Доклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры


Скачать 354.7 Kb.
НазваниеДоклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры
страница1/6
Дата публикации30.04.2013
Размер354.7 Kb.
ТипДоклад
userdocs.ru > Литература > Доклад
  1   2   3   4   5   6
Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова.

Исторический факультет

Доклад на тему:

Русские балеты С.П. Дягилева в контексте европейской культуры

Выполнил студент 3 курса кафедры

Новой и новейшей истории стран Европы и Америки

Андреев Николай Юрьевич

Руководитель семинара

Хорошева А.В.


2012Введение


Фамилия Дягилева на слуху у русского человека уже почти полтора века. И не только у русского. Недаром говорят, что Дягилев – особенный русский европеец. Действительно, он провел всю свою жизнь в поездках по Европе: сначала с художественными выставками, позже со знаменитыми «Русскими Сезонами». Закончил жизнь, как и многие деятели искусства и представители аристократии, чья зрелость пришлась на роковое для России начало двадцатого века в эмиграции. Множество ученых уже посвятили Дягилеву свои лучшие труды, современные деятели культуры неоднократно пытались рассказать о его жизни на своих выставках и в телепередачах.

На основе источников мы рассмотрим влияние русских сезонов на развитие Европейской культуры, и попытаемся отследить то, как они воспринимались за рубежом и в советской России. Органично ли они и Дягилев в частности интегрировались в мир искусства Европы или нет? Какова была жизнь организатора Русских сезонов в эмиграции и как собственно она вписывается в жизнь России №2? Таким образом, при написании данного доклада было поставлено несколько задач: на основе источников восстановить жизнь российской эмиграции первой волны во Франции, и остановится (более подробно) на ее культурном аспекте, на Русских балетах Сергея Павловича Дягилева.

Хронологические рамки данной работы определить достаточно сложно. Ведь, не было такого конкретного момента, когда Дягилев эмигрировал: он всю жизнь путешествовал, то в поиске картин, то со своим балетом. На момент февральской революции он находился в Париже, о чем свидетельствует письмо Мориса Равеля. Париж для импресарио и был основным городом, заменившим ему Петербург. Скончался Сергей Павлович 19 августа 1929 года в Венеции. Похоронен на расположенном неподалеку острове Сан-Микеле. За этот небольшой период великий антрепренер сумел поднять престиж русского искусства за рубежом на абсолютно новый уровень, хотя, безусловно, многое было сделано Дягилевым до революции. Например, в 1909 году прошел феноменально успешный четвертый Русский сезон, которому предстоит стать самым крупным событием в мировой художественной жизни начала XX века1. До революции им было организовано много выставок в России и за рубежом, Дягилев издавал «Мир искусства», то есть к рассматриваемому периоду и эмиграции у Сергея Павловича, безусловно, уже сделал себе имя и заграницей и в русском обществе.

Так или иначе, вначале необходимо дать обзор историографии данной темы.
^

Историография вопроса


Жизнь С.П. Дягилева рассмотрена многими историками и искусствоведами. Так в 1987 году состоялись первые Дягилевские чтения, под девизом «Пермь, Петербург, Париж». Это три города, с которыми неразрывно связана его жизнь. Первые Дягилевские чтения были приурочены к 115-летию со дня рождения великого импресарио. Собрав крупные искусствоведческие силы страны, они затронули широкий круг проблем русского и зарубежного искусства, неотрывных от многогранной деятельности Дягилева. Материалы конференции составили основу для нескольких сборников статей о Дягилеве.

Так же настоящей основой для изучения Дягилева является издание «Сергей Дягилев и русское искусство» в 2 томах под редакцией Зильберштейна. Многогранная деятельность Дягилева отражена здесь в статьях, переписке и воспоминаниях современников - выдающихся деятелей русской и западноевропейской культуры. Значительная часть текстов и иллюстраций публиковалась впервые. В первый том включены статьи, открытые письма и интервью Дягилева. Много иллюстраций. Во второй том включены переписка Дягилева, переписка и воспоминания современников.

Изучению этой темы, безусловно, помогают воспоминания ближайшего друга и соратника С.П. Дягилева А.Н. Бенуа. По мнению академика Д.С. Лихачева, автор в своей книге учит любви к своей стране, к своему городу, к своей семье и ее традициям. К "Воспоминаниям" А.Н. Бенуа можно обращаться и за справками, и за знаниями, и просто ради душевного отдыха.

Изучение биографии и творчества Дягилева началoсь усилиями его учеников и соратников Б.Ф. Нижинской, С.М. Лифаря, С.Л. Григорьева, Л.Ф. Мясина, Т.П. Карсавиной, А. Долина, М. Серт. Эти авторы рассматривают наследие импресарио вне породившего его «серебряного века»: для людей, начавших творческий путь на Западе, куда более существенен другой контекст.

Дягилеведение 1990-х-начала 2000-х годов возникало на фоне острого интереса широкой публики к жизни и деятельности Дягилева. Открывались мемориальные доски, организовывались выставки, ставились фильмы и спектакли. В 2003 году в парижском театре Шатле, по инициативе петербургских деятелей культуры вновь открылись «Русские сезоны» и был установлен бюст импресарио. Опять, как при жизни Дягилева, его имя превратилось едва ли не в пароль, знак определенных эстетических приоритетов. Так про него пишет Владимир Федоровский, советский дипломат, многие годы атташе по культуре посольства СССР в Париже, переводчик Л. И. Брежнева. С конца 1980-х член правления "Движения за демократические реформы", советник М. С. Горбачева, Б. Н. Ельцина. Его книга «Сергей Дягилев, или Закулисная история русского балета»2 очень личная и интересная историческая монография. В ней автор сумел раскрыть жизнь сезонов Дягилева очень полно, в тоже время, избежав воспроизведения сплетен, слухов.

Чем более знаковой становилась фигура Дягилева, тем насущнее была необходимость осмысления его феномена. Одним из первых пример тщательного анализа показал музыковед И.В. Нестьев в своей книге «Дягилев и музыкальный театр» (1994). Правда, биография импресарио тут рассмотрена только в конкретном ракурсе, в связи с музыкальными интересами. К тому же, выпущенный сегодня труд создавался тогда, когда имя его главного героя произносилось с множеством оговорок. Вот почему эта важная и существенная работа оставляет простор для исследователей темы.

Популяризации личности Дягилева, безусловно, способствовала книга Чернышовы-Мельник «Дягилев: опередивший время»3, это работа рассчитана на широкий круг читателей и вышла в серии Жизнь Замечательных Людей. Этот типичный для постмодернистского подхода близкий к художественному исторический нарратив, тем не менее, представляет нам много интересных фактов.

Что касается историографии русской эмиграции, то она безусловна огромна. Всплеск интереса к этой теме пришелся на 1990-е годы, когда упал железный занавес, открылись многие архивы, а ранее замалчиваемое стало наиболее актуальным. Мне бы хотелось остановиться на работах Ефима Иосифовича Пивовара. В частности при написании последующего раздела данной работы широко использовалась книга «Российское зарубежье: социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии». Этот комплексный труд представляет собой глубокий анализ жизни русской эмиграции, в особенности ее первой волны. В ней представлено много статистических и количественных данных. Тем не менее, книга ими не перегружена и интересна в прочтении.

Источники


При написании данного доклада использовались несколько источников. Во-первых, это переписка Сергея Павловича Дягилева в период его проживания и творчества за границей. Он вёл переписку с самыми выдающимися и знаменитыми людьми эпохи: художниками, писателями, искусствоведами, политиками, издателями, деятелями русского искусства в эмиграции. К сожалению, до нас дошли не все письма С.П. Дягилева. Письма Дягилева рассматривались в хронологическом порядке в соответствие с их изданием в книге «Сергей Дягилев и русское искусство» в 2 томах под редакцией Зильберштейна. Так же, безусловно, были привлечены письма современников, где, так или иначе, упоминается знаменитый импресарио. И наконец, это статьи его современников, в которых они вспоминают Дягилева.

Письма Дягилева написаны в характерной для занятого человека манере: повсюду сокращения, однако исключительно с соблюдением всех норм этикета того времени. Даже злейшему врагу Стасову Дягилев пишет крайне вежливо. Датировка писем не составляла какой-либо проблемы, так как каждое из писем в начале подписано: дата и место написания. Наиболее откровенными и характеризующими внутренний мир С.П. Дягилева являются его письма Бенуа, который был его близким товарищем. В целом письма очень интересный источник и распространенный для изучения той эпохи.

Так же нельзя забывать, что историческая наука сейчас находится в центре «визуального поворота». Не зря французский историк-медиевист представитель «школы Анналов» Жак Ле Гофф говорил, что история без визуального – история мертвая. Поэтому часть данного доклада будет посвящена анализу афиш Русских сезонов как источника по теме.

Далее необходимо рассказать в целом об этом периоде в истории русской эмиграции.
^

Основная часть

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Доклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры icon20. общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры
Общая характеристика литературы эпохи просвещения в контексте европейской культуры
Доклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры iconАверинцев С. С. Христианство в истории европейской культуры Доклад,...
Доклад, прочитанный в 1990 г в Московском культурологическом лицее. Печатается по изданию: Проблемы эпохи Средневековья: Культурологические...
Доклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры iconРеферат на тему: советская культура и современная россия
Культура России всего ХХ в неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для...
Доклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры iconПетраркой оказал огромное влияние на развитие всей европейской культуры
Джованни Боккаччо (1313—1375) — итальянский писатель, гуманист эпохи Раннего Возрождения, который наряду со своими кумирами — великим...
Доклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры icon-
Рф дмитрий Медведев на встрече с представителями обеих палат Федерального собрания начал разговор на эту тему. Впервые за долгое...
Доклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры iconГолоса севера и юга
Доклад, прочитанный на Европейской экуме-нической ассамблее "Мир и справедливость" (Базель, 15-21 мая 1989 г)
Доклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры iconДоклад По Научно-исследовательскому семинару На тему «Политические...
Он является индикатором степени развития общества, политической расстановки сил, экономического развития и культуры. С давних времен...
Доклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры iconВопросы по мхк
Трансформация европейской художественной культуры XIX века (позитивизм и иррационализм)
Доклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры iconДоклад на тему: Что такое мировая валютная система? Доклад
Формой организации и регулирования валютных отношений является валютная система. Валютная система – это совокупность экономических...
Доклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры iconЛитература по истории культуры Средних веков и Возрождения
Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной  традиции в эпоху перехода от античности к средневековью //Из истории культуры средних...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница