Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы  Учебник для общеобразовательных учреждении


НазваниеГ. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы  Учебник для общеобразовательных учреждении
страница1/14
Дата публикации10.07.2013
Размер1.58 Mb.
ТипУчебник
userdocs.ru > Литература > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Учебник по искусству 8-9 класс И.Э.Кашекова



Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская

Искусство

8—9классы 

Учебник для общеобразовательных учреждении

Москва «Просвещение» 2009

Сергеева Г. П.

С 32 Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреж­дений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 000 с.: ил. — ISBN

Учебник предназначен для учащихся 8—9 классов общеобразо­вательных учреждений. Он написан в соответствии с программой «Искусство. 8—9 классы» тех же авторов.

Издание представляет собой учебник интегрированного типа. Он поможет приобщить учащихся к художественно-творческой де­ятельности на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные яв­ления искусства.

Учебник является основной частью учебно-методического комп­лекта, в который входят фонохрестоматия музыкального материала и пособие для учителей с примерными поурочными разработками.

 Учебник даст возможность вести уроки учителям изобразитель­ного искусства или музыки в зависимости от их профессиональной подготовки и возможностей школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

8 класс

Искусство в жизни современного человека                                                        3

Искусство открывает новые грани мира                                                             8

Искусство как универсальный способ общения                                                 20

Красота в искусстве и в жизни                                                                             35

Прекрасное пробуждает доброе                                                                         43

Исследовательский проект                                                                                   44

Искусство в современного  жизни человека

 

Искусство вокруг нас

 

Искусство— часть духовной куль­туры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновид­ности человеческой деятельности, объ­единяемые художественно-образными формами воспроизведения действи­тельности, — живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она со­вершается умело, мастерски, искусно.

  • Произведения каких видов искусства вы видите на этих страницах?

  • Какие еще виды искусства вы знаете?

  • Подберите репродукции для выставки, на которой будут представлены шедевры изобрази­тельного искусства.

  • Какие виды искусства вам ближе? Запишите в творческую тетрадь свои впечатления от по­любившихся вам художественных произведений.

Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представле­ния, верования людей — все это пе­редается человеком в художественных образах. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена. Искусство — это своеобразный учебник жизни.

«Искусство есть извечный радост­ный и благой символ стремления че­ловека к добру, к радости и совершенс­тву», — писал известный немецкий пи­сатель Т. Манн.

Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни.

Различные виды искусства взаимно обогащаются, часто заимствуют друг у друга средства выражения содержания. Не случайно бытует мнение, что архитектура — это застыв­шая музыка, что та или иная линия в картине музыкальна, что эпический роман подобен симфонии. А когда говорят о любом виде художественной деятельности, в том числе и об исполнительском мастерстве (творчестве), нередко использу­ют такие понятия, как композиция, ритм, колорит, пластика, линия, динамика, музыкальность — общие в прямом или в переносном смысле для разных искусств. Но в любом произ­ведении искусства всегда присутствует поэтическое начало, то, что составляет его главную сущность, его пафос и при­дает ему необычайную силу воздействия. Без возвышенного поэтического чувства, без одухотворенности любое произве­дение мертво.

  • Послушайте фрагменты музыкальных сочинений. Старинная эта музыка или современная? Соотнесите характер звучащей музыки  с образным строением архитектурных памятников, особенностями одежды разных эпох и народов.

  • К какой культуре -  западной, восточной, русской – относятся произведения различных видов искусства?  Объясните почему.

 

Художественный образ - стиль – язык 

У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египет­ские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем были­ны и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше вре­мя, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скуль­птуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощает­ся наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

    Художник и скульптор, компози­тор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в кон­такте со зрителем, слушателем, чита­телем, которые соучаствуют в твор­ческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, вой­ти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких ка­тегорий, как художественный образ, стиль, язык.

^ Художественный образ— этообобщенное представление о дейс­твительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окру­жающему миру. Раскрывая свой внут­ренний мир, художник всегда настро­ен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувс­твует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание ху­дожественного образа эпохи.

Стиль(от греч. stylos— буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, при­емов, способов, особенностей твор­чества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конк­ретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архи­тектуре, говорят, что «стиль — это эпо­ха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это че­ловек».

Языклюбого искусства помогает услышать в произведении живой го­лос художника, многовековую муд­рость народа. Выразительность, эмо­циональность, образность языка жи­вописи и графики, музыки и скуль­птуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, — фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее -  в языке искусств.

При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — зву­ком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — сло­вом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, вы­деляют самое существенное. Это поз­воляет им передавать зрителям, слуша­телям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художествен­ного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.

  • Рассмотрите изображения на этих страницах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?

  • Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Обсудите, какой эмоцио­нальный отклик вызвало у вас то или иное произведение.

  • К каком стилю — историческому, национальному, индивидуальному — можно отнести эти произведения искусства?

  • Какие из этих произведений созданы современными авторами?

  • В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особен­ности языка помогают понять и почувствовать эти образы?

  • Как вы понимаете выражения: «стиль — это эпоха» и «стиль — это человек»?

Наука и искусство

Наука и искусство— это две области деятельности, кото­рые сопровождают развитие человечества на всем протяже­нии его существования.

Немецкий поэт XIX в. И.-В. Гёте писал, что культуре в рав­ной мере нужны наука и искусство. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и ху­дожник воссоздают мир во имя главной цели — постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объеди­няют мысль и творчество как историческая память челове­ка. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе — отноше­ние человека к миру, к другим людям, к самому себе.

Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из де­вяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

Клиопрошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, РадуетТалия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтойЭвтерпа, Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в рукеЭраточарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранитКаллиопа, Звезды небес изучаетУрания, неба вращенье, Жестами все выражая,Полигимния славит героев.

Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.

И в Древнем мире, и в Средние века искусст­во было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвящен­ным». Художников и поэтов Китая потомки назы­вали «мудрецами древности».

В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других ви­дов человеческой деятельности.

  • О каком предназначении муз говорит древнеримский поэт Авсоний?

  • О музе какого вида искусства не упоминается в стихах Авсония, в мифах Древней Греции?

  • Какие виды искусства знакомят вас с образами муз?

  • Рассмотрите иллюстрации на предыдущих страницах учебника. Вспомните знакомые вам му­зыкальные сочинения. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптора основывается на науке, а в какой — на искусстве? Приведите конкретные примеры.


Знание научное и знание художественное

Многогранная личностьЛеонардо да Винчи (1452—1519) — основопо­ложника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечест­во. Этот итальянский художник (жи­вописец, скульптор, архитектор) был еще и писателем, ученым и инжене­ром, изобретателем и анатомом.

Его гениальные догадки как учено­го, инженера, конструктора намного опередили современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воз­душной перспективы, высказал науч­ные предположения об особенностях зрения человека. Живопись он рас­сматривал как универсальный язык, способный воплотить все многооб­разные проявления разумного начала в природе.

На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и ху­дожественное творчество.

Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симмет­рию, Божественную пропорцию чело­веческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил ка­нонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составле­на шкала пропорций, которая повлия­ла на образные решения современной архитектуры.

Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровожда­ет свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачи­вается тот, кто устремлен к звезде».

Басня. Случилось так, что комочек сне­га очутился на верхушке скалы,.. и стал он размышлять:

— Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием... служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые... были солнцем растоплены... Я же хочу спастись от гнева солнца и найти мес­то, соответствующее моей значимости.

И вот ринулся он вниз и стал спускать­ся, катясь с высоких откосов поверх друго­го снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина... и был он последним, которого в то лето растопило солнце.

Сказано для тех, кто смиренен: те и воз­несены будут.

Портреты кисти Леонардо да Винчи — это образы свободных ду­хом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый зна­менитый портрет — «Джоконда», или «Мона Лиза». Он произвел ошелом­ляющее впечатление на современни­ков художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять вся­кому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать при­роде...»

В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женст венности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, таю­щий в холодной дымке.

Взгляд Моны Лизы исполнен муд­рости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира, которые заставляют ее сми­риться с заточением в телесной обо­лочке.

Картина Леонардо да Винчи, как и музыка Моцарта — загадка мира и внутренней жизни человека, неизме­римое богатство его души.

  • Послушайте Симфонию № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Какие особенности портрета и му­зыки раскрывают глубину и противоречивость их образов?

  • Прочитайте интерпретацию музыки Моцарта в исследовании Г. Чичерина. Выскажите свои впечатления о музыке Моцарта.

Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы все­мирного тяготения существуют как данность. В науке каж­дое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся пред­ставления о тех или иных явлениях. Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровер­жения представлений человечества о том, что Земля плоская. До XVII в. считалось, что центром Вселенной является Земля (геоцентрическая система). После открытия Коперника чело­вечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий масте­ров древности. Главной темой искусства во все времена был человек. Но его изображение в дошедших до нас художест­венных произведениях разных эпох различно. И нас не сму­щают схематичность или нарушение пропорций в изображе­ниях прошлого.

Все искусства рассказывают нам о человеке своего време­ни. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представление о человеке.

  • «Вы. находитесь от нее на таком расстоянии, что не знаете, что она изображает, и все-таки вы пленены ее магическим аккордом; это и есть музыка картины». Подтверждают ли эти слова, сказанные о средневековой живописи, идею, что новое в искусстве не отменяет старого?

  • Какие открытия изменили представления человечества о строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий, изобретений, изменивших жизнь человека.

  • Что рассказывают о человеке рельефы, выполненные в разные эпохи? Изменился ли взгляд на человека? Почему произведения мастеров Египта, Древней Греции, средневековой Европы, мас­теров эпохи Ренессанса интересны современному человеку?

  •  Вспомните русские народные песни и инструментальные наигрыши, которые раскрывают многообразие жизненных ситуаций. Какие образцы народного творчества значимы для совре­менных слушателей и исполнителей?

 

Искусство открывает новые грани мира

 

Пейзаж(франц. paysage— вид, изоб­ражение какой-либо местности) — это жанр, посвященный изображению при­роды. В европейском искусстве в ка­честве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы  Учебник для общеобразовательных учреждении iconДата зачета №1 8-12 ноября Ответить на вопросы I. Древний мир
Учебник для общеобразовательных учреждений, Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс. Изд. Дрофа
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы  Учебник для общеобразовательных учреждении iconТематический план практических (семинарских) занятий № Темы и их объем в часах Устный опрос
Гражданское право: Учебник – ч. 1/ Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. – М., 2000
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы  Учебник для общеобразовательных учреждении iconМетодическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс
Это пособие входит в учебно-методический комплект, включающий в себя учебник для 5-го класса «Декоративно-прикладное искусство в...
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы  Учебник для общеобразовательных учреждении iconУчебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
Д18 История России, XX — начало XXI века : Учеб для 9 кл общеобразоват учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков....
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы  Учебник для общеобразовательных учреждении iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. Серия «Учебник для вузов»
...
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы  Учебник для общеобразовательных учреждении iconУчебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб....
Учебник предназначен для студентов и преподавателей факультетов психологии университетов, а также для специалистов, занятых на практике...
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы  Учебник для общеобразовательных учреждении iconМетодическое пособие и контрольные задания для учащихся общеобразовательных...
Методическое пособие предназначено для выпускников общеобразовательных школ, преподавателей русского языка, репетиторов
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы  Учебник для общеобразовательных учреждении iconС вашей точки зрения, педагогика это наука и/или искусство ?
Во многих его работах употребляются выражения «искусство педагогики», «законы педагогического искусства», «искусство воспитания»,...
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы  Учебник для общеобразовательных учреждении iconУчебник для вузов Оглавление Учебник посвящен анализу и современной...
Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих...
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы  Учебник для общеобразовательных учреждении iconУчебник для вузов Учебник посвящен анализу и современной интерпретации...
Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница