Валентина Солтановна Газданова традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы рецензенты: д и. н. З. В. Канукова


НазваниеВалентина Солтановна Газданова традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы рецензенты: д и. н. З. В. Канукова
страница1/17
Дата публикации14.07.2013
Размер1.1 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Литература > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Валентина Солтановна Газданова

ТРАДИЦИОННАЯ ОСЕТИНСКАЯ СВАДЬБА:
МИФ, РИТУАЛЫ И СИМВОЛЫ
Рецензенты:

д.и.н. З.В.Канукова,

д.и.н. Р.С.Бзаров

Аннотация: Обряды жизненного цикла осетин вызывают интерес широкой аудитории. В данной работе рассмотрены центральные обряды традиционной осетинской свадьбы (конец XIX — начало XX вв.) в контексте мифопоэтической модели мира осетин.

Книга предназначена этнологам, фольклористам, а также всем, кто интересуется проблемами традиционной культуры осетин.

— Мне кажется, Жерар, что все мы похожи на пилигримов, которые в пути забыли о цели их странствия. Но когда мы приближаемся к концу нашего путешествия, мы начинаем понимать, что другого пути для нас, может быть, не было и что, во всяком случае, он был не таким, как мы его себе представляли.

Г. Газданов. Пилигримы


ВВЕДЕНИЕ 2

Литература 3

^ НЕКОТОРЫЕ СВАДЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ОБРЯДЫ 3

Свита жениха 3

Свадебный пир 4

Свадебная пища 5

Свадебная поэзия и хореография 6

Литература 7

^ СВАТОВСТВО И ЕГО МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 8

I 8

II 10

III 11

Брачный сговор 11

IV Мифологическая основа сватовства 12

Литература 12

ЗЕРКАЛО В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ОСЕТИН 13

Литература 16

^ МЫДЫКЪУС — «НАПИТОК БЕССМЕРТИЯ» 16

Литература 18

ОБРЯД СНЯТИЯ ФАТЫ 18

Брачная ночь 21

Литература 23

САФА И СÆРЫЗÆД 23

Сæрызæд 26

Литература 27

^ СКРЫВАНИЕ МОЛОДОЖЕНОВ 27

Литература 29

СВАДЕБНАЯ ОДЕЖДА 29

Женский свадебный костюм 30

Мужской костюм 31

Литература 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33


ВВЕДЕНИЕ


Осетинский свадебный ритуал конца XX — начала XXI вв. в значительной степени изменился по сравнению с XIX в. Но, вместе с тем, сохранились многие его части, которые несут большую символическую нагрузку, хотя и не могут быть осмыслены на уровне обыденного мышления. Невесту продолжают одевать в традиционный свадебный костюм, она приносит в новый дом чашу со смесью меда и масла, там совершается обряд снятия фаты и многое другое.

В нашей работе мы ставили перед собой задачу реконструкции смыслов, которые стоят за центральными ритуалами традиционной осетинской свадьбы, в том виде как они исполнялись в конце XIX — начале XX вв. Актуальность такого подхода имеет несколько аспектов. Во-первых, на протяжении XX я происходила постепенная смена ценностных ориентации осетин, что привело во многих случаях к стихийной и неоправданной перекодировке ритуального поведения. Во-вторых, современный этап развития гуманитарных наук выработал новые подходы и методы, которые необходимо применить к накопленному в осетиноведении материалу по семейной обрядности осетин. В-третьих, обряд, в том числе свадебный, является одной из форм воплощения религиозных воззрений в действие. Поэтому изучение свадебной обрядности позволяет лучше понять традиционные религиозные представления осетин.

Говоря о подходах и методах исследования, необходимо отметить, что традиционная обрядность осетин основана на той системе воззрений, которая получила в науке название мифо-поэтическая модель мира. Основным способом интерпретации мира в этой системе является миф (6). Как показали в своих работах Ф.Б.Я. Кейпер (2), М. Элиаде (10) и др., в основе мифологического мышления лежат космологические схемы, с которыми соотнесены все события и явления актуального мира, трактуемые как воспроизведение некоего прецедента, имевшего место «во время оно». Так, прототипом любой свадьбы является божественная свадьба между Небом и Землей, героем и дочерью Солнца, а сама свадебная обрядность является реализацией одного из аспектов основного индоевропейского мифа о громовержце.

О.М. Фрейденберг, говоря о семантике брачного ритуала в эпоху античности, отмечала: «Свадьба — это не событие, которое может когда угодно произойти, в зависимости от склонности жениха и невесты. Это обряд, тождественный триумфу и венчанию на царство, и его приурочение совершенно специфично. Свадьба являет собой не соединяющуюся по любви и рассудку пару: это действо победы над смертью, в котором жених и невеста царствующие боги, и действо, происходящее в дни поединка солнца и ночи, или жизни и смерти» (8, с. 75).

Исследователи рассматривают свадебные обряды как «обряды перехода» из одной социальной категории в другую. Эта переходная фаза (лиминальное состояние) уподобляется, как правило, смерти. Поэтому зачастую прослеживаются параллели между свадебными и похоронными обрядами (4).

В современной гуманитарной науке свадьбу, как рождение, инициацию, брак и смерть, принято относить к семейным праздникам.

Праздник в древней мифологической и религиозной традиции — это временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагал наибольшую причастность к этой сфере всех участвующих в нем лиц и отмечался как строго ритуальное действо (5, с.329). Полный свадебный обряд из века в век служил для его участников своего рода испытанием души и духа, сил и способностей, а его исполнение составляло притягательную общественную обязанность и поэтому проходило в значительной его части открыто на людях, на миру.

В традиционном свадебном обряде соединены сразу несколько областей традиционной культуры: миф, ритуал, обычное право, магия, искусство, игра.

Среди дореволюционных авторов, писавших о свадьбе, следует выделить Д. Т. Шанаева и его работу «Свадьба у северных осетин», в которой подробно описаны свадебные обряды (9).

Важным информативным источником по свадебной обрядности является этнографический труд Б.М. Каргиева «Осетинские обычаи», («Ирон æгъдæуттæ»), написанный в двадцатые годы XX в. (1).

АХ. Магометов систематизировал источники и литературу по этнической культуре осетин, и по семейной обрядности в частности (3).

Нельзя не сказать о работе В.С. Уарзиати «Праздничный мир осетин», представляющей новый этап в развитии этнологической мысли в области осетиноведения. Ученый в своей работе показал связь и семантику календарных и семейных обрядов осетин (7).

В нашей работе использованы этнографические материалы, хранящиеся в ОРФ СОИГ-СИ, и записи, сделанные нами в ходе полевых исследований в разных районах Северной Осетии.

Работа состоит из нескольких частей, в которых рассмотрены центральные моменты свадебной обрядности осетин и их семантика. Это мифологическая основа сватовства, связанная со сказочным мотивом Мелюзины, обряд снятия фаты и основной индоевропейский миф о громовержце, свадебная одежда и др.

Однако рамки данного исследования не позволяют подробно освятить ряд других вопросов, связанных со свадебной обрядностью осетин.

Литература


1. Каргиев Б.М. Осетинские обычаи. Владикавказ, 1991.

2. Кейпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. М.: Наука, 1986.

3. Магометов А. X. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе: Ир, 1968.

4. Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.

5. Топоров В. Н. Праздник // Мифы народов мира. Т. 2. М.: СЭ, 1992.

6. Топоров В. Н. Модель мира // Мифы народов мира. Т. 2. М.: СЭ, 1992.

7. Уарзиати В. С. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995.

8. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Наука, 1997.

9. Шанаев Д. Т. Свадьба у северных осетин // ССКГ. Вып. 4. Тифлис, 1870.

10. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Валентина Солтановна Газданова традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы рецензенты: д и. н. З. В. Канукова iconВиваха-Ягья – традиционная индийская свадьба
«сари» и настоящего искусства любви. Индия – это потрясающая древняя культура, которая, несмотря на долгий период колониальной зависимости,...
Валентина Солтановна Газданова традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы рецензенты: д и. н. З. В. Канукова iconПредпринимательский миф
П-миф это миф о предпринимательстве. Он глубоко укоренился в Америке, и повествует о героизме
Валентина Солтановна Газданова традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы рецензенты: д и. н. З. В. Канукова iconМ айкл Гербер «Предпринимательский миф»
П-миф это миф о предпринимательстве. Он глубоко укоренился в Америке, и повествует о героизме
Валентина Солтановна Газданова традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы рецензенты: д и. н. З. В. Канукова iconСценарий осенней свадьбы: королевская охота
Осенняя свадьба, осенняя свадьба с необычным выкупом, идет подготовка к осенним свадьбам, свадьба осенью, оформление осенней свадьбы,...
Валентина Солтановна Газданова традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы рецензенты: д и. н. З. В. Канукова iconЗадания школьного тура Всероссийской олимпиады по праву 2011-2012 учебном году
Каждое государство имеет свои государственные символы. Назовите государственные символы Российской Федерации?
Валентина Солтановна Газданова традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы рецензенты: д и. н. З. В. Канукова iconСвадьба в Доминикане это сказать заветное слово «Да!» под музыку...
Свадьба в Доминикане – это сказать заветное слово «Да!» под музыку волн, находясь в тени кокосовых пальм… Свадьба в Доминикане –...
Валентина Солтановна Газданова традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы рецензенты: д и. н. З. В. Канукова iconАльбер Камю Миф о Сизифе Камю Альбер Миф о Сизифе А. Камю Миф о Сизифе. Эссе об абсурде
Элементарная честность требует с самого начала признать, чем эти страницы обязаны некоторым современным мыслителям. Нет смысла скрывать,...
Валентина Солтановна Газданова традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы рецензенты: д и. н. З. В. Канукова iconI. п-миф и американский малый бизнес Глава Предпринимательский миф...

Валентина Солтановна Газданова традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы рецензенты: д и. н. З. В. Канукова iconСеминар Первый период детства Воздействие общества на семью через ритуалы
Семинар Второй период детства Воздействие общества на семью и ребёнка через ритуалы и обычаи
Валентина Солтановна Газданова традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы рецензенты: д и. н. З. В. Канукова iconКнига неоднократно издавалась за рубежом. В россии и СНГ публикуется впервые
В ней на Строго документальной основе разоблачен миф о пионерском герое Павлике Морозове миф кощунственный и безнравственный. Писатель...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница