Героический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции Установление в 10-11 вв феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к


НазваниеГероический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции Установление в 10-11 вв феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к
страница1/10
Дата публикации04.04.2013
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Билет№1

Героический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции

Установление в 10-11 вв. феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к разделению общества на два антагонистических класса – феодалов и крепостных крестьян.

Интересы и воззрения привилегированных классов общества находят широкое выражение в рыцарской клерикальной литературе периода развития феодализма. С 12 в. усиливается значение городов как центров цехового ремесла и торговли, выросших в основном из поселений крепостных, покинувших феодальные поместья. Они создают особую, «бюргерскую» (городскую) литературу, по своей тенденции оппозиционную и демократическую.

Тем не менее, основные направления средневековой литературы, различные по своему социальному происхождению, развиваются не изолированно, а во взаимодействии.

Собственно народная поэзия не дошла до нас в более ранних письменных записях, чем сделанные в 14 – 15 вв. Поэтому мы можем составить лишь приблизительное представление о ее характере.

Лучше всего сохранился французский героический эпос. Он дошел до нас в виде поэм (общим числом около 100), из которых древнейшие возникли в самом конце11 в., а наиболее поздние относятся к 14 в.

Сохранившиеся до нас поэмы носят название шансон де жест (буквально – «песни о деяниях»). Они имеют различный объем – от 1000 до 20 000 строк и состоят из неравной длины строф, или «тирад», содержащих каждая от 5 до 40 десятисложных, с цезурой после 4-го или 6-го слога, стихов, связанных ассонансами. Поэмы эти предназначались для пения, причем одна и та же мелодия была сквозной для всей поэмы, повторяясь из строки в строку. Их исполнителями, а нередко и авторами были жонглеры (буквально – «игрецы»), которые разносили их по всей Франции.

Три темы составляют основное содержание французского эпоса:

1) оборона родины от внешних врагов – мавров (или сарацин), норманнов, саксов и т.д.;

2) верная служба королю, охрана его прав и искоренение изменников;

3) кровавые феодальные распри.

Выбор этих тем соответствует тогдашнему политическому сознанию народных масс. Первые две темы всегда связаны в поэмах с образом доброго и мудрого короля.

В большинстве поэм король называется Карлом Великим (768 – 814), одержавшем множество крупных побед и короновавшемся в 800 г. императором. Карл в поэмах предстает в идеализированном виде: он всегда справедлив и обычно ласков, хотя, когда нужно, умеет быть и суровым. Он грозен для изменников и непобедим в бою. Враги трепещут перед ним, и бог ему помощник во всех делах. В некоторых поэма Карл выступает активно, лично совершая разные подвиги. Но в других поэмах, притом художественно более значительных, карл отходит на задний план; он уступает активную роль паладинам (приближенным сланным витязям), в частности двенадцати «пэрам» (самым знатным лицам в государстве), в первую очередь – Роланду.
Билет№2

^ КЕЛЬТСКИЙ ЭПОС

Одним из самых значительных

художественных памятников эпохи раннего средневековья стал кельтский эпос.

Его творцами были кельты, народность, населявшая территорию современной

Ирландии, южную часть Англии и север Франции. Примерно до начала VIII в.,

до скандинавских вторжений, кельты, жившие на отшибе Европы, сохраняли

архаическую стадию культуры, общинное землепользование, натуральное хозяйство,

пережитки группового брака, матриархата. Хотя в V в. кельты подверглись

христианизации, но она не пустила глубоких корней. Кельты оставались верны

языческим традициям, верили в племенных богов, в природные силы и духов,

во всякого рода магические заклинания, зароки, табу.

Из родовых и местных преданий

вырос кельтский фольклор, насыщенный богатейшим мифологическим материалом.

Долгое время, несколько столетий, эти предания сохранялись в устной форме.

Их хранителями были две категории сказителей: барды, исполнявшие стихи

в сопровождении музыки, и филиды, рассказывавшие предания и подвергавшие

их литературной обработке. Рассказчики конечно же разное количество произведений

хранили в своей памяти. Иные помнили до 300 произведений. Первые записи

преданий были сделаны в VII-VIII вв., наносились они на шкуры животных.

Один текст, например, назывался "Книга Бурой коровы". Всего в библиотеках

собрано до 300 томов сказаний, которые назывались "сагами". Сага- небольшой

по объему рассказ, который исполнялся в течение одного вечера. Обычно это

происходило тогда, когда мужчины, вернувшиеся домой после охоты или рыбной

ловли, коротали время перед сном. Иногда саги образовывали цикл, длительное

по сюжету повествование. Наиболее известный цикл - "Похищение быка из Куалнге".

Самая древняя часть кельтского

эпоса - улад-ский цикл, рожденный сказителями из племени уладов, живших

в северной части Ирландии, на территории современного Ольстера. Главный

герой цикла- Кухулин, в нем находим черты народного заступника: благородство,

смелость, готовность отдать жизнь за своих близких. Он гибнет как герой,

великодушный и отважный.Вместе с ним его верная подруга Эмер, воплощение

кельтского женского идеала.

Для кельтского эпоса, тесно

связанного с фольклорной традицией, характерны элементы фантастики, богатство

и красочность сюжетов и какая-то особая непосредственность, наивность,

"детскость" восприятия мира.
Билет№3

Немецкий героический эпос и его выдающийся памятник «Поэма о Нибелунгах». Древние народные сказания в поэме и их перевоплощение. Основные темы, идеи, образы, своеобразие поэмы

В 12 в. в Германии впервые возникает светская художественная литература на немецком языке, зафиксированная в письменных памятниках. Она служит выражением идеологии феодального общества. Германский героический эпос, засвидетельствованный в древненемецкой письменности, лишь небольшим отрывком «Песни о Хильдебранте», продолжал существовать в народной эпической традиции всего раннего средневековья, несмотря на преследование церковью «языческих песен».

Сюжеты немецкого эпоса 12-13 вв. восходят по своему происхождению к племенным эпическим песням эпохи «великого переселения народов». Процесс объединения остался незавершенным ввиду отсутствия для этого исторических предпосылок в феодально-раздробленной средневековой Германии.

Поэтому средневековый немецкий эпос не является в такой степени национальным, как эпос французский или испанский. Богатырские подвиги героев ограничены интересами личными и семейно-родовыми, племенными и феодальными. Центром эпических сказаний становится король гуннов Этцель (Аттила).

«Песнь о Нибелунгах» (около 1200 г.) Представляет собой обширную поэму, состоящую из 39 песен («авантюр») и насчитывающую около 10 тысяч стихов, объединенных в строфы по 4 стиха (с парными рифмами).

В городе Вормсе, в королевстве бургундов царствует Гунтер и его братья. Зигфрид, королевич с нижнего Рейна, заслышав о красоте сестры Гунтера Кримхильды, приезжает в Вормс, чтобы добыть ее себе в невесты, и просит у Гунтера ее руки. За это Гунтер требует от Зигфрида помощи в своем сватовстве к Брюнхильде, царствующей в далекой Исландии. Зигфрид помогает Гунтеру, но обесчесчивает его невесту. Обман раскрывается черех несколько лет. Месть за Брюнхильду берет на себя Хаген фон Тронье, вассал бургунских королей: он убивает Зигфрида во время охоты и отнимает у Кримхильды наследие Зигфрида, клад Нибелунгов. Много лет спустя Кримхильда выходит замуж за короля гуннов Этцеля (Атиллу) и зазывает братьев к себе в гости, чтобы отомстить за Зигфрида. В пиршественном зале разгорается бой. Поочередно погибают все бургунские витязи. Старый Хильдебрант. Начальник дружины Дитриха, убивает Кримхильду, виновную в гибели стольких славных рыцарей.

«Песнь о Нибелунгах» является результатом трансформации старинного эпического сказания под влиянием рыцарской литературы конца 12 в. Поэма развертывает идеальную картину военной и мирной жизни феодального общества в эпоху расцвета рыцарской культуры. Эпическое повествование далеко ушло от стиля краткой героической песни. Оно богато эпизодами и описательными подробностями, разговорными сценами и картинами душевных переживаний героев.

В то же время выступают подлинные черты героического народного эпоса, к которому восходят монументальные образы героев и основные мотивы и драматические ситуации эпического сказания. Таковы молодой герой Зигфрид и его антагонист – «суровый Хаген», героический злодей, образец непреклонного мужеств и феодальной верности вассала, ради чести и славы господина готовый на подвиги и преступления; строптивая невеста Брюнхильда, виновница кровавых раздоров, и кроткая, любящая Кримхильда. Из немецкого эпоса о Дитрихе в «Нибелунги» переходит образ Этцеля (Аттилы), как гостеприимного и доброго, но пассивного короля, и самого Дитриха Бернского с его дружинниками, сильнейшего и справедливейшего из героев.

Сюжет поэмы содержит пережитки более ранних ступеней развития сказания: рассказы о первых подвигах молодого Зигфрида, о его победе над драконом и добыче им клада Нибелунгов и о чудесной деве-воительнице Брюнхильде. Сказания превратились в рыцарской поэме 12 в. в традиционный сказочный мотив. Разноречивость эпических сказаний (скандинавской и немецкой версий) связано с обычными условиями развития устной традиции, с параллельным существованием целого ряда песен, представляющих различные версии одного и того же сказания.

Новейшие исследования Хойслера показали, что в основе поэмы лежат две краткие эпические песни, соответствующие двум основным частям поэмы: песня о Зигфриде-свате (сватовство Гунтера к Брюнхильде и убийство Зигфрида) и песня о гибели бургундов (месть Кримхильды). Здесь воплощен идеал бесстрашного героя-воина в образе Зигфрида.

Билет№4

Древнескандинавская литература.

Латинская письменность проникла в Скандинавию вместе с введением христианства в XI в. Наряду с латинскими богослужебными и учеными книгами стали появляться переводы и правовые документы на народных языках. Исконно германское руническое письмо никогда не применялось для записей длинных повествовательных текстов, хотя была одна попытка записать рунами законы. В Норвегии и Исландии латинская письменность появилась раньше, и литература на народном языке имела более оригинальный характер, чем в Дании и Швеции. Памятники на датском и шведском языках дошли до нас от более поздней эпохи (XIV-XV вв.) и носят подражательный или юридический характер.

Наибольший интерес по форме и по содержанию представляет оригинальная литература на древнеисландском языке. Расцвет литературы в Исландии некоторые исследователи связывают с тем, что в Исландию эмигрировали лучшие представители норвежского общества, недовольные жестким нравом Харальда Прекрасноволосого, установившего единовластие.

Древнеисландская литература была написана или записана в XII-XIII в. Как и литература на других скандинавских языках, она включает религиозные памятники, научные сочинения (“Первый грамматический трактат” неизвестного автора XII в.), переводные рыцарские романы. Однако наибольшее своеобразие она обнаруживает в трех жанрах, которые и составляют ее характерную особенность. К ним относятся: саги, эддическая поэзия, скальдические стихи. Все эти жанры сложились первоначально в устной традиции и лишь позднее были перенесены на пергамент. Древнеисландские рукописи хранятся в собраниях:

1. Арнамагнеанское собрание Университетской библиотеки в Копенгагене (по имени своего создателя исландца Аурни Магнуссона 1663-1730)

2. Королевская библиотека в Копенгагене

3. Университетская библиотека в Упсале.

4. Королевская библиотека в Стокгольме

5. Рукописное собрание в Рейкьявике “Институт Аурни Магнуссона в Исландии”

Саги - наиболее значительные произведения древнеисландской литературы и выдающиеся памятники средневековой культуры.

Слово “сага” того же корня, что и глагол segia “говорить” - рассказ, повествование. Письменность появилась в Исландии в XII в. Саги были записаны в XIII-XIV вв. Все попытки установить авторов оказались неубедительными. Саги создавались в эпоху “неосознанного авторства”, которое возникло в традиции устного рассказа, но сохранялось долгое время и после появления письменности.

Саги - всегда повествования о прошлом, которые принималось за правду несмотря на наличие в них художественного вымысла. Пример последнего - высказывания персонажей. Но это скрытый вымысел, который не осознавался как таковой. В сагах нет разграничения “исторической” и “художественной” правды, а есть единая синкретическая правда. Повествования какого-либо другого рода для древней Исландии были невозможны. Различия между отдельными группами саг определяются не тем, какие цели ставили себе их авторы или к какому жанру они относили свои произведения, а прежде всего расстоянием между описываемыми в саге событиями и временем ее написания. Чем дальше в прошлом события, тем больше в саге скрытого вымысла.

Четыре группы:

1) Родовые саги, или саги об исландцах. В них рассказывается о людях Исландии, живших в X-XI вв (век саг 930-1030): “Сага о Ньяле”, “Сага об Эгиле”, “Сага о Людях из Лососьей Долины”, “Сага о Греттире”. Всего их около 60 и столько же “прядей об исландцах”, то есть фрагменты из саг о норвежских королях. До сих пор саги об исландцах - излюбленное чтение исландского народа. Их отличает реализм, яркость и драматичность, точный и немногословный стиль.

2) Королевские саги - исторические рассказы о норвежских королях и Норвегии, принадлежащие перу знаменитого исландского ученого и политического деятеля Снорри Стурлусона - “Круг Земной” (Хеймскрингла), ок. 1230. История Норвегии с древнейших времен до конца XII в.

1) Саги, написанные в XIII в. о событиях в Норвегии и Исландии 12-13 вв. Саги о епископах, о междоусобицах в Исландии в XII-XIII вв., приведших к потере страной независимости. “Сага о Стурлунгах”. Сага о норвежском короле Хаконе Старом (1217-1263), написанная Стурлой Тордарсоном сразу после его смерти. «Сага о Сверрире» рисует “гражданские войны” конца XII - начала XII вв.: период глубокой внутренней распри между конунгом Магнусом, ставленником знати, и самозванцем Сверриром, которого поддерживали низы. Сверрир завоевал престол и явился родоначальником династии Сверрира. Он принял прямое участие в создании саги. Эта панорама жизни средневековых норвежцев выявляет многие черты их сознания и культуры. В борьбу были втянуты широкие слои крестьянского и городского населения, причем крестьяне - свободные бонды - упорно сопротивлялись возраставшему гнету государства. Активную роль играло духовенство, высший слой которого - епископат - пользовался поддержкой папы римского (Норвегия оказалась втянутой в общеевропейский конфликт между светской и церковной властями).

4) саги о древних временах, действие в которых происходит в скандинавских странах до IX в. и в которых много фантастических элементов – например, “Сага о Вёльсунгах”, которая воспроизводит континентальное предание эпохи великого переселения народов, положенное также в основу героических песней «Старшей Эдды» и немецкой «Песни о Нибелунгах».

Не всякое повествование - сага. Сагой нельзя назвать «Младшую Эдду», учебник поэтического искусства, составленный в 1222-25 известным исландским историком, поэтом и политическим деятелем Снорри Стурлусоном.

Билет №5

Характеристика эпоса Зрелого средневековья.

В период Зрелого Средневековья продолжается развитие традиций народно-эпической литературы. Это один из существенных этапов ее истории, когда героический эпос стал важнейшим звеном средневековой книжной словесности. Героический эпос Зрелого Средневековья отразил процессы этнической и государственной консолидации и складывающиеся сеньериально-вассальные отношения. Историческая тематика в эпосе расширилась, потеснив сказочно-мифологическую, увеличилось значение христианских мотивов и усилился патриотический пафос, была разработана большая эпическая форма и более гибкая стилистика, чему способствовало некоторое отдаление от чисто фольклорных образцов. Однако все это привело к известному обеднению сюжета и мифопоэтической образности, поэтому впоследствии рыцарский роман вновь обратился к фольклорной фантастике. Все эти особенности нового этапа в истории эпоса тесно связаны между собой внутренне. Переход от эпической архаики к эпической классике, в частности, выразился в том, что эпосы народностей, достигших ступени отчетливой государственной консолидации, отказались от языка мифа и сказки и обратились к разработке сюжетов, взятых из исторических преданий (продолжая все же использовать, разумеется, и старые сюжетные и языковые клише, восходящие к мифам).

Родо-племенные интересы были оттеснены интересами национальными, пусть еще в зачаточной форме, поэтому во многих эпических памятниках мы находим ярко выраженные патриотические мотивы, связанные часто с борьбой с иноземными и иноверными завоевателями. Патриотические мотивы, как это специфично для Средневековья, частично выступают в форме противопоставления христиан «неверным» мусульманам (в романских и славянских литературах).

Как сказано, эпос на новом этапе изображает феодальные усобицы и сеньериально-вассальные отношения, но в силу эпической специфики вассальная верность (в «Песни о Нибелунгах», «Песни о Роланде», «Песни о моем Сиде»), как правило, сливается с верностью роду, племени, родной стране, государству. Характерная фигура в эпосе этого времени — эпический «король», власть которого воплощает единство страны. Он показан в сложных отношениях с главным эпическим героем — носителем народных идеалов. Вассальная верность королю сочетается с рассказом о его слабости, несправедливости, с весьма критическим изображением придворной среды и феодальных раздоров (в цикле французских поэм о Гильоме Оранжском). В эпосе отражены и антиаристократические тенденции (в песнях о Дитрихе Бернском или в «Песни о моем Сиде»). В эпико-героические произведения XII—XIII вв. проникает уже порой и влияние куртуазного (рыцарского) романа (в «Песни о Нибелунгах»). Но даже при идеализации куртуазных форм быта эпос в основном сохраняет народно-героические идеалы, героическую эстетику. В героическом эпосе проявляются и некоторые тенденции, выходящие за пределы его жанровой природы, например, гипертрофированная авантюрность («Рауль де Камбре» и др.), материальные мотивировки поведения героя, терпеливо преодолевающего неблагоприятные обстоятельства (в «Песни о моем Сиде»), драматизм, доходящий до трагизма (в «Нибелунгах» и в «Песни о Роланде»). Эти разнообразные тенденции свидетельствуют о скрытых возможностях эпического рода поэзии, предвосхищают развитие романа и трагедии.

Стилистические особенности эпоса теперь во многом определяются отходом от фольклора и более глубокой переработкой фольклорных традиций. В процессе перехода от устной импровизации к рецитации по рукописям появляются многочисленные enjambements, т. е. переносы из стиха в стих, развивается синонимия, увеличивается гибкость и разнообразие эпических формул, иногда уменьшается число повторов, становится возможной более четкая и стройная композиция («Песнь о Роланде»).

Хотя широкая циклизация знакома и устному творчеству (например, в фольклоре Средней Азии), но в основном создание эпических произведений большого объема и их сложение в циклы поддерживается переходом от устной импровизации к рукописной книге. По-видимому, книжность способствует и зарождению «психологической» характеристики, а также интерпретации героического характера в плане своеобразной трагической вины. Однако взаимодействие фольклора и книжной словесности активно продолжается: в сочинении и особенно исполнении многих произведений эпоса велико участие в этот период шпильманов и жонглеров.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Героический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции Установление в 10-11 вв феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к iconЕвропейское общество в X – XIII вв.: крестьяне, феодалы, духовенство
Общее и особенное в развитии феодальных отношений в странах Западной Европы IX – XI вв
Героический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции Установление в 10-11 вв феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к iconДревнегреческий героический эпос. «Илиада» и «Одиссея» Гомера
Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Своеобразие эпической фабулы и эпического героя
Героический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции Установление в 10-11 вв феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к iconФормирование феодальных отношений в Западной Европе
Римской Империи. При этом ни у варваров, ни у римлян феодализма не существовало. Отсюда возникают вопросы: Как возник феодализм?...
Героический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции Установление в 10-11 вв феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к iconСказания о нартах Осетинский эпос нартовский эпос осетин I циклы,...

Героический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции Установление в 10-11 вв феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к iconАквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи...
Аквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе 6-17 вв. – Л.: Наука, 1990
Героический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции Установление в 10-11 вв феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к icon№1 (окончание)
Экономическое развитие в эпоху феодализма. Основные хозяйственные формы эпохи феодализма в сельском хозяйстве. Средневековый город...
Героический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции Установление в 10-11 вв феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к iconЛезгинский народный героический эпос махачкала
Рамазанова Д. Ш., кандидат исторических наук; Рашидов А., кандидат филологических наук; Ризванов М. Р., кандидат философских наук;...
Героический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции Установление в 10-11 вв феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к iconЛекція 1
Страны Западной Европы граничат с четырьмя другими регионами Европы: Северной, Южной, Восточной и Юго-Восточной Европой. Регион охватывает...
Героический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции Установление в 10-11 вв феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к iconВопросы к учебному занятию: Сравнительная характеристика развития...
Лекция № Средневековые государства Востока (Средневековые азиатские цивилизации)
Героический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции Установление в 10-11 вв феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к iconВопросы к экзамену по новейшей истории стран европы и америки, ч. 1
Предмет и периодизация новейшей истории стран Европы и Америки. Основные проблемы курса. Учебная литература по курсу
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница