который как будто от рождения владел всеми литературными жанрами и видами журнальной рабо­ты. Впоследствии, вспоминая о работе в «Литературной газете», Не­красов писал: «Отзывы мои о книгах обратили внимание Белинского, мысли наши в отзывах отличались замечательным сходством, хотя мои заметки в газете но времени часто предшествовали отзывам Белинско­го в журнале. Я сблизился с Белинским». «Поворог*к правде» — так определил сам Некрасов значение для него личного сближения с Бе­линским. Оставаясь постоянным сотрудником «Литературной газе­ты» и «Отечественных записок», Некрасов в 1843 г. активно участво­вал в литературно-критическом отделе газеты «Русский инвалид» (фельетонная рубрика «Журнальные отметки»), перешедшей под ре­дакцию Краевского. К этому времени относятся и первые опыты са­мостоятельной редакционно-издательской работы Некрасова, и пер­вые попытки организации свежих литературных сил в одном печатном органе. В моде были «копеечные» развлекательные изда­ния, и Некрасов использовал это обстоятельство для издания, имею­щего литературно-общественное значение. В течение 1843 г. он с помощью книгопродавца А. И. Иванова издал два выпуска сатири­ческих «Статеек в стихах, без картинок», в которых кроме самого редактора участвовали поэт и актер Н. И. Куликов и молодой лите­ратор В. Р. Зотов. Издание заслужило одобрительный отзыв Белин­ского и пользовалось успехом у читателей.

Осенью 1843 г. Краевский продал свои права на издание «Литера­турной газеты» книгопродавцу А. И. Иванову, оставив за собой обя­занности ответственного редактора. Однако фактически принять на себя исполнение обязанностей редактора «толстого» журнала «Оте­чественные записки» он не смог. «Краевский по контракту взял на себя всю работу за 18 000 рублей ассигнациями, — вспоминал впо­следствии Некрасов, — а сдал мне всю ее за 6000 рублей в год. В газете был отдел „Дагерротип", весь он исписывался мною и в стихах, и в прозе. Я как-то недавно расчел, что мною написано всего жур­нальной работы до 300 печатных листов». Некрасов руководил «Ли­тературной газетой» до мая 1845 г. Начало его работы в качестве нео­фициального редактора ознаменовалось программной статьей «Взгляд на главнейшие явления русской литературы в 1843 году», на-

печатанной в двух первых номерах газеты 1844 г. В этом году им было написано большинство рецензий, но основная часть его авторской работы была связана с публицистическим отделом под рубрикой «Пе­тербургская хроника».

В своих рецензиях, статьях, фельетонах и сатирических заметках Некрасов популяризирует и защищает творчество М. Ю. Лермонто­ва, А. В. Кольцова, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, молодого И. С. Тур­генева. Уже в статье «Взгляд на главнейшие явления...» Некрасов об­наруживает глубокое понимание долговременных и вечных задач и целей литературы, ее роли в современном обществе, которые, не­сомненно, шире интересов еще только нарождавшейся «натураль­ной школы». С уничтожающей иронией он говорит здесь о трех родах современной литературы, одинаково далеко стоящих от высоких це­лей подлинного искусства: литературы «грязной, копеечной», лите­ратуры «промышленной» и литературы «старческой, смотрящей на вещи глазами доброго старого времени», «с ожесточением... преда­ющей анафеме все новое и лучшее». Им, этим родам литературы, считает Некрасов, противостоит другая, «только что возникающая».

Полемические, сатирические выступления Некрасова-журнали­ста в этот период направлены против Ф. В. Булгарина, Л. В. Бранта, Н. И. Греча, К. П. Масальского, О. И. Сенковского, Н. А. Полевого.

Летом 1844 г. Некрасов совместно с Белинским и Тургеневым разра­батывает идею и план художественно-публицистического освоения пе­тербургской жизни в многотомном альманахе по типу широко извест­ных в то время французских «физиологии». Подготовка альманаха к изданию сопровождалась рядом методологических ста гей, «типовых» публикаций, рекламных объявлений и анонсов в «Литературной газе­те», «Отечественных записках», «Русском инвалиде» и других изданиях. С мая 1845 г. Некрасов оставляет «Литературную газету», вновь пере­шедшую иод редакцию Кони, для самостоятельной редакционно-изда-тельской деятельности и до конца этого года выпускает в свет две части «Физиологии 11етербурга». Некрасовский альманах стал одним из пер­вых коллективных изданий, в основу которого была положена социаль­но-преобразующая идея, декларированная Белинским во «Введении» к первой части «Физиологии Петербурга». Издание сопровождалось рек­ламными анонсами и рецензиями Некрасова и Белинского в «Литера­турной газете», «Русском инвалиде» и «Отечественных записках».

Подготовка и издание первого альманаха произведений писателей «натуральной школы» сопровождались двумя другими литературны­ми предприятиями Некрасова, имевшими сугубо коммерческое зна­чение для материального обеспечения альманаха: книжек «Полька в

Париже и Петербурге» и «Дедушка Крылов», составленные по зака­зу Некрасова Григоровичем.

Не отказываясь от мысли готовить следующие выпуски «Физиоло­гии Петербурга», Некрасов уже в первой половине 1845 г. задумал из­дание нового типа: сборник, который бы объединял передовые силы русской литературы, сплоченные вокруг Белинского. В отличие от пре­дыдущего альманаха, авторов которого объединяла задача «физиоло­гического» исследования разных сфер жизни Петербурга в очерковой, публицистической форме, новый альманах под названием «Петербург­ский сборник» должен был стать органом демократического направ­ления русской литературы во всех ее жанрах — прозе, поэзии, публи­цистике, критике. Эта книга вышла в свет в начале 1836 г.

Одновременно с подготовкой «Петербургского сборника» Некрасов собрал и издал небольшой по объему дешевый сатирический альманах, доступный по цене и содержанию любому русскому читателю. В новом качестве это издание, иллюстрированное П. А. Федотовым, А. А. Агиным и другими художниками и названное «Первое апреля», продолжало тра­дицию некрасовских «Статеек в стихах...». Кроме самого Некрасова в нем приняли участие Григорович, Достоевский, Кульчицкий, Панаев.

Выход четырех книг некрасовских альманахов в течение одного года (март 1845 — апрель 1846) существенно изменили журнальную и литературно-общественную ситуацию в России. Сформировалось, окрепло и к середине 1846 г. стало господствующим новое литератур­ное направление — «натуральная школа», которое сразу завоевало сочувствие и симпатии большинства русских читателей.

Альманахи Некрасова, принесшие славу не только их молодым авторам, но и редактору-издателю, обеспечили условия (авторский коллектив, общая идейная платформа, читательское признание) для организации нового печатного органа передовых сил русской лите­ратуры во главе с Белинским и Некрасовым.

Первоначально возник замысел купить право на издание како­го-либо из существовавших петербургских журналов, но реализо­вался он в иной форме: был заключен договор об аренде журнала с П. А. Плетневым — издателем основанного еще А. С. Пушкиным и утратившего после гибели поэта популярность «Современника». В качестве официального редактора был приглашен университетский профессор и цензор, опытный журналист А.В. Никитенко, что обес­печивало надежную защиту от повышенного внимания к журналу со стороны цензурного ведомства.

Редакционные объявления о подписке на обновленный «Совре­менник» 1847 г. содержали «парадный» список лучших русских бел-

летристов, публицистов и ученых, согласившихся участвовать в жур­нале Некрасова, и готовых к печати материалов.

Для обеспечения успеха преобразованного «Современника» в борьбе за подписчика Некрасов считал необходимым безоговороч­ную, демонстративную «перемену квартиры» основных сотрудни­ков «Отечественных записок». Сделать это сразу оказалось невозмож­ным: Краевский обладал мощной материально-финансовой базой, а журнал его — огромным читательским авторитетом. Острая, затя­нувшаяся на многие годы борьба двух лучших в России журналов-соперников, как правило, не носила принципиального общественно­го характера, объективно способствовала обоюдному совершенство­ванию качества журнальной продукции и повышению авторских гонораров. В этой неравной борьбе Некрасов обнаружил бойцов­ский характер, способности журналиста, редактора, издателя и ком­мерческую сметку — качества, которых не имели его товарищи по редакции.

Обладая абсолютным литературным вкусом, Некрасов безошибоч­но предугадывал читательское восприятие готовящихся публикаций. Тонкий знаток психологии подписчика, Некрасов в своих заботах о популяризации журнала в широких читательских кругах не пренебре­гал и внешними эффектами. Особое значение он придавал «подар­кам» для подписчиков — бесплатным приложениям к «Современни­ку». «При хорошем журнале хороший подарок — вещь очень нелишняя», — писал он в феврале 1848 г. официальному редактору Никитенко, сообщая ему о готовящемся «Иллюстрированном альма­нахе». Это издание, уже отпечатанное и готовое к рассылке заранее оповещенным подписчикам «Современника», было запрещено цен­зурой. Понеся огромные убытки, Некрасов спешно подготовил и провел через цензуру другой «подарок» — «Литературный сбор­ник» (1849), выполнив таким образом свое обещание.

В течение долгих лет «Современник» Некрасова — солидный «ли­тературный, ученый и политический» журнал выходил с красивыми цветными картинками мод из Парижа и непременной статьей о но­вых веяниях в этой области. Убежденный, что без отдела мод журнал утратит значительную часть подписчиков, Некрасов стойко перено­сил насмешки и отказался от картинок лишь тогда, когда «Современ­ник» занял господствующее положение в русской журналистике.

Величайшей заслугой Некрасова-журналиста является не только факт участия в его журналах практически всех замечательных беллет­ристов, поэтов, критиков, публицистов и ученых середины и второй половины XIX столетия, но и го обстоятельство, что едва ли не каж-

цый и I этих талантов был замечен Некрасовым и вошел в большую литературу через его издания. В «Петербургском сборнике» был на­печатан, как уже говорилось, первый роман Достоевского, с «Совре­менником» Некрасова связан расцвет беллетристического таланта Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»); малоизвестный тогда поэт И. С. Тургенев с первого номера некрасовского «Современни­ка» печатал в нем свои знаменитые «Записки охотника» (название этого цикла рассказов, кстати, придумано самим Некрасовым), а за­тем до конца 1850-х годов был одним из основных и любимейших читателями авторов «Современника»; здесь же начинал (повестью «Дет­ство», 1S52) и очень скоро завоевал огромную популярность Л.Н. Тол­стой. На страницах некрасовских «Современника» if «Отечественных записок» расцвели таланты А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щед­рина (последний после смерти Некрасова заменил его на посту ре­дактора «Отечественных записок»); с журналами Некрасова тесно связано творчество А. И. Гончарова, Д. В. Григоровича, А. Ф. Писем­ского, Г. И. Успенского, Н. В. Успенского, Н. Г. Помяловского и мно-i их других писателей. По выражению Н. К. Михайловского, одного из галантливейших публицистов некрасовских «Отечественных запи­сок», Некрасов «провозил» на своих журналах «груз высокохудоже­ственных произведений, составляющих ныне общепризнанную гор­дость литературы».

Некрасов умел находить и смело привлекал к литературной дея­тельности талантливых самоучек из самых демократических слоев российского общества. В «Современнике» печатались и обрели из­вестность Ф. М. Решетников — сын разъездного почтальона в Пер­ми, Г. Н. Потанин — сын крепостного в Симбирской губернии; во время Крымской войны наряду с «Севастопольскими рассказами» Толстого Некрасов напечатал в «Современнике», а затем выпустил отдельной книжкой серию устных солдатских рассказов, вызвавшую огромный интерес читателей и критиков.

С самого начала издания своего журнала Некрасов взял критико-библиографический отдел «Современника» под особый контроль, от которого не был свободен даже Белинский. Известны случаи, когда он добивался исключения отдельных «неуместных» для «Современ­ника» суждений его ведущего критика и собственноручно правил его статьи. Такое строгое отношение к собственно журнальным отде­лам, к их содержанию и особенно к подбору сотрудников этих отде­лов было неизменным принципом Некрасова-редактора на всем про­тяжении его журнально-издательской деятельности. В одной из редакционных статей 1850 г. Некрасов и Панаев раскрывали этот

принцип в декларативной форме: «Мнение редакции „Современни­ка" выражается в „Критике" и в „Библиографии", и здесь досужему критику и доброжелателю „Современника"' предоставляется полное право искать противоречий. Но искания его едва ли будут успешны».

Гораздо более гибким (и в этом он тоже всегда оставался последо­вательным) было отношение Некрасова к другим отделам своих жур­налов. Это касается и отдела публицистики (в «Современнике» — «Смесь», в «Отечественных записках» — «Современное обозрение»). «В нашей журналистке, — писали редакторы «Современника», — стремление к строгому, доходящему до мелочей единству взглядов и мнений во всех статьях журнала стеснило бы только круг его сотруд­ников. Кто не согласится, что если журнал наш не придерживается отсталых и ограниченных суждений, не хвалит достойное хулы и не порицает достойное хвалы, — то вот и все, что можно от него требо­вать». В течение нескольких лет Некрасов снисходительно относился к «парадоксам» и «ошибочным отзывам о тех или других предметах» талантливого А. В. Дружинина, доверив ему в «Современнике» фе­льетонное обозрение русской журналистики иод журнальной мас­кой Иногороднего подписчика, пока не разошелся с ним окончатель­но во взглядах на общественную роль искусства.

В редакторской работе (в узком смысле — в подготовке журналь­ных материалов к печати) Некрасов, как правило, относился к тексту сотрудника чрезвычайно бережно и уважительно. Постоянный со­трудник журнала Некрасова (как в «Современнике», так и в «Отече­ственных записках») был избавлен от редакторской «цензуры» и ме­лочных придирок к тексту. Непринципиальные, но существенные для редакции расхождения в мнениях с автором публикуемой статьи иногда отражались в заметках на полях рукописи для автора или не-чатно в специальных редакционных примечаниях к ней. К способу «коренного редактирования» журнальных материалов, характерно­му, например, для О. И. Сенковского и М. Е. Салтыкова-Щедрина, Не­красов прибегал чрезвычайно редко, чаще всего по просьбе молодых малоопытных авторов или с их согласия.

В первые годы издания «Современника» Некрасову приходилось быть не только руководителем, но и ведущим сотрудником всех отде­лов журнала. Он писал фельетонные обозрения литературно-обще­ственной жизни, редакционные полемические выступления, рецен­зии, сатирические заметки, информации и анонсы. Основным помощником и соавтором Некрасова (под традиционной маской Но­вый поэт) в «журнальных» (критико-иублицистических) отделах «Со­временника» в ни годы был И.И. Панаев. Этой же маской оба редак-

тора «Современника», писавшие совместно и редакционные статьи, пользовались в «Современнике» для рецензий и фельетонов (коллек­тивных и индивидуальных).

Прирожденный журналист, Некрасов отличался всегдашней готов­ностью к коллективному творчеству с самыми разными авторами, в любом литературном и собственно журнальном жанре. Помимо принципиально коллективных журнальных материалов (редакцион­ные статьи, объявления о подписке, коллективные открытые письма и т. д.) и неизбежных в журнально-издательской практике редактор­ских вставок, примечаний и поправок он писал сатирические стихи с Тургеневым, Панаевым, Дружининым и Добролюбовым; водевили с Кони, Григорьевым; фарс в прозе и стихах «Как опасно предаваться честолюбивым снам» (1846) с Григоровичем и Достоевским, рома­ны с А.Я. и И.А. Панаевыми, рецензии, статьи, фельетоны с Белин­ским, Панаевым, Дружининым, Чернышевским, Добролюбовым и др. Последний цикл фельетонных обозрений русской журналистики «За­метки о журналах» (1855-1856) Некрасов писал вместе с В.П. Боткиным.

Об огромном объеме работы, выполнявшейся Некрасовым в пер­вые годы руководства «Современником», свидетельствует его соб­ственное признание в письме к И.С. Тургеневу от 9 января 1850 г., в котором он сетовал на «невероятное, поистине обременительное и для крепкого человека количество работы», совершенной им для вы­пуска первого номера журнала этого года. «Честью Вас уверяю, что я, чтоб составить 1-ю книжку, прочел до 800 писаных листов разных статей, прочел 60-т корректурных листов (из коих попало в дело толь­ко 35-ть), два раза переделывал один роман (не мой), раз в рукописи и другой раз уже в наборе, переделывал еще несколько статей в коррек­турах, наконец, написал полсотни писем, был каждый день кроме ли­хорадки болен еще злостью, разлитием желчи и проч.».

Журналы Некрасова с самого начала формировались как своеоб­разное акционерное общество литераторов. Арендная плата владель­цу «Современника» П. А. Плетневу зависела от числа подписчиков. Панаев и Некрасов получали равные доли дохода (до середины 1850-х годов его фактически не было); Белинский по договоренности полу­чал 12 000 рублей в год. Другим основным сотрудникам, от которых Некрасов и Белинский требовали исключительного участия в журна­ле, гарантировались высокие гонорары. Позднее, в условиях обо­стрявшейся конкурентной борьбы, в 1856-1857 гг. Некрасов попытал­ся закрепить эти взаимные обязательства основных сотрудников (Тургенев, Толстой, Островский, Григорович) с редакцией «Совре­менника» особым договором — «обязательным соглашением». Тог-

да это соглашение оказалось нежизнеспособным и неудобным для обеих сторон, однако в дальнейшем, как в «Современнике», так и в «Отечественных записках», Некрасову удалось реализовать принцип коллективного литературного предприятия.

До середины 1850-х годов авторское участие Некрасова в кол­лективных романах, фельетонах, статьях и рецензиях, печатавших­ся в «Современнике», нередко было вынужденным: цензурные условия и отсутствие достойной замены умершему Белинскому в собственно журнальных материалах (критика и публицистика) тре­бовали творчески стимулирующего, инициативного, идейного ли­дерства редактора во всех отделах журнала. «Современник», луч­ше других журналов обеспеченный беллетристической литерату­рой, уступал своему основному сопернику — «Отечественным запискам» Краевского — в качестве и разнообразии критико-библиографических материалов. Его тираж в первой половине 1850-х годов не превышал 3000 экземпляров.

Изменить это положение Некрасову удалось путем привлечения в журнал Н. Г. Чернышевского (1854) и Н. А. Добролюбова (1856), кото­рые не только возглавили отделы соответственно публицистики и кри­тики, вытеснив из них А.В. Дружинина, В.П. Боткина и П.В. Анненко­ва, но и стали ближайшими помощниками руководителя «Современ­ника». С 1857 г. начался неуклонный рост тиража «Современника», который в 1861 г. превысил 7000 экземпляров. Это способствовало укреплению материальной базы журнала, увеличению авторских го­нораров, дало возможность Некрасову авансировать литературные проекты и финансировать другие сопутствующие издания.

Вскоре, однако, последовали события, коренным образом изменив­шие положение «Современника». В сентябре 1861 г. был арестован сотрудник редакции М. Л. Михайлов, в ноябре скончался Добролю­бов; в феврале 1862 г. умер официальный редактор журнала И. И. Па­наев; в июне того же года по «высочайшему повелению» на восемь месяцев был приостановлен выход «Современника», а 7 июля аре­стован Чернышевский.

После смерти Панаева Некрасов при содействии министра народно­го просвещения А. В. Головнина был утвержден официальным редакто­ром «Современника». Используя все свои связи в правительственных кругах, он добивается возобновления журнала с февраля 1863 г.

В новую редакцию кроме Некрасова вошли М. Е. Салтыков-Щед­рин, М. А. Антонович, Г. 3. Елисеев и А. Н. Пыиин. Это была очеред­ная попытка Некрасова перейти к коллективному (артельному) уп­равлению журналом.

Однако Некрасову не удалось сохранить единство мнений и дру­жеские отношения всех сотрудников обновленной редакции. На­дежным и верным помощником оставался Г. 3. Елисеев. Напу­ганные политическим террором правительства М. А. Антонович и Л. Н. Пынин с опаской смотрели на Салтыкова, который не хотел делать никаких уступок цензуре. Трудным, «нетерпимо-радикаль­ным» членом редакции был и экономист-публицист Ю. Г. Жуков­ский, отличавшийся непомерным профессиональным самолюбием и неумением вести журнальную полемику без оскорблений оппо­нентов. В целом профессиональный уровень и литературное мастер­ство сотрудников новой редакции «Современника» существенно уступали прежнему ее составу.

В 1864 г. Салтыков был вынужден выйти из состава редакции «Со­временника» и вернуться к гражданской службе, оставаясь, впрочем, постоянным сотрудником журнала Некрасова. Сам редактор, не свя­занный дружескими отношениями со своей новой редакцией, в эти последние годы «Современника» резко сокращает свое участие в ре­дакторской работе, ограничиваясь цензурными хлопотами, в кото­рых был незаменим, поэтическим творчеством (поэмы «Мороз, Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо», лирические стихи, са­тирический цикл «О погоде»), лето проводит в ярославской Караби-хе, осенью и зимой охотится и посещает Английский клуб.

Ухудшилось и материальное положение «Современника»: убытки, связанные с цензурными запретами, падение уровня подписки; кон­торе приходилось погашать убытки, понесенные в 1862 г., и списы­вать долги умерших Панаева и Добролюбова, ссыльного Черны­шевского, содержать их семьи. В течение 20 лег Некрасов ежегодно платил по три тысячи рублей за право издания журнала его владель­цу П.А. Плетневу.

Сам Некрасов в 1865 г., когда «Современник» получил два предо­стережения, уже склонялся к мысли о ликвидации дел по изданию журнала и вел переговоры с редактором академических «Санкт-Пе­тербургских ведомостей» о совместном издании этой газеты на паях. По собственным его расчетам, Некрасову нужен был еще один год для ликвидации «Современника» без убытков.

Опасность закрытия «Современника» резко возросла после поку­шения Д. В. Каракозова на Александра II 4 апреля 1866 г. и возвраще­ния на государственную службу генерала М. Н. Муравьева — «веша­теля», призванного подавить революционно-демократическое движение и его идеологические центры. Главным таким центром был «Современник». Уже зная от своих высокопоставленных приятелей

по аристократическому Английскому клубу о принятом Муравье­вым решении закрыть «Современник», Некрасов решился на «змеи-но мудрый» поступок — произнес 9 апреля в клубе стихи, посвящен­ные спасителю императора О. И. Комиссарову. Еще через неделю Некрасов использовал последний шанс для спасения журнала, про­читав в Английском клубе «оду» (12 строк, в тот же день уничтожен­ные поэтом) Муравьеву. Но и эти отчаянные шаги Некрасова не по­могли: с выходом в свет апрельского номера в начале мая «Современник» был приостановлен, а в конце мая «по высочайшему повелению» «за вредное направление, принятое этим журналом в последнее время, безусловно воспрещен».

В тщательно законспирированной форме Некрасов продолжал бо­роться за второе «воскресение» «Современника» (под слегка изме­ненным названием «Современность») до весны 1867 г. В хлопоты о возобновлении журнала под официальной редакцией М. М. Стасю-левичабыли вовлечены вдова-наследница П. А. Плетнева, близкий ко двору бывший товарищ министра народного просвещения П. А. Вя­земский, министр внутренних дел П. А. Валуев и даже некоторые чле­ны царской фамилии. Окончательный отказ правительства «пользо­ваться нравом собственности на литературный журнал „Современник"» наследникам Плетнева был дан 31 марта 1S67 г.

Некрасов знал, что основания нового журнала под его редакцией правительство не допустит. Желая сохранить авторский коллектив «Современника» и его влияние на читателей, он занялся составле­нием литературных сборников. К участию в них был привлечен и Д. И. Писарев — ведущий сотрудник закрытого одновременно с «Современником» «Русского слова», с которым в середине 1860-х годов журнал Некрасова был в полемических отношениях. Летом 1867 г. А. А. Краевский предложил Некрасову возглавить беллетри­стический отдел «Отечественных записок», утративших в последние годы популярность. В результате длительных переговоров, после отказа Некрасова на это первое предложение Краевского, к концу 1867 г. был подписан договор о переходе «Oi ечественных записок» под неофициальную редакцию Некрасова при финансовом обеспе­чении издания его владельцем. Такое решение устраивало все три стороны, принимавшие участие в сделке: Краевский получал мате­риальную выгоду; Некрасов и его единомышленники — журналь­ную трибуну — журнал, освященный в 40-е годы именем Белинско­го; правительство, по заключению П.А. Валуева, сочло «более удобным сосредоточить бродячие литературные силы бывшего „Со­временника" в одном журнале, полагая, что в противном случае

они разбредутся по другим изданиям, что поставит еще в большее затруднение цензурное ведомство». Вместе с тем Некрасову при­шлось убеждать Елисеева и Салтыкова войти в состав новой редак­ции «Отечественных записок».

В первом объявлении «Об издании „Отечественных записок" в 1868 году» по новой программе новые сотрудники не назывались, однако обширный список авторов закрытого «Современника» (Марко Вовчок, Г.З. Елисеев, А.Н. Островский, Ф.М. Решетников, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.А. Слепцов, П.И. Якушкин и др.) и их произведений (в том числе «новые сатиры», трагикомедия «Мед­вежья охота» и поэма «Кому на Руси жить хорошо» самого Не­красова) — все это давало подписчикам ясное понятие о второй «перемене квартиры» «Отечественных записок». Подпись офици­ального редактора Краевского, выставлявшаяся на задней обложке каждого номера обновленных «Отечественных записок», давала в первые годы повод некоторым журналам для намеков на «альянс» бывших журнальных врагов, но ясно и ярко выраженная демокра­тическая позиция журнала, сразу занявшего место закрытого «Со­временника», в самый короткий срок обеспечила «Отечественным запискам» авторитет и популярность наиболее передового журна­ла новой эпохи.

Трагическая гибель Д. И. Писарева летом 1868 г. оборвала его деятельность в новом журнале Некрасова, но ему на смену при­шла новая плеяда критиков и публицистов (В. А. Зайцев, П. Л. Лав­ров, Н. К. Михайловский, А. М. Скабичевский и др.), владевших ума­ми передовой части русского общества. В беллетристическом отделе «Отечественных записок» безраздельно властвовали Салтыков-Щед­рин, Островский и сам Некрасов, опубликовавший на страницах сво­его журнала помимо большого количества лирических стихотворе­ний крупнейшие эпические произведения: цикл «декабристских» поэм «Дедушка» и «Русские женщины», «Современники», «Кому на Руси жить хорошо» и предсмертный цикл «Последние песни». Имен­но эти произведения Некрасова были использованы идеологами на­родничества для пропаганды и популяризации своих идей в крестьян­ской массе. Второй ряд беллетристов «Отечественных записок» составляли лучшие представители дворянства и разночинцы: М. А. Ав­деев, П. Д. Боборыкин, Д. К. Гире, А. И. Левитов, С. В. Максимов, Марко Вовчок (М.А. Вилинская-Маркович), Д. Д. Минаев, Ф. М. Ре­шетников, В. А. Слепцов, Г. И. Успенский и др. Эпизодически Некра­сову удавалось привлечь к участию в «Отечественных записках» и таких корифеев российской словесности, как Ф. М. Достоевский (ро-

ман «Подросток», 1875) и Л. Н. Толстой (статья «О народном образо­вании», 1874).

В короткое время Некрасову удалось сформировать редакцион­ный коллектив (Салтыков, Елисеев, Н. С. Курочкин, Н. К. Михайлов­ский), отличавшийся высокой слаженностью и согласием. В новых «Отечественных записках» мирно сосуществовали литераторы, вер­ные традициям «Современника» 60-х годов (Салтыков-Щедрин, Слеп­цов, Зайцев и др.), и идеологи нарождавшегося народничества (Лав­ров, Михайловский, Скабичевский и др.), примиряющим и объединяющим авторитетом между которыми стоял сам Некрасов. Прежде чем полностью доверить составление и редакцию журналь­ных отделов своим помощникам, лишь иногда затем давая указания тактического характера, Некрасов в первый год издания «Отечествен­ных записок» последовательно возрождал современниковские стиль и традиции коллективной журнальной работы. Особенно тщательно составлялись и коллективно обсуждались первые номера журнала 1868 г. Добившись, чтобы в журнале, по словам Елисеева, «все гово­рили в одно» и «били в одну цель», Некрасов затем «ограничивался выбором подходящих сотрудников и предоставлял делу идти, как оно могло идти, не подражая тем малоопытным и неискусным кучерам, которые без толку дергают лошадей и мешают им идти спокойно и ровно».

В 1871 г. критик враждебной «Отечественным запискам» «Зари» с неприязнью констатировал: «В „Отечественных записках" вселился дух умершего „Современника". Известно, что дух этого покойника отличался удивительной цельностью; книжки „Современника" были замечательны единством своего состава, полнотой внутренней гар­монии. Качество это присуще и „Отечественным запискам"».

Строго следуя избранному литературно-общественному направ­лению (сочетание традиций «Современника» 60-х годов с новыми идеями революционного народничества), Некрасов был чрезвы­чайно внимателен к общественной позиции сотрудников «Отече­ственных записок». Незадолго до своей кончины, отвечая на во­прос Ф. М. Достоевского о причине отказа печатать в своем журнале произведения Д. В. Аверкиева, Некрасов говорил: «Что же думать о человеке, который, сколько он там лет пишет, только и делал, что кричал и говорил против нас и того направления, кото­рому мы служим?» Этому принципу Некрасов не изменял и в гораз­до более сложных случаях. Высоко ценя поэтический дар Я. П. По­лонского, с которым был дружен еще с 1840-х годов, Некрасов неоднократно отказывался печатать его произведения в «Отече-

ственных записках» из-за участия Полонского в одиозной «Лите­ратурной библиотеке» Ю. М. Богушевича. Когда чрезвычайно «полезный» для журнала крупный чиновник цензурного ведом­ства Ф. М. Толстой в обмен на его неофициальные «услуги» по­требовал напечатать в «Отечественных записках» светский роман его родственника, Некрасов категорически отказался, предложив автору и его опекуну удовлетвориться «гонораром» или деньгами на издание романа отдельной книгой.

Замечательное единство материалов «Отечественных записок» и верность журнала курсу «Современника» замечала, разумеется, и цензура. В целях предупреждения и смягчения цензурных репрессий уже на основании нового закона о печати Некрасов добился неофи­циального сохранения за журналом предварительной цензуры, щед­ро оплачивая «услуги» видных чиновников цензурного ведомства Ф. П. Еленева, В. М. Лазаревского, Ф. М. Толстого. Формы этой «оп­латы» (в редакции журнала это называлось охотничьим термином «прикармливать зверя») были самые разные: безвозвратные ссуды, повышенные гонорары за публикации в журнале, богатые обеды в квартире Некрасова или в ресторане, оплата расходов но совместной охоте и т. д.

Разумеется, все эти меры не могли вывести журнал Некрасова из-под цензурного контроля. Летом 1872 г. «за резкое порица­ние недавно изданных законов о народном просвещении» (в ста­тье Н. А. Демерта «Наша общественная жизнь») и за освещение знаменитого Нечаевского дела «Отечественные записки» получи­ли первое предостережение. Полная «катастрофа», по выражению Некрасова, постигла майскую книжку его журнала в 1874 г., когда весь тираж (8220 экземпляров) этого номера был запрещен к вы­пуску и уничтожен за «предосудительное содержание» и «небла­гонамеренные мысли» в статьях Г. И. Успенского, Салтыкова-Щед­рина и Н. К. Михайловского.

Тем не менее современники Некрасова и современные исследова­тели его литературно-общественной деятельности единодушно при­знавали, что созданная им система «щитов и громоотводов» была в высшей степени эффективной и явилась его важнейшей заслугой в истории русской журналистики и цензуры. После кончины Некрасо­ва Салтыков-Щедрин еще семь лет успешно продолжал его дело, твор­чески используя богатейший опыт крупнейшего журналиста и изда­теля той эпохи («Отечественные записки» были окончательно закрыты в 1884 г.).

Издательская деятельность Некрасова далеко выходит за пределы

собственно журнальной. Книги, изданные Некрасовым на его сред­ства или но его инициативе, могут составить целую библиотеку оте­чественной, западноевропейской и американской литератур. Прекра­тив издание альманахов (в 1850-е годы, с отменой запрета на новые журналы, отпала потребность на издания такого типа, и альманах в России фактически выродился), Некрасов продолжил компактное издание произведений писателей, группировавшихся вокруг его жур­нала, в виде литературных сборников. Во второй половине 1850-х го­дов он издал девять выпусков литературно-художественного сборни­ка «Для легкого чтения» — дайджест из лучших произведений, печатавшихся в «Современнике» и других изданиях.

Не забыта была и идея основания книжной лавки для издания и распространения произведений лучших русских писателей. В начале 1864 г. при Главной конторе «Современника» (Невский пр., 27) был открыт книжный магазин, в котором продавались не только «Совре­менник» и его издания-спутники, но и сочинения сотрудников некра­совского журнала. С запрещением «Современника» Некрасову при­шлось ликвидировать и книжный магазин, однако весной 1867 г. он на правах «половинщика» вступил в дело книжного магазина С. В. Зво-нарева, издательские планы которого были полностью подчинены Некрасову.

Как завещание Некрасова братьям-журналистам звучат его слова, сказанные еще в середине 1850-х годов: «Учите нас быть лучшими, чем мы есть; укореняйте в нас уважение к доброму и прекрасному, не потворствуйте вторгающейся в общество апатии к явлениям со­мнительным или и вовсе презренным, но обнажайте и преследуйте подобные явления во имя правды, совести и человеческого достоин­ства; растолковывайте нам наши обязанности, человеческие и граж­данские, — мы еще так смутно их понимаем, распространяйте в боль­шинстве массу здравых, дельных и благородных понятий — и вам будет прощен недостаток таланта».

В течение тридцати лет Некрасов стоял во главе русской журнали­стики, будучи редактором лучших журналов XIX в., которые после­довательно в высоко художественной и публицистической форме раз­вивали в общественном сознании идеи свободы личности, равенства и социальной справедливости. За эти годы Некрасов выпустил в свет 360 томов этих изданий, а их читательская аудитория составила около 18 млн человек. Некрасовские журналы оказали могучее влияние на несколько поколений русской интеллигенции и не утратили своего литературно-общественного значения на протяжении всего XX сто­летия.

Похожие:

§ II. А. Некрасов -журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки») Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не iconНиколай Алексеевич Некрасов Кому на Руси жить хорошо
«Кому на Руси жить хорошо» – итоговое произведение Некрасова, народная эпопея, куда вошел весь многовековой опыт крестьянской жизни,...
§ II. А. Некрасов -журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки») Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не iconНиколай алексеевич некрасов
Вот темный, темный сад Чей лик в аллее дальней  Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный? 
§ II. А. Некрасов -журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки») Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не iconПонятия «журналист», главный редактор», издатель
Понятие «социальный институт». Особенности журналистики как социального института
§ II. А. Некрасов -журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки») Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не iconОбщественное движение в годы царствования Николая I
Большую роль начинают играть печатные издания: журналы «Телескоп», «Московский телеграф», «Современник», «Отечественные записки»,...
§ II. А. Некрасов -журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки») Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не iconКультура Елена зайцева
Ради писательницы поэт Некрасов прыгнул в реку, а перед смертью женился на крестьянке
§ II. А. Некрасов -журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки») Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не iconАвторы пьес, рекомендуемые для постановки
А. Арбузов, М. Булгаков, А. Володин, А. Вампилов, Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов, А. М. Горький, М. Зощенко, Н. А. Некрасов, А. Н....
§ II. А. Некрасов -журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки») Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не iconАнатолий Некрасов – Живые мысли
России и по другим странам. Теперь, осознавая значительно глубже свою взаимосвязь с ними и причины многих явлений и ситуаций в жизни,...
§ II. А. Некрасов -журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки») Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не iconФилософские взгляды А. Н. Радищева
Радищев (1749 — 1802). Он вошел в историю русской просветительской философской мысли, как смелый и решительный противник самодержавия...
§ II. А. Некрасов -журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки») Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не iconНекрасов Анатолий – Материнская любовь вступление
Это когда материнская любовь проявляется с избытком, и тогда она приносит людям наибольшие проблемы. Именно об этом я думал, сидя...
§ II. А. Некрасов -журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки») Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не iconАнатолий Некрасов Живые мысли От автора Обыденное и пережитое первоисточник всех знаний
России и по другим странам. Теперь, осознавая значительно глубже свою взаимосвязь с ними и причины многих явлений и ситуаций в жизни,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница