Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие


Скачать 243.08 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие
Дата публикации29.04.2013
Размер243.08 Kb.
ТипВопросы к экзамену
userdocs.ru > Литература > Вопросы к экзамену

Вопросы к экзамену по введению в языкознание





  1. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие.

  2. Язык и речь. Инвентарь и грамматика языка. Структура коммуникативного акта. Основные антиномии языка/речи.

  3. Язык как знаковая система особого рода. Сходства и различия между языком и искусственными знаковыми системами. Понятие о знаке вообще и о языковом знаке в частности. Понятие о системе и структуре языка. Иерархия языковых уровней и понятие изоморфизма. Основные типы системных отношений в языке (межуровневые и внутриуровневые). Основные единицы языка/речи.

  4. Язык и общество. Территориальная дифференциация языка и понятие о диалектах. Литературный язык как наддиалектная форма существования языка. Профессиональная и стилистическая дифференциация языка.

  5. Предмет фонетики, ее практическое и теоретическое значение. Три аспекта изучения звука речи: акустический, артикуляторный (биологический) и функциональный (собственно-лингвистический, фонологический).

  6. Акустический аспект фонетики. Основные акустические понятия: тон и шум; сила, высота, долгота, тембр звука; основной тон и обертоны.

  7. Артикуляционный аспект фонетики. Устройство речевого аппарата и функции отдельных его частей. Артикуляция и ее фазы. Коартикуляция.

  8. Классификация звуков. Гласные, согласные, сонанты. Классификация гласных по положению языка, по работе губ, по положению небной занавески. Классификация согласных по характеру преграды, по действующему органу, по участию голоса. Дополнительная артикуляция (назализация, палатализация, лабиализация и др.).

  9. Слог. Ядро слога и его периферия. Различные теории слога (сонорная и мускульная). Типы слогов по характеру начального и конечного звуков. Дифтонги и дифтонгоиды.

  10. Просодические единицы языка: ударение и интонация. Типы ударения (динамическое, квантитативное, тоническое). Ударение словесное и фразовое. Основные типы словесного ударения (основное и дополнительное; свободное и связанное). Функции словесного ударения. Понятие акцентного слова. Проклитики и энклитики. Понятие о такте и фразе. Интонация и ее элементы.

  11. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи. Ассимиляция, диссимиляция согласных. Аккомодация. Редукция гласных и ее степени. Следствия фонетических процессов: субституция, диэреза, эпентеза, протеза, метатеза, гаплология.

  12. ^ Только для филологов: Понятие о фонеме. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Фонологические оппозиции. Типы фонологических оппозиций. Варьирование фонемы. Сильная и слабая позиция фонемы. Понятие нейтрализации фонемных противопоставлений и особенности его трактовки в МФШ и ЛФШ. Чередование звуков и их основные типы.

  13. Письмо в его отношении к языку. Понятие о графеме. Главные этапы исторического развития письма. Типы письма в современном мире. Алфавит, графика, орфография. Принципы орфографии: фонематический (морфематический), фонетический, традиционный. Транскрипция и транслитерация.

  14. Предмет лексикологии и ее основные разделы. Слово как основная единица языка. Трудности выработки единого определения слова. Определение слова с точки зрения формы, содержания, функции.

  15. Значение слова. Лексическое и грамматическое значение: сходство и различие. Денотативная отнесенность слова. Классы денотатов. Общая и частная предметная отнесенность слова. Макрокомпоненты семантики: когнитивный и прагматический. Сигнификативный аспект семантики (значение и понятие). Понятия научные и наивные. Понятие и значение. Прагматический аспект семантики и понятие о коннотации. Мотивировочный признак (внутренняя форма слова). ВФ слова в синхронии и в диахронии. Национально-культурные ассоциации и их место в семантике слова.

  16. Микрокомпоненты семантики - семы и процедура компонентного анализа. Типы сем по их иерархии в слове.

  17. Полисемия как семантическая универсалия и как вариантные отношения языковых единиц. Слово и лексико-семантический вариант. Основные типы полисемии (метафора и метонимия).

  18. Омонимия как семантическая категория. Отличие омонимии лот полисемии. Типы омонимов: полные, частичные, неравнообъемные; лексические, грамматические, лексико-грамматические (омоформы). Омофоны и омографы. Пути возникновения омонимов.

  19. Парадигматические отношения в лексике. Синонимы, их типы и роль в языке. Антонимы. Гипонимы. Основные системные объединения слов: лексико-семантическая группа, семантическое поле, тематическая группа слов.

  20. Синтагматические отношения в лексике. Основной закон лексической синтагматики. Мотивационные отношения в лексике. Связь мотивационных отношений с понятием внутренней формы слова. Тенденция к забвению внутренней формы слова (стиранию мотивировки) и воскрешению мотивации. Причины этих процессов.

  21. Исторические изменения в словарном составе языка. Устаревшие слова и их типы. Неологизмы и пути их появления. Заимствование как один из путей пополнения словарного состава языка. Способы освоения заимствованной лексики. Изменение значений слов в истории языка (сужение и расширение значений), семантические архаизмы и семантические неологизмы. Понятие о языковом табу и об эвфемизмах.

  22. Лексика в социолингвистическом аспекте. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Жаргон, арго и их специфика.

  23. Фразеология как особая область языкознания. Различные представления об объеме фразеологии. Основные признаки и свойства ФЕ (принадлежность к номинативному инвентарю языка, устойчивость, идиоматичность). Фразеологизм в соотношении со словом и словосочетанием. Классификация ФЕ с точки зрения степени семантической слитности. Фразеологическая синонимия и антиномия. Грамматическая характеристика ФЕ (фразеологизмы, эквивалентные словам и предложениям). Лексикография. Типы словарей. Словник и словарная статья. Содержание и построение словарной статьи в толковом словаре. Специфика переводных словарей. Новые типы современных словарей Грамматика. Основные разделы грамматики. Понятие о морфеме. Алломорфы и варианты морфемы. Морфемы сегментные и морфемы-операции (супрасегментные). Понятие о нулевой морфеме. Типы сегментных морфем: корни и аффиксы (основания разграничения); типы аффиксов. Исторические изменения морфемной структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение.

  24. Основные понятия словообразования. Слова одно- и многоформенные. Формообразующая основа слова. Производные и непроизводные слова. Понятие производности в синхронном и диахроническом аспекте. Производящая словообразовательная основа и формант. Понятие о словообразовательной модели и словообразовательном типе и их основных характеристиках - продуктивности и регулярности. Основные способы словообразования. Грамматическое значение, основные способы (синтетический, аналитический, супплетивный) и средства его выражения (формообразующие аффиксы, флексии, служебные слова, словопорядок и морфемы-операции - фонемные чередования, внутренняя флексия, интонация, редупликация).

  25. Понятие о грамматической категории. Категории словоизменительные и несловоизменительные (классификационные). Национальное своеобразие грамматических категорий и способов их выражения.

  26. Части речи. Принципы их выделения. Знаменательные и служебные слова. Слова-названия, указательно-заместительные слова и междометия, их специфика в составе частей речи. Основные грамматические категории существительного и глагола в русском и изучаемом иностранном языках.

  27. Синтаксис как наука о функционировании языковых единиц. Предложение и высказывание. Понятие о синтаксической связи. Сочинительные и подчинительные связи. Типы подчинительных связей (согласование, управление, примыкание, инкорпорирование, изафет).

  28. Особенности предложения. Предикативность как основная категория предложения. Члены предложения: актанты и сирконстанты. Понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема. Различия в синтаксическом строе разных языков. Понятие о номинативном и эргативном синтаксическом типе языка.

  29. Генеалогическая классификация языков. Материальное сходство языков и понятие языкового родства. Сравнительно-исторический метод и его основные понятия (архетип, праязык - язык-основа, субстрат и суперстрат, конвергенция и дивергенция и т.д.). Основные семьи языков мира. Славянская ветвь индоевропейской языковой семьи. Понятие о мертвых языках, причины "умирания" языка.

  30. Типологическая классификация языков мира. Возможность классификации по различным основаниям (фонологическим, морфологическим, синтаксическим). Морфологическая классификация как важнейшая. Языки аналитические, синтетические и полисинтетические (по степени сложности морфологической структуры); агглютинативные и фузионные (флективные) - по типу соединения морфем. Языки эргативного и номинативного строя (по синтаксической типологии). Типология и языковые универсалии.

Фонетика



1. Какой фонетический процесс характерен для следующих слов? Укажите его разновидности. Выделите слова, в написании которых отражены результаты этого процесса.

^ Сделать, свадьба, косьба, бесстрашный, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый.

2. Какой фонетический процесс характерен для следующих слов? Укажите его разновидности.

^ Лестница, езжу, подход, упавший, сжалиться, рожки, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить, отцовский, бессонница.
3. Укажите все случаи видоизменения согласных во фразах и объясните их.

Учиться всегда пригодится. Лучше поздно, чем никогда. Солнце не лето, зима не мороз. Сердце сердцу весть подает. Старый друг лучше новых двух. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Здравствуй, солнце да утро веселое. Для милого дружка и сережку из ушка. Если враг не сдается, его уничтожают.
4. Распределите нижеследующие слова по группам в зависимости от происшедших в них звуковых изменений.

Небезызвестный, ватрушка (< творушка), месть, разведка, сбор, чувство, февраль (< februaris, феврарь), молотьба, знаменосец, встреча, отбой, просьба, вестник, пончик, сыграть, властный, верблюд (< вельблюд).
5. Определите, что получится, если звуки, образующие план выражения следующих слов, произнести в обратном порядке: лён, яр, лес, ешь, тля.
6. Определите, что получится, если звуки, образующие план выражения следующих слов, произнести в обратном порядке: лёт, юг, люк, унёс, урюк.
7. Англичанин, немец или француз будет искать в энциклопедии фамилию Чайковский на букву Т. Почему? Какими особенностями фонетики и орфографии данных языков это мотивировано? С какой особенностью русской фонемы [ч] это связано?
8. Решите следующие фонематические оппозиции. Учтите при этом, что искомый член пропорции не обязательно должен быть представлен в русском языке.

ж : ш = г: ?

г : х = д: ? = б: ?

з : с' = б : ? = ? : т'
9. Решите следующие фонематические оппозиции. Учтите при этом, что искомый член пропорции не обязательно должен быть представлен в русском языке.

в : п = з : ? = ? : к

п : т = м : ? = ? : ш

э: и = о : ? = ? : ?
10. Решите следующие фонематические оппозиции. Учтите при этом, что искомый член пропорции не обязательно должен быть представлен в русском языке.

п : б = ч : ?

т' : ч' = п : ?

з : с = j : ?

11. Решите следующие фонематические оппозиции. Учтите при этом, что искомый член пропорции не обязательно должен быть представлен в русском языке.

д : ц = г : ?

у : и = ? : э

б : м = д : ? = г : ?
12. Объясните возникновение следующих фактов русской диалектной речи: пролубь (прорубь), ватаман (атаман), гумага (бумага), бакча (бахча), гамазин (магазин), слобода (свобода), салаш (шалаш), оннако (однако), етакий (этакий), знат (знает).
13. Известна русская поговорка: ^ Старый друг лучше новых двух. Что можно сказать о фонетических особенностях того языкового ареала, где она возникла?
14. Из нижеследующих русских слов выделите слова, в написании которых вы можете обнаружить действие: а) этимологического принципа орфографии; б) морфологического; в) условно-символического; г) традиционно-исторического; д) фонематического; е) фонетического. Распределите эти слова по колонкам.

^ Тяжелый, дешевый, холод, зал, мак, роспись, ночь, мяч, пчела, сжечь, весна, расход, компания, сегодня, цирк, шило, стол, жить, мята, пора, Россия, гриб.
15. Ниже зашифрована русская фраза. Расшифруйте ее и определите принцип шифровки:

^ Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг зэлэмъгый гёсрыг.

Лексика


  1. Следующие русские слова обладают некоторой общностью значения. Но одно из них выпадает по своей семантике из общего ряда. Найдите это слово и объясните свое решение.

^ Чиновничество, студенчество, ученичество, землячество, крестьянство, казачество.


  1. Следующие русские слова обладают некоторой общностью значения. Но одно из них выпадает по своей семантике из общего ряда. Найдите это слово и объясните свое решение.

^ Стать, пасть, пропасть, подать, печь, пажить, знать

  1. Следующие русские слова обладают некоторой общностью значения. Но одно из них выпадает по своей семантике из общего ряда. Найдите это слово и объясните свое решение.

^ Конфетина, клюквина, штанина, дробина, рогатина, кирпичина.

  1. Даны слова на языке кремба и ( в другом порядке) их переводы на русский язык: borote, puluko, omuko, omukoso, wana, wanate, omute, omufa, tuposo, wanafa; король, королева, овца, (овечий) пастух, пастушок, птенец, ягненок, конюх, зернышко, принц.

Определите, какой перевод какому слову соответствует. Как на данном языке называются: баран, птенчик, придворный наставник?


  1. Задания 3.54 - 3. 67 (перенос)

  2. 3.74 - 3.81 (перенос)

  3. 3.95- 3.96 (синтагматика)

  4. 3.106-3.107 (ФЕ)

  5. 3.114

  6. Какие из следующих слов вы считаете мотивированными, а какие нет? Ответ аргументируйте.

Шило, подушка, подснежник, колесо, окно, завтрак, сверстник, чернила, порошок, жатва, творог, дуло, мышь, боровик, устье, рубаха. Пояс, масло, говядина, метель, перстень, белье, время, сокровище.

  1. Слова, перечисленные ниже, существовали в древнерусском языке и сейчас не употребляются или имеют ограниченное употребление, но некоторые производные от них сохранились. Назовите производные от этих слов.

Велий (большой), перст (палец), вага (вес, тяжесть), мошна (кошелек, карман), шелом (шлем).

  1. 5. 18 - 5.19 - этимология слов, этимологическое родство (мотивация)

  2. Составьте контексты, в которых более всего уместен каждый из синонимов:

А) удовольствие, радость, восторг, счастье, блаженство, упоение, наслаждение.

В) профессия, ремесло, специальность

^ С) автор, творец, создатель, сочинитель

d) смелость, отвага, храбрость, бесстрашие, мужество, неустрашимость


  1. Приведите 10 русских слов, заимствованных из английского (немецкого, французского) языка. С какими причинами могло быть связано их заимствование.


14. Калабина, 1, 2, 5 (с. 95 - 96) - ФЕ, для ин.яза - 6 - 8


Морфология





  1. Выберите из следующего ряда примеров формы с нулевым окончанием:

Опять, прочь, встань, впредь, беж, рожь, настежь, том, там, всем, совсем, рук, руках, рукав, встаньте, брысь, рысь, здесь.

  1. Калабина, 2 (с. 52) - нулевые морфемы.

  2. Норман 4.69 - нулевые морфемы.

  3. Калабина 1, 2, 4, с. 41 и след. (морфемный состав).

  4. Калабина 5, 6 (с. 44) - одинаков ли морфемный состав… (омонимичные корни).

  5. Норман 4.46 - 4.49 (омонимичные аффиксы)

  6. Норман 4.73-4.76 - однокорневые слова (алломорфы корневой морфемы)

  7. Норман 4. 77 - 4.79 - морфемный состав

  8. Норман 4.52 - 4. 56 (сколько разных флексий… - фонемный состав)

  9. Калабина 9 (составить парадигматические ряды) - грамматические парадигмы, с. 45.

  10. Калабина 12, с. 46 - опрощение.

  11. Калабина 13, с. 46 - сколько лексем (слов) и сколько парадигм в списке.

  12. Калабина 15, с. 46.

  13. Калабина1, 4, 9 с.48 (грамматические значения)

  14. Калабина 3 (синтетические/аналитические формы)

  15. Норман 4.110 - 4.113 - ГЗ и способы их выражения

  16. Норман 4.124 - 4.129 (образовать форму, указать гр.способ - русский и иностр.)

  17. Калабина 1, 2, 4 - с. 57 - части речи

  18. Норман 4.33 - 4.36 (анализ сложных слов с греч.корнями и калькирование)

  19. Норман 4. 94 - неологизмы Хлебникова (модель)



Синтаксис





  1. Калабина 2, с.64 (преобразовать словосочетания в предложения)

  2. Норман 4.171 - словосочетание

  3. Калабина 10, с. 69 (одно- и двусоставные)

  4. Норман 4.186, 4. 189, 4.190 (АЧП)


^

Генеалогическая и типологическая классификации.





  1. Норман 6.1 - родство языков

  2. Норман 6.20 - 6.22 - генеал. кл.

  3. Норман 6.29 - типолог. кл.

  4. Норман 6.34 - типол.

  5. Норман 6.39

  6. 7.32 - 7.42 - Письмо (принципы русской орфографии)


1

  1. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие.

  2. Выберите из следующего ряда примеров формы с нулевым окончанием:

^ Опять, прочь, встань, впредь, беж, рожь, настежь, том, там, всем, совсем, рук, руках, рукав, встаньте, брысь, рысь, здесь.

2

  1. Язык и речь. Инвентарь и грамматика языка. Речевая деятельность. Структура коммуникативного акта. Основные антиномии языка/речи.

  2. Калабина, 2 (с. 52)


3

  1. Язык как знаковая система особого рода. Сходства и различия между языком и искусственными знаковыми системами. Понятие о знаке вообще и о языковом знаке в частности.

  2. Норман 4.46


4

  1. Понятие о системе и структуре языка. Иерархия языковых уровней и понятие изоморфизма. Основные типы системных отношений в языке (межуровневые и внутриуровневые). Основные единицы языка/речи.

  2. Норман 4. 94


5

  1. Язык и общество. Территориальная дифференциация языка и понятие о диалектах. Литературный язык как наддиалектная форма существования языка. Профессиональная и стилистическая дифференциация языка.

  2. Калабина 13, с. 46


6

  1. Предмет фонетики, ее практическое и теоретическое значение. Три аспекта изучения звука речи: акустический, артикуляторный (биологический) и функциональный (собственно-лингвистический, фонологический).

  2. Норман 4.73


7

  1. Акустический аспект фонетики. Основные акустические понятия: тон и шум; сила, высота, долгота, тембр звука; основной тон и обертоны.

  2. Норман 4.47


8

  1. Артикуляционный аспект фонетики. Устройство речевого аппарата и функции отдельных его частей. Артикуляция и ее фазы. Коартикуляция.

  2. Слова, перечисленные ниже, существовали в древнерусском языке и сейчас не употребляются или имеют ограниченное употребление, но некоторые производные от них сохранились. Назовите производные от этих слов.

^ Велий (большой), перст (палец), вага (вес, тяжесть), мошна (кошелек, карман), шелом (шлем).
9

  1. Классификация звуков. Гласные, согласные, сонанты. Классификация гласных по положению языка, по работе губ, по положению небной занавески. Классификация согласных по характеру преграды, по действующему органу, по участию голоса. Дополнительная артикуляция (назализация, палатализация, лабиализация и др.).

  2. Норман 4.77



10

  1. Просодические единицы языка: ударение и интонация. Типы ударения (динамическое, квантитативное, тоническое). Ударение словесное и фразовое. Основные типы словесного ударения (основное и дополнительное; свободное и связанное). Функции словесного ударения. Понятие акцентного слова. Проклитики и энклитики. Понятие о такте и фразе.

  2. Калабина1, с.48



11

  1. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи. Ассимиляция, диссимиляция согласных. Аккомодация. Редукция гласных и ее степени. Следствия фонетических процессов: субституция, диэреза, эпентеза, протеза, метатеза, гаплология.

  2. Калабина 12, с. 46



12

  1. Письмо в его отношении к языку. Понятие о графеме. Главные этапы исторического развития письма. Типы письма в современном мире.

  2. Норман 3.74



13

  1. Алфавит, графика, орфография. Принципы орфографии: фонематический (морфематический), фонетический, традиционный. Транскрипция и транслитерация.

  2. Норман 4.33


14

  1. Предмет лексикологии и ее основные разделы. Слово как основная единица языка. Трудности выработки единого определения слова. Определение слова с точки зрения формы, содержания, функции.

  2. Норман 4.110


15

  1. Значение слова. Лексическое и грамматическое значение: сходство и различие. Денотативная отнесенность слова. Классы денотатов. Общая и частная предметная отнесенность слова. Макрокомпоненты семантики: когнитивный и прагматический.

2. Решите следующие фонематические оппозиции. Учтите при этом, что искомый член пропорции не обязательно должен быть представлен в русском языке.

ж : ш = г: ?

г : х = д: ? = б: ?

з : с' = б : ? = ? : т'
16

  1. Сигнификативный аспект семантики (значение и понятие). Понятия научные и наивные. Понятие и значение. Прагматический аспект семантики и понятие о коннотации. Мотивировочный признак (внутренняя форма слова). ВФ слова в синхронии и в диахронии. Национально-культурные ассоциации и их место в семантике слова.

2. Решите следующие фонематические оппозиции. Учтите при этом, что искомый член пропорции не обязательно должен быть представлен в русском языке.

в : п = з : ? = ? : к

п : т = м : ? = ? : ш

э: и = о : ? = ? : ?

17

  1. Микрокомпоненты семантики - семы и процедура компонентного анализа. Типы сем по их иерархии в слове.

2. Решите следующие фонематические оппозиции. Учтите при этом, что искомый член пропорции не обязательно должен быть представлен в русском языке.

п : б = ч : ?

т' : ч' = п : ?

з : с = j : ?

18

  1. Полисемия как семантическая универсалия и как вариантные отношения языковых единиц. Слово и лексико-семантический вариант. Основные типы полисемии (метафора и метонимия).

  2. Норман 4.111



19

  1. Омонимия как семантическая категория. Отличие омонимии лот полисемии. Типы омонимов: полные, частичные, неравнообъемные; лексические, грамматические, лексико-грамматические (омоформы). Омофоны и омографы. Пути возникновения омонимов.

  2. Норман 4. 112



20

  1. Парадигматические отношения в лексике. Синонимы, их типы и роль в языке. Антонимы. Гипонимы. Основные системные объединения слов: лексико-семантическая группа, семантическое поле, тематическая группа слов.

  2. Калабина 2, с. 42



21

  1. Синтагматические отношения в лексике. Основной закон лексической синтагматики. Мотивационные отношения в лексике. Связь мотивационных отношений с понятием внутренней формы слова. Тенденция к забвению внутренней формы слова (стиранию мотивировки) и воскрешению мотивации. Причины этих процессов.

  2. Объясните возникновение следующих фактов русской диалектной речи: пролубь (прорубь), ватаман (атаман), гумага (бумага), бакча (бахча), гамазин (магазин), слобода (свобода), салаш (шалаш), оннако (однако), етакий (этакий), знат (знает).


22

  1. Исторические изменения в словарном составе языка. Устаревшие слова и их типы. Неологизмы и пути их появления. Заимствование как один из путей пополнения словарного состава языка. Способы освоения заимствованной лексики. Изменение значений слов в истории языка (сужение и расширение значений), семантические архаизмы и семантические неологизмы. Понятие о языковом табу и об эвфемизмах.

  2. Из нижеследующих русских слов выделите слова, в написании которых вы можете обнаружить действие: а) этимологического принципа орфографии; б) морфологического; в) условно-символического; г) традиционно-исторического; д) фонематического; е) фонетического. Распределите эти слова по колонкам.

^ Тяжелый, дешевый, холод, зал, мак, роспись, ночь, мяч, пчела, сжечь, весна, расход, компания, сегодня, цирк, шило, стол, жить, мята, пора, Россия, гриб.

23

  1. Лексика в социолингвистическом аспекте. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Жаргон, арго и их специфика.

  2. Калабина 4, с.43 (русск)



24

  1. Для филологов: Фразеология как особая область языкознания. Различные представления об объеме фразеологии. Основные признаки и свойства ФЕ (принадлежность к номинативному инвентарю языка, устойчивость, идиоматичность). Фразеологизм в соотношении со словом и словосочетанием. Для ф-та иностранных яз-в: Общее понятие о фразеологии (по учебнику Ю.С. Маслова).




  1. Норман 7.34



25

  1. Классификация ФЕ с точки зрения степени семантической слитности. Фразеологическая синонимия и антиномия. Грамматическая характеристика ФЕ (фразеологизмы, эквивалентные словам и предложениям).

  2. Калабина 10, с. 69



26

  1. Грамматика. Основные разделы грамматики. Понятие о морфеме. Алломорфы и варианты морфемы. Морфемы сегментные и морфемы-операции (супрасегментные). Понятие о нулевой морфеме. Типы сегментных морфем: корни и аффиксы (основания разграничения); типы аффиксов. Исторические изменения морфемной структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение.

  2. Следующие русские слова обладают некоторой общностью значения. Но одно из них выпадает по своей семантике из общего ряда. Найдите это слово и объясните свое решение.

^ Стать, пасть, пропасть, подать, печь, пажить, знать
27

  1. Лексикография. Типы словарей. Словник и словарная статья. Содержание и построение словарной статьи в толковом словаре. Специфика переводных словарей. Новые типы современных словарей (Для филологов).

  2. Калабина 13, с. 46



^ 28

1. Для филологов: Основные понятия словообразования. Слова одно- и многоформенные. Формообразующая основа слова. Производные и непроизводные слова. Понятие производности в синхронном и диахроническом аспекте. Производящая словообразовательная основа и формант. Понятие о словообразовательной модели и словообразовательном типе и их основных характеристиках - продуктивности и регулярности. Основные способы словообразования. Для ф-та иностр.яз-в: Основные понятия морфемики и словообразования по Ю.С. Маслову.

2. Норман 3.79
29

  1. Грамматическое значение, основные способы (синтетический, аналитический, супплетивный) и средства его выражения (формообразующие аффиксы, флексии, служебные слова, словопорядок и морфемы-операции - фонемные чередования, внутренняя флексия, интонация, редупликация).

2. Какой фонетический процесс характерен для следующих слов? Укажите его разновидности. Выделите слова, в написании которых отражены результаты этого процесса.

^ Сделать, свадьба, косьба, бесстрашный, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый.
30

  1. Понятие о грамматической категории. Категории словоизменительные и несловоизменительные (классификационные). Национальное своеобразие грамматических категорий и способов их выражения.

  2. Норман 6.1



31

  1. Части речи. Принципы их выделения. Знаменательные и служебные слова. Слова-названия, указательно-заместительные слова и междометия, их специфика в составе частей речи. Основные грамматические категории существительного и глагола в русском и изучаемом иностранном языках.

  2. Распределите нижеследующие слова по группам в зависимости от происшедших в них звуковых изменений.

Небезызвестный, ватрушка (< творушка), месть, разведка, сбор, чувство, февраль (< februaris, феврарь), молотьба, знаменосец, встреча, отбой, просьба, вестник, пончик, сыграть, властный, верблюд (< вельблюд).
32

  1. Синтаксис как наука о функционировании языковых единиц. Предложение и высказывание. Понятие о синтаксической связи. Сочинительные и подчинительные связи. Типы подчинительных связей (согласование, управление, примыкание, инкорпорирование, изафет).

  2. Следующие русские слова обладают некоторой общностью значения. Но одно из них выпадает по своей семантике из общего ряда. Найдите это слово и объясните свое решение.

^ Конфетина, клюквина, штанина, дробина, рогатина, кирпичина.
33

1.Особенности предложения. Предикативность как основная категория предложения. Члены предложения и их особенности. Понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема. Различия в синтаксическом строе разных языков.

2. Приведите 10 русских слов, заимствованных из английского (немецкого, французского) языка. С какими причинами могло быть связано их заимствование.
34

1.Генеалогическая классификация языков. Материальное сходство языков и понятие языкового родства. Сравнительно-исторический метод и его основные понятия (архетип, праязык - язык-основа, субстрат и суперстрат, конвергенция и дивергенция и т.д.). Основные семьи языков мира. Славянская ветвь индоевропейской языковой семьи. Понятие о мертвых языках, причины "умирания" языка.

  1. Норман 3.56



35

1.Типологическая классификация языков мира. Возможность классификации по различным основаниям (фонологическим, морфологическим, синтаксическим). Морфологическая классификация как важнейшая. Языки аналитические, синтетические и полисинтетические (по степени сложности морфологической структуры); агглютинативные и фузионные (флективные) - по типу соединения морфем. Языки эргативного и номинативного строя (по синтаксической типологии). Типология и языковые универсалии.

2. Норман 3.57
^

Добавочные вопросы для пересдачи


36

  1. Лексикография. Типы словарей. Словник и словарная статья. Содержание и построение словарной статьи в толковом словаре. Специфика переводных словарей. Новые типы современных словарей (Для филологов).

  2. Следующие русские слова обладают некоторой общностью значения. Но одно из них выпадает по своей семантике из общего ряда. Найдите это слово и объясните свое решение.

^ Чиновничество, студенчество, ученичество, землячество, крестьянство, казачество.
37

  1. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие.

  2. Выберите из следующего ряда примеров формы с нулевым окончанием:

^ Опять, прочь, встань, впредь, беж, рожь, настежь, том, там, всем, совсем, рук, руках, рукав, встаньте, брысь, рысь, здесь.
38

1. Микрокомпоненты семантики - семы и процедура компонентного анализа. Типы сем по их иерархии в слове.

2. Даны слова на языке кремба и ( в другом порядке) их переводы на русский язык: borote, puluko, omuko, omukoso, wana, wanate, omute, omufa, tuposo, wanafa; король, королева, овца, (овечий) пастух, пастушок, птенец, ягненок, конюх, зернышко, принц.

Определите, какой перевод какому слову соответствует. Как на данном языке называются: баран, птенчик, придворный наставник?
39

  1. Значение слова. Лексическое и грамматическое значение: сходство и различие. Денотативная отнесенность слова. Классы денотатов. Общая и частная предметная отнесенность слова. Макрокомпоненты семантики: когнитивный и прагматический.

2. Англичанин, немец или француз будет искать в энциклопедии фамилию Чайковский на букву Т. Почему? Какими особенностями фонетики и орфографии данных языков это мотивировано? С какой особенностью русской фонемы [ч] это связано?
40

  1. Язык и речь. Инвентарь и грамматика языка. Структура коммуникативного акта. Основные антиномии языка/речи.

  2. Разделите на морфемы следующие слова. Определите значение каждой морфемы и приведите примеры других слов (словоформ), в которых данная морфема встречается.

^ Быстрота, воссоединение, кольца, читаем, лесистого
41

  1. Полисемия как семантическая универсалия и как вариантные отношения языковых единиц. Слово и лексико-семантический вариант. Основные типы полисемии (метафора и метонимия).

  2. Разделите на морфемы следующие слова. Определите значение каждой морфемы и приведите примеры других слов (словоформ), в которых данная морфема встречается.

^ Грубость, допризывник, в сказке, розоватые, находящемуся
42

  1. Понятие о системе и структуре языка. Иерархия языковых уровней и понятие изоморфизма. Основные типы системных отношений в языке (межуровневые и внутриуровневые). Основные единицы языка/речи.

  2. Переведите на изучаемый язык следующие русские словосочетания. Обратите внимание на те случаи. Когда способы выражения грамматических отношений между словами в двух языках не совпадают. С какими различиями в грамматическом строе сопоставляемых языков это связано?

^ Слова отца, жду поезда, идем лесом, лучший подарок, платье из шерсти, чтение книги, пахнет дымом, мои родители, с пятью книгами, мне стыдно.
43

  1. Парадигматические отношения в лексике. Синонимы, их типы и роль в языке. Антонимы. Гипонимы. Основные системные объединения слов: лексико-семантическая группа, семантическое поле, тематическая группа слов.

2. На примере приведенного ниже высказывания покажите, как в русском языке соседствуют (и взаимодействуют) аналитические и синтетические тенденции.

^ Будь я уверен в справедливости твоих слов, разве стал бы я спорить с тобой, да еще по такому поводу!
44

  1. Синтагматические отношения в лексике. Основной закон лексической синтагматики. Мотивационные отношения в лексике. Связь мотивационных отношений с понятием внутренней формы слова. Тенденция к забвению внутренней формы слова (стиранию мотивировки) и воскрешению мотивации. Причины этих процессов.

2. Ниже зашифрована русская фраза. Расшифруйте ее и определите принцип шифровки:

^ Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг зэлэмъгый гёсрыг.
45

  1. Для филологов: Фразеология как особая область языкознания. Различные представления об объеме фразеологии. Основные признаки и свойства ФЕ (принадлежность к номинативному инвентарю языка, устойчивость, идиоматичность). Фразеологизм в соотношении со словом и словосочетанием. Для ф-та иностранных яз-в: Общее понятие о фразеологии (по учебнику Ю.С. Маслова).


46

  1. Синтаксис как наука о функционировании языковых единиц. Предложение и высказывание. Понятие о синтаксической связи. Сочинительные и подчинительные связи. Типы подчинительных связей (согласование, управление, примыкание, инкорпорирование, изафет).

47

  1. Части речи. Принципы их выделения. Знаменательные и служебные слова. Слова-названия, указательно-заместительные слова и междометия, их специфика в составе частей речи. Основные грамматические категории существительного и глагола в русском и изучаемом иностранном языках.


48

  1. Грамматическое значение, основные способы (синтетический, аналитический, супплетивный) и средства его выражения (формообразующие аффиксы, флексии, служебные слова, словопорядок и морфемы-операции - фонемные чередования, внутренняя флексия, интонация, редупликация).


49

1.Особенности предложения. Предикативность как основная категория предложения. Члены предложения и их особенности. Понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема. Различия в синтаксическом строе разных языков.
50

1. Генеалогическая классификация языков. Материальное сходство языков и понятие языкового родства. Основные семьи языков мира. Славянская ветвь индоевропейской языковой семьи. Понятие о мертвых языках, причины "умирания" языка.

2. Определите, что получится, если звуки, образующие план выражения следующих слов, произнести в обратном порядке: лён, яр, лес, ешь, тля.

51

  1. Грамматика. Основные разделы грамматики. Понятие о морфеме. Алломорфы и варианты морфемы. Морфемы сегментные и морфемы-операции (супрасегментные). Понятие о нулевой морфеме. Типы сегментных морфем: корни и аффиксы (основания разграничения); типы аффиксов. Исторические изменения морфемной структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение.

2. Решите следующие фонематические оппозиции. Учтите при этом, что искомый член пропорции не обязательно должен быть представлен в русском языке.

ж : ш = г: ?

г : х = д: ? = б: ?

з : с' = б : ? = ? : т'
52

1.Типологическая классификация языков мира. Возможность классификации по различным основаниям (фонологическим, морфологическим, синтаксическим). Морфологическая классификация как важнейшая. Языки аналитические, синтетические и полисинтетические (по степени сложности морфологической структуры); агглютинативные и фузионные (флективные) - по типу соединения морфем. Языки эргативного и номинативного строя (по синтаксической типологии). Типология и языковые универсалии.

2. Определите, что получится, если звуки, образующие план выражения следующих слов, произнести в обратном порядке: лёт, юг, люк, унёс, урюк.

Похожие:

Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие icon3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования
Маслов Ю. С. Введение в языкознание оглавление предисловие Введение. Что такое н наука о языке? Глава I. Сущность языка: его общественные...
Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие icon2. Русский литературный язык и его признаки (обработанность, устойчивость,...
Общее у языка с другими общественными явлениями состоит в том, что язык – необходимое условие существования и развития человеческого...
Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconИменно сохранение цели коммуникации и обеспечивает эквивалентность подобных переводов
В современном языкознании используются различные принципы классификации таких функций. Существуют такие речевые функции как эмотивная,...
Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconКоллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник
«Русский язык и культура речи». Мотив очевиден: коммуникативная компетенция многих выпускников нефилологических вузов, в которых...
Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconВопросы к зачету по дисциплине «Социальная психология»
Структура общения. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная стороны общения
Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconЯзыкознание
В книге специально отражен вопрос о коммуникативной функции языка и его знаковой природе, осве­щены основы психофизиологического...
Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconЯзыкознание
В книге специально отражен вопрос о коммуникативной функции языка и его знаковой природе, осве­щены основы психофизиологического...
Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconВопросы к экзамену по курсу «Старославянский язык»
Вопрос: феномен старославянского языка как общеславянского литературного языка эпохи Средневековья. Задачи его изучения
Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconВведение в языкознание практическое задание №1
Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях (название функции напишите справа от фразы)
Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconВопросы к экзамену по курсу «Введение в языкознание»
Различия между звуком и фонемой, фонетикой и фонологией. Основные понятия фонологии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница