Контрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения Калининград Издательство фгоу впо «кгту»


НазваниеКонтрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения Калининград Издательство фгоу впо «кгту»
страница1/5
Дата публикации07.05.2013
Размер0.78 Mb.
ТипКонтрольная работа
userdocs.ru > Литература > Контрольная работа
  1   2   3   4   5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»






Русский язык и культура речи


Контрольная работа и методические

рекомендации по её выполнению

для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения




Калининград


Издательство ФГОУ ВПО «КГТУ»

2010




УДК 82.085 (076)
УТВЕРЖДЕНО

Ректором ФГОУ ВПО «Калининградский

государственный технический

университет»
АВТОР - Паршакова Н. А., к.п.н., доцент кафедры русского языка ФГОУ ВПО

«Калининградский государственный технический университет»

Контрольная работа и методические рекомендации по ее выполнению рекомендованы к изданию методической комиссией факультета гуманитарной подготовки ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» 16 ноября 2010 г., протокол № 3
Контрольная работа и методические рекомендации по ее выполнению рассмотрены и одобрены кафедрой русского языка ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» 11 октября 2010 г., протокол № 3

РЕЦЕНЗЕНТЫ – Белоножкина В.В., старший преподаватель кафедры русского

языка ФГОУ ВПО «Калининградский государственный

технический университет»

Девятова И.И., старший преподаватель той же кафедры


© ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет, 2010 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» является важной частью гуманитарной подготовки, определяющей становление личности будущего специалиста. Этот учебный курс призван сформировать у студентов представление о роли и значении языка в духовной культуре человечества.

Основной целью преподавания курса «Русский язык и культура речи» является совершенствование коммуникативной компетенции студента, т.е. повышение уровня практического владения русским языком в разных сферах функционирования и в письменной, и в устной форме.

Безусловно, коммуникативная компетенция в сфере русского языка необходима каждому гражданину Российской Федерации, где русский язык является государственным языком.

Нет сомнений в том, что в любой сфере деятельности владение русским языком и культурой речи – одна из наиважнейших составляющих профессиональной компетенции российского специалиста. Овладение речевой и языковой культурой поведения – обязательное условие развития профессиональных качеств выпускника вуза.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается студентами всех форм обучения всех специальностей и направлений (специфика форм обучения отражена в распределении часов по темам и видам учебных занятий). Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» базируется на знаниях, полученных в школе. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов отечественной истории, этики и эстетики, политологии, социологии, психологии и педагогики, философии, экономической теории. Практические умения и навыки работы с научной литературой будут востребованы в течение всего периода обучения.

Учебную деятельность студента высшего учебного заведения можно разделить на две части: аудиторную (лекция, семинар, практическое занятие, коллоквиум, зачет, экзамен) и самостоятельная работу. Самостоятельная работа представляет собой специфический вид учебной деятельности, организация которого отвечает определенным требованиям:

- разумное использование студентом личного времени;

- регулярность и последовательность изучения учебных материалов;

- проявление учащимся сознательности и активности.

Самостоятельная работа - неотъемлемая и чрезвычайно важная учебная деятельность студента любой формы обучения. Однако специфика обучения на заочном и очно-заочном отделении состоит, прежде всего, в большем, по сравнению с очной формой обучения, объёме самостоятельной работы. Он увеличивается при дистанционном обучении. Выполнение контрольной работы, предусмотренной учебным планом для этих форм обучения, позволит студенту применить полученные в ходе аудиторной и самостоятельной работы знания на практике.

Предлагаемые контрольная работа и методические рекомендации по ее выполнению является частью учебно-методического комплекса «Русский язык и культура речи», разработанного на кафедре русского языка ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» и адресованного студентам-нефилологам. При выполнении контрольной работы следует обратиться к другим пособиям комплекса ([8, 9, 17, 22] в списке учебников и учебных пособий).

Указания по оформлению контрольной работы
Письменные работы студентов предоставляются в печатном или рукописном виде на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4. Страницы должны иметь поля: левое – 20 мм, верхнее – 20, правое – 10, нижнее – 20 мм. Исправления допустимы, если не искажают общего впечатления от содержания и эстетики оформления.

На титульном листе необходимо указать наименование вуза и факультета, название дисциплины, номер варианта контрольной работы, фамилию и инициалы студента, выполнившего работу, номер учебной группы, фамилию и инициалы преподавателя, который будет проверять работу, город и год написания.

Список использованной литературы располагается на отдельном (последнем) листе. Группировка библиографических записей производится в алфавитном порядке.

Номер варианта контрольной работы совпадает с последней цифрой в номере зачетной книжки студента.

Выполненные контрольные работы сдаются методисту. Затем работы проверяются и рецензируются. Отрецензированные контрольные работы не возвращаются. Работы, выполненные с грубыми ошибками, возвращаются на доработку.

Методические рекомендации по выполнению

контрольной работы
Контрольная работа состоит из четырех тематических частей, соответствующих дидактическим единицам учебного курса «Русский язык и культура речи»: культура речи; стилистика; деловой русский язык; риторика.

В конце контрольной работы студент должен составить библиографию, в которой указываются словари, справочники и пособия, использованные при выполнении заданий.
Задание 1 предполагает проверку владения орфографическими и пунктуационными нормами. Для его выполнения необходимо переписать текст, раскрывая скобки и вставляя, где необходимо, буквы и знаки препинания. Внесенные исправления необходимо выделить (подчеркнуть). При выполнении этого задания студенту следует помнить, что русская орфография представляет собой одну из наиболее организованных графических систем.

Орфографическая система русского языка базируется на нескольких общих принципах: морфологическом, фонетическом, историческом и дифференцирующем. Базовым принципом русской орфографии является морфологический: значащие части слова (корень, приставка, суффикс, окончание) пишутся одинаково, независимо от произношения. Например: сгореть, сделать, сколоть, сшить; запева'ть, запева'ла, запе'ть.

Фонетический принцип русской орфографии состоит в следующем: слово (или его значащая часть) пишется так, как слышится. Например, написание приставок на - з / -с: безрассудный, но беспечный.

Исторический (традиционный) принцип гласит: слово (или его значащая часть) пишется так, «как принято». Слова с традиционным написанием мы должны заучивать, например: чувствовать, корова, мятежный, кристалл, конъюнктура.

Дифференцирующий принцип русской орфографии разграничивает написание пар слов, близких по звучанию, но разных по значению, например: поджог сарая – поджёг сарай; военная кампания - торговая компания.

Особые трудности вызывают правила слитного, раздельного и дефисного написания. Этот раздел русской орфографии недостаточно урегулирован, однако существуют два принципа, которые помогут Вам (в 90 % случаев!) при выборе правильного варианта написания:

  1. определите, что Вы пишете – единый смысловой компонент (слово, обычно терминологического характера) или сочетание двух самостоятельных единиц (словосочетание). Например, вагоноремонтный завод или безупречно точное произношение. Часто формальным показателем словосочетания является наличие зависимых слов, сравните: глубокоуважаемый профессор и глубоко уважаемый студентами преподаватель;

  2. определите, какие - подчинительные или сочинительные – отношения связывают компоненты сложного слова. При подчинительных отношениях компоненты слова пишутся слитно, при сочинительных – через дефис. Например: белокаменная столица или литературно-художественное издание.

При выполнении задания 1 в тексте также необходимо расставить знаки препинания. Студенту следует помнить, что только правильное понимание смысла и структуры текста позволяет точно выбрать и расставить знаки препинания. При выполнении задания 1 рекомендуем обращаться к орфографическим словарям и справочникам по правописанию [7, 8, 9, 17, 18, 26].
Будьте внимательны, обязательно укажите в списке литературы те словари, которые Вы использовали! Используйте комплексные словари, в которых сочетаются разнообразные сведения. Например, «Комплексный словарь русского языка» одновременно является толковым, синонимическим, антонимическим, омонимическим, орфоэпическим, акцентологическим, словообразовательным, стилистическим, фразеологическим и сочетаемостным. При выполнении контрольной работы могут использоваться материалы интернет-порталов www.gramma.ru и www.gramota.ru. При использовании интернет-источников ссылка на них обязательна.
Задание 2 предполагает работу со словарями: орфоэпическим, толковым, возможно, энциклопедическим.

В задании 3 и 4 проверяется владение лексическими нормами русского языка. При выполнении задания 3 следует обратиться к толковому словарю или словарю паронимов. Задание 4 носит обобщающий характер: студентам необходимо найти лексические ошибки, определить и указать в скобках тип ошибки и предложить свой вариант исправления.

Образец выполнения задания 4

Мой друг интересуется народным фольклором. (Плеоназм)

Мой друг интересуется фольклором.

Мой друг интересуется устным народным творчеством.


Задания 5 - 8 направлены на определение уровня овладения грамматическими (морфологическими и синтаксическими) нормами. Задание 9 носит обобщающий характер: студентам необходимо отредактировать предложения, в которых допущены грамматические ошибки.

При выполнении задания 10 следует опираться на знание стилистики.

Задание 11 направлено на проверку умений и навыков в области компрессии научного текста. Научная речь для студента - это средство реализации профессионально значимой информации в конкретных видах учебной деятельности (выступления на семинарах и коллоквиумах, конференциях и дискуссиях, написание контрольных, курсовых работ). Однако даже студенты старших курсов часто испытывают затруднения при написании объяснительной записки к расчетной и экспериментальной части исследования.

Для успешного выполнения заданий 12 и 13 следует изучить особенности официально-делового стиля. В задании 13 Вам предстоит написать резюме. При составлении резюме изучите несколько образцов, предлагаемых в разных справочниках по делопроизводству, и выберите один, наиболее соответствующий Вашим целям.

Задание 14 направлено на проверку риторической компетенции студента. Необходимо подготовить текст публичной убеждающей речи на основе одной из десяти заповедей человечности, выработанных известным ученым и общественным деятелем Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым.

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева
1. Не убий и не начинай войны

2. Не помысли народ свой врагом других народов

3. Не укради и не присваивай труда брата своего

^ 4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти

5. Уважай мысли и чувства братьев своих

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворённое ими сохраняй и почитай

7. Чти природу как матерь свою и помощницу

^ 8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое

10. Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным
При подготовке текста необходимо выбрать сильные аргументы, подтверждающие тезис.

Вариант 1

Задание 1. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

Нет с...мнения что он создал наш п...этический наш лит...ратурный язык и что нам и нашим п...томкам остаётся только идти (по)пути пр...ложе...ому его гением. Из (выше)сказа...ных нами слов вы уже могли убедит...ся что мы н... в с...стояни... ра...делять мнения тех к...нечно (добро)совес...ных людей к...торые утв...рждают что наст...ящего ру...ского лит...ратурного языка (во)все (н...)существу...т; что нам его даст один пр...стой народ вместе с другими сп...сительными уч...реждениями. Мы напротив находим в языке созда...ом Пушкин...м все условия ж...вучести ру...ское творчество и ру...ская в...сприимчивость строго слились в этом в...ликолепном языке и Пушкин сам был в...ликолепный ру...ский художник.

Име...но ру...ский! Сама сущность все свойства его поэзии с...впадают со свойствами сущностью нашего народа. (Н...)говоря уже о муж...стве...ной прел...сти силе и яс...ности его языка эта пр...модушная правда отсутстви... лжи и фразы пр...стота эта ...ткрове...ность и чес...ность ощущений все эти х...рошие черты х...роших ру...ских людей п...ражают в тв...рениях Пушкина (н...)одних нас его соотечестве...ников но и тех из ин...земцев к...торым он стал д...ступен.

И.А.Тургенев
Задание 2. Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Составьте с этими словами предложения.

А´тлас –атла´с, ту´фля – туфля´, до´говор - догово´р, ква´ртал – кварта´л, во´льно –вольно´, прави´ло - правило´, и´кать - ика´ть.
Задание 3. Образуйте словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.

(Интеллигентная, интеллигентская) слабость, философское (обоснование, основание), компания (военная, воинственная), крестьянская (овчарка, овчарня), вышивка (искусственная, искусная), кисель (водный, водянистый), (рыбий, рыбный) глаз.
Задание 4. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

  1. Нас приятно удивил прейскурант цен в новом кафе.

  2. В фарш для пельменей кладут мясо свинины и говядины.

  3. Мне неприятен напыщенный пафос речей этого политика.

  4. Благодаря спешке мы оставили дома билеты на спектакль.

  5. Ревизионная комиссия раскрыла все аферы и махинации директора фирмы.

  6. В понедельник новый губернатор займётся незаконными вырубками деревьев.


Задание 5. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

Словарь (Брокгауз и Ефрон), мемуары (Бернард Шоу), о произведениях (Саломея Нерис), для скульптора (Этьен Морис Фальконе), к ироничному (Пьер Ферма), под (Бородино), для (Елизавета Кот), от (Александра и Евгений Лещ).
Задание 6. Перепишите, выбирая нормативный вариант из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний.

  1. В ремонт надо сдать (двое, пару) часов.

  2. В обсуждении доклада приняло участие (шесть, шестеро) академиков.

  3. Я окончила школу в (тысяча, тысячу) девятьсот восемьдесят четвёртом году.

  4. Дом лесника находится в (полутора километрах, полтора километра) от дороги.

  5. Ураган бушевал в течение (трёх, три) суток.

  6. (Трое студенток, три студентки) не присутствовали на семинаре.


Задание 7. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Яблоня, куча, пекарня, цапля, снадобье, ватты, куранты, рентгены, ток.
Задание 8. Закончите предложения.

  1. Помолчав ещё немного…

  2. Глядя в упор на врага…

  3. Стараясь уловить хоть тень беспокойства…

  4. Купив в магазине продукты…

  5. Войдя в комнату…


Задание 9. Перепишите предложения, исправляя грамматические ошибки.

  1. Переползая поле возле деревни, шальная пуля угодила ему в голову.

  2. С романом «Обломовым» школьники знакомятся в старших классах.

  3. Жителям пострадавшего района от засухи была оказана помощь.

  4. Бабушка любила и гордилась единственной внучкой.

  5. Не рассчитывая на помощь, задачи были решены студентами самостоятельно.


Задание 10. Прочитайте приведенный ниже отрывок и определите, к какому функциональному стилю он относится. Аргументируйте своё мнение (перечислите особенности данного стиля с примерами из текста).
«По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.

Чеховский интеллигент был человеком, сочетающим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова…

Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить».
Задание 11. Составьте развернутые тезисы параграфа «Спор как форма человеческого общения» из учебника «Культура русской речи» [12, с. 158 -163].


Задание 12. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

  1. Если в Вашем регионе спрос на Вашу продукцию удовлетворен и Вы ищете новые возможности на новых рынках, то мы готовы Вам помочь организовать сбыт Вашей продукции в нашей сбытовой системе.

  2. Решили: произвести поэтапное оформление земельных отводов с оформлением права собственности.

  3. Ссылаясь на нашу договоренность, платеж будет проведен через инкассо.

  4. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

  5. Для старшеклассников запланировано проведение диспута на тему: «Свободное время подростка и как его убить».


Задание 13. При поступлении на работу Вам необходимо сообщить сведения о себе. Напишите резюме.
Задание 14. Прочтите 10 заповедей человечности, которые выработал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева

1. Не убий и не начинай войны

2. Не помысли народ свой врагом других народов

3. Не укради и не присваивай труда брата своего

4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти

5. Уважай мысли и чувства братьев своих

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворённое ими сохраняй и почитай

7. Чти природу как матерь свою и помощницу

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое

10. Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным
Напишите текст публичной убеждающей речи, адресованной Вашим сверстникам, на основе заповеди: «Не убий и не начинай войны». Объем текста от 60 до 100 слов.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Контрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения Калининград Издательство фгоу впо «кгту» iconМетодические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов...
Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов дневной и заочной форм обучения
Контрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения Калининград Издательство фгоу впо «кгту» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Операции коммерческих банков»
Методические указания предназначены для студентов заочной и очно-заочной (вечерней) форм обучения, которые в соответствии с учебными...
Контрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения Калининград Издательство фгоу впо «кгту» iconТемы контрольных работ по бжд для студентов заочной и очно-заочной форм обучения

Контрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения Калининград Издательство фгоу впо «кгту» iconМетодические указания прохождения учебно-ознакомительной практики...
Для студентов вечерней, очной, очно-заочной и заочной формы обучения специальности 080200. 62 «Менеджмент»
Контрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения Калининград Издательство фгоу впо «кгту» iconУчебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по заочной и дистанционной формам. В доступной и хорошо структурированной...
Контрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения Калининград Издательство фгоу впо «кгту» iconКонтрольная работа 8 Составитель ассистент Т. М. Ческидова 29
Контрольные работы и рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов всех специальностей заочной формы обучения
Контрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения Калининград Издательство фгоу впо «кгту» iconМетодические указания по выполнению дипломных работ для студентов...
Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080105. 65 – финансы...
Контрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения Калининград Издательство фгоу впо «кгту» iconКонтрольная работа состоит из теоретического вопроса и расчетно-аналитического...
Перечень тем контрольных работ для студентов заочной и заочной сокращенной форм обучения
Контрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения Калининград Издательство фгоу впо «кгту» iconМетодические рекомендации по выполнению
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения, изучающих курс «Экономическая теория» на неэкономических...
Контрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения Калининград Издательство фгоу впо «кгту» iconМетодические указания по выполнению экономической части дипломных...
Методические указания по выполнению экономической части дипломных проектов для студентов специальности 010104, 010104 «Профессиональное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница