Программа учебной дисциплины


Скачать 216.33 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины
Дата публикации29.07.2013
Размер216.33 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Литература > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Томский государственный университет


УТВЕРЖДАЮ

Ректор

Томского государственного

Университета

Г. В. Майер

”____”_______________20_г.


Программа учебной дисциплины

История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века

Направление подготовки

037700 - ФИЛОЛОГИЯ

Профиль подготовки

Отечественная филология (Русский язык и литература)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Томск - 2011

^ 1. Цели освоения учебной дисциплины:
формирование целостного представления о литературном процессе в России в хронологических границах 1890 – х – начала 20-х годов ХХ века.
Задачи:

– получение достаточного для формирования целостного представления о литературе изучаемого периода объёма знаний;

– обоснование истоков оформления, эволюции, эстетического своеобразия основных эстетических направлений (символизма, акмеизма, футуризма);

– монографическое изучение художественного мира ряда писателей;

– формирование представлений об основных тенденциях в области жанрово-стилевых поисков.

^ 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная учебная дисциплина входит в Модуль 1 «Отечественная филология (русский язык и литература). Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 033700 – «Филология».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра филологии «Введение в языкознание», «Введение в литературоведение», «Древнерусская литература», «История русской литературы VIII века», «История русской литературы ХIХ века», «Философия».

Данная учебная дисциплина осваивается не только как продолжение предыдущих историко–литературных курсов, но и в составе различных дисциплин гуманитарного цикла (прежде всего – культурологического и педагогического профиля); входит в круг дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение историко-литературной составляющей филологических наук и практики литературоведческого анализа.

^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:
– наиболее значимые историко–литературные факты и явления изучаемого периода, периодизацию литературного процесса;

– эстетические доминанты, истоки и эволюцию основных литературных направлений (символизм, акмеизм, футуризм);

– творческую судьбу репрезентативных художников;

– жанрово-стилевые процессы в литературе изучаемого периода.
Уметь:
– рассматривать литературный процесс в социокультурном контексте эпохи;

– обозначить те или иные тенденции развития и хронологию историко–литературных явлений;

– сопоставлять произведения, принадлежащие к различным эстетическим направлениями и аргументировать их типологическую и индивидуально авторскую принадлежность;

– охарактеризовать творческий путь отдельных писателей;

– грамотно использовать терминологический аппарат в анализе текстов различной эстетической природы и жанрово–родовой принадлежности.
Владеть:
– навыками, методами, приёмами исследовательской, аналитической и практической работы с текстами.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС–3 по направлению подготовки ВПО 032700 – «Филология»:



  1. Общекультурные (ОК):


– владеть культурой мышления, осознанно воспринимать, анализировать и обобщать информацию (ОК–1);

– логически верно, аргументировано выражать мысли в формах устного сообщения или письменной работы (ОК–2);

– готовность к работе в коллективе (студенческой группе) над составлением групповых проектов (ОК–3);

– стремление к расширению культурной эрудиции в сфере изучаемого курса (ОК–6);

– использовать данные и методические приёмы смежных гуманитарных наук (истории, философии, лингвистики, культурологи) при решении филологических проблем (ОК–9);

– грамотное привлечение интернет-ресурсов для получения и обработки информации (ОК-11);

2.Профессиональные (ПК):
Общепрофессиональные:
– способность демонстрировать знание основных проблем и тенденций развития литературы изучаемого периода, существующих в отечественном литературоведении и зарубежной славистике методологических принципов изучения данной литературы; навыки филологического анализа текста (ПК–1);

– владение базовыми навыками собирания и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК–2);

– владение одним из европейских языков на уровне, позволяющем читать научную литературу (ПК–3);

– владение основными методами и приёмами различных типов устной и письменной коммуникации (ПК–4).
По видам деятельности с учётом профиля подготовки:
^ В научно–исследовательской деятельности:

– представление в письменной и устной форме материалов и результатов собственных исследований (ПК–8).
В педагогической деятельности:
– способность к подготовке и проведению учебных занятий и внеклассных мероприятий по данной дисциплине в общеобразовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях), центрах детской внешкольной деятельности (ПК–9);

– умение составлять и оформлять учебно–методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе традиционных и новейших методик (ПК–10);

– способность к популяризации знаний в области данной дисциплины в разных социальных стратах и возрастных группах (ПК-11).

^ В прикладной деятельности:
– владение навыками обработки и доработки (редактирование, комментирование, реферирование) научно–критических текстов (ПК–13).
^ В проектной деятельности:
– владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно–просветительских учреждениях, в социально–педагогической, гуманитарно–организационной, массмедийной, коммуникативной сферах (ПК–15).
В организационно–управленческой деятельности:

– владение навыками работы в профессиональных коллективах (ПК–16).


^ 4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы, 72 часа.

Из них:

Аудиторные занятия – 36 часов;

– лекции – 16 часов

– практики – 20 часов

– самостоятельная работа (СР) – 36 часов







п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Введение. Социокультурная ситуация в России и особенности литературного процесса

8

1

Л 2

СР- 2







Реферат культурологического содержания - 2

2

Поэтические направления: символизм, акмеизм, футуризм

8

2-4

Л: 6

ПР

СР: 2

К: еженед.

Тесты, коллоквиумы

3

Проза 1890 – 1910-х годов: диалог с классикой, проблема взаимодействия реализма и модернизма

8

5-7

Л: 6

СР: 10

ПР: 2

К: еженед.

Тесты, коллоквиумы

4.

Драматургия 1900-1910-х годов в контексте споров о «новой драме и театроведческих исканий

8

8

Л:2

6

СР: 22

ПР: 6

К: еженед.

Рецензии, презентации



^ Курс лекций
Раздел 1. Введение.

Лекция 1. Социокультурная ситуация в России и особенности развития литературы.

Историческая ситуация конца ХIХ – первых двух десятилетий ХХ века (политические тенденции, философские течения, обновление всех сфер культурной жизни: живопись, музыка, архитектура; высокая и массовая культура).

^ Раздел II. Поэтические направления рубежа веков.

Лекция 2. Русский символизм. Соотношение понятий «декаданс» - «модернизм» - «символизм». Философско-эстетические истоки. Эволюция символистской эстетики и поэтики. Кризис символистской эстетической утопии.

Лекция 3. Постсимволистские течения: акмеизм. Преодоление символистского двемирия. Утверждение демократического статуса поэта. Теоретические работы акмеистов.

^ Лекция 4. Искусство авангарда и русский футуризм. Идея радикального отказа от культурной традиции и утопия культурного и социального созидания нового мира и человека. Внутренние противоречия риторики и творческой практики русских футуристов.

^ Лекция 5. Реализм рубежа веков. Проблема человека и среды. Полемический диалог с русской классикой. Трансформация классических способов психологического анализа. Жанрово-стилевые тенденции.

Лекция 6. Модернистские тенденции в прозе. Феномен символистского романа. Соприкосновение с эстетикой и поэтикой экспрессионизма.

Лекция 7. Проза 1910-х годов. Исторический и мифологический планы формально-содержательной структуры. Поэтика сказа.

Лекция 8. Драматургия и театр 1900-1910-х годов. Чеховская традиция. Поиски «новой» драмы.
Практические занятия
^ Цель практических занятий – закрепление лекционного материала, конкретизация теоретических положений на материале творчества отдельных художников. Предметом рассмотрения на практических занятиях могут быть как явления, уже прокомментированные на лекциях, так и предназначенные для самостоятельного изучения.

^ Темы практических занятий


  1. Символистский роман («Мелкий бес» Ф. Сологуба, «Петербург» А. Белого, «Огненный ангел» В. Брюсова, «Христос и Антихрист» Д. Мережковского).

  2. Лирическая трилогия А. Блока.

  3. Импрессионизм в контексте старшего символизма (лирика И. Анненского).

  4. Акмеистская эстетика в ранней лирике О. Мандельштама и А. Ахматовой.

  5. Художественный мир И. Бунина.

  6. Художественный мир М. Горького.

  7. Художественный мир Л. Андреева.

  8. Проза 1910-х годов: Е. Замятин, А. Ремизов.

  9. Проблема этики и психологии героя–революционера в прозе 1900-х годов (Л. Андреев, В. Ропшин).

  10. Сатирическая литература начала ХХ века (А. Аверченко, Н. Тэффи, Саша Чёрный).


^ Самостоятельная работа
Задачи самостоятельной работы студентов:

1) в области научно-исследовательской деятельности студентов

–реферирование монографий о творчестве отдельных писателей или литературном процессе изучаемого периода, необходимых для формирования представлений о современном состоянии научной мысли;

– знакомство с работами теоретического и методологического характера, необходимых для теоретико-методологического самоопределения в собственной научной деятельности;

– развитие творческого потенциала в процессе аналитических исследований.
^ 2) в области педагогической деятельности:

– создание плана (текста) урока в рамках школьной программы по литературе;
3) в области прикладной деятельности студентов

– создание тестов по текстам изучаемого периода;
^ 4) в области проектной деятельности

– создание проектов творческих вечеров, презентаций;

5) в организационно-управленческой деятельности

– посещение и обсуждение театральной постановки по произведениям изучаемого периода;

– организация вечеров поэзии серебряного века.
^ Формы самостоятельной работы студентов над курсом:
Самостоятельная работа над курсом предполагает:

1. Чтение художественных текстов.

2. Освоение научной литературы по отдельным разделам курса.

Форма проверки результатов самостоятельной работы – еженедельные консультации, коллоквиумы.

Образцы заданий для самостоятельной работы:

1. Составить словарь понятий и терминов, которые помогут при изучении литературы модернизма: теургия, декаданс, солипсизм, панэстетизм, неомифологизм, дионисизм.

2. Прочесть в монографии Л.А.Колобаевой «Русский символизм» главы 1,6,7, уточнить соотношение понятий «символ» и «миф» в художественном мышлении символистов.

3. В монографии С.П. Ильева «Русский символистский роман» обратить особое внимание на разделы о художественном пространстве в романах Ф.Сологуба «Мелкий бес» и А.Белого «Петербург».

4. Познакомиться с монографией Л.Г. Кихней «Акмеизм. Миропонимание и поэтика». Обратить внимание на главу «Философия слова и концепция творчества». Сопоставить в этом аспекте эстетику символизма и акмеизма.

5. Прочесть в монографии Р. Дуганова «Велимир Хлебников. Природа творчества» главу 4 («Природа слова, эпос, лирика, драма») – для уяснения жанровой природы хлебниковского творчества.

6. В монографии О.В.Сливицкой «Повышенное чувство жизни: мир Ивана Бунина» прочесть главу 1 «Образ мира» - для уточнения поэтики бунинской внешней изобразительности .

7. Из мемуарной литературы вычленить «сюжеты», связанные с судьбами А.Блока, И.Бунина, А.Куприна, Н.Гумилева, В.Маяковского, и ответить на вопрос: что дает чтение мемуаристики для понимания творчества?

6. Составить примерный текст экскурсии на одну из тем:

– Петербург эпохи символизма;

– Москва эпохи символизма;

– Блоковское Шахматово;

– Бунинские места России.

7. Составить синхронистическую таблицу, содержащую хронологическое соответствие исторических, культурных и собственно литературных фактов изучаемого периода. Образец:

1911г.: Убийство П. а. Столыпина

Балет на музыку И. Стравинского «Петрушка»

Две выставки «Мира искусств»

Премьера «Живого трупа» Л. Толстого в МХТ

Рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет
Реферат представляет собой аналитическое изложение содержания отдельных статей и монографий, касающихся интерпретации произведений изучаемого периода в соответствии с темой, заданной в рамках консультаций преподавателя. Цели работы: 1) усвоение сложившихся в литературоведении представлений о проблематике и поэтике произведений, не представленных в лекциях; 2) формирование навыков анализа специальной литературоведческой и критической литературы для освещения определенной темы. Объем реферата – 7-10 страниц. Требования к содержанию и оформлению письменных работ изложены в Методических указаниях (Томск: ТГУ, 2005. 30 с.);

^ Творческие работы

Творческая работа должна представлять собой самостоятельный анализ конкретных художественных текстов (как обязательных для изучения, так и самостоятельно выбранных). Использование литературоведческих работ обязательно. Смысл творческой работы - формирование навыков анализа художественного текста и определения места того или иного художественного произведения в литературном процессе. Тема работы может быть связана с научными интересами студента. Объем работы – 5-6 страниц.
^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
1. Мотив двойничества в стихотворении И.Анненского «Двойник».

2. Лирический сюжет стихотворений И.Анненского «Смычок и струны», «Старая шарманка» ( одно – на выбор).

3..Мотивы сна-смерти в лирике Ф.Сологуба.

4. Стихийная природа творчества в поэзии К.Бальмонта.

5. Семантика греха в стихотворении З.Гиппиус «Что ест грех?»

6.Сонет в лирике В.Брюсова (анализ стихотворения «Сонет к форме»).

7. Лирический герой и Христос в стихотворении А.Блока «Когда в листве сырой и ржавой…».

8. Символика железной дороги в стихотворении А.Блока «На железной дороге».

9. Анализ одного из стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме».

10. Тема отцеубийства в романе А.Белого «Петербург».

11.Народная демонология в цикле А.Блока «Пузыри земли».

12.Художественное пространство в цикле А.Блока «Страшный мир».

13. Смысл заглавия рассказа Л.Андреева «Жили-были».

14. Семантика «каменного» в цикле О.Мандельштама «Камень».

15. Европейские реалии и топосы в поэзии О. Мандельштама.

16. Поэтика жеста в ранней лирике А.Ахматовой.

13.Диалог в ранней лирике А.Ахматовой.

14. Психологический сюжет стихотворения А.Ахматовой «Бесшумно ходили по дому…».

14.Стихотворение Н.Гумилева «Память»: заглавие и сюжет.

17.Образ толпы в ранней лирике В.Маяковского.

18. Мифопоэтика поэмы В.Хлебникова «Шаман и Венера».

18. Рассказ И.Бунина «Старуха»: целостный анализ.

21.Сюжет юродства в рассказе И.Бунина «Я все молчу».

22.Люди и звери в рассказах А.Куприна.

23.Детективный сюжет в рассказе А.Куприна «Штабс-капитан Рыбников».

24.Логика финала в новелле Бунина «В Париже».

25.Духовное и телесное в повести Е.Замятина «Уездное».

26.Утопия и антиутопия в повести Е.Замятина «Алатырь».

27.Насилие и страдание в романе А.Ремизова «Крестовые сестры».

28.Образы детей в рассказах Л.Андреева.

29. Топос проституции в прозе начала ХХ века («Яма» А.Куприна; «Коновалов» М.Горького; «Тьма» Л.Андреева ( на выбор).

30.Функции ремарок в драме Л.Андреева «Жизнь человека».

31. Темы преступления, наказания, покаяния в драме М.Горького «Старик».

32.Библейский Лазарь и «Елеазар» Л.Андреева. (или –« Иуда Искариот»).

33.Поэтика гротеска в поэзии Саши Чёрного.

34. Женские типы в рассказах А.Аверченко.

35. Женские типы в рассказах Н.Тэффи.

36. Детские персонажи в сатирической литературе начала ХХ века.
^ 5. Образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины используется как традиционная академическая методика (сочетание обзорных и монографических форм изложения лекционного материала), так и другие типы взаимодействия преподавателя и студента (индивидуальные и групповые консультации, коллоквиумы, ролевые игры).

6. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно–методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства могут включать в себя различные типы текущего и итогового контроля качества подготовки в процессе лекционного курса, во время практических занятий и в ходе самостоятельной работы.

Мониторинг предполагает анкету «на входе», то есть до начала лекционного курса. Анкета фиксирует «остаточные», то есть школьные знания о литературе изучаемого периода.

Текущая аттестация качества освоения материала может включать следующие формы предъявления результата:

– терминологические диктанты и предъявляемый в письменном виде индивидуальный глоссарий по отдельным темам (например, «Символизм»), по всему курсу;

– выполнение тестовых заданий (в устной и письменной форме) на практических занятиях, консультациях, коллоквиумах;

– работа над сюжетными или бессюжетными кейсами;

– индивидуальная или коллективная подготовка проектов олимпиады для школьников, сценария творческого вечера, музейной или литературно-краеведческой экскурсии; презентации.


^ ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1. В цитируемых стихотворных фрагментах воплощаются эстетика и поэтика следующих поэтических направлений и течений конца ХIХ- начала ХХ века:

А. Кто, скажите мне, сознанье

Виноградом замутит,

Если явь- Петра созданье,

Медный всадник и гранит ?
Б. Кто это возле меня засмеялся так тихо ? 1.Младосимволизм

Лихо мое, одноглазое, дикое Лихо! 2..Акмеизм

В. Ты горишь над высокой горою, 3. Футуризм

Недоступна в своем терему. 4. Импрессионизм

Я примчуся вечерней порою, 5. Старший символизм

В упоеньи мечту обниму!

Г. Адище города окна разбили

На крохотные, сосущие светами адки.

Д. Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня…

Ответ: (номер и буква соответствующих текстов)- А-2. Б-5. В-1. Г-3. Д-4.
2. Два из перечисленных поэтических циклов созданы И.Анненским.

  1. «Пузыри земли»

  2. «Пламенный круг»

  3. «Жемчуга»

  4. «Шедевры»

  5. «Кипарисовый ларец»

  6. «Прозрачность»

  7. «Тихие песни»


Ответ: 5, 7.
3. В каком символистском романе встречаются данные персонажи: Аблеухов, Дудкин, Лихутин, Липпанченко, Шишнарфне ?


  1. «Мелкий бес»

  2. «Петр и Алексей»

  3. «Огненный ангел»

  4. «Петербург»

  5. «Тяжелые сны»


Ответ: (номер правильного ответа) – 4.
4. Какие из перечисленных авторов включены в этот ряд ошибочно?


  1. Маяковский

  2. Мандельштам

  3. Северянин

  4. Бурлюк

  5. Крученых

  6. Хлебников

  7. Гумилев

Ответ (номера правильных ответов) – 2, 7.
5. Первый абзац романа: «После праздничной обедни прихожане расходились по домам. Иные останавливались в ограде, за белыми каменными стенами, под старыми липами и кленами, и разговаривали. Все принарядились по-праздничному, смотрели друг на друга приветливо, и казалось, что в этом городе живут мирно и дружно. И даже весело. Но все это только казалось». Назвать автора

Ответ: «Мелкий бес» Ф.Сологуба
6. В названиях каких из прозаических произведений изучаемого периода обозначено русское национальное пространство?
Ответ: «Деревня» И.Бунина, «Городок Окуров», «По Руси» М.Горького, «Уездное», «На куличках» Е.Замятина.
7. Выбрать из предложенных определений характерные черты поэтики ранней прозы Е.Замятина:
1.Мифологизация национальной действительности

2.Герой- идеолог

3.Использование сказочных элементов

4.Воссоздание урбанистической цивилизации

5.Сказовое повествование.
Ответ (номера правильных ответов – 1, 3, 5.
8. Перечислить последовательность расположения циклов в составе лирической трилогии А.Блока.

  1. «Пузыри земли»

  2. «Стихи о Прекрасной Даме»

  3. «Город»

  4. «Кармен»

  5. «Родина»

  6. «Страшный мир»


Ответ (последовательность номеров) – 2, 1, 3, 6, 4, 5.
9. Выбрать из предложенного ряда эстетические принципы акмеизма:

1.Преодоление двоемирия

2.Дионисизм

3.Демократический статус поэта

4.Концепция творчества как высокого ремесла

5.Панэстетизм
Ответ (последовательность номеров) – 1, 3, 4.
^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Историческая и культурная ситуация в России на рубеже ХIХ – ХХ веков и особенности литературного процесса.

2. Эстетика «старшего» символизма и лирика З.Гиппиус.

3. Символистский роман: картина мира и мифопоэтика. ( «Мелкий бес» Ф. Сологуба, «Петербург» А.Белого, один из романов Д.Мережковского).

4. Лирика Ф.Сологуба: миф о Недотыкомке, концепция творчества.

5. Поэтика импрессионизма в лирике И.Анненского.

6. Поэзия К.Бальмонта: от старшего символизма к младосимволизму.

7. Эстетика «младшего» символизма и лирика Вяч.Иванова.

8.Лирика А.Белого: от «Золота в лазури» к «Пеплу».

9.Цикл А.Блока «Стихи о прекрасной Даме»: поэтическое воплощение Соловьевского мифа о Вечной Женственности.

10.Второй том лирической трилогии А.Блока: категория стихии.

11.Образ страшного мира в третьем томе лирической трилогии А.Блока.

12.Миф о России в цикле А.Блока «Родина».

13.Поэмы А.Блока: тематика, особенности поэтики.

14.Эстетика акмеизма.

15.Цикл О.Мандельштама «Камень» как поэтическая реализация принципов акмеизма.

16. Лирика А.Ахматовой 1910-х годов: психологизм, поэтика вещности.

17. Эволюция лирического героя Н.Гумилева.

18. Эстетические принципы русского футуризма.

19. Поэзия В. Хлебникова: словесное экспериментаторство.

20. Эволюция лирического героя В. Маяковского.

21. Эстетика И. Бунина и ее воплощение в ранней прозе.

22. Концепция национального характера в прозе И. Бунина.

23. Философские рассказы И. Бунина 1910-х гг.: влияние буддистской философии.

24. Малая проза А. Куприна: проблематика, типология героев, особенности психологизма.

25. Повесть А. Куприна «Поединок»: целостный анализ.

26. Сатирическая литература начала ХХ века (А. Аверченко, Н. Тэффи, С.Черный).

27. Рассказы М. Горького 1890-х гг.: концепция личности, ницшеанские мотивы.

28. Проблемы русского национального характера в прозе М. Горького 1900 – 1910-х гг.

29. Проза Л. Андреева: категории Рока, отчуждения. Библейско-мифологические сюжеты и образы.

30. Роман А. Ремизова «Крестовые сестры»: философия национальной истории, особенности сказа.

^ 7. Учебно–методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Художественные тексты


  1. З.Гиппиус. Лирика.

  2. Мережковский Д. Трилогия «Христос и Антихрист» ( один роман – на выбор).

  3. Сологуб Ф. Лирика. Роман «Мелкий бес»

  4. Брюсов В. Циклы: Юношеское. Это – я. Граду и миру. Третья стража. Венок.

Статья «Ключи тайн».

  1. Анненский И. Циклы: Тихие песни. Кипарисовый ларец.

Статья « О современной лирике». – в кн.: Анненский И «Книги отражений».

  1. Бальмонт К. Циклы: Под северным небом. В безбрежности. Горящие здания. Будем как солнце. Литургия красоты.

  2. Иванов Вяч. Циклы «Кормчие звёзды», «Прозрачность», «Cor ardens».

  3. Белый А. Циклы: Золото в лазури. Пепел. Романы: «Серебряный голубь». «Петербург». Статья «Символизм как миропонимание».

  4. Блок А. Циклы: Стихи о Прекрасной Даме. Распутья. Пузыри земли. Город. Разные стихотворения. Снежная маска. Страшный мир. Родина. Ямбы. Кармен. Поэмы: Соловьиный сад. Возмездие. Двенадцать. Статьи: «Душа писателя». «Стихия и культура». «Крушение гуманизма».

  5. Гумилёв Н. Циклы: Путь конквистадоров. Романтические цветы. Чужое небо. Жемчуга. Колчан. Костёр. Шатёр. Огненный столп. Статья «Наследие символизма и акмеизм».

  6. Ахматова А. Циклы: Вечер. Чётки. Белая стая.

  7. Кузмин М. Циклы: Александрийские песни. Форель разбивает лёд.

  8. Мандельштам О. Циклы: Камень. Tristia. Новые стихи ( 1930 – 1937).

  9. Хлебников В. Поэзия 1910-х годов.

  10. Маяковский В. Лирика. Поэмы: Облако в штанах. Флейта-позвоночник.

  11. Бунин И. Перевал. Эпитафия. Антоновские яблоки. На хуторе. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Сны Чанга. Братья. Весёлый двор. Ночной разговор. Захар Воробьёв. Сверчок. Лирник Родион. Солнечный удар. Лёгкое дыхание. Чаша жизни. Старуха. Цикл «Тёмные аллеи». Роман «Жизнь Арсеньева».

  12. Куприн А. Белый пудель. Дознание. Олеся. Ночная смена. В цирке. Изумруд. Гамбринус. Поединок. Гранатовый браслет. Штабс-капитан Рыбников. Суламифь. Звезда Соломона.

  13. Андреев Л. Петька на даче. Ангелочек. Большой шлем. Бездна. Стена. Молчание. Смех. Ложь. Жизнь Василия Фивейского. Тьма. Рассказ о семи повешенных.. Иуда Искариот. Елеазар. Дневник Сатаны. Пьесы: Жизнь человека. Анатэма ( одну – на выбор).

  14. Горький М. Макар Чудра. Челкаш. Старуха Изергиль. Коновалов. Супруги Орловы. . Городок Окуров. Из цикла «По Руси» ( Рождение человека. Ледоход. Страсти-мордасти. Покойник). Карамора. Жизнь Клима Самгина. Пьесы «На дне», «Старик».

  15. Замятин Е. Уездное. На куличках. Алатырь (два произведения – на выбор).

  16. Ремизов А. Крестовые сёстры.

  17. Ропшин В. (Савинков Б.). Конь бледный.

  18. Арцыбашев М. Санин.

  19. Тэффи Н. Рассказы.

  20. Аверченко А. Рассказы.

  21. Чёрный Саша. Сатиры. Сатиры и лирика.



Рекомендуемая литература
Учебные пособия

Русская литература рубежа веков. 1890 – 1920-е гг. В 2 т.т. М., 2000-2001.

История русской литературы. В 4 т. Т.4. Л., 1983.

Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ века. М., 1975.

История русской драматургии. Вторая половина ХIХ – начала ХХ века. Л., 1987.

Руднев В. Словарь русской культуры ХХ века. М., 1999.

Русские писатели 1800 – 1918 гг. Биографический словарь. М., 1989. Т. 1-4.
Историко-литературные исследования
Колобаева Л. А. Русский символизм. М., 2000.

Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1974.

Ильев С. П. Русский символистский роман. Киев, 1991.

Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.

Бабичева Ю. В. Эволюция жанров русской драмы ХIХ – начала ХХ века. Вологда, 1982.

Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М., 1995.

История русской литературы : ХХ век: Серебряный век. М., 1995.

Максимов Д. Е. Русские поэты начала ХХ века. М., 1986.

Пайман А. История русского символизма. М., 1988.

История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. М., 1995.
Коммуникационное обеспечение
Содержание программы данной учебной дисциплины открыто на сайте факультета; предполагается возможность проведения студенческих интернет–конференций (научного и методического характера), обмена информацией с другими вузами и организациями.
^ 8. Материально–техническое обеспечение дисциплины
Фонд Научной библиотеки ТГУ ( информация на книжных носителях, электронный каталог и электронные ресурсы); лекции с элементами презентации; демонстрация видеопродукции (например, фрагменты кинофильмов или телеверсий спектаклей по произведениям авторов изучаемого периода).


Автор: доцент кафедры истории русской литературы ХХ века Сваровская А. С.
Рецензент (ы)_________________

Программа одобрена на заседании_________________________________________

наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Учёный совет)
от ______ года, протокол №_____

Похожие:

Программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины история мировой культуры
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины б. 11 «Уголовный процесс» Кафедра...
Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины iconУчебная программа дисциплины
...
Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профили «История» «Обществознание»
Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины «Финансовое право»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050400 Социально-экономическое образование
Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «История Канады»
Одобрено Учебно-методическим управлением Школы, для которой разработана программа
Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины
Программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «История международных отношений и внешней политики России»
Одобрено Учебно-методическим управлением Школы, для которой разработана программа
Программа учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины рекреалогия по направлению
Основное внимание уделено методологическим подходам и категорийному аппарату данной учебной дисциплины, рассмотрению специфики реализации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница