Вопросы к экзамену по курсу «Введение в античную литературу»


НазваниеВопросы к экзамену по курсу «Введение в античную литературу»
страница1/8
Дата публикации23.03.2013
Размер0.8 Mb.
ТипВопросы к экзамену
userdocs.ru > Литература > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в античную литературу»
Вопрос: литература Древней Греции: общая характеристика, периодизация.

Ответ: древнегреческая литература разнообразна, философична и отличается разнообразной формой и содержанием, затрагивает различные вопросы. Например, в трагедиях Софокла «Антигона» и «Царь Эдип» рассматривается личная ответственность человека и рока. Поэзия Сапфо воспевает природу, чистую дружбу и любовь. Также греческие авторы затрагивали и политические вопросы. Например, Аристофан критикует греческую демократию в своих комедиях. Именно греческие авторы впервые рассматривают в своих произведениях тему свободы родины. К сожалению, наука обладает лишь поздними копиями этих произведений, созданными средневековыми авторами. Древние сочинения писались на пергаменте. В эпоху средневековья большая часть материалистических сочинений была уничтожена.

Классическому древнегреческому искусству была присуща вера в человека (идеал цельной гармоничной личности). Древнегреческая литература проповедует ценность личности, её свободу и порядок в обществе. Происходит процесс соединения личности и общества, некий закон, которому подчиняются природа и человек, прообраз Бога. Греческие писатели видели свою миссию в построении души человека (важный образ – писатель-пророк). Античный герой – человек в наивысшем смысле. Он подчиняет себе и радость, и страдания, так как жизнь состоит из того и другого.
Периодизация древнегреческой литературы:


  1. Доклассический (архаический) период – конец II тысячелетия до н.э. – I треть I тысячелетия до н.э. Период разложения первобытно-родового строя. В этот период господствует устное народное творчество. Литература этого периода не дошла до нас, известна лишь по памятникам поздней античной литературы. Целиком дошли опубликованные VI веке до н.э. и созданные в VIII веке до н.э. поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

  2. ^ Эллинский (классический) период – VII – конец IV века до н.э., период развития полисов. В связи с развитием внутреннего мира человека появляются различные формы лирики, драмы, прозы (Пиндар, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Платон, Аристотель, Демосфен, Менандр и др.).

  3. ^ Эллинистический период – III век до н.э. – I век н.э. Время ослабления творческих сил народа и преобладания изысканных форм в искусстве. Дифференциация субъективной жизни человека (появление личной жизни), деградация классической литературы, хотя этот процесс продолжается до IV века н.э. Возникновение нового литературного жанра – идиллии, появление буколической (пастушеской) поэзии (Каллимах, Теокрит, Филет, Аполлоний Родосский).

  4. ^ Императорский (эллинистическо-римский) период – I – V век н.э., время римского господства. Период заканчивается переходом к феодальному строю: возникновение новых христианско-византийских традиций (Лукиан, Плутарх), развитие греческого романа.


Вопрос: основные черты мифологического сознания как типа мировосприятия древних греков.

Ответ: миф создан, для того чтобы люди познавали окружающую действительность. В мифах отображались нравственные идеи народа. Живые существа в мифах – своего рода обобщение. Герои греческих мифов антропоморфны. Эллины считали, что никто не может быть ужасней, благородней и прекрасней человека. Человек сложен и противоречив, поэтому греки перенесли человеческие качества на своих богов и героев. Многие боги родились от союза смертной женщины и бога. Боги страстны и порочны, как и люди. В мифах отразились представления древних греков о жизни и о мире. Античный миф основан на непосредственно-чувственном восприятии мира и обобщении этого восприятия в целостное единство. После этого добавлялся художественный вымысел. Древнегреческая мифология – неоспоримый предмет реальности и веры. Античный миф отличается от сказки, так как сказка – продукт народного творчества. Она сознательно продуцирует общественные идеи. Вера в сказку условна, в рамках своеобразной игры. Все знают, что это вымысел. Чудеса, населяющие миф, превосходят всякую чудесность сказки, впоследствии снабжая её материалом чудесности. Но чудеса для мифа не условны. Миф не существует без мышления, но мышление разрушает миф. Отсюда их вечная борьба. Греческая мифология развивается с общественно-родовой формацией, поэтому она не может быть представлена как устойчивая картина.
Вопрос: древнегреческая мифология: основные периоды развития.

Ответ:

Основные периоды развития древнегреческой мифологии:


  1. Хтоническая мифология (мифология матриархата) – период в развитии мифологии, когда мир и природа воспринимались одушевлённым, физическим телом. Так как человек видит землю и небо, земля становится одушевлённой, она всё рождает и питает, в том числе и небо.

  2. Фетишизм – период поклонения фетишам, сосредоточиям магической или демонической живой силы. В это время создаётся много фетишей, посвящённых богам и героям. Богине Лето – матери Аполлона и Артемиды – посвящён фетиш в виде полена на острове Делос. Фетишами могли быть предметы, растения и животные, а также любые предметы, созданные человеком (Ахилл излечивает рану Телефа своим копьём). Фетишами могут быть части человеческого тела.

  3. Анимизм – период одушевления, возникающий тогда, когда человек начинает создавать предметы. Фетиш делится на сам предмет и на «демона вещи» (миф о Мелеагре). Древние анимичные демоны представлены в беспорядочном виде (тератология – «век чудовищ и страшилищ», символизирующих силы земли) – Тифон, Пифон, Ехидна, Цербер, Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Медуза Горгона, Эриннии (богини мщения).

  4. ^ Классический период – наступает с эпохой патриархата. Верховным богом становится Зевс. Боги побеждают чудовищ.

  5. Период позднего героизма – возникновение героев, вступающих в состязание с богами. Для этого периода характерны мифы о родовом проклятии.

  6. ^ Самоотрицание мифологии – происходит разрушение мифологического восприятия мира (миф о Прометее).


Вопрос: «Илиада» и «Одиссея» Гомера: особенности сюжета и композиции.

Ответ: «Илиада» и «Одиссея» – первые памятники античной литературы, созданные Гомером. ^ Гомеровский вопрос – вопрос об авторстве. Гомер считается легендарным поэтом, потому что о нём нет достоверных сведений. Существуют девять биографий поэта, но предполагается, что он родился в городе Смирна на острове Хиос. Нет точных сведений о времени жизни Гомера: XII –VI века до н.э. В настоящее время история создания поэма представляется следующим образом: 1два ионийских рапсода (Ярхо), 2Гомер – один автор, но поэмы были написаны в разное время («Илиада» – в молодости, «Одиссея» – в старости) – Гордезиани. Им были использованы древнегреческие мифы о могуществе микенских царей, о походе их на Трою, о скитаниях и возвращении мужа – участника Троянской войны. Впервые поэмы были записаны в VII веке до н.э., когда в Греции начали писать на папирусе, в Афинах в VI веке (редакция Писистрата) – Цицерон.

Основные черты гомеровского эпоса:

«Илиада» (сюжет, композиция, особенности эпического повествования и стиля)


  1. Героический эпос возник на ранних ступенях социальной дифференциации и государства, так как для эпоса требовалось выделение личности из общины при сохранении родовых связей;

  2. Героический эпос опирается на традицию фольклора;

  3. Сложение эпического повествования в течение нескольких столетий, объединявшего отклики на реальные события, отстоящие далеко друг от друга. Отсюда – совмещение исторических реалий, принадлежащих различным временным слоям. Эпос«примат общего над индивидуальным» (Лосев). Это находит отражение в эпической фабуле. Эпос содержит народную поэтическую концепцию исторического прошлого, коллективный патриотический пафос. Эпос всегда историчен, так как выражает народный взгляд на историю. При этом неважно, используются ли мифологические или исторические образы.

  4. Концентрация действия вокруг какого-нибудь военного события из прошлого. Это действие в глазах следующего поколения принимает общенародное значение.


«Илиада» – образец героического эпоса. В ней описываются события на десятый год Троянской войны. При этом попутно сообщается о многих событиях первых девяти лет войны. Эта черта героического эпоса реализуется в «Илиаде» очень своеобразно, что говорит о наличии творческой манеры автора. Фабула «Илиады» ограничивается гневом Ахилла, и в пределах этого эпизода развивается действие. Циклу песен такая манера несвойственна. Цель Гомера – описание Троянской войны. Используется лишь один эпизод, посредством включения других эпизодов создаётся картина Троянской войны. Гнев Ахилла – плод фантазии Гомера, хотя в мифах был такой мотив. Творческой задачей, а не компиляцией можно объяснить некоторые особенности повествования, в которых учёные видят противоречия (поединки и события, которые не могут быть отнесены к десятому году осады Трои – поединок Париса и Менелая, описание кораблей, смотр со стены). Желание поэта символично осмыслить весь ход войны, двоякость построения действия.
Задачи двойного построения:


  1. Развить связанную с темой гнева единую фабулу поэмы;

  2. Вызвать ассоциации значимых явлений всей войны;


Уже эпическое вступление показывает картины Троянской войны (принцип интенсификации мотивов). Он последовательно реализуется во всей «Илиаде». Каждая песнь композиционно закончена. В «Илиаде» показано 50 (про другим версиям – 49) дней войны. «Илиада» – кульминация войны. Завязка событий определяется решающими эпизодами войны (гибель Патрокла и поединок Ахиллеса с Гектором). Для композиции поэм характерен принцип симметрии: это отражается на всех уровнях поэмы. Доминирующие композиционные приёмы – круговая композиция (симметричное распределение частей вокруг центра) и параллельное деление. Симметрия композиции имеет не формальный характер, а теснейшим образом связана с концепцией развития поэтики конфликта.

«Одиссея» - возвращение на Родину после десяти лет скитаний одного из значительных героев Троянской войны. По ходу действия поэмы становится известным о том, что произошло в промежутке между окончанием «Илиады» и началом «Одиссеи» (гибель Ахилла, подвиги его сына Неоптолема, деревянный конь). О деревянном коне поёт поэт Демодок. Сам Одиссей, явившись в облике нищего в собственный дворец, выдаёт себя за участника Троянской войны. «Одиссея» сообщает не обо всех событиях после смерти Гектора, эпизоды из истории Троянской войны были широко известны аудитории и рассказывались профессиональными сказителями (киклические поэмы – «Разорение Илиона», «Малая Илиада», «Возвращение»). Сходство между «Одиссеей» и «Илиадой» в общности единого героя, вокруг которого строится повествование (Ахиллес и Одиссей). Сочетание трёх фольклорных мотивов + волшебство придают «Одиссее» иной характер, нежели в «Илиаде». Героическое прошлое присутствует лишь в воспоминаниях. Одиссей – неоднозначная фигура. Происхождение его имени неизвестно. Считается, что он один из местных героев догреческого прошлого. Эпитеты Одиссея: многоумный, многохитрый, очень изобретательный. Все эти эпитеты в меньшей степени востребованы в «Илиаде». «Одиссея» – бытовая, сказочно-приключенческая эпопея. Её характерной чертой является чёткий композиционный рисунок.
Вопрос: проблема характера и психологизма в гомеровском эпосе. Эволюция типа героя от «Илиады» к «Одиссее».

Ответ: Ахилл (Ахиллес), сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды, храбрейший из ахейских витязей, является центральной фигурой «Илиады». Он «кратковечен», ему суждена великая слава и скорая смерть. Ахилл изображен настолько могучим героем, что троянцы не смеют выйти из стен города, пока он участвует в войне; стоит ему появиться, как все прочие герои становятся ненужными. «Гнев» Ахилла, его отказ участвовать в военных действиях, служит, таким образом, организующим моментом для всего хода действия поэмы, так как лишь бездействие Ахилла позволяет развернуть картину боев и показать весь блеск греческих и троянских витязей. Центральная роль главного героя выдвинута в «Одиссее» резче, чем в «Илиаде», где одним из организующих моментов поэмы являлось отсутствие Ахилла, его безучастное отношение к ходу военных действий. В то время как фольклорная песня обычно сосредоточивает внимание на небольшом количестве действующих лиц, зачастую бледно охарактеризованных, гомеровские поэмы развертывают обширную галерею индивидуальных характеров. Гомеровские характеры, несмотря на многочисленность выведенных фигур, не повторяют друг друга. Надменный Агамемнон, прямодушный и смелый Аякс, несколько нерешительный Менелай, пылкий Диомед, умудренный опытом Нестор, хитроумный Одиссей, глубоко и остро чувствующий и осененный трагизмом своей «кратковечности» Ахилл, легкомысленный красавец Парис, стойкий защитник родного города и нежный семьянин Гектор, отягощенный летами и невзгодами добрый старец Приам – каждый из этих героев «Илиады» имеет свой выпукло очерченный облик. Такое же разнообразие наблюдается в «Одиссее», где даже буйные «женихи» получают индивидуализованные характеристики. Индивидуализация распространяется и на женские фигуры: образ жены представлен, в «Илиаде» Гекубой, Андромахой и Еленой, в «Одиссее» Пенелопой, Еленой и Аретой, — и все эти образы совершенно различны; однако при всем разнообразии индивидуальных характеров, персонажи греческого эпоса не противопоставляют себя обществу, остаются в рамках коллективной этики. Воинская доблесть, доставляющая славу и богатство, стойкость и самообладание, мудрость в советах и искусство в речах, воспитанность в отношениях с людьми и почтение к богам, — все эти идеалы родовой знати стоят незыблемо для гомеровских героев, вызывая между ними постоянное соревнование.

Индивид уже выделился внутри родового коллектива, но еще не оторвался от него, и это пробуждение индивида получило у Гомера свежее, реалистическое изображение.

Еще Гегель заметил, что гомеровский индивид свободен, и над ним не тяготеет аппарат государственного принуждения. «Все то, что позднее становится твердой религиозной догмой или гражданским и моральным законом, остается еще вполне живым умонастроением, не отделимым от отдельного индивидуума, как такового». В изображаемом у Гомера обществе, по словам Энгельса, «не существовало еще отделенной от народа общественной власти», и герой чувствует себя самостоятельным даже тогда, когда он следует нормам родовой морали. Личность и общество не находятся в противоречии друг с другом, и это придает гомеровским фигурам цельность и яркость индивидуального облика.

Однако при всей жизненности и человечности гомеровских образов, они статичны, и им недоступно внутреннее развитие. Характер героя твердо зафиксирован в немногих основных чертах и показан в действии, но в ходе этого действия он не меняется. Анализа внутренних переживаний в греческом эпосе мы не находим. Когда герой охвачен противоречивыми чувствами и, наконец, принимает решение, поэт еще не умеет мотивировать это решение. Характерным образцом этого может служить сцена в 1-й книге «Илиады», когда разгневанный Ахилл колеблется, вынуть ли ему меч и убить Агамемнона или сдержаться. Он уже извлекает меч, но затем опускает его обратно в ножны. Для того чтобы мотивировать эту смену настроений, поэту понадобилось «божественное» вмешательство: к Ахиллу незримо является богиня Афина и побуждает его к спокойствию. Переживания героев просты и наивны как по содержанию, так и по способу своего выражения, и художественная яркость гомеровских образов неразрывно связана с их примитивными чертами. Позднейший читатель легко заполняет своим внутренним содержанием эти переживания, не раскрытые древним художником, но правильно зафиксированные в их внешних проявлениях.

Вопрос: особенности эпического стиля и эпической картины мира в гомеровских поэмах.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Вопросы к экзамену по курсу «Введение в античную литературу» iconВопросы к экзамену по курсу «Введение в языкознание»
Различия между звуком и фонемой, фонетикой и фонологией. Основные понятия фонологии
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в античную литературу» iconВопросы к экзамену по курсу "Криминалистика"
Примерные вопросы к экзамену по курсу "Криминалистика" специальность 021100 "Юриспруденция"
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в античную литературу» iconТ. В. Игнатова Е. Н. Максимова
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Госстандарта и включает программу курса, планы семинарских...
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в античную литературу» iconТесты по курсу «Криминология» Контрольные вопросы к экзамену
Примерный перечень тем и методические рекомендации для выполнения курсовых и дипломных работ по курсу «Криминология»
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в античную литературу» iconВопросы к экзамену по курсу «Экономика»

Вопросы к экзамену по курсу «Введение в античную литературу» iconВопросы к экзамену по курсу «Социология»

Вопросы к экзамену по курсу «Введение в античную литературу» iconВопросы по курсу «Радиожурналистика»
Радио тоталитарного государства. Национализация и реорганизация радиовещания, введение цензуры
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в античную литературу» iconВопросы к экзамену по курсу «Общая психология»
...
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в античную литературу» iconЗадача Клиническая нейропсихология
Мои великолепные ответы на самые коварные вопросы экзаменаторов по курсу «Введение в нейропсихологию»
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в античную литературу» iconВопросы к экзамену по курсу «Мировая политика» (профессор Васецкий Н. А.)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница