Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 филология, утвержденного 10 марта 2000 г.


Скачать 427.92 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 филология, утвержденного 10 марта 2000 г.
страница1/3
Дата публикации06.04.2013
Размер427.92 Kb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Томский государственный университет

Утверждаю:

Декан филологического факультета



_________ проф. Т.А. Демешкина

«__»___________2006 г.

«История зарубежной литературы XX века (первая половина)»




Рабочая программа


Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ

Статус дисциплины:

Федеральный компонент направления

Томск

2006
ОДОБРЕНО кафедрой русской и зарубежной литературы

Протокол № 13/08 от «17» декабря 2008 г.
Зав. кафедрой, профессор ___________ А.С. Янушкевич

РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией филологического факультета

Председатель комиссии, доцент ___________ Т.Б. Банкова

«__»_____________ 2008 г.

Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.

Общий объем курса – 86 ч. Из них: лекции - 48 ч, семинарские занятия - 8 ч, самостоятельная работа студентов - 30 ч. Экзамен.

составитель:

^ Казаков Алексей Аширович – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы.
рецензент:

доцент кафедры русской и зарубежной литературы, к.ф.н. А.В. Петров

^ I ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Целью курса «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» является творческое освоение художественного материала одного из важнейших – и вместе с тем – сложнейших периодов истории мировой литературы на современном уровне научного знания.

Задачи курса «История зарубежной литературы XX века (первая половина)»:

  1. Изучить наиболее репрезентативные произведения указанного периода;

  2. ознакомиться с основными критическими и литературоведческими интерпретациями;

  3. установить связь данного периода со всей историей мировой литературы и с современной действительностью.

Место курса: входит в блок дисциплин «История зарубежной литературы».
Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.

Студент должен знать:

  • ключевые художественные произведения периода;

  • значимые факты биографии писателей, историю творческих исканий, обстоятельства написания произведений;

  • историко-культурный контекст, литературный процесс;

  • основные моменты критической и литературоведческой рецепции текстов.


Студент должен уметь:

  • свободно ориентироваться в мире художественной литературы XX века, широчайшем контексте культурного восприятия художественного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение на современном уровне литературоведческой науки;

  • собрать материал для лекции или урока по указанному предмету.



^ П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение

Историко-культурное своеобразие эпохи.

1. Экспрессионизм.

2. Художественный авангард.

2.1 Кубизм. Футуризм. Дадаизм.

2.2 Сюрреализм.

3. Творческий путь М. Пруста. "В поисках утраченного времени"

4. Феномен Франца Кафки.

5. Творческий путь Джеймса Джойса.

6. Эрнест Хемингуэй и "потерянное поколение".

7. Значение Бертольта Брехта как реформатора театра.

8. Неотрадиционализм как мировое явление. Творчество Т.С. Элиота.

9. Почвенническая линия в искусстве двадцатого столетия. Судьба Гарсиа Лорки.

10. Проза У. Фолкнера.

11. Г. Миллер. Эстетика контр-культуры.

12. Диалектика жизненного и творческого пути Германа Гессе.

13. Творчество Т. Манна и судьбы немецкой прозы.

14. Гуманизм А. де Сент-Экзюпери.

15. Я. Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны».

16. «О, дивный новый мир!» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла в ряду других утопий и антиутопий.

17. Роман как предмет теоретического моделирования в литературной критике XX века.

^ Вводная часть. Историко-культурное своеобразие эпохи.

Зарубежная литература XX века – предмет изучения, достаточно специфичный по своей природе. Здесь нет и не может быть материала, уже «переваренного» для воспроизведения в учебном цикле. Хотя временная дистанция уже достаточно велика и большинство изучаемых нами писателей первой половины XX века (периода, которому посвящено данное пособие) уже стало «классиками», подчёркнутая неклассичность большинства из них предполагает, что монологическая модель литературного процесса здесь невозможна. Поэтому в библиографии к темам господствующее положение не занимает собственно «учебная» литература (хотя и она представлена). Важное место занимают критические реплики современников, относящихся к художественному произведению как к факту живого культурного процесса, чьё значение ещё предстоит определить. А также – работы, написанные уже с исторической дистанции, но не снимающие проблемную остроту литературного феномена, а её актуализирующие – тем самым не упрощая, а усложняя восприятие произведения.

Все произведения, выбранные для изучения, оставили заметный след в духовной истории XX века. Спецификой данного курса можно считать то, что в нём заметную роль играют не только художественные тексты, но и манифесты, это предопределено своеобразием данного этапа истории литературы, времени модерна и авангарда. Особенностями этого периода определяется и структура курса: материал группируется не по циклам национальных литератур, а в соответствии с эстетикой, тем, к какому художественному направлению причислял себя или был близок объективно тот или иной писатель. Модерн по своему духу – искусство космополитическое, транснациональное. Только в некоторых случаях окажется важным национальный контекст: в связи со спецификой историко-культурной ситуации в Испании и США. В целом же этот этап истории литературы представлен как эстетическая парадигма, спектр разнообразных художественных программ.

Изучение зарубежной литературы XX века позволяет более ясно представить себе место давно знакомых нам фактов русской культуры этого времени (русского авангарда, акмеизма, почвеннической поэзии и т.д.) Д. Бурлюк, отец русского футуризма, публикуется в «Синем всаднике», колыбели экспрессионизма. И. Эренбург сотрудничает, наряду с Джойсом, в журнале «новечентистов», впервые заговоривших о «магическом реализме». К роману Г. Гессе «Игра в бисер» оказываются применимы формулы Д.С. Лихачёва, сложившиеся на материале средневековой русской литературы, но не потому ли, что сама концепция Лихачёва оформлялась в то же время, в эпоху «нового средневековья», как часто называют XX век?
Двадцатый век, увиденный в такой, всемирной перспективе, предстаёт как время глубочайших потрясений, катастрофических перемен. Это эпоха мировых войн, революций, «великих депрессий» и тоталитарных диктатур. Пафос революционности, обновления становится свойственным и культуре: новые обстоятельства требуют нового искусства – «современного» (модерн), а может быть даже, искусства «будущего» (футуризм), идущего «впереди» всех (авангард).

Начало XX века (точнее, 10-20-е гг.) переживается как время глубочайшего духовного кризиса: обнажается исчерпанность прежнего уклада жизни, который выглядел в конце XIX столетия сложившимся навечно, воспринимался как «последний этап» всемирной истории («Новое» время).

После крушения нововременного уклада жизни (симптомом чего была мировая война и революции) перестают казаться незыблемыми и гуманистические ценности, лежавшие в его основе: вера в человека, в разум, в светлое будущее. Классическая триада Истина=Добро=Красота распалась. Теперь возможно искусство красоты (в ущерб разумному и этическому) – импрессионизм, этики (внеразумной и внеэстетической) – экспрессионизм, и даже искусство, последовательно абсурдное, антиэтическое и антиэстетическое, – авангард. Распад целостности пронизывает все уровни, от глубинного до поверхностного: раскололся ценностный мир, сам образ человека – и художественный текст: господствующим принципом композиции в модерне становится монтаж.

Впрочем, и литературный процесс в целом оказывается лишённым целостности, пёстрым, многовекторным. Сама ситуация кризиса оценивалась разными направлениями по-разному. Для одних это страшная катастрофа, экзистенциально затрагивающая их самих (Г. Гессе, Т.С. Элиот, и др.). Другие (например, авангардисты) этот кризис приветствуют, их собственная программа предполагает разрушение всего старого мира. Далее, кризис может по-разному моделироваться: что это – проблемы одного «потерянного» послевоенного поколения, или национальная катастрофа (как, например, в Испании), или «закат» всей Европы (О. Шпенглер)? Но и это ещё не всё: наиболее беспросветные в духовном отношении 20-е годы (время «потерянного поколения», духовного бесплодия – вспомним «Бесплодную землю» Элиота) – это одновременно «золотые двадцатые», время болезненного расцвета, «век джаза» (ср. в России в этот момент – десятилетие нэпа).

Наряду с авангардом начинает складываться и противостоящая ему тенденция, сегодня условно называемая «неотрадиционализмом». Здесь господствует пафос сохранения вечных ценностей. Но и неотрадиционалисты признают, что культурная самоуспокоенность прошлого сейчас невозможна (поэтому, точнее говорить не о сохранении, а о новом обретении вечных ценностей).

Ощущение мучительного перелома может считаться общим для всех. Это эпоха межвременья, момент после гибели старых богов и до рождения новых. Одно из наиболее важных самоопределений XX века – «новое средневековье».

Европейское средневековье – «старший брат» XX столетия – завершилось в век Просвещения, когда разум победил средневековую мистику. Крушение веры в разум привело к реабилитации мистицизма, мифа. Интерес к иррациональному, бессознательному подготовлен философией Ницше, Бергсона, психоанализом Фрейда, Юнга. Начало двадцатого века – время интереса к восточной мистике, мифологической архаике. Европейская культура учится постигать Иное – в том числе в искусстве (реабилитируется барокко, по-новому оценено примитивное искусство и т.д.)

Можно говорить и о культурном кризисе: духовная жизнь перестала быть целостной, но можно видеть и духовный прирост: человек, как ему и следует быть, предстаёт многомерной загадкой, мир является как мистериальная тайна. Это и предопределяет неповторимый облик литературы XX столетия: художественные произведения могут казаться чрезмерно причудливыми, сложными, но не скучными и неинтересными. Это книги яркие, необычные, незабываемые.

1. Экспрессионизм, его история, основные школы: «Мост», «Синий всадник», «Акцион», «Штурм», «Новый пафос» и т.д. Пражский кружок (Ф. Верфель, Г. Майринк, М. Брод, Ф. Кафка). Антологии «Человек добр!», «Человек в центре мира!», «Сумерки человечества» и т.д. Экспрессионизм и духовный кризис 10-20-х годов. Военная тема. Проблема абсурда, антиэстетизм. Этический пафос, болевой эффект. Специфика авторской позиции. Политический и мистический изводы экспрессионизма. Критика импрессионизма, натурализма, психологизма. Метафизичность, мифологизм, утопизм, эсхатологизм экспрессионизма на фоне общего возрождения интереса к мифу. Экспрессионизм и архаика. Особенности художественного языка: экспрессивность, абстракционизм, иррациональность, гротеск. Жанровые предпочтения. Проблема «голоса» самой вещи. Образ человека и мира; массовые сцены в экспрессионизме (Г. Кайзер «Газ», Э. Толлер «Человек-масса», Ю. О’Нил «Косматая обезьяна»).

Г. Майринк. Роман «Голем»: эзотерический текст о тайной изнанке мира. Идея алхимической трансмутации человека. Соотношение сна и реальности, структуры двойничества. Вещи и люди, тайное и повседневно-разумное и принципы означивания мира в романе.

Ф. Верфель и его положение в экспрессионизме. «Смерть мещанина»: абсурд, антипсихологизм, «варварские» эффекты, поиск Иного в человеке и в социальной жизни, новое прочтение темы маленького человека и другие приметы эстетики экспрессионизма. Композиция повести и логика ведения темы смерти.

Литература:

Ф. Верфель. Смерть мещанина (обывателя). Г. Мейринк (Майринк). Голем.

К. Эшмид. Экспрессионизм в поэзии// Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров з-евр. лит. XX века. – М.: Прогресс, 1986. – С.300-316.

Синий всадник. Сб. ст./ Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка. – М.: Изобразительное искусство, 1996. – 192 с.

Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма. – М., 1990.

Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство: Сб. ст. – М.: «Наука», 1966. – 156с.

Schrei in die Welt: Expressionismus in Dresden. Berlin: Bücherl. Der Morgen, 1988. 266s.
2. Художественный авангард.

2.1 Авангардистский вариант решения проблем творчества. Интерес к внешней форме, приёму. Связь с идеями вдохновенного искусства. Авангард и одержимость. Позиция авангардистов в историко-культурной ситуации 10-20-х гг. Отношение к общему духовному кризису. «Дегуманизация». Проблема «старости» культуры и примитивизм, эстетическое варварство авангарда. Основные школы (кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, ультраизм и т.д.).

Творчество ^ Гийома Аполлинера. Концепция нового искусства. Идея синтеза искусств. Аполлинер и художники-кубисты. Интерес к фактуре художественного материала, формальный эксперимент. Проект «визуальной поэзии». Установка на «изумление» читателя. Особенности образа в кубизме.

Футуризм. Деятельность Филиппо Томмазо Маринетти. Футуристический образ мира: мир становления, движения, зарождающегося будущего; разложение предметов, тел, слов, любых форм целостности и определённости, возвращение к хаосу первоматерии. Антипсихологизм и антилиризм футуризма, точка зрения толпы. Связь с художественным языком площадного (карнавального) искусства. Гигантизм. Мифология новейшего времени: техника и город. Поэтика: язык гротеска, грубость, плакатность, эффектность образа. Специфика позиции поэта: пафос силы, агрессивной молодости в рамках образа мира как круговорота становления. Утопизм, политический радикализм футуристов.

Ультраизм. «Ультраячество» и его связь с романтической философией гения. Дадаизм. Разрушение всех ценностей культуры, «антисинтез» искусств. Разоблачение абсурдности аксиом буржуазного мира. Игровая позиция поэта, точка зрения ребёнка. «Рецепты» написания стихов.

Литература.

Аполлинер Г. Новое сознание и поэты// Писатели Франции о литературе. – М.: Прогресс, 1978. – С.53-62. (или в кн.: Аполлинер Г. Лирика. Письма к любимой. М.: «Эксмо-пресс», 1999. – С.440-456).

Маринетти Ф.Т. Первый манифест футуризма. Технический манифест футуризма// Называть вещи своими именами. С. 158-168.

Ультра (Манифест молодых писателей). Г. де Торре. Ультраманифесты: Эстетика ультраячества. Призыв к богохульству// Называть вещи своими именами. С.236-243.

Балашова Т.В. Французская поэзия XX века. – М.: Наука, 1982. – С.23-37 (Аполлинер).

Буачидзе Г. Аполлинер и пути развития французской поэзии. – Тбилиси: б. и., 1989. – 422с.

Мукаржовский Я. Основные принципы авангарда// Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. – М.: Искусство, 1994. – С.570-580.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991. – С.218-260.

Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.; МГУ, 1993. – 248 с.

Якобсон Р. Письма с Запада. Дада// Якобсон Р. Работы по поэтике. – М.: Прогресс, 1987. - С.430-439.

Futuryzm i jego warianty w literaturze europejsiej. Wroclaw, 1977. 177 s.
2.2 Сюрреализм. История формирования эстетической платформы сюрреализма, связь с дадаизмом. Поиск новой позитивности. Нигилистическое разрушение как путь к подлинной действительности, к сюрреальному. Деятельность Андре Бретона. Обращение к бессознательному, идеи психоанализа; мир сна, грёзы, сумасшествия, переосмысление темы детства. Сюрреалистический метафоризм. Методы сюрреализма (автоматическое и коллективное письмо). Раскрепощение бессознательного и проблемы творчества, сюрреализм и одержимость. Изобретения сюрреализма и их судьба в XX веке. Сюрреализм и политическая философия XX века.

Сюрреализм в театре. Деятельность ^ Антонена Арто. Обращение к магическому измерению мира, мифу. Критика «поверхностного» искусства, постижение «тёмной» изнанки вещей. Понижение значения драматургического диалога, слова, интерес к телесному, сценическому языку. Идея мистериального театра. Переосмысление структуры сцены и позиции зрителя. Проект «театра жестокости». Феноменология «шизофренического тела» (Ж. Делёз) у Арто.

Творчество ^ Луи Арагона. Арагон и сюрреализм. Сохранение осмысленного слова, образа объективной реальности в поэтическом мире Арагона-сюрреалиста. Мир сна, грёзы как абсурдный фон, на котором проблематизируются реальность и слово. Метод изобретения, установка на удивление читателя (близость к идеям Аполлинера). Дальнейший творческий путь Арагона: сближение с русским футуризмом, движение к соцреализму.

Поэзия ^ Поля Элюара. Элюар и сюрреализм. Полемика с Бретоном, подчинение голоса бессознательного творческой воле автора. Сохранение связей с романтической и символистской традицией. Специфика метафоризма Элюара, синтез мира как основа синтеза жанров. Движение Элюара от сюрреализма к диалогическому постсимволизму.

Арагон, Элюар и французское Сопротивление.

Литература:

А. Бретон, Ф. Супо. Магнитные поля (в кн.: Антология французского сюрреализма: 20-е годы. – М., 1994). А. Бретон. Лирика. Л. Арагон. Лирика. П. Элюар. Лирика.

Антонен Арто. Театр и его двойник. Театр Серафима./ Пер. с фр. С.А. Исаева. – М.: Мартис, 1993. – 192 с. (Арто А. Театр и его Двойник. – СПб: Симпозиум, 2000).

Бретон А. Первый манифест сюрреализма// Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров з-евр. лит. XX века. – М.: Прогресс, 1986. – С.40-73.

Вермо А., Вермо О. Мэтры мирового сюрреализма. СПб., 1996.– 288 с.

Андреев Л.Г. Сюрреализм. – М.: Высшая школа, 1971. – 232 с.

Балашова Т.В. Французская поэзия XX века. – М.: Наука, 1982. – С.23-37 (сюрреализм); С.38-71 (Арагон); С.72-88 (Элюар).

Великовский С.И. В скрещенье лучей: групповой портрет с Полем Элюаром. (Мастера французской лирики XIX-XX столетий). – М.: Сов. пис., 1987. - 399с.

Каптерева Т. Дадаизм и сюрреализм// Модернизм. – М., 1969.

Мамардашвили М. Метафизика Арто// Арто А. Театр и его двойник. – СПб., 2000. – С.329-346.

Проскурникова Т.Б. Антонен Арто – теоретик «театра жестокости»// Современное западное искусство. XX век: Проблемы и тенденции. – М.: Наука, 1982. – С.185-219.

Эренбург И. О поэзии Поля Элюара// Эренбург И. Французские тетради: заметки и переводы. – М.: Сов. писатель, 1959. – С. 209-219. (Или в кн.: Эренбург И. Собр. соч. В 9 Т. – М., 1965. Т.6. – С.505-514).

Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. – М.: НЛО, 2002. – 412 с.

Les critiues de notre temps et Aragon. P., Garnier, 1976. 201 p.

Les critiques de notre temps et Bréton. P., Garnier , 1974.

Mauriac C. André Bréton. P., 1970.
3. Творческий путь М. Пруста. История создания романа «В поисках утраченного времени». Специфика самоопределения Пруста в историко-культурном контексте 10-20-х гг. Обращение к эстетике импрессионизма в эпоху экспрессии; «несвоевременная» культурная утончённость, эстетизм Пруста и пафос актуального прошлого. Импрессионистические черты «Поисков»: категория впечатления, субъективизм, эстетизм, структура образа героя, особенности сюжета и композиции. Преодоление импрессионизма, интерес к законам душевной жизни. «Поиски» и традиция лирической прозы; жанровая архитектоника «романа утраченных иллюзий» у Пруста: внутренний мир героя и объективная практика, их ценностное соотношение. Функции социального анализа у Пруста (социология салона). Особенности психологизма, «Поиски» и роман «потока сознания». Семантика женских образов. Любовная линия и проблема реальности. Проблема обретения времени. Идея творчества. Музыкальные образы в романе Пруста, музыкальная структура как принцип организации феноменальности.

Литература:

Марсель Пруст. В поисках утраченного времени.

Пруст М. О вкусе. Художественное созерцание// Писатели Франции о литературе. – М.: Прогресс, 1978. – С.70-74.

Бочаров С.Г. Пруст и «поток сознания»// Критический реализм XX века и модернизм. - М.: «Наука», 1967. - С.194-234.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1977. – С.368-384.

Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. – СПб: «Алетейя», 1999. – 192с.

Днепров В.Д. Искусство Марселя Пруста// ИЛ. 1973, №4. – С.194-203. (Или: Днепров В.Д. Психологический роман М. Пруста// Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. – Л.: «Сов. пис.», 1980. – С.385-431).

Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. Психологическая топология пути. – М.: Ad Marginem, 1995. – 550с.

Мориак К. Пруст: Биографическое эссе. – М.: Независимая газета, 1999. – 285 с.

Моруа А. В поисках Марселя Пруста: Биография. СПб., 2000. – 384 с.

Ортега-и-Гассет Х. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991. – С.176-186.

Подорога В.А. Марсель Пруст. Автобиографический опыт// Подорога В.А. Выражение и смысл. – М.: Ad Marginem, 1995. – С.331-375.

Рорти Р. Самосозидание и причастность: Пруст, Ницше и Хайдеггер// Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность/ Пер. с англ. – М.: Русское феноменологическое общество, 1996. – С.130-160.
4. Франц Кафка. Особенности психологии личности Кафки, его судьба. Образ человека у Кафки и мироощущение XX века. Кафка и экспрессионизм: совпадения и различия. Основные координаты романного (прозаического) мира и их трансформация у Кафки: власть, закон, суд и частный человек. Разумное как бесчеловечное, абсурдное. Божественное как бюрократическое. Мифопоэтика Кафки. «Замок» и «Процесс» как притчи о положении человека в бытии. Тема жертвы. Ценностный статус героя: жалкое, постыдное страдание, не предполагающее сочувствия. Вина и мотив избранничества героя. Поэтика сновидения: мотив сна, структура пространства, времени, образа героя, кругозор героя и особенности сюжета. Кафка и роман XX века: постижение фантазматической сущности постфеодального мира. Поэтика кошмара, присутствие Иного. Вопрос о пробуждении героя. Новеллы Кафки, их типология. Проблемы человеческого удела, судьбы художника. Специфика притчевости Кафки, гротесковое искривление горизонтов человеческой жизни. Образы животных, механизмов и их семантика; выявление «иного», «нечеловеческого» слоя в бытии человека.

Литература.

Франц Кафка. Замок. Процесс. Америка (Пропавший без вести). Новеллы («Превращение», «В исправительной колонии», «Приговор», «Первое горе», «Голодарь», «Певица Жозефина, или Мышиный народ», «Исследования одной собаки», «Нора» и др.). Дневники. Письма.

Адорно Т. Заметки о Кафке// Кафка Ф. Процесс. – СПб.: Амфора, 2000. – (Серия Millennium). – С.297-331.

Беньямин В. Франц Кафка. М., 2000.

Бланшо М. От Кафки к Кафке. – М., 1988.

Гессе Г. Франц Кафка// Гессе Г. Письма по кругу. – М.: Прогресс, 1987. – С.246-256.

Гулыга А. В призрачном мире бюрократии (Франц Кафка и его роман «Замок»)// ИЛ, 1988, №3. С.217-223.

Давид К. Франц Кафка. – Харьков; Ростов н/Д, 1998. – 384 с.

Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки (в любом издании «Мифа о Сизифе»).

Манн Т. В честь поэта: Франц Кафка и его «Замок» // Кафка Ф. Замок. – СПб.: Амфора, 1999. – (Серия Millennium). – С.398-405.

Набоков В.В. Франц Кафка «Превращение»// Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. – М.: Независимая Газета, 1998. – С.325-364. (Или: ИЛ, 1997, №11. – С.214-233).

Подорога В.А. Франц Кафка. Конструкция сновидения// Подорога В.А. Выражение и смысл. – М.: Ad Marginem, 1995 – С.376-426.

Фромм Э. «Процесс» Франца Кафки// Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – С.292-298.

Allemann B. Kafka. Der Prozess// Der Deutcshe Roman: Vom Barock bis zu Gegenwart Bd. 2. Duesseldorf, 1963.

Binder H. Motiv und Gestaltung bei F. Kafka. Bonn, 1987.

Brod M. Franz Kafka: Opowiesc biograficzna. Warszawa: Czitelnik, 1982. 329s.
5. Творческий путь Джеймса Джойса. «Портрет художника в юности». История создания, «Портрет» и «Герой нашего времени» Лермонтова. Проблема мучительного и желанного одиночества. Сущность судьбы гения по Джойсу; отношение к семье, родине, Богу. Процесс формирования художника (от пророчеств детства к моменту постижения своего призвания). Образы детства, отрочества, молодости: изменение типа сознания, его стилистическое моделирование. Использование новаторства и архаики в борьбе с наследием XIX века. Формирование принципов поэтики зрелого Джойса в «Портрете».

«Улисс». Реальный, сюжетный и гомеровский планы. Ирландская тема. Дублин – топос и «персонаж» романа. Композиционная структура «Улисса». Приём, техника художественного творчества у Джойса. «Поток сознания». «Улисс» как роман-миф. Архетипический слой. Специфика мифопоэтики. Метаморфозы смысла и тотальная память. Природа образа у Джойса. Особенности гротеска. Вопрос о карнавальности Джойса. Архитектоника художественного мира «Улисса»: структура образа человека у Джойса, проблема целостности; герой-гений и герой – массовый человек, парадоксы отцовства, авторства и проблема смерти Бога («отца»), гений и позиция «сына», образ брата-самозванца и проблема другого; женский архетип.

Литература:

Джеймс Джойс. Портрет художника в юности. Улисс.

Джойс Дж. Статьи. Дневники. Письма. Беседы// Вопросы литературы. – 1984, №4. – С.169-210.

Анастасьев Н. Преодоление «Улисса»// Вопросы литературы. – 1985, №11. – С.155-188.

Гарин И.И. Век Джойса. М., 2002. – 848 с.

Гениева Е. Перечитывая Джойса...// Джойс Дж. Дублинцы. – М.: Известия, 1982. – С.5-22.

Деррида Ж. Два слова для Джойса// Перевод и послесловие А. Гараджи.// Ad Marginem’93. – М.: «Ad Marginem», 1994. – С.354-393.

Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс. – М.: Высшая школа, 1967. – 96с.

Литературный мир об «Улиссе»// ИЛ, 1989, №5, 8, 10, 11. (№5 (отклики 1922 года): Р. Олдингтон, В. Ларбо, А. Беннетт, Э. Паунд; №8: Э. Глазго, С. Цвейг, Г.К. Честертон, Т. Вулф; №10: К. Юнг, Ван Вик Брукс, Т. Уайлдер, В. Набоков; №11: Е. Замятин, В. Вишневский, А. Архангельский, Б. Пильняк, Б. Пастернак, К. Радек, С. Эйзенштейн, А. Ахматова)

Набоков В.В. Джеймс Джойс// Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. – М.: Независимая Газета, 1998. – С.367-464.

Хоружий С.С. Бахтин, Джойс, Люцифер// Бахтинология. – СПб: «Алетейя», 1995. – С.12-26.

Элиот Т.С. «Улисс», порядок и миф// ИЛ. – 1988, №12. – С.226-228.

Юнг К.Г. Монолог «Улисса»// Юнг К.Г. Избранное. – Минск: «Попурри», 1998. – С.381-416. (Или в кн.: Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. – М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1996. – С.55-84.)

Ellman R. James Joyce. N.Y., 1959.
6. Эрнест Хемингуэй. Проблемы «потерянного поколения» в рамках общего духовного кризиса в XX веке. Дискредитация всех «высоких» ценностей старого мира на фоне страшной правды войны. Война как истинная изнанка мира. Проблема возвращения в мирную жизнь («Фиеста»), проблема самоопределения в мире, предстающем перед героем как тотальная война («Прощай, оружие!»). Поэтика романов «Фиеста» и «Прощай, оружие!» и экзистенциальный проект человека «потерянного поколения». Особенности хемингуэевского сюжета в связи с интересом автора к элементарной реальности. Творчество Хемингуэя и феноменологический роман XX века. Авторские повествовательные стратегии. Структура образа героя, представителя «потерянного поколения» (специфика экзистенциальной ориентации, «отсутствие» души, отношения автора и героя). Борьба Хемингуэя с риторической героикой, утверждение принципов внутреннего героизма, верности самому себе. Преодоление проблем «потерянного поколения» в конце тридцатых. Роман «По ком звонит колокол» и ранние произведения Хемингуэя: сходства и различия. Герой и его долг по отношению к другим людям. Изменение образа войны (от прозаической модели войны к героической). Изменение психологической структуры героя и отношений героя и автора.

Литература:

Э. Хемингуэй. «И восходит солнце...» («Фиеста»), «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол» (один из романов на выбор).

Анастасьев Н. Творчество Эрнеста Хэмингуэя. – М.: «Просвещение», 1986. – 112с.

Грибанов Б. Эрнест Хемингуэй. Герой и время. – М.: Худ. лит., 1980. – 255с.

Кашкин И. Эрнест Хемингуэй: Критико-биографический очерк. – М.: Худ. лит., 1966. – 297с.

Лидский Ю.Я. Творчество Э. Хэмингуэя. – Киев: Наукова думка, 1978. – 407с.

Орлова Р.Д. «По ком звонит колокол»: Творчество Эрнеста Хемингуэя. – Новосибирск: НГУ, 1968. – 48с.

Петрушкин А.И. В поисках идеала и героя: Творчество Э. Хемингуэя в 20-30-е гг. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986. – 148с.

Семёнова Л.Н. Первая мировая война в зарубежной литературе: Уч. пособ. – Якутск, 1993. – С.50-64.

Соловьёв Э. Цвет трагедии (о творчестве Хемингуэя)// Новый мир. – 1968, №9. – С.206-235.
7. Значение Бертольта Брехта как реформатора театра. Теория эпического театра. Принцип эпической дистанции (очуждения). Борьба с концепцией вживания, с принципом катарсиса. Полемика с предыдущими теоретиками театра от Аристотеля до Станиславского. Брехтовская концепция истории театра (отношение к шекспировской драме, к натурализму, к психологической драме, к экспрессионизму). Борьба с механистическим (или в терминологии марксистов – метафизическим) материализмом. Диалектический подход (человек как «совокупность общественных отношений»). Театральные средства подчёркивания условности существующих человеческих взаимоотношений и, следовательно, возможности их переделки. Воспитание в зрителе способности адекватно воспринимать действительность. Средства художественного остранения в «Трёхгрошовой опере» (зонги, заголовки частей, «наглядные пособия» для зрителя, реплики в зал, особенности фабульной развязки). «Дно» жизни и проблема изучения социальной структуры. Материализм героев и позиция автора. «Новая деловитость». «Новое средневековье» и «золотые двадцатые». Историзм пьесы «Мамаша Кураж и её дети» и его значение в рамках эпического театра. Литературные источники пьесы и традиция образа «простеца». Точка зрения народного здравого смысла и разоблачение мнимых «высоких» ценностей. Отношение автора к цинической иронии героев: сюжетное опровержение позиции Анны Фирлинг, двойная ирония в зонгах; диалектическое утверждение высоких ценностей (через отрицание отрицания). Новый тип героя в «Жизни Галилея». Учёный как человек, способный к диалектическому мышлению, которое стремится развить Брехт; идеи Галилея и система мира Брехта. Две редакции «Жизни Галилея», исторические события, на фоне которых шла работа над пьесой. Изменение оценки отречения Галилея во второй редакции; преступность чистой науки.

Литература:

Брехт Б. Трёхгрошовая опера (с авторскими рекомендациями – Брехт Б. Театр: В 5 Т. М., 1963. Т.1, С.249-260). Мамаша Кураж и её дети. Жизнь Галилея.

Брехт Б. Теория эпического театра// Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания. В 5-ти т. – М.: Искусство, 1965 – Т.5/2. («Диалектическая драматургия», с.51-64, «О неаристотелевской драме», с.65-101, «Краткое описание новой техники актёрской игры...», с.102-115)

Глумова-Глухарёва Э.И. Драматургия Бертольта Брехта. – М.: «Высшая школа». 1962. – 83с.

Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. – М., «Наука», 1979. – С.218-267. («Случай “Трёхгрошовой оперы”»).

Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Б. Брехта. Опыт эстетики Брехта. – М.: Наука, 1966. – 183 с.

Ковригина Н.В. На пути к эпическому театру. Ранняя драматургия Б. Брехта. – Иркутск: Изд-во ИрГУ, 1991. – 112с.

Копелев Л.З. Брехт. – М.: «Молодая гвардия», 1966. – 432 с. – («ЖЗЛ»).

Райх Б.Ф. Брехт. Очерк творчества. – М.: всерос. театр. общ-во, 1960. – 416с.

Фейхтвангер Л. Бертольт Брехт// Брехт Б. Пьесы. – М.: «Искусство», 1956. – С.724-730.

Фрадкин М. Бертольд Брехт. Путь и метод. – М.: Наука, 1965. – 374с.

Neubauer M. Bertold Brecht. Mutter Courage und ihre Kinder. – Müтchen: Mentor Verlag, 1997. – 64S.
8. Альтернатива авангарду в постсимволизме. Неотрадиционализм как мировое явление (имажизм, герметизм, акмеизм в поэзии, Т. Манн, Г. Гессе в прозе, феноменологическая герменевтика в философии). Специфика решения проблем творчества, особенности самоопределения в ситуации духовного кризиса начала XX века.

Творчество ^ Т.С. Элиота. 10-20-е годы. Проблема ценностной «инфляции», духовного «бесплодия» нового времени. Поэмы «Бесплодная земля», «Полые люди». 30-40-е годы: обретение ответственной позиции по отношению к вечным духовным ценностям. Миссия поэта. Поэт как точка соприкосновения мгновения и вечности. Практическая бесполезность вечных истин и их духовная необходимость. Традиция как определяющий фактор художественной и критической позиции Т.С. Элиота. Специфика цитатности. Элиотовская концепция классического.

Основные координаты художественной вселенной Элиота. Формализм художественной и критической позиции Т.С. Элиота. Идея «объективного коррелята». Сочетание эмоций в противовес их выражению, целостность в противовес фрагментарности. «Синтаксис» большой формы, музыкальные и игровые стратегии. Специфика цитатности, диалектика своего и чужого. Структура образа.

Литература:

Т.С. Элиот. Лирика. Поэмы «Бесплодная земля», «Полые люди», «Пепельная среда», «Четыре квартета».

Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант// Называть вещи своими именами. С.476-482. (или в кн.: Элиот Т.С. Назначение поэзии. – М., 1997. – С.157-166).

Элиот Т.С. Что такое классик?// Элиот Т.С. Назначение поэзии. –М., 1997. – С.241-259. (Или: Вопросы литературы. – 1988, №8. – С.185-199).

Асивацатуров А.А. Проблема смерти в поэтической системе Т.С. Элиота // Фигуры Танатоса: Искусство умирания. СПб., 1998. С.34-50.

Бродский И. В тени Данте// Бродский И. Письмо к Горацию. – М.: «Наш дом», 1998. – С.37-54.

Голенищев-Кутузов И. От сумеречников к неоавангардистам. (Итальянская поэзия XX века)// Вопросы литературы. – 1968, №6. С.82-109.

Зверев А.М. О литературно-критическом наследии Т.С. Элиота. Аствацатуров А.А. Работа «Назначение поэзии и назначение критики» в контексте литературно-критической теории Т.С. Элиота// Элиот Т.С. Назначение поэзии. – М., 1997. – С.7-39.

Ионкинс Г.Э. Английская поэзия XX века (1917-1945). – М.: Высшая школа, 1980. – С.69-125.

Кэвана К. Модернистское созидание традиции: О. Мандельштам, Т.С. Элиот, Э. Паунд //Русская литература XX века: Исследования американских учёных. – СПб., 1993. – С.401-421.

Мандельштам Н. Недобор и перебор// Вопросы литературы. – 1988, №8. – С.204-208.

Мирский Д. Из современной английской поэзии (о Т.-С. Элиоте)// Мирский Д. Статьи о литературе. – М.: Худ. лит., 1987. – С.187-208.

Тюпа В.И. Постсимволизм. – Самара, 1998. - 155с.

Drew E. Eliot. The Design of His Poetry. – N.Y., 1959.
9. Творчество У. Фолкнера. Отношение к «потерянному поколению». Поколение, создающее американский миф. Провинциальная тема и её функция в творчестве Фолкнера. Возникновение замысла саги о Йокнапатофе («Сарторис»). Истории рода Сарторисов, Компсонов («Шум и ярость», «Авессалом, Авессалом!», «Когда наступает ночь»), Мак-Каслинов («Сойди, Моисей»), Сноупсов («Деревушка», «Город», «Особняк») и т.д. Специфика оценки патриархального мира у Фолкнера. Прозаический Север и трагический Юг. Роман «Шум и ярость». Структура образа человека в художественном мире Фолкнера. Трагический герой: миссия быть тем, кто ты есть. Тема преступления и проклятия. Особенности композиционного оформления романов Фолкнера. Субъективное преломление событий. Поток сознания. Лейтмотивы героя и автора. Контрапункт субъективных версий мира. Категория времени.

Литература:

Фолкнер У. Шум и ярость. Авессалом, Авессалом! Когда наступает ночь.

Анастасьев Н. Фолкнер: очерк творчества. – М.: «Худ. лит.», 1976. - 221с.

Зверев А.М. Американский роман 20-30-х годов. – М.: «Художественная литература», 1982. – 256с.

Палиевская Ю.В. У. Фолкнер. – М.: «Высшая школа», 1970. – 79с.

Савурёнок А.К. Романы У. Фолкнера 1920-30-х годов. – Л.: ЛГУ, 1979. – 142с.

Сартр Ж.-П. О романе «Шум и ярость». Категория времени у Фолкнера.// Сартр Ж.-П. Ситуации. – М.: «Ладомир», 1998. – С.286-295.

Faulkner W. The portable Faulkner. – N.Y.: 1977. – XXXVII, 724p.

Howe J. William Faulkner: Acritical Study. 4ed. – Chicago, 1991. – 305p.
10. Генри Миллер. Судьба Г. Миллера и его художественного наследия. «Тропик Рака». Роман и текст «американского» Парижа. Особое положение Миллера в контексте 1930-х. Парадоксы оптимистического нигилизма и лиричной нецензурщины. Эстетика контркультуры: замысел анти-книги; бунт; установка на документальность. Миллер-автор и Миллер-герой. Категория спонтанности и установки неоинтуитивизма. Хаос и Эрос. Круги абсурда; рак как ключевая миромоделирующая метафора.
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 филология, утвержденного 10 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «История русской литературы (1950-1980)»...
Целью курса является формирование знаний о развитии русской литературы в условиях вступления советской цивилизации в стадию постиндустриальной...
Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 филология, утвержденного 10 марта 2000 г. iconРабочая программа по дисциплине «Методика преподавания психологии»
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 филология, утвержденного 10 марта 2000 г. iconКафедра социально-культурного сервиса и туризма
Рабочая учебная программа дисциплины «Всемирная история» составлена на основании требований государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 филология, утвержденного 10 марта 2000 г. iconЛитература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие...
Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века», специальности 021700 — филология, 021800 — лингвистика и межкультурная...
Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 филология, утвержденного 10 марта 2000 г. iconПрограмма дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400...
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности...
Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 филология, утвержденного 10 марта 2000 г. iconОбразовательная программа разрабатывается и утверждается Университетом...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный...
Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 филология, утвержденного 10 марта 2000 г. iconУльяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)
Программа преддипломной практики составлена на основании учебного плана, утвержденного ректором училища «22» июня 2006 года, требований...
Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 филология, утвержденного 10 марта 2000 г. iconПрограмма учебной дисциплины
Программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 филология, утвержденного 10 марта 2000 г. iconУчебно-методический комплекс Квалификация преступлений блок «Дисциплины специализации»
Учебно-методический комплекс составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 филология, утвержденного 10 марта 2000 г. iconРабочая программа по дисциплине «Теория организации» составлена на...
Подробно рассматриваются организационные системы, законы и принципы организации; раскрывается эволюция взглядов на сущность и структуру...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница