Ж. Ф. Верещагина русский язык и культура речи


НазваниеЖ. Ф. Верещагина русский язык и культура речи
страница1/5
Дата публикации24.03.2013
Размер0.75 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Литература > Конспект
  1   2   3   4   5


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»



Кафедра русского языка
Ж. Ф. Верещагина

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспект лекций
Для всех специальностей Университета


Санкт-Петербург

2008

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд.пед. наук, доц^ . Ж.Ф. Верещагина


Рецензент

д-р филос. наук, проф. Е.А. Гусева


Подготовлено на кафедре

русского языка


Одобрено научно-методическим советом СПбГИЭУ
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

© СПбГИЭУ, 2008

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………5
Раздел I. Три аспекта культуры речи………………………….5

Тема 1.1. Речевое взаимодействие………………………………..5

Тема 1.2. Нормативный аспект культуры речи…………………11

Тема 1.3. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи………………………………………………………14
Раздел 2. Русский язык, формы его существования, основные единицы……………………………………………………………17

Тема 2.1. Русский национальный язык и его высшая

форма – литературный язык……………………………...17

Тема 2.2. Основные единицы языка………………………………21

Раздел 3. Функциональные стили………………………………27

Тема 3.1. Понятие о функциональных стилях……………………27

Тема 3.2. Научный стиль…………………………………………..31

Тема 3.3. Официально-деловой стиль…………………………….33
Тестовые задания…………………………………………………35
Заключение…………………….…………………………………62
Список литературы……………………………………………….64
Терминологический словарь………………………………………66
Приложение Извлечение из рабочей программы дисциплины…80

Введение
Конспект лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов специальностей и на основе рабочей программы дисциплины.

Конспект лекций состоит из трех разделов и тем, содержание которых в целом охватывает круг вопросов, составляющих предмет названной учебной дисциплины.

К конспекту прилагается терминологический словарь, в котором перечислены ключевые слова, составляющие понятийный аппарат учебного предмета, а также новая литература по разделам курса.

Темам соответствующего раздела учебного предмета предпослана справка о знаниях, которые переданы студентам и закреплены как гуманитарная составляющая их профессиональной подготовки.

Представленный в конспекте учебный материал рассчитан на студентов всех специальностей. Знания, составляющие содержание соответствующих тем, требуют большего объема часов по сравнению с отведенными учебным планом. Это дает возможность преподавателям, в случае их обращения к разработанному конспекту, выстраивать структуру курса и логику изложения учебного материала в соответствии со спецификой соответствующей специальности и собственными научными предпочтениями. Последнее обстоятельство представляется весьма важным в свете активизации творческих усилий и потенции преподавателя, без которых высокий уровень профессиональной подготовки студентов, как представляется, вряд ли возможен.
Раздел 1. Три аспекта культуры речи
Тема 1.1. Речевое взаимодействие
Изучив материалы, Вы сможете:

-определить понятие «язык»;

-выяснить модификации языка под влиянием процессов, происходящих сегодня в мире;

-узнать чем отличается язык животных от языка человека;

-определить понятие «национальный язык»;

-выяснить связь между языком и национальной культурой.
^ ЛЕКЦИЯ №1
Язык является средством взаимодействия людей, механизмом общения между ними.

Слово «язык» имеет в русском языке несколько значений:

  1. Язык – часть тела человека, имеющая определенное физиологическое предназначение.

  2. Язык – средство человеческого общения.

  3. Язык – инструмент речи.

  4. Язык – любая знаковая система.

  5. Язык – стиль речи.

Изучение языка современного человека, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется – очень важная и актуальная задача.

Каждый образованный человек должен научиться оценивать языковые возможности свои и собеседников, чтобы в той или иной ситуации оказаться способным использовать все речевое богатство своего родного языка.

В современных условиях язык граждан привлекает все большее внимание журналистов, ученых разных специальностей. Он становится предметом острых и частых диспутов и дискуссий на всех уровнях.

События политического, социального и экономического характера второй половины XX века привели язык в состояние, которое характеризуется рядом специфических характеристик:

  1. Расширяется состав участников массовой и коллективной коммуникации. Новые слои населения приобщаются к пиарной практике, прямо или косвенно прикасаются к ораторской деятельности.

  2. В средствах массовой информации значительно ослаблен государственный и профессиональный контроль за использованием языка в целях общения.

  3. В средствах массовой информации и сфере бизнеса, менеджмента возросла роль языка в таких его формах как диалог.

  4. Расширяется сфера и возможности спонтанного, никем не контролируемого общения.

  5. Меняются языковые параметры общения, которое все более предполагает обратную связь при деловом языковом партнерстве.

  6. Ослабляется официальное публичное языковое общение. Появляется многообразие видов и жанров социальной коммуникации, основанной на использовании языка, как основного механизма коммуникации.

  7. Возрастает негативное отношение к языковым штампам и моделям прошлого, которое связывается в памяти общества с идеологическим режимом советской власти.

  8. Во всех слоях общества возрастает стремление выработать некие языковые средства, понятные и доступные представителям любой специальной группы.

  9. Из языкового прошлого возвращаются некоторые языковые формы, которые были отвергнуты в эпоху тоталитаризма.

Свобода и раскрепощенность социально-экономических действий повлекли за собой языковые модификации. Они обнаружили себя в расшатывании языковых норм, в языковой вариативности, не всегда соотносимой с литературными нормами.

Способность языка выражать мнения, суждения, оценки, идеи и тому подобные результаты интеллектуальной работы человека отличают язык человека от языка животных.

Язык животных – это система сигналов, передающих реакции животных на соответствующие обстоятельства их жизни в данной конкретной ситуации.

Человек в отличие от животных обладает способностью не только произносить отдельные звуки, характерные для животных, но и соединять отдельные звуки, обозначая тем самым довольно сложные объекты и явления окружающей действительности.

Существует теория, в соответствии с которой, язык человека произошел из подражания человека звукам, которые он слышал от животных. Это так называемая звукоподражательная теория происхождения языка человека.

Кроме живого человеческого языка имеют место и искусственные языки, которые созданы человечеством для взаимодействия в определенных и специфически ограниченных сферах общественной и профессиональной жизни. К этим языкам можно отнести язык Морзе, язык эсперанто и пр.

В различных сферах жизни человеческого общества существуют свои соответствующие языки. В этой связи имеет смысл говорить о языке кино, языке музыки, языке театра и т.д.

От всех прочих языков живой разговорный человеческий язык отличается стихийностью и неограниченностью использования.

Язык является объектом изучения и исследования такой науки как лингвистика или языкознание, языковедение.

Круг проблем, входящих в данную научную область, вытекает из всех свойств и особенностей, которые свойственны языку и речи.

Языкознание делится на две области. Первая – общее языкознание, вторая – частные универсальные свойства языка.

Ключевыми понятиями лингвистики являются:

-грамматика,

-этимология,

-пунктуация,

-орфография,

-орфоэпия.

Язык является важнейшим центральным признаком национальной принадлежности человека.

Национальную принадлежность человека мы всегда определяем по тому, каким языком он владеет.

Понятие национальный язык неразрывно связано с понятием нация и национальная культура.

Национальный язык является инструментом сохранения, передачи и создания национальной культуры.

Сам национальный язык является важнейшим элементом национальной культуры.

Речь человека является сложнейшей психической деятельностью.

Речь относится к психическим свойствам человека и является, поэтому, одним из ключевых понятий психологии, важнейшим элементом, предметом и объектом ее изучения, исследования.

Речь всегда связана с мышлением, вне его она существовать практически не может, так как речь – это словесное оформление результатов мыслительной, интеллектуальной деятельности человека. В этом отличие, в частности, речи от языка. Язык, как механизм речи, не всегда связан с мышлением.
^ ЛЕКЦИЯ №2
Мышлению принадлежит огромная роль в познании человеком окружающего мира. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта и ощущений, и восприятия. Благодаря мышлению мы можем знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть такие явления, которые в данный момент не существуют.

Мышление воспринимает и перерабатывает информацию, которая заключена в речи, и на свет появляются результаты мыслительной деятельности человека. Мышление нормального человека неразрывно связано с речью.

Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи.

Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя.

Мышление всегда происходит в речевой форме.

В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Мыслительная деятельность всегда сопровождается речью.

В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. В этих полушариях образуются второсигнальные временные нервные связи, опирающиеся не первосигнальные связи.

Первосигнальная система – это физиологический ответ на какой-то словесный раздражитель, полученный из внешней или внутренней среды.

Второсигнальная система – это тоже физиологическая реакция человека на раздражитель среды, но в роли этого раздражителя выступает уже слово. Учение об этих двух системах разработал выдающийся русский ученый Павлов.

Слово, которое мы воспринимаем ухом или глазом, действует на нас как сильный раздражитель внешней среды.

Любое высказанное или написанное слово означает для человека некое обобщенное понятие, которое обнажает суть предмета, объекта. Представление о них заложено в нашем положительном или отрицательном опыте. Поэтому, воспринимая то или иное слово, мы начинаем реагировать на него, а это значит, что в нашем организме начинают происходить сложнейшие биохимические и электрические процессы, которые приводят в действие нервную систему. Эта нервная система запускает в работу мозг. В результате мы имеем мыслительный процесс, результаты которого обнаруживают себя в речи.

Речь человека – это ответ организма не внешний или внутренний раздражитель вербальный или не вербальный.

В коре левого полушария головного мозга имеются три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.

Слуховой центр называется центр Вернике. Он обеспечивает понимание воспринимаемых слов.

Двигательный центр речи называется центр Брока. Он обеспечивает произнесение слов.

Зрительный центр отвечает за понимание письменной речи.

Выделенные психологией центры речи не меняют общую картинку, так как в основе речевой деятельности лежит деятельность коры головного мозга в целом, и эта деятельность объединяет работу всех трех названных центров.
Контрольные вопросы:


  1. Что мы понимаем под речью?

  2. В рамках какой науки изучается речь?

  3. Как связаны речь и мышление?

  4. Как называются центры речи человека?

  5. Каков механизм образования речи?

  6. Что мы вкладываем в понятие «язык»?

Тема 1.2. Нормативный аспект культуры речи.
Изучив материалы, Вы сможете:

-познакомиться с нормативными аспектами культуры речи,

-выяснить специфику речевого взаимодействия людей,

-определить сходство и различие между языком и речью,

-убедиться в значении речи в общении между людьми,

-узнать о нормах речевой культуры.
^ ЛЕКЦИЯ №3
Язык и речь тесно связаны между собой, но они не тождественны. Нельзя поставить знак равенства между языком и речью.

Язык является инструментом речи, механизмом ее возникновения.

Речь, как результат мыслительной деятельности человека, управляет языком, заставляя его действовать в соответствии с решением мозга.

Функция речи вытекает из ее тесной связи с психологией и психологическими свойствами человека.

Речь, как сложнейшая психологическая деятельность человека, имеет следующие функции:

  1. Коммуникативная – содержание и формы общения с людьми.

  2. Психологическая – передача и восприятие психологических свойств человека.

  3. Интеллектуальная – связь с мышлением. Речь – инструмент мышления.

Речевая деятельность – это форма социальной активности человека и форма проявления общественной сути человека.

Главными характеристиками речи являются сознательность и целенаправленность.

Действия, поступки, деятельность человека – все это обнаруживается в речи и воспринимается через речь.

Функции языка исторически сложились и закрепились. Они следующие:

-коммуникативная,

-организация знаний,

-номинативная,

-религиозно-культовая,

-эстетическая,

-психолого-терапевтическая,

-эмоционально-чувственная.
^ ЛЕКЦИЯ №4
С помощью языка организуется устная и письменная речь. При рассмотрении устной речи мы сталкиваемся с понятием фонетическая система языка. Фонетическая или звуковая система языка имеет следующее строение:

- Фонема – отдельный (один) звук,

- слог – два или более фонем,

- фонетическое слово – объединение слогов единством ударения,

- речевой такт – объединение фонетических слов с помощью единой интонации,

- фраза,

- устная речь.

При рассмотрении письменной речи мы сталкиваемся с понятием морфологическая или знаковая система. Она имеет следующее строение:

- морфа – один отдельный знак;

- морфема – минимальное количество морф, имеющее содержательный смысл;

- морфологическое слово;

- предложение – сумма морфологических слов;

- текст.

Общность происхождения, исторически закрепившаяся, объединяет языки в группы или семьи. Это объединение стало возможно в силу определенных причин.

Первая – исторически закрепившаяся территориальная общность людей.

Вторая – морфологические и фонетические особенности языка.

Третья – исторические, социально-экономические и политические изменения и потрясения, происходящие в мире.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Ж. Ф. Верещагина русский язык и культура речи iconКоллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник
«Русский язык и культура речи». Мотив очевиден: коммуникативная компетенция многих выпускников нефилологических вузов, в которых...
Ж. Ф. Верещагина русский язык и культура речи iconТемы рефератов. Актуальность изучения дисциплины «Русский язык и...
Актуальность изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в системе высшего образования
Ж. Ф. Верещагина русский язык и культура речи iconПлан лекции Понятие о культуре речи. Правильность как качество грамотной...
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие – Ростов-на-Дону, 2001
Ж. Ф. Верещагина русский язык и культура речи icon3. Стили речи. Современный русский литературный язык полифункционален....
Русский национальный язык – это общенародный русский язык. Он охватывает все сферы
Ж. Ф. Верещагина русский язык и культура речи iconВопросы по курсу «Русский язык и культура речи»

Ж. Ф. Верещагина русский язык и культура речи iconО. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ....
Единому государственному экзамену (егэ), и включает в себя материалы по трем содержательным разделам школьной программы: "Синтаксис",...
Ж. Ф. Верещагина русский язык и культура речи iconАлмазова А. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие
Речь – явление не только лингвистическое, но и психологическое и эстетическое. Коммуникативные качества речи во многом зависят от...
Ж. Ф. Верещагина русский язык и культура речи iconПигарева Т. П., Муратова М. Д. Русский язык и культура речи: учебно-методический...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ж. Ф. Верещагина русский язык и культура речи iconМетодические указания для межсессионного периода по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Предмет и задачи курса. Функциональ­ные разновидности современного русского языка
Ж. Ф. Верещагина русский язык и культура речи iconРоссийской федерации
Е. П. Симонова. Русский язык и культура речи: Учебные материалы по дисциплине (для аудиторной и самостоятельной работы студентов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница