Темы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург


НазваниеТемы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург
страница1/9
Дата публикации12.03.2013
Размер0.86 Mb.
ТипМетодическое пособие
userdocs.ru > Литература > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

а

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. A.M. ГОРЬКОГО

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2-й ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Темы практических занятий для студентов филологического факультета

Екатеринбург

Издательство Уральского университета 2004

Методическое пособие подготовлено кафедрой русской литературы филологического факультета

Составители: А. В. Подчиненов, Н. В. Пращерук. Е. К. Созина, Г. К. Щенников, Л. П. Щенникова

Под общ. ред. А.В Подчиненова, Е. К. Созиной

© Уральский государственный университет. 2004

Утверждено учебно-методической

комиссией филологического факультета

30 ноября 2003 г.

Предлагаемое методическое пособие состоит из двух частей. Пер­вая содержит темы практических занятий по истории русской лите­ратуры 1840-1860-х годов (для студентов 2-го курса), вторая - по ис­тории русской литературы 1870-1890-х годов (для студентов 3-го курса). Темы охватывают творчество крупнейших писателей второй половины XIX века, а также важнейшие историко-литературные про­блемы, рассмотрение которых поможет практически выявить общие закономерности художественного мышления эпохи.

Составители стремились разнообразить форму практических за­нятий, чтобы дать возможность обратиться к различным аспектам художественной структуры произведения  сюжету, композиции, си­стеме образов, жанру, стилю, средствам выражения авторской пози­ции. Одновременно это позволит апробировать основные, наиболее употребляемые в современной филологической науке модели анализа и подходы: культурологический, эстетический, философско-религи­озный, структурно-семантический. Часть практических занятий пред­лагается провести как лабораторные, используя методику «close reading» («медленного чтения»), что должно способствовать формиро­ванию не только учебных, но в первую очередь научно-исследователь­ских навыков у студентов. Выбор темы зависит от конкретных учебно-методических целей, которые преследует преподаватель, и уровня подготовленности студенческой группы.

Каждая тема сопровождается списком рекомендуемой литерату­ры, которую можно назвать базовой и которая, следовательно, нуждается в посто­янном обновлении, расширении и корректировке.

Практические занятия рассматриваются как важнейшая форма учебного академического обучения, существенно дополняющая общий теоретический лекционный курс по истории русской литературы.

^ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1840-1860-х ГОДОВ

Тема 1. «Былое и думы» А. И. Герцена: портрет поколения 1840-х годов

1. Образ эпохи 1840-х годов в книге Герцена в оценке русских философов и современных ученых.

Как воссоздается и характеризуется духовная атмосфера 1840 го­дов в «Былом и думах»? Опишите «личный пафос» Герцена, его оценку социально-политической и культурной ситуации этого времени. Как это отражается на стиле повествования?

2. Обобщенный образ деятеля 1840-х годов  «русского мальчика»,
«праздного человека» (гл. 25) и его общественная роль. Семантика
термина «праздный человек» и ее подтекст. Особенности жанра «литературного портрета» в «Былом и думах» (на примере портретов В. Белинского, П. Чаадаева, Н. Станкевича, А. Хомякова и др.).

3. Характеристика западников и славянофилов в книге Герцена.

Как объясняет автор раскол русского общества? В чем он видит своеобразие позиции западников и славянофилов? Как согласуются его оценки с данными современной науки? В чем своеобразие пози­ций самого Герцена? Что означают его слова о «двуликом Янусе»?

3. Особенности русского гегельянства. Сопоставьте текст 25-ой главы из «Былого и дум» А. Герцена и 6-й статьи «Очерков гоголевского периода русской
литературы» Н. Чернышевского.

3. Соотношение суждений Герцена с точкой зрения русских
философов начала XX века и с дальнейшим развитием русской жизни
и русской культуры. Взгляды Герцена на развитие русской истории (глава «Роберт Оуэн» из 6-ой части).

^ Список литературы

Герцен А. И. Былое и думы. Ч. 4. (гл. 25,29,30; любое издание). См. также: Ч. 6, глава «Роберт Оуэн».

Он же. Долг прежде всего (любое издание).

Бердяев Н. Русская идея. Гл. 2, ч. 2. (отд. издание; или: Русская литера­тура. 1990. № 2; или: Вопросы философии. 1990. № 1).

Зеньковский В. История русской философии. Т. 1, ч. 2.

Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Киев, 1991. Гл. 6.

Хомяков А. С. Иван Васильевич Киреевский // Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988.

Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы: Ст. 6 (любое издание).
Володин А. И. Об историософии Герцена // Вопросы философии. 1996. №9.

Гурвич-Лищинер С. Герцен на пороге XXI // Вопросы литературы. 1996. №5. С. 133-166.

Дрыжакова Е. Н. Герцен на Западе: В лабиринте надежд, славы и отречения. СПб., 1999.

Егоров Б. Ф. Славянофильство, западничество и культурология // Из ис­тории русской культуры. Т. 5 (19 век). М., 19%; Он же. О национализме и панславизме славянофилов//Там же.

Кондаков И. В. Контрапункты: 2 линии в развитии русской культуры (сла­вянофилы и революционные демократы) // Русская литература . 1991. № 3 или: Он же. Раздвоение единого (2 линии в развитии русской культуры) // Вопросы литературы. 1991. №7.

Кулешов В. И Славянофилы и русская литература. М., 1976 (гл. 2),

Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. С. 125-133, 385-400.

Страда В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Там же.

Хестанов Р. Александр Герцен: импровизация против доктрины. М., 2001.

Цимбаев Н. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли 19 века. М., 1986.
Тема 2. Роман А. И. Герцена «Кто виноват?»

1 . Смысл и пафос названия. Функции эпиграфа.

2. Особенности сюжетно-композиционного построения романа (фабула, специфика развертывания сюжета, «введения» и «расстановки» персонажей). Как проявляется «физиологизм» художественного мышления в пост­роении произведения? Как отражается философия и эстетика натуральной школы? Какова роль биографизма и вставных жизнеописаний (конкретные обра­щения к тексту).

3. Расшифруйте понятие «диалогический конфликт» (термин Ю. Ман­на) применительно к роману. Охарактеризуйте героев, их позиции и судьбы. Какое значение имеют философские предпочтения и пристрастия самого автора, его антропоцентризм? (Примеры).

4. Повествование и стиль. Как организуется повествование? Образ повествователя и его значение. Интеллектуализм, предметность и лирическая насыщенность стилевой манеры автора. Система повествовательных мотивировок.

^ Список литературы

Герцен А. И. Кто виноват? (Любое издание).

Бабаев Э Г. Художественный мир А. И. Герцена. М., 1981.

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2 (разд.: А. И. Герцен).

Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1982. С. 103, 139-145, 206-209.

Манн Ю В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. Гл. 5.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Темы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург iconТемы практических занятий для студентов филологического факультета...
Темы охватывают творчество крупнейших писателей второй половины XIX века, а также важнейшие историко-литературные проблемы, рассмотрение...
Темы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург iconМетодические указания по выполнению практических занятий для студентов...
Теория электрических цепей: Методические указания по выполнению практических занятий / В. Р. Комельков. Екатеринбург: Уртиси гоу...
Темы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург iconУчебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических...
Международного коммерческого факультета и слушателей Факультета повышения квалификации
Темы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург iconТемы практических занятий для студентов отделения отечественной филологии...
По учебному плану на отделении отечественной филологии 16 часов практических занятий, на отделении журналистики – 6 часов (соответственно...
Темы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург iconМетодические указания по отдельным видам занятий планы семинарских...
Цель проведения семинарских занятий определяется задачами, которые предполагается решить в ходе занятия, а они вытекают из конкретной...
Темы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург iconЛ. В. Костылева демография Рабочая тетрадь для практических занятий по теме
«демографическая статистика» для студентов факультета заочного и дистанционного обучения
Темы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург iconРасписание занятий филологического факультета

Темы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург iconПлан лекций и практических занятий для студентов IV курса медико-профилактического...
Введение в дерматовенерологию. Значение дерматовенерологии для врачей гигиенистов
Темы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург icon1. Понятие
Учебно-методическое пособие предназначено для закрепления теоретических знаний, полученных студентами во время лекционных занятий...
Темы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург iconПлан практических занятий по акушерству для студентов 4 курса педиатрического...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница