Рабочая программа для студентов IV курса филологического отделения


НазваниеРабочая программа для студентов IV курса филологического отделения
страница1/4
Дата публикации06.03.2013
Размер0.66 Mb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4


Томский государственный университет

Филологический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



для студентов IV курса

филологического отделения
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА:

1920 — 1950-е ГОДЫ
Первый семестр

Составитель: д.ф.н., доцент О.А. Дашевская

Томск – 2009

Предлагаемая программа предназначена для студентов-филологов. Она выступает частью общей программы кафедры по курсу «История русской литературы XX века». Литература 1920 – 1950-х годов рассматривается как продол­жение художественных исканий начала века и завершение культурного развития первой половины XX столетия. Вместе с тем изучаемый период обладает достаточной целостностью и завершенностью, что обусловлено, во-первых, значением становления нового типа государства для путей развития русской культу­ры; во-вторых, единством социокультурной ситуации 1930– 1950-х годов.

В распределении материала соблюдается хронологический и типологический принципы. Историко-литературный процесс дан через динамику эстетических картин мира. В программе учтена внутренняя эволюция – этапы развития литературы 1917 – середины 1950-х годов. Монографически изу­чается творчество художников, определивших развитие соз­нания XX века, некоторые отобранные «имена» и «тексты» явля­ются знаковыми или наиболее характерными для изучаемой эпохи.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1920 – 1950-х ГОДОВ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
Проблема целостности изучаемого периода и его внутрен­няя динамика. Два этапа развития литературы XX века. Ли­тература 1917 — сер. 1950-х как завершение исканий литера­туры первой половины XX столетия.

Социокультурная ситуация, определившая общие черты литературы 1917—1950-х годов: 1) Октябрь как «Абсолютное Событие» (В. Мусатов), обусловившее ключевую мифологе­му литературы (как предмет исследования или точка отсче­та); 2) развитие литературы в экстремальных условиях (не­виданная глубина, объем и темп социальных изменений); 3) воздействие внекулътурных факторов на развитие литера­туры, идеологическое давление; 4) влияние на литературу западных философских течений начала века (фрейдизма, неопозитивизма, «философии жизни», структурализма, феноменологии и др.); востребованность идей русской космической философии (В. Соловьев, Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).

^ Эстетические картины мира. Для литературы изучаемого периода характерны неклассические принципы миромоделирования, которые, с одной стороны, обусловлены ее тесной связью с эпохой серебряного века (продолжается творчество А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, М. Пришвина и др.); с другой стороны, формируется литература социалистического выбора (термин Е. Скороспеловой), определившая ведущее место в литературном процессе. Мифотворчество и жизнестроительство остаются характерными чертами литературы, они связаны с модернистскими мифами и идеомифологией, порожденной социальным утопизмом 1930— 1950-х годов. Основные эстетические картины мира выделяются по следующим основаниям: а) философские основы, определяющие мировоззренческие и аксиологические координаты; б) концепция человека; в) проблемно-тематический комплекс; г)жанрово-стилевые особенности и поэтика. Выделяются следующие модели мира в литературе 1920 – 1950-х годов: 1) неокрестьянская поэзия; 2) литература онтологического проектирования; 3) литература социального проектирования (нормативная эстетика); 4) литература экзистенциального (трагедийного) мироощущения (модернистские парадигмы); 5) авангард 2-й половины 1920-х годов (группа «Обэриу»), 6) реалистическая эстетика.

Этапы развития литературы 1917 – середины 1950-х годов. Смена социокультурных ситуаций.

^ Литература 1920-х годов. Мировоззренческое и эс­тетическое самоопределение в новой исторической реальнос­ти. Размежевание писателей. Традиционная культура и мас­совое культурное движение. Ленинская концепция пролетар­ской культуры как культуры масс. Эстетический плюрализм 20-х годов: новации и экспериментаторство как поиски нового художественного языка для отражения новой реальности. Литературные группировки 20-х годов («Литературная Се­ча»): Леф, «Серапионовы братья», Перевал, РАПП. Принципы размежевания: мировоззренческие позиции (отношение к новому строю), эстетические стратегии (жизнепознание или жизнепреображение), отношение к культурной традиции.

^ Литература 1930-х годов. Усиление идеологического дик­тата (Постановление 1932 года). Первый съезд писателей (1934)—открытое провозглашение идеологизации культуры и утверждение нормативной эстетики. Монологизм и авторитар­ный склад официальной литературы. Развитие монументаль­ных форм, эпических жанров, «авторитетного» стиля. Идеа­лизация действительности, понимание человека как средства для переделки мира (коллективистская концепция личности). Варианты «противостояния» официальной идеологической культуре: с одной стороны, уход к философской и натурфилософской проблематике, включение человека в природно-космическое целое, поиск универсальных связей человека с миро­зданием; с другой – обозначение трагического конфликта личности и общества, природы и цивилизации, поиск духов­ных опор существования (в духовном мире личности, в культуре), уход в метафизику. Образование двух потоков литературы: официальной и «потаенной».

^ Литература периода Великой Отечественной войны (1941 —1945). Формирование в экстремальной ситуации нового мироощущения: самим местом в истории человек становится не только защитником советского строя, но нации как этноса, что рождает чувство органического единства личности и об­щества. Возрождение эпических ценностей (ценностей рода) и ценностей человека, что влечет развитие как эпических и героико-романтических жанров, так и лирических (значение реалистической аналитической тенденции).

^ Литература послевоенного десятилетия. Противоречивость общественного развития: обретение личностью духовной само­стоятельности в условиях войны, формирование индивидуаль­ной точки зрения на мир, с одной стороны, и усиление идео­логического диктата, возвращение к нормам жизни 1930-х годов, с другой. Господство в литературном процессе норматив­ной эстетики. Мифологизация реальности, иллюстративность литературы. Значение реалистических тенденций; трансформация модернистской эстетики.
Литература:
История русской литературы ХХ века (20 – 50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: МГУ, 2006.

Антология документов и материалов за 1917 – 1932 год. В тисках идеологии. М., 1992.

Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 1920-х годов. Хрестоматия. М., 2001.

Бунин И. Окаянные дни*.

Горький М. Несвоевременные мысли.

Бердяев И. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
^ СЛОМ КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

1920-х ГОДОВ: ТРАДИЦИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА И ПОИСКИ НОВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ
Пестрота литературы первой половины 20-х годов: миро­воззренческая полярность и эстетическая разнородность Изображение социального переворота как величайшей траге­дии (М. Волошин «Неопалимая купина»), как эсхатологии и утопии (А. Белый «Христос воскрес», А. Блок «Двенадцать»).

Революция как космогонический процесс в прозе А. Мальшкина («Падение Даира»), А. Веселого («Россия, кровью умытая», «Реки огненные»), «Партизанских повестях» Вс. Иванова, «Мистерии-буфф» В. Маяковского.

Мифический модус русской литературы. Основные мифопоэтические модели: эсхатологические мифы и о герое-искупителе (пролетариате), миф о золотом веке, о героях-прервопредках. Героический миф о героях гражданской войны в романтической поэзии первой половины 20-х годов. Открытие человека «новой породы» – «железных» людей в балладах Н. Тихонова (сб. «Орда» и «Брага»). Утверждение безграничных возможностей челове­ка. Духовный максимализм молодого поколения в поэзии Э. Багрицкого и М. Светлова (Рабфаковка, Гренада). Эстетизация сильной и свобод­ной личности, существующей в экстремальной ситуации и го­товой к самопожертвованию.

^ Роман Б. Пильняка «Голый год» как переходное явление, свидетельство «распада» формы и смены этической парадигмы. Фрагментарность сюжета как отражение «текучести» реальности. Импрессионистичность романа: эскизность структуры, отсутствие единой точки зрения на события (идеологического центра), фиксация впе­чатлений от происходящего. Идея коллективной творческой памяти и соборного созидании культуры. Изображение рево­люции как природно-биологического обновления бытия, оп­равдание жестокости природными законами (идея естествен­ного отбора). Поэтизации мужичьего бунта и скифского на­чала, отрицание христианства. Концепция физического и нравственного вырождения дворянства и потребность «оздо­ровления» нации. Поэтика ранней прозы в романе: наличие непримиримого столкновения двух миров, физиологизм и апсихологизм в изображении человека, орнаментальный стиль (приближенность к поэтической речи, неупорядоченность язы­ковой стихни, преобладание сказовых форм).

«Конармия» И. Бабеля – рождение срединного типа куль­туры. Проблема насилия и гуманизма в цикле рассказов. Драма «разорванного сознании» (Лютов).

^ Роман К. Федина «Города и годы». Ориентация на клас­сическую традицию. Реалистические принципы изображения человека и элементы модернистской поэтики (экспрессионизм). Проблема невостребованности мыслящей личности в эпоху исторического разлома. Революция как исторически необходимое, прогрес­сивное преобразование мира; насилие и жестокость как ее закон. Трагическая судьба человека гуманистического созна­ния. Новый человек Курт Ван. Прагматизм власти и практи­цизм народа (история Федора Лепендина). Человек массы как новый субъект истории. Двойственность авторской позиции.

Проблема стихии и необходимости ее ограничении в по­вести А. Серафимовича «Железный поток». Оформление прин­ципов нормативной культуры: роман А. Фадеева «Разгром» как канонический текст. Ориентация на традиции русской классики в прозе 2-ой половины 20-х годов и узость их понимания.

Модернистская поэтика в романе Ю. Олеши «Зависть». Моделирование условной реальности. Герои как типы созна­ния и как социально-психологические тенденции эпохи. Дуа­листическая концепция мира: система героев-двойников. По­этическое (творческое) мировосприятие и прагматические идеалы нового строя (Николай Кавалеров и Андрей Бабичев). Коллизия «машинных» идеалов и «заговора чувств», «отцов» и «детей». Мотив духовно-телесного совершенства человека и артистического существования. Исследование феномена куль­турного сознания и его противоречивости: гипертрофия духов­ного (фантазии) как порождение низменных (разрушитель­ных) инстинктов.
Литература:

Грекалова Н. Ю. Борис Пильняк: Антиномии мира и твор­чество // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994.

Голубков М. Утраченные альтернативы. М., 1992. Ч. 2. Альтернативные эстетические системы.

Белая Г. Дон Кихоты революции – опыт побед и поражений. М.: РГГУ, 2004.

Скороспелова Е. Русская проза ХХ века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003. Гл.3 (1).

Кузнецов М. Романы К. Федина. М., 1990.

Беликов А. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша. М., 1997. С. 5—249.

Шайтанов И. Метафоры Бориса Пильняка, или история в лунном свете // Пильняк Б. Повести и рассказы. 1915– 1929. М., 1991.


^ НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ. ТВОРЧЕСТВО С. ЕСЕНИНА: МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭСТЕТИКА

Мифологическая картина мира в поэзии Н. Клюева и С. Есенина. «Избяной «космос» Н. Клюева (Цикл «Избяные песни», «Земля и железо»). Идеализация крестьянского уклада. Языческая и христианская образность.

Творческий путь ^ С. Есенина. (1895—1825). Единство по­этической системы: «Ключи Марии» как теоретический ком­ментарий к поэзии. Архаическая модель мира. Эволюция творчества. Ранняя лирика (кн. «Радуница», «Голубень»). Идея «узловой завязи» человека с природой. Понятие «органическо­го образа». Природный мир в лирике. Анималистические обра­зы. Национальный космос в поэзии («В хате»). «Древесные» образы. Крестьянская утопия в поэмах революционных лет («Иноння», «Иорданская голубица», «Преображение»), Эво­люция лирического героя. Драматизм исторического самооп­ределения на рубеже 20-х годов. Коллизия природы и циви­лизации (живого и механического). Эсхатологические мотивы («Я последний поэт деревни», «Сорокоуст», «Мир таинствен­ный...»). Раздвоение сознания в цикле «Москва кабацкая». Эволюция темы хулиганства. Поэма «Черный человек».

Драматическая поэма «Страна негодяев». Поэт и новая историческая действительность («Письма» на Родину). Фи­лософские мотивы в лирике 1922—1924 годов. Тема личной от­ветственности и исторической вины за нереализованность. Природный закон и нравственно-этические параметры чело­веческого существования. Философия жизни и смерти. Проб­лема счастья.

Стихи: «Выткался на озере», «Троицыно утро», В хате, «Пойду в скуфье смиренным иноком», «Край люби­мый...», «Гой ты, Русь моя родная», «Там, где вечно дремлет тайна», «Душа грустит о небесах», Кобыльи ко­рабли, «Заметался пожар голубой», Письмо к женщине, Русь советская, Русь уходящая, Возвращение на Родину, Письмо к деду, Песня, «По-осеннему кычет сова», «Неска­занное, синее, нежное», «Мне грустно на тебя смотреть», «Я усталым таким еще не был», «Отговорила роща золотая», Песнь о собаке, Песнь о хлебе, Корова, Лисица, «Мы те­перь уходим понемногу», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мне осталась одна забава», «Цветы мне говорят – про­щай» и др.
Литература:

Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920 – 1920-х годов. Поэтика – Видение мира – Философия. М., 2001.

Солнцева Н. М. Новокрестьянские поэты и прозаики: Н. Клюев, С. Есенин //

Русская литература рубежа веков (1810 —начало 1920-х). М., 2001. Кн. 2.

Мяло К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культура революции // Новый мир. 1988. № 8. С. 245—258.

Марченко А. Поэтический мир С. Есенина. М., 1989.

Бельская А. Песенное слово. М., 1990.

Филиппов Р. Русская советская философская поэзия. М., 1984. Гл. 3.

Базанов В. Г. С родного берега: О поэзии Н. Клюева. Л., 1990.

Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М., 2001.
ЛИТЕРАТУРА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (1920-1930-е ГОДЫ)
Эволюционные идеи в литературе рубежа 1920-х годов. Космическая поэзия и группа Пролеткульт: Изображение ре­волюции как вселенски-космического обновления, идея преоб­разования онтологической сущности человека в поэзии (соци­ально-технологические утопии А. Гастева).

Роман Е. Замятина «Мы» как антиутопия. «Диалог» с современным литературным процессом. Гротескный образ Единого государства. Внешний и внутренний конфликт в пси­хологическом романе. Диалектика «я» и «мы». Семантика женских образов. Проблема счастья и свободы. Философия истории Е.Замятина: развитие мира как чередование двук сил – энтропии и энергии. Взаимодействие утопий – способ развенчания утопичческого сознания как такового (миф о «золотом веке», «тоталитарный миф», «христианский миф»). Модернистская поэтика романа.

Литература:

Белая Г. «Организованное упрощение культуры – как цель и средство // Вопросы литер. 2000. № 1.

Замятин Е. Ст.: «Я боюсь», «О литературе, революции, энтропии и прочем».

Новгородцев П. Об общественном идеале. М, 1996. Гл. «Крушение утопий земного рая».

Ланин Б. А. Русская литературная антиутопия. М., 1993.

Жолковский А. Блуждающие сны. (Из истории русского модернизма). М., 1992. (Гл. о Е. Замятине).

Любимова А. Ф. Психологическая модель человека в ан­тиутопиях Е. Замятина и Дж. Оруэлла // Традиции и взаи­модействия в зарубежной литературе XIX—XX века. Пермь, 1992.

Арсентьева Н. Становление антиутопического жанра в русской литературе. М., 1993.

Творческое наследие Евг. Замятина. Взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки. 1Х. Тамбов, 2000.
Творческий путь А. Платонова. Социокультурный генезис писателя. Философские истоки: русская космическая филосо­фия, теория Эйнштейна. Общие мировоззренческие идеи, определившие мифологическую модель мира: понимание челове­ка как существа космического, который вырос в рамках при­роды, но перерос ее и стеснен ею; истинное предназначение человека заключается в регулировании слепой природы, движущейся навстречу гибели под давлением энтропии.

Периодизация творчества Платонова. Книга «Голубая глубина». «Технократические» идеи в прозе 1 половины 20-х годов («Лунная бомба», «Эфирный тракт», «Песчаная учи­тельница»). Критика путей усовершенствования природы в «Епифанских шлюзах». Проблема разумности государствен­ных преобразований. Сатирическая повесть «Город Градов».

Роман «Чевенгур» и повесть «Котлован» как дилогия. Мифологическое народное сознание и революционные преобразования в романе «Чевенгур». Структура романа. Два плана сюжета: история странствий Саши Дванова и ис­тория человечества как искание «общественного идеала». Изображение исторического стихийного творчества масс. Разные варианты реализации идеи «социализма» в романе. Опасность утраты чувства реальности. Чевенгурская комму­на – крах идеи спасения «моментальным» коммунизмом. Ди­алог утопии и антиутопии в романе. Ирония как способ раз­венчания ложных идей и путей их достижения. Эволюция образа Са­ши Дванова. Мотив путешествия в романе, смысл финала.

Повесть «Котлован»: развенчание государственной уто­пии. Онтологический миф Платонова и индустриальный миф нормативной культуры: полемика с производственным романом 1930-х годов (В. Катаев «Время, вперед», И. Эренбург «День второй», М. Шагинян «Гидроцентраль»). Образ котлована, значение мифа о Вавилонской башне. Труд как разрушение жизни и физическое вырождение человека. Кон­фликт «частного мыслителя» (Вощев) и государства. Тра­гические последствия социальной утопии: отчуждение чело­века от труда, разрушение родственных связей, идеологиза­ция сознания (эволюция образа Насти). Коллективизация как неизбежное следствие общих социальных процессов и как «жертвоприношение» крестьянства. Трагедия разрушение националь­ных форм бытия. Эс­хатологические мотивы (миф о звере, нарушение природно­го кругооборота). Критика Платонова. Публицистика нач. 1930-х г. («В поисках будущего», «О постройке нового человека»). Роман «Счастливая Москва»: отражение абсурда чело­веческого существования.

Поиски позитивного начала в эпохе в прозе середины и второй пол. 1930-х годов. Философская повесть-притча «Джан» («Пустынный цикл»). Проблема «спасения» народа: вопрос о коренных законах мироустройства и путях достижения счастья. Роль личности в процессе становления бытия, границы духовной свободы человека (Назар Чагатаев). Проблема воспитания души и трудность формирования гармоничного человека в рассказе «Фро». Проблема столкновения человека с роковыми силами природы и истории; проблема существования человека в «прекрасном и яростном мире» (рассказ «Машинист Маль­цев»).

Рассказы военных лет. Эволюция мироощущения Платонова (повесть «Возвращение»).

Литература:

Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994.

Бочаров С.Г. «Вещество существования» (Мир А. Платонова) // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 249 – 296. Или: А Платонов: Мир творчества. М., 1994. С. 10 – 47.

Васильев В. Андрей Платонов. М., 1990. (2-е издание).

«Страна философов» Андрея Платонова: проблемы твор­чества. М., 2000. Вьп. 4.

Митина О. А. Миф и символ в жанровой структуре анти­утопии «Котлован» // Размышления о жанре. М., 1992.

Баршт К. А. Поэтика прозы Андр. Платонова. СПб., 2000.

Геллер М. Я. Андрей Платонов в поисках счастья. М., 2000.

Вьюгин В.Ю. Андрей Платонов: Поэтика загадки. Очерк становления эволюции стиля. СПб., 2003.

Яблоков Е. На берегу неба: (Роман Андрея Платонова «Чевенгур»). СПб., 2001.

Семенова С. Преодоление трагедии. М., 1989. С. 318 – 377.

Корниенко Н. «Страна философов» Андрея Платонова. Очерк творчества. М, 1994.

Малыгина Н. Художественный мир Андрея Платонова. М., 1995.

Жизнестроительная концепция в философской прозе М. Пришвина 1930-х годов. Увлечение научно-философской мыслью (Н. Федоров, В. Вернадский). Автобиографический роман «Кащеева цепь». Обоснование творческого поведения человека на земле законами природной эволюции. Повесть «Женьшень». Поиск своего индивидуального дела как реали­зация закона исторического и природного развития. Идеи христианского социализма в романе-сказке «Осударева до­рога». Значение жанра сказки в творчестве Пришвина: разви­тие «положительного» в реальности.
^ Поэтическая натурфилософия Н. Заболоцкого. Человек и его место в развитии природного мира в по­эзии Н. Заболоцкого. Связь с «ОБЭРИУ» в конце 20-х годов. («Городские столбцы»). Коллизия природы и цивилизации в «Смешанных столбцах». Тема совершенства природного мира и человеческого уродства, мотив страданий природы и вины человека перед ней. Идея «доразвития» природы в утопичес­ких поэмах («Торжество земледелия». «Безумный волк»). Концепция человека-дирижера, «организатора Вселенной». Мотивы смерти и бессмертия. Формирование монистической картины мира. Трагизм человеческого существования (элегическая линия).

Лирика 40—50-х годов. Эволюция натурфилософской проблематики. Открытие метафизического («Прощание с друзьями», «Сон»). Трагический разрыв жизни природы и че­ловеческого существования. Историософские идеи в зрелой лирике. Обращение к социальной конкретике. Нрав­ственно-этические мотивы: постижение внутреннего мира личности, красоты человеческой души, драматизма существования; идея воспитания души. Разумное и чувственное в психике человека (цикл «Последняя любовь»). Изменение лирического героя от родового человека к конкретно-психоло­гическому типу, присутствие героя ролевой лирики. Измене­ние жанровой системы.

Стихи: Свадьба. Движение. Время. Сквозь волшебный при­бор Левенгука. Прогулка. Лицо коня. Искушение. Птицы. За­суха. Лодейников. Творцы дорог. Слепой. Бетховен. «Читай­те, деревья, стихи Гесиода». Гроза. Некрасивая девочка. Про­хожий. Полдень. Жена. «Облетают последние майи». Сон. Портрет. Старая актриса. «Не позволяй душе лениться». Про­тивостояние Ма.рса. «Это было давно». Метаморфозы. Заве­щание. Цикл «Последняя любовь».
Литература:

Агеносов В.В. Творчество М. Пришвина и советский фи­лософский роман. М., 1989.

Пришвин М. Дневники. М., 1990.

Ростовцева И. Николай Заболоцкий: Опыт художествен­ного познания. М.-, 1984.

Игошева Т. В. Проблемы творческой эволюции Н. Забо­лоцкого. Новгород, 1999.

Семенова С. Преодоление трагедии // В ее кн.: «Вечные вопросы в литературе». М., 1989. (Гл. о Заболоцком).

Ростовцева И. Муза и собеседница. Природа в поэзии Б. Пастернака и Н. Заболоцкого // Вопросы литерат. 2002. № 1.

Филиппов В. Русская советская философская лирика. М., 1984. Гл. 5.

Заболоцкий Н.А. «И ты причастен был к сознанью моему» Проблемы творчества Николая Заболоцкого: Материалы научной конференции. К 100-летию со дня рождения Н.А. Заболоцкого. М., 2005.

Николай Заболоцкий. Проблемы творчества: По материалам международных научно-литературных чтений, посвященных 100-летию Н.А. Заболоцкого.М.. 2005.
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ 2-ой ПОЛОВИНЫ 1920-1930-е ГОДЫ
Исследование объективной реальности в ее природном и социальном проявлении. Внимание к частному человеку в про­зе и драме 20—30-х годов.

Открытие психологической, физиологической и этической сложности человека в прозе II половины 20-х годов. Человек революции (О. Зотова) перед лицом вечных ценностей в по­вести А. Толстого «Гадюка». Проза И. Катаева: Человек «в тисках» новых законов, проблема жестокости (жесткости) молодого поколения и ненужности (утраты) «сердца» в новой исторической реальности (повесть «Сердце»).

Расцвет сатирических жанров в 20-е годы. Сатира ^ М. Зощенко. Открытие массового человека как главного лица современности. Сказ как форма постижения са­мосознания и мироощущения героя революционной эпохи. Бы­товая конкретность в изображении обывательского мира (топос коммунальной квартиры). Мир сознания массового чело­века в его детерминированности условиями жизни и индетерминированности.

Исследование социальных противоречий в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Провинциальная советская Россия в столкновении с талантливой личностью: осмеяние интеллектуальной нищеты и моральной зыбкости. Прием путешествия как способ изображения панорамы наци­ональной жизни.

^ Трагикомедия Н. Эрдмана «Самоубийца». Социально-бы­товой план комедии. Осмеяние обывательского мироощущения, образа жизни и философии как основа структуры действия. Абсурд и формы его воплощения в реалистической драме. Анекдот как пружина сюжетного развития, как способ реали­зации персонажей и как форма словесного действия. Проб­лема обесценения человеческой личности, тема «маленького чело­века» в новом обществе. Сложность фигуры Подсекальникова: духовное уродство, униженность строем и боль за нивели­ровку. Коллизия личности и государства. Постижение трагического одиночества человека в мире в экзистенциальной ситуа­ции. Комедийное разрешение коллизии: ситуативность духов­ного прозрения. Традиции русской литературы в пьесе: мотив самозванства, оппозиция живого и мертвого.

Психологическая драма 30-х годов. А. Афиногенов «Ма­шенька»; А. Арбузов «Таня». Выявление коллизий в межлич­ностных отношениях, в психологической сфере. Противоречивость и текучесть духовного мира человека. Пьеса Арбузова «Таня»: структура развития действия – реализация личности как про­цесс соединения с людьми и обретения места в большом мире.

Литература:

Шевченко Е.С. Театр Николая Эрдмана. Самара, 2006.

Бабичева Ю. Эволюция жанров драматургии XIX —нача­ла XX века. Вологда, 1982.

Стрельцова Е. Великое унижение: Ник, Эрдман // Пара­докс о драме. М., 1983.

Фролов В. Муза пламенной сатиры. М., 1988. Гл. 4.
Творчество М. Шолохова. «Тихий Дон» как роман-эпопея. Цикл «Донские рассказы» («Родинка», «Продкомиссар», «Чу­жая кровь»). Коллизия общечеловеческих ценностей («родной крови») и новых социальных идеалов.

Роман-эпопея «Тихий Дон». Обоснование возможности по­явления жанра эпопеи. Эпическая полнота и многогранность изоб­ражения национального бытия (история семей Мелехо­вых, Астаховых. Кошевых и др.). Основы жизни казачества: родственные и дружеские связи в хуторе, быт и нравы, обычаи, нравственные идеалы, традиционная народная этика. Женские образы в романе. Связь героев с миром природы. Образ Тихого Дона. Единство национального мира.

Исторический план романа. Художественная концеп­ция революции и гражданской войны. Противоречивость и конфликтность народного бытия. Неизбежность революционных преобразований (изображение социально-исторических конфликтов) и враждебность истории как навязываемых идеалов основной массе казачества. Документальная ос­нова реалистического романа. Особый аспект в изображении трагедии гражданской войны: «брат на брата, сын на отца». Сохранение эпического единства нации в историческом раз­витии. Идея несокрушимости жизни.

Духовные искания Григория Мелехова. Пробуждение са­мосознания личности в эпоху исторического слома (изменение роли Григория Мелехова в структуре романа от 1-й к 4-й книге). Григорий Мелехов как национальный (эпический) герой. Полнота человеческой личности. Причины и сущность трагедии героя. Проблема свободы и исторической необходи­мости в романе.

Споры о романе в 30-е годы. «Шолоховский вопрос» в свете современных исследований.

Осмысление коллективизации в романе «Поднятая цели­на». Утверждение принципов «проективной» эстетики.

Литература:

Ермолаев Г. С. Мих. Шолохов и его творчество. СПб., 2000. Гл. 2.

Мусатов В. В. История русской литературы первой половины XX века (совет. период). М., 2001. С. 78—86.

Семенова С. Мир прозы Мих. Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005. С. 5 – 169.

Дырдин А. Этюды о Михаиле Шолохове: Творчество писателя – в духовной культуре России. Ульяновск, 1999.

Лавров В. Голгофа Григория Мелехова // Нева. 1995. № 5. С. 194 – 200.

Федь Н. Парадокс гения: Жизнь и сочинения Шолохова. М., 1998.

Соболенко В. Жанр романа-эпопеи. (Опыт сравнительно­го анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова). М., 1986.

Тамарченко Е. Идея правды в «Тихом Доне» // Новый мир. 1990. № 6.

Минакова А.М. Поэтический космос М. Шолохова. О мифологизме в эпике М. Шолохова. М.,1992.

  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа для студентов IV курса филологического отделения iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических...
Учебный курс «История политических и правовых учений» предусмотрен для студентов 4 курса дневного отделения, 5 курса вечернего отделения,...
Рабочая программа для студентов IV курса филологического отделения iconКурс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа разработана в соответствии с программой подготовки студентов учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»Министерства...
Рабочая программа для студентов IV курса филологического отделения iconРабочая программа курса «Этика делового общения»
Данная программа и темы контрольных работ предназначены для проведения занятий и самостоятельной работы студентов
Рабочая программа для студентов IV курса филологического отделения iconРасписание лекционного курса заочного отделения филологического факультета

Рабочая программа для студентов IV курса филологического отделения iconПрограмма производственной практики студентов (организационно управленческая...
Программа предназначена для студентов очного отделения экономических специальностей, проходящих производственную практику (организационно...
Рабочая программа для студентов IV курса филологического отделения iconМетодические указания для студентов 1 курса заочного отделения по...
Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (2 семестр). – Казань: Издательство Института...
Рабочая программа для студентов IV курса филологического отделения iconПрограмма педагогической практики студентов 4 курса исторического...
Целью данной практики является практическое овладение методикой преподавания истории и иностранного языка (для отделения «История...
Рабочая программа для студентов IV курса филологического отделения iconРабочая программа по дисциплине «Физическая культура студентов специального...
Рецензент: доцент П. Я. Дугнист, заведующий кафедрой физического воспитания Алтайского государственного университета
Рабочая программа для студентов IV курса филологического отделения iconПримерный перечень вопросов для проведения экзамена по учебной
Для студентов юридического факультета (специалисты) второго курса досс, третьего курса дневного отделения, четвертого курса очно-заочного...
Рабочая программа для студентов IV курса филологического отделения iconКонтрольная работа №2 Контрольные задания для студентов 1 курса заочного...
Контрольные задания по математике №2 предназначены для студентов 1 курса заочного отделения специальности 260807 и содержат
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница