Что такое парцелляция?


Скачать 180.43 Kb.
НазваниеЧто такое парцелляция?
Дата публикации30.06.2013
Размер180.43 Kb.
ТипВопрос
userdocs.ru > Литература > Вопрос
Задание №1

  • Что такое парцелляция?

  • Что такое антоним?

  • Что такое эпитет?


Практическое задание

Прочитайте текст

(1)Что такое канцелярит? (2)У него есть очень точные приметы, общие и для переводной, и для отечественной литературы.

(3)Это — вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит — застойность, неподвижность, из всех глагольных форм пристрастие к инфинитиву.

(4)Это — нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже — родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.

(5)Это — обилие иностранных слов там, где их вполне можно заменить словами русскими.

(6)Это — вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.

(7)Это — тяжелый, путаный строй фразы, невразумительность. (8)Несчетные придаточные предложения, вдвойне тяжеловесные и неестественные в разговорной речи.

(9)Это — серость, однообразие, штамп. (10)Убогий, скудный словарь: и автор, и герои говорят одним и тем же сухим, казённым языком. (11)Всегда, без всякой причины и нужды, предпочитают длинное слово — короткому, официальное или книжное — разговорному, сложное — простому, штамп — живому образу. (12)Короче говоря, канцелярит — это мертвечина. (13)Он проникает и в художественную литературу, и в быт, и в устную речь. (14)Даже в детскую. (15)Из официальных материалов, из газет, от радио и телевидения канцелярский язык переходит в повседневную практику. (16)Много лет так читали лекции, так писали учебники и даже буквари. (17)Вскормленные речевой лебедой и мякиной, учителя в свой черед питают той же сухомяткой черствых и мёртвых словес всё новые поколения ни в чем не повинных детишек.

(18)Так нахально «входят в язык» все эти канцеляризмы и штампы, что от них трудно уберечься даже очень неподатливым людям, и тогда, как бы защищаясь, они выделяют эти слова иронической интонацией.

(19)Вот горькие, но справедливые строки из письма одной молодой читательницы: «(20)Мы почти не произносим открытого текста, мы не строим больше нашу речь сами, а собираем её из готовых стандартных деталей, но подчеркиваем «кавычками», что делаем это сознательно, что понимаем убожество нашего материала. (21)Мы повторяем те же ненавистные штампы, выражая своё отношение к ним лишь негативно, ничего не создавая взамен».

(22)Думается, это — голос того поколения, перед которым виноваты мы, старшие. (23)Но и в этом поколении уже не все понимают, что утрачено. (24)А что же достанется внукам?

(25)Ох, как хочется в иные минуты кричать «караул»!

(26)Люди добрые, давайте будем аккуратны, бережны и осмотрительны, поостережемся «вводить в язык» такое, что его портит и за что потом приходится краснеть!

(27)Мы получили бесценное наследство, то, что создал народ за века, что создавали, шлифовали и оттачивали для нас Пушкин и Тургенев и ещё многие лучшие таланты нашей земли. (28)За этот бесценный дар мы все в ответе. (29)И не стыдно ли, когда есть у нас такой чудесный, такой богатый, выразительный, многоцветный язык, говорить и писать на канцелярите?!

(По Н. Галь)
Вставьте на место пропусков названия изобразтельно-выразительных средств

«Канцелярит, обедняющий, «обесцвечивающий» нашу речь, очень многолик, и ___________________(предложения 3–9) позволяет увидеть некоторые приметы этого негативного языкового явления. Говоря о нем, Н.Галь использует ______________ («убогий, скудный словарь», «говорят….сухим, казённым языком» в предложении 10). Её резко отрицательное отношение к канцеляриту передано ________________ «мертвечина», точно отражающей суть неуместного употребления стандартных выражений официально-деловой речи, которые убивают живой язык. Опасность этого явления подчеркнута и таким синтаксическим средством, как ___________________________ (предложения 13–14). По мнению автора, источников появления канцелярита довольно много: _____________________ («из …материалов, из газет, от радио и телевидения» в предложении 15) и __________________(предложение 17) создают ощущение, словно мы все уже давно перестали говорить живым языком, красоту которого воссоздают________________________( «такой чудесный, такой богатый, выразительный, многоцветный язык» в 29 предложении). Несомненное богатство русского языка подчеркивают и ___________________(«бесценное» и «бесценный» в предложениях 27 и 28). Поэтому вполне понятна тревога автора за судьбу нашей живой речи, которая звучит в ________________(предложение 26)».

Задание 2.

  • Что такое оксюморон?

  • Что такое метафора?

  • Что такое анафора?


Практическое задание

Прочитайте текст и запишите соответствующие средства художественной изобразительности, использованные автором. (рядом с примером название)
(1) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2) Потому что это дар данайцев. (3) В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа. (4) Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга, — фактически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьем и жуем, жуем, жуем…

(5) Телевидение — символ всей современной аудиовизуальной культуры. (6) Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он существует только как фантом. (7) И есть уже телевидеоманы, «электронные почтальоны», живые мертвецы, которые забыли о естественных потребностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них. (8) Умерли — и довольны. (9) Впереди — компьютерная наркомания, которую называют пока «пребыванием в виртуальной реальности».

(10) В подсознание — основную творческую лабораторию человека — попадает только то, что прошло через чувства. (11) Через чувства проходит прежде всего живое, непосредственное воздействие другого человека, природы, мира, а информационное воздействие затрагивает только мышление, «кору». (12) От хоккея по телевизору остается легкий поверхностный след, который, как след самолета, быстро рассеивается с новыми впечатлениями, смешивается с ними. (13) Хоккей на стадионе, даже наблюдение, а тем более собственную игру, помнит все тело, весь человек. (14) И так любые события. (15) По телевидению мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете — и слышали обо всем. (16) Но что это дает? (17) Общее впечатление без переживания. (18) «Мы многое из книжек узнаем, но истины передают изустно», — пел В. Высоцкий. (19) Многие удовлетворяются жизнью без истины — живут как наблюдатели, «рядом с бытием». (20)Некоторые уже и не нуждаются в переживании — роботообразные, другие, напротив, прибегают к искусственной имитации переживания — наркообразные. 21) Но ведь душа человеческая без чувств — уже не душа. (22) А человек разумный — разве в этом случае разумный?

(По В. Кутыреву)

Средства выразительности Примеры

1.«телевидеоманы, «электронные почтальоны»

2.«дар данайцев»

3.«роботообразные» — «наркообразные»

4.«мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете»

5.«смотрим, смотрим, в промежутках … жуем, жуем, жуем…»

6.«душа человеческая», «человек разумный»

7.«В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа»,

«мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам»

8.«неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга»

9.А человек разумный — разве в этом случае разумный?

10.«как невольники на галерах»

«существует только как фантом», «живут как наблюдатели»

11.(1) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2) Потому что это дар данайцев.

(15)По телевидению мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете — и слышали обо всем. (16) Но что это дает? (17) Общее впечатление без переживания.

12.«гибельная суть… «культуры», «величайшим даром цивилизации»

13.«живые мертвецы»

14.«Мы многое из книжек узнаем, но истины передают изустно», — пел В. Высоцкий.

15.«…через чувства. (11) Через чувства…»


Задание 3.

  • Что такое синекдоха?

  • Что такое градация?

  • Что такое риторический вопрос?


Практическое задание.

Прочитайте следующие фрагменты из рассказа Н. Гумилева «Скрипка Страдивари». Укажите, какие художественные средства позволяют ему добиться яркой выразительности (в каждом фрагменте назовите самое основное).
Текст

1. Мэтр Паоло Белличини писал свое соло для скрипки. Его губы шевелились, напевая, нога нервно отбивала такт, и руки, длинные, тонкие и белые, как бы от проказы, рассеянно гнули гибкое дерево смычка. Многочисленные ученики мэтра боялись этих страшных рук с пальцами, похожими на белых индийских змей… Беспомощно-неловкий, при своем высоком росте и худощавости он напоминал печальную болотную птицу южных стран.

…И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта. Громадные виолончели, лютни и железные пюпитры удивительной формы, как бредовые видения, как гротески Лоррэна, Калло, теснились в темных углах.

2. Скрипка, покорная и нежная, как всегда, смеялась и пела, скользила по мыслям, но, доходя до рокового предела, останавливалась, как кровный арабский конь, сдержанный легким движением удил. И, казалось, что она ласкается к своему другу, моля простить ее за непослушание. Тяжелые омы гордых древних поэтов чернели по стенам, сочувствовали скрипке и как будто напоминали о священной преемственности во имя искусства.

3. Внезапно его мозг словно бичом хлестнула страшная мысль. Что, если уже в начале его гений дошел до своего предела, и у него не хватит силы подняться выше? Ведь тогда неслыханное дотоле соло не будет окончено! Ждать, совершенствоваться? Но он слишком стар для этого, а молитва помогает только при создании вещей простых и благочестивых.

4. Внизу к потоку приходили стройные газели. Долго вслушивались, подняв свои грациозные головки, потом пили лунно-вспененную влагу.

5. Бумеранг оживает в злобной руке дикаря, летит, поворачивается и, разбив голову врагу, возвращается к ногам хозяина.

6. Еще оно тысячелетие такой же напряженной работы, и я навеки погружусь в печальные сумерки небытия.

Задание 4.

  • Что такое метонимия?

  • Что такое окказионализм?

  • Что такое гипербола?


Практическое задание

Прочитайте текст и отметьте номера неверно указанных средств выразительности:

(1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? (6)Кто…

(7)Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8)Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9)Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (10)Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…»

(11)Пакость чаще всего творится скрытно. (12)Если бы ее «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, все же иногда и при зрителе происходит и для него делается. (13)Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для нее почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.

(14)Пакость многообразна, границы ее бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. (15)Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

(16)Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать», «не переходить», «не шуметь», «не распивать». (17)И что же, пакостник унялся? (18)При-

тормозил? (19)Засовестился? (20)Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передовая, не годятся. (21)Тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!»

(22)И силу, добавлю я, всеобщую, народную!

(В. Астафьев)

1) риторические вопросы (1–5 пр.)

2) контекстные синонимы (10 пр.)

3) вопросно-ответная форма построения (16–20 пр.)

4) цитирование (10, 21 пр.)

5) парцелляция 17–19 пр.)

6) лексический повтор (20 пр.)

7) инверсия (21 пр.)

8) антитеза (7 пр.)

9) риторическое обращение (9 пр.)

10) просторечные слова (20 пр.)

11) контекстные синонимы (20 пр.)

12) эпитеты (12 пр.)

13) ряд однородных членов (16 пр.)

14) олицетворение (12)

15) контекстные антонимы (15 пр.)

16) градация (20 пр.)

17) анафора (2–6 пр.)

18) метонимия (11 пр.)

19) сарказм (4–5 пр.)

20) сравнительный оборот (14 пр.)

Задание 5.

  • Что такое эллипсис?

  • Что такое инверсия?

  • Что такое олицетворение?


Практическое задание

Прочитайте текст и укажите номера ошибочных утверждений.

(1)Хотите увидеть чудо? (2)Настоящее, живое, которое всегда рядом с вами? (3)Тогда не поленитесь весной в лесу присмотреться к тому, что вы, наверное, видели не раз.

(4)Вот упруго свернутыми кулечками пробились сквозь толщу прошлогодней листвы листья ландыша цвета изумруда и с наслаждением потягиваются, подставляя солнышку блестящие щёчки. (5)Рядышком — только не поленись, дружок, пригнись пониже! — зелёной гусеничкой, свернувшейся в колечко, выглядывает папоротник: стоит ли разворачиваться, не обожгут ли морозы? (6)Но солнышко ласковой ладошкой-лучиком коснулось его — и вот папоротник-гусеничка словно тянется за этой ладошкой, раскручивая своё колечко. (7)Их, таких колечек на стебельках, в кустике несколько, и не куст это даже — удивительно ажурная причудливая амфора у тебя на пути с изящно изогнутыми боками. (8)А что там, на пригорке растет, похожее на россыпь бирюзы небесного цвета? (9)Это лесные фиалки маленьким хороводом приветствуют приход весны. (10)Между ними — золотые цветки мать-и-мачехи, похожие на солнышки: даже в непогоду от них полянки светлые, теплые... (11) Наверное, эта алая божья коровка, яркой капелькой украсившая один таких цветков, потому и замерла: греется, засунув крохотные ножки в пушистую глубину теплой желтой звездочки…

(Я. Ольгина)

1. В 4, 5, 8, 9,10 предложениях используется сравнительный оборот.

2. 1 и 2-ое предложения построены по принципу синтаксического параллелизма.

3. В 7-ом предложении есть эпитеты.

4. В 10 предложении есть градация.

5. В 11 предложении используется метафора.

6. В 6-ом предложении есть лексический повтор.

7. В 4-ом предложении есть олицетворение.

8. В 10–ом предложении есть инверсия.

9. Первый абзац — вопросно-ответное построение.

10. В 11-ом предложении есть антитеза.

11. В 5-ом предложении есть риторическое обращение.

12. В 9-ом предложении используются контекстные синонимы.

13. В 5-ом предложении есть контекстные антонимы.

Задание 6.

  • Что такое оксюморон?

  • Что такое перифраз?

  • Что такое синтаксический параллелизм?


Практическое задание.

Отметьте, какое из указанных средств выразительности не использовано автором данного текста?
«Обыкновенная история» — первое произведение Гончарова — громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками. Потом на могучем отростке, один за другим, распускаются два великолепных цветка — «Обломов» и «Обрыв». Все три произведения — один эпос, одна жизнь, одно растение. Когда приближаешься к нему, видишь, что по его колоссальным лепесткам рассыпана целая роса едва заметных капель, драгоценных художественных мелочей. И не знаешь, чем больше любоваться — красотой ли всего гигантского растения или же этими мелкими каплями, в которых отражаются солнце, земля и небо.(Д. Мережковский)

а) эпитет;

б) олицетворение;

г) оксюморон;

д) развернутая метафора;

е) повтор;

ж)сравнительный оборот

з) ряд однородных членов
Задание 7.

  • Что такое эпитет?

  • Что такое парцелляция?

  • Что такое олицетворение?


Практическое задание.

Выполните задание В8 экзаменационного теста: прочитайте тексты и фрагменты сочинения по ним. В этих фрагментах рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в сочинениях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Текст

(1)Во время одной из записей рассказа о блокадных днях Ленинграда возник разговор, поразивший нас. (2)Рассказывала женщина, слушали ее дочь, зять, внуки.

(3)Та запись, о которой идет речь, была нелегкой, рассказ был тяжелым, и, видимо, младшим все эти подробности о бедах их семьи были неизвестны. (4)Они слушали внимательно, напряженно. (5)Первым не выдержал зять. (6)Он воскликнул:

— Зачем, ну зачем нужны были такие страдания? (7)Сдать надо было город. (8)Избежать всего этого. (9)Для чего людей было губить?

(10)Так просто, естественно вырвалось у него, с досадой на нелепость, на странность того, минувшего. (11)Поначалу мы не совсем поняли, что он имел в виду. (12)Ему было лет тридцать пять, казалось, он не мог не знать.(13) Потом мы сообразили, что мог.(14) То есть, вероятно, он где-то когда-то слыхал, читал о планах фюрера уничтожить, выжечь, истребить, но ныне все это стало выглядеть настолько безумным, фантастичным, что наверняка потеряло реальность.

(15)Время, минувшие десятилетия незаметно упрощают прошлое, мы разглядываем его как бы сквозь нынешние нормы права и этики.

(16)В западной литературе мы встретились с рассуждением уже иным, где не было недоумения, не было ни боли, ни искренности, а сквозило скорее самооправдание капитулянтов. (17)Там сочувственным тоном вопрошают: нужны ли были такие муки безмерные, страдания и жертвы подобные? (18)Оправданы ли они военными и прочими выигрышами? (19)Человечно ли это по отношению к своему населению? (20)Вот Париж объявили же открытым городом… (21)И другие столицы, капитулировав, уцелели. (22)А потом фашизму сломали хребет, он все равно был побежден — в свой срок…

(23)Мотив такой звучит напрямую или скрыто в работах, книгах, статьях некоторых западных авторов. (24)Как же это цинично и неблагодарно! (25)Если бы они честно хотя бы собственную логику доводили до конца: а не потому ли сегодня человечество наслаждается красотами и историческими ценностями Парижа и Праги, Афин и Будапешта да и многими иными сокровищами культуры, и не потому ли существует наша европейская цивилизация с ее университетами, библиотеками, что кто-то себя жалел меньше, чем другие, кто-то свои города, свои столицы защищал до последнего в смертном бою, спасая завтрашний день всех людей? (26)И Париж для французов, да и для человечества спасен был здесь — в пылающем Сталинграде, в Ленинграде, день и ночь обстреливаемом, спасен был под Москвой… (27)Той самой мукой и стойкостью спасен был, о которых повествуют ленинградцы.

(28)Когда европейские столицы объявляли очередной открытый город, была, оставалась тайная надежда: у Гитлера впереди еще Советский Союз. (29)И Париж это знал.(30) А вот Москва, Ленинград, Сталинград знали, что они, может быть, последняя надежда планеты…

(31)Москва и Ленинград обрекались фашистами на полное уничтожение — вместе с жителями. (32)С этого и должно было начаться широко то, о чем говорил Гитлер: «Разгромить русских как народ». (33)То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.

(34)Но подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения. (35)Нет, тут было другое: простое и непреложное желание защитить свой образ жизни. (36)Мы не рабы, рабы не мы, мы должны были схватиться с фашизмом, стать на его пути, отстоять свободу, достоинство людей.

(37)Вот в чем оправдание и смысл подвига Ленинграда, вот от чего ленинградцы и все наши люди спасали себя и человечество, от каких жертв и мук, ради чего шли на любые страдания, мучения, даже не помыслив об «открытых» городах.

(38)Чтобы оценить это, надо ощутить меру испытаний, вынесенных нашим народом.

(39)Сегодня новым поколениям, наверное, как раз и нужно как можно полнее, подробнее узнать, ощутить, что было до них. (40)Надо же им знать, чем все оплачено, надо знать о тех, кто сумел выстоять, об этих людях, не имевших оружия, которые могли лишь стойкостью своей что-то сказать миру.(41) Надо знать, какой бывает война, какое это благо — мир…

(По А. Адамовичу, Д. Гранину)
Задание 7 (продолжение)

Фрагмент рецензии.

«В истории бесконечных войн, которые вело человечество, не найти более трагической страницы: 900 блокадных дней Ленинграда вместили в себя невиданную стойкость, немыслимые страдания и величайшую силу духа его жителей. Под артиллерийскими снарядами и авиационными бомбами плавился гранит на набережных Невы, но не сдались те, чьё имя — ленинградцы. Однако некоторые западные авторы решили пересмотреть эту страницу Второй Мировой войны, и ________________________ (17–22 предложения) позволяет понять, что они подвергают сомнению. Невероятно, но такие циничные рассуждения принадлежат не одному человеку, и ____________________ («мотив такой звучит в работах, книгах, статьях» в 23 предложении ) наглядно это демонстрирует. Боль и обида авторов текста от подобной черной неблагодарности и беспамятства передана ________________ (предложение 24). Их чувства понятны: _______________ (предложение 25) должен заставить задуматься многих беспамятных и безнравственных «умников», почему оказались спасены от фашистского варварства европейские столицы и какой ценой это досталось русскому народу, особенно жителям так и не сдавшегося Гитлеру Ленинграда».

Список терминов:

1) эпитет

2) риторический вопрос

3) парцелляция

4) вопросно-ответная форма изложения

5) риторическое восклицание

6) ряд однородных членов

7) метафора

8) градация

9) риторическое обращение

Задание 8.

  • Что такое риторическое восклицание?

  • Что такое вопросно-ответная форма изложения?

  • Что такое диалектизм?


Практическое задание.

Выполните задание В8 экзаменационного теста: прочитайте тексты и фрагменты сочинения по ним. В этих фрагментах рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в сочинениях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Текст

(1)Барка, которую бурлаки поздней осенью тянули по реке Чусовой, вышла на большую воду, все отдыхали, но опасность плавания осложнялась осенними дождями.

(2)Из шестнадцати бурлаков Яков выделялся сразу как непутёвый человек. (3)Среднего роста, какой-то весь взъерошенный, кривой на один глаз — одним словом, не настоящий мужик, а так, как мякина в зерне.

(4)Однажды проснулся я от страшного шума, происходившего на барке. (5)Первая мысль была, что барка тонет. (6)Я выскочил из балагана и замер от изумления: происходило что-то невероятное до последней степени…

(7)Над баркой с гоготаньем тяжело кружились дикие гуси. (8)Обес-

силевшая птица, застигнутая ранним снегом, падала в воду. (9)До десятка гусей с какой-то отчаянной решимостью села прямо на барку. (10)Последнее было тем более удивительно, что дикий гусь — очень осторожная птица и не подпустит охотника на несколько выстрелов.

— (11)Лови, робя, бей!— галдели бурлаки, гоняясь за обессилевшей птицей.

(12)Работа была брошена, и на барке происходила настоящая свалка. (13)Меня поразил отчаянный вопль Яшки, который бегал по барке, как сумасшедший.

—(14)Братцы! (15)Родимые мои! (16)Што вы делаете? (17)Братцы, миленькие, не трожьте божью тварь! (18)Разве можно её трогать в этакое время? (19)Креста на вас нет, на окаянных… (20)Ах, братцы, грешно! (21)Вот как грешно!

(22)Проворнее всех оказалась одна из баб. (23)Она поймала уже двух гусей и лежала на них пластом. (24)Яшка накинулся на неё и отнял помятую, обезумевшую от ужаса птицу.

— (25)Што ты делаешь—то, дурья голова? (26)Вот я тебя расчешу… (27)Братцы! (28)Черти!

(29)Яшка ругался, как остервенелый, и в то же время гладил отнятых у баб гусей. (30)Бурлаки смутились, и некоторые уже выпустили пойманную птицу.

— (31)А сам-то, небось, стреляешь всякую птицу, — ответно ругалась обиженная баба. — (32)Сбесился, деревянный черт!

— (33)И стреляю, да! — орал Яшка, закипая новой яростью. — (34)Только не на перелётах…. (35)Я вольную птицу бью, которая в полной силе, а эта замерзлая. (36)Вот ты бурчишь, дура-баба, а того не знаешь, что убить человека грешно, а за убитого странника вдесятеро взыщется. (37)Так и с птичкой перелетной.(38) Птичка-то к нам насела — дескать: «Дадут передохнуть, а может, и накормят», — а ты навалилась на неё, как жернов. (39)В другое-то время разве она подпустила бы тебя?

— (40)В самом деле, братцы, не троньте божью птицу! — поддержал уже хрипевшего от волнения и крика Яшку старый сплавщик Лупан. — (41)Нехорошо! (41)Пускай передохнёт, а потом сама улетит. (42)Яшка-то правду говорит…

— (43)Ах, боже мой, да ведь грех-то какой! — умиленно повторял Яшка, обращаясь ко всем вообще. — (44)Вон какая смирная птичка… (45)Сама в руки идёт. (46)Только вот не говорит: «Устала, мол, я, притомилась, иззябла…» (47)А вы её бить!

(48)Выбившийся из сил гусиный косяк теперь покрывал Чусовую, точно живой снег. (49)Гуси не сторонились больше своего страшного врага — человека. (50)Те, которые попали на барку, успели отдохнуть и торжественно были спущены на воду к призывно гоготавшим товарищам.

(51)Яшка торжествовал и даже перекрестился, спуская последнего гуся.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Фрагмент рецензии.

«Поразительная картина, нарисованная автором текста, действительно впечатляет: ______________________ («точно живой снег» в 48 предложении) позволяет представить размеры обессилевшего гусиного косяка, который настолько устал, что потерял страх перед человеком:

_______________ («не сторонились …страшного врага» в предложении 49) характеризует обычные отношения диких гусей и людей.

Конечно, вызывает негодование поведение всех бурлаков, потерявших голову от невероятной, как им казалось, удачи, а поэтому безжалостно бросившихся уничтожать измученных птиц: ____________________

________________________(предложение 11) передает охотничий азарт, который охватил всех, кроме Якова. А что же он, «непутёвый человек», как он себя вёл? _________________________(предложения 17,20) помогают понять его добрую душу, увидеть искреннее желание Яшки спасти гусей, доверившихся людям.»

Список терминов:

1) анафора

2) синтаксический параллелизм

3) градация

4) сравнительный оборот

5) эпитет

6) ряд однородных членов

7) риторическое обращение

8) парцелляция

9) вопросно-ответное изложение

Похожие:

Что такое парцелляция? iconЧто такое актерская игра?
Снова здравствуйте, друзья. Я хочу рассказать вам, что такое актер. И доказать вам что эта гипотеза объективна
Что такое парцелляция? iconЛюбовь, стремление, жажда + ооф!а мудрость
К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично — материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует...
Что такое парцелляция? iconЧто такое стробизм?
Введение. Что такое стробизм. Возможности применения. Отличия от студийного света
Что такое парцелляция? iconЮридическая этика
Проиллюстрируйте на основе стихотворения В. В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" (см. Приложение 1) основные функции...
Что такое парцелляция? iconОпределите понятия: мегамир, макромир, микромир, наномир. Связаны ли они?
Что такое наномир? Что такое нанотехнология? Чем отличается наномир от нанотехнологий?
Что такое парцелляция? iconЧеловек Принцип удерживания человека в рамках правовых и моральных норм в племенах
Человек согрешил, вкусив запретный плод с древа познания добра и зла. Не послушался Отца – познавай. С рождения до самой смерти человек...
Что такое парцелляция? iconКнига А. А. Морозова «Русская стихотворная пародия (18-20в)»
А. З. Паперный, являющийся одновременно и литературоведом, и пародистом, не преминул ехидно спародировать саму попытку дать точную...
Что такое парцелляция? iconКнига А. А. Морозова «Русская стихотворная пародия (18-20в)»
А. З. Паперный, являющийся одновременно и литературоведом, и пародистом, не преминул ехидно спародировать саму попытку дать точную...
Что такое парцелляция? iconФилосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др...
К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично — материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует...
Что такое парцелляция? iconЧто такое рогейн?
Что такое рогейн? Рогейн это командное соревнование, целью которого есть взятие точек на местности за очки(КП). Каждый кп имеет свою...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница