Методические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи»


Скачать 133.62 Kb.
НазваниеМетодические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Дата публикации22.03.2013
Размер133.62 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Литература > Методические указания
Методические указания для межсессионного периода

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

1 семестр
Программный материал
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

№№ п/п

Наименование тем курса

Краткое содержание тем

Лекции

Самост. работа



Раздел 1. Предмет и задачи курса. Функциональ­ные разновидности современного русского языка.

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающейся в охра­не и правильном использовании. Структурные и коммуникативные свойства языка. Русский язык как знаковая система передачи информации, требующая дальнейшего совершенствования на новом этапе развития цивилизации. Функции языка (коммуникативная, познавательная (когнитивная), аккумулятивная, эмоциональная (эмотивная), функция воздействия (волюнтативная). Формы существования национального русского языка. Русский язык конца 20 века. Новые явления в русском языке. Способы нормирования русского литературного языка. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. Официальные и неофициальные ситуа­ции общения. Подготовленная и спон­танная речь. Стили современного литературного языка (книжный, разговорный). Условия, функционирования книжной и разговорной речи. Различие между ними. Устная и письменная речь. Монолог и диалог (полилог). Функциональные стили (научный, официально-деловой, публици­стический) Жанры текстов. Разговорная речь. Отбор различных языковых средств. Взаимодействие функциональных стилей. Язык художественной литературы.

2

32

2.

Раздел 3. Культура речи. Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного русского литературного языка.

Нормативный аспект культуры речи. Понятие о языковой норме (орфоэпическая, акцентологическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, грамматическая, интонационная, пунктуационная). Вариантность нормы. Характеристика основных норм литературного языка.

2

32

Коммуникативные качества. Точность речи. Понятность речи. Чистота речи. Богатство и разнообразие речи. Выразительность речи (произносительная, акцентологическая, лексическая, словообразовательная).






Этические нормы речевой культуры (речевой этикет). Понятие «речевой этикет». Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование. Речевой этикет и национальная специфика.


Порождение и понимание текстов разных жанров. Жанры-побуждения приказ, служеб­ное распоряжение, инструкция, заявле­ние, запрос, жалоба (рекламация), реко­мендация. Жанры-ретроспекции: отчет, обзор. Обзор рынка, обзор прессы (устный и письменный). Отчет о командировке, отчет о социоло­гическом опросе (гесте, проверке), о про­деланной работе. Жанры-полилоги: собрание, совеща­ние, переговоры, интервью. Начало и окончание собрания.


______


______

ИТОГО:

4

64


^ Темы и содержание учебного материала, подлежащего самостоятельному изучению студентами



п/п

Содержание самостоятельной работы

Объём в часах

Форма контроля

1.

Структурные и коммуникативные свойства языка:

- сделать все виды разборов единиц языка;

- схематически обозначить систему языка (единицы языка, уровни, разделы);

- начертить схему ''Стили литературного языка''.

4

Письменная работа

2.

Культура речи. Нормативный аспект: лингвистические словари, их разновидности; роль словарей в совершенствовании грамотного письма и говорения.

Коммуникативный аспект:

- рассмотреть значение лексико-семантических групп: синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; синтаксических омонимов; составить предложения с использованием данных слов и выражений;

- рассмотреть значение изобразительных и выразительных средств языка (тропы, стилистические фигуры, пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые слова).

Составить рассказ с использованием данных изобразительных и выразительных средств языка.

4


4

4

2

Конспект, список словарей.
Рассказ

Письменная работа
Рассказ

3

Формирование профессионального тезауруса. Составить индивидуальный словарь с целью обогащения профессионального лексикона.

6

Индиви-

дуальный словарь

4.

Речевое общение. Основные единицы речевого общения. Речевая ситуация. Речевые взаимодействия. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов (логический, психологический)

6

Реферат

5.

Основы ораторского искусства. Понятие об ораторах и искусстве. Оратор и его аудитория. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Основные приемы поиска материала. Начало, завершение и развертывание речи. Способы словесного оформления публичного выступления.

6

Реферат

6.

Переход от письменного текста к устному: инструкция, речь-биография на мемориальном собрании, личное резюме и собеседование при поступлении на работу. Произносительные нормы русского языка (орфоэпия). Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Невербальные средства устной коммуникации. Слово и жест в публичных выступлениях разных стилей.



2


Образцы текстов с учётом жанра;

озвучение


7.

Переход от устного текста к письменному. Описательные предикаты (адъективно- и глагольно-именные перифразы). Конверсивы. Способы выражения «я» автора. Орфографическое и пунктуационное оформление текста. Возможности ком­пьютерных текстовых редакторов.

2

Озвучение;

образцы текстов с учётом жанра

8

Переход от текста-структуры к связному тексту расписание поездки, план выставки, реклама, повестка дня, финансовый отчет. Переход от различных видов схематиче­ского представления информации к словесному тексту. Чтение и комментирование схем, графиков и таблиц. Склонение числительных. Глаголы изменения и сопоставления. Фазисные и модальные средства.

2

Образцы текстов с учётом жанра

9.

Переход от словесного текста одного жанра функционального стиля к словесному тексту другого жанра/стиля: интер­вью – статья и др.

Прямая и косвенная речь.

2

Образцы текстов с учётом жанра

10.

Жанры-побуждения приказ, служеб­ное распоряжение, инструкция, заявле­ние, запрос, жалоба (рекламация), реко­мендация. Виды побуждения; просьба, мольба, при­каз, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендации, предостережение, пред­ложение. Способы выражения побуждения в со­временном русском языке, специальные приемы построения и речевые нормы по­будительных жанров.

2

Официально-деловые документы (образцы текстов с учётом жанра)

11.



Жанры-ретроспекции: отчет, обзор. Обзор рынка, обзор прессы (устный и письменный) Отчет о командировке, отчет о социоло­гическом опросе (тесте, проверке), о про­деланной работе. Языковые средства и специальные прие­мы жанров-ретроспекций. Вводно-модальные слова. Соединительные и при­соединительные конструкции. Причинно-следственные и уступительные конструкции. Обобщающие слова при одно­родных членах. Способы выражения времени в русском языке.

2

Деловые документы (образцы текстов с учётом жанра)

12.

Жанры-полилоги: собрание, совеща­ние, переговоры, интервью. Начало и окончание собрания. Представ­ление докладчика. Повестка дня. Прото­кол собрания Поздравление Общение «в команде» Активное слуша­ние переговоры. Языковые средства и специальные прие­мы жанров-полилогов. Этикетные формулы русского языка Структуры вопросов. Переспрос. Выра­жение согласия/несогласия. Вступление в разговор- выход из него.

4

Деловые документы (образцы текстов с учётом жанра)

13.

Жанры-описания описание человека, предмета, пространства (пейзаж, интерьер) Возможные речевые ситуации для этих жанров (презентация товара, путеводитель, экскурсия и т.п.). Языковые средства и специальные приемы жанров-описаний. Локативные предложно-падежные конструкции, наречия и глаголы. Сравнительные конструкции. Адъектив­ное управление.

2

Образцы текстов с учётом жанра

14.

Повествовательные жанры пересказ, комментарий динамического видеоряда, рассказ о дорожно-транспортном проис­шествии, рассказ-рекомендация (покупка квартиры, изучение иностранного языка и т. п.), автобиография.

Языковые средства и специальные прие­мы повествовательных жанров Модели глагольного управления и семантической сочетаемости в русском языке. Видо-временные функции глаголов Способы управления динамикой повествова­ния.

2

Образцы текстов с учётом жанра

15.

Жанры-рассуждения: обоснование (темы, проекта, предложения) аргументация, мотивация, обобщения, выводы. Языковые средства и специальные прие­мы жанров-рассуждений. Причинно-следственные связи между словами предложениями частями текста. Выражение целевых и уступительных отношений. Водно-модальные слова и конструкции.

4

Образцы текстов с учётом жанра

16.


Рекламные жанры: презентация, реклама. Языковые средства и специальные приемы создания рекламных жанров, Способы выражения оценки в русском языке. Фразеологизованные синтаксические кон­струкции делового стиля и разговорной речи. Соотношение вербальных и невер­бальных компонентов в рекламе. Языковая «игра» в рекламе.

4

Официально-деловые документы (образцы текстов с учётом жанра)

ИТОГО:

64




Одна из тем самостоятельных работ выполняется и предоставляется студентом преподавателю в печатном варианте и электронном вариантах как форма контроля в период аттестации.


^ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

  1. Язык - знаковая система. Полифункциональность языка.

  2. Формы существования языка: диалекты, общенародный (просторечие, жаргоны), литературный язык.

  3. Понятие о литературном языке. Общие признаки литературного языка. Сфера обслуживания.

  4. Стили современного русского литературного языка (книжный, разговорный). Особенности книжной и разговорной речи.

  5. Устная и письменная форма речи, их особенности (форма реализации, отношение к адресату, порождение формы); разновидности устной речи (монолог, диалог, полилог) и письменной речи.

  6. Понятие о культуре речи, ее составляющие (нормативный, коммуникативный, этический аспекты).

  7. Нормативный аспект культуры речи (правильность речи). Понятие о языковой норме (орфоэпическая - произношение, акцентологическая - ударение; орфографическая - написание; словообразовательная; лексическая; грамматические - морфологическая; синтаксическая; интонационная, пунктуационная).

  8. Варианты норм литературного языка (строгая, нейтральная, подвижная)

  9. Характеристика орфоэпической и акцентологической нормы литературного языка.

  10. Характеристика грамматических норм литературного языка (морфологическая, синтаксическая).

  11. Характеристика лексической нормы литературного языка.

  12. Лингвистические словари, их разновидности. Роль словарей в совершенствовании навыков грамотного письма и говорения.

  13. Коммуникативные качества речи (точность речи, понятность речи, чистота речи, богатство и разнообразие речи, выразительность речи). Характеристика понятия, чистота речи.

  14. Точность речи: знание предмета, логика мышления, умение выбирать нужные слова (нарушение точности речи - употребление слов в несвойственном ему значении; не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов, омонимов; синтаксическая омонимия).

  15. Понятность речи; отбор речевых средств (лексика неограниченной сферы; лексика ограниченного словоупотребления, профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, термины, иностранные слова). Способы объяснения слов.

  16. Богатство и разнообразие речи: достаточный запас слов, смысловая насыщенность слова - многозначность, синонимы, эмоционально-экспреесивная лексика, образная фразеология, новые слова, грамматический строй языка, пословицы, поговорки, крылатые слова. Устранение словесных штампов, шаблонов, однообразия языка.

  17. Выразительность речи: изобразительные и выразительные средства языка (тропы - метафора, метонимия синекдоха, сравнение, эпитет, гипербола, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза, стилистические фигуры - антитеза, инверсия, градация, риторический вопрос, повтор, эпифора и др.); пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

  18. Характеристика основных средств речевой выразительности (2-3 на выбор).

  19. Этические нормы речевой культуры: правила речевого поведения, система речевых формул общения.

  20. Стилистика русского языка. Классификация функциональных стилей: разговорный и книжный. Взаимодействие функциональных стилей.

  21. Научный стиль речи: собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный. Особенности научного стиля (в лексике, морфемике, морфологии, синтаксисе), стилевые черты.

  22. Официально-деловой стиль речи. Сфера его функционирования (правовая, служебная, производственная); жанровое разнообразие.

  23. Основные стилевые черты официально-делового стиля: точность, краткость, ясность; неличный характер; единая внешняя форма; общепринятое стандартное расположение частей текста, его реквизитов. Характерные особенности: (в лексике, морфологии, синтаксисе).

  24. Публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля, стилевые черты. Жанровая дифференциация.

  25. Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи (эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы, обращения, лексические повторы, градация; фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи, цитаты, юмор, ирония, сатира), их сочетание со строгой логической доказательностью.

  26. Особенности устной публичной речи, стилевые черты. Жанровое своеобразие.

  27. Подготовка речи (выбор темы, цель речи, поиск материала; начало, завершение и развертывание речи). Основные виды аргументов.

  28. Разговорный стиль речи. Особенности и стилевые черты. Роль внеязыковых факторов.

  29. История обращений людей в России.

  30. Механизмы порождения речи.


Ответ на зачете предполагает: теоретическую часть; практическое задание.
^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

Основная литература.

  1. Введенская В.А. «Культура речи» для студентов колледжей Ростов – на Дону, Феникс 2001.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. «Русский язык и культура речи», учебное пособие – Ростов – на Дону, 1999.

  3. Петрякова А.Г. «Культура речи». – Москва. Издание «Наука», 1998.

  4. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А., Русский язык, М., Флинта-наука, 2002.

Дополнительная литература.

  1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие: В 2ч. Ч.1. – Волгоград, 1998.

  2. Васильева Л. Как сделать карьеру. Деловая переписка на английском языке – М., 1999.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи 2-е издание – Ростов – на Дону, 1999.

  4. Вежбицкая А. Язык, культура, познание. – М., 1997.

  5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М., Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов – М., 2003.

  6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов – М., 1998.

  7. Культура речи и эффективность общения / Подряд. Прудкина Л.Н., Ширяева Е.Н. – М., 1996.

  8. Культура русской речи: Учебник для вузов. – М., 1999.

  9. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 1997.

  10. Организация работа с документами: Учебник для вузов. – М., 1998.

  11. Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ Р. 6. 30 – 97: Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М., 1998.

  12. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство побеждать. – М., 1998.

  13. Паневчик В.В. Деловое письмо. – М., 1999.

  14. Панов В.И. Знаки, символы, языки. – М., 1983.

  15. Пешков И.В. Введение в риторику поступка. – М., 1998.

  16. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПб, 1996.

  17. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Учебное пособие. Издание 4-е, испр. - М., 1997.

  18. Рекомендации по документационному обеспечению деятельности органов исполнительной власти (администраций, краев, областей, городов федерального значения, органов местного самоуправления). – М., 1998.

  19. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1996.

  20. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. – М., 1999.

  21. Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). - М., 1996.

  22. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997.

  23. Санникова В.П. Русский язык в зеркале языковой игры. – М., 1999.

  24. Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности. Психологически социолингвистические аспекты. – Саратов, 1999.

  25. Сергеич П. Искусство речи на суде. – Тула., 1998.

  26. Современная психология: Справочное руководство. – М., 1999.

  27. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992.

  28. Стернин И.А. Русский язык делового общения. – Воронеж, 1995.

  29. Шапогиников В. Русская речь в языковом отображении. – М., 1998.

Похожие:

Методические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconКоллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник
«Русский язык и культура речи». Мотив очевиден: коммуникативная компетенция многих выпускников нефилологических вузов, в которых...
Методические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconРоссийской федерации
Е. П. Симонова. Русский язык и культура речи: Учебные материалы по дисциплине (для аудиторной и самостоятельной работы студентов...
Методические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconТемы рефератов. Актуальность изучения дисциплины «Русский язык и...
Актуальность изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в системе высшего образования
Методические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconЖ. Ф. Верещагина русский язык и культура речи
Тема Коммуникативный и этический аспекты культуры речи
Методические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconПлан лекции Понятие о культуре речи. Правильность как качество грамотной...
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие – Ростов-на-Дону, 2001
Методические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи» icon3. Стили речи. Современный русский литературный язык полифункционален....
Русский национальный язык – это общенародный русский язык. Он охватывает все сферы
Методические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconВопросы по курсу «Русский язык и культура речи»

Методические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconО. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ....
Единому государственному экзамену (егэ), и включает в себя материалы по трем содержательным разделам школьной программы: "Синтаксис",...
Методические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconАлмазова А. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие
Речь – явление не только лингвистическое, но и психологическое и эстетическое. Коммуникативные качества речи во многом зависят от...
Методические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconПигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница