Методические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий Семинарское занятие №1


Скачать 253.83 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий Семинарское занятие №1
страница1/2
Дата публикации01.07.2013
Размер253.83 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий
Семинарское занятие № 1.

Понятие системы. Система управления и ее составляющие.

Цель: рассмотреть сущность понятия «система»; рассмотреть основные свойства систем и подходы к управлению системами; раскрыть понятие «система управления» и определить основные составляющие системы управления.

Форма проведения: семинарское занятие № 1.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность понятия «система». Виды систем.

  2. Основные свойства системы.

  3. Модель системы.

  4. Кибернетический подход к управлению системами.

  5. Синергетический подход к управлению системами.

  6. Значение информации при управлении системами.

  7. Отношения управления.

  8. Система управления и ее составляющие (управляемая и управляющая подсистемы).

  9. Основные подсистемы управляемой системы по функциональному признаку (техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная подсистемы).

Литература:

  1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М, 2003.

  2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2003.

  3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М., 2002.

  4. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003 г.


Семинарское занятие № 2. Содержание и сущность понятий «менеджмент» и «управление». Цель, задачи и содержание менеджмента.

Цель: выявить сущность понятий «менеджмент» и «управление»; определить основную цель и задачи менеджмента; рассмотреть менеджмент как науку и искусство.

Форма проведения: семинарское занятие № 2.

Вопросы для обсуждения:

  1. Раскройте содержание и сущность понятий «менеджмент» и «управление». Выделите в этих понятиях общие и отличительные черты.

  2. Докажите, что менеджмент одновременно наука и искусство управления.

  3. Сформулируйте основные задачи менеджмента.

  4. Основные направления содержания менеджмента.

  5. Сущность понятия «предприниматель» и ее отличие от понятия «менеджер».

Литература:

  1. Справочник менеджера / Под редакцией проф. Уткина Э.А. – М., 1998.

  2. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М., 1999.

  3. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М, 2003.

  4. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М, 2003.

  5. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2003.

  6. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М., 2002.

  7. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003 г.


Семинарское занятие № 3. Менеджмент как вид человеческой деятельности.

Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров.

Цель: рассмотреть менеджмент как вид человеческой деятельности; выявить характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров; охарактеризовать особенности менеджмента отдельных видов деятельности.

Форма проведения: семинарское занятие № 3

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему менеджмент относят к виду человеческой деятельности?

  2. Что является субъектом и объектом менеджмента?

  3. Философско-этические требования к личности менеджера.

  4. Рассмотрите и охарактеризуйте уровни управления (низший, средний, высший).

  5. Проанализируйте характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров.

  6. Проанализируйте характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджера высшего звена (руководителя организации).

  7. Рассмотрите и проанализируйте десять управленческих ролей по Минцбергу.

  8. Особенности менеджмента отдельных видов деятельности: производственный менеджмент; инновационный менеджмент; управление маркетингом; управление персоналом и т.д.

Литература:

  1. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя. – М., 2001.

  2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2003.

  3. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М, 2003.

  4. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В.Томилова. – М., 2003.

  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М, 2002.

  6. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М., 1999.


Семинарское занятие № 4 – 5. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента; школы менеджмента.

Цель: рассмотреть основные этапы в развитии науки и практики управления; дать характеристику основным положениям различных школ менеджмента и применяемых подходов к управлению.

Форма проведения: семинарское занятие № 4 – 5.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите и охарактеризуйте управленческие революции в истории человечества.

2. Основные школы менеджмента:

    • Научная школа управления (рационалистическая школа). Принципы научного управления Ф.У. Тейлора, работы Л. и Ф. Гилберт, Г.Гантт, Г. Эмерсон, Г.Форд и др.

    • Классическая школа управления (школа административного управления). А. Файоль., Л.Урвик., М.Вебер.

    • Школа человеческих отношений в менеджменте. Э. Мэйо. М.П. Фоллетт, Г.Мюнспгербергер.

3. Основные подходы в менеджменте:

Поведенческий подход.

Количественный подход.

Процессный подход.

Системный подход.

Ситуационный подход.

Литература:

  1. Справочник менеджера / Под редакцией проф. Уткина Э.А. – М., 1998.

  2. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М., 2000.

  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М., 2002.

  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М, 2002.

  5. История менеджмента / Под ред. Д.В. Валового. – М., 1997.

  6. Кравченко А.И. История менеджмента Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002.

  7. Чудновская С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. – СПб., 2004.

  8. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2003.

  9. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М, 2003.


Семинарское занятие № 6.

Развитие отечественной теории и практики управления.

Цель: рассмотреть: основные этапы в развитии отечественной науки и практики управления; особенности современного зарубежного и российского менеджмента и определить основные направления их дальнейшего развития.

Форма проведения: семинарское занятие № 6.

Вопросы для обсуждения:

  1. Интерес в России к зарубежной теории и практике менеджмента в начале ХХ века.

  2. Советский период в развитии науки и практики управления (20-е годы ХХ века.

  3. Советский период в развитии науки и практики управления (30 – 80-е годы).

  4. Особенности стилей международного менеджмента:

    • японского;

    • американского;

    • европейского.

  1. Российский менеджмент в 90-е годы ХХ века.

  2. Направление развития менеджмента в России в ХХI веке.

Литература:

  1. История менеджмента / Под ред. Д.В. Валового. – М., 1997.

  2. Кравченко А.И. История менеджмента Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002.

  3. Чудновская С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. – СПб., 2004.

  4. Справочник менеджера / Под редакцией проф. Уткина Э.А. – М., 1998.


Семинарское занятие № 7.

Законы, закономерности, принципы и методы менеджмента.

Цель: раскрыть сущность законов, закономерностей, принципов и методов, применяемых в менеджменте.

Форма проведения: семинарское занятие № 7.

Вопросы для обсуждения:

  1. Законы менеджмента.

  2. Закономерности менеджмента.

  3. Эволюция принципов в менеджменте (Ф.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон).

  4. Принципы современного менеджмента.

  5. Принципы руководства по В.И. Ленину.

  6. Принципы руководства по Джек Дункану.

  7. Методы менеджмента. Классификация методов менеджмента.

  8. Методы менеджмента по их содержанию:

    • организационные;

    • административные;

    • экономические;

    • социальные;

    • психологические.

Литература:

  1. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя. – М., 2001.

  2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2003.

  3. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М, 2003.

  4. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В.Томилова. – М., 2003.

  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М, 2002.

  6. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М., 1999.


Семинарское занятие № 8.

Организация. Организация как система.

Цель: выявить сущность понятия «организация»; познакомить студентов с основными видами и типами организаций; рассмотреть организацию как систему.

Форма проведения: семинарское занятие № 8.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность понятия «организация». Виды организаций.

  2. Основные законы жизни организации.

  3. Организационно-правовые формы хозяйственных организаций Российской Федерации (характеристика коммерческих и некоммерческих организаций).

  4. Назовите основные типы организаций.

  5. Механические (бюрократические) организации.

  6. Органические (адаптивные) организации.

  7. Сравнительная характеристика механических и органических организаций.

  8. Организация как система. Внутренняя и внешняя среда организации.

  9. Связи и отношении в системных компонентах организации.

Литература:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М., 2002.

  2. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М., 2000.

  3. Справочник менеджера / Под редакцией проф. Уткина Э.А. – М., 1998.

  4. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М., 1999.


Семинарское занятие № 9.

Внутренняя среда организации. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия.

Цель: охарактеризовать внутренние переменные организации; рассмотреть общую характеристику внешней среды организации и проанализировать переменные внешней среды прямого и косвенного воздействия.

Форма проведения: семинарское занятие № 9.
Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризовать внутренние переменные организации (цели, структура, задачи, технологии, люди (персонал)).

  2. Проанализируйте классификацию технологии по Вудворд и Томпсону.

  3. Выявить значение внешней среды организации. Дать общую характеристику взаимодействия организации с внешней средой (сложность, динамизм, неопределенность).

  4. Дать характеристику переменным внешней среды прямого воздействия (поставщики ресурсов; потребители продукции и услуг; конкуренты; государственные органы и нормативные акты).

  5. Дать характеристику переменным внешней среды косвенного воздействия (технологии, состояние экономики, социокультурные и правовые факторы, международная среда и т.д.).

Литература:

  1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2003.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М, 2002.

  4. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. Басовского. – М., 2003.


Семинарское занятие № 10.

Цели и функции менеджмента

Цель: выявить сущность понятий «целепологание», «миссия», «философия организации», «цель»; научить студентов строить «дерево целей».

Форма проведения: семинарское занятие № 10.

Вопросы для обсуждения:

  1. Раскройте сущность понятия «миссия» в широком и узком смысле слова.

  2. В чем заключается значение миссии для организации, зачем она формулируется?

  3. Приведите примеры формулировок миссии.

  4. Сущность философии организации и ее основные разделы.

  5. Приведите примеры философий организации.

  6. Стратегия и тактика организации.

  7. Раскройте сущность понятия «цель».

  8. Какие требования предъявляются к целям управления?

  9. Приведите классификацию целей менеджмента.

  10. Приведите примерные формулировки целей функциональных подсистем коммерческих организаций.

  11. Раскройте сущность процесса установления и выработки целей.

  12. Охарактеризуйте фазы процесса выработки целей.

  13. В чем заключается технология построения дерева целей?

Литература:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М, 2002.

  3. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2003.

  4. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. Басовского. – М., 2003.

  5. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М., 1999.

  6. Управление персоналом организации Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – М., 2002.


Семинарское занятие № 11. Функции менеджмента

Цель: раскрыть сущность понятия «функция управления» и рассмотреть характеристику общих функций управления.

Форма проведения: семинарское занятие № 11.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы понимаете под понятием «функция управления»?

  2. Классификация функций управления по А.Файолю и их краткая характеристика.

  3. Классификация функций управления.

  4. Характеристика функций управления по признаку участия в организации управления (планирование, организация, мотивация, контроль и т.д.).

  5. Выделите функции по сфере деятельности.

  6. Функции управления по Гарри Десслеру.

  7. Функции управления по Джону Адаиру.

  8. Рассмотрите алгоритм выполнения функций менеджмента в технологической последовательности управления.

Литература:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М, 2002.

  3. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2003.

  4. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. Басовского. – М., 2003.

  5. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М., 1999.

  6. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя. – М., 2001.


Семинарское занятие № 12

Функции менеджмента: планирование (стратегические и тактические планы)

Цель: выявить сущность содержание функции «планирование»; рассмотреть технологию разработки стратегического планирования; выявить сущность концепции управления по целям (результатам).

Форма проведения: семинарское занятие.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность и содержание функции планирование.

  2. Классификация планов (виды планов в организации).

  3. Принципы планирования.

  4. Сущность стратегического планирования и его основные этапы.

  5. Стратегическое и планирование и успех организаций.

  6. Разработка стратегического плана, его основные этапы.

  7. Метод анализа внутренней среды в связи с внешней средой (SWOT-анализ).

  8. Инструменты реализации стратегического плана (тактика, политика, процедуры, правила).

Литература:

  1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2003.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М, 2002.

  4. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. Басовского. – М., 2003.

  5. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М., 1999.


Семинарское занятие № 13

Функции менеджмента: организация. Делегирование полномочий.

Цель: выявить сущность содержание функции организации и ее основные задачи, раскрыть сущность понятия «делегирование полномочий» и выявить эффективность процесса делегирования.

Форма проведения: семинарское занятие.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность функции «организация».

  2. Основные задачи функции организации.

  3. Сущность понятий «делегирование», «полномочия» и «делегирование полномочий».

  4. Линейные полномочия.

  5. Штабные (административные) полномочия. Типы штабных аппаратов.

  6. Области делегирования и функции, задачи, полномочия, которые не делегируются.

  7. Эффективность распределения полномочий в организации.

  8. Причины нежелания руководителей делегировать полномочия и причины подчиненных блокировать делегирование полномочий.

Литература:

  1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2003.

  2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М, 2003

  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М., 2002.

  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М, 2002. – С. 307 – 327.


Семинарское занятие № 14.

Организационные структуры управления.

Цель: раскрыть сущность понятия организационной структуры управления; проанализировать различного типа организационные структуры, выявить и положительные и отрицательные стороны построения.

^ Форма проведения: семинарское занятие.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие организационной структуры.

  2. Типы организационных структур. Структура, достоинства и недостатки построения:

    1. традиционные

  • линейная;

  • функциональная;

  • линейно-функциональная;

  • линейно-штабная;

    1. дивизиональные;

    2. матричные.

Литература:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М., 2002.

  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М, 2002. – С. 307 – 327.

  3. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2003.

  4. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М, 2003.

  5. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова – М., 2003.

  6. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М., 1999.


Семинарское занятие № 15.

Проектирование организационных структур управления.

Цель: проанализировать подходы к проектированию оргструктур управления; рассмотреть и выявить достоинства и недостатки классического и поведенческого подходов к формированию оргструктур управления; познакомить студентов с проектированием систем управления с помощью методики реинжирования.

Форма проведения: семинарское занятие.

Вопросы для обсуждения:

  1. Подходы к проектированию организационной структуры управления.

  2. Виды создаваемых подразделений в организации.

  3. Требования к построению рациональных структур управления.

  4. Традиционный классический и частично поведенческий подходы к формированию оргструктуры управления.

  5. Преимущества и недостатки систем управления организаций, использующих органическую структуру.

  6. Проектирование гибких оргструктур управления с помощью методики реинжиниринга.

Литература:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М., 2002.

  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М, 2002. – С. 307 – 327.

  3. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2003.

  4. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М, 2003.

  5. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова – М., 2003.

  6. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М., 1999.


Семинарское занятие № 16.

Ключевые понятия мотивации и основы организации мотивационного процесса в менеджменте

Цель: рассмотреть и выявить сущность ключевых понятий мотивации (потребности, мотив, мотивация, стимул, стимулирование, мотивирование) и основ организации мотивационного процесса.

Форма проведения: семинарское занятие.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность понятия и процесса «мотивация».

  2. Ключевые понятия мотивации: потребности.

  3. Ключевые понятия мотивации: мотив.

  4. Ключевые понятия мотивации: мотивирование.

  5. Ключевые понятия мотивации: стимул.

  6. Ключевые понятия мотивации: стимулирование.

  7. Сущность мотивационного процесса в узком и широком смысле.

Литература:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М., 2002.

  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М, 2002. – С. 307 – 327.

  3. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2003.

  4. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М, 2003.

  5. Справочник менеджера / Под редакцией проф. Уткина Э.А. – М., 1998.


Семинарское занятие № 17.

Основные теории мотивации: содержательные и процессуальные

Цель: рассмотреть и выявить сущность основных содержательных и процессуальных теорий мотивации.

Форма проведения: семинарское занятие.

Вопросы для обсуждения:
  1   2

Похожие:

Методические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий Семинарское занятие №1 iconПланы семинарских занятий 2 планы семинарских занятий для студентов...
Цель: Изучить структуру окружающей среды, основные среды жизни. Изучить типы биотических взаимоотношений
Методические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий Семинарское занятие №1 iconТемы семинарских занятий и задания к ним семинарское занятие №1....
Семинарское занятие №1. Возрастная психология и ее место в системе наук о человеке
Методические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий Семинарское занятие №1 iconТемы семинарских занятий по дисциплине «психология управления» Семинарское...
Семинарское занятие Мотивация как функция управления и ее психологический базис
Методические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий Семинарское занятие №1 iconМетодические указания по выполнению практических занятий для студентов...
Теория электрических цепей: Методические указания по выполнению практических занятий / В. Р. Комельков. Екатеринбург: Уртиси гоу...
Методические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий Семинарское занятие №1 iconМетодические указания к изучению дисциплины, планы семинарских занятий,...
Нятий, методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию, выполнению самостоятельной работы и зачёту для студентов 1-го...
Методические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий Семинарское занятие №1 iconМетодические указания по выполнению практических (семинарских) занятий 155
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан к э н., старшим преподавателем Джондельбаевой А. С
Методические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий Семинарское занятие №1 iconМетодические указания по выполнению практических (семинарских) занятий 117
Учебно-методический комплекс дисциплины обучающегося разработан к э н., доцентом Омаровой А. К
Методические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий Семинарское занятие №1 iconМетодические рекомендации к выполнению практических занятий Методические...
Задания для самостоятельной работы студентам заочной формы обучения учебной дисциплине
Методические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий Семинарское занятие №1 iconМетодические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских
Занятие Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности. Методы изучения профессиональной деятельности
Методические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий Семинарское занятие №1 iconМетодические указания к выполнению задания «Проекционное черчение»
Методические указания предназначены для студентов первого курса, начинающих изучать инженерную графику. Содержат рекомендации по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница