Вопросы по курсу


НазваниеВопросы по курсу
Дата публикации12.03.2013
Размер61.1 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
Вопросы по курсу

«История русской литература 3 трети XIX века (1870–1890-х гг.)»

для филологов 3 курса днев. отд.

(преподаватель – проф. Е.К. Созина)


  1. Общая характеристика развития русской литературы в 1870-е годы, поколение писателей-семидесятников. Литературное народничество.

  2. Творчество Г.И. Успенского. «Нравы Растеряевой улицы» в контексте литературы 18601870 гг. Новизна произведения.

  3. Г. Успенский и идеи народничества: «Крестьянин и крестьянский труд» или «Власть земли». Эстетические взгляды писателя, образы русской интеллигенции (очерк «Выпрямила»).

  4. Раннее творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (1840-е годы). Повести «Запутанное дело» или «Противоречия». Общая характеристика мировоззрения художника, проблема его творческого метода, язык и стиль произведений. Салтыков-Щедрин в оценке русской критики и литературоведения.

  5. «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина: проблематика, жанровое своеобразие книги, композиция, образ автора и авторская позиция.

  6. «Помпадуры и помпадурши» и «История одного города»: проблемы народа и власти. Язык, жанр, стиль произведений; характер щедринского гротеска.

  7. Сатирические циклы Щедрина «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «За рубежом» (или «Убежище Монрепо») (два произведения по выбору). Критика «краеугольных камней» общества, образы героев; вопрос о перспективах развития России.

  8. «Господа Головлевы» как семейный и общественный роман. Головлевские «умертвия»; характер и судьба Иудушки. Сатирическая типизация Щедрина.

  9. Проблематика и поэтика сатирического романа «Современная идиллия». Динамика сюжета, образы героев, позиция автора.

  10. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Тематическое и жанровое разнообразие; образы-типы народа, власти, интеллигенции и т.д. Фольклорное начало «Сказок», сатирическая фантастика и гротеск. Позиция автора.

  11. Социальное и нравственное в воззрениях Щедрина. Проблема идеала в творчестве писателя-сатирика. «Пошехонская старина» как роман воспитания и роман-завещание; место книги в контексте русской литературы 19 века.

  12. Творчество Ф.М. Достоевского в 1840-е годы. Достоевский и натуральная школа. «Бедные люди» Ф. М. Достоевского как первый в России «социальный роман». Жанр и композиция произведения. Образы главных героев.

  13. Литературные традиции в романе «Бедные люди». Макар Девушкин как читатель и автор; эволюция героя.

  14. Повесть «Двойник». «Светлая идея» Достоевского и ее воплощение. Феномен двойника и двойничества. Споры о произведении в критике и литературоведении.

  15. Образ «мечтателя» в творчестве Достоевского 1840-х годов. «Белые ночи», «Неточка Незванова».

  16. Повесть «Хозяйка»: свое и чужое, проблематика и поэтика.

  17. Переходный период в творчестве Достоевского. Произведения конца 1850-х годов («Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели»).

  18. Осмысление нового опыта жизни в «Записках из Мертвого дома». Народ и интеллигенция в творческом сознании Достоевского. Новая концепция человека.

  19. Жанровый синкретизм романа «Униженные и оскорбленные». Сентиментальность и трагизм в романе.

  20. «Записки из подполья»  пролегомен к «великому пятикнижию». Философия и психология главного героя. Основные оппоненты Достоевского и его героя в повести.

  21. Сюжет и композиция «Записок из подполья». Отношения автора и героя. Символика «подполья». Повесть в истолковании русской философской критики и литературоведения.

  22. «Новый» роман Достоевского (на примере любого). Его определения в науке; концепция полифонического романа М. М. Бахтина.

  23. «Преступление и наказание» как «идеологический» роман. Идея и жизнь Родиона Раскольникова. Символическое пространство романа.

  24. Роман о «положительно прекрасном человеке». Проблемные поля романа, образы героев; тема красоты.

  25. «Бесы»  роман-трагедия, роман-памфлет. Тема «воспитания» в романе; проблема красоты. Образ Николая Ставрогина и его разворачивание в сюжете.

  26. Ставрогин и его «двойники», Ставрогин и женщины. Бесы и бесовщина в изображении Достоевского.

  27. Романы Достоевского «Игрок» или «Подросток» (по выбору): основные проблемы и способы их решения, художественная организация произведения.

  28. Проблематика и поэтика «Братьев Карамазовых». Роль детективного сюжета в романе Достоевского. Изображение «случайного семейства». Карамазовщина, ее экспликация в тексте. Путь Дмитрия.

  29. Философские и религиозные темы романа «Братья Карамазовы». «Бунт» Ивана Карамазова и его Легенда о Великом инквизиторе.

  30. Положительная программа Достоевского в «Братьях Карамазовых». Поучения старца Зосимы. «Праведничество в миру»  образ Алеши Карамазова.

  31. Начало творческого пути Л. Н. Толстого: «военные» и «мирные» рассказы 1850-х годов. («Набег», «Рубка леса», «Записки маркера», «Севастопольские рассказы»).

  32. Становление человека в трилогии Л. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Принципы изображения личности: «диалектика души». Система повествования, позиция автора.

  33. Образ молодости в ранней прозе Толстого; этика писателя, психологизм и проповедь («Утро помещика», «Люцерн», «Альберт», «Семейное счастие» и др.).

  34. Повесть «Казаки»: философское и художественное новаторство писателя. Оленин и казацкая станица.

  35. Проблемное единство романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Авторская философия истории, войны и мира. Образы Кутузова и Наполеона.

  36. Жанр, композиция, развитие сюжета в романе Л. Толстого «Война и мир». Дедуктивная логика автора. Диалектика свободы и необходимости в романе. Изображение народа и хода войны 1812 года.

  37. «Диалектика души» в романе «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

  38. «Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир». Жизненный путь Наташи Ростовой.

  39. Трагедия Анны Карениной (ее причины, ход развития в сюжете, финал). Позиция автора и способы ее выражения в романе.

  40. Путь Константина Левина: цели героя, его личностная эволюция, решение вопроса о смысле жизни. Левин и Анна, Левин и Кити.

  41. Духовный кризис Л. Толстого конца 1870-х годов. Экзистенциальный тип сознания Толстого и его выражение в художественном и публицистическом творчестве последнего периода. Роль «Исповеди» в эволюции Толстого.

  42. Роман Толстого «Воскресение»: сюжет, композиция, организация повествования. Нехлюдов и Катерина Маслова.

  43. Художественная манера Л. Толстого в произведениях 18801900-х годов. Проблематика и поэтика повестей «Крейцерова соната» (с Послесловием), «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», «Дьявол», «Хаджи-Мурат».

  44. Драматургия Л. Толстого.

  45. Творчество Н. С. Лескова в общественно-литературной борьбе в России 18601870-х годов. Антинигилистические романы писателя.

  46. Проблема русского национального характера в прозе Н.Лескова («Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Очарованный странник», «Левша» и др.). Национальное и общечеловеческое в героях Лескова; историчность характеров.

  47. Хроника русской жизни в романе «Соборяне». Специфика русской веры и русского духовенства в изображении Лескова; архетипичность образов героев.

  48. Тема праведничества и подвижничества в творчестве Лескова («Однодум», «Несмертельный Голован», цикл о праведниках, «Запечатленный ангел»).

  49. Творческий путь В. М. Гаршина. Основные темы творчества и новаторство писателя в их изображении. Военные рассказы Гаршина. Аллегория и символ в его произведениях.

  50. Творчество В. Г. Короленко. Образ молодого современника в его произведениях. Народная тематика («Чудная», «Сон Макара», «Река играет» и др.). Философско-аллегорические и символические способы изображения мира и человека («Слепой музыкант», «Огоньки», «Тени», «Парадокс» и др.).

  51. Русская литература в 18801890-е годы. Проблема обновления метода (романтизм, реализм, натурализм?). Кризис русского романа. Развитие массовой литературы. (С привлечением анализа произведений Д. Мамина-Сибиряка, В. Гаршина, В. Короленко и др.)

  52. Русская поэзия 18801890-х годов: В. Соловьев, С. Надсон, К. Случевский, А. Апухтин – по выбору.

  53. Раннее творчество А. П. Чехова. Полемика с литературной традицией, перспективы эволюции чеховской прозы.

  54. Повесть А. Чехова «Степь»: проблематика и поэтика. Место произведения в русской литературе.

  55. Рассказы и повести А. Чехова второй половины 1880–первой половины 1890-х годов о русской интеллигенции; отражение эпохи восьмидесятничества в его прозе («Огни», «Рассказ неизвестного человека», «Припадок», «Дуэль» и др.).

  56. Экзистенциальная проблематика прозы Чехова: «Скучная история», «Моя жизнь», «Три года», «Скрипка Ротшильда», «маленькая трилогия» и др.

  57. Проблемы искусства, науки, веры в произведениях Чехова: «Студент», «Черный монах», «Скучная история», «Дом с мезонином» и др.

  58. Народ и деревня в изображении Чехова («В овраге», «Новая дача», «Мужики», «Бабы» и др.).

  59. Образы женщин и тема любви в творчестве Чехова («Дама с собачкой», «Ариадна», «Ведьма», «Анна на шее», «Душечка» и др.).

  60. Новаторство драматургии А. П. Чехова. Чехов и «новая драма» ХХ века.

  61. Пьеса А. Чехова «Чайка». Тема искусства и жизни, типы художников; полемика с символизмом.

  62. Пьеса Чехова «Дядя Ваня»: духовный кризис героев, проблема ценностного выбора. От «Лешего»  к «Дяде Ване» (эволюция драматургии Чехова).

  63. Символика чеховской драматургии – на примере пьесы «Три сестры». Проблемы действия и бездействия, ответственности личности за свою жизнь.

  64. Художественный и жанровый синкретизм пьесы «Вишневый сад». Многообразие символических версий основной темы. Концепция человека и времени в пьесах Чехова.

Похожие:

Вопросы по курсу iconВопросы к экзамену по курсу "Криминалистика"
Примерные вопросы к экзамену по курсу "Криминалистика" специальность 021100 "Юриспруденция"
Вопросы по курсу iconТесты по курсу «Криминология» Контрольные вопросы к экзамену
Примерный перечень тем и методические рекомендации для выполнения курсовых и дипломных работ по курсу «Криминология»
Вопросы по курсу iconВопросы к экзамену по курсу «Общая психология»
...
Вопросы по курсу iconВопросы по курсу «Право интеллектуальной собственности» исписок литературы для подготовки
Вопросы по курсу «Право интеллектуальной собственности» и список литературы для подготовки
Вопросы по курсу iconВопросы к экзамену по курсу «Экономика»

Вопросы по курсу iconВопросы к экзамену по курсу «Социология»

Вопросы по курсу iconТестовые вопросы по базовому курсу философии

Вопросы по курсу iconЭкзаменационные вопросы По курсу анатомия человека Общетеоретические вопросы история анатомии
...
Вопросы по курсу iconВопросы для подготовки и проведения экзамена по курсу

Вопросы по курсу iconВопросы по курсу «Русский язык и культура речи»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница