Программа дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400 «Журналистика» Дневной формы обучения


Скачать 134.1 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400 «Журналистика» Дневной формы обучения
Дата публикации01.07.2013
Размер134.1 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Литература > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА

Рабочая программа дисциплины
Для специальности № 021700 «Филология», 021400 «Журналистика»

Дневной формы обучения

Красноярск 2009


Одобрено на заседании кафедры русской и зарубежной литературы
Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы

Ковтун Н. В._________________

«_____»_________________2008 г.

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Филология», «Журналистика»



УДК (ББК)

Автор-составитель проф. Ковтун Н.В.

^ Лекций – 32 ч. Семинары 32 ч.
История отечественной литературы первой половины ХХ века (после 1917 года) включает в себя весомую часть русской литературы рубежа ХIХ-ХХ веков, литературы русского зарубежья и литературы русского андеграунда, русской советской литературы. Следует иметь в виду, что в разные периоды истории русской литературы характер ее взаимоотношений с литературой многонациональной и русской (эмигрантской, рубежа веков, маргинальной) не мог оставаться неизменным. Эти обстоятельства должны найти отражение при характеристике того или иного периода истории отечественной литературы.

Материал представлен хронологически, названы темы лекций и семинарских занятий. В конце программы даны списки художественной и научной литературы, вопросы к зачету (экзамену).

^ Темы лекций
Вводная лекция (2 ч.)

Влияние Октябрьской революции на судьбу русской культуры. Формирование трех потоков русской литературы: русского Зарубежья, литературы внутреннего сопротивления и собственно советской литературы. Этапы их развития.

Литература каждого из потоков в отношении к традиции критического реализма.

Место произведений социалистического реализма в советской литературе.

Неправомерность взгляда на 1917 год как определивший собственно литературный процесс. Общая характеристика литературы первой половины ХХ века по периодам: 1890-е - начало1920-х годов; 1920-е – начало 30-х годов; начало 30-х годов – первая половина 50-х годов.

Основные художественные системы литературы первой половины ХХ века.
^ Общая характеристика общественно-литературной жизни 1890-х - 1920-х годов (2 ч.)

Традиционные темы и образы русской классики в литературе 1890-х годов. Завершение цикла модернизма. Осознание революции как онтологического переворота бытия. Утопия как мировоззренческий стержень постреволюционных лет.

Литературная борьба 1920-х. Возникновение двух потоков русской литературы (внутри Советской России и за рубежом). Судьбы дооктябрьских поэтических школ. Литературные группировки: Серапионовы братья, ЛЕФ, ЛЦК, РАПП, ОБЭРИУ и др. Эстетическая полифония. Период диктатуры РАПП (1929 – 1931 гг.).

Кризисное состояние советской литературы в конце 20-х гг., формирование литературы «внутреннего сопротивления». Творческие судьбы Б. Пильняка, Е. Замятина, М. Булгакова, А. Платонова. Статьи М. Горького «О трате энергии». Письма М. Булгакова и Е. Замятина Сталину. Культурная политика партии. Роспуск РАПП. Подготовка к первому съезду писателей
^ Образ революции и революционного народа в прозе 20-х годов (2 час.)

Тема борьбы двух миров, определившая своеобразие сюжетов и конфликтов прозы 20-х годов о революции. Разные подходы писателей к решению главных проблем времени: интеллигенция и революция, личность и коллектив, стихийность и революционное сознание.

«Железный поток» А. Серафимовича. Историческая основа повествования, его значение как претекста соцреализма. Образ вождя и массы. Проблема стихии и методы ее ограничения.

«Конармия» И. Бабеля. История Конармии, увиденная глазами интеллигента. Образ интеллектуала и его судьба в революции. Проблема насилия. Своеобразие формы и языка произведения.

«Разгром» А. Фадеева. Роман как канонический текст новой советской литературы. Два полюса произведения – Морозка и Мечик. Проблема формирования новой личности. Стихийное и сознательное в революции. Образ вождя. Позиция нарратора.

«Белая гвардия» М. Булгакова. Взаимопроникновение исторического и семейного начала. Символическая природа образов Дома и Города. Их место в развитии тем покоя - хаоса, реального – призрачного, преходящего – вечного.

«Барсуки» Л. Леонова. Тема революции и крестьянства. Трагический образ мира, в котором невозможно свободное самоопределение личности. Идеалы народа, их столкновение с идеей революции. Герои как идеологи противоположных лагерей и путей развития Руси (цивилизационного и природного).
^ Проблема «нового человека» в прозе 20-х годов (2 ч.).

Тема «нового человека» и «нового мира». Идея преодоления природного начала в мире и человеке во имя торжества социальной идеи – творчество А. Толстого, Л.Сейфуллиной («Виринея»). Проблема вхождения героя революции и гражданской войны в мирную действительность. Романтическое сознание и его драматические судьбы в рассказах А. Толстого («Голубые города», «Гадюка»),

Поэтизация мужицкого бунта в романе Б. Пильняка «Голый год». Идея «скифства» и отрицание христианства. Тема вырождения дворянства, необходимости «оздоровления нации».

Модернистская поэтика в романе Ю. Олеши «Зависть». Моделирование условий реальности. Герои как типы сознания и как протагонисты идей времени. Дуализм художественной модели мира, проблема двойничества. «Машинные идеалы» и «заговор чувств». Мотив совершенствования человека и артистическое существование.

Проблема героя в романе Ф. Гладкова «Цемент». Система персонажей, позиция автора. Место общественного и личного в жизни героев. Различные модели человеческой самореализации, представленные в тексте. Образ интеллигенции. Своеобразие реализации архаических и православных мотивов.
^ Утопия и антиутопия в литературе 20-х – 30-х годов (2 ч.)

Разные аспекты и уровни социального прогнозирования: общая модель государства будущего, взаимоотношения личности и власти. Разнообразие жанровых и стилистических решений проблемы. Диалог утопии и антиутопии.

Роман «Мы» Е. Замятина. Роман-антиутопия, критерии метажанра, обращение к традиции отечественного утопизма. Гротескный образ Единого Государства и его граждан. Образ главного героя. Женские образы и их роль в общей концепции автора. Диалектика «я» и «мы». Тема великого инквизитора. Философия истории Замятина: развитие мира как чередование фаз энтропии и энергии. Влияние романа на развитие западной антиутопии (О.Хаксли, Дж. Оруэлл и др.).

«Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка. Проблема личность и режим. Механизм уничтожения личности, основанный на подчинении догме партийной дисциплины. Проблема ложно понятого долга.

Повесть «Собачье сердце» М. Булгакова. Мифология и идеология текста. Антиутопические интенции. Система персонажей, открытие «феномена Шарикова». Гротескный образ революционного народа, критический взгляд на роль интеллигенции.
^ Творческий путь Андрея Платонова. «Чевенгур». «Котлован» (2 ч.)

Становление Платонова-художника: разнородность и противоречивость идеологических и философско-эстетических влияний, преломление идей «Философии общего дела» Н. Федорова. «Сюжет спасения» как инвариантный для прозы писателя, осмысление Платоновым в конце 1920-начале 1930-х гг. механизмов и последствий воплощения советской Утопии. Своеобразие художественного мышления Платонова (интерпретация по двум семантическим кодам, блуждание «точки зрения» (Е. Толстая), сосуществование утопических и антиутопических интенций). Принципы платоновского образотворчества, особенности стиля.

Роман «Чевенгур»: социально-историческое и религиозно-мифологическое «измерения» сюжета. Апокалиптическое мирочувствие героев – «рыцаря революции» Степана Копенкина и «правдоискателя» Саши Дванова. Способы преодоления сиротства и смерти чевенгурскими коммунарами, крах этих устремлений. Онтологическая бездомность – закономерный итог воплощения утопии.

Повесть «Котлован». Строительство «общепролетарского дома» – ведущий сюжетообразующий мотив произведения. Самоопределение героев по отношению к проекту «вечного дома». Система персонажей повести. Инверсия мотива утопического строения. Семантика финала – перевернутый вариант единения живых и мертвых, отцов и детей.

Повесть «Впрок» и ее роль в дальнейшей творческой судьбе А. Платонова. Резкая критика произведений писателя на рубеже 20-х – 30-х годов. Мотивы и образы «Чевенгура» и «Котлована» и их трансформация в «Ювенальном море». Своеобразие метода и языка А. Платонова.
^ Сатира 20-х гг. Художественный мир М. Зощенко (2 ч.)

Расцвет сатирических жанров: публицистика (М. Кольцов, М. Булгаков и др.), рассказ (М. Зощенко, В. Катаев и др.), повесть («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» М. Булгакова, «Город градов» А. Платонова и др.) роман («Двенадцать стульев», «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова и др.), драматургия («Клоп» и «Баня» В. Маяковского, «Зойкина квартира» М.Булгакова, пьесы Н. Эрдмана).

Открытие М. Зощенко образа массового человека как главного героя современности. Жанр комического сказа. Бытовая конкретность в изображении обывательского мира. Пародийный язык. Ирония и правда чувств. Драматическая судьба писателя в последние годы.
^ Поэзия 20-х гг. (Общая характеристика) (2 ч.)

Поэты дореволюционных поэтических школ. Пути освоения ими новой действительности. Концепция революции и тема милосердия в поэзии М. Волошина (Сб. «Демоны глухонемые»), стихи, обращенные к эмиграции, А. Ахматовой («Мне голос был», «Не с теми я»), поэтические утопии В. Хлебникова (поэмы «Ладомир», «Ночь перед советами»), верность принципам акмеистской эстетики Н. Гумилева (ст. «Заблудившийся трамвай»). Символистская концепция бытия в раннем творчестве Б. Пастернака («Сестра моя – жизнь», «Темы и вариации»).

Пролетарские поэты (Н. Герасимов, В. Кириллов, В. Александровский, В. Казин и др.). Тема энергии масс, созидания «нового мира». Концепция будущего. Историзм и утопические иллюзии. Идея «мировой революции» и космизм. Творчество А. Гастева (сб. «Поэзия рабочего удара»).

Новокрестьянская поэзия (Н. Клюев, П. Орешин, С. Есенин, С. Клычков и др.). Мифологизм в поэзии Н. Клюева и С. Есенина. Драматическая поэма «Страна негодяев». Философские мотивы в лирике С. Есенина 20-х годов.
^ Творчество М. Горького после Октября (2 ч.)

Культурная и общественно-литературная деятельность М. Горького после Октября. Горьковская идея активной личности, создающейся сопротивлением среде. Решение проблемы «интеллигенция и народ».

Роман «Дело Артамоновых». Образ уходящего мира, разложения прежнего социального порядка, в котором невозможна подлинная реализация личности. Сущность самгинщины как социального явления (роман «Клим Самгин»).

Проблематика «Несвоевременных мыслей». Идея несвоевременности революции в России, необходимости периода культурного строительства как подготовительного этапа к революции социальной. Темы интеллектуализма, сохранения культуры. Предельно критическое отношение Горького к крестьянству.

Оценка личности М. Горького и его творчества в мемуарной литературы (мемуары Ю. Анненкова, И. Бунина, Н. Берберовой, А.Орлова, В. Ходасевича, К. Чуковского и др.).
^ Общая характеристика литературы русского Зарубежья первой волны эмиграции (2 ч.)

Причины, хронология, география и состав первой волны литературной эмиграции. Круг основных дискуссионных вопросов: оценка революции и ее последствий, новая Россия и отношение к ней, возвращение на родину либо пребывание в «чужом» мире, проблематичность творчества в иноязычной и инокультурной среде. Общественно-культурная жизнь эмиграции, своеобразие литературного процесса. Столкновение разных политических и эстетических платформ. Основные периодические издания.

Осмысление опыта изгнанничества в творчестве писателей старшего и младшего поколений. Роль мемуарно-автобиографического жанра, специфика художественного воплощения утраченной России («Лето Господне» И. Шмелева, «Жизнь Арсеньева» И. Бунина, «Детство Никиты» А. Толстого). Традиции русской классической литературы, связь с «серебряным веком» и русской философско-эстетической мыслью рубежа веков. Экзистенциальная проблематика прозе писателей младшего поколения (В. Набоков, Г.Газданов).
^ Творчество И. Бунина после Октября (2 часа)

Грани художественного мира И.А. Бунина: «прапамять», «выход из цепи», «повышенное чувство жизни», человек в его «утробной сущности», Восток как «прародина», живописно-орнаментальный характер стиля.

Эстетика Бунина: традиции Л. Толстого и А. Чехова, полемика с Ф. Достоевским. Бунин в контексте Серебряного века: отношение к модернизму; Бунин и Горький. Периодизация творчества И.А. Бунина. Рассказы 90-х гг. Эволюция прозы Бунина в начале XX века: от «Антоновских яблок» к «Деревне» и «Суходолу».

Национальный характер, культурная традиция и историческое прошлое как предмет художественного анализа. Бунин и Октябрьский переворот: «Окаянные дни». Бунин в эмиграции: «феноменологический роман» «Жизнь Арсеньева», цикл «Темные аллеи».
^ Творчество В. Набокова. Общая характеристика (2 ч.)

Общая характеристика творчества Набокова, периодизация. Произведения «русского» периода (романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь» и др.). Творческая позиция В. Набокова: отрицание «социальных обязательств», неприятие «нарочитого морализаторства», провозглашение литературы прежде всего «феноменом языка» и др. Миф Набокова о России.

Роман «Машенька». Тема двоемирия. Образ Машеньки – символа исчезнувшей Руси. Образ главного героя в системе персонажей романа. Своеобразие художественного решения темы пошлости.

«Приглашение на казнь». Мир пошлости, оформившийся в романе в тоталитаризм. Образ героя. Тема «Другого» и ее художественное решение. Художественная структура романа. Скрытый диалог романа со стереотипами тоталитарного искусства. Концовка романа – финал русского метаромана В. Набокова.

Судьба произведений Набокова в отечественном и западном литературоведении.


^ Общая характеристика литературного процесса 30-х – первой половины 50-х годов. Доктрина социалистического реализма (2 ч.)

Первый съезд писателей. Формирование доктрины социалистического реализма. Истоки нормативной поэтики. Роль М. Горького в утверждении ценностей советской культуры. Периодизация литературы соцреализма. Основные жанровые дефиниции (производственный роман, пьеса, поэма). Образ героя – вождя, преобразователя. Роль мифологии гностицизма в ортодоксальной советской литературе. Художественные проекты советской государственности и «советского гедонизма». Возникновение теорий нормативизма, лакировки действительности, бесконфликтности.

К 1950-м соцреалистическая утопия лишается признака креативности. Фаза самопародийности канона. Появление новых тем (плена, гибели русской деревни) и героев: кающийся коммунист («Прощай, Гульсары»), коммунист-приспособленец (образ Грацианского в «Русском лесе»). Сам термин «соцреализм» либо расширяется до утраты всякой определенности, либо признается востребованным в качестве обозначения лишь одного, но далеко не единственного метода советской литературы.

Итоги утопического социализма. Советское искусство 1940 – 1950-х.
^ Творчество М. Шолохова. Роман «Тихий Дон» (2 ч.)

Творческая история романа «Тихий Дон». Изображение казачьего мира и его судьбы в эпоху социально-исторических катаклизмов, взгляд на Гражданскую войну как на братоубийство. Жанровая природа произведения, его мотивная структура («природные» образы-символы – Дон, степь, солнце и др., образы гибели и распада социального мира). Образ Григория Мелехова, финал его жизненных поисков как опровержение биографического нарратива соцреализма, полемика о герое в научно-критической литературе. Женские образы романа. Образы коммунистов (Штокман, Бунчук, Кошевой) как «чужих» либо «отчуждаемых» народной средой. Своеобразие воплощения авторского «Я».
^ Творчество М. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» (2 ч.)

«Мастер и Маргарита» - вершина художественных достижений писателя. Творческая история романа. Жанровая уникальность: роман в романе. Судьба гуманиста в истории человечества как связующая тема «романов», определившая их органическое единство. Образ Иешуа. Проблема «доброй воли» и «категорического императива». Трагизм непонятости при жизни. Понтий Пилат. Трагедия мук совести и полудобра. Мастер и Иешуа. Мастер и Маргарита. Развитие М. Булгаковым в романе традиций «фантастического реализма». Сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности. Критическое изображение литературной среды 20-30-х годов. Тайнопись в романе.
^ Литература Великой Отечественной войны (2 ч.)

Поэзия военных лет. Образ войны и воина в поэзии А. Твардовского, А. Ахматовой, М. Светлова, К. Симонова. Мотивы народного праведного гнева, мести, подвига и как важнейший мотив жертвы.

Война и поэзия «фронтового» поколения. Формирование нового мироощущения человека на войне как лишенного всех традиционных жизненных опорий. Чувство неповторимости судьбы и ее вписанность в судьбу поколения. Сиихи: С Гудзенко, С. Орлова, А. Межирова, М. Дудина.

«Василий Теркин» А. Твардовского. Образ главного героя и его связанность с традицией представления народа в русской классической культуре. Собирательность и конкретность образа. Структура книги. Образ Теркина в системе персонажей. Позиция нарратора. Трагическое и комическое в тексте.

Проза о войне. Героико-романтическая и реалистическая линия в изображении военных событий. Идея единения народа. Воплощение образа национального характера в произведениях А. Платонова, Л. Леонова.

К. Воробьев «Это мы, господи». Бесчеловечный образ войны. Биологическое и социальное в человеке. Проблема утраты смысла бытия в нечеловеческих обстоятельствах и формы экзистенциального противостояния хаосу. Повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда», художественный процесс дегероизации войны, натурализм в изображении батальных сцен. Идеология «окопной правды».

Похожие:

Программа дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400 «Журналистика» Дневной формы обучения iconПрограмма гак по специальности 021400 журналистика
Программа государственного экзамена по теории и истории журналистики (специальность 021400 – Журналистика) / Лепилкина О. И., Ежова...
Программа дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400 «Журналистика» Дневной формы обучения iconУчебная программа дисциплины
Программа предназначена для студентов дневной формы обучения на отделениях филологии и журналистики ифияк сибирского федерального...
Программа дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400 «Журналистика» Дневной формы обучения iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Программа дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400 «Журналистика» Дневной формы обучения iconРабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века...
Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XX века (первая половина)» составлена на основе требований Государственного...
Программа дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400 «Журналистика» Дневной формы обучения iconПрограмма для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Программа. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2010. – 14 с
Программа дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400 «Журналистика» Дневной формы обучения iconПланы семинарских занятий «История учений о государстве и праве»...
Планы семинарских занятий «История учений о государстве и праве» для студентов дневной формы обучения эпф ну «оюа» в г. Симферополе...
Программа дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400 «Журналистика» Дневной формы обучения iconВопросы к экзамену по дисциплине «Бюджетная система рф» для студентов...

Программа дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400 «Журналистика» Дневной формы обучения iconПрограмма дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального...
«Филология», бакалавра, магистра по направлению 031000 «Филология» по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного...
Программа дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400 «Журналистика» Дневной формы обучения iconТематический план для студентов заочной формы обучения тематический...
Тематический план для студентов Международно-правового института, Института энергетического права, Института адвокатуры, Института...
Программа дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400 «Журналистика» Дневной формы обучения iconЖурналистика
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения специальности «Журналистика» ипреподавателей в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница