Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи»


Скачать 104.42 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи»
Дата публикации18.04.2013
Размер104.42 Kb.
ТипКонтрольная работа
userdocs.ru > Литература > Контрольная работа
Контрольная работа

по курсу «Русский язык и культура речи»
1. На примере 2-3 юридических терминов объясните разницу в толковании значения термина в толковых словарях русского языка и специальных словарях.
2. В тексте (фрагменте текста) по специальности (приложить ксерокопию 1-2 стр. с указанием автора, названия, места и года издания):

  1. найдите 2-3 многозначных слова, определите их значение по толковому словарю; если есть переносное значение, то укажите, на основании какого переноса развилось;

  2. найдите 2-3 термина с греческими или латинскими корнями; по словарю иностранных слов определите их значение;

  3. а) выделите терминологическую лексику; если какое-либо из этих слов употребляется в обиходной речи, отметьте разницу между терминологическими и нетерминологическими значениями;

б) отметьте общенаучную лексику.

  1. проанализируйте лексику с точки зрения соотношения существительных и глаголов.

3. Подберите текст научного стиля (приложить ксерокопию текста с полным библиографическим описанием). Напишите аннотацию к статье и рецензию на нее.
^ 4. Расставьте ударение в следующих словах.

Аcимметрия, благoвеcт, бoчкoвое (пиво), бредoвая идея, валoвoй продукт, вероисповедание, тайная вечеря, визовый режим, для всех вoзрастов, газопровод, мусоропровод, электропровод, религиозный дoгмат, договорный матч, дoмeн, дремoта,  единовременное пособие, духoвник (исповедник), жалюзи, дождь залил поля, залила цветок, залило квартиру, залили соседей, залитый пол, заливший Украину циклон,  занялся бы делом, звонят (в колокола, в дверь, по телефону), каталoг книг, испытать катарcиc, краcивейший вид, лoмoта (в костях), лoмoть хлеба, фабрика реализует лоскут, лоскутное одеяло, пережить перипетии, поднявший руку, тема поднята, cвекла, тефтели, торты, исчерпать тему, щавель, эллины (жители Эллады),  языковой барьер,  языковые рецепторы. 
^ 5. Укажите слова, в которых допущены ошибки.

А. 1. Перетрубация

2. Перетурбация

3. Пертрубация

4. Пертурбация

Б. 1. Переспектива

2. Перспектива

3. Преспектива

4. Перспекетива


^ 6. Выберите слова и словосочетания, относящиеся к официально-деловому стилю.

1

воздать должное

11

тождественный

2

нетрудоспособность

12

ультиматум

3

жилищный фонд

13

почетная грамота

4

чиновник

14

верительные грамоты

5

немедленно

15

советовать

6

решительно

16

поставить на вид

7

принять к исполнению

17

просрочка

8

бюрократ

18

жалоба

9

взяткодатель

19

несоблюдение

10

препровождаются

20

нести ответственность


^ 7. Подберите к существительным глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи.

1

Приказ

А

Предъявлять

2

Выговор

Б

Осуществлять

3

Служебное письмо

В

Направить

4

Счет

Г

Составить

5

Оклад

Д

Устанавливать

6

Порицание

Е

Возложить

7

Контроль

Ж

Объявить

8

Акт

З

Вынести

9

Благодарность

И

Издать

10

Апелляция

К

Подать




  1. Выберите допустимые варианты употребления мужской фамилии:

А. Развод с

1

Рысь Олегом Павловичем

2

Рысем Олегом Павловичем

3

Рысью Олегом Павловичем

4.

Рысь Олег Павлович


  1. Выберите нормативный вариант женской фамилии:

А. Встреча с

1

Рысь Ольга Павловна

2

Рысею Ольгою Павловной

3

Рысью Ольгой Павловной

4.

Рысь Ольгой Павловной




  1. Выберите нормативный вариант фамилии:

  1. Фильм с Чарли а) Чаплиным б) Чаплином

  2. Интервью с Ильей а) Ноткиным б) Ноткином

  3. Соглашение с Майклом а) Квакином б) Квакиным

  4. Разговор Тимура с Мишкой а) Квакиным б)Квакином




  1. Выберите нормативный вариант фамилии

  1. Выступление Ирины а) Хакамада б) Хакамады

  2. Песни Булата а) Окуджава б) Окуджавы

  3. Сюжет а) Акутагава б) Акутагавы

  4. Обсуждение диссертации а) Сан Хёна б) Сана Хёна

  5. Стихи Юлия а) Кима б) Ким

  6. Контракт с а) Ким Дон Хваном б) Кимом Доном Хваном в) Кимом Дон Хваном


^ 12. Выберите нормативный вариант фамилии

1. Романы братьев

А. а) Манн б) Маннов

Б. а) Вайнер б)Вайнеров

2. Супруги

а) Торндайк б) Торндайки

3. Чета

а) Лацис б) Лацисов

4. Муж и жена

а) Гартунг б) Гартунги


^ 13. Выберите правильное значение слова или словосочетания.

А

Применить санкции

  1. внедрить новые методы в производство

  2. принять меры против нарушителя

  3. оплатить задолженность

Б

Составить протекцию

  1. разработать бизнес-план

  2. оказать кому-либо покровительство

  3. подсчитать очки в карточной игре

В

Резюмировать

  1. кратко обобщать

  2. распускать слухи

  3. причинять боль другому

Г

Пацифизм

  1. нервное заболевание, вызванное переутомлением

  2. мировоззрение, осуждающее войны

  3. положение, при котором брокеры бойкотируют торги и покидают биржу

Д

Приоритет

  1. главенствующее значение чего-либо

  2. равенство сторон

  3. административная единица в Древнем Риме

^ 14. Выберите правильный вариант категории рода имени существительного.

Правая бакенбарда – правый бакенбард, болезненный заусенец – болезненная заусеница, стальная рельса – стальной рельс, новая туфля – новый туфель, серая мышь – серый мышь, скороспелая картофель – скороспелый картофель, кожаный тапок – кожаная тапка, красивая тюль – красивый тюль, правый кроссовок – правая кроссовка, один бутс – одна бутса.

^ 15. Выберите нужный вариант существительного.

1. Необходимо устранить все (тормозы - тормоза), мешающие экономическому развитию предприятия. 2. На постоянную работу требуются (токари – токаря) и (слесари – слесаря)- инструментальщики. 3. Автор создал запоминающиеся литературные (образы - образа) своих современников. 4. У полицейского поста проверяли (пропуски – пропуска). 5. На встрече был подписаны (договоры – договора). 6. На стене висели (образы – образа). 7. Хозяйка вынула из печи душистые (хлебы – хлеба).

^ 16. Выберите из данных в скобках нужную форму:

ЮНЕСКО (объявил – объявила – объявило), ЛДПР (выступил – выступила), НАТО ( постановил – постановила – постановили), СНГ (поддержал – поддержала - поддержали).

^ 17. Обозначьте количество голосов с помощью числительных в творительном падеже: Один депутат на выборах набрал 7245 голосов, другой - 18396 голосов. Сколькими голосами они были избраны?

[Первый избран ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..голосами, второй - ………………………………………………………………………………………………………………]

^ 18. Поставьте числительные и существительные в нужную падежную форму.

1) К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить с 798. 4) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города.

^ 19. Употребите количественно-именные сочетания в нужной форме.

1. Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм). 2. Объем производства снизился в 5,1 (раз). 3. Держите сосуд (оба – обе) (рука). 4. Город находится в (полтораста) (километр) отсюда. 5.

^ 20. Выберите подходящий вариант словосочетания с собирательным числительным.

1) Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2) Она мучительно боролась за жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четверо сирот). 3) В семье было (три сына- трое сыновей), все (три-трое) – прекрасные охотники. 4) Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5) При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6) Семинар вели (два – двое доцентов).

^ 21. Определите нормы управления (выберите падеж, который требует слово в левом столбике).
А
сходный
1
Р.п. Кого? Чего?
Б
идентичный
2
Д.п. Кому? Чему?
В
тревожиться
3
В.п. Кого? Что?
Г
беспокоиться
4
Тв.п. Кем? Чем?
Д
мораторий
5
П.п. О ком? О чём? В чём? Где?
Е
отчитаться
Ж
специализироваться
З
заведующий
И
благодаря
К
преимущество
Л
превосходство
М
оплатить
Н
уделять внимание
О
обращать внимание
П
уплатить
С
соскучиться



^ 22. Выберите нормативный вариант управления:

  1. Получить автомобильные права а) по достижению б) по достижении совершеннолетия.

  2. Расписаться а) по ознакомлении б) по ознакомлению с решением.

  3. Сбор личного состава согласно а) графика б) графику в тире стадиона «Динамо».

  4. Написать отчёт а) по приезде б) по приезду из командировки

  5. Принять решение а) по рассмотрению б) по рассмотрении вопроса

  6. Приступить к обязанностям а) по истечении б) по истечению сроков стажировки


23. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными однородными членами.

1. Познакомить, обобщить и распространить (передовой опыт). 2. Объединение и руководство ( коллективные усилия). 3. Уход, выращивание и уборка (урожай). 4. Влиять и вести за собой (молодежь). 5. Уход, эксплуатация, регулировка и ремонт (оборудование). 6. Повторять, напоминать (правила игры). 7. Усваивать, овладевать (язык). 8. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 9. Опираться, основываться, базироваться (новые изыскания). 10. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).
24. Выберите окончание фразы в соответствии с синтаксическими нормами:

1. Рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, а) предлагается следующее б) можно предложить следующее.

2. Опасаясь, что рухнет потолок, а) торговый зал был очищен от людей б) администрация очистила торговый зал от людей.

3. Применяя ту или иную форму организации труда, а) в каждом отдельном случае учитываются местные условия б) в каждом отдельном случае следует учитывать местные условия.

4. Транспортные услуги осуществляются перевозчиками, а) обеспечивая безопасность пассажиров и сохранность багажа б) обеспечивающими безопасность пассажиров и сохранность багажа .
^ 25. Какие деловые бумаги начинаются с местоимения 1-го лица:

1) заявление; 2) доверенность; 3) приказ; 4) трудовой договор
26. В каких деловых бумагах используются глагольные формы 1-го лица единственного числа:

1) заявление; 2) доверенность; 3) приказ; 4) трудовой договор
^ 27. Определите, какие клише используются при составления инициативного и ответного письма.


А. Инициативное

Б. Ответное










  1. Имеем честь сообщить…

  2. Уведомляем, что…

  3. Мы готовы представить…

  4. Мы не можем согласиться…

  5. Выражаем удовлетворение по поводу..

  6. Подтверждаем получение…

  7. С благодарностью подтверждаем….

  8. Напоминаем Вам, что…

  9. Одобряем Вашу инициативу…

  10. Просим принять участие….


^ 28. Расставьте знаки препинания в следующем тексте:

Формы судопроизводства теперь повсюду более или менее прочно установились. Точно так же определился и взгляд на ценность пригодность и целесообразность различных судебных учреждений. Законодательство может конечно отступать назад и возвращаться к устарелым и отжившим учреждениям но на коренные начала правосудия гласность устность непосредственность и свободную оценку доказательств оно серьезно посягнуть не решится. Эти приобретения человечества куплены слишком дорогою ценою многовековых страданий и заблуждений чтобы с ними можно было легко и надолго расстаться. Вместе с тем едва ли скоро человечество придумает форму суда могущую с прочным успехом заменить суд присяжных или найдет возможным обходиться без состязательного начала. Поэтому по всей вероятности в будущем предстоит лишь частичное улучшение некоторых отделов уголовного процесса и уточнение техники производства уголовного исследования.

Похожие:

Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи» iconКоллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник
«Русский язык и культура речи». Мотив очевиден: коммуникативная компетенция многих выпускников нефилологических вузов, в которых...
Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи» iconВопросы по курсу «Русский язык и культура речи»

Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи» iconТемы рефератов. Актуальность изучения дисциплины «Русский язык и...
Актуальность изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в системе высшего образования
Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи» iconЖ. Ф. Верещагина русский язык и культура речи
Тема Коммуникативный и этический аспекты культуры речи
Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи» iconПлан лекции Понятие о культуре речи. Правильность как качество грамотной...
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие – Ростов-на-Дону, 2001
Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи» icon3. Стили речи. Современный русский литературный язык полифункционален....
Русский национальный язык – это общенародный русский язык. Он охватывает все сферы
Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи» iconО. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ....
Единому государственному экзамену (егэ), и включает в себя материалы по трем содержательным разделам школьной программы: "Синтаксис",...
Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи» iconАлмазова А. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие
Речь – явление не только лингвистическое, но и психологическое и эстетическое. Коммуникативные качества речи во многом зависят от...
Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи» iconПигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи» iconМетодические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Предмет и задачи курса. Функциональ­ные разновидности современного русского языка
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница