Уровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной, так и групповой терапии в течение 30 лет


Скачать 244.71 Kb.
НазваниеУровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной, так и групповой терапии в течение 30 лет
страница1/3
Дата публикации20.04.2013
Размер244.71 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3

Роберт В. Резник, доктор философии, ведущий тренер-терапевт Института Гештальттерапии в Лос-Анжелесе и помощником редактора Гештальт Ревью.На международном уровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной, так и групповой терапии в течение 30 лет.
Стыд стал предметом "каждого дня" в психотерапии -приписываемой причиной почти всех психологических трудностей. Появляется слишком много литературы по гештальттерапии стыда, что нельзя оставлять без пересмотра наше целостное мировоззрение - проблемы саморегуляции, теории поля,феноменологии и диалога. Подавленный в результате наложения друг на друга"экспертной" теории и практики, феноменологический опыт клиента часто отвергается в пользу интерпретации, например, "скрытого стыда". Многие клинические способы работы сами обвиняются в том, что они являются источником дальнейшего стыда. Обсуждается клиническая работа, которая идет глубже, чем не вызывающее стыд принятие со стороны терапевта и/или чем возможность выразить незавершенное действие. В водах стыда это - взгляды "лосося" Гештальта.
Если единственное орудие, которое у вас есть - это молоток,вы будете склонны рассматривать каждую проблему как гвоздь (Абрахам Маслоу,Жемчужины Мудрости).
В течение последних 15 лет или около того существовал временами усиливающийся наплыв активности и интереса к проблеме стыда сначала в популярной психологической литературе (например, Bradshaw) и после апрофессиональной психоаналитической литературе (напр., Lewis, 1992, Kaufman,1989; Nathanson, 1987) и в профессиональной литературе в области гештальттерапии (напр.. Lee and Wheeler, 1996; Jacobs, 1995; Wheeler, 1995;Lee, 1995; Greenberg and Safran, 1986, 1989). Стыд, по-видимому, становится клиническим феноменом "каждого дня", используемым в качестве объяснительного понятия почти для всего, начиная гневом и тревогой и кончая депрессией и маниакальным синдромом, неуверенностью и застенчивостью,проблемами самоуважения и горя и т.д. (Wheeler, 1997). Я с некоторой долей сомнения рассматриваю любой феномен или понятие, которое начинает приближаться к всеобщей объяснительной схеме. Кроме того, мне трудно работать с методами,сообщающими "истину", которая не соответствует моему личному опыту или моей клинической практике.
Две статьи в этом выпуске Гештальт Ревью, посвященные проблеме стыда, статья Гордона Вилера (Gordon Wheeler) "Я и стыд: подход Гештальта" и статья Леса Гринберга (Les Greenberg)и Сандры Пайвио (Sandra Paivio)"Многообразие опыта стыда в психотерапии", отражают большую частьт екущего интереса к проблеме стыда.
Важно отметить, что мой основополагающий интерес к большинству текущей литературы по гештальттерапии, в которой обсуждаются теоретические и клинические аспекты стыда, состоит в том, что некоторые из этих работ, похоже, возвращаются обратно к моделям позитивистов девятнадцатого века(включая психоаналитические модели) и, по-видимому, нарушают некоторые базовые принципы гештальттерапии в том виде, как я их понимаю (Jacobs, 1995; Lee, andWheeler, 1996; Wheeler, этот выпуск, 1997). При этом не подразумевается, что в той же самой литературе не существует других областей, творчески расширяющих границы гештальттерапии, особенно, в терминах личностных процессов (Wheeler,этот выпуск).
Хотя теория стыда может с пользой предоставлять информацию клинической практике, мы должны оставаться бдительными к тому, чтобы теория не делала неподвижной и не обесценивала клиническую практику.

сегодня в 18:09|Это спам|Ответить

http://cs410320.userapi.com/u134183653/e_cc47049b.jpg

^ Константин Ольховский

Что такое стыд?
По-видимому, существует ряд наблюдений, размышлений и предсказаний относительно природы стыда, активно отстаиваемых большинством авторов или, скорее всего, вызывающих их полное согласие. Существуют другие положения или точки зрения о том, что такое стыд и каким образом осуществлять клиническую работу со стыдом, которые являются более противоречивыми. Далее приводятся примеры как согласованных, так и спорных точек зрения, касающихся теории стыда и клинической работы с ним. За кратким изложением позиции данного автора о том, что составляет мировоззрение гештальттерапии, последует критический обзор основной современной литературы по гештальттерапии стыда.
Некоторые согласованные вопросы относительно стыда.
1. Стыд является эмоциональным переживанием кем-то своей собственной убежденности в том, что он - абсолютно бесполезный,"плохой", не имеющий в своей сущности никакой ценности и т.д. Вина -это эмоциональное переживание собственной убежденности в том, что человек совершил что-то "плохое". Вина относится к специфическому поведению;стыд - к человеку в целом.
2. В некоторых случаях стыд является "здоровым", а другие формы стыда могут быть недостаточно адаптивными.
3. Телесно стыд проявляется в виде поникшей головы, и сжатия, "изъятия" тела.
4. С точки зрения феноменологии, люди, переживающие стыд,хотят уйти, спрятаться, исчезнуть.
5. Стыд находится в одном непрерывном ряду вместе с застенчивостью смущением.
6. Чувствовать стыд само по себе является постыдным.
7. Стыд является настолько болезненным, что вокруг избегания стыда организуется значительная часть поведения, включая сокрытие стыда с помощью других эмоций(например, с помощью гнева, депрессии, отрицания и т.д.).
8. Стыд в некоторых формах является неотъемлемой частью человеческих существ. Он вписан в наш генетический код и молекулы ДНК.
9. Стыд является как базовой, первичной эмоцией (вместе с обычно описываемыми первичными эмоциями гнева, печали, радости и страха), так и вторичной эмоцией, тесно связанной с первичной и с самосознанием. Последняя форма рассматривается как более когнитивно опосредованная, например, стыд,ревность, зависть, вина и т.д.
10.В большинстве культур стыд используется при воспитании детей при формировании регулятора/модулятора поведения,который будет гарантировать, что поведение ребенка останется в пределах норм и нравов семьи и культуры.
11. Многие авторы ломают голову над тем, существуют или нет универсальные "пусковые механизмы" (буквально: "пусковые крючки" - прим. перев.) для стыда,например,обнажение ягодиц,инцестуальные фантазии,выделительная активность и т.д.
Некоторые спорные вопросы, касающиеся стыда
Теоретические
1.Стыд лежит в основании большинства, если не всех психологических расстройств.
2.Когда клиент не осознает свое переживание стыда в контексте, где стыд обычно ожидается и/или предполагается, именно в таком случае стыд может быть слишком болезненным для клиента, чтобы идентифицироваться с ним, и потому пребывает в клиенте в виде "скрытого стыда".
3.Переживание стыда терапевтом (хотя и не предполагаемое)всегда имеет место в течение курса терапии.
4.Стыд по существу является эмоцией, которая переживается,когда существует разрыв и прерывание поддержки (со стороны поля).
5.Стыд,в сущности,является эмоциональным переживанием, неподдающимся превращению в другое состояние, поэтому с ним можно работать только очень ограниченными способами.
6. Продолжение попыток работать со стыдом другими способами может в значительной степени усилить переживание стыда клиентом в дальнейшем.
Клинические
1. Терапевты несут "ответственность" за поиск источников стыда у клиента.

сегодня в 18:13|Это спам|Ответить




http://cs410320.userapi.com/u134183653/e_cc47049b.jpg

Константин Ольховский

2. Стыд, отрицаемый клиентом, может служить верным признаком"скрытого стыда". Гнев и депрессия, к примеру, могут также быть показателями "скрытого стыда".
3. Клиенты часто не знают, как должным образом выразить свое переживание. Получив
подходящее "языковое выражение" и поддержку,многие клиенты будут быстро отождествляться с источниками стыда.
4. Проявления, обозначенные в #3 предыдущего раздела(переживание стыда терапевтом [хотя и не предполагаемое] всегда имеет место в течение курса терапии) требует от терапевта быть бдительным и осознавать свой вклад в переживание стыда клиентом.
5. Терапевтам необходимо принять стыд клиента в обстановке,не вызывающей стыда, индивидуально или в группе, обеспечивая с помощью этого правильный эмоциональный опыт.
6. Для терапевта часто бывает полезно поделиться его/ее личным переживанием стыда и причинами такого переживания, показывая посредством этого человечность таких переживаний, и может быть, приводя их в статус"нормальных".
Пожалуйста, обратите внимание, что эти перечисления согласованных и спорных проблем, касающихся теории стыда и клинической работы,не означают, ни что они являются исчерпывающими, ни что они обязательно представляют позиции, отстаиваемые Вилером или Гринбергом и Пайвио. Для того,чтобы прокомментировать некоторые из этих противоречивых положений, может быть полезным кратко набросать взгляд данного автора относительно базового мировоззрения гештальттерапии, поскольку это уместно для обсуждений и критики основной современной литературы, посвященной гештальттерапии стыда, что следует.
Мировоззрение гештальттерапии
Как все гештальттерапевты, я полагаю, что мы придерживаемся мировоззрения, которое позволяет нам распознавать, какие теоретические и клинические взгляды могут быть объединены с гештальттерапией, а какие не могут.Это не означает, ни что наше мировоззрение есть реальность, ни что наше мировоззрение не подвержено изменениям. Нельзя также сказать, что другие мировоззрения не являются в равной мере действительными для тех, кто придерживается таких взглядов. Скорее, наше мировоззрение предоставляет нам осознаваемые, организующие феноменологию гештальты (мета линзы), для того,чтобы произвести актуальное различение и соединение в целое. Однако, если новые данные,которые являются в значительной степени неопровержимыми, не подходят к нашему мировоззрению, мы должны обдумать, как изменяется при этом наше мировоззрение. Еще раз необходимо определить и укрепить границы здоровья, которые при этом остаются проницаемыми и гибкими.Выражаясь кратко, вышеизложенное описывает мировоззрение,которое поддерживает интегрирующий подход как сравниваемый с эклектическим подходом, который не имеет реальных организующих/интегрирующих гештальтов (мировоззрения), а является более фрагментарным и макиавеллианским по природе, например, "Я делаю малую часть всего, включая некоторый Гештальт, - какая бы это ни была работа!"

сегодня в 18:13|Это спам|Ответить

http://cs410320.userapi.com/u134183653/e_cc47049b.jpg

^ Константин Ольховский

В основном гештальттерапевтическое мировоззрение рассматривает людей как саморегулирующиеся организмы,принадлежащие полю организм/окружающая среда,которые создают смысл через свою феноменологическую организацию, включающую "внутренние" и"внешние" области, меня и не-меня, "на границе". У Вилера есть поистине превосходное описание этой матрицы (формы), организующей процессы и функции "на границе" - то, что Перлз, Хефферлайн(Hefferline) и Гудмен (Goodman) (1951) определили как "я" (self). Для нас является решающим (и обнадеживающе успокаивающим) оставаться при осознании того, что наше мировоззрение - это также только один из способов организации"реальности".
Если задачей экспериментальной гештальт психологии перцептивных процессов было идентифицировать любые паттерны, которые являлись бы общими для того, каким образом люди организуют свой мир - разделенные (между людьми - прим. перев.) перцептивные паттерны организации - то тогда гештальттерапия является методом для исследования и установления идиосинкразических способов организации людьми своего мира. Это конструктивистская,смысло-производящая основа гештальттерапии. Роль личностного смыслопорождения(феноменологии) является решающей как для понимания стыда, так и для клинической работы с ним.
Смысл (meaning) является взаимосвязью между фигурой и фоном;смысл не находится ни в фигуре, ни в фоне, он - во взаимодействии между ними.Как люди выбирают, организуют и делают вклад в построение того, что становится для них основным, и какой фон(ы) они употребляют, является решающим. Это то,что создает их феноменологическую реальность в конкретный момент и вносит вклад в то, каким образом они создают свою жизнь с течением времени.
Паттерны фона влияют на то, какие из них являются повторяющимися и инвариантными (другими словами, они аконтекстуальны), они являются тем, что мы называем "фиксированными" гештальтами,матрицами, которые собирают характер. Тогда характер влияет на создание того,что становится основным и на то, какова взаимосвязь между фигурой и фоном, и,следовательно, глубоко воздействует на смысл. Характер - это застывшая структура того, что однажды было адаптивным и обычно здоровым откликом, и что сейчас является аконтекстуальным, анахронистичным и устарелым. Принявшие определенную форму паттерны организации, которые составляют"характер", основываются на истории этого поля, и они в значительной степени влияют на создаваемые феноменологические реальности.
Решающим и, может быть, даже революционным является замечание о том, что психотерапевтические и эволюционные теории не являются свободными от этих процессов. Теория может рассматриваться как эквивалент"характера". Идеи, понятия и построения могут также обретать застывшую форму (Resnick, 1995, р.4).
Однако, при обсуждении теорий стыда (или любых других теорий) основной принцип - это помнить, что эти идиосинкразические идеи,поднятые сейчас на уровень "теорий", являются чьей-то феноменологической организацией, что они, невзирая на их сложность и изящество,были, в сущности, "построены" и записаны - чтобы мы не забывали наших метатеоретических оснований, глядя на наши теории. И да, безусловно, даже наши мета теории находятся в пределах таких же благородных академических интеллектуальных традиций; мы строим их.

сегодня в 18:14|Это спам|Ответить
  1   2   3

Похожие:

Уровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной, так и групповой терапии в течение 30 лет iconТест Гилфорда (модифицированный) Данный тест направлен на изучение...
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной...
Уровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной, так и групповой терапии в течение 30 лет iconЛеонид Алексеевич Буланов Позвоночник и суставы. Лечение и профилактика
Научно-исследовательской лечебной клиники хиропрактики и остеопатии (нилкхо), профессором и практикующим мануальным терапевтом Леонидом...
Уровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной, так и групповой терапии в течение 30 лет icon1. Общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции
Основой же современного рыночного хозяйства является маркетинговый подход к организации деятельности как на микроуровне на уровне...
Уровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной, так и групповой терапии в течение 30 лет icon«Алгоритм»; Москва; 2002
Как утверждает С. Кара Мурза, советскому обществу противостоял сложившийся в течение многих лет антисоветский проект, в котором участвовала...
Уровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной, так и групповой терапии в течение 30 лет iconВ. Медведев о прохождении проб
Много лет назад, пройдя свои первые пробы, я начал задумываться о том, как сделать так, чтобы и дальше постоянно получать работу...
Уровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной, так и групповой терапии в течение 30 лет iconРабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки
Целью дисциплины является изучение основных теоретических положений, раскрывающих сущность экономических явлений и процессов, которые...
Уровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной, так и групповой терапии в течение 30 лет iconСправочник практического психолога «И. Г. Малкина -пых Техники гештальта и когнитивной терапии»
Книга является справочным пособием по методам и техникам гештальт-терапии и когнитивной терапии, используемым в индивидуальном психологическом...
Уровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной, так и групповой терапии в течение 30 лет iconЗадача №1-07
Пациентке В., 19 лет проведен курс реминерализирующей терапии по поводу кариозных пятен в области 3 2 1 1 2 3 зубов
Уровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной, так и групповой терапии в течение 30 лет icon«Онанизм у мужчины и женщины. Для врачей и студентов. Второе издание»: Ленинград; 1928
Щины, датированное июнем 1927 года, дает полное и подробное описание явления онанизма, его причин и возможных последствий. В настоящее...
Уровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной, так и групповой терапии в течение 30 лет iconСуггестивная психотерапия является одной из основных форм лечения...
Основной методикой суггестивной терапии является гипносуггестия, т. е проведение терапевтического внушения пациентам, находящимся...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница