Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература XVIII века»


НазваниеВопросы к экзамену по курсу «Русская литература XVIII века»
страница1/13
Дата публикации12.03.2013
Размер1.84 Mb.
ТипВопросы к экзамену
userdocs.ru > Литература > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Ответы на вопросы к экзамену по курсу «Русская литература XVIII века»
Вопрос№1: культура первой четверти XVIII века (просвещение, театр, периодическая печать и книгоиздание, массовая литература).

Ответ: XVIII век в Европе – расцвет европейского абсолютизма, оканчивающийся Французской революцией. В России эпоха Петра I явилась Ренессансом, характеризовавшимся высокими темпами развития. С 1700 г. Россия ведёт летоисчисление от Рождества Христова и отмечает Новый год 1 января.

1700 г. отделяет Древнюю Русь от эпохи Ренессанса. До сих пор не завершён спор о том, готовился ли Ренессанс давно или был связан с деятельностью Петра I. Духовная жизнь XVIII века отличается высокой концентрацией и интенсивностью, а также очень высокими темпами (от творчества Кантемира до Державина прошло около 50 лет).

В XVIII веке в Западной Европе господствует рационалистическое мировоззрение (господство разума). Рациональное мышление знает только две парадигмы оценки: положительное и отрицательное. Присутствует элемент оценочности. Парадигмы выстраиваются в соподчинение по принципу «лучше – хуже». Продуктом мыслящего рассудка является идеальная реальность.

Реальность в сознании людей XVIII века (эпистема – преобладающая философская идея эпохи) воспринималась дуально: материально и идеально. Материальная реальность предметна. Идеальная реальность основана на понятии, «идее» о предмете. XVIII век не признавал индивидуальности. Идеальная реальность была первичной и определённой. Искусство сосредотачивалось в области идеального.

В Европе XVIII века приоритетным считалось словесное искусство. Мировоззренческие лозунги XVIII века – «Я мыслю, следовательно, существую» и «Мнения правят миром». Это мировоззрение органично соединилось с традициями русского мира. Сохранилась многовековая связь слова с сакральным смыслом. Пётр I ущемил права церкви. Для России новым авторитетом стала светская литература.

Если в Западной Европе литература была профессией, в России литературу нужно было создавать по идеальному замыслу. Писатель ощущал себя проводником смыслов, идущих свыше. Это была связь с древнерусской книжностью. Писательство считалось служением. «Если в Западной Европе быт генерировал текст, то в России текст был законодателем быта» (Ю.М. Лотман). Для России XVIII века начитанность была признаком образованности. Читатель зависел от писателя, а писатель мыслил себя преобразователем общества. Писатель имел дело с идеальным читателем, который должен был стать таковым, прочитав его книгу.

Сакральное слово было богодухновенным, а природа творчества – иррациональной. Внутри литературного образа произошла иерархия эстетических ценностей. Эмоциональное ушло на второй план.

В это время происходил резкий перелом в политической жизни страны. Пётр I ставил своей целью упрочить русскую государственность. Политическая реформа Петра была реформой западного толка. В самой Европе модель, принятая Петром, начала устаревать в пользу конституционной монархии и буржуазной республики. В области экономических преобразований происходила индустриализация. Военная политика требовала развития промышленности. Наличие морских портов стимулировало кораблестроение. Обозначилась необходимость культурных реформ.

Западные реформы требовали личной инициативы, предприимчивости, образования. На русскую действительность накладывалась идеология европейского персонализма. Личностное начало было европейским типом сознания.

Культурная реформа преследовала практические цели. Прежде всего нужно было ликвидировать безграмотность и наладить просвещение в новых областях знаний. До Петра I практическое образование получали в монастырях. Оно соответствовало нуждам церкви. Пётр отправлял молодых дворян за границу. Начальное образование давалось в цыфирных школах, средне-специальное – в военных или навигацких училищах, высшее гуманитарное – в Славяно-греко-латинской академии. За время Петра I было издано около 600 книг, был создан гражданский шрифт. Издававшиеся книги были переводными и в основном предназначались для учебных целей. Справочники культурного характера воспитывали человека и гражданина. «Апофегмата» - антология крылатых фраз Древней Греции и Рима, басен Эзопа, «Илиады» Гомера, Аполлодора, «Истории Свейской войны». Оригинальная книга – «Юности честное зерцало» - книга о нормах этикета, свойственных дворянству первой трети XVIII века.
Факторы развития России:


  1. Ориентация на Европу;

  2. Секуляризация.


Вопро№2: безавторские гистории. «Повесть о российском матросе Василии Кориотском».

Ответ: литература первой трети XVIII века подразделялась на безавторские повести («гистории») и немногие печатные издания. Гистории наследовали литературную традицию анонимных повестей XVII века.
Виды гисторий:


  1. Прозаические переработки эпических жанров фольклора;

  2. Древнерусские повести (в основном, военной тематики);

  3. Переводы западноевропейских рыцарских авантюрных романов;

  4. Оригинальные гистории петровской эпохи.


Жанровые особенности гистории:


  1. Абсолютно светское произведение;

  2. Отражение нового типа сознания;

  3. Новый тип героя.


Наиболее известная гистория – «Повесть о российском матросе Василии Кориотском» (далее – П.В.К.). Первая часть гистории – жизнеописание Василия, молодого дворянина на службе у царя, сродни житию. Вторая часть – приключения Василия в Европе – сродни европейскому авантюрному роману. Василий Кориотский уходит из среды традиционного русского быта во флот, который считался самой быстрой возможностью карьерного роста. Будучи старшим матросом, он изъявляет желание получить образование в Европе.

Острота ума, послушание и инициативность Василия вызывают уважение у других матросов. Василий демонстрирует качества человека петровской эпохи, необходимые человеку с невысоким социальным положением для достижения успеха. Новизна его типа личности заметна, потому что проявляется на фоне традиционного типа идеального фольклорного героя и традиционных христианских добродетелей: благочестия, отцелюбия, чинопочитания.

Но в петровскую эпоху появляются и новые добродетели: галантность, культ почитания женской красоты. Во взаимоотношениях с флорентийской королевной Ираклией Василий демонстрирует эти добродетели, соответствующие идеалу кавалера, рыцаря, не существовавшие до этого в русской действительности.

Общая схема жизненного пути Василия в любую другую эпоху могла рассматриваться как вариация сказочного сюжета о солдате, но в петровскую эпоху такие резкие взлёты в карьере были обычным делом (Александр Меньшиков, Марта Скавронская).

В новой системе эстетических категорий повествования доминирующей становится категория героя. Все сюжетные эпизоды повести выстраиваются по принципу «несчастье – счастье». Сюжет подчинён цели отразить характер героя. Эпизоды соединены по кумулятивному (нанизывающему) принципу. В каждом эпизоде есть дополнительный герой, соотносящийся с Василием по принципу сопоставления или контраста. Василий – единственное связующее звено повествования. Все эти факторы являются ярким показателем нового культурно-эстетического мировоззрения, усвоения в петровскую эпоху западной идеологии персонализма. Отсутствие автора говорит о массовости сознания. Гистория обозначает собой истоки одного из важнейших идеолого-эстетических направлений XVIII – XIX веков – поиска эпохального типа личности, «героя нашего времени». Безавторские гистории стоят у истоков социально-исторического романа.
Вопрос№3: жанр проповеди в творчестве Феофана Прокоповича.

Ответ: Феофан Прокопович (1681 – 1736 гг.) – один из крупных сподвижников Петра I. Будучи митрополитом Новгородским, он способствовал отделению церкви от государства. Личная страсть к просвещению подтолкнула его к принятию католичества. Затем он вновь принял православие.

Ораторское искусство стояло у истоков русской литературной традиции. В условиях церковной проповеди искусство красноречия являлось движущей силой консолидации общества. Формируется панегирический стиль. Петровская эпоха также широко использовала визуальные и акустические средства воздействия на общество. Ораторское искусство и театр соединяют в себе слово, действие и восприятие.

В ораторское слово перешли законы поэтики ораторских жанров. Его законы обусловливают сходство ораторских жанров между словом и действием. Ораторская речь ситуативно обусловлена («слово на случай»). Повод определял специфику ораторской речи.
Роды красноречия по Аристотелю:


  1. Совещательный (политический);

  2. Судебный;

  3. Эпидеиктический (панегирик или обличение).


Ораторское слово относится к эпидеиктической речи. Случай для него – крупное историческое событие национального значения. Самые известные речи Феофана Прокоповича – «Слово о Полтавской битве» (1717 г.), «Слово о власти и чести царской» (1718 г.), «Слово о флоте» (1720 г.), «Слово на погребение Петра Великого» (1725 г.).

Убеждение и внушение в ораторском слове создаётся путём украшения речи. Будучи формально монологом, ораторское слово ориентируется на воспринимающее сознание. Диалог создаётся путём приветствия, употребления личных местоимений множественного числа, риторических фигур. Поэтому ораторское слово становится диалогом. К тому же ораторское слово вызывает сильные эмоции читателя. Эмоциональное и дидактическое значение текста достигается тем, что каждый смысловой фрагмент подчиняется максимальной эмоциональной выразительности и вытекает из предыдущего в последующий. Основной тезис ораторского слова доказывают систему аргументов. Сам тезис выражается абстрактно. Аргументы выражаются описательными конструкциями. Тезис – нравственная истина, аргумент – картинка. На макроуровне действует формальная логика, определяемая композицией ораторского текста.

Законы логической композиции сложились ещё в «Риторике» Аристотеля и являлись весьма жёсткими.
Компоненты ораторской речи:


  1. Приветствие;

  2. Формулировка тезиса;

  3. Система доказательств;

  4. Итог;

  5. Завершение.


Обращение и формулировка тезиса могли быть простыми и буквальными. В финале проповеди могла быть высказана антитеза. В каждой проповеди Прокоповича отразилась каждая художественная особенность, перечисленная выше. Ораторская проповедь оказала мощное влияние на развитие русской литературы.

Обе группы жанров первой трети XVIII века создают образ «героя нашего времени», но используют при этом разные эстетические средства. Форма повествования в безавторских гисториях определяется извне, от третьего лица. Образ героя создаётся через бытовую обстановку. В ораторском слове Феофана Прокоповича существует реальный герой. Присутствует точка зрения автора, он внедрён в текст и является его героем. Исчерпывающе раскрыт его духовный облик. Это форма повествования от первого лица и другой способ выражения идеи «героя нашего времени» (интроспективный путь, самораскрытие). Внутренний персонаж Прокоповича – бытийный образ человека петровской эпохи.

Формально ораторские слова Прокоповича были панегириками, но содержали и порицание противников Петра I. Слово становилось синкретичным и разностилевым. Элементы формулировки тезиса сглаживаются словами высокого стиля, а в элементах аргументации возможна просторечная, низкая окраска.

Впоследствии противоречия в ораторском слове послужили толчком к развитию сатиры (хула) и оды (панегирик), которые, в свою очередь, являются ораторскими жанрами.
Вопрос№4: жанр сатиры в творчестве А.Д. Кантемира

Ответ: Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 – 1744 гг.) – сын молдавского господаря, сподвижника Петра I, и греческой аристократки. Он первый светский писатель XVII века. Он писал оды, стихотворные басни, эпиграммы, переводы, эпическую поэму «Петрида», литературный труд «О правилах российского стихосложения», но ведущим жанром его творчества была сатира.

Установка жанра сатиры – форма выражения отрицания в смехе. Этимология слова точно не выяснена. По одной версии, оно происходит от названия сатировской драмы, по другой – от латинского слова saturae (смесь). Уже в античности качество сатир Ювенала и Горация было различным. Если сатиры Горация содержали житейский опыт, то сатиры Ювенала – горькую усмешку. В классицизме жанр сатиры возродил Никола Буало. Его сатиры тяготели к типу Горация (нацеленность на порок), но и отличались концептуальной жёсткостью Ювенала.

Особенности жанра Кантемир усвоил из ораторского слова Феофана Прокоповича. Всего Кантемир написал 8 сатир: из них 5 в России (1729 – 1731 гг.) и 3 за границей, куда он был направлен на дипломатическую работу, «в почётную ссылку». Существует и девятая сатира, но вопрос о её авторстве дискуссионный. В России сатиры Кантемира распространялись в рукописном варианте и были впервые опубликованы в 1762 г.

Сатиры Кантемира можно условно разделить на философские (написаны за границей) и живописные. Центральная часть философских сатир – рассуждение о пороке вообще, живописных – изображение порочных людей.
Признаки сатиры:


  1. Прикрепление тематического материала, заданность (политические события);

  2. Текст на случай;

  3. Зеркально-кумулятивная композиция. Каждая сатира кому-то адресована, в ней излагается определённый тезис.


В сатире определён номер, тема и адресат. Исключение составляют идеологические сатиры № 2 и № 5. Неперсонифицированное обращение в сатире обусловливает потенциальный диалог между писателем и читателем. Текст сатиры – система вопросов и ответов, переводящая потенциальную диалогичность слова в формальную. Различные формы устной речи являются характерными признаками сатиры. Прямая речь является самохарактеристикой персонажа, заменяет авторскую речь, реализует потенциальную диалогичность.

Говорение – одна из высших позиций. Смысловым центром творчества Кантемира является сатира № 3. Взаимодействие между словом и делом – основа сатир Кантемира. Задача сатирика, по Кантемиру – писать против неблаговидных действий и слов. Все пороки, описанные в этой сатире, связаны с извращением природы слова. Феофан воспитывает прихожан словом и своим примером. Слово имеет не материальные, а духовные результаты. По качеству действия, оказываемого словом, речь автора и героя различаются как добродетель и порок.

Форма выражения сатиры и её нравственно-дидактический эффект заключён в самой сатире. Сатира отрицает реально существующий порок идеальной действительностью. Сатира отрицает материальную реальность в пользу идеальной.

Сатиры Кантемира отличаются портретностью изображения персонажей. Сатира реконструирует бытовые образы людей и мира, в котором они живут. Абстрактные понятия превращаются в зрительные образы. Порок не просто назван, а воплощён в человеке и развивается в бытовой среде. Бытовое пространство заполнено вещами. Всё это придаёт образам и действиям жизнеподобие.

Предметные образы концентрируются вокруг бытописательных мотивов. В бытовой среде персонаж очень динамичен, приобретает черты сценического типа поведения. У персонажа есть прямая речь, поза, мимика и жесты, соответствующие драматическому образу.

Жанр – угол зрения, принцип отбора, обладающий основами миромоделирования. В сатире мир реальности пластично подогнан к самой реальности. Этот мирообраз впервые сложился в жанре сатиры. Для человека XVII века соответствующее жизни произведение считалось сатирическим. Единственный добродетельный персонаж сатиры – сам автор. Слово во всей совокупности его функций дано в равной мере и порочными, и добродетельными персонажами. Различаются лишь функции слова. Слово является средством характеристики. Добродетельный персонаж полностью изолирован от бытового мира. Внутри жанра сатиры не было разграничения на высокий и низкий стиль.
Вопрос№5:Реформа стихосложения Тредиаковского

Первоочередной задачей нормирования литературы оказалась реформа стихосложения, т.к. ведущей формой классицизма была именно стихотворная, но т.к. общеупотребительным был силлабический принцип стихосложения, то дело в России со стихосложением обстояло неблагополучно.

В языках, акцентология которых основана на категории силового ударения продуктивность стихосложения зависит от положения ударения в слове. В языках с закрепленным ударением – силлабический принцип стихосложения. В языках с незакрепленным ударением – силлабо-тонический принцип стихосложения( чередование ударных и безударных слогов).

Силлабическое стихосложение было заимствовано из польской культурной традиции вместе с жанром виршей. Русские силлабические стихи разделились на длинные – от 11 до 13 слогов и короткие – от4 до 9. И т.к. особенность ритма польских виршей было женское окончание, в русских стихах потребовалось закрепить одну сильную позицию – предпоследний ударный слог, что является показателем неограниченности силлабики для русского стихосложения.

Культурные реформы 1730х годов требовали создания новой светской поэзии, новый строй мыслей и чувств требовал новых поэтических форм и нового языка.

Первый этап реформы стихосложения был осуществлен В.К.Тредиаковским в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» 1735 года. Его первое основание заключалось в необходимости соответствия принципа стихосложения акцентологии языка. Тредиаковский установил соотношение акцентологии русского и древни языков, считая, что долгота и краткость слогов в русском стихосложения не такая как у греков и латин. Звуки бывают гласные и согласные. Следующая за звуком смысловая единица – слог, причем слогообразующим является гласный звук. Слоги соединяются в слова, а в пределах слова один слог – ударный ( слогообразующий), он может сочетаться с любым количеством безударных слогов. Так Тредиаковский вплотную подходит к стопе. Мельчайшей ритмической единицей тонического стиха является долгий звук. Мельчайшей ритмической единицей силлабического стиха является слог. Объединяя силлабический и тонический принципы стихосложения в понятие стопы, Тредиаковский приходит к открытию силлабо-тонической системы стихосложения.

Тредиаковский выделял следующие типы стоп: спондей, пиррихий, хорей и ямб. Тредиаковский ориентировался на русскую силлабику.

Ограниченность его реформы заметна в том, что в «Новом и кратком способе» даже не упомянуты трехсложные стопы –дактиль, анапест и амфибрахий.

Каждый стих оканчивался стопой хорея, которая обусловила женский тип клаузы и рифмы. Слова в стихе часто подбирались а располагались таким образом, что возникла тенденция к падению ударений на нечетные слоги.

Тредиаковский работал только с длинными стихами, т.к. считал, что короткие в реформе не нуждаются( заключительная стопа хорея оказывала более сильное ритмизирующее влияние, поэтому они получались тонически правильными).

Тредиаковский признавал 13-сложник. Он исключал мужскую рифму и дактилических окончаний, а также возможность их чередования.

Таким образом, Тредиаковский , первооткрыватель силлабо-тонического стиха, создал всего один вид силлабо-тонического стиха.
Вопрос№6:Жанровое своеобразие лирики Тредиаковского
Метрико-стилевое своеобразие переходной лирики Тредиаковского. Силлабические стихи ^ Силлабо-тоника индивидуального метра. Стихи ломоносовских метровПереводы западноевропейской прозы. «Езда в остров Любви» как жанровый прообраз романа «воспитания чувств»«Тилемахида» как жанровая модель политико-государственного воспитательного романа-эпопеи.

Из трех ближайших современников, стоявших у истоков новой русской литературы — Кантемира, Ломоносова и Тредиаковского — последний был самым старшим. Естественно было бы ожидать, что он в наибольшей мере будет связан с предшествующей литературной традицией. Однако этого не случилось: если Кантемир глубоко укоренен в традиции русского силлабического виршетворчества, а Ломоносов — первый поэт новой литературы, его творчеством во многом и созданной, то Василий Кириллович Тредиаковский — классическая переходная фигура в русской литературной традиции, и притом фигура в высшей степени своеобразная. Пожалуй, ни один из писателей начала XVIII в. не обладал до такой степени индивидуализированным литературным стилем и такой оригинальной литературной позицией, как Тредиаковский, чье положение в современном ему литературном процессе было совершенно особенным в силу того, что это был как бы «человек без середины». На фоне творчества Ломоносова и Сумарокова Тредиаковский иногда поражает своей архаичностью; в перспективе движения русской литературы к Радищеву и Державину он тоже способен поразить — остротой своей литературной интуиции: многие черты его поэтического стиля и свойства эстетического мышления найдут своих наследников через два, а то и три литературных поколения XVIII в.

Метрико-стилевое своеобразие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература XVIII века» iconВопросы к экзамену: «Петербургский переворот»
Русская литература XVIII века: основные писательские типы. Феномен литературного дилетантизма
Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература XVIII века» iconСписок художественных текстов по курсу «Русская литература (Древнерусская,...
Список художественных текстов по курсу «Русская литература (Древнерусская, xvii–xviii вв.)»
Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература XVIII века» iconВопросы к экзамену по курсу Зарубежная литература 19 века
Причины возникновения романтизма. Его истоки. Романтизм как мироощущение и литературное направление. Структура романтического сознания....
Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература XVIII века» iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «философия»
Английская философия XVII – XVIII веков (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. Беркли, Д. Юм)
Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература XVIII века» iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «социология»
Развитие социологической мысли в Украине в XVI – XVIII вв., основные ее представители ( И. Вишенский, С. Яворский, С. Климовский,...
Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература XVIII века» iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература XVIII века» iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература XVIII века» iconXviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011
Русская журналистика XVIII xix в.: Хрестоматия по курсу «История российской печати конца XIX – начала XX веков» для студентов вузов,...
Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература XVIII века» iconВопросы к экзамену по курсу "Криминалистика"
Примерные вопросы к экзамену по курсу "Криминалистика" специальность 021100 "Юриспруденция"
Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература XVIII века» iconРусская литература ХХ века
И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница