Задача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати


НазваниеЗадача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати
страница1/36
Дата публикации09.03.2013
Размер3.67 Mb.
ТипЗадача
userdocs.ru > Литература > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
Львов М. Р.

Словарь- справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

ISBN 5-09-000507 9

Словарь-справочник по методике русского языка создан впервые. В нем раскрыты важнейшие понятия методики русского языка в средней школе. По всем основным темам названа литератора, изучение которой поможет питателям организовать целенаправленную самостоятельную работу по овладению методикой

Пособие предназначено студентам факультета русского языка и литературы педагогических институтов. В то же время оно может быть полезно учителям средней школы, так как позволит им углубить и систематизировать свои знания

^ НАЗНАЧЕНИЕ СЛОВАРЯ-СПРАВОЧНИКА

Методика русского языка, имеющая полуторавековую историю, накопила значительный опыт и сформировалась как самостоятельная отрасль педагогической науки. В ее содержание входит не только разработка практических систем обучения русскому языку, методических рекомендаций, но и научные основы методики.

Немаловажную роль в практическом развитии методики и особенно в ее теоретическом обосновании играет система понятий (понятие – мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения) и терминов (термин – слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо научное понятие).

Как и в любой науке, в методике обучения ее основные понятия служат опорой, фундаментом и в то же время показателем уровня ее развития: ведь познание – это «...процесс ряда абстракций, формирования, образования понятий...»1. Опираясь на обобщение практики, живого опыта, научное знание формируется в понятиях, в их развертывании, в определении этих понятий по законам логики. Построение научной теории всегда начинается с введения строгих и точных определений.

К сожалению, в педагогических науках в целом, а в методиках преподавания отдельных предметов особенно, пока остро ощущается отсутствие единых, общепринятых подходов как в отборе важнейших понятий, так и в их определении. В наши дни на достигнутом уровне методики русского языка очень трудно представить понятийно терминологический аппарат как систему и определить понятия.

Многие явления и факты, играющие важную роль в процессе обучения русскому языку, еще не стабилизировались, недостаточно обобщены и не имеют постоянных названий. Нет, например, достаточной четкости в классификации методов обучения русскому языку, нет детализованной типологии упражнений. Так, в книге «Методика развития речи на уроках русского языка» под ред. Т. А. Ладыженской (М., 1980) приведено более 250 различных типов упражнений, но лишь немногие из них имеют собственные названия.

Задача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати-

Ленин В. И. Полн. собр. соч. – Т. 29 – С 164
Предисловие

зировать их, определить эти понятия и дать по каждому из них краткую, лаконичную справку.

Словарь-справочник предназначен студентам, изучающим методику русского языка: он должен способствовать формированию четких научных знаний по данной дисциплине учебного плана педагогического института. Такое пособие в методике русского языка подготовлено впервые, тогда как в смежных пауках: в языкознании, в психологии, в педагогике – подобные справочники уже созданы.

Словарь-справочник, призван играть интегрирующую, унифицирующую роль в развитии методики русского языка, способствовать единству в понимании методических терминов, в их употреблении. Это особенно важно в условиях все усиливающейся ее дифференциации на три, в сущности, самостоятельные ветви: методику русского языка как родного, методику русского языка в национальной школе СССР и методику русского языка для иностранцев. В данном словаре-справочнике представлены понятия и термины методики русского языка как родного; он ориентирован на подготовку учителей русского языка. Однако в словарь-справочник вошли основные понятия и термины начальной школы, что необходимо для единства начального и среднего звеньев школы

Специфика обучения русскому языку в начальных классах очень велика: обучение грамоте (элементарному чтению и письму) по букварю, чтение как составная часть предмета «русский язык», формирование практических речевых, орфографических и иных умений при малом объеме теоретических знаний. Однако начальные классы в современной школе не представляют собой замкнутого, самостоятельного цикла в процессе обучения. Следовательно, и методика обучения русскому языку в школе должна быть в своей основе едина с I по Х (ХI) класс, включая ПТУ.

В отборе материала и в составлении статей словаря-справочника автор ориентировался на методическую классику – труды Ф. И. Буслаева, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, И. И. Срезневского, Л. В. Щербы, А. М. Пешковского и др., а также на современные труды по методике: «Основы методики русского языка в 4 – 8 классах» под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской и Т. А. Ладыженской (М., 1983); «Методика русского языка в средней школе» А. В. Текучева (М., 1980); «Методика изучения грамматики в восьмилетней школе» А. В. Дудникова (М., 1977); «Методика пунктуации в школе» Г. И. Блинова (М., 1978), «Методика развития речи на уроках русского языка» под ред. Т. А. Ладыженской (М., 1980), на работы В. П. Озерской, М. Т. Баранова, А. И. Власенкова, Т. Г. Рамзаевой, Н. С. Рождественского, Л. П. Федоренко, а также труды психологов, занимавшихся обучением языку, – Н. И. Жинкина, Д. Н. Богоявленского и др.
5 Предисловие

^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

При упорядочивании понятийно-терминологического аппарата методики, попытке взглянуть на него как на систему может быть предложено несколько оснований для классификации. Первое – по источникам возникновения. Достаточно отчетливо выделяются три группы понятий и терминов:

  1. понятия и термины, пришедшие в методику из базовых наук – дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др.;

  2. понятия и термины, взятые методикой из словаря преподаваемой науки, т. е. из лингвистического словаря, а также из смежных с лингвистикой наук: психолингвистики, литературоведения и пр.;

3) собственно методические понятия и термины (их большинство).

Второе основание классификации – степень конкретности или абстрактности понятия. В дальнейшем такая классификация не получит самостоятельного развития в данном словаре-справочнике; но она, накладываясь на первую, поможет понять необходимость обосновать субординацию понятий, подчинение их друг другу, а следовательно – поможет в определении понятий. По степени конкретности мы выделяем три группы:

  1. названия конкретных предметов – учебного оборудования, учебников, конкретных приемов обучения: диктант, орфографический словарь школьный, таблицы учебные по русскому языку, тетрадь с печатной основой и пр.;

  2. названия явлений, имеющих место в учебно-воспитательном процессе и, как правило, подлежащих делению и конкретизации: урок, программы по русскому языку, языковой анализ и пр.;

  3. общие, самые отвлеченные понятия, отражающие не столько явления, сколько отношения между ними: цели обучения русскому языку, активность в обучении русскому языку.

Оба подхода к классификации носят теоретический характер. Для практики же удобна тематическая классификация, которая использована нами в «Предметном указателе» данного словаря-справочника.

Рассмотрим подробнее классификацию понятий и терминов, сделанную по первому основанию.

Первую группу составляют общепедагогические, или дидактико-методические, понятия, которые используются в методиках преподавания разных предметов и варьируются применительно к каждому предмету, например:


в дидактике

в методике

Цели обучения; воспитывающее обучение

цели обучения русскому языку; воспитывающее обучение русскому языку


Предисловие

Не следует думать, однако, что в дидактико-методических понятиях нет собственного содержания. Так, в дидактике «общая цель обучения состоит в том, чтобы у учащихся создалось единое представление о мире, являющееся основой формирования научного мировоззрения»1. Цели обучения в методике русского языка' привитие уважения и любви к родному языку, раскрытие его роли в развитии культуры, науки, производства, в воспитании; приобщение учащихся к богатствам языка, вооружение учащихся языковыми умениями и навыками; усвоение теоретических сведений о языке и пр.

Приведем примеры дидактико-методических понятий: формирование мировоззрения учащихся средствами русского языка; наглядность в обучении русскому языку; знания учащихся по русскому языку; индукция в обучении русскому языку. В словаре-справочнике представлено свыше 100 понятий этой группы.

Дидактические понятия, усвоенные методикой, становятся уже, конкретнее, делясь на виды и подвиды. Так, в методике русского языка понятие аналитические упражнения – это в первую очередь языковой анализ, подразделяющийся на многочисленные видовые понятия: фонетический анализ, словообразовательный анализ, грамматический анализ (разбор) и пр. Каждый из названных видов языкового анализа имеет собственную методику, иногда – весьма сложную и разветвленную. Система такова: аналитические упражнения – понятие дидактическое; аналитические упражнения по русскому языку, или языковой анализ, – понятие дидактико-методическое; все виды анализа – фонетический, грамматический, словообразовательный и пр. – собственно методические понятия, как результат деления родовых понятий.

В дидактике – урок; в методике – урок русского языка (дидактико-методическое понятие), он делится на урок развития речи, урок грамматики, урок работы над ошибками и другие собственно методические понятия. Так создается иерархия понятий, в которой степень обобщенности методических понятий на порядок ниже, чем у родовых дидактических понятий; это отчетливо выявляется в определении дидактических и методических понятий. Пример определения понятия урок:

1 Педагогика / Под общ. ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. – М., 1984. – С. 254.


в дидактике

урок – это форма организации учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках установленного времени, с постоянным составом учащихся, по одному предмету, по твердому расписанию, используя определенные методы и приемы.

в методике

урок развития речи – это урок в IV – VIII (V – IX) классах, на котором пишется изложение, сочинение или проводится подготовительная работа, продолжительностью до 90 минут, выражение собственной мысли языковыми средствами, работа над темой, планом, композицией, языком, внешним оформлением.

В дидактическом определении родовым понятием является форма организации учебной работы в школе, далее указываются отличительные признаки урока. В методическом определении в роли родового понятия выступает урок и указываются отличительные признаки урока развития речи, выражающие его специфику.

Особую группу среди дидактико-методических понятий и терминов составляют те из них, которые связаны с исследовательской деятельностью (науковедческие понятия): предмет методики русского языка, методы исследования в методике русского языка, закономерности усвоения речи и т. п.

К числу наиболее общих понятий, отнесенных нами к первой группе, принадлежат многие психологические понятия, также используемые и отчасти преобразуемые в методике русского языка: развитие логического мышления на уроках русского языка, творческая деятельность учащихся по русскому языку и пр.

Вторая группа, по нашей классификации, – это понятия и термины методико-лингвистические (или лингвометодические), опирающиеся на лингвистическую терминологию. Эти понятия и термины подразделяются на: 1) названия объектов изучения, т. е. разделов, тем и подтем школьного курса – синтаксис в курсе русского языка, 2) названия лингвистических, психолингвистических, текстологических и иных понятий, явлений, которые не входят в круг изучения в школе, но необходимы для решения отдельных методических задач или развития методики в целом.

Так, в первую подгруппу входит не понятие глагол (это предмет лингвистики), а лингвометодическое понятие глагол в курсе русского языка – это предмет обучения в школе, часть содержания обучения. Раскрывая подобные понятия, мы указываем содержание материала по классам, трудности, с которыми встречаются учащиеся, типичные ошибки на данную тему, активное усвоение соответствующих средств языка и их использование в самостоятельной речи. Понятия этой подгруппы включены в словарь-справочник лишь по основным разделам и крупным темам курса (их около 30).

Лингвистическое содержание понятий, используемых в методике, которые мы отнесли к первой подгруппе, не искажается, но их определения в курсе для учащихся упрощаются ради доступности, варьируются в зависимости от возраста учащихся. Сравним раскрытие понятия предложение:


в научном труде

в школьном учебнике

«Грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли о некоторой действительности и отношении к ней говорящего. Предложение обладает свойством звуковой выделимости, оно выражает предикацию и состоит из одного или нескольких слов»1.

«При помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами, приказаниями. Все слова в предложении связаны грамматически. Главные члены составляют его основу»2


Наконец, сами термины в учебном употреблении нередко упрощаются; вместо префикс приставка, вместо номинативные предложения назывные предложения и пр.

Рассмотрим понятия второй подгруппы. Методика как наука пользуется, особенно в своей фундаментальной части, такими лингвистическими понятиями, которые не входят в курс средней школы: морфемный анализ, принципы русской орфографии и т. п. Особо надо остановиться на психолингвистических понятиях; говорение, аудирование и т. п. Многие из понятий второй подгруппы, в сущности, используются только в методике обучения, например сравнительное описание, интерференция. Число понятий этой подгруппы не является постоянным, так как они привлекаются авторами методических трудов в связи с выдвижением и проверкой новых идей в теории и практике обучения русскому языку, а также в обсуждениях. Их употребление за последние десятилетия заметно участилось в связи с активизацией попыток использования новых теорий в методике: теории речевой деятельности, теории текста, синтаксиса текста, данных лингвостатистики, теории стилей, теории интонаций и пр.

Третья группа – это собственно методические понятия и термины. Они подразделяются на пять подгрупп.

1) Методические понятия и термины, являющиеся результатом деления наиболее общих дидактико-методических понятий типа урок русского языка.

Примеры:

обучение русскому языку (дидактико-методическое понятие) – обучение письму, обучение грамматике, обучение орфоэпии и т. д. (собственно методические понятия);

методы обучения грамоте – буквенные методы обучения грамоте, звуковые методы, обучения грамоте, слоговые методы обучения грамоте, метод целых слов и пр.

Всего методических понятий первой подгруппы насчитывается не менее 200, однако подсчет неточен, так как предел деления общих понятий не всегда может быть установлен. Например, видов учебника русского языка – десятки, а возможно – сотни, причем каждый

'Ахманова О. С Словарь лингвистических терминов – М , 1966. – С 347

г Русский язык. Учебник для 4 класса. – М, 1986. – С 40 – 41.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Задача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати iconВопросы и задания по теме «фгос»
В процессе чтения рекомендуется выделять цветом все, что касается преподавания русского языка, для формирования отдельного файла...
Задача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати icon6. Назовите цели обучения иностранным языкам в средней школе. Определите...
Назовите цели обучения иностранным языкам в средней школе. Определите основные направления реализации целей в средней школе. Проанализируйте...
Задача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати iconУрок формирования навыков
Перечислите основные типы уроков. Раскройте основные структурные элементы урока иностранного языка. Выявите основные особенности...
Задача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати iconЗадача состоит в том, чтобы увидеть его
Всегда, когда есть продукция для потребителя, существует поток создания ценности
Задача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати iconЗадача менеджеров при этом состоит в том, чтобы выбрать ту структуру,...
Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих...
Задача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати iconСлов и оборотов в разные исторические периоды формирования и развития...
Одной из форм реализации влияния подобных связей является заимствование слова вместе с заимствованием предмета, явления, понятия,...
Задача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати iconУчебное пособие состоит из двух разделов Морфологии и Синтаксиса,...
Учебное пособие предназначено для старшекласс­ников, желающих повторить, закрепить и расширить те базовые знания в английской грамматике,...
Задача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати iconП. Рикер Повествовательная идентичность
Кант. Задача скорее состоит в том, чтобы исследовать многочисленные возможности установления связей между постоянством и изменением,...
Задача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати iconА. С. Саакян Exercises in Modern English Grammar / Упражнения по...
Учебное пособие предназначено для старшекласс­ников, желающих повторить, закрепить и расширить те базовые знания в английской грамматике,...
Задача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати icon«Образное строение русского языка. Лекции в Нижнем Новгороде»
В субботу 17 ноября в одной из нижегородских школ участниками Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век» были проведены...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница