Вопросы для подготовки к зачету


НазваниеВопросы для подготовки к зачету
страница1/7
Дата публикации18.03.2013
Размер0.83 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Вопросы для подготовки к зачету

  1. Культура речи как научная дисциплина. Аспекты культуры речи.

  2. Современный русский литературный язык. Факторы формирования и развития. Литературный язык и разговорный язык. Язык художественной литературы.

  3. Язык и речь. Виды речевой деятельности.

  4. Функциональное расслоение современного русского языка. Понятие стиля. Картина стилистической дифференциации русского языка.

  5. Научный стиль. Общая характеристика, лингвистические особенности.

  6. Официально-деловой стиль. Общая характеристика. Фонетические, лексико-фразеологические и синтаксические особенности стиля.

  7. Публицистический стиль. Его функции, стилевые черты, языковые особенности.

  8. Понятие нормы русского литературного языка. Норма и вариант. Кодификация языковой нормы. Теория динамической нормы в культуре речи.

  9. Нормы произношения в современном русском языке.

  10. Особенности ударения в русском языке.

  11. Особенности интонации русского литературного языка.

  12. Трудности употребления существительных: варианты падежных форм.

  13. Колебания в грамматическом роде существительных: неизменяемые заимствования.

  14. Определение рода аббревиатур в русском языке.

  15. Определение рода сложносоставных наименований в русском языке.

  16. Употребление существительных общего рода.

  17. Нормы и варианты форм глагола.

  18. Трудности употребления числительных в русском языке.

  19. Синтаксические нормы: трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

  20. Трудные случаи глагольного управления. Теория синтаксической валентности.

  21. Нормы словоупотребления: полисемия, синонимия, антонимия, паронимия как явления русской лексики. Трудные случаи словоупотребления и способы их преодоления.

  22. Морфологический принцип русской орфографии.

  23. Фонетический, традиционный, идеографический принципы русской орфографии.

  24. Принципы русской пунктуации.

  25. Нормативные словари и справочники в русском языке. Их роль в формировании лингвистической компетенции говорящего.

1. Культура речи как научная дисциплина. Аспекты культуры речи.

Культура речи как особая область языкознания была выделена с целью сохранения интересов литературного языка. Культура речи – емкое понятие. Ее содержание представлено целым рядом аспектов.

^ Нормативный аспект культуры речи.

В основе нормативного аспекта лежит понятие правильности речи. Не случайно истоки культуры русской речи исходят из ортологии – учения о правильной устной и письменной речи. Правильность является важнейшим качеством речевой деятельности современного человека.

Нормативный аспект культуры речи опирается на учение о литературной норме. Среди основных признаков литературного языка выделяют язык культуры, язык образованной части народа, сознательно кодифицированный язык. Кодифицированные нормы литературного языка – это такие языковые единицы, которые фиксируются в словарях, грамматиках, учебных пособиях, их следует употреблять всем носителям литературного языка.

Внутри нормативного аспекта необходимо различать понятие языковой системы и понятие языковой нормы. Языковая система, представляющая собой непосредственно грамматику, является объектом изучения любого национального языка на начальном - первом его этапе. Языковая норма включает в себя комплекс литературных норм, который рассматривается в рамках собственно культуры речи – второго, основного, этапа лингвокультурологического образования личности.

Другой неотъемлемой составляющей частью культуры речи является коммуникативный аспект.

Изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структуры задачам общения получило название коммуникативного аспекта культуры владения языком.

Коммуникативный аспект находит наиболее полную реализацию в процессе изучения функциональной стилистики - раздела языкознания, изучающего законы эффективной речи.

Язык располагает большим арсеналом средств. Главное требование к качественному высказыванию таково: из всех языковых средств для создания определенного текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой - наиболее эффективно - выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи.

^ Этический аспект культуры речи.

Этический аспект диктует вежливость, доброжелательность в общении. Это условие направлено на достижение цели коммуникации.

Этические нормы, или иначе - речевой этикет – касаются, в первую очередь, обращения на «ты» и «вы»; выбора полного или сокращенного имени (Ваня, Ванюша, Иван Петрович); выбора обращений (гражданин, товарищ, господин); выбора способов приветствия, прощания (привет, здравствуйте, салют, до свиданья, всего доброго, всего, до встречи, пока).

^ Экологический аспект. Среда бытования языка, или его экология, исключительно разнообразна и исторически изменчива. Экологический аспект отражает особенности двусторонней связи языка и общества. Все изменения, происходящие в обществе, как в зеркале, отражаются в его языке.

Знание литературных норм важно, прежде всего, потому, что нормирование языка позволяет сохранять целостность языка, его национальную самобытность.

Целостность, системность языка – это черты, которые позволяют говорящим понимать друг друга на всей территории, заселенной носителями данного языка. Задача обеспечить поддержку, защиту и охрану русского языка от неблагоприятных и разрушительных влияний в определенные исторические периоды возлагается на экологический, или регулятивный, аспект.

^ Личностный аспект. Личностный аспект, прежде всего, предполагает идею самовыражения индивида с помощью языка. Речь отдельно взятого человека является средством его самореализации в социуме. Человек осуществляет речевую деятельность, делясь с собеседниками своими мыслями, идеями, описывая свои ощущения, передавая воспоминания.

Высшей формой реализации личностного аспекта является творческая речевая деятельность.
^ 2. Современный русский литературный язык. Факторы формирования и развития. Литературный язык и разговорный язык. Язык художественной литературы.

Национальный русский язык существует в нескольких формах: это литературный (нормированный) язык, включающий в свой состав книжные функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), и такие ненормативные явления, как территориальные диалекты, просторечие, жаргоны, сленг. Высшей формой языка является нормированный - литературный язык.

^ Литературный язык – явление социально-историческое, как и сам национальный язык. В соответствии с русской культурной и научной традицией, воздавая должное решающей роли литературы в образовании нормированного языка, наиболее важную, рекомендуемую форму общенационального языка у нас называют литературной.

На различных этапах своего развития русский литературный язык сближался то с книжно-письменной, то с разговорно-устной формами речи, но при этом он никогда не становился чем-то искусственным и чуждым народному языку. В то же время между литературным и народным языками нельзя ставить знак равенства.

^ Литературному языку присущи особые свойства:

  • наличие системы языковых норм, регулирующих употребление единиц языка и обязательных для всех говорящих;

  • стремление языковой системы к устойчивости, а носителей языка к сохранению национальной языковой самобытности, общекультурного наследия, языковых традиций;

  • способность языка к обозначению различных знаний, накопленных человечеством; его соответствие потребностям говорящих в их жизнедеятельности;

  • наличие развитой системы языковых стилей, позволяющей осуществлять эффективную речевую деятельность.

Литературный язык – исторически сложившаяся высшая форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей.

Процесс формирования русского литературного языка проходил под влиянием многих факторов. Это прежде всего уровень социально-экономического развития России к концу XIX в., который определял автономное существование ряда сфер государственной жизни: науку, государственное управление, публицистику, литературу, бытовое общение. Свой вклад в формирование литературного языка внесли видные писатели и поэты, театральные деятели, ученые и просто просвещенные люди своего времени. Старославянский и русский народный - два самостоятельных, хотя и родственных, языка. С течением времени старославянский язык отошел, поскольку был мертвым и использовался только на православном богослужении.

Советская эпоха рассматривается в качестве следующего за начальным этапом исторического развития русского литературного языка. Относительно периода 20-30-х гг. ХХ в. писали как о времени языковой смуты, языковой разрухи, огрублении языка, болезни роста и даже гибели языка. На конец тридцатых годов падает окончание культурной революции. К этому времени складывается новая по социальному составу интеллигенция. Именно в это время начинается упорядочение общественной речевой практики, борьба за чистоту русского языка, известная стабилизация языковых норм. В последующие 50 лет наблюдалось успешное развитие литературного языка во всех сферах его функционирования – науке, публицистике, деловой жизни, а также в области искусства слова.

События второй половины 80-х и 90-х гг. ХХ века по своему воздействию на общество и язык подобны революции. В условиях ослабления и разрушения института цензуры наблюдаются многочисленные факты употребления вариантов, не отвечающих требованиям кодифицированного языка. Это определило вкусовые установки и предпочтения, которые связаны с терпимостью к ненормативности.

^ Язык художественной литературы - язык, на котором создаются художественные произведения (его лексикон, грамматика, фонетика). Язык художественной литературы характеризуется  образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств. В художественной, поэтической речи, кроме типичных для нее языковых средств, используются и средства всех стилей, и средства разговорной речи. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы; слова высокие, поэтические и жаргонные, грубые; профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в языке художественной литературы подчиняются основной его функции — эстетической.

Язык худ. литературы является предметом литературного языка. Элементы литературного языка составляют основу национальной речи. Так, литературная лексика в пределах обыденной устной речи может сочетаться с диалектизмами, жаргонизмами, просторечиями. Следовательно, границы разговорного языка существенно шире границ литературного. Разговорный язык используется в семейно-бытовой, то есть неофициальной, сфере общения, в виде диалога, в устной форме. Разговорная речь заранее не готовится - она спонтанна, поэтому в ней частотны повторы, паузы, различные отклонения от норм литературного языка.
^ 3. Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Язык и речь образуют единый феномен человеческой знаковой системы общения. Язык - это совокупность средств общения людей в процессе обмена мыслями и правил употребления этих средств. Язык как сущность находит свое проявление в речи. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, поэтому речь может быть определена как функционирование языка.

Язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка.

Несмотря на то, что язык и речь образуют единое целое, каждая из этих сущностей имеет свои собственные признаки:

  • язык – это средство человеческого общения, инструмент познания и передачи накопленного поколениями опыта; речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;

  • язык абстрактен, формален; речь материальна, она состоит из конкретных единиц, воспринимаемых слухом, зрением;

  • язык стабилен, статичен; речь активна и динамична;

  • язык является достоянием коллектива, язык развивается только в обществе; речь же индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;

  • для языка характерна уровневая организация, определенная система, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке высказывания;

  • язык независим от ситуации и обстановки общения; речь контекстно и ситуативно обусловлена.

^ Речевая деятельность - одна из сторон человеческого общения. Причиной речевого действия всегда выступает деятельность человека вообще. Речевая деятельность может воплощаться в разных формах. Представим себе хорошо знакомую всем ситуацию: преподаватель читает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Здесь можно наблюдать сразу все четыре вида речевой деятельности. Речь преподавателя представляет собой говорение, восприятие лекции студентами – слушание, фиксация лекции в виде студенческого конспекта – письмо, последующее за лекцией обращение студентов к своим записям - чтение.

Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания. В говорении выделяют три важнейших составляющих: 1) произнесение; 2) референция и предикация; 3) реализация коммуникативного намерения.

Произнесение представляет собой внешнюю форму высказывания, которое осуществляется с помощью голоса, интонации, ритмической организации текста.

Под референцией в лингвистике понимается отношение слова к предмету реальной действительности (референту). Предикация – оформление информации в предложение с помощью конкретных слов и словосочетаний.

Слушание – смысловое восприятие устного высказывания, активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений. От способности удерживать в памяти услышанные отрезки речи зависит процесс понимания человеком текста, возможность его логической переработки.

Письмо – процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. Письмо представляет собой не только интеллектуальный, но и физический труд, поскольку связан с использованием мышечной энергии, а также с выполнением психических функций.

Чтение – смысловое восприятие письменного текста. Результатом этого процесса становится понимание. Понимание представляет собой многоступенчатый процесс. Первая ступень – понимание каждого слова. На второй ступени происходит понимание каждой мысли, излагаемой с помощью различных синтаксических конструкций. На заключительном этапе наблюдается полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное воспроизведение ее в тех или иных целях.

С точки зрения способа реализации речь может быть устной или письменной.

Диалог (греч. dia – через, logos – слово, речь) – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Речевые произведения, обладающие осмысленностью и цельностью, принято называть текстами.

Принятые в определенных ситуациях и предназначенные для передачи определенного содержания типовые способы построения речи называют речевыми жанрами. Так, жанрами монологической речи могут быть доклад, поздравительная речь, религиозная проповедь; диалогической речи – интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
^ 4. Функциональное расслоение современного русского языка. Понятие стиля. Картина стилистической дифференциации русского языка.

Стили языка - это типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, соотнесенные с типами социальной деятельности и. отличающиеся друг от друга совокупностями и системами различий в степени активности средств языка, достаточными для их интуитивного опознавания в процессе общения.

^ Функциональная стилистика – раздел языкознания, который наиболее полно и последовательно осуществляет изучение языка в действии. Функциональная стилистика одновременно является важной составляющей науки о культуре речи. Функциональная стилистика изучает средства всех уровней языка, но со своей, стилистической точки зрения: какие конкретные языковые единицы использует человек в момент речи и как происходит их отбор. Предметом функциональной стилистки являются средства языка с точки зрения их отбора и организации в речевое произведение в рамках того или иного функционального стиля, а также сами функциональные стили как типизированные разновидности языка, используемые в той или иной сфере жизнедеятельности человека.

Функциональная стилистика основывается на понятии языковой вариативности. Стилистические варианты являются ресурсом языка, средством и показателем разнообразия и богатства языковой системы.

Функциональный стиль – это разновидность языка, выполняющая определенную функцию в общении. Для каждого стиля характерен определенный набор языковых средств с однотипной стилистической и функционально-стилевой окраской, а также наличие межстилевых (нейтральных) языковых средств. Взаимосвязь внелингвистических и собственно языковых факторов формирует стиль.

В момент речи происходит отбор языковых средств с учетом цели, адресата, содержания, условий общения, формы реализации речи:

содержание



цель ← субъект речи → адресат



условия общения

Так у говорящего формируется представление о функционально-стилистической дифференциации языка. Богатство синонимичных и вариантных языковых средств, различающихся своей стилистической окраской, функционально-стилевой предназначенностью и эмоционально-экспрессивными оттенками значения, предоставляет возможность говорящему отобрать наиболее подходящие для данного акта общения средства языка.

Сферу официальных отношений обслуживают книжные стили:

- научный;

- официально-деловой;

- публицистический.

В сфере неофициальных отношений используется разговорный стиль.

Разговорный стиль используется в семейно-бытовой, то есть неофициальной, сфере общения.

Официальная обстановка предъявляет к говорящему особые требования. Его речь должна быть не только точной, логически выдержанной, содержательно насыщенной, но и соответствовать общеязыковым и функционально-стилевым нормам. Разграничение книжных и разговорного стилей основано на таких особенностях, которые имеют характер преимущественного, но не обязательного условия. Так, книжные стили используются почти исключительно в обстановке официального общения, в виде монолога в письменной форме. Книжная речь продумывается, она соответствует нормам литературного языка, поэтому книжный стиль отражает особенности кодифицированной речи, то есть речи, подчиненной законам литературного языка. Разговорный стиль используется в семейно-бытовой, то есть неофициальной, сфере общения, в виде диалога, в устной форме. Разговорная речь заранее не готовится - она спонтанна, поэтому в ней частотны повторы, паузы, различные отклонения от норм литературного языка.

Функциональные стили - наиболее общая дифференциация языка, позволяющая обобщить все частные проявления зависимости языка от условий общения.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Вопросы для подготовки к зачету iconУспешной подготовки! Вопросы для подготовки к зачету по социологии: Социология как наука
Для подготовки: в интернете посмотрите любой учебник по социологии или учебное пособие. Они отличаются только структурой и степенью...
Вопросы для подготовки к зачету iconВопросы для подготовки к зачету

Вопросы для подготовки к зачету iconРелигиоведение вопросы для подготовки к зачёту

Вопросы для подготовки к зачету iconViii. Примерные вопросы для подготовки к зачету по логике

Вопросы для подготовки к зачету iconУчебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся...
«Государственные и муниципальные финансы», «Управление персоналом государственной и муниципальной службы». Содержит программу курса,...
Вопросы для подготовки к зачету iconКонтрольные вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Профессиональная этика»

Вопросы для подготовки к зачету iconВ опросы для подготовки к зачёту по дисциплине «Общественно-государственная подготовка»
Вопросы для подготовки к зачёту по дисциплине «Общественно-государственная подготовка»
Вопросы для подготовки к зачету iconВопросы для подготовки к экзамену и зачету по дисциплине «Экономика...

Вопросы для подготовки к зачету iconВопросы для подготовки к зачету по курсу «Информационные технологии управления персоналом»

Вопросы для подготовки к зачету iconВопросы для подготовки к экзамену (зачёту) по дисциплине «Бюджет и Бюджетная система»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница