Экзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу «Стилистика и литературное редактирование» ивключает следующие вопросы: Предмет стилистики. Основные разделы


НазваниеЭкзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу «Стилистика и литературное редактирование» ивключает следующие вопросы: Предмет стилистики. Основные разделы
Дата публикации11.05.2013
Размер82.3 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
Критерии оценки устного экзамена по дисциплине

«Стилистика и литературное редактирование»

Экзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу «Стилистика и литературное редактирование» и включает следующие вопросы:

  1. Предмет стилистики. Основные разделы.

  2. Функционально-смысловые типы речи. Структура описания, рассуждения и повествования.

  3. Дифференциация функциональных стилей русского языка, критерии их выделения.

  4. Экстралингвистические и лингвистические факторы, обусловливающие специфику научного стиля. Основные жанры научного стиля.

  5. Экстралингвистические и лингвистические факторы, обусловливающие специфику официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля.

  6. Специфика художественного стиля. Синкретичность художественного стиля.

  7. Экстралингвистические и лингвистические факторы, обусловливающие специфику публицистического стиля.

  8. Лингвостилистические особенности информационных жанров публицистического стиля.

  9. Лингвостилистические особенности аналитических жанров публицистического стиля.

  10. Лингвостилистические особенности художественно-публицистических жанров.

  11. Стилевые особенности языка электронных СМИ. Выразительные возможности языка радио и телевидения.

  12. Стилистические особенности медийно-рекламных текстов.

  13. Экстралингвистические и лингвистические особенности разговорного стиля. Дискурсивность разговорной речи.

  14. Проблема выбора слова в речи. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова.

  15. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка.

  16. Речевая недостаточность. Речевая избыточность.

  17. Стилистические функции синонимов в текстах СМИ. Ошибки в использовании синонимов.

  18. Стилистические функции антонимов в текстах СМИ. Ошибки в использовании антонимов.

  19. Стилистические функции многозначных слов и омонимов. Ошибки в употреблении многозначных слов и слов, имеющих омонимы.

  20. Стилистические функции паронимов и сходных по звучанию разнокоренных слов в текстах СМИ. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов.

  21. Использование в текстах СМИ стилистически окрашенной лексики. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Смешение стилей.

  22. Канцеляризмы и речевые штампы в языке СМИ.

  23. Диалектная лексика. Проникновение диалектной лексики в литературный язык. Стилистически не оправданное употребление диалектизмов.

  24. Использование профессиональной лексики в текстах СМИ. Стилистически не оправданное употребление профессионализмов.

  25. Использование жаргонной лексики в литературном языке. Стилистически не оправданное употребление жаргонизмов.

  26. Стилистические функции устаревших слов и неологизмов в текстах СМИ. Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов и неологизмов.

  27. Заимствованные слова в текстах СМИ. Ошибки в употреблении заимствованных слов.

  28. Лексические образные средства. Границы использования тропов в текстах СМИ. Характеристика основных тропов. Метафора. Олицетворение. Аллегория. Метонимия. Синекдоха. Эпитет. Сравнение. Гипербола и литота. Перифраза. Стилистически не оправданное употребление тропов.

  29. Стилистическое использование фразеологизмов в текстах СМИ. Трансформация фразеологизмов. Разрушение образного значения фразеологизмов. Изменение количества компонентов фразеологизма. Преобразование состава фразеологизма. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

  30. Значение звуковой организации речи. Роль фоники в различных стилях речи. Стилистические приемы усиления звуковой выразительности в текстах СМИ. Стилистические недочеты в звуковой организации прозаической речи. Случайные звуковые повторы в прозаическом тексте. Устранение случайных звуковых повторов при стилистической правке текста. Неуместная рифма. Неоправданная ритмизация прозы.

  31. Экспрессивное словообразование в текстах СМИ. Окказиональное словообразование. Устранение недочетов и ошибок в словообразовании при стилистической правке текста.

  32. Языковая игра в текстах СМИ: типы и функции. Использование ресурсов фонетической, словообразовательной, лексической, морфологической, графической систем языка при создании языковой игры.

  33. Стилистическое использование имен существительных в тексте. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен существительных.

  34. Стилистическое использование имен прилагательных в тексте. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имени прилагательного.

  35. Стилистическое использование имен числительных в тексте. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен числительных.

  36. Стилистическое использование местоимений и наречий в тексте. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений и наречий.

  37. Стилистическое использование глаголов в тексте. Стилистическое использование неспрягаемых форм глагола. Инфинитив. Причастие. Деепричастие. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении глагола.

  38. Синонимия предлогов и союзов. Ошибки при использовании служебных частей речи, способы их устранения.

  39. Стилистические возможности лексико-грамматических свойств слов в текстах СМИ. Статический и динамический строй текста.

  40. Стилистическое использование различных типов простого предложения. Устранение речевых ошибок в строе простого предложения.

  41. Стилистическая оценка главных членов предложения. Устранение ошибок в грамматической координации главных членов предложения.

  42. Стилистическая оценка вариантов согласования определений и предложений. Устранение ошибок в согласовании определений и приложений.

  43. Стилистическая оценка вариантов управления. Устранение ошибок в выборе форм управления.

  44. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Устранение речевых ошибок при употреблении однородных членов предложения.

  45. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций.

  46. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций. Устранение речевых ошибок в параллельных синтаксических
    конструкциях.

  47. Стилистическое использование различных типов сложного предложения. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений.

  48. Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи.

  49. Парцелляция и сегментирование как экспрессивно-стилистические средства синтаксиса. Смещение синтаксической конструкции.

  50. Синтаксические средства экспрессивности в текстах СМИ. Риторические фигуры: эмфаза, риторические восклицания, риторический вопрос, параллелизм, анафора, эпифора, эллипсис, полисиндетон, асиндетон, градация.


Структура билета

Для экзамена используется 25 билетов. Экзаменационный билет состоит из двух вопросов и практического задания. Вопросы составлены в соответствии с программой курса «Стилистика русского языка и литературное редактирование». К каждому билету прилагается практическое задание.
Образец практических заданий

Задание 1. Найдите стилистические ошибки, установите их тип. Сделайте правку.

1. Остро востребованный временем, уникальный, как по своему названию, так и решаемым сложнейшим задачам, содержанию учебного процесса, институт в труднейших условиях ведет подготовку высококлассных специалистов в исключительно важной государственной и общественной сфере. 2. Рост народного блага — наша высшая цель (надпись на плакате). 3. Я понимаю, что он уехал в командировку в разрезе своих функциональных обязанностей. 4. Всяким лишним часом там тяготился безмерно наш поэт. 5. Однако это никак не отразилось на всенародной любви к ней и прессе. 6. И тогда недоуменный Чацкий 7. От воинской повинности все стараются избежать.
Задание 2. Определите, к какому стилю, подстилю и жанру относится текст. Обоснуйте ответ.

В течение одного дня со­трудники муниципальной ми­лиции Северного администра­тивного округа задержали две угнанные машины. Сначала со­трудники милиции остановили автомобиль «Запорожец». При­чина была банальная. С перво­го взгляда было ясно - за ру­лем сидит несовершеннолет­ний. Разумеется, документов на машину у него не оказалось. А вскоре выяснилось, что ма­шину молодой человек угнал, пользуясь тем, что на ней отсутствовала сигнализация. Так что похищают у нас не только иномарки. «Запорожец» был торжественно вручен законной владелице, а несовершеннолет­ний угонщик передан в ОВД «Дмитровский».

А через несколько часов сотрудники муниципальной милиции остановили автомо­биль «Опель-Фронтера». При проверке оказалось, что маши­на числится в угоне. Ее трид­цатилетний водитель достав­лен в ОВД «Войковский».
В соответствии с положением о текущей аттестации студентов Ставропольского государственного университета результаты текущей аттестации учитываются при выставлении зачётов и на экзаменах.
Критерии оценки знаний студентов
В соответствии с положением о текущей аттестации студентов Ставропольского государственного университета результаты текущей аттестации учитываются при выставлении зачётов и на экзаменах.
Оценка отлично выставляется студентам, которые

а) обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;

б) усвоили в полном объеме основную и дополнительную литературу;

в) выполнили все лабораторные работы;

г) овладели навыками стилистической правки текста;

д) способны творчески применять знания теории к решению задач профессионального
характера;

е) обладают грамотностью в пределах требований, предусмотренных
Профессиональной образовательной программой специальности.
Оценка хорошо выставляется студентам, которые

а) обнаруживают полное знание программного материала;

б) усвоили в полном объеме основную и дополнительную литературу;

в) выполнили все лабораторные работы;

г) в целом овладели навыками стилистической правки текста;

д) способны применять знания теории к решению задач профессионального характера;

е) допустили погрешности при ответе на экзаменационный билет или при выполнении
практического задания;

ж) обладают грамотностью, соответствующей требованиям, предъявляемым к оценке
«хорошо» для средней школы.
Оценка удовлетворительно выставляется студентам, которые

а) обнаруживают знание основного программного материала в объеме, необходимом
для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии;

б) частично выполнили лабораторные работы;

в) в целом овладели навыками стилистической правки текста;

г) способны применять знания теории к решению задач профессионального характера;

д) допустили существенные погрешности при ответе на экзаменационный билет и при
выполнении практического задания;

е) обладают грамотностью, соответствующей требованиям, предъявляемым к оценке
«удовлетворительно» для средней школы.
Оценка неудовлетворительно выставляется студентам, которые

а) обнаруживают знание основного программного материала в объеме, необходимом
для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии;

б) не выполнили лабораторные работы;

в) допустили принципиальные ошибки при ответе на экзаменационный билет и при
выполнении практического задания;

г) не могут продолжать обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по дисциплине;

д) обладают грамотностью, соответствующей требованиям, предъявляемым к оценке
«неудовлетворительно» для средней школы.

Похожие:

Экзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу «Стилистика и литературное редактирование» ивключает следующие вопросы: Предмет стилистики. Основные разделы iconЛитературное редактирование Практическое занятие №36 Редактирование...
...
Экзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу «Стилистика и литературное редактирование» ивключает следующие вопросы: Предмет стилистики. Основные разделы iconЛитературное редактирование Практическое занятие №36 Редактирование...
...
Экзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу «Стилистика и литературное редактирование» ивключает следующие вопросы: Предмет стилистики. Основные разделы iconЖурналистика
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения специальности «Журналистика» ипреподавателей в...
Экзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу «Стилистика и литературное редактирование» ивключает следующие вопросы: Предмет стилистики. Основные разделы iconВопросы экзаменационных билетов по курсу «Литературное редактирование» (по темам)

Экзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу «Стилистика и литературное редактирование» ивключает следующие вопросы: Предмет стилистики. Основные разделы iconЭкзаменационные вопросы по философии для студентов дневного и заочного отделения
Неклассическая философия и ее основные направления. Постнеклассическая философия
Экзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу «Стилистика и литературное редактирование» ивключает следующие вопросы: Предмет стилистики. Основные разделы iconВопросы к экзамену по истории педагогики и образования Для студентов...
Развитие педагогической мысли в рабовладельческом об­ществе (Древняя Греция, Древний Рим)
Экзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу «Стилистика и литературное редактирование» ивключает следующие вопросы: Предмет стилистики. Основные разделы iconВопросы по внутренним болезням, входящие в билеты по переводным экзаменам...
Гипертоническая болезнь. Определение. Факторы, способствующие развитию болезни. Клинико – патогенетические формы. Органы мишени,...
Экзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу «Стилистика и литературное редактирование» ивключает следующие вопросы: Предмет стилистики. Основные разделы iconУчет и анализ на предприятиях
Задание и методические указания по выполнению практической работы для студентов дневного отделения, контрольной работы студентов...
Экзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу «Стилистика и литературное редактирование» ивключает следующие вопросы: Предмет стилистики. Основные разделы iconКалендарно-тематический план прохождения технологической практики...
Тема Общие вопросы организации производства и управления. Организация учетного процесса. Учетная политика предприятия
Экзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу «Стилистика и литературное редактирование» ивключает следующие вопросы: Предмет стилистики. Основные разделы iconКалендарно-тематический план прохождения технологической практики...
Тема Общие вопросы организации производства и управления. Организация учетного процесса. Учетная политика предприятия
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница