Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость»


Скачать 125.81 Kb.
НазваниеПрограмма состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость»
Дата публикации07.03.2013
Размер125.81 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Литература > Программа
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» каждого из которых – 2 балла. Только ответ –более или менее подробный – на все вопросы означает, что тема усвоена, «условный» зачет может получить тот, кто набрал 8 или 9 баллов. Исключение составляют модуль 6- материал в нем дается обзорно, носит ознакомительный характер, а потому вопросов для самоконтроля не предусмотрено, и гипермодуль 3- после него нет тестов, но есть итоговое задание для самостоятельной работы; это обусловлено спецификой материала, его итоговым характером; гиермодуль 3 – это переход к изучению новой русской литературы.

Тестовые задания и вопросы по всему курсу, а также примерные билеты представлены отдельно.
^ ГИПЕРМОДУЛЬ 1:ВВЕДЕНИЕ
Цель этого раздела – показать своеобразие русской средневековой литературы, ее типологическую и национальную специфику и – в то же время – то «вечное», что связывает литературу Х1-ХУ11 вв. с последующими периодами развития нашей культуры.

Проблема периодизации древнерусской литературы

^ МОДУЛЬ 1: Объем понятия "древнерусская литература", ее хронологические, географические границы, принципы отбора памятников для курса. й

Тесты рубежного контроля

1.Почему специалисты по древнерусской литературе полагают, что древнерусская литература уже существовала в Х веке?

2.Почему граница между средневековой и новой русской литературой проходит по рубежу 17 – 18 вв.?

3.Почему в понятие «древнерусская литература» включены переводные сочинения?

4. Насколько достоверны наши представления о количестве существовавших древнерусских памятников?

5. Назовите главный критерий отграничения литературных сочинений от других письменных текстов.

МОДУЛЬ 2. Проблема периодизации древнерусской литературы. Предшествующие периодизации, их недостаточность Современная периодизация, основанная на понятии «стиль эпохи». Четыре основные стиля эпохи: монументальный историзм, эмоционально – экспрессивный стиль, второй монументализм, барокко. Периоды, подчиненные стилю эпохи, и переходные периоды.

^ Тесты рубежного контроля

  1. Какой принцип был положен в основу первой периодизации?

  2. Чем не устраивают нас сегодня периодизация по историческим периодам и периодизация, представленная в учебнике В.В.Кускова?

  3. Что такое стиль эпохи?

  4. Определите хронологические границы четырех основных стилей эпохи.

  5. Можно ли сказать, что во второй половине 17 века в русской литературе господствует один стиль эпохи – барокко?

МОДУЛЬ 3. Бытование древнерусских памятников: рукописный характер, ано­нимность, отсутствие понятия авторства, редактирование памятников, понятие о варианте, редакции, изводе, внешнее оформление книги, начерки.

Древнерусская литература как литература средневековая, типологические и национальные черты..

Основные темы древнерусской литературы, ее патриотический
пафос.

Проблема метода древнерусских книжников. Понятие о литературном этикете. Принципы исследования древнерусских памятников: конъектуры, определение редакций, датировка.

Источниковедение древнерусской литературы.

Тесты рубежного контроля

1.Какие начерки вам известны?

2.Что такое палимпсест?

3.Дайте определение понятия «извод».

4.Какие бывают редакции?

5.Можно ли говорить о едином художественном методе в древнерусской литературе?

Вопросы для контрольной работы по разделу «Введение»

1.Объем понятия «древнерусская литература».

2.Проблема периодизации древнерусской литературы.

3. Бытование древнерусских памятников.

4.Особенности изучения древнерусских текстов.

Гипермодуль 2:ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Цель этого раздела – показать историко-литературное развитие, его этапность, рассмотреть жанровую систему, становление и развитие жанров через призму понятия «стиль эпохи»; проанализировать тексты в связи с типологическими особенностями средневековой культуры в целом и спецификой определенного периода.

^ МОДУЛЬ 1. ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОГО ПЕРИОДА (Х1-НАЧАЛО Х111 ВЕКА). СТИЛЬ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСТОРИЗМА

ИСТОРИЗМА

Основная проблема – становление жанровой системы стиля монументального историзма в соотнесении с византийской литературой как основой христианского этапа культурного развития России, сочетание в литературе заимствованного и национально-своеобразного.
Переводная литература как основа для развития древнерусской литературы.

Основные жанры переводной литературы. Христианская книж­ность (библейские книги и апокрифы, патристика, жития, житийный канон, содержащийся в них). Светская книжность (естественнонауч­ные сочинения, хроники, повести).

Понятие "стиль монументального историзма". Становление жан­ровой системы древнерусской литературы".

Летопись как жанр. Эта­пы формирования летописного жанра. Источники, используемые ле­тописцами. Работа летописца над текстом летописи. Основные темы "Повести временных лет". Изображение человека в памятнике. Фи­лософия истории летописца. Летопись и византийские хроники: ста­новление особой жанровой формы. Стиль монументального историзма в летописи.

Житийный жанр в древнерусской литературе. Становление жанра как движение к византийскому канону: от "Сказания о Борисе и Гле­бе" к каноническим житиям. Проповедническая литература. Своеоб­разие художественной манеры древнерусских проповедников (Иларион, Кирилл Туровской, Лука Жидята, Феодосий Печерский). Поэтика проповедей.

"Поучение Владимира Мономаха" как образец светской поучи­тельной литературы. Политические представления автора. Нравствен­ный его облик.
Жанр хождений как отражение политических, религиозных и нравственных представлений древнерусского человека ("Хождение игумена Даниила", "Книга паломник Добрыни Ядрейковича").
Стиль монументального историзма в житийной и проповедничес­кой литературе. Мир и человек в литературе стиля монументального историзма.
"Слово о полку Игореве" в связи с современной ему жанровой
системой и культурой в целом. Черты различных жанров в "Слове".
Поэтика "Слова". Образ автора.

^ Тексты для чтения :

Один из апокрифов (по выбору). Житие Алексия, человека божь­его. Отрывки из естественнонаучной и исторической литературы. Oдна из переводных повестей (по выбору): Александрия, Девгениево деяние или Повесть об Акире Премудром. Повесть временных лет. Слово о законе и благодати. Одна из проповедей Кирила Туровского. Сказа­ние о Борисе и Глебе. Житие Феодосия Печерского. Поучение Влади­мира Мономаха. Хождение игумена Даниила. Слово о полку Игореве.

Тесты рубежного контроля

1.Охарактеризуйте состояние летописного жанра на всех этапах его развития.

2. В чем заключается индивидуальное своеобразие древнерусских проповедников?

3. Определите, в чем состоит отличие русских житий от византийского

канона.

4.Осмыслите своеобразие поэтики «Слова о полку Игореве».

5.Каковы основные черты жанра хождения?

Задание к лабораторной работе по проповедям – см. в разделе «Лабораторные работы».

Задания к практическим занятиям по Повести временных лет и Слову о полку Игореве - см. в разделе «Практические занятия».

МОДУЛЬ 2: ЛИТЕРА ТУРА ПЕРВЫХ ЛЕТ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГОИГА (1237- КОНЕЦ ХШ в.) Переходный период

Цель данного модуля – продемонстрировать, как в произведениях разных жанров происходит изменение мировоззрения, как представления о мире, свойственные стилю монументального историзма, отходят на второй план, а на первый план постепенно выходит предвозрожденческий интерес к человеку.

Разрушение стиля монументального историзма и возникновение новых представлений о мире и человеке. Пафос произведений, посвященных татаро-монгольскому нашествию (Слово о погибели русской
земли, Повесть о битве на реке Калке, Повесть о разорении Рязани
Батыем). Эпичность текстов и отражение в них новых исторических

представлений.

Отражение исторических событий в житийной и проповеднической литературе (Житие Меркурия Смоленского, Житие Александра Невского, проповеди Серапиона Владимирского).
Моление Даниила Заточника. Представление о ценности человеческой личности. Образ автора в "Молении». Психологизм памятника.
^ Тексты для чтения

Слово о погибели Русской земли. Повесть о битве на реке Калке. Повесть о разорении Рязани Батыем. Житие Александра Невского. Моление Даниила Заточника.

^ Тесты рубежного контроля

  1. Покажите, как в Слове о погибели Русской земли и в Повести о разорении Рязани Батыем отразилась деструкция представлений о единой мировой истории.

2. Какова композиция Повести о разорении Рязани?

3..В чем проявляется у Даниила Заточника знание человеческой психологии?

4. Как изображен в Житии Александра Невского подвиг героя?

5. Почему вторая и третья треть 13 века воспринимаются нами как переходный период? От чего и к чему это переход?

^ МОДУЛЬ 3. ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ

(Х1У-СЕРЕДИНА XV ВЕКА). ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫЙ СТИЛЬ

Цель – осмыслить особый предвозрожденческий психологизм, свойственный эмоционально-экспрессивному стилю.

Представление о мире и человеке в памятниках, связанных с эмоцонально - экспрессивным стилем. Второе южнославянское влияние. Исихазм кaк философская основа эмоционально-экспрессивного сти­ля. Произведения этого стиля как отражение предвозрожденческих тенденций. Поэтика произведений Епифания Премудрого. Изменение жанра жития. Памятники Куликовского цикла (Задонщина, Ска­зание о Мамаевом побоище, летописные повести, Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича). Отражение в них роста национального самосознания.
^ Тексты для чтения

Одно из житий, написанных Епифанием Премудрым (по выбору). Задонщина и еще один памятник Куликовского цикла по выбору.
Тесты рубежного контроля

  1. Какова философская основа эмоционально-экспрессивного стиля?

  2. Как тырновская книжная реформа связана с исихастскими идеями?

  3. Каков принцип отбора фактов для жития, осуществляемый Епифанием Премудрым в его сочинениях?

  4. В чем заключается подвиг Стефана Пермского (или Сергия Радонежского)?

  5. В чем заключается своеобразие художественной манеры автора Задонщины?

Задание для самостоятельной работы

Покажите, как в памятниках Куликовского цикла зарождаются новые представления о месте Московского княжества среди других русских земель.

Задание к лабораторной работе по одному из житий, написанных Епифанием Премудрым, - см. в разделе «Лабораторные работы».
МОДУЛЬ 4: ^ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (СЕРЕДИНА ХУ – ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ ХУ1 ВЕКА)

Цель – продемонстрировать, как в произведениях разных жанров формируются идеи, из которых впоследствии сложится «государственный» стиль второго монументализма.

Зарождение политической теории "Москва-третий Рим " и отра­жение ее в памятниках письменности (Повесть о взятии Царьграда и Повести о Вавилонском царстве, Сказание о князьях Владимирских, Повесть о новгородском белом клобуке).
Церковно-полемическая литература. Своеобразие позиций Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Философия Максима Грека. Переводные сочинения, посвященные проблеме царской власти.
Возрожденческие элементы в лите­ратуре (Повесть о Петре и Февронии, Хождение Афанасия Ники­тина затри моря).
Тексты для чтения

Повесть о взятии Царьграда или Повести о Вавилонском царстве (по выбору). Сказание о князьях Владимирских. Повесть о новгород­ском белом клобуке. Отрывки из сочинений Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и Максима Грека. Повесть о Дракуле. Повесть о Петре и Февронии. Хождение Афанасия Никитина за три моря.

^ Тесты рубежного контроля

1.Приведите систему доказательств, используемых средневековыми книжниками для обоснования политической теории «Москва – третий Рим».

2.Покажите расхождения во взглядах иосифлян и нестяжателей по основным вопросам церковного строительства.

3. Почему Повесть о Петре и Февронии и Хождение Афанасия Никитина за три моря считаются возрожденческими сочинениями?

4. Как проявляется знание автором психологии в Повести о Петре и Февронии?

5.Можно ли говорить о патриотизме и в то же время о веротерпимости Афанасия Никитина?

^ МОДУЛЬ 5: ЛИТЕРА ТУРА ПЕРИОДА УКРЕПЛЕНИЯ

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XVI в.). ВТОРОЙ

МОНУМЕНТАЛИЗМ

Цель – продемонстрировать, как в литературе отражаются политические идеи эпохи и как они формируют особый художественный метод.

Публицистика XVI века как отражение разнообразных политичес­ких воззрений (Сказание о царе Константине и Магмет-салтане Ивана Пересветова, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, другие послания Грозного). Отражение личности авторов в этих со­чинениях. Связь публицистических сочинений со стилем второго монументализма.
Обобщающие литературные работы середины XVI века как отражение стиля второго монументализма (Никоновский летопис­ный свод, Домострой, Степенная книга, Великие Четьи-Минеи).
^ Тексты для чтения

Переписка Грозного с Курбским и другие послания Грозного.
Сказания Ивана Пересветова. Отрывки из обобщающих литературных
работ.
^ Тесты рубежного контроля

1.Покажите, как в обобщающих литературных работах отразились представление о Московском государстве как об идеале государственного устройства?

2. Что такое Великие Четьи-Минеи?

3. Как в Степенной книге отразились идеи, характерные для стиля второго монументализма?

4. Насколько справедливо представление о Домострое как о памятнике, отражающем консервативные, устаревшие представления о семье?

5. Какие представления о государстве излагает в своем Сказании Иван Пересветов?

Задание к лабораторной работе по публицистике 16 века см. в разделе Лабораторныеработы» .
^ МОДУЛЬ 6 : ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА СМУТЫ (КОНЕЦ XVI-НАЧАЛО XVH ВЕКА). ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Цель – показать появление новых представлений о мнесте человека в истории.

Формирование новых исторических и государственных представ­лений в литературе периода. Открытие "частного" человека и его роли в событиях.

^

Тексты для чтения


Отрывки из «Сказания Авраамия Палицына» и «Новой преславной повести о российском царстве».

Материал изучается обзорно, поэтому тестовые задания отсутствуют.
^ МОДУЛЬ 7: ЛИТЕРАТУРА «БУНТАШНОГО ВЕКА". БАРОККО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Цель – осмысление данного периода как переходного к новой русской литературе и как барочного.

Эволюция традиционных жанров жития и воинской повести в XVII веке.

Житие Юлиании Лазаревской: элементы жанра семейной хро­ники и биографии. Автобиографические элементы в Житии протопопа
Аввакума. Cтpyктypa жанра Жития протопопа Аввакума. Повесть
об азовском осадном сидении донских казаков. Казачья идеология в
повести. Новый герой. Отражение исторической действительности.

Проблема барокко в русской литературе. "Высокое" и «низовое" ба­рокко.

Жанры "высокого" барокко: вирши, комедии. Досиллабическое стихотворство, школы досиллабической поэзии. Тематика и поэтика виршей Симеона Полоцкого. Барочные1 и просветительские черты в его поэзии. Придворный театр, те­матика первых пьес. Осознание театральной условности. Возникновение школьного театра и особенности его репертуара.

Посадская литература как национальный вариант "низового" ба­рокко. Жанры посадской литературы: бытовая повесть, сатирическая повесть. Появление активного героя в бытовой повести. Разрушение традиционных представлений о человеке. Карнавальный смех и соци­альная сатира в сатирической повести.

^ Тексты для чтения

Житие Юлиании Лазаревской. Житие протопопа Аввакума. Повесть об азовском осадном сидении донских казаков. Повесть о Горе-Злосчастии. Повесть о Савве Грудцыне. Повесть о Фроле Скобееве. Повесть о Карпе Сутулове. Повесть о Шемякином суде. Повесть о Ерше Ершовиче. Повесть о бражнике. Калязинская челобитная. Азбука о голом и небогатом человеке. Вирши Симеона Полоцкого и его Комедия притчи о блудном сыне.
^ Тесты рубежного контроля

1.Покажите, как проявляется активность героя бытовой нравоучительной повести.

2.Сформулируйте особенности карнавального смеха, продемонстрируйте их на примерах из сатирической литературы.

3.Покажите, как менялось в отечественном литературоведении отношение к понятию «барокко».

4. Что такое посадская литература – особая (низовая) разновидность барокко или самостоятельный стиль эпохи?

5. Покажите отличия воинской повести и жития 17 века от канонических форм.

Задания к практическим занятиям по Житию протопопа Аввакума и стихосложению 17 века см. в разделе «Практические занятия».

ГИПЕРМОДУЛЬ 3: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беллетризация литературы. Усиление личностного начала. Расширение сектора свободы. Расширение социальной среды и мирового опыта. Снижение прямолинейной условности. Эволюция поэтических
средств.

Задание

Показать, как проявляются все обозначенные выше тенденции в литературе второй половины 17 века.

Похожие:

Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» iconТесты по истории Казахстана для рубежного контроля №1 1
Какое государство существовало в IX-XI века на территории северного Прикаспия, в Приаралье, в низовьях Сырдарьи?
Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» iconФормы рубежного контроля и экзамена Вопросы рубежного контроля (рк...
Методы эколого-физиологических исследований. Приемы и методы эколого–физиологических исследований в природе и эксперименте
Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» iconЛекция 12. 09. 12 Тема Сущность контроля и ревизии
Контролеры доводят до сведения органов управления результаты своего контроля, а в свою очередь аппарат управления реагирует на них...
Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» iconПрограмма по продажам для открытого обучения Искусство продаж
Программа рассчитана от 12-18 часов (отдельные модули) и 72 часа (комплекс) – после ее прохождения получают Сертификат (12-18 часов)...
Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» iconПравила акции «Приведи друга» Акция «Приведи друга» распространяется...
...
Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» iconПримерная программа профессионального модуля участие в проектировании сетевой инфраструктуры
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...
Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Экономическая социология (указывается...

Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» iconТесты для проведения контроля знаний по дисциплине «криминалистика»
Тесты для проведения контроля знаний по дисциплине «Криминалистика» подготовлены начальником кафедры криминалистики моф мосу мвд...
Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» iconНа либретто (по-итальянски) Франческо Марии Пьяве, основанное на...
Травиата (La Traviata) опера в трех действиях Джузеппе Верди на либретто (по-итальянски) Франческо Марии Пьяве, основанное на пьесе...
Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» icon1. определение показателей использования основных производственных фондов
Основные фонды – это выраженные в денежной форме средства труда, которые многократно участвуют в производственных циклах, сохраняют...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница