Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова


Скачать 271.27 Kb.
НазваниеОкказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова
страница1/3
Дата публикации18.03.2013
Размер271.27 Kb.
ТипКурсовая
userdocs.ru > Литература > Курсовая
  1   2   3
Министерство образования и науки Украины Винницкий государственный

педагогический университет им. М. М. Коцюбинского Институт иностранных языков Кафедра русского языка

Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова
Курсовая работа

студента 3 курса

Института иностранных языков

специальности

“Педагогика и методика

среднего образования

Русский язык и литература“

Мельника Евгения Валентиновича

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Боюн А. М.

Дата защиты: 20.12. 2007

Оценка:

Винница 2007

План

Введение
Раздел 1. Теоретические предпосылки исследования
1.1.Основные способы русского словообразования 4
1.2.Понятие об окказиональной лексике 5
^ 1.3. Основные тенденции окказионального словообразования в современной лингвистике 7
1.4.Тематика и язык произведений Велимира Хлебникова 9
Раздел 2. Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова
^ 2.1. Фонетический способ образования новых слов 11
2.2. Сложение как способ окказионального словообразования 13
2.3. Префиксальный способ словообразования 15
2.4. Суффиксальный способ словообразования 17
^ 2.5. Сложно-суффиксальный способ словообразования 19
2.6. Остальные способы окказионального словообразования 22
Заключение 25
Библиография

Введение
Окказиональная лексика как самостоятельный раздел выделилась в лингвистике сравнительно недавно. Долгое время словесные

“новообразования“ рассматривались лишь в контексте узусного т.е. “обычного“, традиционного словообразования.

Также стоить отметить, что тема нашего разыскания, а именно “Окказиональная лексика в произведениях В. В. Хлебникова“ является почти не исследованной в наши дни. Поэтика, изобретение “звёздного языка“, язык в контексте математики истории, смешение понятий о времени, числах, этносе, синтаксисе, философии – всё это Великий Зерцог Будетлянин, искусственно и несправедливо позабытый. Слово “искусственно“ здесь неслучайно. Советская власть (сторонником которой, кстати, был и В. Хлебников) запрещала и признавала “несуществующим, непотребным, недействительным“ всё, что выходило за рамки социалистического реализма. А за 70 лет тотальной “промывки мозгов”, увы, позабылось многое, не только настоящие поэты, но и поэзия вообще.

Виктор Владимирович ( Велимир) Хлебников: поэт, безумец, новатор,учёный или просто–человек из будущего( будетлянин), кто он? Так о нём говорили современники, такую славу оставил по себе после смерти. В. Хлебников был признан и довольно известен еще при жизни, а забыт и “утерян“ после кончины, хотя, чаще всего, случается наоборот.

В ходе нашего разыскания мы попытаемся осветить вопросы как общего плана, т.е. об окказиональной лексике в целом, так и коснуться непосредственно творчества В. В. Хлебникова в частности.

Новизна данного исследования заключается в том, что язык произведений Велимира Хлебникова ранее не был исследован с точки зрения лингвистики. Если кое-какие литературные попытки (да и то сравнительно недавние) “имели место быть“, то окказиональная, “сугубо своя“ лексика этого, безусловно, оригинального и интересного автора была упущена из виду.

Цель нашего разыскания состоит в лингвистическом анализе авторских новообразований в творчестве В. Хлебникова.

Для реализации поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:

  1. изучить литературу по данной теме;

  2. собрать необходимый языковой материал;

  3. разработать приемы классификации и, использовав результаты работы, распределить наявный лексический материал;

  4. описать окказионализмы В. Хлебникова;

  5. обобщить результаты и сделать выводы.


Источник исследования:

Произведения В. Хлебникова, которые представлены в книге: “Велимир Хлебников. Творения“. Материалом для исследования послужила картотека, составленная методом сплошной выборки с элементами стилистического анализа из произведений В. Хлебникова, в количестве 96 окказионализмов.

Объект исследования — словотворчество В. Хлебникова.

Методы работы:

При написании данного разыскания будут использованы следующие методы: описательный, с элементами стилистического анализа,сплошной выборки, элементы количественного подсчёта.

Практическое значение работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в школе при изучении творчества поэтов серебряного века.

Структура и объём

Курсовая работа состоит из 30 страниц печатного текста и включает в себя введение, 2 раздела, заключение и библиографию.
Раздел 1. Теоретические предпосылки исследования

^ 1.1.Основные способы русского словообразования

Проблема возникновения и употребления новых слов всегда интересовала лингвистов, особенно в нашу эпоху, эпоху кризиса экономики, отличительной чертой которой стала раскрепощённость языка, ослабление «внутреннего цензора» и как следствие – обилие всевозможных новообразований.

Первую классификацию способов русского  словообразования представил В.В. Виноградов в работах начала 50-х годов. Он выделил следующие способы морфологического словообразования:

1)   фонетико-морфологический, бес суффиксальный способ, 2) суффиксальный, 3) префиксальный, 4) смешанный, суффиксально - префиксальный, а также следующие способы - синтаксические: морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-сематический.

С началом активного пополнения исследований в области словообразования складывается традиционная классификация способов словообразования в русском языке. Она представлена, прежде всего, в «Русской грамматике» 1980 года и в  статье А.Н. Тихонова «Основные понятия русского словообразования».

Итак, согласно традиционной  классификации способов словообразования, в современном русском языке действуют следующие способы:

^ 1.1 Способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу.
1).Суффиксация.
В состав форманта входит словообразовательный суффикс, а также (в именных словах) система словообразовательных  аффиксов мотивированного слова. Суффикс может быть материально выраженным или нулевым.
2). Префиксация. Формантом является префикс.

3). Постфиксация.

Формантом является постфикс. Префикс и постфикс присоединяются к целому слову, а не к основе, как суффикс. При префиксации и постфиксации частеречная принадлежность не меняется.

4). Префиксально - суффиксальный способ.

Префиксация в сочетании с суффиксацией материально - выраженной и нулевой.
5). Префиксально - постфиксальный способ.

6). Суффиксально - постфиксальный способ.

7). Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией.

Четыре последних способа - смешанные, так как включает несколько форматов.
1.2. Способы  образования слов, имеющих более чем одну мотивирующую основу.
1.   чистое сложение.

1.1 Опорный (последний) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент представляет собой  чистую основу.

1.2         Сложение производящих основ.

2.   Смешанное сложение - суффиксально - сложный способ, или сложение в

сочетании с суффиксацией.

3.   Сращение.Этот способ отличается от сложения тем, что слова, образованные этим

способом, во всех словных формах по морфемному  составу полностью

тождественны словосочетанию, на базе которого они образованы.
4.   Аббревиация- сложение усеченных основ или усеченных и полных основ.

^ 1.2.Понятие об окказиональной лексике
Находясь в постоянном движении язык, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря – это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, они запечатляются в новых словах и новых значениях.

За последние тридцать лет изучение русского словообразования значительно активизировалось. Появилось большое количество монографий, посвященных проблемам дериватологии. Начиная с 70-х годов вышли работы Земской Е.А.  («Современный русский язык. Словообразование»), Шанского Н.М. (« Очерки  по русскому словообразованию»), Янценецкой М.Н. («Семантические вопросы теории словообразования» Ермаковой О.П. (« Лексические значения производных слов в русском языке») и другие. В 1985 году появился «Словообразовательный  словарь русского языка» А.Н. Тихонова и его авторского коллектива, позднее  - монографии Е.А. Земской «Словообразование как деятельность» и И.С. Улуханова « Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация».

В книге «Современный русский язык. Словообразование» Е.А.Земская пишет о том, что: «образование новых слов происходит преимущественно в пределах словообразовательных типов». Почему мы подчеркнули слово преимущественно? Дело в том, что какое-то количество новых слов образуется с нарушением тех или иных правил словообразования.

Важной отличительной чертой слов-самоделок является их тесная связь с контекстом; нередко они бывают, непонятны вне породившего их контекста. Н. И. Фельдман пишет о таких словах:
«Тесная связь слов-самоделок с контекстом, из которого они как бы
вырастают, делает их уместными и особо выразительными на своём месте,
однако вместе с тем, как правило, препятствует им оторваться от контекста и
обрести жизнь вне него ».[16;с.66]

Такие «необычные слова», существующие, как правило, лишь в
определённом контексте, не вошедшие в язык, принято называть
окказиональными словами (или окказионализмами). Вновь обращаясь к труду
Е.А.Земской, мы можем убедиться в том, что между термином неологизм и
окказионализм существует чёткое разграничение: «Окказиональные слова
отличаются от языка (неологизмов) тем, что сохраняют новизну, свежесть
независимо от реального времени».[9;с.227] На наш взгляд, не излишне
будет привести слова автора, чьё творчество стало предметом нашего
исследования, т. е. Хлебникова В. В. «Словотворчество – главный враг
книжного окаменелого языка и, опираясь на то, что в деревне около рек и
лесов язык творится, каждое мгновение создавая слова, которые то умирают,
то получают право бессмертия, переносит это право в жизнь писем». [6;с.625]

Термином окказиональный принято называть факты, не соответствующие
общепринятым нормам (Ср. лат. Occasion«случайность», фр. Occasionnel
«случайный»).

Окказиональные слова отличаются тем, что при их образовании нарушаются
(обычно сознательно, в целях экспрессивности) законы построения
соответствующих общеязыковых единиц, нормы языка. Окказиональные
слова обычно противопоставляют совам узуальным (от лат.usus«обычай»,

«привычка»). [9;с.228]

^ 1.3. Основные тенденции окказионального словообразования в современной лингвистике

На наш взгляд, наиболее точно основные тенденции окказионального

словообразования в русском языка охарактеризовала Е. А. Земская:

1.   В современном словопроизводстве обнаруживаются те же черты, которые характерны для современного русского языка в целом: рост личностного начала, высокая роль оценочных и квантитативных  значений, активное перемещение  в центральные сферы коммуникации смежной лексики.

2.   Свобода от ограничений, расцвет индивидуального словообразования.
3.   Особая активность в качестве базовых основ словообразования ключевых слов.
4.    Социально ориентированное отсубстантивное  производство имен существительных.
5.   Антропоцентрический характер современного  словообразования.
6.   Высокая активность именной префиксации.
7.    Аббревиация вовлекается в фонд экспрессивной речи.
8.   Активное производство отсубстантивных  относительных прилагательных.
9.   Глаголы - на третьем месте по частотности словопроизводства (после существительных).

Необходимо отметить одну особенность русского словообразования. Как известно, мотивирующие и мотивационные слова составляют словообразовательные пары, цепочки. Н. Д. Арутюнова отмечает, что «реально словообразовательная цепь не  обязательно включает все промежуточные звенья. Между любыми двумя компонентами ряда легко устанавливаются прямые семантические, а затем и деривационные

Раздел 2. Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова

^ 2.1. Фонетический способ образования новых слов

Словотворчеству В. Хлебникова присуще образование новых слов, не поддающееся никакой классификации. Новые слова представляют собой отдельно взятые фонемы, наделённые самим автором своим собственным смыслом:

^ Го облаков над играми людей,

Вэ толп кругом незримого

И Ла труда, и Пэ игры и пенья…[6;с.480]
Го – посох, утерянный падшими государями. (Толкования фонетических новообразований приводятся самим автором)
Эр, Ка, Эль, и Гэ –

Воины азбуки–

Были действующими лицами этих лет,

Богатырями дней[6;с.480]

“Эр – точка, просекающая насквозь поперечную площадь“.
^ Го облаков над играми людей,

Вэ толп кругом незримого

И Ла труда, и Пэ игры и пенья…

“Пэ - беглое удаление одной точки от другой, и отсюда для многих точек, точечного множе, рост объёма (пламя, пар) “. [6;с.480]
Также присутствуют варианты, где автор “не пожелал“ что-либо объяснять читателям, например:

^ Та тени вечеровой– дева,

И За-за радостей– глаза. [6;с.481]
В сверхповести “Зангези“ За-за, Го, Вэ, Ла, Пэ и прочие – герои всяческих меж временных и межгалактических сношений. По теории В. Хлебникова, буквы – это “воины, отдельные солдаты, философии“ и т. д. Из букв слагаются миры, история; судьбы людей, государств, цивилизаций; прошлое, будущее и настоящее.

Стоит ещё упомянуть о так называемых “Песнях звёздного языка“ или “Песнях звукописи“. В. Хлебников разделял эти два понятия. В его произведениях есть как “Песни звёздного языка“, так и “Песни звукописи“.

“Звёздный язык“ мы наблюдаем, к примеру, в “Детях Выдры“: “Гар, гар, гар! Ни, ни, ни! Не, не, не!“
Обратимся опять к сверхповести “Зангези“:

^ Гагагага гэгэгэгэ

Гракахата гророро

Лили эги, ляп, ляп, бэмь.[6;с.485]

Ярким примером фонетического окказионального образования служит также пример из “Песен звукописи“:
^ Вэо-вэя – зелень дерева,

Нижеоты–темный ствол,

Мам-эами–это небо,

Пучь и чапи–черный грач

Мам и эмо–это облако. [6;с.488]
В “манифесте Будетлян“ в параграфе “Заумный язык“ В. В. Хлебников пишет: “Заумный язык исходит из двух предпосылок:

1. Первая согласная простого слова управляет всем словом – приказывает остальным.

2. Слова, начатые одной и той же согласной, объединяются одним и тем же понятием и как бы летят с разных сторон в одну и ту же точку рассудка“.

Если взять слова чаша и чёботы, то обоими словами правит, приказывает звук Ч. Если собрать слова на Ч: чулок, чёботы, черевики, чувяк, чуни, чехол и чаша, чара, чан, челнок, череп, чахотка – то видим, что все эти слова встречаются в точке следующего образа. Будет ли это чулок или чаша, в обоих случаях объём одного тела (ноги или воды) пополняет пустоту другого тела, служащего ему поверхностью. Отсюда чара как волшебная оболочка, сковывающая волю очарованного – воду по отношению чары, отсюда чаять, то есть быть чашей для вод будущего. Таким образом, Ч есть не только звук, Ч – есть имя, неделимое тело языка.

Звёздный язык использовался не только сам по себе, оторвано от “традиционного“ или разбавляясь им, но и в отдельных стихотворениях:
^ Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиэээо пелись брови,

Лиэээй – пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо. [6;с.54]

В таких произведениях мы наблюдаем беспорядочные, произвольные, на первый взгляд, “собрания“ морфем – бессмысленные и абсурдные.

Однако, опираясь на вышеизложенные слова автора, мы можем убедиться в том, что это не набор букв, а “зашифрованная мудрость“, как утверждали футуристы, среди которых одной из самых значимых фигур и одним из главных идеологов был Велимир Хлебников. По его утверждению, “Заумный язык – грядущий мировой язык в зародыше. Только он сможет объединить людей. Умные языки уже разъединяют“.
  1   2   3

Похожие:

Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова iconСборник стихов Стефании Даниловой
...
Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова iconПремия молодых поэтов в Большом Гостином Дворе
Санкт-Петербурге пройдет знаковое для культурной жизни города событие – Ежегодная торжественная Церемония вручения Всероссийской...
Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова iconПремия молодых поэтов в Большом Гостином Дворе
Санкт-Петербурге пройдет знаковое для культурной жизни города событие – Ежегодная торжественная Церемония вручения Всероссийской...
Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова iconПоследние новости премии: Торжественная Церемония вручения
Торжественная Церемония вручения Ежегодной Всероссийской поэтической Премии «послушайте!» имени Велимира Хлебникова в 2012 году произойдет...
Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова iconТворчества народы Сибири (О творчестве И. В. Титкова) // Советская...
Художник (О творчестве новосибирского художника К. А. Черных) // За науку в Сибири, 17 октября 1973
Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова iconЗадание лексика

Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова iconЗадание Лексика To enter upon-начинать, вступать

Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова iconЛексические и грамматические явления
Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы)
Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова iconТрадиционно-поэтическая лексика и фразеология как лингвокультурная ценность
Работа выполнена в гоу впо «Уральский государственный педагогический университет»
Окказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова icon закончен 
Предупреждения: Нецензурная лексика, Секс с несовершеннолетними, Секс с использованием посторонних предметов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница