Пояснительная записка к реставрации графического листа неизвестного художника «Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа»


НазваниеПояснительная записка к реставрации графического листа неизвестного художника «Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа»
Дата публикации08.07.2013
Размер83.7 Kb.
ТипПояснительная записка
userdocs.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка
к реставрации графического листа неизвестного художника

«Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа»
кон. XIX – нач. XX века
из Угличского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
размер 29,5 х 29
Инв. № музея КП-8071 Гр-1070

КП МГАХУ-2000


Реставратор – Горя М.С.

Руководитель – Воронина Л. А.

Графический лист поступил в реставрацию из фондов Угличского историко-архитектурного художественного музея-заповедника.

Изображение сделано с картины А.Д. Литовченко “Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа”, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее.



Литовченко Александр Дмитриевич, родился в Кременчуге в 1835 году, в бедной мещанской семье. «По собственным рассказам Александра Дмитриевича, неохотно, впрочем, обращавшегося к своему раннему детству, он почувствовал влечение к живописи очень рано и, несмотря на неблагоприятные условия жизни в глухом провинциальном городке, скоро приобрел навык в рисованье и постоянно возился с красками. Прибыв в Петербург, он поступил в Академию Художеств, едва выдержав экзамен из наук».

В Академии его занятия пошли весьма успешно: в 1855, 1857 и 1858 годах он получил две малые и две большие серебряные медали за рисунок и этюд, а в 1861 году за картину «Харон перевозит души умерших» малую золотую медаль. Жизнь же не улыбалась художнику — для снискания средств к жизни он должен был даже служить ретушёром в одной фотографии.

Знаменитое ^ 9 ноября 1863 года застало Литовченко ещё в Академии; он присоединился к двенадцати конкурентам, отказавшимся от данной академическим советом программы на первую золотую медаль, и, вместе с остальными, покинул Академию, получив от нее диплом классного художника второй степени, вместе с присоединенным к нему свидетельством, что художник имеет превосходные способности и «может писать образа».





^ А. Д. Литовченко (сидит, пятый слева) на фотографии Товарищества передвижных художественных выставок, (около 1885)

По выходе из Академии Литовченко примкнул к
«Петербургской художественной артели», а по распадении её вошел в «Товарищество передвижных выставок», имевших столь серьёзное влияние на ход русского искусства, на которых он и выставлял с 1878 года свои произведения.

В 1868 году за картину «Сокольничий» он получил звание академика; после этого Литовченко решил добиваться профессорства; Академия предоставила ему мастерскую, и художник в течение четырёх лет работал над картиной «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею»; однако представленная в 1874 году в совет для получения звания профессора картина была найдена неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях. Художник был не согласен с определением совета и просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку. С этого времени художник совершенно отошел от Академии и до самой смерти относился к ней очень желчно и резко. Скончался Литовченко 16 июня 1890 года.

Графический лист был издан издательством “Издание Кнебель”, существовавшим с 1895 по 1918 годы. Пренадлежало издательство ^ Кнебелю Иосифу Николаевичу (1854 – 1926) – русскому издателю и книгопродавецу, основателю первого в России специализированного издательства по изобразительному искусству. Из изданных Кнебелем примерно 700 изданий (в том числе около 400 книжных) практически все являются образцом высокого издательско-оформительского искусства, большинство из них пор сохраняют свою научную и художественно-эстетическую ценность, являясь предметом собирательства для многих библиофилов.

Родился Иосиф Кнебель 21 сентября 1854 года в предместье маленького галицийского городка Бучач. Сведения о семье Кнебеля крайне скудны: известно лишь, что его прадед Йозеф Кнебель числился в списке домовладельцев г.Бучача уже в конце XVIII века, а отец Иосифа – Николай Кнебель – был купцом 2-й гильдии. Известно также, что у отца был властолюбивый и вспыльчивый характер, от которого часто страдали его жена и трое детей. Жестокая ссора с отцом была причиной тому, что 13 летний Иосиф покинул родной дом. Без денег, с котомкой в которой была краюха хлеба, он ушёл пешком из Бучача в Вену – тогдашнюю столицу Австро-Венгрии. Путем невероятных лишений, голода, бездомного существования он добился права учиться, экстерном окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Венского университета.

Студентом он давал частные уроки математики сыну одного венского издателя. Издатель стал водить его в типографию, познакомил с техникой печатания. К этому времени Кнебель понял, что медицину он не любит, он решил стать издателем книг и альбомов по искусству. Кнебель рано почувствовал интерес к живописи, по натуре путешественник, он объездил за каникулы все европейские столицы, которые славились своими картинными галереями. Почти без денег, систематически голодая, по пути он приобретал понравившиеся ему издания репродукций той или иной галереи. Новое увлечение как бы сконцентрировало в себе все его ранние привязанности и помогло сделать свой выбор и, по видимому, он перешел на филфак Венского университета, параллельно он изучал издательское дело, экономику и языки. Кнебель еще несколько лет учился и в 1876 году окончил филологическое отделение философского факультета Венского университета, а затем, в 1878 году, в той же Вене получил и отличное экономическое образование в Академии коммерческих наук.

Закончив Академию Кнебель подбил своих товарищей по высшему учебному заведению уехать из Вены. В день окончания Кнебель пишет на четырех записках названия разных стран. Друзья дают клятву – через три дня уехать в страну, которая выпадет им по жребию. Кнебель вытащил записку «Россия». Не зная языка и не имея гроша в кармане, он уезжает в Москву. Он был убежден, что одолеет русский язык, как вспоминает дочь издателя, — замечательный театральный режиссер, народная артистка РСФСР, доктор искусствоведения Мария Кнебель, — у него были к этому феноменальные способности и к концу жизни он знал четырнадцать языков. Прибыв в Москву, он устроился продавцом в магазин иностранных книг московского отделения петербургской фирмы Альфреда Девриена. В 1880 году Кнебель становится заведующим московским отделением известной уже в нескольких поколениях рижской издательской и книготорговой фирмы Дейбнеров.

Еще во время работы у Девриена, Кнебель познакомился с молодым офицером, обрусевшим немцем, Павлом Франциевичем Гросманом, — они подружились и вскоре решили общими усилиями организовать издательскую фирму «Кнебель и Гросман». Однако денег для ее открытия не было ни у того, ни у другого и у друзей возникает идея написать путеводитель по Москве на немецком языке. Книга, написанная Кнебелем и отредактированная Гросманом, вышла в 1882 году в издательстве И. Дейбнера. На полученный от издателя гонорар и свои небольшие сбережения было арендовано несколько комнат первого этажа дома № 13 в Петровских линиях (ныне – дом № 1/20), где 1 декабря 1882 года открылся книжный магазин и библиотека для чтения фирмы «Гросман и Кнебель». В 1889 году, от скоротечной чахотки умер Гросман, став с 1 апреля 1890 года единоличным владельцем фирмы, Кнебель оставляет за ней прежнее название, в память о своём друге.

В августе 1894 года Московский цензурный комитет допустил к печати в Университетской типографии книгу Г. Зудермана «Свадьба Иоланты и другие рассказы» и вскоре это первое издание книжного магазина «Гроссман и Кнебель» поступила в продажу. Вскоре новая фирма зарекомендовала себя как одно из наиболее солидных предприятий страны по продаже отечественных и зарубежных художественных изданий и журналов по искусству, а позже – и как одно из лучших издательств , выпускающих оригинальные альбомы и книги по русскому изобразительному искусству, детские книги. Иллюстрировали их Георгий Нарбут, Дмитрий Митрохин, Елена Поленова, Николай Ульянов и другие художники, близкие к кругу «Мира искусства» или к «Союзу русских художников». С их помощью Кнебелю удалось создать свою знаменитую «Подарочную серию» детских книг, ставшую не только любимым чтением для детей, но и предметом коллекционирования для взрослых. «Мне много раз доводилось встречать эти книги у друзей и знакомых, были они и у меня. – вспоминал художник Ю. Пименов. – И каждый раз я с радостью открывал эти, почти не пожелтевшие, плотные листы с прекрасными цветными иллюстрациями, отпечатанными, как правило, в лучших типографиях России».

Ряд своих детских книг Кнебель, видимо по заказу книготорговцев, издал в переводе на польский язык; а несколько детских книг Кнебеля с рисунками Георгия Нарбута и Дмитрия Митрохина позже были переведены на иврит и изданы в 20 х годах в Германии. При этом некоторые из особо удачных иллюстраций этих художников затем перекочевали на страницы некоторых учебников и учебных пособий, вышедших уже в Израиле. В эти же годы И.А. Кнебель завязывает деловые отношения с Товариществом скоропечатни А.А. Левенсона, считавшейся одной из лучших типографий в Москве по качеству литографских работ. Вскоре он становится одним из основных её пайщиков, а с 1907 года заведующим книгоиздательской деятельностью Товарищества.

Благодаря Кнебелю широкие круги российских читателей получили превосходные репродукции картин Третьяковской галереи, Русского музея и Румянцевской галереи; серию первых серьезных монографий, посвященных жизни и творчеству М. Врубеля, И. Левитана, В. Серова и ряда других художников-современников. К главным достижениям Иосифа Кнебеля относится в первую очередь многотомная «История русского искусства», по общему признанию, один из самых серьезных искусствоведческих трудов дореволюционной России. Игорь Грабарь, редактор и основной автор «Истории», вспоминал в своей «Автомонографии», как долго и настойчиво убеждал его Кнебель взяться за этот грандиозный труд: «…идея издания “Истории” настолько захватила его, что понемногу и я освоился с нею и в конце концов перестал возражать». Отодвинув на второй план свои многолетние и достаточно успешные занятия живописью, Грабарь в течение шести лет – с 1910 по 1916 год – подготовил к печати пять больших томов, и поныне весьма ценимых любителями искусства. В подготовку «Истории» Кнебель вложил весь свой богатый издательский опыт, вкус, неукротимую энергию и немалые средства. Эту работу «…смело можно назвать подвигом» писал петербургский искусствовед В.Я.Курбатов, «настоящим памятником нашей художественной науки…одним изданием которого…Кнебель заслужил глубокую признательность русского общества», — писал А.Н.Бенуа. До сих пор это исследование остается самым полным и основательным трудом по русской живописи, архитектуре и скульптуре.

Перед первой мировой войной известность Кнебеля как одного из крупнейших и серьезнейших издателей, а также как владельца культурного, европейского уровня книжного магазина стала поистине всероссийской. Не менее высоко ценили Иосифа Николаевича за высокий профессионализм и безупречные деловые качества в зарубежных книжных кругах. Этому способствовал и успех кнебелевских изданий на Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге в мае 1914 года. Достаточно сказать, что из 214 художественных изданий, представленных 54 российскими издательствами в разделе «Современная иллюстрированная книга» — 31 было выпущено Кнебелем .

В дальнейшем, найдя в себе силы, Кнебель организует на паях с Владимиром Александровичем Альтшулером и Борисом Николаевичем Бухгеймом акционерное товарищество «Товарищество на паях издательского и печатного дела И. Кнебель в Москве». Пайщики приобрели типографию у фирмы «Крылов А.В. и К», располагавшуюся в Сокольниках и дали ей название «Типолитография Т-ва И. Кнебель». Действовала фирма вплоть до 1918 года, но, тем не менее, последнее издание под маркой фирмы вышло в 1925 году.

После революции все издательское и типографское имущество И.Н. Кнебеля перешло к государству. В 1922 году оно было передано вместе со зданием типолитографии вновь образованному издательству сельскохозяйственной литературы «Новая деревня». Кнебель, в числе многих других специалистов, откликнулся на предложение о сотрудничестве с советской властью. В начале 20-х годов Кнебель активно сотрудничал с Наркомпосом и Госиздатом, а сентябре 1925 года был приглашен на должность заведующего издательством при Государственной Третьяковской галерее. В этом же году вышел каталог выставки «У истоков русской живописи». Это было последнее издание, в котором И.Н. Кнебель принял непосредственное участие — 14 августа 1926 года сердечный приступ оборвал жизнь Иосифа Николаевича.

Литература

Похожие:

Пояснительная записка к реставрации графического листа неизвестного художника «Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа» iconАлексей Михайлович «Тишайший»
Алексей Михайлович «Тишайший» Романов второй русский царь из династии Романовых (1645-1676), сын и приемник царя Михаила Федоровича....
Пояснительная записка к реставрации графического листа неизвестного художника «Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа» iconМосковское государственное академическое художественное училище памяти...
К реставрации фрагмента резцовой гравюры Фёдорова С. А. издания под руководством С. Карделли с рисунков Д. Скотти
Пояснительная записка к реставрации графического листа неизвестного художника «Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа» iconРазработка рациональной методики
Пояснительная записка содержит 74 листа, 25 рисунков, 11 таблиц, 6 листов формата A1, 8 источников
Пояснительная записка к реставрации графического листа неизвестного художника «Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа» iconЦарь Алексей Михайлович вел активную внешнюю политику, направленную...
Царь Алексей Михайлович вел активную внешнюю политику, направленную прежде всего на решение задач, унаследованных от предыдущего...
Пояснительная записка к реставрации графического листа неизвестного художника «Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа» iconВ день, когда родился царевич Петр, 30 мая 1672 года, по всей Москве...
Москве служили благодарственные молебны, стреляли из пушек, а счастливый отец, царь Алексей Михайлович Романов, на радостях прощал...
Пояснительная записка к реставрации графического листа неизвестного художника «Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа» iconАлексей Михайлович (Тишайший) (19 марта 1629 26 января 1676) второй...
Алексей Михайлович (Тишайший) (19 марта 1629 — 26 января 1676) — второй русский царь (14 июля 1645 — 26 января 1676) из династии...
Пояснительная записка к реставрации графического листа неизвестного художника «Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа» iconПетербургская Государственная Педиатрическая Медицинская Академия...
Больной Быстров Алексей Михайлович, 9 лет, дата рождения 12 июля 1991 года, проживает Кирилловская 18-39, направлен в эндокринологическое...
Пояснительная записка к реставрации графического листа неизвестного художника «Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа» iconСтал обучаться грамоте по букварю, в семь лет письму, в девять церковному...
Алексей Михайлович (1629–1676) – русский царь (с 1645), второй представитель династии Романовых на российском престоле, сын и преемник...
Пояснительная записка к реставрации графического листа неизвестного художника «Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа» iconПояснительная записка

Пояснительная записка к реставрации графического листа неизвестного художника «Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба чудотворца Филиппа» icon16 июля 2011 годав день воспоминания перенесения мощей святителя...
К празднованию юбилейных дат было приурочено знаменательное событие — великое освящение Свято-Покровского храма
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница