2. Апокрифическая литература ("Хождение Богородицы по мукам")


Название2. Апокрифическая литература ("Хождение Богородицы по мукам")
страница1/10
Дата публикации07.03.2013
Размер0.95 Mb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



(с) by Eclipse Fatal [eclipse@nightmail.ru]


1. Возникновение древнерусской литературы.

---------------

Невозможно с точностью определить время возникновения у нас письменной литературы. Есть, однако, все основания полагать, что она существовала на Руси еще во второй трети 11 в. - времени, когда можно датировать первые дошедшие до нас памятники русской письменности. В 9-10 вв. она у нас, несомненно, существовала.

Др. русская литра насчитывает прибл. шесть с половиной веков существования.

Древнейший период развития русской литературы до начала 13 в. связан с Киевской Русью. Он называется "киевским периодом". Киевская Русь представляла собой государство с обширной территорией, включавшей в себя Киевскую, новгородскую, суздальскую и ростовскую земли. Постепенно, к концу 11 в., происходит распадение Киевской Руси на отдельные самостоятельные княжества - Киевское, Черниговское, Новгородское и т.д. Начинается феодальное раздробление.

"ПВЛ" - древнерусская литра. Д. литра - 11-17 в.

Письменность, устное народное творчество - возникновение литры. Прежде всего, переписывались церковные книги. Из Византии пришло христианство -> важно его значение.

2. Апокрифическая литература ("Хождение Богородицы по мукам")

------------------------

Слово "апокриф" в переводе с греческого - "тайный", "сокровенный". Так называли книги, не вошедшие в состав Библии, но развивающие или дополняющие отдельные ее сюжеты. Отличались драматизацией сюжета. Наиболее значительные из ветхозаветных апокрифов - Книги Еноха, Юбилеев, псалмов Соломона.

В апокрифах отразилась своеобразная христианская мифология, впитавшая в себя многое из сказок, легенд и мифов народов древности. Библейские персонажи обретали в них плоть и кровь.

До XIV в. апокрифы заносились на Русь преимущественно паломниками (каликами), которые в XII-XII вв. целыми дружинами ходили в Константинополь и Иерусалим.

Из традиционных греческих апокрифов на Руси переписывали "Завет 12-ти патриархов", "Успение Моисея", "Суды Соломона", "Повесть о Соломоне и Китоврасе", Книгу Еноха.

Широкое распространение на Руси получили апокрифы о Богородице, считавшейся покровительницей страны. "Хождение Богородицы по мукам" - рассказ о том, как архангел Михаил ведет Богородицу в ад, показывает ей муки грешников, поклонявшихся Перуну, Велесу... Богородица горько плачет, и говорит поделом. Она молит Бога за грешников и он на время освобождает их от мучений.

3. Особенности жанра жития. («Житие Алексея Божьего», «Анонимное сказание о Борисе и Глебе», «Житие Ф. Печерской»)

Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых. Житие – не художественное произведение в современном смысле. Оно всегда повествует о событиях, которые составитель и читатели считали истинными, не вымышленными. Сверхъестественные события: воскрешение мертвых, внезапное исцеление больных и т.д. – для др. книжников было реальностью.

Жития имеют прежде всего религиозно-назидательный смысл. Описанные истории святых – пример для подражания. Напр. Феодосий Печерский – одно из первых русский житий. Он отдавал тело на ночь на поедание комарам и оводам.

Житие должно вызывать в читателе чувство умиления самоотречением и духовной чистотой, кротостью и радостью, с которыми святой переносил страдания и лишения во имя Бога.

Житие лишь внешне напоминает биографическое произведение. Автор стремится раскрыть характер героя.

В житиях всегда существуют два мира. Это повседневная земная жизнь и высшая, потусторонняя, Божественная реальность. Деяния персонажей напоминают действия Христа. Совершаемые ими чудеса (исцеления, экзорцизм) уподобляются чудесам Христа.

Образ святого в житии напоминает иконописное изображение.

Жития писали на церковно-славянском языке, считавшимся священным.

Жанр жития возник в IV в., Византия. Самая популярная литература вплоть до XIII в.

2 метода изображения: фактографическое и идеальное.

Переводные памятники житийной литературы появились на русской почве в древнейшее время, в XI-XII вв.

^ Компоненты жития: похвала святому и плач о его смерти. Монолог святому. Житийная литература статична, идеализирована, в ней нет живых черт. В отличие от византийских житий, писавшихся о святых, русские писались о светских людях, в них больше историзма.

Жития о тех людях, которые прославились подвигами.

Создавая идеальный образ святого, авторы хотели преподать нравственные уроки людям, которые должны очищаться молитвами. Они не д.б. богаты, часто обращаться к «Св. писанию».

Разновидности житий. Композиция.

Основная часть житий – не оригинальны, а переведены с греч. Жития святительские – посвящены преподобным и святителям.

Житие д. состоять из трех частей. Открывается вступлением, где описываются причины создания. Далее – основная часть – повествование о святом, смерти и посмертных чудесах. Завершение – похвала святому.

Первые русские жития. Древнейшие русские агиографические памятники – два жития князей-страстотерпцев – Бориса и Глеба. В «Сказании о Борисе и Глебе» рассказывается о вероломном убиении братьев-князей их старшим сводным братом Святополком. Последний во имя власти отдает приказ убить их. Повествование исполнено психологизма. Подробно описываются душевные борения, скорбь и страх святого в преддверии безвременной смерти. В то же время Борис желает принять смерть подобно Христу. Сцены убиения далеки от правдоподобия. Святые произносят пространные молитвы. Посланцы Святополка не прерывают этих молитв-плачей и убивают святых, когда они заканчивают молиться.

Молитвы святых построены по всем правилам красноречия. Основная мысль – сожаление о грядущей смерти и готовность принять ее. Князь Глеб произносит трогательную речь убийцам о пощаде. Святые смиренно принимают все и молятся за убийц, сохраняют в душе любовь к ним. Им противопоставлен Святополк. Им чужды мысли о земной славе и могуществе. Святополк охвачен жаждой власти, а святые – вручают себя Богу.

^ Житие Феодосия Печерского. Составлено Нестором в соответствии с житийным каноном. Начинается со вступления. Далее – о юности Феодосия, стремившемуся посвятить жизнь Богу. Покинув дом, становится монахом Киево-Печерской обители. Нестор уподобляет его основателю христианского монашества Антонию Великому. Черты Феодосия – полная посвященность собственной воли и уверенность в божественной помощи, отказ от земных забот, ощущение близости с Христом, смирение, трудничество, прилежание, всепрощающая любовь к ближнему, обличение неправды.

Житие Алексея человека божия. Начало – рассказ о рождении в Риме будущего святого от знатных родителей, о его приверженности к учению, о бегстве из дома. Угождает Богу, живет как нищий. Слуги издеваются над ним. Он от благочестивых родителей. Черты жития: родители, аскетизм, блаженная кончина, посмертные чудеса (исцеления у гроба). В житии есть диалоги, лирические плачи-монологи. В изложении есть элементы украшенного риторического стиля вместе с авторским лиризмом.

^ 4. Митрополит Илларион. «Слово о законе и благодати». Особенности жанра торжественной проповеди.

Митрополит. 1051 г. – великий киевский князь Ярослав Мудрый, сын Владимира Святославовича, поставили Иллариона в митрополиты. Это решение – шаг к освобождению Русской Церкви от административного влияния Церкви Византийской. Лучший церковный оратор Киевской Руси.

«^ Слово о законе и благодати». Композиция «Слова»: три части. В первой Илларион противопоставляет Ветхий и Новый Заветы – Закон и Благодать. Закон отождествляется с Ветхим Заветом, он консервативен и национально ограничен. Автор пользуется приемом сравнения, говоря о Законе. Он уподобляет Закон тени, свету Луны.

Закону противопоставлена Благодать, с которой Илларион связывает образ Иисуса. Ветхий Завет – рабство, Новый – свобода. Проповедник сравнивает Благодать с солнцем, светом и теплом.

Во второй части «Слова» рассказывается о принятии христианства русским народом. Тема сужается. Говорится о судьбе народа.

В третьей части тема еще более сужается. Речь идет о человеке, благодаря которому было крещение Руси. Илларион напоминает, что все страны, ставшие христианскими, имеют своих учителей: Римская земля – апостолов Петра и Павла. Учитель русской земли – Владимир. Он причисляет его к лику святых, представляет как героя христианства, настоящего подвижника.

Заканчивается «Слово» молитвой за всю Русскую землю.

Одни исследователи считают, что пафос «Слова» - полемика с иудаизмом, основанном на ВЗ. «Слово» построено по ступенчатому принципу – от общего к частному. Можно найти все приемы красноречия, к которым прибегали ораторы древности – напр. Иоанн Златоуст, Василий Великий (метафоры, антитезы, повторы, риторические вопросы). Много тут цитат из НЗ и ВЗ. Написано оно библейским, книжным языком.

^ Особенности жанра торжественной проповеди. Утверждение на Руси христианства сопровождалось развитием проповеднической, поучительной литературы. Проповедь обращена к широкому кругу читателей и слушателей, излагала элементарные основы христианской морали, религии. Говорилась простым языком. Отсутствовали отвлеченные философские элементы, образность выражения, стилистическая окрашенность речи. Не занимала никакого места в литературном процессе. Другое дело – проповедь торжественная, риторически украшенная, дававшая образцы ораторского искусства. Такая проповедь в древности была одновременно и фактом и фактором лит. развития. Илларион – замечательный ее представитель.

5. «Повесть временных лет». Источники и редакции

----------------------

На основе летописной традиции XI в. XIV – XV вв. – дошла до нас. Существуют «Лаврентьевская» и «Ипатьевская» летописи. Лаврентий переписал «ПВЛ» после Нестора.

Родился величайший летописный памятник эпохи Киевской Руси – «ПВЛ». Название получила по первым строчкам «Се повести времяньных лет»… «ПВЛ» была составлена в Киеве в 10-е гг. XII в. Вероятный составитель – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В число материалов для «ПВЛ» входили византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной и древнерусской литературы, устные предания.

Составитель «ПВЛ» поставил целью определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, о нравах и обычаях разных племен. В «ПВЛ» подчеркивается единство культуры, языка и письменности славянского народа.

После введения летописец обращается к истории первых русских князей, рассказывает легенду о том, как на Русь был призван в качестве правителя знатный скандинав Рюрик, повествует о деяниях его потомков. Из летописи видно, как растет Древнерусское государство, расширяются границы, слабеют враги.

Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Центральное место в «ПВЛ» - рассказ о первых христианах, крещении Руси, распространении новой веры, строительстве храмов, появлении монашества.

Заключительная часть «ПВЛ» посвящена мысли о необходимости согласия между русскими князьями.

Через всю повесть проходит проповедь братолюбия среди князей и единения в борьбе с внешними врагами. В летописи нашла свое отражение классовая борьба, происходящая в Киевском государстве. Под 1068 г. рассказывается о восстании народных масс в Киеве, вызванном поражением трех русских князей Ярославичей – Изяслава, Всеволода и Святослава в столкновении с половцами на реке Альте. И. и В. после всего бежали в Киев, а Святослав – в Чернигов.

Летописец не высказывает прямо своего отношения к восставшим киевлянам. Он сочувствует освобождению Всеслава из тюрьмы.

В 3-й редакции «ПВЛ» под 1113 г. сообщается, что после смерти князя Святополка Владимир Мономах отказывается занять киевский стол. Киевская знать пригрозила Мономаху, что если он будет упорствовать в своем отказе, мятежники пойдут грабить невестку князя, бояр, монастырь. После этого Владимир сел на киевском столе.

Значительная часть повествовательного материала летописи отличается признаками поэтического изложения.

В отличие от византийских хроник, начинающих изложение от «сотворения мира», «ПВЛ» начинается с рассказа о разделении земли между сыновьями Ноя и смешении языков после вавилонского столпотворения. Потом речь идет о выделении из племени сына Ноя, Иафета, славянского народа.

Редакции.

1-я редакция, не дошедшая до нас – около 1113 г., Нестор. Восхваление Святополка. Выдубецкий монастырь переработал несторову редакцию «ПВЛ» насчет Святополка.

2-я редакция – несторовская + собственные сведения. Выдубецкий монастырь.

3-я редакция – В Киево-Печерском монастыре.

^ Источники повести: летописные своды, хроники (Георгий Амартов), фольклор. Многоплановая, многожанровая повесть о больших просторах Руси. От Угорских гор до Волги. От Ладоги до Керчи.

Наряду с устными преданиями «ПВЛ» использовала и письменные источники, русские и иноземные. Например, Хроника Георгия Амартола, откуда «ПВЛ» почерпнула легенды, рассказанные на первых страницах летописи, - о разделении земли между сыновьями Ноя, сведения о быте и нравах разных народов, о фактах Византийской истории и т.д. Из не дошедшего до нас мораво-паннонского источника извлечены сведения о Поляно-Руси и о переложении книг на славянский язык. Из жития Василия Нового заимствованы сведения о походах Игоря на Царьград в 941 г. и 944 г. К греческому источнику восходит рассказ о крещении Владимира в Корсуне.

Русские источники «ПВЛ»: фольклор, воинские повести, монастырские сказания, жития (Борис и Глеб), поучения, легенды. Некоторые события передаются в летописи во впечатлениям очевидцев и воспоминаниям редактора свода.

6. Идеи и образы в «ПВЛ»

--------------------------------

Идеи. Не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В «ПВЛ» подчеркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности. Из летописи видно, как складывается и крепнет Русь, расширяются границы, мрут враги. Летописца заботит судьба всей Русской земли, городов и князей. Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о распространении новой веры, стройке храмов, появлении монашества, успехах христианского просвещения занимает в «ПВЛ» центральное место.

С середины XI в. Древнерусское государство начало дробиться на отдельные княжества и земли. Умножились междуусобицы. Все это не могло оставить летописцев равнодушными. Заключительная часть «ПВЛ» пронизана мыслью о необходимости согласия между русскими князями, о том, что взаимная ненависть князей – тяжкий грех, преступление против Господа.

Русская летопись проникнута высокой идеей служения родной земле, заботой о ее благополучии, ревностным отношением к ее чести и достоинству. Призывы постоять за родную землю. Стояние за Русскую землю – до страдания и смерти за нее – неразрывно связывается в летописи с сознанием рыцарской чести и жаждой воинской славы, уважением к традициям отцов и дедов. Проходит настойчивая проповедь братолюбия и единения князей в борьбе с внешними врагами. В летописи нашла свое отражение классовая борьба, происходившая в Киевском государстве. Летописец прямо не высказывает своего отношения к восставшим киевлянам.

Образы.

Ольга. Образ мудрой женщины, красивой, сильной волей, настойчивой, находчивой. Она – преданная супруга, отомстившая за своего мужа. Положительная мать. Отважная воительница, первая принявшая крещение. Жестоко отомстила за смерть Игоря древлянам.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

2. Апокрифическая литература (\"Хождение Богородицы по мукам\") iconОдин из апокрифов (по выбору). (Хождение Богородицы по мукам)
Отрывки из «Сказания Авраамия Палицына» и «Новой преславной повести о российском царстве»
2. Апокрифическая литература (\"Хождение Богородицы по мукам\") iconХождение по мукам князя Дмитрия Александровича Хилкова
Михаил Борисович Хилков. Среди его однокурсников ходили смутные слухи о том, что новоиспеченный астрофизик принадлежит к старинному...
2. Апокрифическая литература (\"Хождение Богородицы по мукам\") iconЛекция: литература и театр
История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –...
2. Апокрифическая литература (\"Хождение Богородицы по мукам\") iconБалакирево церковь рождества пресвятой богородицы
Таинство Крещения. Крестили Машеньку Ашуватову и еще мальчика Игоря. (в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы) 7 января...
2. Апокрифическая литература (\"Хождение Богородицы по мукам\") iconХождение вслед
Г. М. Дашевский, перевод с немецкого, 2002 Российский государственный гуманитарный университет,  2002
2. Апокрифическая литература (\"Хождение Богородицы по мукам\") iconЛитература на старых языках
Индийская литература считается одной из древнейших. В индии 22 официальных языка, и огромное количество литературы написано на этих...
2. Апокрифическая литература (\"Хождение Богородицы по мукам\") iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
2. Апокрифическая литература (\"Хождение Богородицы по мукам\") iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
2. Апокрифическая литература (\"Хождение Богородицы по мукам\") iconМужество это добродетель, не позволяющая проникать в благородное...
Поэтому рыцарю, выбравшему эту дорогу, не попасть в то место, которое душевное благородство выбрало своей вотчиной
2. Апокрифическая литература (\"Хождение Богородицы по мукам\") iconЛитература. Американцы
Список литературы для 12 класса, несколько комментированный. По заказам трудящихся – зарубежная литература
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница