Самостоятельная работа №1 Задание: Приготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире»


НазваниеСамостоятельная работа №1 Задание: Приготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире»
страница1/9
Дата публикации10.03.2013
Размер1.1 Mb.
ТипСамостоятельная работа
userdocs.ru > Литература > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Самостоятельная работа №1
Задание: Приготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире».
Ответить на вопросы:
1. К какой семье языков принадлежит русский?

2. Какова численность людей, говорящих на русском языке?

3. Каковы функции русского языка?

4. В каких формах существует национальный русский язык?

5. Назовите периоды в истории русского языка.

6. Назовите источники формирования и пополнение литературного и его норм.

7. Назовите пути пополнения русской лексики.

Самостоятельная работа № 2

Задание: Написать рецензию на статью Владислава Николаенко «Что такое хорошая речь».

^ Владислав Николаенко

Что такое хорошая речь?
Несложно сформулировать, что такое плохая речь — она нарушает те или иные нормы. Хорошая речь поддаётся определению не всегда: зная, чего в ней быть не должно, гораздо труднее сказать, что для неё необходимо. Особенно это относится к речи талантливой, когда она приближается к художественному произведению. Как никакая наука не может доказать, что стихи Пушкина гениальны, так нельзя доказать, что один человек — прекрасный рассказчик, а шутки другого остроумны.

Однако чаще всего под хорошей речью мы подразумеваем просто речь правильную, богатую и гибкую. Здесь уже наука вступает в свои права: эти качества поддаются описанию. Правильная речь — это речь, которая соблюдает нормы литературного языка. Они описаны в грамматиках и словарях, с их помощью можно доказать правильность или неправильность слова или выражения. Богатая речь — это большой словарный запас и разнообразие синтаксиса; и то и другое вполне поддаётся точному учёту. Гибкость оценить значительно труднее: она предполагает, что человек умеет пользоваться языковыми средствами, употребляет их уместно. Уместность эту мы чувствуем, но определить и сформулировать её нелегко.

Грамотность — элементарное, предварительное условие хорошей речи. Если человек говорит звонит вместо звонит или благодаря его вместо благодаря ему речь его нельзя считать хорошей. Казалось бы, какая разница! Всё равно понятно, о чём идёт речь. Однако это не так. Во-первых, понятно не всегда: синтаксические и грамматические ошибки часто порождают двусмысленности. Во-вторых, любая неправильность заставляет слушающего делать над собой усилие: понимать такую речь сложнее. Так же раздражает слишком быстрая или невнятная речь: невежливо заставлять собеседника напрягаться но пустякам.

Первое условие того, что человек умеет говорить, — стилистическая чуткость. Это значит: он говорит так, как следует в данной обстановке. Язык как одежда: человек в резиновых сапогах на концерте в филармонии одет плохо, но плохо одет и человек в костюме и при галстуке у костра на рыбалке

Второе условие. Чувство такта (а иногда и чувство самосохранения) требует принять в расчёт и собеседника (разговаривать с директором школы так же, как с одноклассником, небезопасно). Изысканные аристократические обороты уместны, если слушатель думает: «Это человек нашего круга» или «Видно, что юноша из хорошей семьи», и неуместны, если собеседник злится: «И чего он выпендривается».

Третье (и, пожалуй, главное) условие. Чтобы хорошо говорить, нужно владеть речью, как скульптор — резцом или фехтовальщик — шпагой Анна Андреевна Ахматова говорила: «Воспитанный человек никого не обижает случайно. Он обижает только намеренно». Это касается и слов, они могут быть двусмысленны, обидны, нелепы, но только умышленно и никогда случайно.

Владение речью предполагает прежде всего богатый словарный запас. Если человеку нечем выразить восхищение, кроме междометий или восклицания Ну даёт! Круто!, его речь вряд ли найдет слушателей. Человек с богатым словарным запасом ощущает разницу между близкими по значению словами и выражениями — разницу и смысловую, и стилистическую. Умение выдержать стиль необходимо, чтобы речь была точной и не резала ухо

Не менее важно и богатство интонаций. Опытный рассказчик, например, чувствует, когда нужно сделать эффектную паузу, а когда — понизить голос. Он умеет лёгким движением тона выделить чужую речь или произнести чеканную формулировку так, чтобы она врезалась в память.

Есть, конечно, вещи, которых делать нельзя. Верный признак дурной речи — привязчивые словечки, слова-паразиты вроде значит, ну, это самое. Они допустимы только как пародия, когда рассказчик говорит от лица косноязычного персонажа. Но пародия тоже должна быть уместной. Портят речь и шаблонные словосочетания (если они не обыгрываются специально): процесс духовного возрождения, люди в белых халатах, рост благосостояния.

Грубость речи — приём неумелых. Его используют лишь те, кто не умеет иначе убедить слушателя или уничтожить противника. «^ Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав» — это понимает любой слушающий.

Всегда плохо и нарушение чувства меры. Если человек всё время пытается острить или сыпать парадоксами, он выглядит навязчивым. Если он говорит слишком возвышенно, кажется неискренним. Если же просто говорит слишком много — быстро наскучит слушателям. «Ничего слишком» — это древнее правило касается и речи. Хорошо, когда культуру речи вы усвоили в семье, — а если нет? Как исправить свою речь? Для этого необходимо прислушаться к тому, как говорите вы сами и как говорят другие: легче всего учиться, подражая тому, кто говорит свободно и чисто. Другое средство — больше читать, особенно писателей-классиков: их язык, конечно, не во всём совпадает с современным, но по-прежнему во многом остаётся эталоном. Наконец, есть специальные книги, описывающие самые частые ошибки. Они подскажут, на что нужно обратить особое внимание.

Умение говорить ценилось во все века и у всех народов. Но только в Древней Греции, а затем в Древнем Риме убедительной речи стали учить (см. статью «Язык создаёт красоту»). Учили, конечно, главным образом публичному красноречию: риторов (ораторов) специально нанимали, чтобы подготовить речь в суде или в народном собрании. Но и обычной, бытовой речи тоже учили. Мы до сих пор называем греческим словом лаконизм (от греч. «lakonismos») умение говорить точно, кратко и выразительно. Так говорили воинственные спартанцы (Спарта находилась в Лаконике, области на юго-востоке Пелопоннесского полуострова): каждую фразу они строили как донесение или приказ. Были эпохи, когда особенно ценилось умение рассказывать и вести разговор. Во Франции XVII—XVIII вв. и в России конца XVIII — начала XIX в. сложилась целая культура светской салонной беседы. Человек, в совершенстве овладевший этим искусством, мог занять положение в обществе, не обладая ни титулом, ни состоянием. Прославленных говорунов и острословов стремились заполучить в гости, их специально приходили послушать.

В те века родился афоризм: «Стиль — это весь человек». Времена изменились, но по-прежнему умению говорить придают большое значение. Владение хорошей речью остаётся важным не только для политика и адвоката, журналиста и учителя. Наше впечатление о человеке во многом зависит от его манеры говорить. А то, как мы говорим, определяет, будем ли мы услышаны и правильно поняты.

^ Самостоятельная работа № 3

Задание: Прочитать статью. Подобрать примеры публицистического стиля на экологическую тему из любых источников (газеты, журналы, интернет-ресурсы)

^ Основные особенности публицистического стиля
Публицистический стиль присущ периодической печати, общественно-политической литературе, политическим и судебным выступлениям и т.д. Он используется, как правило, для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для выработки общественного мнения, формирующегося с целью их решения. Оговоримся, что публицистический стиль существует не только в словесной (устной и письменной) форме, но и в графической, изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение) и других формах.

Одной из центральных функций публицистического стиля речи является функция информационная. Реализуя её, этот стиль выполняет и другую функцию — воздействие на читателя и слушателя. Она связана с публичным отстаиванием определенных идеалов, с убеждением окружающих в их справедливости и оправданности.

Публицистический стиль, в отличие от научного, например, сопряжён с простотой и доступностью изложения, нередко использует элементы призывности и декларативности. Его речевая выразительность проявляется в стремлении к новизне изложения, в попытках пользоваться необычными, неизбитыми словосочетаниями, избегать повторений одних и тех же слов, оборотов, конструкций, обращаться непосредственно к читателю или слушателю и т.д. Публицистике присуща общедоступность, ведь она предназначена самой широкой аудитории. Стилистика публицистической речи позволяет реализовывать массовый характер коммуникации.

Среди черт публицистического стиля особенно выделяются его своеобразная собирательность, находящая своё выражение в особенностях значений и функционирования языковых единиц. Наиболее рельефно собирательность проявляется как лингвистический признак газетного варианта публицистики. В частности, она находит воплощение в повышенной частоте употребления местоимений «мы», «наш», а также в своеобразии категории лица (стабильное использование 1-го и 3-го лица в обобщённом значении). Собирательность претендует на выражение мнения, получившего поддержку читателей, во всяком случае, — значительной их части.

Другим важнейшим проявлением публицистического стиля является использование так называемой интеллектуальной речи. Для неё характерен строгий документализм, акцентирование внимания на точности, проверенности, объективности приводимых фактов. Такая речь, как правило, изобилует профессиональной терминологией, но в ней ограничено использование образных, метафорических терминов. Она претендует на аналитичность и фактографичность в подаче материала. Автор речи стремится обратить внимание на значимость приводимых фактов, публикуемой информации, выделяет именной, персональный, личный характер выступления. Словом, стилистическим стержнем интеллектуальной речи является её подчёркнутая документально-фактологическая точность.

Одним из характерных принципов газетной публицистичности служит нацеленность её словоупотребления на новизну. Как правило, речь, прежде всего идет о расширении значения некоторых слов. Примерами подобного расширения значений служит употребление в газетных материалах таких слов, как «рубеж» («рубежи»), «география», «биография», «эскалация» и др.

Некоторые разряды слов являются типичными для газеты: это общественно-политическая терминология, широкий круг заимствований, а также профессиональная лексика журналистов (интервью, корреспондент, рубрикация, «свежая голова» — дежурный журналист и т.п.). Публицистический газетный стиль использует и свою фразеологию. Заметное место в ней занимают устойчивые словосочетания, которые нередко становятся штампами: «ветер перемен», «эстафета поколений», «трудовая династия» и т.д. Используются и общеязыковые фразеологизмы, но наполнены они новым содержанием и часто с положительной и отрицательной социальной оценкой: «трудиться не покладая рук», «быть правофланговым», «иметь золотые руки», «петь с чужого голоса», «оглядываться на отстающих», «упускать инициативу» и т.п.

В лексическом плане газетному варианту публицистического стиля присуща, пожалуй, большая, чем другим стилям, активность некоторых суффиксов иноязычного происхождения (слова на -ИЯ, -ЦИЯ, -АЦИЯ, -ИЗАЦИЯ): «индустрия», «продукция», «номинация», «механизация», «специализация». Конечно, эти термины употребляются не только в газетных текстах, но именно в них частота использования превышает частоту применения в других стилистических образованиях. Специфически публицистическими считают некоторые языковеды и оценочные существительные с суффиксом -ЩИН(А): «групповщина», «дедовщина», «штурмовщина», «военщина».

Важнейшую роль в публицистическом стиле речи играют эмоциональные средства выразительности. Среди них — применение слов с яркой эмоциональной окраской, использование переносного значения слов, употребление различных образных средств. Широко используются эпитеты, лексические повторы, сравнения, метафоры, обращения, риторические вопросы. Средствами эмоциональной выразительности выступают также пословицы, поговорки, разговорные обороты речи, фразеологизмы, использование литературных образов, возможностей юмора и сатиры. Эмоциональные языковые средства выступают в публицистическом стиле в сочетании с образностью, логичностью, доказательностью. Уместно подчеркнуть, что используемая в рассматриваемом стиле общественно-политическая лексика, несомненно, пополнилась на исходе XX столетия в результате возрождения известных ранее слов, получивших новое значение (рынок, бизнес, предпринимательство и т.д.). К арсеналу возрождённой в этот период публицистической лексики необходимо отнести и религиозную.

Изменения, затронувшие, в частности, газетную публицистику на излете ушедшего XX столетия, выразились, к примеру, в том, что сложился новый тип сосредоточения выразительной нагрузки. Ныне основная выразительная нагрузка падает в газете не только на структурно-графические выделения и аппликации, но и на вопросы и повторы. Именно таким путем достигается наивысшая степень выразительности.

Публицистический стиль имеет тяготение как к художественному, так и к научному (к примеру, редакционные, передовые и статьи, претендующие на теоретический характер). Однако он не может быть сведён ни к тому, ни к другому. О специфичности этого стиля свидетельствует и присущее ему жанровое разнообразие. К жанрам публицистики относят статьи, очерки (проблемные, портретные и др.), памфлеты, фельетоны, рецензии, репортажи, заметки, листовки, воззвания, выступления (доклады, речи, в том числе обвинителя и защитника на суде) и т.д.

Нужно иметь в виду, что публицистика имеет многовековую историю. Выдающиеся политические деятели, мыслители, писатели постоянно прибегали к использованию этого стиля. В античные времена публицистикой были проникнуты речи Демосфена, Цицерона, сатиры Аристофана, Ювеналия, Лукиана. Русская публицистика восходит к «Слову о законе и благодати» Иллариона (XI в.) и к обличительным писаниям Максима Грека (XVI в.). В том же XVI столетии Иван Пересветов в ярких публицистических трудах выступал за централизацию русского государства. Публицистичностью проникнута и полемическая переписка Ивана IV (Грозного) с Андреем Курбским.

В XVIII столетии образцами вольнолюбивой публицистики служили произведения Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. В начале XIX в. значительный вклад в развитие стиля внесли декабристы.

Русская революционно-демократическая публицистика заняла одно из ведущих мест в мировой публицистике по глубине, аргументированности, доказательности созданных произведений, по степени их влияния на современников. Выдающегося взлета достигла публицистическая критика в работах В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Ярким примером совмещения художественного творчества с публицистическим стали произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Г.И. Успенского, В.Г. Короленко. Блистательными представителями правовой публицистики были юристы Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони. Значителен вклад в публицистику А.М. Горького. Признанными мастерами публицистического стиля были В.В. Маяковский, А.Н. Толстой, И.Г. Эренбург, Л.М. Леонов, А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, К.М. Симонов, Б.Л. Горбатов. На исходе XX столетия россияне явились свидетелями расцвета публицистического таланта академика Д.С. Лихачева и писателя А.И. Солженицына.

Полемическая страстность и высокая эмоциональность выдающихся мастеров полемического стиля убедительно свидетельствуют о том, что основной целью его использования является не только передача общественно значимой информации, но и побуждение людей к определённым поступкам и действиям. Степень такого побуждения во многом зависит от того, насколько использующие его публицисты овладеют знанием средств эмоциональной выразительности этого стиля, присущих ему лексических и других языковых особенностей.

Приведём в качестве примеров использования публицистического стиля для отстаивания своих убеждений отрывки из публичных выступлений выдающихся представителей нашей интеллигенции — А.А. Фадеева, М. А. Шолохова, Д.С. Лихачева.

«Существует определённая культура быта, личной жизни. Приходится иногда встречаться с такими фактами, когда у некоторой части молодых людей существует неправильное отношение к девушке, неправильное понимание роли девушки на производстве и в быту, в семье. Бывает так, что молодой муж не оказывает необходимой помощи молодой жене, когда появляется семьями, когда на женщину ложится ответственность и за работу на производстве, и за семью. А с другой стороны, бывает и так, что молодой муж старается, чтобы его жена скорее ушла с производства, перестала работать... - Молодой человек, молодой муж должен думать о своей подруге, о её росте, развитии, ибо без труда человек не может приносить обществу необходимой пользы, не может должным образом развиваться» (А.А. Фадеев).

«Не могу понять, почему спортивные деятели не хотят признавать народный опыт и традиции. Всё что-то изобретают, заимствуют где-то, а своё, отечественное, веками проверенное, полезное отвергают. Не по-хозяйски это... А уж об играх на льду, катании с гор, штурмах снежных городков молодёжь знает только из рассказов своих отцов и дедов, хотя всё это, насколько я разбираюсь, тоже физкультура.

И уж совсем неясно, почему такие полезные для здоровья дела, как охота, туризм, рыбалка, физкультурные организации перекладывают па плечи других. Может быть, потому, что здесь рекорды не научились учитывать?» (М.А. Шолохов).

«Культура не может быть на хозрасчёте. Отдача культуры народу, стране — неизмеримо больше, чем от возможных непосредственных доходов библиотек, архивов и музеев, чем от любой области экономики и техники. Это я утверждаю. Но отдача эта дается не сразу. Низкое состояние культуры и нравственности, рост преступности сделают бесплодными, бесполезными все наши усилия в любой области...Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране, которой нет или, по крайней мере, она мне не известна. Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится преступность. Возрастёт, в частности, и порядочность общественных деятелей» (Д.С. Лихачёв).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Самостоятельная работа №1 Задание: Приготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире» iconКурсовая работа на тему «Образование в современном мире» пояснительная...
Задание: Рассмотреть проблемы образования в современном мире и пути их решения, их виды и причины возникновения
Самостоятельная работа №1 Задание: Приготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире» iconТемы рефератов. Актуальность изучения дисциплины «Русский язык и...
Актуальность изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в системе высшего образования
Самостоятельная работа №1 Задание: Приготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире» icon3. Стили речи. Современный русский литературный язык полифункционален....
Русский национальный язык – это общенародный русский язык. Он охватывает все сферы
Самостоятельная работа №1 Задание: Приготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире» iconСовременный русский литературный язык
Современный русский язык является одним из мировых языков наряду с английским, китайским, хинди, испанским и французским и занимает...
Самостоятельная работа №1 Задание: Приготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире» iconИстория русского литературного языка Контрольная работа задание №1 анализ древнерусского текста
Выполните письменный перевод представленного древнерусского текста на современный русский язык
Самостоятельная работа №1 Задание: Приготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире» iconРусич, пробуди свою языковую генетическую память!
Кроме того, в школах русский язык изучают как государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения. А дети государствообразую-щего...
Самостоятельная работа №1 Задание: Приготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире» iconТерминологический минимум по ирля (дополнение) Русский национальный язык
Русский национальный язык – это язык русского народа как совокупность всех его разновидностей
Самостоятельная работа №1 Задание: Приготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире» iconСамостоятельная работа №1 «История развития банковского дела»
Самостоятельная работа №2 «Законодательная база современной банковской деятельности»
Самостоятельная работа №1 Задание: Приготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире» iconПеречень практических занятий раздел Маркетинг как концепция рыночного...
Самостоятельная работа №1. Определение объёма спроса и предложения на услуги ато
Самостоятельная работа №1 Задание: Приготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире» iconФгоу спо «схт» Самостоятельная работа не тему
Основные методы обработки металлов давлением ковка, штампование, прокатка, прессование
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница